25 сентября директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш заявил: «Мы обращались неформально, сейчас готовим реальные обращения к священноначалию Украинской православной церкви, чтобы она сделала один очень весомый жест, показав, что она понимает общество, и что она кровь от крови этого общества, а не агент чьих-то влияний. Чтобы 4 епархиальные центра, которые сейчас находятся на территориях, оккупированных на Донбассе, были перенесены на контролируемые страной территории». Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич ответил на это, что «Заявление Андрея Юраша является вмешательством во внутренние дела Церкви. А по форме подачи оно еще и выглядит как шантаж или даже ультиматум: «Если не сделаете, то...», «Покажите обществу, с кем вы...» Мы с народом Украины, разделенным войной и пропагандой. Или господин директор не считает население Крыма и Донбасса частью народа Украины? УПЦ самостоятельно решает, где должны быть ее епархиальные центры и не требует указаний со стороны чиновников» В самом деле, с точки зрения Церкви требования Андрея Юраша абсурдны — Церковь, как и медицина, находится там, где люди в ней нуждаются. Отказать в пастырском попечении населению каких бы то ни было территорий по каким-либо политическим причинам просто немыслимо — Христос возложил на Церковь обязанность печься о душах людей, там, где эти люди находятся. Как говорит Священное Писание, «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17). Будучи обязана перед Богом дать отчет за свою паству, Церковь не может ее покидать. Это вопрос отношения к пастве, к простым людям, а не к той или иной стороне конфликта. Мысль бросить верующий церковный народ, особенно, находящийся в тяжелой ситуации войны, причем только для того, чтобы сделать, таким образом, политическое заявление - находится абсолютно за пределами того, что церковным людям могло бы прийти в голову.

http://pravoslavie.ru/82614.html

3:19–20). Именно в этом смысле обещание противопоставляется закону в следующей главе, где Авраам, так сказать, вступает в игру против Моисея (еще более прямым образом это происходит в Послании к Галатам). «Ибо не через закон было дано Аврааму или его семени обещание быть наследником мира, но через праведность веры» (Рим. 4:13). Обещание, данное Аврааму, генеалогически предшествует Моисееву закону, который — согласно еврейской хронологии —явился только четыреста тридцать лет спустя, а значит, обещание не может быть им отозвано. «Завета, прежде установленного Богом, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обещание обездействовалось. Ибо если от закона наследство, то уже не от обещания, но Бог даровал благодать [kechdristai] Аврааму через обещание. Почему тогда закон? Он был добавлен из–за преступлений, до того, как придет семя, которому было дано обещание» (Гал. 3:17–19). На первый взгляд, в антагонизме между epaggelia — pistis и nomos друг другу противостоят два полностью гетерогенных принципа. Однако все гораздо сложнее. Прежде всего, Павел — разумеется, не только из стратегической предусмотрительности — постоянно стремится подтвердить святость и благость закона («закон свят и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12)). Кроме того, в ряде пунктов он как будто нейтрализует эту антитезу, чтобы артикулировать более сложное отношение между обещанием–верой и законом. Так, в Рим. 3:31 он смягчает, пускай и в форме риторического вопроса, свой антиномический жест. «Итак, обездействуем закон через веру? Никак; но закон утверждаем». И в Гал. 3:11–12 апостол как будто апоретически отвергает иерархическое подчинение закона вере: «А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что «праведный верою жив будет». А закон не из веры; но кто исполняет его, тот жив будет им». Перекрестные цитаты из Ав. 2:4 («праведный своей верою жив будет») и Лев. 18:1–5 (где Бог говорит Моисею: «объяви сынам Израилевым и скажи им… Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним… Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя человек будет жив») наводят на мысль не столько об оппозиции или иерархической субординации между законом и верой, сколько о более глубинной связи, как будто они — что отмечал еще Тихоний — взаимно имплицируют и подтверждают друг друга (invicemfirmant).

http://predanie.ru/book/219985-ostavshee...

3. В тот беспокойный период истории события эти не могли быть иными. Но сегодня, когда возможно вынести о них более здравое и уравновешенное суждение, необходимо признать, что чрезмерное значение, которое они приобрели позднее, было чревато последствиями, которые, насколько мы можем судить, далеко вышли за пределы намерений и предвидений зачинщиков, чьи запретные меры касались лишь определенных лиц, но не Церквей и не были направлены на прекращение церковного общения между кафедрами Римской и Константинопольской. 4. Вот почему папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в том, что выражают общее стремление к правде и единодушное чувство любви своих верующих напоминают завет Господень: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:2324 ) – и по обоюдному согласию заявляют: а) что они сожалеют об оскорбительных словах, о необоснованных упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с другой стороны окрасили собою печальные события того времени или сопутствовали им б) что они равным образом сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной акты отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых. до наших дней служит препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению в) что они скорбят о том, что дурные прецеденты и последующие события под влиянием различных факторов, прежде всего взаимного непонимания и недоверия, в конце концов, привели к реальному разрыву церковного общения. 5. Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной, и которые будут преодолены действием Духа Святого, благодаря раскаянию в исторических ошибках и деятельной воле к достижению понимания и совместному выражению апостольской веры и ее требований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

524 Этот жест был характерен для участников языческих пиров, о чем свидетельствуют надгробные памятники (например, в Пальмире). Умерший изображен полулежащим на парадном ложе и держащим в левой руке кубок, покоящийся на кончике пальцев. Ладонь его повернута кверху. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 233, n. 5.) 525 Домостроителем апостол Павел в послании к Титу называет епископа: «Ибо епископ должен бытъ непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец...» ( Тит. 1:7 ). 526 Для обоснования действий Златоуста Палладий обращается к отрывку из Деяний Апостолов ( Деян. 6:2–4 ), который свободно пересказывает. Ср.: «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». 528 Слово «святые» (γιοι) в давном контексте означает «члены народа Божиего», то есть члепы Церкви. В этом значении слово употребляется у апостола Павла: «Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахайе» ( 2Кор. 1:1 ). Об обязанностях христиан оказывать гостеприимство «святым», то есть своим собратьям во Христе, неоднократно говорится в Священном Писании. См.: Рим. 12:13 : «В нуждах святых принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве»; 2Кор. 9:12 : «Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу»; 1Тим. 5:10 : «..известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым». 531 Палладий указывает на то, что совершающему дела странноприимства нужнο обладать добродетелью рассудительности (φρνησις, σωφροσνη). Св. Иоанн Златоуст был против неразумной благотворительности, за что упрекал диакониссу Олимпиаду. (См.: прим. 308.) 533 Подобные сапоги носили на Востоке, в особенности в Персии. В подлиннике – σαρβαρα, В книге пророка Даниила это слово употреблено для описания одеяния трех отроков, брошенных по приказу Навуходоносора в раскаленную печь ( Дан. 3:21 ). (См.: Diaiogue. Т. 1. Р. 239, n. 5.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   Другой раз Геронда объяснил это наглядно.    — «Я слышал, Гернда, — сказал я ему, — что проблема неудовлетворенности чувственных и эмоциональных желаний между двумя полами остается неразрешенной, и решает ее только могила».    Отец Порфирий немедленно возразил:    — «Нет — нет, не называй это проблемой! Это не так! " …    Он сделал рукой жест похожий на взлетающий самолет. Его рука неторопливо двигалась по одеялу, потом стала постепенно отрываться от него, и наконец простерлась к небу.    Этот образ предложенный Старцем прямо противоположен романтическим описаниям пламенной любви, которая начинается с заоблачных высот, но затем мало по малу теряет высоту и оканчивается вынужденной посадкой. Образ, предложенный Старцем, напрямую был связан с «духовным богатством» наличие или отсутствие которого соответственно влечет вверх или в низ. Я «безумствую», я опьянен, опьянен Божественным вином    Все — от Святого Писания. Вы должны читать его непрестанно, чтобы узнать тайны духовного подвига. В любимой мною книге Премудрости Соломона в девятой главе говорится так:     «Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд!     Даруй мне предстоящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих, ибо я раб Твой и сын рабы Твоей, человек немощный и кратковременный и слабый в разумении суда и законов»(Прем. 9:1-5).    Мы видим здесь, как премудрый Соломон очень смиренно просит у Бога Его премудрости. И Бог дал ему премудрость в изобилии. Все эти премудрые вещи, которые он пишет, не его собственные. Они вдохновлены тем же духом, которым были написаны и слова богослужебных канонов. Поэтому и каноны я очень люблю. Читайте их, наслаждайтесь ими. Таким образом вы обретете Божественную любовь. Послушайте слова канона Пресвятой Троице:    Три ипостаси поем богоначальныя, единственнаго естества неизменный зрак, благого человеколюбца Бога, прегрешений очищение нам дарующа

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Скандальные” слова Христа из Луки (“если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” (Лука 14: 26)) указывают в том же направлении, что и знаменитая цитата из Че: “Вам, возможно, придется быть жестокими, но не теряйте свою чуткость. Вам, возможно, придется срезать цветы, но это не остановит весну”. И вновь, если акты революционного насилия были для Ленина “работой любви” в строгом кьеркегоровском смысле слова, в чем же тогда состоит их отличие от “военного дзена”? Есть только один последовательный ответ: дело не в том, что, в отличие от японской военной агрессии, революционное насилие “на самом деле” стремится установить ненасильственную гармонию; наоборот, подлинно революционное освобождение куда более тесно связано с насилием — насилие как таковое (насильственный жест отказа, проведения различия, установления разделительной линии) освобождает. Свобода — это не блаженно-нейтральное состояние гармонии и равновесия, а сам насильственный акт, который нарушает такое равновесие. Буддистское (или индуистское, если на то пошло) всеобъемлющее сострадание должно быть противопоставлено христианской нетерпимой, насильственной Любви. Буддистская позиция — это, в конечном счете, позиция равнодушия, подавления всех страстей, которые стремятся установить различие, тогда как христианская любовь — это сильная страсть к внесению Различия, разрыва в порядок бытия, наделения привилегированным положением и возвышения одного объекта за счет других. В этом и состоит разрешение антиномии Ницше, отличие которой от “восточного” можно также выразить в терминах лакановского различия между субъектом высказывания и субъектом высказанного: если в “восточном” решении моя вовлеченность оставляет нетронутым внутренний мир самой позиции (высказывания), из которой я действую, то подлинно ницшеанское решение отказывается от всякого стремления к “внутреннему миру” — поскольку я полностью принимаю разрыв, противоречие в самой сути своего бытия, я больше не обязан участвовать во “внешнем” насилии, в агрессии против других».

http://predanie.ru/zhizhek-slavoy/ustroy...

       бездны Шеола – это «их пустоты», духов преисподних, которые названы «львы», потому что образ диавола – лев. Душа Распятого уже погружается в бездны «пустот», и Он просит «возвратить» душу – «единственную», поскольку, кроме души, Он лишен абсолютно всего ( Пс.22 /21:21). Пс.34:19             Да не веселятся обо мне враги лживые,                         ненавидящие меня напрасно, да не помигивают глазом. «Враги лживые» – начало богоотступничества есть ложь (см. Пс.4:3; 5:7; 7:15 ):        ложь на святое приводит к вражде на Бога, так возникает сообщество «враги лживые». Ложь о святом есть «ненависть». «Ненавидящие меня напрасно» – без вины, даром (ст.7; Пс.69 /68:5); так возненавидели Мессию ( Ин.15:25 ). «Подмигивают глазом» – среди лжецов было чрезвычайно развито искусство осудительного жеста, когда единомысленные во зле не тратили слов: они подмигивали глазами, подчмокивали («подмигивали») губами ( Притч.16:30 ), «говорили ногами», давали знаки – пальцами ( Притч.6:13 ), а самым выразительным был жест лицемерной скорби и осуждения – «кивать на кого-то головой» ( Иов.16:4 ), как кивали головой на Распятого ( Мф.27:39 ). Пс.34:20             Ибо не мир они говорят,                         но против тех, кто на земле покойны,                         они дела коварные умышляют. «Не мир они говорят» – «говорить мир» (шалом) – это его созидать; «в какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» ( Лк.10:5,6 ). «Они говорят не мир» – мир разрушают. Духовный «мир» есть устроение души, ждущей Мессию и принимающей Его: «взыщи мир и преследуй его» ( Пс.34 /33:15). Миротворение есть главное дело Бога Сына. Враги Мессии дышат ненавистью и бьют, прежде всего, в эту точку – говорят против мира духовного и против тех на земле, кто удерживает «покой». «Покойны» – hap.leg. Пророк Исаия употребляет слово того же корня – «упокоение» (hap.leg.), когда упрекает тех, кто отвергает это состояние мира: Господь «говорил им: «вот покой, дайте покой утомленному, и вот – упокоение«, но вы не хотели слушать» ( Ис.28:12 203 ). Пророк Иеремия употребляет того же корня слово «покой» (hap.leg.): «так говорит Яхве: «остановитесь на путях и рассмотрите, и вопросите о стезях вечных, где он – путь благой (ха-тов), и идите по нему и найдете покой душам вашим». И они сказали: «не пойдем»» ( Иер.6:16 ). То же и снова Христос сказал: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас… и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28,29 ). С Христом пришел «мир» и произошло великое разделение в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Библейский рассказ о первом браке в своем богослужебном, вен­чальном предназначении должен дать ответы на три вопроса: 1) поче­му брак освящается; 2) почему, несмотря на освященность брака, плод брака — рождение детей — столь мучительно болезнен; 3) почему именно жена должна находиться в послушании у мужа. Все три явления, которым дает объяснение библейский рассказ, существовали независимо до него и ранее него. И брак, и сакральное отношение к браку бытовали задолго до Ветхого Завета. Не Библия устанавливает патриархальные отношения: она их объясняет. Не Библия понуждает женщину рождать в муках, но она проясняет это тягостное обстоятельство человеческой жизни. В первой главе книги Бытия перед читателем и слушателем прошли все космические стихии, и все они истолкованы как творение единственного Бога — Ягве. Вторая глава показывает уже не космическую стихию, но основную стихию человеческих отношений — семью. И сверхцель этого повествования все та же — научить человека смотреть на брак и общество монотеистически. Библия дает монотеистическое истолкование таких сторон человеческой жизни, как разделение на полы, брак и рождение, и это истолкование должно соответствовать Божию замыслу о людях. Второй рассказ книги Бытия начинается так: “Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли” (Быт 2:4–6). Странная фраза. Вроде Бог уже создал кустарник и траву — а они на земле не растут. И почему библейский автор утверждает, что на земле не было дождей до тех пор, пока не появился человек? Отсутствие дождя — это не метеорологическая сводка о погоде на земле до появления человека. Это — религиозное сообщение, религиозный язык, в котором дождь есть сила оплодотворения. Дождь — то, что соединяет небо и землю и дает плодородие. Во многих культах дождь осмысляется как божественное семя, которым небо-отец оплодотворяет матерь-землю. Через дождь устанавливается Божий завет с Ноем (знамение этого завета — радуга). Радуга, возникающая в дожде, становится знаком завета любви между Богом и человеком. Во второй же главе Бытия дождь есть первоначальное знамение этого завета; это жест любви Божией, изливающейся на землю.

http://pravmir.ru/muzhchina-i-zhenshhina...

Бог настолько уважает свободу, которой Сам наделил Свои создания, что не отменяет её даже тогда, когда последние восстают против Него. Он предпочитает использовать другие бесчисленные способы привлечь их снова, с большой нежностью, к Своей любви. Но дьявол, демоны, колдуны, злые люди совсем не хотят измениться! Они доходят до такого извращения, что выбирают смерть вместо жизни, ненависть вместо любви, боль вместо счастья, зло вместо добра. И все это без какой-либо точной причины, без определенного мотива... Их разум пошатывается перед размерами иррациональности. Так они уничтожают себя сами, взращивая в себе это сумасшедшее тщеславие, которое умерщвляет души. «Если бы дьявол сказал, хотя бы один раз «Господи, помилуй», Бог простил бы и его», – сказал мне как-то отец Паисий. «Здесь, немного ниже, один старчик молился за дьявола. Ему было больно за него. Он говорил себе: Он тоже является творением Божьим. Был архангелом, и посмотри, кем стал. Итак, он молился за него. Во время молитвы в углу появился лукавый, с рогами, ужасно пахнущий, и начал показывать ему длинный нос и издеваться над ним. Вот так показывал ему длинный нос, обеими руками (и старец в точности воспроизвел мне тот жест)! Дьявол всегда отказывается от покаяния». Тем «старчиком» был сам старец Паисий, как он позже сам признался мне в этом. Я благодарю Господа, за то, что дал мне пережить этот опыт, потому как не веря раньше в то, что существуют просто злонамеренные люди, я подвергался опасностям, которые могли бы стоить мне жизни. Внутри себя я верю в то, что по молитвам старца я получил этот духовный дар, получив таким образом исчерпывающий ответ на вопросы, которые я задавал ему насчет гуру («Зачем им быть плохими? У них нет на это оснований ...»). –  В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин. 1, 4–5 ). –   Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин. 8, 12 ). –   Я свет пришел в мир, чтобы всякий веру-ю-щий в Меня не оставался во тьме. ( Ин. 12, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Богу поклонись» ( Откр.22:8–9 ). Здесь уместно заметить, что глагол «поклоняться» и соответствующее существительное «поклонение» в Писании имеют особенный смысл: поклониться – это не просто «сделать поклон», но пасть к ногам, пасть на свое лицо (для такого «поклонения» в науке существует термин «проскинеза»). Ангел запрещает совершить перед ним проскинезу, ибо такое «поклонение» подобает только Богу. Но в Откр.1:17 никто не упрекает Иоанна за поклонение, за то, что он пал к ногам явившегося ему прославленного Иисуса Христа. Это означает, что поведение Иоанна (поклонение) правильно. Подобный Сыну Человеческому – равен Богу. Он возлагает на Иоанна свою десницу и таким образом возвращает его к жизни: «Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся». Жест рукоположения и требование не бояться восходит к описанию пророком Даниилом своего видения Архангела Гавриила: «В оцепенении пал я на лицо мое и лежал лицом к земле. Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. И сказал он мне: “Даниил, муж желаний! …стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне”. Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. Но он сказал мне: “не бойся, Даниил…”» ( Дан.10:9–12 ). Возложение десницы (рукоположение) означает наделение силой и благословение на тот труд, к которому теперь будет призван Иоанн. Иисус как Богоравный, Иисус Христос говорит Иоанну: «Не бойся. Я есмь Первый и Последний». Это слова Бога из книги пророка Исаии, где Бог Израиля описан как единственный Бог Творец всего и суверенный Господь истории, противостоящий идолам Вавилона. Не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал… Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога ( Ис.44:2.6 ; ср. Ис.41:4 ; Ис.48:12 ). Выше мы уже говорили о том, что здесь, в Откр.1:17 , Иисус Христос впервые называет себя, и что это первое из Его имен («Первый и Последний») равнозначно имени Бога, которое приведено в оракуле 1:8 – «Альфа и Омега». Как Первый и Последний Христос – живой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010