По предположению, основанному на тексте Печерского патерика, 458 в монастырском соборе в Киеве существовала наместная икона Нерукотворного образа, заказанная Алипию, но возникшая чудесно («Богом написани суть»), на которую могла быть ориентирована новгородская икона. Считается, что усиливающаяся на протяжении XII в. натуралистичность в изображении ткани убруса – не апелляция к внешнему сходству с реликвией, а стремление подчеркнуть символическую связь ткани Мандилиона с литургическими тканями, используемыми в Евхаристии, что отвечает ритуальному использованию самого ковчега Мандилиона, 459 устанавливаемого, по сведению источников, 460 на алтаре наподобие Агнца. Иконография оборотной стороны новгородского «Спаса» широко бытовала в искусстве христианского Востока и Византии 461 начиная с достаточно раннего времени. Между тем первые изображения этой сцены, представлявшие репрезентативную адорацию ангелов Кресту, восходили к иерусалимской реликвии ротонды Гроба Господня, сделанной в меру Честного Креста из драгоценных материалов, утвержденной на особом постаменте в Иерусалимском храме и называвшейся «Ангельское победное». В новгородской иконе, открывающей ряд похожих изводов, в соответствии с её замыслом иконография изменена. Ангелы не предстоят кресту, а служат ему со страхом и трепетом как олицетворению самого Господа. Об этом свидетельствуют их позы, покровенные руки, в которых они держат, не смея коснуться их непосредственно, орудия Страстей. Сам крест уподоблен реальному Крестному древу: это не изделие ювелирного искусства в меру реликвии, но сама реликвия. Это удостоверено способом его изображения и точно осмысленной связью креста на обороте и лика Господа на аверсе иконы: крест идеально совпадает с параметрами лика и по высоте, и по ширине, а перекрестье с венцом, составляющее центр оборота, совмещено с переносицей лика Спасителя. Поэтому венец, диаметр которого меньше диаметра лика, в процессе движения образа воспринимался как действенное орудие Страстей и орудие сланы Христа, воздетое на его главу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

63. Донышко, по рис. Garrucci, 178,8 Если мы, в заключение этого обзора изображения Божией Матери Оранты, попробуем сопоставить эти образы хотя бы с типами римских весталок или сохранившимися от языческой древности статуями молящихся (точнее, в положении адорации, чем собственно орант) 48 , то различие и, главное, самостоятельность грубо реальных образов христианства (рис. 63) представится сама собою. К сожалению, полное научное сопоставление типов в данном случае потребовало бы всестороннего разбора их по времени и стилю, а равно сличения с подобными же декоративными и мифологическими типами, что не входит в нашу задачу. Золотые стеклянные донышки с образом Девы Марии «Оранты» не только соединены с образом св. Агнии, но и находимы были определенно в катакомбах близ ее храма. Эту часть римских катакомб принято считать, с известной долей вероятия, «одним из константиновских пунктов» в Риме, между прочим, потому, что именно в «константиновскую эпоху» была воздвигнута в память св. Агнии († 304–5) базилика. Однако, из этого обстоятельства нельзя еще делать выводы, к которым, согласно предвзятым шаблонам, приходит, например, обозреватель «золоченых» донышек Вопель 49 . Если почитание Агнии в Риме началось еще в IV веке, и если значительное число изображений на донышках посвящено именно ей, и если образы Марии являются вместе с изображением св. Агнии, в качестве «спутников», то все это должно быть отнесено именно к данному местному почитанию. Образ св. Агнии в данном случае, конечно, будет как бы на первом месте, но отношение Марии к Агнии будет то же, что апп. Петра и Павла, изображавшихся также по сторонам Агнии: рисовальщик помещал их рядом с Агнией, как образы высшие, освящающие почитание Агнии, а для этого не нужно было, чтобы в Риме были «праздники имени Марии» в IV веке. Жены и девы, несшие на праздник Агнии чашу с изображениями ее и Марии, были, вероятно, в «чине вдов», или «дев», или «диаконисс» и следовали общим религиозным понятиям. Золоченые донышки вообще относятся именно к IV и V векам, редки в III и также в VI в., а донышки с образами Марии относятся, судя по стилю, скорее всего, ко второй половине IV века и только в виде исключения к началу V века. Развитие образов Богоматери и «священных дев»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ксения Кумпан, Альбин Конечный Именной указатель Абаз — Абаза Александр Аггеевич (1821–1895) — министр финансов (18801881) — 159, 162 Абаза Мария Аггеевна — см. Милютина М. А. Авано Виссарион, японский семинарист — 101, 325, 327 Августина — см. Созонович А. П. Авилов Федор Александрович (1835–1903) — полковник, позже — генерал–лейтенант; сын А. П. и Е. М. Авиновых — 239 Авилова Елизавета Максимовна (1802–1880) — вдова адмирала А. П. Авилова — 161 Агния (Баскакова) (1810–1888) — казначея петербургского Воскресенского первоклассного женского монастыря — 83, 186 Адлерберг Александр Владимирович (1818–1888) — граф, министр императорского Двора и уделов (1870–1881) — 182 АдоратскийАдорацкий Стефан Иванович (? — 1882) — протоиерей Покровской церкви в Казани; зять В. П. Вишневского — 300 Азанчевский Николай Павлович — управляющий Яузским отделом Попечительного совета заведений общественного призрения; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); штабс–капитан — 248 Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) — художник — 126 Акилина — 261 Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) — член Совета Православного миссионерского общества (с 1870 г.); публицист, поэт, славянофил; надворный советник -244, 248, 249, 253, 256, 260, 268, 293 Аксенов Василий Дмитриевич (1817–1890) — член и казначей Православного миссионерского общества (с 1870 г.); коммерции советник — 94, 95, 98, 242, 243, 246, 251, 253, 257, 264, 268, 278–279, 287, 294, 295, 311 Аксинья Николаевна, знакомая отца Николая из деревни Вязовка — 309 Алевтина (Викулина Анна Андреевна) (1810–1897) — игуменья московского Вознесенского монастыря (до 1887 г.) — 287 Александр, Александр Дмитриевич — см. Шереметев А. Д. Александр, двоюродный брат отца Николая из Пустоподлесья — вероятно, Касаткин Александр — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1853) — 309 Александр, отец — см. Иванцев–Платонов А. М. Александр, отец — см. Сыренский А. В. Александр, племянник отца Николая из Березы — 309 Александр, троюродный брат отца Николая — Касаткин Александр Федорович (? — 1896) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1841); псаломщик в одной из посольских церквей, затем — в петербургской Вознесенской церкви — 81, 115, 175, 217, 311, 312

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Евхаристический догмат по существу относится к истинности причащения: Господь и после Своего вознесения «на небо», т. е. удаления из мира, сохраняет с ним связь, в такой мере, что вещество этого мира силою Духа Святого становится Телом и Кровию Христовыми, включаются в Его человечность, и вкушающие этот хлеб жизни ( Ин. 6 ) соединяются со Христом. Но в католической доктрине о totus integer Christus, как присутствующем в каждой части Святых Даров со всеми частями тела, которое Ему было свойственно на земле и с которыми Он пребывает на небе одесную Отца, заключается скрытое отвержение или, по крайней мере, умаление силы догмата Вознесения, причем евхаристическое присутствие Христа уподобляется Второму Его пришествию, в качестве возвращения на землю. Собственно этому преувеличенно развивается и «latria» – нарочитое поклонение Святым Дарам как пребывающему на престоле Христу. Здесь есть существенная разница в практике благочестия Восточной Церкви в сравнении с Западной: Восток, исповедуя подлинность евхаристического преложения, хотя и сохраняет Святые Дары для причащения вне Литургии, однако нарочито сокрывает их от всякого особого поклонения вне Литургии. Напротив, Запад чем дальше, тем больше развивает практику «адорации» Святых Даров, в которой Святые Дары приравниваются «явлению» Христа, каковым они однако не являются, так же как и евхаристическое преложение отнюдь не является сошествием Господа с небес. Как говорит св. Иоанн Дамаскин : «не вознесшееся тело сходит с небес, но самый хлеб и вино претворяются в тело и кровь Божию... как хлеб чрез явление, а вино и вода чрез питие естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пиющего и делаются не другим телом, отличным от его прежнего тела, так и хлеб и вино, чрез призывание и наитие Святого Духа сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христову и составляют не два тела, а одно и то же». 13 В уразумении Святых Даров главное ударение должно быть делаемо на том, что они для причащения, с которым связано и духовное соединение со Христом действием Святого Духа, а не на том, что в них совершается явление Христа на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Даже и таковое, поскольку оно действительно имело место после Вознесения (первомученику Стефану, ап. Павлу и разным святым), остается духовным и тем отличается даже от тех явлений Христа, которые были по Воскресении, но до Вознесения: Господь в этих духовных явлениях не предлагал коснуться Его тела и костей Его, не вкушал пред ними пищи, как было в явлении апостолам, а был видим только очами. При этом, конечно, можно спрашивать даже и о том, было ли это видение очами подобно обычному телесному видению, или же отличалось и от него, оставаясь сугубо духовным. На Тайной Вечери Господь Сам отличил Свое личное присутствие от Своего же присутствия в Святых Дарах, которыми Он причастил учеников. Господь был зрим и осязаем, вообще лично присутствовал на Вечери, однако Он причащал учеников таинственно. Поэтому в таинстве Евхаристии мы имеем не явление Христа, но преложение хлеба и вина, которое сохраняет весь свой природный «вид», нрзб. «вместообразныя» (по выражению литургии св. Василия Великого ), так что Христос в них остается невидимо-видимым. 14 Конечно, это присутствие Христа в Его Теле и Крови неотделимо от Него Самого, однако мы не должны расширять его более, чем это дано нам при самом установлении таинства и изъяснено Господом в 6 гл. Ев. от Иоанна. Неотделимость не означает еще личного присутствия, как «totus Christus integer». В причащении мы соединяемся со Христом духовно и телесно, чрез вкушение, однако не имеем Его явления, в которое превращает его католическое истолкование praesentia realis с соответствующей практикой адорации. Это есть благочестивое злоупотребление: Святые Дары прелагаются для причащения, а не для поклонения явльшемуся Христу (для каковой цели у католиков заготовляется и освящается даже особая гостия). Отсюда проистекает важное общее заключение относительно евхаристического присутствия Христа: в нем мы имеем не личное явление Господа, но Его Богочеловечество, которое в причащении становится и нашим, в нас ипостазируется. Богочеловечество Христово, сущее во Святых Дарах, подается Христом не только для причащения хлеба небесного, но и как жертвоприношение, которое лишь завершается на Тайной Вечери и Голгофе, но происходит в течение всей земной жизни Спасителя, по согласному истолкованию церковных писателей и богословов Востока 15 и Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«за размышление о страданиях Господа нашего Иисуса Христа в продолжении, по крайней мере, получаса; за поклонение (адорацию) Святым Дарам в течение получаса». Вся эта практика, будучи ярчайшим проявлением неверного юридического подхода к спасению, есть ни что иное, как глубочайшее заблуждение, причем не только богословов: – в заблуждение вводят всю паству. Индульгенции – повседневная практика католиков. Предопределение Вопрос о предопределении очень важен для формирования строя духовной жизни. От взгляда на предопределение зависит, как человек будет относиться к греху, как будет строить мир ценностей и относиться к состоянию души. Будет ли он постоянно выискивать в себе недостатки и устранять их, с трепетом соблюдая все, чему научил Христос, или будет находиться в состоянии равнодушно – умиротворенного покоя, формально соблюдая положения о получении индульгенций, не задумываясь о необходимости трудиться на ниве своего сердца с целью преобразования себя к святости. Католическое учение о предопределении Учение католической Церкви о предопределении не является строго определенным. «От века Бог некоторых людей желал для счастья на небе, других, принимая во внимание их грехи, – наказанию в аду (оба утверждения «De fide») ... уже с самого начала, зная, какую жизнь будут вести сотворенные Им люди, Он, Господь Бог, некоторых избрал быть подобными своему Сыну и войти в небесное счастье. ... Избранность, как всем известная истина принята в решениях Тридентского Собора 957 и Валенсийском синоде (855 г.), мимоидя, о предварительном погублении говорят: «Мы признаем предопределение безбожников к смерти» 958 . В более широком значении слово «предопределение» (предестинация) относится к вечному решению Бога спасти или погубить известные сознательные существа. ... В акт входит Божий ум и Божия воля; ум от века знает, воля от века определяет – это предварительное знание, предварительное определение. ... Кого Бог избрал, того избрал, и там ничего нельзя изменить; неизменность одно из свойств избранности. ... Св. Писание призывает трудиться для спасения в страхе и трепете 959 . Хотя уверенного знания нет, все же есть признаки, которые с большой вероятностью указывают на избранность, напр., большая неотступность в практиковании нравственности, частое причащение, горячая помощь другим людям, привязанность Христу, Его Церкви и Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Святые Таины употребляются для причащения во время Божественной Литургии, но могут они также сохраняться и после богослужения для приобщения больных (т. н. запасные Святые Дары). Обыкновенно они приготовляются на Литургии Великого Четверга и хранятся в особом сосуде, именуемом дарохранительницей, на престоле в алтаре, но при необходимости могут быть заготовлены в любой день. Во время Великого Поста в будние дни полная Литургия не может совершаться 6 , и потому для причащения установлено особое богослужение — Литургия Преждосвященных Даров. Святые Таины для такой Литургии заготавливаются на воскресном богослужении. Почитание Святых Таин в Православной Церкви Поскольку Святые Таины — Тело и Кровь Самого Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, им подобает воздавать большую честь, чем любой иной святыне. Хотя в Православной Церкви не существует традиции внелитургического поклонения Святым Дарам (подобной сложившейся в католицизме практики адорации); тем не менее, согласно церковному учению, « Телу и Крови Господней в таинстве Евхаристии должно воздавать особенную честь и Боголепное поклонение; ибо каким мы обязаны поклонением Самому Господу нашему Иисусу Христу, таким же Телу и Крови Господней » 7 . В современной практике во время полных Литургий поклоны перед Святыми Дарами обычно совершаются: Во время Литургии Преждеосвященных Даров совершается целый ряд земных поклонов; во время переноса Святых Таин с жертвенника на престол действующий Типикон предписывает особо: « егда Божественныя преносятся Тайны, вси людие поклонение богоподобное, и певцы ниц падше, Христу Богу в тайнах Сущему, творят » 8 . Практика поклонения Телу и Крови Христовым окончательно сложилась уже в период зрелого Средневековья. В XIV в. мы находим ее уже вполне оформившейся; святые этого периода уже были вынуждены бороться с злоупотреблениями этой практикой, когда боголепное поклонение воздавалось еще не пресуществленным хлебу и вину во время Великого входа. Так, например, св. Николай Кавасила пишет: « А кто из припадающих к ногам священника, когда он входит с дарами, покланяется и обращается к несомым дарам как бы к самому Телу и Крови Христовой, тот поступает несправедливо… Во время этого входа дары бывают еще не священнодействованные и несовершенные » 9 . Цитаты о Святых Таинах

http://azbyka.ru/svyatye-tainy

6. Иконы можно иметь и не иметь. Собор 787 г. не прав, анафематствуя не имеющих икон. 7. Иконы нельзя уравнивать со священными сосудами, евангелием, крестом, останками святых. У святых даже тела и одежды мы veneramus. 8. Безумно возжигать свечи и курить фимиам. 9. Но, с другой стороны, как предметы священные, иконы не следует ставить в местах нечистых, как, например, при дорогах. Таким образом, франки не поняли самого главного в догматической работе VII Вселенского собора, а именно различения между λατρεα и προσκνησις, ибо их перевод всюду переводит προσκνησις, как adoratio. Все эти иконоборческие настроения, может быть, были y франков-германцев и искренними. Язычество в их стране было сравнительно недавно отменено. Миссионерски они не склонны были воскрешать его через иконы. A икон по ограниченности средств культуры y них было очень мало. Да и греческий обычай поклонения, возжжения свечей и воскурения фимиама перед статуями и портретами императоров также франкам был чужд. A потому προσκνησις иконам казалась тоже неподобающей «адорацией.» Ответ папы был уступчив, и прием Карлова посла Ангильберта был очень любезен. Папа, как бы извиняясь за свое участие в соборе 787 г., пишет, что он должен был поддержать древнее предание церкви, поощрить Ирину, подражавшую Елене и Пульхерии. Как вселенский пастырь, он должен был поощрить греков. Но согласия с императорами y него нет, ибо они не отдают патримонии святого престола. A если они их не отдадут, то он будет считать их «упорными еретиками .» Таким образом, славословия, воссылавшиеся VII Вселенским собором папе Адриану, как голосу самого апостола Петра, — одно, a дипломатия папы Адриана — другое. Там он — столп и утверждение истины, a здесь, пред лицом друзей , хотя бы и дурно пахнущих еретичеством, во всяком случае богословски ошибающихся, он предает престиж православия, уравнивая с догматическим вопросом вопрос ο диоцезальной и даже материальной власти, называя ересью удержание в руках греков частей его патриархата. Так церковная «словесность» даже высокопоставленных лиц и богословов по человеческой ее стороне далека от «непогрешимости»...

http://sedmitza.ru/lib/text/435437/

  Фон Гален напоминает прихожанам о том, как старый немецкий дворянин ответил однажды Фридриху Великому: «Вашему Величеству принадлежит моя голова, но не моя совесть». Война заканчивается. В феврале 1946 года Пий XII назначает фон Галена кардиналом — тот возвращается в родной город в красной сутане и через шесть дней умирает.   Эдит Штайн, кармелитка, отказавшаяся уехать в Латинскую Америку и погибшая в концлагере как еврейка, как раз в те годы, когда епископом здесь был фон Гален, работала в Мюнстере — преподавала в Педагогическом институте. Встречались ли они тогда, неизвестно. Per crucem ad lucem hanucaho над входом в небольшое здание, расположенное на площади близ собора, — именно тут перед войной располагался её институт. Рег crucem ad lucem(«чepeз крест к свету») - это как раз та дорога, по которой прошла Эдит Штайн, считавшая необходимым переживать боль другого как свою собственную. «Свет — символ Духа», — писала Эдит, a «Scienmia Crucis» («Hayka Креста») - главная её книга, так и не дописанная до конца, чьё название созвучно надписи над дверями института…   «В Мюнстере либо идёт дождь, либо звонят колокола. Если и то и другое — значит, воскресенье». Утверждают, что это выражение бытует здесь со времён Средневековья. Колокола, однако, наполняют своим звоном воздух над городом и сейчас, звоном, который утром в воскресенье действительно несётся отовсюду. Ибо в Мюнстере — всё рядом: собор святого Павла с гробницей фон Галена, церковь святого Ламберта, где он проповедовал, и святой Мартин и святой Эгидий, и маленький храм местного святого Серватия, выходца из Малой Азии, ставшего первым епископом Тонгерна. Он открыт всегда. Здесь всегда совершается адорация — поклонение Святым Дарам, и, наверное, Эдит Штайн бывала тут очень часто.   Когда смотришь на чёрную колокольню св. Ламберта, кажется, будто город сегодня остался таким, каким он был в Средние века или, во всяком случае, двести лет тому назад, когда здесь родилась Аннете фон Дросте–Хюльсхофф, известная поэтесса, портрет которой изображён на купюре в 20 марок. Однако это не так. Мюнстер всё время перестраивался. Например, старая колокольня св. Ламберта к концу XIX века пришла в настолько ветхое состояние, что была разобрана. Новая (высотой в 90 метров), так напоминающая колокольню собора во Фрибурге, была сооружена именно по её образцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Авторы письма отмечают страшные последствия легализации абортов, которые «по числу жертв превышают последствия прошедших мировых войн», и призывают российских католических иерархов привлечь внимание к данной проблеме в эту печальную годовщину: «Мы просим вас сделать так, чтобы эта трагическая дата – 100-летие легализации абортов – не оказалась забытой Католической Церковью в России. Мы должны принести покаяние за то, что это зло было выпущено на волю… И покаянные богослужения в этот день – 18 ноября, проведенные во всех католических приходах России, кажутся нам достойным способом покаяния и поминовения». В качестве конкретной формы предлагается повсеместно организовать 24-х часовую адорацию (поклонение) Святым Дарам, которая «необходима как открытая возможность для покаяния и исцеления многих, для заступнической молитвы за всех, кто пострадал – живых и умерших». Конференция католических епископов поддержала эту инициативу, пообещав призвать священников «усиленно молиться о защите жизни 18 ноября или в какие-то дни до или после, а также говорить в проповедях о том, почему аборт – это грех», разъяснил секретарь ККЕР о. Штефан Липке, SJ. «Помимо того, епископы намерены подобрать отрывки из энциклики Иоанна Павла II Evangelium Vimae o ценности жизни (особенно о том, что касается нерожденных детей) для публикации к этой трагической годовщине», – отметил Липке. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 02.11.2023 17:38 В Тверской области приняли закон об ответственности за склонение к абортам 03.08.2023 13:37 Благовест-инфо Первый российский регион принял закон о запрете пропаганды абортов 19.07.2023 13:47 Европейские епископы высказались против включения права на аборт в Хартию ЕС об основных правах человека 07.10.2022 12:02 В столице Колумбии сторонники абортов подожгли двери кафедрального собора и расписали его стены 30.06.2022 10:52 Православная Церковь в Америке приветствует отмену конституционного права на аборт

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010