Человек – первый в материальном творении ( Быт.2:7 : «из праха земного»), кто благодаря тому, что он был создан по образу, имел подлинную и реальную связь с Богом; человек является первой формой биологической жизни (и, безусловно, наивысшей из всех существовавших на земле в шестой день творения 44 ), возвышенной, благодаря дыханию Духа, до духовной жизни, то есть до жизни подлинно и реально направленной к Богу. Впервые сотворенная материя, «прах земной», была организована теологично; материальное творение получило форму и структуру по образу Божию; жизнь на земле стала осознанной, свободной и личной. Преподобный Никодим Святогорец вслед за преподобным Иоанном Дамаскиным 45 и Григорием Паламой 46 различает три образа единства и приобщения Божеству: по сущности (κατ’ ουσια), по Ипостаси (καθ’ υποσταση) и по энергии (κατ’ ενεργεια) 47 . Первое относится только к Лицам Пресвятой Троицы; второе – соединение двух естеств в единой Ипостаси – совершено воплощением Слова Божия; а третье, как видно из вышесказанного, было даровано человеку в сотворении по образу. Однако, и это для нашей темы чрезвычайно важно, этот третий образ единства заведомо несовершенен: ведь непреодолимое различие между человеческой природой и Божеством остается. Его значение – в приуготовлении человеческой природы к ипостасному соединению с Божеством, полному и совершенному в силу того, что, принадлежа одной ипостаси, они уже онтологически неразлучны. Единая Ипостась «уничтожает расстояние между Божеством и человечеством, будучи общим пределом каждой природы – а между расстоящимися не бывает общего предела» 48 . Дарованное Адаму в сотворении по образу «энергийное» приобщение Богу должно было вести человеческую природу к ипостасному соединению с Божественным Логосом во Христе. Эта цель изначально ставилась Адаму и осталась неизменной даже после падения: ведь определения Божии непреложны. Это продолжает составлять основную цель воспитания Богом народа Своего, основное содержание и смысл не только Писаний пророков, но и всей священной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

От Адама и Евы пошел весь род человеческий. Люди размножились на земле, но, чем больше их становилось, тем больше они грешили, делались хуже и забывали Бога. Тогда Господь решил истребить на земле всех людей. Был между ними только один хороший, праведный человек, которого звали Ноем. Поэтому Господь спас его самого и его семейство от гибели. Бог послал на землю страшный дождь, который лил не переставая сорок дней и ночей, так что затопил всю землю с самыми высокими горами. Только Ной со своим семейством спасся, плавая в большом корабле, или ковчеге, куда он, по воле Божией, взял всяких животных, живших на земле, – одних по паре, других по семи пар. Когда дождь перестал, вода убыла и земля появилась из-под нее, Ной вышел из ковчега с семейством своим и всеми бывшими в нем животными. От трех сыновей Ноя и пошли вновь все люди. Опять они размножились, разошлись по земле и поделились на отдельные народы. И эти народы опять позабыли истинного Бога и стали поклоняться и считать богами одни – светила небесные: солнце, луну и звезды, другие различных животных; третьи кланялись, как богам, даже деревьям и камням. Сохранилась вера в истинного Бога только у одного народа еврейского, который произошел от Ноева сына Сима. Этот народ хотя тоже много грешил перед Богом, но никогда не забывал Его вполне и ожидал пришествия обещанного Богом Адаму и Еве Спасителя. 4. Рождество Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа Прошло более пяти с половиной тысяч лет с сотворения мира, и милосердому Богу угодно было исполнить данное Им Адаму и Еве обещание послать на землю Спасителя рода человеческого. По воле Бога Отца, Бог Сын, второе Лицо Всесвятой Троицы, должен был принять тело, плоть человеческую от самой чистой на земле, доброй и благочестивой, любящей Бога Девы, родиться от Нее как человек. Такая Дева жила в еврейском городе Назарете. Она была дочерью благочестивых родителей, воспитывалась в раннем возрасте при храме Божием в главном еврейском городе Иерусалиме и дала Богу обещание никогда не выходить замуж. Ее звали Марией. Когда умерли Ее родители и Она осталась бедной сиротой, Ее взял к себе в дом родственник, благочестивый старец Иосиф, тоже бедняк, занимавшийся плотничьим ремеслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Адам, вызванный к бытию непосредственно Богом, сотворен из праха, но Иисус, по Корану, не подобен ему. Подобие Иисуса Адаму не всецелое, иначе пришлось бы утверждать, что Иисус тоже сотворен из праха. Мусульманские писатели действительно, как мы видели, не находят в К3:62 полного уподобления Иисуса Адаму. Таким образом, Коран не ставит Иисуса в полную параллель с Адамом, сотворенным существом. Христианское наименование Иисуса Христа «Сыном Божиим», как мы видели, было понято Мухаммедом односторонне. В православном христианстве оно обозначает премирное отношение Сына Божия, воплотившегося по исполнении времен, к Богу Отцу, в Коране же оно приурочивается к моменту зачатия Иисуса во чреве Марии или к пророческой деятельности Его. Но при всем том, Коран указывает этим наименованием на Божество Иисуса. Адам, по Корану, произошел по слову Божию, все люди, без сомнения, произошли тоже по слову Божию, например, Бог возвестил Захарии, когда он усомнился в исполнении обетования о рождении Иоанна: «Я уже сотворил тебя прежде, 329 когда ты ничем не был». 330 Несомненно ангелы указывали Захарии на Божественное решение вызвать к бытию Захарию, каковое решение состоялось ранее исполнения его, прежде чем Захария был зачат. Но Коран не называет Словом Божиим ни Адама, ни Захарию, ни других людей. О Моисее, великом израильском пророке, в Коране сказано, что он удостоился беседовать с Богом; «с Моисеем Бог говорил так, как говорят». 331 «Господь говорил с ним. Он сказал: Господи мой! дай мне видеть Тебя, я взгляну на Тебя. Он сказал: не можешь видеть Меня! Взгляни на эту гору; если устоит она на месте своем, то увидишь Меня. И когда Господь явил свет свой горе сей, то превратил ее в мелкий прах, и Моисей пал ниц в обмороке. Когда он очнулся, сказал: хвала Тебе! с покаянием обращаюсь к Тебе: я первый из верующих. Он сказал: Моисей! Я избрал тебя из среды людей для моего посольства и Моею слова: прями, что даю тебе, и будь благодарным». 332 Как видно, Моисей был избран предпочтительно пред другими пророками к возвещению слова Божия, отчего мусульманские писатели дают ему особенное название «собеседника Божия» и даже «слова Божия» , но Коран нигде не называет Моисея «Словом Божиим», как не называет и Мухаммеда.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И сотвори Господь человека по образу своему и по подобию, и жену ему сотвори, и в Рай введе. И заповедь даст им от древа не ясти, еже разумети добро и лукаво 4331 . И ненавидяй добра роду человечю завистливый диявол прелсти их, еже преступити данную им заповедь. Того ради изгна их Господь из Рая, и сотвори им ризы кожаны, заповеда, рек: «Тружаяся, делая землю в поте лица твоего и яси от нея 4332 ». 4333 Адам же изыде из Рая, и начат труд творити – землю делати, по словеси Господню, и питатися от нея, и славити Бога. Темже 4334 и мы, братие, не будем сопротивны 4335 и равны Богу, по словеси Господню труды своя полагаем, якоже апостол Павел глаголет: «Подобает убо делателю преже от плода вкусити». 4336 И паки рече: «Иже не делает, да не яст». 4337 Добро есть и полезно, еже славити Бога без престани и покланятися в Троицы славимому Господу нашему Исусу Христу, еже показа нам светилника сего, праведнаго и непорочнаго чюдотворца Артемия. Воистину убо богоблаженнаго сего достойно прославити и пети усердно, образу его молитися, творящаго многа и преславная чюдеса и исцеления болным, и разслабленный, и слепым, и хромым, и всякими недуги различными здравие подающаго неотложно и неизменно 4338 благодатию Божиею, и помощию, и молитвами, и молением Пречистыя его Матере и угодника его святаго, великаго святителя и чюдотворца Николы, и святаго праведнаго, и новоявленнаго, и страстотерпца Христова богоблаженнаго Артемия. Но остану много глаголати, да не в забвение 4339 внидем, но проповедаем его житие и подвизание к Богу, еже бысть страдание его. В лето 7040-го (1532) лета от создания миру в Двинском уезде по реку, глаголемую Пинегу, от Кевролы вверх, в веси, нарицаемой Веркола, родися сей богомудрый праведный Артемий от християну благочестиву родителю – отца его именем Козмы, рекомаго Малаго, и матери Полинарии. И воспитан бысть родителема своима. Бе же отроча 4340 пяти лет, и начат лишатися детскаго обычая, и возненавидев игры детския, возлюби Бога. И начат труд творити, земное дело 4341 , и питатися от нея по Господню словеси, еже глаголано Адаму: «В поте лица своего яси от плоду земнаго». Уподобися труды своими древним праотцем Адаму, и Ною, и Аврааму, и Исааку, и прочим по глаголющему Павлу апостолу: «Подобает убо прежде делателю от плода вкусити, а иже не делает, да не яст». Сей праведный Артемий работая отцу своему и послушая его во всем неотложно, якоже Соломон рече в Притчах: «Сыне, послушай отца своего и не отрини наказания матере своея», «Сын премудр веселит отца», 4342 и «Память праведнаго с похвалами бывает». 4343 И сам Господь рече: «Почитай отца своего и матерь свою и люби ближняго своего, яко сам себе». 4344 И паки рече: «Возлюбиши Господа Бога своего от всего сердца своего, и от всего помышления своего, и от всея душа своея, и от всея крепости своея». 4345 Праведный же отрок почитая отца своего и матерь свою, и любя Господа Бога, и моления творя многа, и милости от него прося.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И покаяние соглашается на сии повеления, и стремительность Ангелов превращает в спокойствие. Бог прекратил угрозы, и Ниневитяне спасены. Покаяние исходатайствовало — и город возвратил себе благоденствие. Под городом разумеется вся вселенная и под Ниневитянами — все человечество. Пророк Исаия соглашается с сим разумением, потому что, пророчествуя о Вавилоне, присовокупляет ещё слово, которое изрек Господь на всю вселенную. Адаму одному сказал Бог: … земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19), и вот все умираем. Так и пощада Ниневии распространилась на всех. Христос воскрес — и человечеству благовествуется Воскресение. Определение Божие от одного простирается на весь род. Два Адама: один — отец наш в смерть, потому что, согрешив, стал смертным, другой — Отец наш в Воскресение, потому что, будучи бессмертным, смертию победил смерть и грех. Первый Адам — отец наш здесь, а Второй — там. Он — Отец и первого Адама. Не я один говорю это, но и великий из пророков Исаия говорит о Христе: Яко Отроча родися нам, Сын… Бог крепкий… Отец будущаго века… (Ис. 9:6), как сказало и Евангелие. Но сей Сын во плоти, для настоящего состояния, отцу делается Отцом в будущем состоянии. Почему же? Потому что смерть возрождает, и рождает человечество в жизнь вечную. О величайшее таинство! О неудобоизобразимое домостроительство! Сын Адамов делается Отцом Адаму, потому что возрождение отмещет (отвергает) естество, вводя на место его благодать Божества. Благодать полагает конец естеству, потому что бессмертие полагает конец смерти; воскресение положило конец рождению, потому что нетлением уничтожило тление, как и Павел сказал (1 Кор. 15:53). Великое сие Таинство удивило и Никодима; когда беседовал он со Христом, услышал: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Небесного, и говорит: како может человек возродитися, стар сый? (Ин. 3:3, 4). Сие воскресение есть образ будущего Воскресения; тому же и другому положил начало Христос. Павел говорит: о Христе… Иисусе… аз вы родих (1 Кор. 4:15); яко елицы во Христа Иисуса крестихомся… Спогребохомся… Ему крещением… да о Нем воскреснем из мертвых (Рим. 6:3–5). Видишь ли, что крещение есть предначатие воскресению из ада? Видишь ли, что Господь есть Отец воскресения? Родившийся Сын, — сие Отроча, рожденное нам, столько имеет силы, что всех людей возродит Он в воскресение. Что говоришь ты, Исаия? Устоим ли мы в истине, утверждая сие, или говорим только правдоподобное? Устоите, — говорит он, — ибо и я слышал, что Он есть Сын… Бог крепкий… Велика Совета Ангел… Отец будущаго века. Итак, тайна Его есть нетление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Несомненно, и в раю первозданные люди пребывали в обоженном состоянии и не обращали особого внимания на своё тело, подобно тому, как и мы, зная, что кровь движется по кровеносным сосудам, не замечаем этого, покуда что-либо не помешает нормальному кровотоку. Когда же заповедь была нарушена, благодать Божия оставила прародителей, и они увидели свою телесную наготу в натуральном виде и ощутили стыд, «в котором – невольное и горестное сознание внутри живущего греха» 390 . Стыд побудил их сшить себе опоясания из смоковных листьев и скрыться от Бога между деревьями рая. Грех начал оказывать разрушающее действие на человека, но и на этом этапе человеческая история ещё могла бы пойти иначе, если бы Адам и Ева , услышав призыв Божий к покаянию, откликнулись на него. Вскоре после преступления «Господь является им для уврачевания язвы 391 , говоря: Адам, где ты? Всеведущий Бог, конечно же, знал, где скрылись люди. По общему толкованию святых отцов, в этом воззвании Бога, прежде всего, звучит призыв к покаянию. «По падении, (Бог) дал ему (Адаму) возможность покаяться и быть помилованным, но выя его осталась непреклонною. Ибо (Бог) пришёл, говоря ему: Адаме, где еси? то есть из какой славы в какой стыд перешел ты?» 392 Вопрос где ты? относится к духовному состоянию Адама. Однако он не понял этого и отвечает Богу без тени покаяния: Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся . В ответе Адама нет раскаяния, более того – звучит косвенный упрёк Богу, будто бы он прячется, испугавшись голоса Божия. Подобно тому как мудрый и добрый учитель задаёт наводящие вопросы неразумному ученику, чтобы помочь ему найти правильный ответ, так и человеколюбивый Господь, не попирая свободы человека, второй раз обращается к Адаму, ясно показывая, что Ему всё известно: Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Кажется, единственный вариант ответа – это вопль раскаяния. Если бы он прозвучал, то, как предполагает прп. Ефрем Сирин , человеческая история могла бы пойти иначе: Если бы прародители захотели и по преступлении заповеди покаялись, то хотя не возвратили бы себе того, чем обладали до преступления заповеди, но, по крайней мере, избавились бы от проклятий, какие изречены земле и им 393 . Прп. Симеон Новый Богослов предполагает, что в случае раскаяния Адама он остался бы в раю: «Если бы он сказал: Помилуй мя, Боже, и прости, – то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал потом. Одним словом, он искупил бы всё множество лет, какие пробыл в аде» 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Также и Св. Амвросий изображает Авеля: «Каин представляет народ иудейский, Авель – Христа. Каин принес дар Господу от плодов земных, ибо народ иудейский, который был земным, приносил земные дары, т. е. начатки, десятины, жертвы и прочее, что предписывалось законом. Но Авель принес от первородных стада своего. Первородные стада суть Апостолы, коих Христос представил Богу Отцу. Каин водимый ненавистию за то, что Господь призрел на Авеля и на дары его, убил его: подобным образом и иудеи, видя знамения, творимые Христом, убили Того, Который был братом их по плоти. Проклял Бог Каина, убийцу своего брата; подобным образом и иудеи прокляты Богом и бродят по земле, не имея никакого постоянного жилища» 81 . Отцы Церкви в лице Авеля видели и образ Церкви Христовой, и называя мученическую смерть Авеля, агнца Христова, (как его называет Златоуст) образом крестной смерти Христа, под жертвою Авеля разумели духовные жертвы христиан. В судьбе праведного Авеля, преследуемого ненавистию брата, усматривали судьбу Церкви Христовой, верной Богу своему, хотя гонимой и преследуемой нечестивыми 82 . 3. Сиф Отцы Церкви и в сем Патриархе видят образ Христа. Св. Григорий Богослов 83 и Афанасий 84 называют его образом Сына рожденного от Отца. Св. Кирилл мудрствует так: «Смотри, после смерти Авеля рождается еще Адаму сын Сиф, подобный тому, который сотворен по образу и по подобию Божию. Ибо после того, как Иммануил умер по плоти, тотчас возставлено Адаму другое семя, содержащее в себе высочайшую красоту образа Божия. Ибо мы, верующие духом, преобразились во Христа. А что для верующих смерть Христова была как бы некиим корнем и средством к распространению рода, – сам Он свидетельствует, говоря: аминь, аминь глаголю вам, аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит ( Ин. 12:24 ). Итак, когда пало на земли (тело Христово) как зерно некое, тогда возникла в обилии, подобно класу, человеческая природа, преобразованная во Христе по тому первому образу, по подобию которого сотворен Адам» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

107 . Выпишем еще несколько суждений из омилий (бесед) св. Григория Паламы : «Рождается, таким образом, от Святой Девы, Единый от века неповинный греху, Единый достойный того, чтобы отнюдь не быть оставленным от Бога. И прежде чем познать зло, Он избирает добро, как это сказано в пророчестве; и жительствует жизнью совершенно непорочной Тот, Кто справедливо и заслуженно не заслужил того, чтобы быть оставленным Богом, поскольку и Сам Он не оставил Бога, как первый Адам оставил Его, преступивши заповедь. Но Он, быв исполнителем каждой Божией заповеди, всего закона Божиего, этим самым справедливо был свободен от диавольского рабства. И таким образом, победивший некогда человека диавол, бывает побежден Человеком, и некогда победивший созданное по образу Божию естество и посему весьма чванившийся, свергается с чванства. И вот, человек восстает от душевной и истинной смерти, той смерти, которою он умер немедленно после того, как вкусил от запретного древа смерти, которой угрожал Бог Адаму и Еве прежде преслушания, говоря им: Ибо в день, в который вкусите от него, смертью умрете ( Быт. 2, 17 ). Поэтому после преслушания мы были осуждены на смерть тела, поскольку тогда Бог так сказал Адаму: Земля ты, и в землю возвратишься ( Быт. 3, 19 ). Ибо как оставление тела душою и отделение ее от него является смертью тела, так и оставление души Богом и отделение ее от Него является смертью души, хотя иным образом она и остается бессмертной». 108 «Подобно тому, как чрез единого Адама, путем происхождения, перешло на потомков наказание смерти, так – от единого Богочеловека Слова на всех возрожденных Им переходит благодать вечной и небесной жизни. Посему и отверсто для них небо, имеющее принять их в надлежащее время, если воскармливаясь верою в Него и праведностью, отвечающей вере, станут наследниками Божиими, чтобы принять власть и быть сонаследниками Христа, делаясь участниками Его неизреченной жизни и бессмертия, и с Ним пребывая нераздельно, и наслаждаясь Его славою; ибо раньше для нас было закрыто небо и мы были сынами гнева, который заключался в том, что мы справедливо были оставлены Богом». 109

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

«И у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена. Так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным » . Отметим для себя, что и наречение личных имен могло иметь место в Эдеме. Если Бог помог Адаму запомнить «многие имена многим родам гадов, зверей, скотов и птиц», то при наречении персональных имен, думается, Бог Адама бы не оставил. Кроме этого блаженный Августин указывает на тот факт, что Адам, кроме названий всех животных, должен был дать названия вообще всем предметам и явлениям окружающего его мира, если бы наречение имен животных имело целью дать названия породам тварей. « Не только то, что существует в водах и на земли, но и сама земля, вода, небо и все, что мы на небе видим, чего не видим и чему верим, все это, смотря по различию человеческих языков, называется различными именами» . Рассуждая о предполагаемой форме и времени наречения рыб, о чем умалчивает Писание, Августин указывает на то, что в Откровении неслучайно упомянуты только животные наземные и птицы, и ничего не сказано о рыбах и о предметах окружающего мира, делая вывод о том, что таким образом Писание указывает на важные для нашего внимания обстоятельства: « какая тому была причина, кроме намерения обозначить что-нибудь такое, что имело бы значение, как предуказание будущего? — На этом пункте порядок повествования останавливает наше внимание главным образом» . То, что Адаму было доступно понимание сущности животных, не поддается сомнению. « Создавая человека по образу Царя веков, " имеющего в Себе ведение о природе и сущности всех вещей " , и поставив его, словами прп. Никиты Стифата, " царем творения " , Бог дал ему " иметь в себе не силу только все познавать, но и то, из чего все созданное составлено " , логосы всех тварных естеств [Св. Никита Стифат. Сотница 3-я, 10, PG 120, 957D-980A; Русское Добротолюбие. Т. 5, М., 1900. С. 147.] » . В древности имя или название носили не роль некоего «ярлыка» для обозначения предмета или явления, но были тесно связаны с сущностью обозначаемых вещей.

http://bogoslov.ru/article/4836881

Говоря об этом возглавлении Христом человечества, св. Ириней высказывает своеобразную мысль, что Христос «сокращенно даровал нам спасение». В контексте его сотериологии это означает, что конкретным условием перенесения плодов Боговоплощения на Адама и его потом­ков является реальное подобие», существующее между жизнью Хри­ста и жизнью Адама и его потомства, то есть «сокращенное» повторе­ние в истории земной жизни Иисуса Христа важнейших этапов жизни Адама и обычного течения жизни каждого из его потомков. Это сокра­щенное повторение Иисусом Христом жизни Адама и его потомства св. Ириней также называет «рекапитуляцией», однако в данном случае термин этот употребляется им преимущественно во втором из указан­ных выше значений. Уподобление Иисуса Христа Адаму выразилось прежде всего в том, что Слово Божие сделалось, подобно Адаму, видимым, объемлемым и страждущим человеком. Уже в самом Его рождении воспроизводятся обстоятельства рождения Адама. Как Адам не родился от мужа, но «получил состав свой из земли невозделанной и девственной, ...так и... Слово... получило рождение от Марии, Которая была... Девою» 79 . Христос, подобно Адаму, «вкушал происходящие от земли яства, кото­рыми питается тело, взятое от земли», утомлялся и скорбел, «ибо все это признаки взятой от земли плоти» 80 . Далее, Адам был искушаем диаволом и, прельщенный им, вкусил от запрещенного плода. Подобно ему, и Христос был искушаем в пустыне сатаною, надеявшимся соб­лазнить Его вкушением хлебов 81 . Наконец, подобно Адаму, Христос умер плотию и «принял смерть в тот же день, в который умер Адам» 82 . Кроме того, Христос, пришедший спасти всех, «которые через Него возрождаются в Бога,– младенцев, детей, отроков, старцев, прошел че­рез все возрасты»: младенческий, отроческий, юношеский, зрелый и старческий, затем дошел до смерти, дабы быть «Перворожденным из мертвых» 83 и даже, подобно каждому из потомков Адама, душою со­шел во ад. Христос возглавил в Себе также все народы, и жизнь Его на земле была как бы итогом всей истории ветхозаветного человечества. Евангелист Лука в своем родословии Иисуса Христа, которое он воз­водит к первому Адаму, перечисляет 72 рода. Так как св. Ириней по­лагал, что на земле живет только 72 народа, то из этого он делал вы­вод, что Спаситель «в Себе Самом восстановил все народы, от Адама распространившиеся, и все языки и весь род людей, вместе с самим Адамом » 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010