Однажды, дьявол предложил Адаму заключить договор, по которому живые люди должны принадлежать Адаму, а умершие дьяволу . Не обдумавши предложения дьявола, Адам согласился и расписался своею кровью, взятой из мизинца. Дьявол отнес этот документ на р. Иордан, вложил его в камень, заделал отверстие и положил камень на дно реки. Когда Спаситель вступил в воды р. Иордана, то камень этот всплыл на верх; предполагается при этом, что и договор был уничтожен (Nowos., II, 8–9). Адам перед смертью послал своего сына (имя не названо) в рай за золотым яблоком, но сын вместо золотого яблока принес из рая тот прут, которым Адам был выгнан из рая. Адам велел сделать из него три венка на голову, которые облегчили голову Адама от боли. При всем том Адам умер и был похоронен вместе с венками, из которых выросло три дерева: кипарис, кедр и треблаженное древо. Из последнего был сделан крест для распятия Спасителя (Драг., 94). Апокрифы об Адаме и Еве составляют особый довольно обширный цикл. Они встречаются в рукописях или отдельно, в разных сборниках, или же вставлены в Палеи. По предположению Тишендорфа, в первые века христианства была обширная книга об Адаме и Еве, 41 и сохранившиеся в рукописях греческие и славянские апокрифы можно считать ее крупными обломками. Славянские апокрифы об Адаме и Еве напечатаны в сборниках памятников отреченной литературы гг. Пыпина, Порфирьева и Тихонравова, причем лучшие редакции помещены в сборнике г. Тихонравова. Малорусские народные апокрифические сказания о грехопадении прародителей, о роговом их теле, вообще малочисленные и отрывочные, не встречаются в апокрифах, и в этих сказаниях, вероятно, преобладает местное, южнорусское измышление. За то все другие малорусские народные сказания об Адаме и Еве, именно, сказание о том, как Адам орал землю, сказание о рукописании Адама и сказание о его смерти, всецело построены на апокрифах, ныне известных уже в печати. В апокрифах прародители, вскоре после изгнания их из рая, стали ощущать голод. Они обошли всю землю и нашли только чвол (?) и траву сельную. Адам и Ева стали молиться, и Бог послал к ним архангела Иоиля с седьмой частью рая и архангела Михаила с пшеницей и медом. Архангел Михаил научил Адама и Еву ручному делу. Бог выгнал из рая всех зверей и отдал их Адаму. Адам взял волов и начал орать землю; но тут явился дьявол, и стал ему препятствовать, говоря, что земля принадлежит ему, дьяволу . Кончилось тем, что дьявол взял с Адама рукописание, в силу которого дьявол получил право собственности на души людей. 42

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

8) Всякий христианин вновь возрожден, новым человеком называется, отложив ветхость Адамову. Как ветхому Адаму последовали мы в злобе и грехах, так новому Адаму, Который есть Господь с небес, должны последовать в благости и добродетелях. Поскольку имя от Христа приняли и новыми людьми, то есть людьми обновления называемся, то должны новыми и делаться и быть, и не ветхому злому, но новому благому Адаму последовать: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор 15:49 ). 9) Как израильтянам, желавшим выйти из Египта, надо было последовать Моисею вождю, и желавшим войти в землю обетованную – должно было последовать Иисусу Навину, так желающим от работы дьявольской и бедствия его освободиться, и в небесное отечество войти, надо последовать за Иисусом Христом. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет, -» говорит Господь ( Ин 12:26 ). Христу не ногами, но сердцами последуем. Спасайся. Говоришь: невозможно терпеть? Ответ. По водам ходить и по воздуху летать и прочее тому подобное невозможно, но терпеть возможно. Когда болезнь тело мучает, терпишь, когда лекарь жестоким и противным лекарством лечит, терпишь, когда отец или кто властью облеченный бьет тебя, терпишь, когда в темницу посадят тебя, терпишь, и прочее все терпишь, хотя и не хочешь. Видишь, что можно терпеть. Лучше же признаться, что не хочешь, а не отговариваться, что не можешь. Отложи же нехотение, и будет возможно. Хотящему все возможно, особенно с помощью Иисуса, все претерпевшего ради нас. Лучше во всем, что ни приключится противное, отдаваться на волю Божию, без которой ничего не бывает, и все терпеть без негодования, роптания и с охотой, ибо это будет делом послушания, покорения и добродетели; а если будешь без охоты и с негодованием (противное воспринимать), то это будет делом непослушания, непокорности и порока. Первое свойственно Духу, покоряющемуся воле Господа своего, а другое – духу противящемуся. Верному рабу Божию свойственно полагать в себе и говорить так: что хочет Бог мой, хочу и я. Хочет мне в болезни быть, хочу и я. Хочет мне в нищете быть, хочу и я. Хочет мне бесславие терпеть, хочу и я. Хочет мне в темнице или в заточении быть, или умереть, хочу и я. Приключилось мне то, претерплю, да будет воля Господня. Он мне эту чашу дал, испью ее, данную от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Но есть и искажения этого Богом определенного порядка. Это поиск в эротизме только физического удовлетворения, или желание обладать кем-то, не отдавая себя. Или… искажений таких много, и все это – не Божье. Значит, эротическая энергия – от Бога, а болезненное ее извращение, уродство, которое мы называем страстью, – от диавола.   Почему двое должны соединиться в браке? Почему, скажем, размножение не было устроено как-то иначе? Конечно, мы этого не знаем… Но можем сделать некоторые предположения. Бог, говорим мы, творит мир энергией Своей любви и творит его единственно из стремления поделиться Своей изобилующей любовью. И мир, как чадо, как любимое дитя, несет на себе отпечатки и черты своего Родителя. Мир несет в себе любовь, некую силу влечения всех частей миробытия друг ко другу. Все в мире стремится друг к другу, к взаимообщению и взаимопроникновению. В трактате «Шестоднев» свт. Василий Великий это тяготение элементов мира к единству называл «симпатией». Благодаря биологическим связям возможен животный мир. Наконец, человек, как вершина творения, как образ и подобие Божие, в самом полном смысле отображает в себе качества своего Творца и Господа. Человек также стремится к единению с другим. С тем единственным, с которым он разделит и душу, и тело, и саму жизнь свою… А такое взаимодополнение возможно только между людьми, психофизически принципиально разными. Мужчина и женщина – как раз такие разные существа. Может быть, это тяготение к единству можно назвать онтологической причиной влечения людей друг к другу… Но есть еще иная причина. Назовем ее педагогической причиной. В Библии мы читаем, что Господь говорит Адаму: «нехорошо человеку быть одному». И создает жену как помощницу, «соответственную Адаму». Вот это слово – «соответственную» – правильнее было бы перевести с древнееврейского как «ту, которая была бы перед ним». Ева нужна Адаму как та, в которой он смог бы увидеть самого себя со стороны. Святые отцы говорили, что это очень важно: видеть себя не своими глазами, субъективными, льстящими, а глазами другого человека, любящего нас, желающего нам добра и совершенства. Видеть и исправляться.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Хризостом просто регистрирует факт: Адам нарекал имена, в этом его господствующее положение в мироздании проявилось, но таинственнейший процесс зарождения имени в сознании праотца Адама совершенно не тронул св. Иоанна 753 . Вместо этого он перенес ударение на милосердие и человеколюбие Творца к падшему Адаму, а именно: «величайший знак божественной чести не в том, что, Бог повелел Адаму наречь имена, а в том, что, когда Адам поколебал закон, Бог не поколебал чести, которую Он дал Адаму до закона» 754 . Жизнь Адама в раю была полна тишины и беззаботности. Златоуст делает характерный для себя моралистический вывод: «Адам, когда жил без трудов, ниспал из рая; но Апостол, когда проводил жизнь труженическую и тягостную, в трудах и подвигах, делая ночью и днем, взошел в рай и восхищен на третье небо. Не будем охуждать труд» 755 . Сохрани Адам послушание Богу, он не был бы приведен к браку и умножению своего рода 756 . «Адам был бессмертен... у него не было ни печали, ни забот, которые присоединились потом, как наказания 757 . Последствия грехопадения сказались, гл. обр., в потере того совершенства, которым Адам был одарен при творении. Не столько надо рассматривать факт грехопадения с точки зрения карающего закона, сколько с духовно-медицинской, с аскетической, пастырско-моральной. Человек заболел грехом, поддался возможности грешит!», После падения стало еще более уместным говорить о сложности и загадочности человеческой природы. «Скажи мне: что такое человек? – спрашивает Хризостом в XXXII беседе на Деяния Апостольские. – «Если кого спросить, чем человек отличается от бессловесных, как он сроден существам небесным, что < может сделаться из человека, – мог бы ли он отвечать правильно? Не думаю. Как о какой нибудь вещи, так и о человеке, можно сказать: человек есть существо, но он может сделаться и ангелом и зверем... По собственному настроению человек м. б. всем: и ангелом, и человеком. Что я говорю: ангелом? И сыном Божиим. «Аз рех – говорит Писание, – бози есте, и сынови Вышняго вси».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Дерево жизни (символ истинного добра), на котором произрастают плоды, дающие бессмертие, является ветхозаветным прообразом воплощенного Слова Божия. Человек, пребывая в Эдеме, питался от этого дерева, поддерживая его плодами в себе вечную жизнь. Дерево познания добра и зла (символ нравственного устроения) — предмет завета между Богом и человеком. Можно сказать, что плоды дерева познания добра и зла были ценнее многих других плодов Эдемского сада, потому что воздержание от их вкушения позволяло человеку Божественною благодатью царствовать над тварью, быть для нее также священником и пророком. В отношении же употребления в пищу плодов с этого дерева, отцы Церкви полагали, что они съедобны и, как всякое творение Божие, весьма полезны, но предназначались для питания человека позднее. Так мы знаем, что младенцу невозможно питаться всем тем, что едят взрослые. Заповедь Божья дана, по изъяснению преп. Иоанна Дамаскина, «как некое испытание и проба, упражнение послушания и непослушания человека» . Т.е. человеку дается право выбора между добром и злом, хотя Бог и подсказывает ему, каков должен быть выбор, предупреждая о последствиях грехопадения. Бог приводит к человеку всех зверей, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19). И Адам нарекает имена всем зверям и птицам, т.е. познает смысл, сокровенный логос каждого живого существа. Ибо что такое имя? Это больше, чем просто символ или условное обозначение того или иного существа. «Имя — как максимальное напряжение осмысленного бытия вообще — есть основание, сила, цель, творчество и подвиг… всей жизни… Имя — стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия… Имя носит на себе каждое живое существо» , — по словам А. Лосева. Давая человеку право нарекать имена всей твари. Бог как бы вводит его в самую сердцевину Своего творческого процесса, призывает к сотворчеству, сотрудничеству: «Адаму надо было узреть неизреченное устроение, носимое в себе каждым животным. И все они подходили к Адаму, признавая этим свое рабское состояние. Бог говорит Адаму: будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей. Мы делим с тобой славу творческой премудрости. Давай имена тем, кому Я дал бытие» .

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Кроме того, чтобы духовно созреть, необходимо научиться послушанию, в жизни и в Церкви. Наша Церковь несет на Себе следы Неба. Там, наверху, установлено Древо Жизни – Сам Христос. Есть там и «улица», по словам евангелиста Иоанна, велика улица (см.: Откр. 22:2 ). Почему великая? Этим показано, что и для нас там хватит места. Изпод Престола Божиего вытекает река, наполненная струями Божественной благодати. Эта река омывает рай, рассекает райский сад, наши сердца и все, что есть внутри нас, благодатью Бога, наводняет Господскими потоками. Так Бог становится Господином нашего сердца. Божественная благодать проистекает из-под Престола, Который есть Сам Бог. Вся наша жизнь, все, что бы мы ни делали, имеет свое начало в Боге. Прежде чем создать Еву, Бог наполнил рай животными. Зачем? Для того, чтобы помочь Адаму научиться постепенно понимать окружающий мир. Вот какой учитель наш Бог! Чего Он только не придумает, и не измыслит, и не положит к нашим ногам, чтобы привести нас к постижению горнего. Прежде чем дать Адаму женщину, Бог населил рай животными, которых привел извне, из мира, и сказал: «Дай им имена» (см.: Быт. 2:19 ). Все, и больше ничего. Этим Он хотел показать Адаму, что тот – царь. Но и другой смысл был скрыт в этом поступке Бога. Адам понял то, что все животные – по паре, а он – один. Животные общались между собой, а он нет. Животные сбивались в стада. И лишь Адам все время был один. И почувствовал он тогда потребность в помощнике и нужду в общении. И сказал Бог: сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ). Сотворим помощника, сотворим жену. И создал Бог женщину. Почему именно женщину? В этом – священнодейство. Брак не относится к чисто плотским явлениям и вопросом этики или физиологии не является. Да, тело задействовано в браке, но в действительности брак – это проводник ко Христу. Брак – это Царство. Брак – это рай. И поэтому мне бы хотелось вам напомнить слова одного из пророков на эту тему. Пророк Малахия говорит: и та общшща твоя и жена завета твоего ( Малах. 2:14 ). Она – одно с тобой. Вместе с ней ты подписал завещание Бога. Брак – это клятва перед Богом, написанная не кровью, каковой была клятва Христа, но супружеством, единением, общением. Малахия продолжает: не другой сотворил, не один Бог сотворил тебя, а другой жену. Один Бог Творец, а вы Мое творение, поэтому Мои следы и отпечатки на ваших душах и руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

В раю не было необходимости для людей в приготовлении еды, одежд, крова; так что Еву нельзя было рассматривать как помощницу в хозяйстве. В чем же женщина могла и может быть помощницей мужчине помимо деторождения? Православная Церковь предлагает свой ответ на этот вопрос. Ева – женщина должна была стать помощницей мужу – Адаму в великом деле, которое поручил ему Бог. Господь сотворил Адама как Своего наместника на земле, как вселенского царя и священника. Бог поручил Адаму совершенствовать Эдем, уже и без того прекрасный сад. Сотворив мир, Бог возрадовался. Хорошо весьма, – говорит Он, завершая каждое звено творения. Но Создатель хотел еще большего совершенства: будучи совершенен, Он поручил дальнейшее бесконечное совершенствование творения человеку, созданному по образу и подобию Божию и потому могущего быть соучастником Божественного созидания. Дело человека – творчество. По учению Православной Церкви, образ Божий в человеке следует понимать динамически, это есть постоянное стремление к совершенству во всем, устремленность к Самому Всевышнему во исполнение заповеди Спасителя: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный ( Мф.5:48 ). В этом бесконечном устремлении к Богу человек должен был увлечь за собой и всё Творение Божие. Но тварь противостоит Богу – Творцу. Всякое творческое устремление человека требует вдохновения, а высшее вдохновение, порыв к святости – это ответ на веяние Духа Святого. Для усиления этого творческого вдохновения мужчины Бог и создал ему помощницу – женщину. Она должна быть как бы передатчицей вдохновения Святого Духа и для этого быть чистой и светлой приемницей Его даров. Однако, к несчастью, Ева поддалась искушению духа зла и гордыни и соблазнила Адама на отпадение от благой воли Господней. Но кто же отвечает за первородный грех? – Не Ева, но Адам. Не к Еве, а к Адаму обратился Бог вопросом о его поступке. Но Адам в страхе отрекся от своей первоответственности, захотел переложить свою вину на жену и таким образом продолжил цепь грехов. Только немедленное покаяние Адама могло бы пресечь эту цепь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Минь. Т. VIII. С. 622 Творения Т. VIII. С. 782, 785, 787 Spuria. Беседа о блудном сыне, о покаянии, о древе познания добра и зла, и о разбойнике 839. Необходимость заповеди Адаму О блудном сыне. Зачем дана была Адаму заповедь? Другого средства для испытания послушания не было. В самом деле, что Бог мог сказать Адаму? Не воруй? У кого? Какой закон мог Он дать? Не убивай? Кого? Не прелюбодействуй? С кем? Не завидуй? Кому и в чем? Не было почвы для заповеди, не было мира, не было того склада жизни, какой в настоящее время существует в мире. И вот Бог дает человеку заповедь в области доступного ему употребления плодов: всеми пользоваться в изобилии, а от одного воздерживаться, чтобы, пользуясь всем, он в тоже время чувствовал над собою власть, воспрещающую вкушение от древа. Минь. Т. VIII. С. 632 Творения Т. VIII. С. 797 Spuria. Беседа о женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа 840. Четыре путешествия Жен мироносиц ко гробу Господню в Светлую ночь Воскресения, Мария Магдалина участвовала во всех четырех. О женах мироносицах. Было четыре путешествия жен мироносиц ко гробу Господню в ночь Воскресения. 1. Евангелист Матфей. В вечер субботний – поздно в субботу, то есть в полночь или немного спустя. Пресвятая Дева Богородица [Мария Иаковлева (см.: Мф. 27:56 ), то есть как мачеха Иакова, брата Господня; называется не по имени Иосифа, он уже умер тогда, а по имени Иакова, как человека, известного по своей праведности] и Мария Магдалина от скорби не могли переждать ночь и в полночь пошли ко гробу. Господь в это время уже воскрес и вышел из гроба, не разрушив печатей его; когда же подходили сюда жены, произошло землетрясение. Ангел отвалил камень и сел на нем. Услышав от Ангела о воскресении Господа, эти две женщины со страхом и радостью пошли возвестить Апостолам; на пути встретил их Господь со словами: Радуйтеся. Они поклонились Ему, и Воскресший не запретил им прикасаться к ногам Своим (они видели Его в первый раз), но еще ободрил их словами: не бойтеся, идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею и ту Мя видят ( Мф. 28:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Чего именно недоставало Адаму для обожения? Первому человеку не недоставало Всеведения. Именно к такому выводу нас подталкивает дальнейшее развитие Библейских событий.  Мы видим, что Адам от момента своего создания был наделен Творцом в едением сути предмета, на что указывает история с нарицанием имен животным, а позже и жене (Быт. 2;19-23). Иными словами, Адам обладал определенной полнотой знаний о мире, в который его ввел Господь. Более того, Адам знал Бога, или, другими словами, знал Истину. Дальнейшее рассуждение подводит нас к пониманию того, чего именно не хватало Адаму для всеведения. Адаму надлежало познать лукавое. В свете наших рассуждений становится понятным, почему в сотворенном Богом мире, который, по Его слову, был « весьма хорош» (Быт. 1;31), нашлось место дьяволу. Убрать дьявола из этого мира (просто не дать ему появиться или действовать) для Бога не составило бы никакого труда. Но если лукавый перестанет существовать, то вместе с ним для человека исчезнет возможность обрести полноту ведения. Таким образом, дьявол — это орудие в руках Божиих, которое дает человеку потенциальную возможность стать богом.  Подтверждением тому служат слова Бога, сказанные Им в отношении человека после его грехопадения: « Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Быт. 3:22). Святоотеческая богословская мысль склоняется к тому, чтобы видеть в данных словах Бога некий сарказм или иронию в отношении падшего человека . Трудно сказать, насколько уместно подобное привнесение чувственности в данное изречение Божие. Но прямой смысл этих слов достаточно органично укладывается в логическую цепочку наших размышлений. Адам обрел недостающее для обожения качество — всеведение. Но с приобретением этого качества Адам (заметим, не в наказание, а по данному ранее определению Божиему) лишился другого качества — бессмертия. Следует разобраться, почему для Адама потребовалась такая мера «прещения». Святитель Иоанн Златоуст, комментируя изгнание прародителей из Рая, пишет: «Так как человек обнаружил великую невоздержность по отношению к данной заповеди и сделался смертным, то чтобы он не осмелился прикасаться и к этому дереву ( древу жизни), постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно, лучше ему быть изгнанным отсюда. Так изгнание из рая есть дело скорее попечительности Божией о человеке, нежели гнева» .

http://bogoslov.ru/article/5824367

Вот несколько аргументов прп. Василия собственно о запрете мясоядения: «Бог ни Сам, ни через святых ангелов или птиц небесных никогда в новой благодати не подавал рабам своим мяса, но только хлеб и рыбу. Всё это уверяет нас в том, что не подобает нам есть ныне мясо, так как Божие свидетельство о том, что нужно воздерживаться от мяса намного больше и достовернее, чем человеческое разрешение. В этом уверяя нас, Бог никогда не является посылающим рабам своим пищу мясную. Поэтому более должно нам покоряться доброму преданию святых отцов, запрещающих вкушение мяса, нежели тем, которые вкушают его и другим позволяют. Ибо и Сам Христос Господь, почитая закон о пище, данный в раю Адаму, насытил, как сказано, четыре тысячи мужей семью хлебами и малыми рыбами и потом пять тысяч, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Но нигде Он не является вкушающим мясо. И видя, что евангелисты ничего не упоминают о мясе, показывая Христа Господа вкушающим только рыбу, хлеб и мед, веруем, что это, в указание совести нашей, не что иное, как только предпочтение закона о пище, данного в раю Адаму изначально, и это пример и предписание употреблять такую пищу, а не мясо. Ибо всё богомужное житие Господа на земле и подвиги Его были примером и образцом для нас, чтобы мы последовали стопам Его, ибо Он сказал: «Аще кто Мне служит, Мне да последует». Вкушение мяса противоречит закону, данному изначально Богом, и вменяется в непослушание и самочиние перед Богом. Преподобные отцы, которые, покоряясь преданию древнейших святых отцов, принимали в пищу только одни семена, елей, рыбу, сыр и молоко, и ни одного из них мы не видим питающимся мясом. Воздержание от мяса – первый закон Божий, а не одно предание святых отцов. Не есть мяса до потопа было общим законом для всех людей, изначально данным Адаму Богом в раю. А то, что после потопа стали вкушать мясо, представляется скорее попущением Божиим и снисхождением к невоздержанию нашему, чем законом Божиим. «Ибо после потопа, – сказал Василий Великий, – позволено Богом Ною и после него всем людям есть мясо, не как нужное естеству нашему, но как снисхождение немощи нашей. Ибо ведал Господь, что люди жестоки, и попустил. И по такому попущению и прочие животные начали есть мясо без боязни, восставая друг на друга. Возможно тем, кто желает, подражая жизни райской, и ныне руководить собой и направлять самих себя к этому житию, избегая наслаждения многими и различными яствами и употребляя в пищу плоды и семена древесные».

http://blog.predanie.ru/article/post-eto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010