Преподобный Адриан Пошехонский Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая). Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию на реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области. Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение. В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю - игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника - старца Леонида. Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем.

http://patriarchia.ru/db/text/911249.htm...

Пафнутий рассказал об этом Адриану. Адриан, по рассказу престарелого священника Евпла, нашёл в глухом месте запустелый храм, тот самый, который представлялся ему в видении. Он возвратился к Пафнутию с радостью и они условились жить там вместе. Но неожиданно царский указ потребовал Пафнутия в Москву, где он (1595 г.) поставлен в архимандрита Чудова монастыря. Адриан оставался при храме с тремя иноками. Место было самое пустынное, тихое и приятное. Но открылось и неудобство: полая вода подмывала берег и была в виду опасность, что подроется она под храм. Один старец сказал при том Адриану, что и прежний игумен хотел перенести храм с опасного места на другое, и указал то место. Адриан и братия положили переселиться на то место. Но явился неизвестный человек и сказал: «не беспокойся о месте; место тебе назначено на берегу реки Монзы; ты узнаешь о нём по исцелении двух больных». По этим указаниям, Адриан перенёс храм и обитель на берег реки Монзы; это в 35 верстах от Галича и в 20 от Костромы, при впадении Монзы в р. Кострому. Здесь Адриан пользовался один год наставлениями и примером жизни преп. Ферапонта. – Пропитание доставали себе земледелием, и строитель Адриан был первым на работах. – В страшный голод 1601 г. обитель Адрианова неистощимо питала страдавших от голода. Наученные примером тружеников пустыни в те времена говорили: «не веянный хлеб – не голод, а посконная рубашка – не нагота». Но в 1601 г. хлеб был убит летним морозом, и целые тысячи умирали от голода. Преподобный Адриан, по наставлению чудного наставника своего Ферапонта, до голодного времени наполнил монастырские житницы хлебом и во время бедствия общего с полной любовью помогал страдавшим беднякам. Потом Литовцы напали на пустынную обитель и оставили посредине её огонь, с злостным намерением истребить её; но удалившиеся иноки нашли обитель целой. Блаж. Адриан скончался 5 мая 1619 г. По ркп. святцам называется он чудотворцем. Мощи его почивают в Благовещенском храме обители его, упразднённой с 1764 г. 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30 марта 1700 г. Артемьев умер, исповедавшись у духовника своего монаха Боголепа, но причаститься уже не успел. Патр. Адриан был извещен о смерти Артемьева архиепископом Афанасием своевременно 134 . Из дела диакона Петра Артемьева видно, насколько патр. Адриан был слаб и нерешителен в принятии лично от себя мер к предотвращению опасных для церкви явлений и насколько легко превращался в послушное орудие в руках приближенных клириков и освященного собора, диктовавших ему те или иные мероприятия. Также уклонился патр. Адриан принять лично от себя меры или решить своим патриаршим авторитетом дело о дьячке новгородской епархии Шелонской Пятины Юшке Микляеве или Михееве 135 , который, как доносил патр. Адриану митрополит новгородский Иов, не быв рукоположен во священники священнодействовал, крестил, венчал и погребал. Митр. Иов спрашивал у патриарха – принимать ли его священнодействия за действительные. Патр. Адриан предложил этот вопрос на соборное обсуждение в 1698 году. Собор отверг их действительность. Патр. Адриан, в силу соборного определения, предписывал митр. Иову особой грамотой над крещенными, венчанными и погребенными самозванцем Юшкою снова совершить крещение, браковенчание и молитвы погребальные законным священником 136 . Здесь характерно то, что патр. Адриан даже такой вопрос не считал возможным решать своим патриаршим авторитетом и прибег к обсуждению соборному, чем принижал свое значение, как патриарха, в церкви и делал свою власть малозаметной. Слабый надзор патр. Адриана за деятельностью епархиальных архиереев и невмешательство его во внутренние дела других епархий На обязанности патр. Адриана, как «главы церкви и образа Христа», лежало высшее руководство деятельностью епархиальных владык на местах, чтобы создать единое направление всего течения церковной жизни русского народа. Патр. Адриан не был авторитетным руководителем епархиальных архиереев, так как даже в тех случаях, когда к нему обращались они за указанием твердых решительных мер, направленных к упорядочению каких–либо сторон церковной жизни или к торжеству на Руси православной веры, он обнаруживал боязнь действовать решительно, смело, предпочитал приводить в порядок церковную жизнь постепенно, без шуму, с оглядкой и опаской, не задеть бы кого, не обидеть своим распоряжением и не создать бы новых лишних врагов церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фёдоровское. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Церковь. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Василия, епископа Херсонесского Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1762 и 1768. Колокольня - 1894. Архитектор:С.К. Родионов (колокольня) Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, с. Фёдоровское Координаты: 56.1451, 35.7575 Проезд: 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1)с Рижского вокзала электричкой до ст.Волоколамск, далее с автовокзала 28, 39, 307, 467 на Лотошино, Микулино, Марково, Раменье или Савостино до Ханева, потом 1 км пешком. 2) метро " Тушинская " , далее авт. 307,467 до Ханева, потом 1 км пешком. На автомобиле по Новорижскому шоссе (траса М 9) до г.Волоколамска,далее через г.Волоколамск (дорога Р108) на Ярополец и Лотошино (дорога Р107). За Ханевом свернуть направо,колокольня Скорбященского храма будет видна с дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 1768 г. Основной объем храма в виде неравногранного восьмерика прорезан двумя ярусами окон и завершен высоким куполом, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С четырех сторон к нему примыкают пониженные равновеликие помещения алтаря, приделов и притвора, образовывавшие четырехлепестковый план. Грани здания украшены пилястрами, окна обрамляют наличники. Стройная четырехъярусная колокольня в своей архитектуре подражает облику церкви. Сейчас имение находится во владении московского Богородице-Рождественского женского монастыря и стало его подворьем. Здесь пасека и огород, территория огорожена забором, и прохода нет. Идут строительные работы, восстанавливается храм.

http://sobory.ru/article/?object=03218

Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением. За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск. После закрытия Воскресенского собора в 1930 г. чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня. http://mosregtoday.ru/ Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV– начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 года архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск. Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIXbeka рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 году так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…» До закрытия храма в 1930 году его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч». Подробнее о волоколамской святыне писал Н. А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 года. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».

http://sobory.ru/article/?object=00395

Белокаменный Воскресенский собор – самый древний храм Волоколамска и один из старейших в Подмосковье. Он расположен в «земляной осыпи», то есть в бывшем крепостном валу. Храм был построен в 1480-е г.г. по заказу удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого – сына великого князя Василия Темного. Волоцкое княжество просуществовало с 1462 по 1513 г.г., и каменный Воскресенский храм является единственной дошедшей до нас постройкой Волоколамска этого периода. В ризнице собора до революции хранились два древних шитых воздуха: один был создан самим князем Борисом Васильевичем, а другой – его дочерью княжной Анной. Борис Волоцкий долго враждовал со своим старшим братом великим князем Иваном III. Он заключил союз против Москвы с другим братом Андреем Углицким и Звенигородским, пытался заручиться поддержкой в этой борьбе с польским королем и Псковом. Однако в 1480 г., то есть во время строительства Воскресенского собора, возникла угроза вторжения в русские земли хана Ахмата. Общий враг способствовал перемирию между Борисом Волоцким и Иваном III. Этому примирению содействовала и мать братьев-князей Мария Ярославна – впоследствии инокиня Марфа. Борис Васильевич вместе с великим князем Иваном Васильевичем участвовал в Стоянии на реке Угре, считающимся концом эпохи монголо-татарского ига в русской истории. Волоколамская крепость, где стоял собор, служила мощным оборонительным сооружением вплоть до XVII в. В 1613 г. кремль был осажден войсками польского короля Сигизмунда, но осада была отбита, благодаря решительным действиям атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. О спасении церкви от разорения есть упоминание в рапорте 1775 г. московскому губернатору Остерману, текст которого приводит историк В.И. Холмогоров: «Церковь соборная из белого камня построена во времена княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого… о чем значит в той церкви в иконостасе надпись; и во время приходу Польского короля взят не был». В 1899 г. у старосты Воскресенского собора Волоколамска купца Грекова возникла мысль отреставрировать древний памятник, и он обратился за помощью к известному архитектору Ивану Машкову. Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 г. архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск.

http://sobory.ru/article/?object=00395

Москов. Дух. Академии 20 акад., 39 Волоколам.) или в 7021 (1513) году, (Рукопись Епарх. Библиот. (не разборчиво) и даже раньше в 7020 (1512 г.) (Рукоп. Волоколамск. монастыря, хранящаяся в монаст. ризнице (не разборчиво). Естественнее всего, что Нил сделал свои пожертвования в то время, когда он уже возвратился из Белоозера и даже привез с собою творения Нила Сорского и рукописи его собственного письма. (Рукоп. Епархиал. библиот. в Москве, при Высоко-Петров. монастыре (не разборчиво) На I-м листе надпись: «Нила пустынника белоозерскаго». В одной из рукописей, находящейся и по настоящее время в Волоколамском монастыре, есть пометка такого рода: «в сей книзе дозде переписи старца Нила отшельника в русския пустыни, иже на Белоозере». Рукоп. (не разборчиво) л. 233. В начале сей рукописи сохранилась надпись, что она пожертвована в монастырь Нилом Полевым в 7022-м (1514) году). Из письма о нелюбках можно заключать, что возвращение Нила и Дионисия было одновременно, когда в нем говорится, что князь великий повелел им ехать в Иосифов монастырь. 1452 В описи церковного имущества Волоколамск, монастыря, составленной в 1545 г., значится много икон письма Дионисия Звенигородского и его учеников. Рукоп. Волокол. монаст. хранящаяся в монаст. ризнице, (не разборчиво). Дионисий принимал участие в экономических делах монастыря. В актах Волоколамск. мон. существует одна купчая грамота времен игуменства Нифонта, заключенная при участии Дионисия. Рукопись Волокол. мон. (не разборчиво) л. 27–29, от 7043 (1535) года. 1453 Рукоп. Импер. Публ. библ. на собран. граф. Толст. Отд. II, 341 л. 251–256, напечат. в актах истор. т. I. 293; 534–537. Издатели Актов исторических не известно почему отнесли это послание к Дионисию, старцу Звенигородского Сторожевского монастыря. 1456 Рукоп. Импер. Публ. библ. из собран. граф. Толст. отд. II. 341 л. 252–253. Свидетельство вполне подлинное. Оно взято из второго слова Марка подвижника «о тех, которые думают оправдаться делами». См. Препод. к Богоносного отца нашего Марка подвижн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В первых числах октября он прибыл в Волоколамск уже больным, хотя первое время продолжал участвовать в пирах и охоте. Вскоре болезнь усилилась, и Василий IIIмor принимать пищу только лежа в постели. Две недели великий князь пробыл в своем селе Колпь, где лекари прикладывали к болячке пшеничную муку с пресным медом и печеный лук. Вскоре Василий III захотел вернуться в Волоколамск, но так как верхом ехать не мог, слуги несли его на руках. По прибытии в город князю стало немного лучше: из раны вышел целый таз гноя, а после прикладывания мази опухоль опала. Было решено ехать в любимый Василием Иосифо-Волоцкий монастырь. Вид беспомощного и больного князя поразил монастырскую братию. Соловьев писал, что во время службы в монастыре диакон не мог окончить ектенью от душивших его слез. Василий III слушал литургию, лежа на одре на паперти. В конце ноября умирающий великий князь Василий Иванович вернулся в Москву. У С.М. Соловьева описано, как в забытьи князю явилась великомученица Екатерина. Он произнес: «Великая Христова мученица Екатерина, пора царствовать; так, госпожа, царствовать». Очнувшись, Василий попросил священника принести икону святой и приложился к ее образу. Перед самой смертью Василий III пожелал по обычаю принять иноческий чин. Он был пострижен в монахи с именем Варлаам после чего вскоре скончался в полночь 4 декабря в день памяти святых мучениц Варвары и Иулиании. Монахи любимого Василием Ивановичем Иосифо-Волоцкого монастыря облачили тело князя в иноческие одежды для погребения, и вынесли гроб из царских покоев в храм с пением «Святый Боже!». В советские годы Покровский храм не закрывался. Небольшому городу Волоколамску посчастливилось в эти годы иметь сразу две действующие православные церкви – Покровскую в западной части, и Рождества Пресвятой Богородицы в Возмище на восточной окраине. В Покровском храме хранились две старинные иконы великомученицы Варвары, позднее переданные в музей Сергиева Посада. Сегодня в храме особо почитается образ Божией Матери «Достойно есть». С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Бывший Варваринский монастырь в Волоколамске Комментарии и обсуждение Из святынь следует указать еще деревянную скульптуру Николы Можайского из с. Черленкова Шаховского района Московской области. Интересна колокольня - подмосковная " Пизанская башня " . 9 апреля 2014. Достопримечательностью Покровской церкви была ее каменная ограда, возможно, сохранившаяся с монастырских времён, с уникальными восточными воротами " в виде кивория или беседки вследствие глубины их пролета " . Эти ворота особо отметил проф. А.И. Некрасов в книге " Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии " (М., 1928. С. 102). Интересно бы узнать, когда и под каким предлогом советская власть отняла у церкви, которая никогда не закрывалась, ее историческое ограждение, заставив прихожан оплатить установку сперва деревянного забора-штакетника, а затем рядовой металлической ограды на каменных столбах.

http://sobory.ru/article/?object=03213

В 1918 году отец Адриан был первый раз арестован по подозрению в участии в крестьянском восстании в деревне Княжна. Однако обвинение не подтвердилось, и после двухнедельного пребывания в тюрьме он был освобожден. Впоследствии батюшка был лишен избирательных прав, облагался непосильными налогами, в 1919 году в отношении него вновь было начато следствие — истовое служение священника Богу и ближнему, конечно же, не утраивало советскую власть. В условиях гонений за веру отец Адриан проявил себя как твердый исповедник Православной веры, призывал верующих не отходить от Бога и Его Церкви. Возглавляемый батюшкой приход одним из первых принял решение о вступлении в организованное в 1925 году Краснококшайское православное церковное управление староцерковников, а отец Адриан был непременным участником собраний духовенства тех лет. Пастырские труды батюшки были отмечены епархиальным начальством: в 1920 году он был награжден камилавкой, в 1935-м возведен в сан протоиерея, в 1936-м епископом Марийским Варлаамом (Козулей) награжден палицей. 28 декабря 1937 года отец Адриан был вновь арестован. Очевидцы вспоминают, что Господь преподал ему утешение и напутствие — батюшка совершал в этот день богослужение. Сразу после службы он был арестован. Сотрудники НКВД грубо посадили его в грузовик и увезли в Йошкар-Олинскую городскую тюрьму. Отца Адриана ложно обвиняли в организации контрреволюционной группы, ведении работы по «разложению» колхоза, агитации против выборов в Верховный Совет (статьи 58-10, 11 УК РСФСР). На первом и единственном допросе 10 февраля 1938 года протоиерей Адриан Троицкий виновным себя не признал. Несмотря на это 13 февраля 1938 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 15 февраля, в праздник Сретения Господня, в 21 час вечера. Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года протоиерей Адриан Троицкий был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления новоявленного святого был совершен 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии.

http://pravicon.com/info-1658

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010