В книге Исход Моисей разделяет народ на тысячи, сотни и пятидесятки. В Евангелиях также Христос велит апостолам рассадить людей по пятьдесят, то есть по той же схеме, что и в истории Моисея. И народ рассаживается. На зеленой траве ( Мк. 6:39 ), травы было много ( Ин. 6:10 ). Это несомненное указание на время, в которое происходит чудо, указание на весну! И именно весной празднуют иудеи Пасху, о чем тут же сообщает Евангелист: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский ( Ин. 6:4 ). Это указание на Пасху не случайно. Пасха – праздник Исхода, исхода из египетского рабства. Пасха – событие освобождения людей от власти мучителя. Здесь, на горе, сейчас совершится нечто, что укажет на подлинное освобождение, подлинный исход из рабства греху и смерти. Читаем дальше: Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. Формула благословения: Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам — повторяет жест и слова Христа во время установления Евхаристии, на Тайной Вечери. Более того, это слова Евхаристии, служившейся в первохристианских общинах. Само слово благодарение в греческом оригинале звучит как евхаристиен. В рассказе Иоанна хлеб раздает Сам Христос, а не апостолы, как в рассказах других Евангелистов. И Он раздает – сколько кто хотел : нормой того, что люди получают, является их собственное желание. И снова несомненные Евхаристические параллели: Христос отдает Себя верующим в Причастие без меры , а получающий – получает по желанию, сколько кто может вместить. И еще важный момент: все люди насытились, а пищи осталось при этом больше, чем было вначале: И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Во время странствования по пустыне, когда Моисей накормил народ манной, ее нельзя было оставлять впрок. Нужно было собирать столько, сколько народ был в силах съесть. А новозаветная пища – подается изобильно, ее остается очень много, ее хватит на всех и навсегда.

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

В научной литературе общепризнанно, что Иисуса можно было обвинить в: 1) мессианских притязаниях, 2) угрозах Храму и 3) лжепророчестве. Каждый из этих компонентов мог дать основания для вынесения смертного приговора. Чуть подробней о каждом пункте: 1) Иисус не должен был объявлять Себя Мессией, это могли бы сделать лишь иудейские религиозные вожди. Но Иисус во время Своего Служения демонстрировал, что притязает на этот титул, а здесь, перед первосвященником, делает это в самой конкретной форме: Первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти ( Мк. 14:61-64 ). Кроме того, что Иисус объявляет Себя Мессией, Он относит к Себе славное имя Сына Человеческого, сидящего рядом с Богом на Небесах ( Дан. 7: 13-14 ; Пс. 109:1 ). Если не придираться, то такое самоименование было бы приемлемо. Если бы так называл себя человек, которому симпатизировали иудейские вожди, то претензий к нему не было бы. Но в устах ненавидимого ими Иисуса эти именования обладали взрывным эффектом. Первосвященник разрывает на себе одежды. Разрывание на себе одежд – типичный юридический жест осуждения. Это предписывалось судьям, слушающим дело о богохульстве, как знак возмущения. То есть, первосвященник показал, что он считает Иисуса виновным, он уже «проголосовал» за казнь. Поэтому вопрос, с которым он обращается к окружающим, был в большой степени риторическим. 2) Некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно ( Мк. 14: 57-59 ). Иисуса обвиняют в угрозе разрушить Храм. Это было смешно, потому что Храм был огромным комплексом, а Иисус не обладал ни силой, ни войском для этих целей, но придраться было можно. Архидиакона Стефана тоже обвиняли за «хульные речи на святое место» и за речи о том, «что Иисус Назорей разрушит место сие» ( Деян. 6:13-14 ) . Из документов того времени мы узнаем, что даже насмешка над Храмом, любая критика Храма могла, при желании, трактоваться как богохульство. Буквально понятые, слова Христа о Храме – Я разрушу храм сей рукотворенный, да и акция изгнания торгующих из Храма, которую провел Иисус, могли составить повод для обвинения.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

В Пс. 59:9 Господь говорит: , букв. ‘на Эдом брошу Мою сандалию’. Это конечно же символический жест, который означает «вступить во владение территорией». Но для современного читателя смысл жеста может остаться непонятным, если перевести буквально, как в БСР: Эдому брошу сандалию Мою. Что это значит? Может быть, это подачка, милостыня нищему? В этом случае (уникальный пример!) СП оказывается менее дословным и более понятным, чем БСР: на Едома простру сапог Мой. Правда, такое выражение уводит нас в иную смысловую область: речь идет скорее о насильственном завоевании, чем о вступлении в законное владение. Еще одно подобное выражение мы находим в Мк. 2:19 : сыны чертога брачного, как буквально переводит СП греческое выражение ο υο το νυμφνος. РВ дает вольный смысловой эквивалент гости на свадьбе, и это вполне понятный выбор – при буквальном переводе можно было бы предположить, что речь идет о детях, родившихся от этого брака (который только еще заключается!). Вообще, древне-еврейский язык, а следом за ним и НЗ греческий, любят выражения сын/дочь кого-либо/чего-либо, и они часто бывают интуитивно понятны и на других языках – но могут использоваться совершенно в ином смысле. Например, во многих языках Сын Человеческий может быть понят как «сын какого-то (неизвестного) человека», а раз его отец неизвестен, скорее всего, он был рожден вне брака. Разными бывают и представления о том, как правильно и изящно выражать свои мысли. К примеру, Притч. 7:6–9 описывает достаточно простую ситуацию: Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла ее и шедщего по дороге к дому ее, в сумерки, в вечер дня, в ночной темноте и во мраке (СП). Речь идет об одном-единственном походе одного юноши к одной женщине, но все повторяется несколько раз. При этом это необязательно простой повтор, к концу этого описания возникает ощущение сгущающейся тьмы от сумерек к полному мраку, и это, конечно, символично.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

В таком формате это возможно. Пророчества Библии и святых - вещи несоизмеримые. Иоанн Крондштатский описывал, что такое чистейший источник истины. Это Библия, книги Священного писания. Вот чистый источник Богооткровенных истин. Далее он пишет, что писания святых отцов - это тот же источник, но уже с участием человеческого духа. А наши писания - это уже источник замутненный. Приоритеты Писания провозглашаются всегда. Такие люди, как Серафим Саровский, конечно, имели более чистое видение Библейского Откровения. Они переживали озарения и делились ими с другими людьми, но это никакое не пророчество в Библейском понимании. О пророчествах в Библии сказано: " никогда пророки не говорили по воле человеческой, но изрекали их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым " . Это форменная глупость, что пророческие откровения возможны где-то кроме Библии. Тел.звонок: - Добрый вечер. Вопрос о 138-м псалме. Там говорится: Господь создал человека, знает его дела, будущее, прошлое. Получается, что и молиться невозможно - всё предопределено? о.Олег: - В глазах Бога действительно всё предопределено. Но это обусловлено природой Бога. Действительно, 138 псалом гласит: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Предопределение Божие существует относительно Божественного предузнания. Что такое Божественное предузнание? Бог как вездесущий присутствует одновременно в каждой точке пространства и в каждом мгновении времени. То есть, у Бога нет прошлого и будущего, Он всегда имеет наше прошлое и будущее как собственное настоящее. А человек существует во времени и пространстве. Есть в глазах Бога наш первый вдох и последний выдох. И мы своей волей свободно распоряжаемся, находясь во времени и пространстве. Поэтому тут никакого противоречия нет. А есть просто природа Божественная (Бог есть Творец и времени, и пространства, и материи) и человеческая (тварная).

http://radonezh.ru/text/otkuda-voznik-dv...

Вера и Крещение У апостола Павла слово «Крещение» употребляется как синоним понятия «вера». В Послании к Ефесянам сказано: «Один Господь, одна Вера, одно Крещение» (Еф 4:4). Любая вера — она крещальная. Крещение как некий ритуал, как некий жест выражает собой то, что выражает слово «вера». Вера — это не просто мнение или убеждение. Вера — это открытость сердца Воскресению Христа, принятие Воскресения Христа. Крещение, как и вера, совершаются в сознании, в сердце, и поэтому потом меняет жизнь человека. Символика Крещения Вода. Вода, как и все библейские символы, имеет двойное значение. Воды потопа, первозданные воды небытия, хаоса — это всегда воды смерти. При Крещении погружение в воду означает погружение в смерть. Апостол Павел говорит: «Быв погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в Силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол 2:12). Возникает образ перехода через Красное море, потому что это тоже были воды смерти — сзади египтяне, смерть, впереди море — смерть. Человек между смертью и смертью. В Евангелии от Иоанна: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»   (Ин 3:5). Здесь мы видим образ воды, от которой рождаются. Рожденный от воды и Духа войдет в Царствие Божие. И еще знаменитые слова Христа: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7:37–38). Образ потоков воды живой, который связан с верой, а вера — это то, что открывает людям сердце. Все понимают, что самая ужасная жажда — не физическая, а духовная. И это прекрасно — время от времени возвращаться к состоянию и образу того, что есть вода, которая утоляет всякую жажду. Обрезание сердца . Апостол Павел употребляет слова «уста» и «сердце». Сердцем мы веруем, а уста исповедуют ко спасению, и поэтому апостол Павел говорит, что, помимо внешнего плотского обрезания, есть еще другое обрезание — обрезание сердца. И тот становится истинно верующим, у кого есть это нерукотворное обрезание.

http://predanie.ru/book/221333-krieshchi...

Возложив руку на голову оглашенного, иерей возглашает: ГОсподу помОлимся . Такое возложение руки священника (жест защиты и благословения) означает, что просящему дается духовное прибежище, он берется под кров благодати Божией. Человек приходит ко Христу, чтобы спастись, и молитва пастыря свидетельствует об этом: Церковнославянский Русский О Имени Твоем, Господи Боже Истины, и Единороднаго Твоего Сына, и Святаго Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), сподобльшагося прибегнути ко святому Имени Твоему и под кровом крил Твоих сохранитися: отстави от него ветхую оную прелесть и исполни его Еже в Тя веры, и надежди, и любве: да разумеет, Яко Ты еси Един Бог Истинный, и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохранити: яко аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книзе жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего, да прославится Имя Твое святое в нем, и возлюбленнаго Твоего Сына, Господа же нашего Иисуса Христа, и Животворящаго Твоего Духа. Да будут очи Твои взирающе на него милостию выну, и уши Твои, Еже услышати глас моления его. Возвесели его в делех руку его и во всяком роде его, да исповестся Тебе покланяяся, и славяй Имя Твое великое и вышнее, и восхвалит Тя выну вся дни живота своего. Тя бо поют вся Силы Небесныя, и Твоя есть слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Твоим именем, Господи Боже Истины, и Твоего Единородного Сына, и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), сподобившегося обратиться к Твоему святому имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали от него ветхое заблуждение и прельщение (ср.: 1Кор.5:7 ; Еф.4:22 ) и наполни его верой в Тебя, надеждой и любовью, да разумеет, что Ты, Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святой Твой Дух — Единый Истинный Бог. Дай ему следовать всем заповедям Твоим и хранить то, что Тебе угодно, так как если человек это исполнит, то будет жив. Напиши его в книге жизни Твоей, присоедини к достоянию Твоему, да прославится в нем имя Твое святое, и возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Пусть очи Твои всегда с милостью взирают на него, и уши Твои — всегда слышат его молитву. Надели его радостью в делах рук его и во всем роде его, да исповедует Тебя, поклоняясь и славя Твое имя, великое и высокое, и восхвалит Тебя всегда, во все дни жизни своей. Ибо Тебя воспевают все Силы Небесные, и слава Твоя — Отца и Сына и Святого Духа — ныне и присно и во веки веков. Аминь. Три запрещения на нечистых духов

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

Вот так же и Таинство. Всякое Таинство состоит из двух элементов: основного – невидимой духовной благодати, действующей во время Таинства, и второстепенного – внешнего и видимого обряда. И пусть никто не обманывается, если не видит действия благодати во время совершения обряда Таинства. За простыми внешними жестами в Таинстве скрыто большое духовное напряжение, просто пока мы живем в нашем материальном мире, тайна Духа скрыта от нас. Благодать невидима, но действительна и реальна. Мы можем утверждать это каждый раз, когда являемся свидетелями совершения Таинств. Поэтому так важна внешняя символическая сторона Таинства – она дает человеку видимый, материальный знак, позволяющий утверждать объективный характер духовного действия, независимый от столь неустойчивых человеческих эмоций и субъективных переживаний. Более того, пока это внутреннее духовное действие Таинства не обозначено каким-то видимым символом, знаком – оно остается на уровне субъективных переживаний человека. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает Существуют жесты, выражающие большую глубину человеческих взаимоотношений. Это и поцелуй, и рукопожатие, и любое проявление ласки и нежности одного человека к другому. Но если мы лишим их духовного содержания, истинного чувства и превратим просто в телодвижения, они станут в лучшем случае смешными, а скорее всего, отвратительными. И как при небрежном обращении с обычным на вид шлангом мы рискуем получить неожиданный удар током, если он окажется электрическим кабелем,  так же обстоит дело и с Таинствами. Церковь говорит о том, что можно принять благодать и во осуждение. Об этом строгие слова апостола Павла о Евхаристии, сказанные его современникам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27-30). Есть и пить недостойно – это приступать к Таинству, не отдавая себе отчета в том, каков действительно космический масштаб духовной стороны событий, в которых принимает участие человек.

http://foma.ru/tainstvo-eto-zhest-lyubvi...

Все эти черты отсутствуют, хотя и подразумеваются, у Ин.: вовсе нет Гефсиманского борения, но сразу начинается рассказ о взятии Иисуса, с некоторыми подробностями, свойственными лишь Иоанну. Конечно, все они производят впечатление рассказа очевидца, сохраняющего в душе неумирающий образ событий. Следует здесь отметить некоторые черты, имеющие и символическое значение. Сюда относится не только разговор с Пилатом об истине и о царстве (18:33–38), но и словесный жест Пилата, истинного значения которого он и сам не понимает. Именно, он выводит к иудеям Христа, одетого в венец и багряницу, одежду царственного уничижения, со словами: «се, Человек» (19:5), в желании вызвать к Нему снисходительное сострадание, вместо которого слышатся ответные вопли: «распни, распни Его». (19:6) . Но не есть ли и это ессе homo еще одно, но уже последнее, повторение истины, уже возвещенной в Прологе: «Слово стало плотью и обитало с нами» (1:14), но в зраке раба, в одежде уничижения, которые, однако, не упраздняли царственного достоинства Сына Божия. Об этом и дано было свидетельствовать бессознательно и самому Пилату, как словами: «Царя ли вашего распну» (19:15), так и надписью на кресте: «Царь Иудейский» (19:19, 21, 22). Далее здесь мы имеем и еще одну символическую черту – нераздранность нешвенного тканого хитона, этого образа церкви, за чем следует и живой ее образ в лице Матери Иисусовой, с усыновлением Ей возлюбленного ученика, а в лице его, конечно, и всего человечества Христова. Эти обе черты, наполненные глубокого символического и догматического смысла, отсутствуют у синоптиков, как отсутствуют, в свою очередь, у Ин. подробности крестной смерти, ими сохраненные. Зато у Иоанна дается еще одна черта, опять-таки глубокого символического значения, у них отсутствующая: «после того, Иисус, зная, что все уже совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд полный уксуса. (Воины), напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к губам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вся Священная История, так хорошо понятая Евреями, представляет собой постоянное напоминание о том, каким образом Бог заботился о Своём народе. Её воспоминание рождает доверие, позволяющее продолжать, не расслабляясь… 28. Ну же, смелее, немного рвения, раскайся! Апокалипсисе Ангел говорит Церкви в Лаодикие: Ненавижу дела твои; ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч! Но поскольку ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, жалок, нищ, слеп и наг. Советую тебе купить у меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться [верой], и белую одежду, чтобы одеться [в одежды Завета] и чтобы не видна была срамота наготы твоей; и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Эти слова можно было бы обратить ко многим из нашей общины и к каждому из нас, ко мне первому. Итак, будь ревностен и покайся. Вот, я стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной (Апокалипсис 3, 15–20). Печально видеть общины, которые ослабили свою первую любовь (Ап. 2, 4). Нам всем нужно исполниться мужеством и рвением для того, чтобы покаяться и приступить к делу с новым энтузиазмом и усердием. Но для этого мы должны вновь открыть дверь нашего сердца и позволить Иисусу войти в неё: И обручу тебя с Собой навек, и обручу тебя с Собой в правде и справедливости, в нежности и милосердии. И обручу тебя с Собой в верности, и ты познаешь Яхве (Осия 2: 19–20). В трудные для общины дни очень подходит следующий отрывок из Исаии, который меня поддерживает и освещает (ср. Исайя 53). Пророк спрашивает от лица Господа: Таков ли тот пост, который Я избрал? Пост не означает ничего не есть, но представляет собой жест любви к бедным: Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом,

http://azbyka.ru/katehizacija/obshhina-m...

Второе истолкование жеста женщины звучит из уст Самого Господа, так чтобы мы могли постичь его глубокий смысл. Он говорит: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня». Этими словами, поясняет Папа, «Иисус напоминает, что первый из бедных – это Он, беднейший из бедных, потому что Он представляет их всех. Сын Божий принимает этот жест женщины также и от имени людей бедных, одиноких, отверженных и бесправных», - а женщина, возлившая миро, «призвана представлять весь мир женщин, которые на протяжении столетий не имели голоса и подвергались насилию, и стать первой из множества женщин, которые присутствуют в кульминационный момент жизни Христа: во время Его распятия, смерти, погребения и когда Он является как Воскресший». Иисус связывает эту женщину с великой миссией евангелизации: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». Эта «эмпатия» между Иисусом и женщиной, составляющая контраст с возмущением Иуды, свидетельствует о «неразрывной связи между Иисусом, бедными и возвещением Евангелия». Все деяния Иисуса утверждают, что бедность – это не плод участи, а «конкретный знак Его присутствия посреди нас». Бедняки являются подлинными евангелизаторами, потому что они были евангелизированы первыми, первыми были призваны разделить с Господом блаженство в Его Царствии. Бедные возвещают нам Благую весть, и они «не только участвуют в sensus fidei, но и познают своими страданиями страждущего Христа». «Новая евангелизация – это призыв признать спасительную силу их жизни и поместить их в центр пути Церкви», узнать в них Христа, быть для них друзьями, выслушивать их и принимать таинственную мудрость, которую Бог желает передать нам через бедных. Иисус не просто встает на сторону нищих, но и разделяет их участь. Его слова – «бедные всегда будут с вами» – означают также, что их присутствие посреди нас постоянно, но оно не должно стать для нас привычным, приводя к равнодушию. Бедные находятся не «снаружи», а внутри общины, это братья и сестры, с которыми мы разделяем страдания.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010