Знать, любить, владеть и хранить – с этим мир дан человеку. «Адам, именованием зверей ты подтверждаешь свое владычество. Ты подражаешь достоинству Зиждителя… Адаму надо было узреть неизреченное устроение, носимое в себе каждым животным… Бог говорит Адаму: “Мы делим с тобой славу творческой премудрости. Пусть познают меня, как Зиждителя по закону естества, тебя же, как владыку по смыслу именования. Давай имена тем, кому я дал бытие”» (Василий Селевкийский) [xvii] . Связь человека и всего остального тварного мира глубоко мистична: «По учению святого Максима Исповедника, первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обóжения всей твари… он должен был соединить рай со всей землёй, то есть, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен был превратить в рай всю землю… Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединённую в его человеческом существе. Тогда бы Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы всё то, что Бог имеет по природе. Таким образом, совершилось бы обóжение человека и всего тварного мира. Так как эту миссию, данную человеку, не выполнил Адам, то мы можем проразумевать ее в деле Христа – Нового Адама» [xviii] . В грехопадении человек пренебрег Божьим заданием, отступил от цели своего естества, образ и подобие Божии в нем исказились. Тем самым весь тварный мир («тварь») вне человека, мистически сошедшийся воедино в человеческом естестве, в этом микрокосме, не получил своего дальнейшего развития и преображения («тварь покорилась суете не добровольно» (Рим. 8, 20)), остался в первозданном состоянии, впал в страдание («вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 22)). Человек, как центр и вершина мироздания, обитает в огромном, бесконечно разнообразном и бесконечно сложном окружающем мире, выступая одновременно как его неотъемлемая часть и вместе с тем как единственный разумный субъект этого мира, призванный к его всестороннему познанию.

http://bogoslov.ru/article/3825071

Таков идеальный человек. И таким бы он и оставался, если бы на заре истории не произошла величайшая трагедия — грехопадение человека, которое изменило это идеальное положение вещей. II. Nobecmbobahue о грехопадении мы находим в 3–й главе книги Бытия. Господь, создав человека, заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла. Диавол, приняв вид змея, заронил в жене сомнения в истинности этой Божией заповеди, а затем оклеветал Бога, и соблазнил жену тем, что после вкушения запретного плода откроются глаза ваши, и выбудете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3:5). Жена вкусила плода и дала и Адаму, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Быт. 3:7). Услышав голос Бога, ходящего в раю, Адам и его жена скрылись от Него. Господь стал обличать Адама в нарушении заповеди; Адам свалил все на жену, сказав: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3:12) (т. е. и Бога косвенно обвинил). Жена, в свою очередь, сказала: змий обольстил меня, и я ела (Быт. 3:13). Таким образом, ни в Адаме, ни в Еве не обнаружилось раскаяния за нарушение заповеди Божией. После этого Господь проклял диавола, и Своим определением изменил жизнь людей. В раю она была бесскорбна и легка; отныне она становится скорбной, тяжелой, трудовой; ради греха первых людей изменилась и природа, стала враждебной человеку. Кроме того, в ответ на внутренние изменения в людях, вызванные грехом, Господь изгнал Адама и Еву из рая (ведь Адам и Ева перестали соответствовать раю, т. е. непосредственно жизни с Богом), предварительно объявив Адаму, что теперь он стал смертен. И в знак того, что отныне рай для людей закрыт, у сада Эдемского был поставлен Херувим с огненным мечом, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт. 3:24). Но прежде грехопадения человека, как учит Церковь, совершилось падение в мире невидимом: первый ангел возгордился, и с третью частью небесных сил отпал от Бога (Лк. 10:18; Откр. 12:7:9; 12:4; Ис. 14:12, 15); позавидовав человеку, диавол, соблазнив, увлек его в падение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Возсиявшаго прежде век от Отца,/напоследок же от ложесн Девических/носящи в церковь неискусобрачная Мати,/в Синайстей горе Законоположившаго,/повелению законному повинующася/принесе святителю старцу и праведнику,/Христа Господа видети обещанна./Егоже приемь Симеон на руки своя, возрадовася, вопия:/Бог есть Сей, Отцу Соприсносущный,/и Избавитель душ наших. Воссиявшего от Отца прежде веков,/в последние же времена – от чрева девственного,/Закон на горе Синайской установившего/и повелению Закона повинующегося,/не испытавшая брака Матерь, неся во Храме,/поднесла старцу – священнику и праведнику,/откровение получившему, что увидит Христа Господа./Приняв Его в свои объятия,/Симеон возрадовался, взывая:/“Сей есть Бог, столь же вечный, как Отец,/и Искупитель душ наших!” Стих: Свет во откровение языков/и славу людей Твоих Израиля. Носимаго на колеснице Херувимстей/и певаемаго в песнех Серафимских/носящи на руку Богородица Мария,/неискусобрачно из Нея воплощшагося,/Законодавца, закона исполняюща чин,/подаяше рукам старца иерея./Живот же носяй живота прошаше разрешения, глаголя:/Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму,/яко видех непреложна Отроча, Бога Превечнаго/и Спаса мира. Носимого на колесницах Херувимских/и воспеваемого в песнях Серафимов,/Установившего Закон и исполняющего устав Закона,/неся в объятиях Богородица Мария,/без искуса брачного воплотившегося от Нее,/давала на руки старцу-священнику./И он, Жизнь неся, просил/от жизни земной освобождения, возглашая:/“Владыка, ныне отпусти меня возвестить Адаму,/что увидел я неизменного Младенца,/Бога Предвечного и Спасителя мира!” Слава, и ныне, глас 8. Андрея Критскаго: Слава, и ныне, глас 8, Андрея Критского Иже на Херувимех носимый и певаемый от Серафим,/днесь в Божественное святилище по закону приносим,/на старческих, яко на престоле, седит руках/и от Иосифа приемлет дары Боголепно,/яко супруг горличищ,/нескверную Церковь и от язык новоизбранныя люди,/голубина же два птенца,/яко Начальник Ветхаго же и Новаго./Еже к Нему обещания Симеон конец прием,/благословя Деву Марию Богородицу,/страстей образы, Иже из Нея, провозгласи/и от Него прошаше отпущения, вопия:/ныне отпусти мя, Владыко,/якоже прежде возвести ми,/яко видех Тя, Первовечнаго Света/и Спаса Господа христоименитым людем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sretenie-...

3, 5). Жена вкусила плода и дала и Адаму, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7). Услышав голос Бога, ходящего в раю, Адам и его жена скрылись от Него. Господь обличил Адама в нарушении заповеди; Адам свалил всё на жену, сказав: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12) (т. е. и Бога косвенно обвинил). Жена, в свою очередь, сказала: змий обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13). Таким образом, ни в Адаме, ни в Еве не обнаружилось раскаяния за нарушение заповеди Божией. После этого Господь проклял диавола и Своим определением изменил жизнь людей. В раю она была бесскорбна и легка; отныне она становится скорбной, тяжёлой, трудовой. Ради греха первых людей изменилась и природа, став враждебной человеку. Кроме того, в ответ на внутренние изменения в людях, вызванные грехом, Господь изгнал Адама и Еву из рая (ведь Адам и Ева перестали соответствовать раю, т. е. непосредственной жизни с Богом), предварительно объявив Адаму, что теперь он стал смертен. И в знак того, что отныне рай для людей закрыт, у сада Эдемского был поставлен Херувим с огненным мечом, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт. 3, 24). Опираясь на Священное Писание, Церковь учит, что прежде грехопадения человека совершилось падение в мире невидимом: первый ангел, возгордившись, с третью частью небесных сил отпал от Бога (Лк. 10, 18; Откр. 12, 7-9; 12, 4; Ис. 14,12-15). Позавидовав человеку, диавол, соблазнив, увлёк его в падение. Как понимать этот библейский рассказ? У многих повествование о грехопадении вызывает множество недоуменных вопросов. Некоторые толкователи, взявшись отвечать на них, дотолковались до полной аллегоризации этого места Священного Писания, так что не осталось ничего ни от реальных лиц, ни от реальных событий. Адама стали трактовать как абстрактного «всечеловека», и т. д. Понимать нужно, конечно, так, как написано, но с очень существенной оговоркой. Священное Писание называет реалии повествуемого события, такие, как «древо жизни», «древо познания добра и зла», «возделывание и хранение рая», «хождение Бога в раю пополудни», и проч.; но что это такое – сказать конкретно невозможно, поскольку всё это повествование относится к жизни мира до грехопадения , в особом месте, в особом состоянии – в раю; и конечно мы, живя в мире падшем, вне рая, не можем с точностью знать, что стоит за этим всем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Так, смирение есть самое прочное основание христианской веры и добродетели. Почему бы так? Потому что без Божией благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать; а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы. На кого, говорит Господь, воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего слов Моих. Подобно тому, как дождь скатывается с горных мест и обильно орошает места низменные: так смирение привлекает к себе обильную Божию благодать; а гордость и самонадеянность отталкивают ее. — Таков закон правды Божией, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Не считаю нужным пояснять вам, братие, к чему сие обязывает нас, когда то само собою видно. Обратите, во–вторых, внимание на изменение Апостольских имен. — Петр прежде именовался Симоном, а Павел — Савлом. Господь изменил их имена, и Симона наименовал Петром, а Савла — Павлом. — Сие изменение имен означает существенное изменение и в душах самих Апостолов; ибо Бог нарекает имена не как-нибудь, но так, что сим перечнем и самое дело не только означает, но и производит. Свет, напр., не прежде получил бытие, как и имя. — То же надобно сказать о воздухе, земле и всякой другой твари. То же и у Апостолов — имена их изменены, конечно, потому, что произошло в них самих изменение, предшествовало ли сие изменение наречению или произведено им. — Так, братие, и все мы, христиане, получаем новое имя чрез существенное в нас изменение. Рождаемся мы, как и все люди, от ветхого Адама, и по сему Адаму перстному и сами именуемся и бываем перстными, яков и тот перстный. — Но потом возрождаемся в новом Адаме, Господе нашем Иисусе Христе, — и по Сему Адаму небесному именуемся и бываем небесными, яко и Он небесный. — Христианин именем Христовым и украшается ради того, что от Христа Господа приемлет новую жизнь. " Аще кто во Христе, нова тварь " (2 Кор. 5, 17). Совершается сие в таинствах святых, и совершается чрез слово. Вместе со словом: " Крещается раб Божий " , — умирает ветхий и рождается новый человек; вместе со словом: " Печать дара Духа Святого, " — нисходят и запечатлеваются в существе нашем новые благодатные силы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

А осквернить храм Духа Святого – великий грех. Знаешь, чем человек его оскверняет? – Чем?.. Грехами. – Да, в первую очередь плотскими грехами: чревоугодием, блудом. Эти страсти оскверняют тело и даже внешне уродуют его. – Папа, а что это – «блуд»? – Это такой грех, когда человек вступает в брачные отношения не со своим супругом – мужем или женой, – а с разными посторонними людьми. Когда он вступает в такие отношения без благословения Церкви – то есть без венчания. Наконец, когда эти брачные отношения происходят не в семье, не для рождения детей, а просто так, по греховной прихоти легкомысленных людей. Грех блуда – страшный, смертный грех. В Писании ясно сказано, что блудники не войдут в Царство Небесное, то есть их ждет ад, если, конечно, они не покаются и не исправятся. Грехи чревоугодия и блуда не только губят душу, но и губительно действуют на тело. Чревоугодники часто страдают заболеваниями желудка и кишечника, нарушением обмена веществ. Блудники часто заболевают неизлечимыми болезнями, при которых заживо гниет тело, портится кровь, проваливается нос… Это происходит с людьми, которые грешат делом. Но ты знаешь, что страшен и мысленный грех. И к собственному телу, и к телу нашего ближнего мы должны относиться не просто с уважением, а с благоговением, как к храму, в котором обитает Дух Святой. Мы не имеем права оскорблять этот храм своим бесстыдством. А если случайно взор наш упадет на обнаженное тело, не прикрытое одеждой, надо скорее отвести глаза и помолиться Богу, чтобы Он сохранил нас от бесстыдных воззрений и нечистых мыслей. А от друзей, которые дают тебе неприличные картинки, советую держаться подальше. Они совершают двойной грех: не просто сами проявляют бесстыдное любопытство, но и других стараются им заразить. Я говорил тебе, что бесы учат людей вовлекать в свой грех и ближних, чтобы не одному гибнуть. Я хотел бы, чтобы мой сын сберег и свое тело, и свою душу в чистоте. Это трудно, конечно. Но зато люди, достигшие такой совершенной чистоты, уподобляются первородному Адаму, до его грехопадения. Им даже дикие звери повинуются, как повиновались Адаму в раю…

http://azbyka.ru/deti/chto-neobhodimo-zn...

И дальше будет развиваться та же истина Боговоплощения. Перворожден из Отца прежде век, перворожден Младенец из Девы Нетленным, Адаму руку простирая, явися , — говорит Святитель в первом тропаре 3–й песни канона. Здесь образ Адама звучит совершенно иначе, чем в каноне на Крещение Господне. Там — Адам истлевший, и его обновляет струями Господь; здесь — Адаму Младенец Христос простирает руку. Такова сила гения святого песнописца: в каждом священном событии можно различить действующую благодать Божию, и очищающую, и милующую, и простирающую руку. В 5–й песни Христос — опять Младенец–Бог, и святой Симеон Богоприимец трепещет и говорит Богоматери: Огнь… носиши, Чистая: Младенца боюся объяти Бога, Света Невечерняго и миром владычествующа . В 6–й песни продолжается молитва праведного Симеона, по–прежнему отражая великий догмат Богочеловечества Христова: Сыну Вышняго, Сыну Девы, Богу, Отрочати бывшему, поклоншася Тебе ныне отпусти с миром . Какая власть в этом Отрочати–Боге, как радуется Ему и как одновременно трепещет старец Симеон! Праведный Симеон будет и дальше продолжать свои речи в остальных песнях канона, и Богочеловечество Христово опять и опять будет возноситься. Се, Симеон вопияше, пререкаемое знамение Сей будет, Бог Сый и Отроча . И в заключительной, 9–й песни канона: Иже древним новорожденных горличищ супруг, двоица же бяше птенцев, в нихже место Божественный старец и целомудренная Анна пророчица, от Девы рожденному и Сыну Единородному Отчу, в церковь приносиму, служат величающе . От начала и до конца этого канона Христос — Бог и Человек, Бог и Младенец, Бог и Отроча. Воздадим похвалу таланту великого Божия песнописца! В своем замечательном каноне на Неделю ваий святитель Косма весь погружен в созерцание грядущего на осляти Сына Божия, глубокого смирения Его и — в связи с этой глубиной смирения — судьбы будущего Царства Христова. Здесь он уже не богословствует о Его Богочеловечестве, а свидетельствует, что Он — Камень, на котором утвердилась Его Церковь. Сладкопение ирмосов и дивная мелодия тропарей воистину достигают в этом каноне своей вершины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Ибо тебя благословляет по вере отец, который видит тебя, а я приял благословение по вере под именем другого. В то самое время, как отец давал мне господство над братом, делал меня рабом брату. Поэтому мои благословения паче благословений отца моего, если не по силе, то по любви. Даже до упования холмов вечных , то есть паче и тех благословений, какими благословил меня Исаак, который сам приял благословение на горе и на высоте, где приносим был в жертву. Будут на главе Иосифове (Быт. 49:26): как теперь среди Египтян Иосиф — похвала и слава братьев, так и впоследствии будет он их венцом и воцарится над братьями в наследии их. Вениамин волк хищник , в ожидании добычи, скрывающейся среди наследия своего: рано яст добычу во время того избавления, какое будет им от Аравитян, от Сеннахирима и от народа Гог. И вечером разделит похищенное (Быт. 49:27), то есть во время мира в Иерусалиме разделит с коленом Иудиным, живущим с ним вместе, ту добычу, какую похитил в стане исчисленных ранее народов. Доселе говорили мы о благословениях Иакова в смысле буквальном; теперь скажем о них в смысле духовном. Говоря о них в смысле буквальном, не сказали мы, сколько надлежало, и говоря в смысле духовном, не скажем также, сколько должно. Недостаточно сказанное нами в смысле буквальном, еще недостаточнее будет, что скажем в смысле духовном. Рувим… крепость моя и начаток силы моей (Быт. 49:3), разлился, яко вода, и не постоишь. Как сей первенец Иакова проклят был за преступление свое правдивым Иаковом, но проклятие снято было Моисеем, потомком Иакова, так Богом определена Адаму смерть за преступление заповеди, но пришел Сын Божий и обетованием воскресения Адаму отменил определение суда, изреченное ему при исшествии из рая. Симеон и Левий братия (Быт. 49:5), сосуды ярости. Они — образ сатаны и смерти. Симеон и Левий в гневе истребили город и по жажде корысти расхитили имущество Сихемлян. Сатана по зависти подверг смерти весь мир скрытно, как и те избили Сихемлян явно. И смерть с такой же яростью возобладала телами всех, с какой Симеон и Левий овладели имуществом убитых Сихемлян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Как мы видим, Златоуст говорит здесь о браке как о заключенном между мужчиной и женщиной именно еще в райском состоянии – до грехопадения; причем, по мысли свт. Иоанна, совершает этот их брачный союз Сам Господь. Как мало напоминают эти слова святителя предыдущую цитату из его же сочинений! И все же подобное противоречие, обнаруживаемое нами в творениях свт. Иоанна, оказывается на поверку кажущимся, мнимым. Очевидно, что в первом случае Златоуст понимает под браком именно физическое совокупление первых людей и потому решительно говорит об отсутствии брака в раю, до грехопадения; во втором же случае Златоуст понимает под браком сакраментальный, идеальный и непреходящий богодарованный союз, заключенный Самим Богом между первыми людьми, – то есть священное таинство, совершившееся над ними еще до их грехопадения. Подобное же понимание брака – как священного райского таинства – демонстрируют нам и многие другие восточные отцы. Так, блж. Феодорит Кирский свидетельствует, что после создания Евы Сам Бог привел жену к Адаму, и именно это и стало свершением первого древнейшего таинства брака. Как раз тогда Бог, по слову блж. Феодорита Кирского , сочетал жену «с мужем по закону, и ныне остающемуся в силе, привел ее к мужу. Сам стал невестоводителем и другом жениха...» 50 . А свт. Астерий Амасийский пишет: «Первый устроитель брака есть Творец, сочетавший первозданных людей брачными узами и будущим поколениям давший непререкаемый порядок сожительства, который они должны были чтить как закон Божий. Соединенные же друг с другом „уже не двое, но одна плоть; итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает“» 51 . Итак, отвечая на первый из поставленных в докладе вопросов (можно ли считать момент сотворения жены в раю и приведения ее к Адаму браком в полном смысле этого слова, или же понятие «брак» следует соотносить лишь с историей человечества после грехопадения?), подчеркнем, что, по святоотеческому учению, брак как таинство, как священный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом уже в раю.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Подобно тому как за Рождеством следует Собор Пресвятой Богородицы, на второй день празднования Крещения Господня совершается Собор Иоанна Предтечи. В этот день Церковь вспоминает того, о ком Сам Христос сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф. 11:11 ). Сретение Господне Последним праздником рождественского цикла является Сретение Господне, совершаемое 2/15 февраля. Если бы порядок церковных праздников строго соответствовал хронологии евангельских событий, Сретение должно было бы приходиться на период между Обрезанием и Богоявлением. Однако дата Сретения – 40-й день после Рождества – была установлена исходя из того, что событие, вспоминаемое в этот день, произошло через 40 дней после рождения Спасителя. В результате Сретение празднуется спустя почти месяц после Богоявления, возвращая мысль молящихся к продолжению рождественской истории. На Сретение Церковь вспоминает событие, о котором рассказывается в Евангелии от Луки (см.: Лк. 2:22–38 ). В богослужебных текстах говорится о Симеоне, который держал на руках Создателя вселенной. Автор текстов влагает в уста Симеона слова благоговейного изумления перед Божественным величием Младенца Иисуса. Симеон говорит о своей близкой кончине и о том, что, сойдя во ад, он возвестит Адаму рождение Мессии: Глаголи, Симеоне, Кого нося на руку в церкви радуешися? Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего? Сей есть от Девы рождейся, Сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради и спасый человека, Тому поклонимся. Священнаго священная Дева принесе во святилище святителю, простер же руце, Симеон прият Сего, радуяся, и возопи: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, Господи. Адаму известити хотяй иду, во аде живущу, и Еве принести благовестие, Симеон вопияше, со пророки ликуя... Говори, Симеон, Кого нося на руках в храме, ты радуешься? К Кому взываешь и вопиешь: «Ныне освободился, ибо увидел Спасителя моего»? Сей – родившийся от Девы, Сей – Бог Слово от Бога, воплотившийся ради нас и спасший человека. Поклонимся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010