Вскоре возвратились старцы Леонид и Адриан. Леонид подошел к дубу первым и стал тихим голосом звать: «Адриан, Адриан, подойди сюда и посмотри. Послала нам Богородица хлеб и рыбу!» (РГБ. Унд. 273. Л. 14 об.) Старец Адриан, подойдя к дереву, воздел руки к небу и произнес молитвы, которые всегда читают при совершении монастырского чина Панагии, завершающего трапезу: «О велико имя Пречистой Троицы! Пресвятая Госпоже Богородице, помогай нам, нищим рабам!» Не переставая удивляться, преподобный Адриан обратился к Богородице с благодарственной молитвой: «Мы, рабы твои, искали в этом диком лесу «высочайшего места» (избранного свыше. – Е. Р.), где нам поселиться. Ты же, Царица, захотела на этом естественном месте быть и нам помогать, послав свой хлеб и рыбу». После такой молитвы преподобные отцы воспели всю катавасию Богородице (ирмос, который поется в конце песен канона всеми сообща): «Преукрашенна Божиею славою» (Там же. Л. 14 об.– 15) и приступили к чудесной трапезе, после чего начали строить кельи. Так возник монастырь преподобного Адриана Пошехонского. Преподобный, не знавший тогда всей предыстории появления хлеба и рыбы под иконой, был несомненно прав, оценив это как чудо. При всей своей бытовой реальности история носила явно чудесный характер. Белосельцы, как показала жизнь, имели довольно жестокий и корыстный характер (в конце концов они и убили преподобного Адриана, о чем речь пойдет ниже); должно было произойти чтото невероятное, чтобы они не только не похитили икону, а еще оставили под ней дары для незнакомых пришельцев. Получив твердое уверение в особой Богоизбранности места, подвижники под страхом смерти не хотели его покидать и были готовы к любым трудностям. Местность, где стоял монастырь преподобного Евфросина Псковского, с практической стороны была крайне неудобна для строительства обители. Река, разделявшаяся здесь на рукава, с двух сторон теснила монастырь. Поэтому, когда умножилось число братии, строить новые кельи оказалось негде. Иноки часто говорили преподобному, чтобы он поискал более подходящее место, но преподобный всякий раз отказывался. Когда теснота стала невыносимой, преподобный Евфросин предложил братии срыть холм, на котором стоял монастырь, и засыпать этой землей один из рукавов реки. «И было слово святого великим делом». Монахи на своих плечах носили корзины с землей и засыпали реку. «С тех пор, – говорит автор жития, – течет та река одним руслом, а другое русло стало сушей посреди обители» (ПДПИ. Τ. 173. С. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1932 Под «пришествием» Адриан, очевидно, подразумевает Второе пришествие Господа Иисуса Христа, употребляя соответствующее слово из Нового Завета (παρουσα). При этом он указывает на «гиперболичность» речи пророка, но «гипербола» заключается здесь не в преувеличении (скорость – полет), а, наоборот, в том, что смысл речи как меньшее, указывает в сторону действительности как большего (полет на крыльях – мгновенное явление славы Христа по всей земле; Ср. Мф 24:27 ). Поэтому термин περβολικς уместнее всего перевести «по превосхождению», аналогично смыслу слов апостола Павла: τι καθ’ περβολν δν μν δεκνυμι (l Кор 12:31). 1933 Адриан цитирует с поправкой по евр. тексту: в Септуагинте фрагмент оканчивается словами «раздавил их как прах». 1934 Букв.: «как философствовали внешние» (ο ξω φιλοσφησαν), т.е., по всей видимости, поэты и грамматики. 1935 Адриан воспроизводит текст LXX, в том числе слово σωρηχ, точнее, по Ватиканскому кодексу – σωρηκ (), видимо, сохраненное переводчиком как название сорта винограда. 1936 Букв.: «от обыкновений» или «от нравов» (π εθν). Подразумеваются не нравственные качества, а проявления эмоций, в отличие от п. 3, где речь идет о приписывании Богу самих эмоций. 1937 Это речение σρξ μου ξ ατν многие толкователи понимали как пророчество о Христе, взявшем плоть от евр. народа; св. Кирилл Александрийский сохранил также историческое толкование: «плоть моя удалилась от них, т.е. пророк далек от Израиля» (см. прим. П.А. Юнгерова к пер. Малых пророков LXX, ad loc). Адриан представляет особую традицию понимания: поскольку пророк говорит от лица Бога, то и плоть приписывается Богу, хотя, разумеется, только в пророчественном смысле. По контексту наиболее подходящее значение – «плоть их от Меня». Подобные конструкции в греч. литературе возможны: напр., «труды плодов твоих» (τος πνους τν καρπν σου, Пс 127:2 ), вместо «плоды трудов твоих»; у Вакхилида: «к обильному яству дома» (Аф. Пир. V. 178Ь), вместо «к дому, обильному яством». Сам Адриан указывает на них во второй половине параграфа IV. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

В рукописных святцах о нем сказано, что «преподобный Лаврентий, игумен Комельский, ученик преподобного Корнилия, преставился в лето 7000». В житии преподобного Корнилия (под 19 мая) говорится, что Лаврентий был подвижник, постник и молитвенник, строго соблюдал устав Корнилия в обители и скончался спустя десять лет после аввы. Май 17 Адриан Ондрусовский, преподобномученик Преподобномученик Адриан (в миру дворянин Андрей Завалишин) — владелец богатого имения (Андреевщины) в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского († 30 августа/12 сентября 1533 г.). Во время охоты на оленя в 1493 году он случайно встретил преподобного Александра Свирского и после этого часто приходил к нему слушать наставления. Впоследствии он доставлял хлеб его сподвижникам. Оставив имение, он постригся в Валаамской обители с именем Адриан. Через несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера. Там был построен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Напротив поселения иноков, в дремучем лесу острова Сала (дебрь) укрывалась шайка разбойников под предводительством Ондруса. Встретившись с преподобным, атаман потребовал, чтобы иноки покинули свое место. Преподобный Адриан, не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, обещал атаману ходатайствовать за него перед Богом. Разбойник смеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что атаман смягчился и сказал: «Живите». Этот атаман вскоре попал в плен к другой шайке, прятавшейся неподалеку на каменистом Сторожевском мысу. Несчастный знал, что после страшных истязаний его ожидает смерть, и горько раскаивался в прежней жизни. Вдруг он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», — и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Пораженный, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашел всех подвижников на псалмопении. Оказалось, что преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставленный в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и разбойник другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг с именем Киприан. А впоследствии основал на месте притока обитель и прославился чудесами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Смирились поселяне, положили пред иконой пшеничный хлеб и большую рыбу и устремились далее по реке на свою ловитву. Вскоре после них возвратился Леонид к иконе Богородицы и, увидев пред ней лежавшие хлеб и рыбу, начал звать старца своего Адриана: «Приди и посмотри, какое благословение послала нам Матерь Божия!» При виде хлеба и рыбы Адриан с умилением возвел взоры свои к святой иконе и воскликнул: «Владычица, помогай нам, нищим рабам Твоим! Мы искали в сем уединенном лесу место, где бы нам вселиться; Ты же, о Царица, Сама восхотела нам сожительствовать и указала место, послав нам сюда пищу; моли Сына своего и Господа нашего, дабы на месте сем устроить нам полезное для спасения душ наших, и благослови рабам Твоим воздвигнуть здесь храм во имя Твое». После сего преподобный Адриан с послушником Леонидом поставил себе малую хижину под тем великим дубом, на реке Вотхе, и начали тут трудиться Бога ради, претерпевая пустынные лишения, и от бесов искушения, и поношения от лукавых людей. В 1543 году Адриан отправился к митрополиту Макарию, испросил благословение на святое дело и принял посвящение в сан игумена. В пустынную обитель собралось довольно братии; они жили по уставу Корнилиева монастыря. Преподобный настоятель занимался писанием святых икон. Старец Леонид мирно почил в 1549 году. В 1550 году в Великий пост вооруженная шайка разбойников из села Белого напала на Адрианову пустынь. Игумен Адриан скрылся под дровяник позади келлии, но и там нашли его убийцы и, навязав ему веревку на шею, привлекли в сени, кололи его ножами и прижигали раны горящими лучинами, чтобы чрез сии муки заставить открыть, где монастырское имущество. Адриан указал им кувшин, в котором хранилось сорок рублей, и сказал мучителям, – «Сим серебром хотел я создать большую церковь вместе с братией, во имя Пресвятой Богородицы; вот все наше имущество в руках ваших; но отпустите Бога ради черноризцев в Корнилиев монастырь и меня вместе с ними; более к вам не возвратимся». Но мучители с насмешкой сказали: «Здесь мы наденем на тебя шлем и пустим тебя к Царю Небесному». При сих словах опять накинули на шею страдальца веревку. Как агнец, ведомый на заклание, стоял посреди своих мучителей преподобный и, видя неминуемую смерть, так помолился: «Господи Боже мой, отпусти прегрешения сим человекам, не ведят бо что творят, и приими дух мой с миром, не помянув беззаконий моих!» Ничто не могло умилостивить жестокосердых, и они довершили свое злодеяние, удавив старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Март 5-й день. Преподобный Адриан Пошехонский Преподобный Адриан был ученик преподобного Корнилия Комельского. По смерти великого наставника он желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храм Корнилиевой обители явился благолепный старец. «Кто ты?» – спросил его Адриан, на которого он произвел сильное впечатление. «Я странник Безстуж», – отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келлию; в духовной беседе неведомый старец прозорливо сказал Адриану: «Ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой еще не ходила нога человеческая». С благословения игумена в сентябре 1540 года Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другими вышли из Корнилиевой обители; странник-черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Креста Господня. На берегу реки Вотхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которой пришли, а сами странствовали по дубраве, отыскивая себе путь ко властям и место, где бы могли поставить молитвенную келлию для спасения души своей. Во время их хождения поселяне Белосельские поплыли вниз по реке Вотхе для рыбной ловли и, когда были они против дуба, на коем стояла икона Богородицы, поймали две большие рыбы, каких до того времени не случалось им ловить, да и впоследствии иноки устроившейся тут обители таких рыб никогда не ловили. Один из рыбарей, вышедши на берег, усмотрел на дубе образ Пречистой и начал скликать свою дружину; товарищи его, чая зверя, устремились к нему на гору и с изумлением увидели икону в столь непроходимой дебри. Некоторые говорили, что, вероятно, кто-либо из братии их поселян поставил здесь икону, чтобы занять под себя место, но тот из них, кто первый ее открыл, дерзновенно похвалился, что возьмет своими руками образ Богородицы и отнесет его в дом свой. Не попустила Матерь Божий поругания честной своей иконы; сила Божия далеко отринула дерзновенного рыболова от дуба и повергла замертво на землю. Товарищи его, видя такое наказание Божие, горько восплакали, говоря: «Напрасно, брат, совершил ты дело непотребное». Но поверженный лежал без языка и движения; товарищи старались привести его в чувство и, когда мог он наконец проговорить, спросили, что с ним было. Он отвечал: «Утомился я, братия, вместе с вами ловитвой рыбной и взошел на сию гору; тут явился мне старец черный в сединах и сказал: “Не дерзай, чадо, на образ Пречистыя, иди с миром на свое дело”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Четьи-Минеи, Прологи – были его ежедневным чтением. Особенно была по сердцу подвижника Лествица св. Иоанна. Это была книга, руководствуясь которой он совершал свой подвиг и в чтении которой он находил отраду в страданиях, неизбежных на этом пути самоотречения. Он всемерно стремился подражать жизни тех, кто так поучительно очерчен в этой книге. «Воспоминание об этих страдальцах блаженных, говаривал сам о. Адриан, часто заменяло мне книги. Достаточно было мне прочитать назидательную статейку о приснопамятных страдальцах из Лествичника, чтоб заскорбеть и заболеть моей окаянной и скаредной душонке, и в слезах, в крайнем сознании своих немощей, повергнуться пред Создателем моим, а иногда, при воспоминании о них, от великой скорби сердечной и слезы из глаз не лились». Опорою его такой возвышенной жизни духовной был пост. Пост возлюбил о. Адриан с самого начала иноческих подвигов и был ему верен до смерти. По возвращении в обитель от сродников, о. Адриан достал себе стеклянную банку; в этой банке он смешивал в воде ржаные сухари, немного овсяной муки, солод; все это неделями хранилось в ней, и, что замечательно, не портилось. Этим раствором понемногу и питался подвижник, постепенно подбавляя туда новой пищи. Сам он так говорил об этой баночке: «какую приятную на вкус и довольную для питания моего тела пищу доставляла мне эта баночка, – она все мне заменяла по вкусу и довольству во всех потребностях моего тела!» Вообще, он питался только черными сухарями и водою, а горячих похлебок и печения всегда избегал. Для приема пищи у него были свои весики: ими он мерил пищу и в отпуске ее себе был крайне скуп. Порою питался водою с овсяной крупой, а то и травами. Когда о. Адриан вступил в подвиг старческого служения людям, он стал вкушать немного и белого хлеба, и пил чай. Но во всем этом соблюдал большую умеренность. Чай же был приятен ему не столько сам по себе, а как такое занятие при времяпровождении посетителей обители и его почитателей, за которым он с пользою для их душ вел спасительные беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Можно говорить, что старец Адриан Ангелов стремился снабдить монастырское подворье в Москве книгами, о чем свидетельствуют сохранившиеся на них приписки. При Троицком настоятеле Серапионе (1495–1506) в 1499 г. была написана книга «Златоуст». Затем, став Новгородским владыкой, он дал ее Троицкому монастырю, «а ныне послали сию книгу в монастырь Сергиев на Москву на Богоявленью на время, а подписал келарь Андреян» 1415 . Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. «67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги» 1416 . Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые «Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве (†12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря» 1417 . В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в. 1418 . Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий Лужецкий (1552–1554), Иларион Кирилловец (1554–1555), Иоасаф Черный (1555–1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560–1564). В это время в монастырь давались различные вклады 1419 . Последние дни жизни келарь Адриан Ангелов провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. «Адриан Ангелов, в 1550–1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г.» 1420 . В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь – старец Дорофей 1421 . Составители «списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре», называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским (†1505; пам. 4 дек.) указан и «Адриан (Ангелов)» 1422 . Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Святейший Адриан, последний патриарх всероссийский. (1690–1700 гг.) Но скоро патриарх должен был замолчать. В последнее время он даже совсем уехал из Москвы и жил безучастно в своем любимом Перервинском монастыре. Это удаление первосвятителя из столицы очень не нравилось народу. Начался ропот: «Какой он патриарх?» – говорили в народе. «Живет из куска», бережет мантии да клобука белого; затем и не обличает» Патриарх Адриан не мешал реформам Петра. Но Петру этого было недостаточно. Ему нужно было, чтобы патриарх ему содействовал. Безучастное положение главы духовенства было тем же отрицанием новых порядков, только безмолвным. Чем более разгоралась борьба реформы с противодействиями, тем положение патриарха делалось хуже, а отношения к нему Царя подозрительнее. По случаю небольшого замедления в пострижении царицы Евдокии, Петр так опалился на патриарха Адриана, что тот испугался и поспешил отвести беду от себя, сославшись на архимандрита, и четырех священников; их немедленно отвезли в Преображенское. Отношения Петра к патриарху Адриану еще более обострились во время казни стрельцов. Вспомнив старинный обычай печалования, патриарх вздумал приложить его к делу. Перед стрелецкими казнями он явился к Петру с образом Ботоматери ходатайствовать за стрельцов. Петр встретил его следующею грозною речью: «Зачем эта икона?» – закричал гневный Царь. «Разве твое дело приходить сюда? Поставь образ на свое место. Быть может, я побольше тебя почитаю Бога и Его Пречистую Матерь. Я исполняю свой долг, когда защищаю народ и казню злодеев, против него злоумышляющих». Петр видел в патриархе живое нравственное средоточие всех недовольных. Для подтверждения такого взгляда, среди тогдашних обстоятельств, ему вовсе не нужно было каких-либо особенных фактов в поведении патриарха: достаточно было и того, что патриарх высказывался в духе недовольных прежде. Теперь он замолчал; но он мог заговорить опять и еще в такое время, когда противодействие патриарха было всего боле опасно, могло наделать еще больше хлопот, чем во времена Никона. Несмотря на то, что патриарх Адриан вовсе не похож был на Никона, грозная тень этого властительного «Великого Государя» была постоянно в глазах Петра. 15 октября, 1700 года, патриарх Адриан скончался. После смерти его возник трудный вопрос о назначении ему преемника. Где было найти человека, сочувствовавшего реформам, когда между духовными лицами трудно было выбрать даже такого патриарха, который давал бы право надеяться даже на одно только безмолвие с своей стороны? Петр Великий решился повременить избранием патриарха» и управление Церковью поручил на время местоблюстителю престола, рязанскому митрополиту Стефану Яворскому .   Читать далее Источник: Патриаршество на Руси.../Русский паломник. 1914. 4. С. 50-61. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архимандрит монастыря уважал преподобного Ферапонта и почитал святым. Но подвижник избегал славы человеческой. Он тайно оставил обитель и переселился в область Галича в пустынный Благовещенский монастырь на устье реки Монзы, при впадении ее в реку Кострому, в котором тогда жил строитель монастыря старец Адриан. За свои великие подвиги и усердные молитвы прп. Ферапонт получил благодатный дар прозирать и предсказывать будущее и творить чудеса. Чудесным образом он содействовал устроению Монзенской обители, в которой потом подвизался. В монастыре Павла Обнорского († 1429; память 10/23 января) подвизались два друга-инока — Пафнутий и Адриан. Раз Пафнутий ночью видел наяву на востоке необычный свет, как бы зарю, а в ней церковь и кресты с дивным сиянием. После того другой ночью, лишь только Пафнутий помолился и лег спать, ему явился незнакомый человек и сказал: «Пошли друга своего старца Адриана на изыскание места для новой обители, того самого места, которое ты видел в заре на востоке. Место то расстоянием отсюда 50 поприщ. На нем явится человек свят». Затем он предсказал Пафнутию, что ему не придется жить в этой обители, и стал невидим. В чудесном пришельца после узнали прп. Ферапонта. Когда Пафнутий рассказал о видении своему другу, преподобный Адриан отправился на изыскание чудесно указанного места и скоро нашел его. Это была непроходимая дебрь, достигнуть которой от города Солигалича можно было только на лодке рекой Костромой. Оно называлось Устье. Там стояла пустая ветхая церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Благовещения. Прп. Адриан увидел, что место удобно для монастыря: вокруг него много было леса, годного для устройства келлий и служб, в реке — рыбы для пропитания, удобно было распахать пашни, поставить близ монастыря деревни, на реке выстроить мельницу. Когда прп. Адриан вернулся в Павло-Обнорский монастырь и рассказал Пафнутию все виденное, тот дивился и помышлял о том, что и он переселится для подвигов с другом своим на новое место, чудесно ему открытое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Папа будет пользоваться высоким мирским авторитетом в этом городе, под покровительством франкских королей; он был богат, и он задумал окружить свой престол еще большим блеском и богатством. Поэтому Адриан ответил с гордостью на почтительное письмо, полученное им от Константинопольского двора; он предложил свои условия, как поступает одно государство в отношении к другому, и в особенности он настаивал на следующем пункте: надобно всецело восстановить отчины св. Петра на Востоке, которые были конфискованы иконоборствовавшими императорами. Приведем одну страницу его письма относительно Константинопольского патриарха: «Мы очень удивились, увидевши, что в вашем письме Тарасию усвояется титул вселенского патриарха. Константинопольский патриарх не занимал бы даже и второй степени, без согласия на то нашего престола ; если он есть вселенский, то поэтому обладает и первенством пред нашею церковью? Все христиане понимают, что это есть забавное притязание». Адриан представил императору в пример Карла, франкского короля. «Следуя нашему совету, говорит он, и исполняя наши желания, он (Карл), покорил все варварские народы на Западе; он передал римской Церкви, в вечное владение, провинции, города, замки, отчины, которые удерживали Лангобарды и которые по праву принадлежали св. Петру; он не перестает каждый день жертвовать золото и серебро для блеска Церкви и для питания бедных». Вот язык совершенно новый со стороны римских епископов; он станет со временем их обычным языком. Подобный тон речи начинается с 785 г., то есть с того самого года, когда Адриан переслал Ингельрамну, епископу Мецкому, сборник Ложных Декреталий. 246 Это совпадение имеет высокое значение. Сам ли Адриан составил сборник подлогов? Мы этого не знаем, но факт неопровержимый, что это произошло в самом Риме, во время папствования Адриана; и в год, когда он с таким высокомерием писал к восточному императору, этот новый папский кодекс упоминается впервые в истории. Адриан есть истинный творец совершенного папства. Не находя в церковном предании документов, которые могли бы благоприятствовать его честолюбивым идеям, он опирался на апокрифические статьи, составленные применительно к обстоятельствам и для узаконения всех будущих захватов римского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010