3. Грехопадение Адама В описании райской жизни нашего праотца Златоуст особенно любит подчеркивать его достоинство и исключительное положение в ряду прочих тварей. Адам обладал особой мудростью   , и даже пророческим даром   . Он легко и непосредственно беседовал с Богом. Его дар богообщения был более совершенным, чем у ангелов: «ангелы трепетали, Херувимы и Серафимы не осмеливались даже прямо поглядеть на Бога, тогда как Адам беседовал с Ним, как бы друг с другом»   . Звери ему подчинялись. Это особенно видно из того, что они подходили к Адаму и он им нарекал имена. Но тут следует отметить, что Хризостом опять–таки упростил проблему. В этом таинственнейшем моменте миробытия он не увидел того, что открылось взору Василия Селевкийского. Златоуст не ощутил тут «проблему имени»; он прошел совсем равнодушно мимо того, что в западном средневековом любомудрии надолго пленило умы и разделило мыслителей на две школы, номиналистов и реалистов. Хризостом просто регистрирует факт: Адам нарекал имена, в этом его господствующее положение в мироздании проявилось, но таинственнейший процесс зарождения имени в сознании праотца Адама совершенно не тронул св. Иоанна   . Вместо этого он перенес ударение на милосердие и человеколюбие Творца к падшему Адаму, а именно: «величайший знак божественной чести не в том, что, Бог повелел Адаму наречь имена, а в том, что, когда Адам поколебал закон, Бог не поколебал чести, которую Он дал Адаму до закона»   . Жизнь Адама в раю была полна тишины и беззаботности. Златоуст делает характерный для себя моралистический вывод: «Адам, когда жил без трудов, ниспал из рая; но Апостол, когда проводил жизнь труженическую и тягостную, в трудах и подвигах, делая ночью и днем, взошел в рай и восхищен на третье небо. Не будем охуждать труд»   . Сохрани Адам послушание Богу, он не был бы приведен к браку и умножению своего рода   . «Адам был бессмертен… у него не было ни печали, ни забот, которые присоединились потом, как наказания   . Последствия грехопадения сказались, главным образом, в потере того совершенства, которым Адам был одарен при творении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Институт брака был установлен Богом ещё в раю до грехопадения. В Быт.1:27–28 мы видим Божие благословение на брак и его установление: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. По мнению иудеев, здесь Тора подчёркивает, что раскрытие духовных составляющих мужчины и женщины в одинаковой степени делает их подобием 181 . Во 2-й главе Книги Бытия можно увидеть чёткое указание на установление брака Самим Богом. Бытописатель сообщает нам, что сначала был создан Адам, а затем Ева, и далее он говорит, что Бог Сам привёл женщину к Адаму. Отсюда следует, что в данный момент произошло бракосочетание между Адамом и женщиной. Интересна мысль профессора протоиерея Николая Стеллецкого , который говорит, что когда была приведена Ева к Адаму, то последний произнёс то «положение, к которому может относиться потомство, как к брачной грамоте, данной на вечные времена, как к всеобщему закону о браке: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего ( Быт.2:23 )» 182 . Иудейские комментаторы также считают, что брак был установлен Самим Богом ещё в раю, когда первозданные люди только что вышли из рук своего Творца и находились в блаженном состоянии невинности. В Мидраш Раба читаем следующее толкование на Берешит 2:22: «Рабби Эйво, а [некоторые] говорят это от имени рабби Беная и учат это от имени Шимона бен Йохая: – Украсил Он (Всевышний) её (Хаву), как невесту, и привёл к нему (к Адаму)» 183 . Святость и духовное значение брака появились сразу, а не в результате развития человеческого общества и представляют часть плана сотворения мира 184 . При чтении вышеприведённых слов может сложиться впечатление, что Бог принуждает человека на брак, но на самом деле это не так. Бог не принуждает человека на брак, потому что для Него важна свобода человека. По словам профессора Сергея Викторовича Троицкого , «только тогда, когда Адам проявил свою свободу, когда он создал идею жены и пожелал её осуществления, Бог даёт бытие мысли человека, человек становится мужем и женой. Брак – не человеческий институт, а Божественный. Именно Бог сказал: Не хорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ) и затем сотворил Адаму „помощницу“ Еву, устроив таким образом первую семью» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И Адам нарекает имена всем зверям и птицам, то есть познает смысл, сокровенный логос каждого живого существа. Ибо что такое имя? Это больше, чем просто символ или условное обозначение того или иного существа. «Имя как максимальное напряжение осмысленного бытия вообще есть основание, сила, цель, творчество и подвиг... всей жизни... Имя – стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия... Имя носит на себе каждое живое существо», – говорит А. Лосев 137 . Давая человеку право нарекать имена всей твари, Бог как бы вводит его в самую сердцевину Своего творческого процесса, призывает к сотворчеству, сотрудничеству: «Адаму надо было узреть неизреченное устроение, носимое в себе каждым животным. И все они подходили к Адаму, признавая этим свое рабское состояние. Бог говорит Адаму: будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей. Мы делим с тобой славу творческой премудрости. Давай имена тем, кому Я дал бытие» 138 . О крепком сне человека Библия говорит особо, так, будто не было ранее с ним ничего похожего. Конечно, человек погружался в обычный сон, но здесь крепкому сну предшествовала тоска человека по «соответствующем ему». Тоска эта была очень сильная, как реакция на некоторую незавершенность творения. Пусть никто не думает, что тоска Адама связана только с жаждой любви к жене, пусть даже в самом возвышенном образе, о каком можно помыслить. Нет! Так же как желание пищи не было голодом плоти, так и эта его тоска была жаждою более полного уподобления Богу! Ему нужно было не обладание, но отдание всего себя в жертву тому, кто сможет ответить ему тем же. Давая имена животным, он увидел, что с ними невозможно установление этих отношений. Вот тогда, с ведома и согласия человека (иначе и быть не могло, не мог Творец подвергнуть насилию того, кто был сотворен по Его образу), наводит на него Бог «крепкий сон» – как бы подобие смерти. Восстание же от такого «крепкого сна» должно являть подобие воскресения. Из сказанного здесь должно быть ясно, почему отцы Церкви видели в этом библейском эпизоде самое раннее ветхозаветное прообразование Воскресения Христова. Все ранее бывшее стало для человека историей. Бог привел к нему жену, и для человека началась новая жизнь в обновленном мире. Мир изменился вследствие того, что в него вошла жена, и для людей открылась возможность совершенно новых личностных отношений. Вместе с этим и с самим Адамом произошло кардинальное изменение, на что указывает новое имя – муж. В этом творческом акте произошло разделение полов и установление брака. В браке у людей появляется возможность устроения бытия по образу Божию путем самопожертвования в любви, взаимного предания друг другу общей для обоих жизни, подобно тому, как это осуществляется Божественными Лицами в Святой Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В пределах Рая покорность твари Адаму выражалась в том, что животные не уничтожали один другого, не лилась кровь. " И сказал Бог (Адаму и Еве): вот Я даю всякую зелень и всякое дерево, у которого плод древесный – вам в пищу, а всем зверям и птицам... (дал) Я всякую зелень травную в пищу. И стало так " . (Быт. 1, 29-30). И стало так, значит, до создания Рая не было так; живые существа поедали друг друга. Вопросу о творении мира посвящена первая часть книги " Шесть дней творения в свете современных геологических данных " , потому сейчас останавливаться на этом не будем. Дерево жизни Что же представляло из себя Дерево Жизни, вкушая плоды которого, Адам мог жить вечно? Что это за пища вечной жизни? По древнему святоотеческому мнению – плоды Древа Жизни – это Райский образ Небесного Хлеба, сошедшего с Небес, вкушая который, человек будет жить вечно. Это была небесная трапеза – как под видом плодов земных, хлеба и вина, преподается человеку небесная пища Тела Христова – так в Раю под плодами Древа Жизни преподавалась Адаму пища нетленной и вечной жизни. Утратив эту небесную пищу, утратил Адам и вечное бессмертие: " И изгнал Адама, и поставил Херувима, чтобы охранять путь к Древу Жизни " . Плач Адама об утраченном Рае – это прежде всего плач об утраченном Древе Жизни, плач о бессмертии. Сербская Церковь сохранила древнейший обычай – плач о Древе Жизни, бывшем в Раю. В праздник Рождества Христова в сербских храмах выносят дерево с листьями – дуб, он символизирует вечность, ибо может жить тысячелетиями, дуб украшают несколькими яблоками и поют печальные песнопения, полные благоговения, а затем опускают ствол в огонь, и листья мгновенно увядают. Эти листья верующие благоговейно берут на память о Древе Жизни. К яблокам же никто не прикасается. Какими неведомыми путями, через многие тысячелетия, донес сербский народ до наших дней традиционную Адамову мистерию и должен, по заповеди Отцов Сербской Церкви, донести ее даже до конца мира. Так, возможно, плакали адамиты, совершая память о Райском Древе Жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Неизбежно возникает вопрос: как при подобном «широком» самовосприятии Русь могла соделаться и остаться нацией, государством с общеизвестным очень сильным чувством патриотизма? Кажущийся повтор: «откуду есть пошла» и «откуду стала есть» Русская земля – не стилистическое несовершенство древней летописи. Первое выражение ставит вопрос о происхождении, второе – вопрос о становлении (оформлении, упрочении) Руси. В самом заглавии, таким образом, первая русская летопись касается самой существенной не только для нашего народа, но и для всего человечества проблемы общего и особенного в народах и людях, сочетания единства и отличия, или природы и личности, как двух начал человеческого бытия. В «введении» в летопись преподобный Нестор показывает не что иное, как происхождение всех народов из одного корня. Правда, он начинает с Ноя, но верующему читателю ясно, что род Ноя восходит к первозданному Адаму, тем более что далее, говоря о времени появления Руси, летописец прослеживает хронологию всей Священной истории от Адама. Нестор, таким образом, засвидетельствовал предельно отчетливое в его время сознание единства всех людей во Адаме «ветхом». Но это свидетельство исходит от человека, приобщенного «второму», новому Адаму – Иисусу Христу, от православного монаха-подвижника... Такое осмысление своего места в мире стало возможным только благодаря знакомству со Священной историей, с принятием христианства. Но, с другой стороны, христианство создало на Руси как бы в недрах единства по «ветхому Адаму» новое единство, новую общность – Русскую Церковь , иерархический и канонический строй которой полагал закономерные пределы смешениям и слияниям, ограждал Русскую землю как общину верующих от других народов и даже от других Церквей. Это не было противопоставлением себя другим. Церковная организация Русской земли явилась мощным средством сохранения и дальнейшего развития личностного начала русского народа. Предохранив его навсегда от поглощения другими культурами, Церковь и соделала Русь «народом среди народов», обеспечила его становление как нации – одной из ипостасей человечества [III, 9], закрепив ранее бывшие особенности национального характера и породив новые, вытекающие из новой веры! Вот «откуду Русская земля стала есть». Она «стала» (начала «становиться») с 988 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чрезвычайно глубокой является и мысль епископа Василия Селевкийского, который усмотрел одно из наиболее ярких свидетельств творческого дара в человеке - его словотворчество, языкотворчество. Он останавливает внимание на том эпизоде Книги Бытия, когда Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым... (Быт. 2, 19-20). " Адам, именованием зверей ты подтверждаешь свое владычество, - пишет епископ Василий Селевкийский. - Ты подражаешь достоинству Зиждителя. Бог создает естества, а ты даруешь названия... Адаму надо было узреть неизреченное устроение, носимое в себе каждым животным. И все они подходили к Адаму, признавая этим свое рабское состояние... Бог говорит Адаму: " будь, Адам, творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости. Пусть познают меня как Зиждителя по закону естества, тебя же как владыку по смыслу наименования. Давай имена тем, кому Я дал бытие " . Итак, Адам всматривается во внутреннюю сущность каждого творения, каждого животного, каждой вещи и прозревает заключенный в них смысл, логос. Словом, отыскиваемым в непостижимом процессе творчества имени, он " прочитывает внутреннюю умопостигаемую криптограмму всякого бытия " " Поэтому, как учит святой Максим Исповедник (VII в.), " тот, кто смотрит на каждое материальное явление не чувственным зрением, но рассматривает каждый из видимых символов духовными очами, тот научается скрытому в каждом из символов боготворящему логосу и в логосе находит Бога... Точно также тот, кто воспринимает природу видимого мира не одними только чувствами, но мудро и духовно, тот, исследуя в каждой твари ее логос, находит Бога, научаясь от созерцания предлежащего величия существ Причине самих этих существ " Под символами он разумеет отпечатки иного, незримого, небесного мира в мире дольнем и вещественном. Однако, пишет он же, " первоначально следует быть посвященным в лучший и высший логос, относящийся к Богу, а затем уж... становиться посвященным в логосы тварных вещей... Ибо самым... подобающим является первоначальное посвящение в логос, служащий причиной возникновения естества, и лишь затем можно исследовать логосы (вещей), возникших как следствие этого естества "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2422...

прот. Константин Буфеев 3. Власть Святых над животными Бог создал человека как царя над всем животным миром – что­бы он владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ). Главным признаком власти, которую человек получил над животными, является Богом данное Адаму право нарекать им имена. Библия так говорит об этом: Бытие, гл. 2 19. И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму видети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему. 20. И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему. 19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. Святые Отцы видят в этом свидетельство об исключительности человека среди всех Божиих творений. Так, священномученик Вавила (4 сентября) говорил: «Для того чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им» с. 78]. После грехопадения власть человека над животными существенно ослабла и исказилась. Лишь небольшая часть животных, так называемые домашние, проявляют послушание людям и находятся в служении им. Большинство одичавших зверей, как известно, потеряли связь с человеком, своим бывшим господином. Тем не менее, в Житиях Святых мы встречаем яркие примеры властного и повелительного отношения угодников Божиих к диким неприрученным животным. 3.1. Святые запрещают зверям и изгоняют их Многие из Святых проявляли власть над дикими зверями, когда без страха и боязни прогоняли опасных хищников, причинявших вред людям. Преподобный Георгий Каппадокийский «Ему пришлось пасти свиней в Фасаэлиде. И пришли два льва , чтобы похитить одну из них. Тогда он, взяв свою палку, прогнал их к святому Иордану» гл. 92, с. 260].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Флп.3:20–21 . «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего Иисуса Христа), Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе всё». Объяснение. Правда, апостол Павел тела наши называет «уничиженными», но в том смысле, что они подвержены греху, болезням, алчут, жаждут; этих недостатков не будут иметь тела небесные: 2Кор.5:8 ; 1Кор.15:51–53 . Здесь же апостол говорит о прославлении христианских тел в будущей жизни, о том, что степени прославления праведников будут различны, что тленное облечётся в бессмертие и т.д. Но у него здесь вовсе нет и речи о том, что обязательно каждое тело должно истлеть: 1Кор.6:14:19 . Быт.3:19 . «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься». Объясн. По смерти человека тело его истлевает и обращается в прах вследствие греха, в нём живущего; вследствие греха и Бог изрёк Адаму: «Прах ты, и в прах возвратишься», но нельзя забывать второго Адама, нового, безгрешного, второго Человека: 1Кор.15:17 ; 1Пет.2:22 . Не по ветхому Адаму надлежит судить о христианах, а по Адаму новому – Христу: 1Кор.15:45–49 . От первого Адама мы наследовали грех, смерть и тление; но Христос уничтожил грех, победил смерть и дарует нам нетление: 1Кор.15:53–57 ; Пс.15:10 . Иисус Христос уничтожил грех, всех зовёт к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы: Гал.6:7–8:5:19–23 . Втор.34:6 . «И погребён (Моисей) на долине в земле Моавитской, против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Объяснение. И Православная Церковь , во исполнение приговора Божия: Быт.3:19 , погребает всякого человека, как бы он ни был свят и праведен, но после победы Христа над грехом и смертью даровано истинным сынам Христа избавление от тления «и смертное сие облечется в бессмертие»: 1Кор.15:53–57 . При всеобщем воскресении мёртвые восстанут в нетленных телах; но это ещё будет в своё время, а победа над тлением уже дарована от Христа святым: 1Кор.15:45–49 ср. 1Пет.1:23 . В Ветхом же Завете, до совершения искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 , тогда как в Новом Завете и четверодневный Лазарь, от трупа которого уже смердило, восстал по слову Спасителя: Ин.11:39–44 , а по воскресении Христовом и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли: Мф.27:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Если бы он сохранял его, пребывая в добре, то проводил бы в раю жизнь здравую, радостную и сладостную и стяжал бы небесное бессмертие. «Жизнь души, созданной по образу Божию, состоит в созерцании Бога; ее подлинная жизнь заключается в общении с Божественным Благом; как только перестает душа общаться с Богом, прекращается ее подлинная жизнь». «Покорность Богу есть бессмертие, – говорит святой Ириней, – постоянство в бессмертии есть слава Несотворенного... Созерцание Бога созидает бессмертие, а бессмертие делает близким Богу». «Если бы мы пребыли тем, чем были, – благовествует святой Григорий Богослов , – и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и приступили бы к древу жизни от древа познания. Чем же бы мы сделались? Бессмертными и весьма близкими к Богу». Бог дал Адаму эту заповедь в раю, чтобы с самого начала показать ему, что для человека самое главное в жизни – добровольная и полная покорность Творцу, ибо богоподобное преуспеяние возможно только тогда, когда человек сообразует свою волю с волей Божией. О том, что это действительно самое важное для человека, Бог свидетельствует еще и угрозой смерти за нарушение заповеди, так как отступление от воли Божией – смерть для души и тела человека и конец его богоцентричному совершенствованию. В одной заповеди содержался весь закон, все последующие Божии заповеди, данные в Святом Откровении. «В законе, данном Адаму, – пишет Тертуллиан , – находим сокровенными все заповеди, впоследствии возвещенные чрез Моисея, как-то: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея» ( Втор.6:5 ); «Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе» ( Лев.19:18 ); «Не убий... не укради, не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» ( Исх.20:13, 15–16 ); «Чти отца твоего и матерь» ( Исх.20:12 ); не возжелай чужого (см. Втор.5:21 ). Таким образом, первый закон, преподанный в раю Адаму и Еве, является как бы некоей матерью всех прочих Божиих заповедей. На самом деле, если бы Адам и Ева любили Господа Бога своего, они не поступили бы против Его заповеди; если бы любили ближнего, то есть друг друга, они не поверили бы навету змия и не убили бы непосредственно после этого самих себя, потеряв бессмертие чрез нарушение заповеди; не совершили бы хищения, тайно вкусив от плода дерева и покушаясь скрыться от лица Божия, не сделались бы соучастниками лжецу – диаволу, поверив ему, что они станут, как боги; наконец, если бы не пожелали чужого, то не вкусили бы от запрещенного плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Сего ветхаго человека со злонравием отрещися должно христианину, да тако последует Богу в преблагих нравах Его; отрещися лжи, лицемерия, лукавства, неправды, нечистоты, сребролюбия, скупости, гнева, ярости, сладострастия и прочаго злонравия, и тако последовати Божией истине, правде, святости, милосердию, долготерпению, кротости, благости и прочиим Божественным Его свойствам (3:96–97). В христианине как два рождения, так и два человека – ветхий и новый (3:58, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 368). Христианин – новый человек Всяк христианин вновь отрожден, новым человеком называется, отложивши ветхость Адамову. Якоже убо ветхому Адаму последовали мы в злобе и грехах, тако новому Адаму, Иже есть Господь с небесе, должны последовать в благости и добродетелях; должны как имя от Христа прияли, и новыми людьми, людьми обновления называемся, так новыми и делаться и быть, и не ветхому злому, но новому благому Адаму последовать: «и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго» ( 1Кор. 15, 49 ) (5:147–148). Блаженное состояние истинного христианина Христиане, яко раби Бога кроткаго, долготерпеливаго, милостиваго, святаго, истиннаго, человеколюбиваго, и сами Господу своему подражают: злобу злобных благостию побеждают; озлобляеми не злобятся; хулими не хулят; лишаеми не плачут; о добре ближняго, как о своем, радуются; с плачущими плачут, и с радующимися радуются; чести не ищут: когда дается, в славу Божию и пользу общую – тую проходят: отнимается – не сетуют; течет им богатство, не прилагают сердца, единому Господу прилепившеся, употребляют то на свои нужды и требующим уделяют; нет того в руках их, довольствуются тем, что имеют... веселятся, но о Господе Бозе своем; воздыхают и плачут, но о Томжде Бозе. Друг друга братски любят, но и врагов своих не ненавидят. Почитаются и хвалятся от людей, но они честь и хвалу единому Господу своему восписуют. Благоденствуют или злоденствуют, здравствуют, или немоществуют, изобилуют или оскудевают, о всем благодарят, ведая, яко все от Господа происходит. Блаженное состояние! Сладкая и любезная рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. (3:431).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010