Важнейшие сочинения  Важнейшими являются следующие сочинения Максима Грека: «Похвала Адаму перво­зданному» и «Беседа души и ума». Исследователь В. А. Никитин сравнивает их с «Речью о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы, в доме которого Максим некогда занимал должность домоучителя, безусловно, питаясь философией известнейшего мыслителя Средневековья 5 . Главная идея Максима Грека — противопоставление знания, полученного в результате Божиего откровения, знанию, полученному усилиями непосредственно самого человека. Истинным знанием, подчеркивает преподобный Максим, является только первое. Именно оно было даровано Богом Адаму и является вечным и непреложным знанием, достойным похвалы, обращенной к первозданному Адаму. Максим Грек оставил труды и в области аскетического богословия. Его взгляды на институт монашества отличались строгостью и бескомпромиссностью. Обличая нравственные пороки монашествующих, афонит-богослов указывал на те же недостатки, на которые впоследствии обратил внимание Стоглав в 1551 году. Профессор Н. Каптерев в этой связи отмечал, что «преподобный Максим писал о русском современном ему монашестве не “от раздражения”, а то, что было в действительности, то есть одну правду» 6 . Апологет нестяжательства  Время пребывания Максима Грека на Руси было ознаменовано великим богословско-практическим диспутом так называемых иосифлян и нестяжателей. Данные прения возникли по большей части из-за вопроса о монастырском землевладении. Идейными вдохновителями данных движений явились преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский соответственно.  «Послание о католических доминиканском и францисканском монашеских орденах» Максима Грека свидетельствует о том, что еще задолго до прибытия в Россию, в итальянский период жизни, у преподобного сложились нестяжательские взгляды касательно монашеской жизни и соответствующего устроения обителей.  Эти взгляды оказались близкими учению преподобного Нила Сорского, изложенному в его Уставе: «Отрекаясь от мирского, инок должен отказываться и от всякой собственности, пребывать в совершенной бедности». Но одно лишь формальное исполнение иноческих обетов, постов и молитв — без деятельного исполнения заповедей Господних, без стяжания любви — не может спасти монашествующего. Именно к такому выводу приходит преподобный Максим. Он решительно порицал тех мирян, которые, «побуждаемые ложно понимаемыми заботами о спасении души», стремились развестись с женами, чтобы удалиться в монастырь. Каждый человек, находясь в миру, указывал автор, истинно благоугождая Богу исполнением Христовых заповедей, — спасается. Исполнение заповедей Господних — это основной принцип сотериологии преподобного Максима Грека.

http://e-vestnik.ru/analytics/yakozhe_sv...

Примером для нас должно быть не обычное поведение человека по образу Адамова преступления, о котором говорит апостол Павел, а поведение Нового Адама, Господа Иисуса Христа. Он совершил подвиг, предлежавший человеку в раю, в гораздо более трудных условиях. Если Адаму нужно было всего лишь послушаться и не вкусить от древа познания добра и зла, то Господу Иисусу Христу, Новому Адаму, Всечеловеку, пришлось совершить подвиг послушания Богу Отцу, предав себя на позорную и мучительную смерть. Вот перед нами два образа: Господа Иисуса Христа, Нового Адама, и ветхого Адама. Давайте же последуем Новому Адаму в милосердном, снисходительном отношении друг к другу и в соблюдении заповедей, в частности проведем Великий пост с полной преданностью церковным установлениям о нем. 22 февраля 2004 года О благочестии искреннем и лицемерном Слово в день памяти святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского Сегодня мы совершаем память святителя Григория Паламы , который был защитником учения о благодати, защитником подвижнической жизни и исихазма. В евангельском чтении приведены слова Спасителя, в которых Он называет Себя Истинным Пастырем и дверью. Это зачало предлагается нам для того, чтобы в образе Единого Истинного Пастыря мы увидели каждого пастыря, на деле подражающего Господу Иисусу Христу. Таким был и святитель Григорий. Образ несет на себе черты первообраза, и потому всякий истинный священник или архиерей, будучи образом Господа, отображает в себе Его черты. Вот что говорит Спаситель: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели в избытке. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец 98 . Кто через Господа Иисуса Христа входит в Церковь , тот через Него восходит к высшим духовным состояниям и как бы обретает пастбища, подобно тому как как овцы, поднимаясь в горы, находят там богатые травами луга. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И таким добрым пастырем, даже, можно сказать, такой дверью для своих словесных овец явился святитель Григорий Палама . Он выступил на подвиг защиты православного учения о Божественных энергиях, когда был еще священником и отшельничал на Афонской Горе. Как кажется, он не должен был иметь какого-либо отношения к тому, что происходило в миру и волновало умы людей в больших городах. Но он не смог остаться безразличным к тому, что попирается истина, и выступил на ее защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Таким образом, Бог Сам был для наших прародителей первым наставником и учителем. Праотец наш был удостоен от Бога даже дара пророчества, – что доказывает свт. Иоанн Златоуст теми словами, которые произнес Адам, как только приведена была к нему жена, созданная Богом, Ева: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть едина» ( Быт.2:23–24 ). Здесь Адам ясно определил, как и из чего была создана Ева, хотя она создана во время его глубокого сна, и предсказал, что род человеческий размножится на земле, что образуются в нем семейства, и что «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей». Разгадать и объяснить все это по одним естественным соображениям, и притом так внезапно, без всякого сомнения, невозможно было Адаму. 4) Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни, Бог с самого начала даровал ему Свою благодать, и эта благодать постоянно обитала в наших прародителях, служила для них как бы небесной одеждой, по выражению свв. отцов, и чрез нее-то Адам и Ева находились в постоянном общении с Богом. «Без подобия Божия, – рассуждает блж. Августин, – человек даже в раю не мог бы жить благочестиво»; и в другом месте: «Бог даровал человеку добрую волю, ибо сотворил его правым; но даровал ему вместе и возможность, без которой он не мог бы пребывать в ней, хотя бы хотел; хотение же предоставил его собственному произволу. Итак, человек мог бы пребывать в добре, если бы захотел, потому что имел возможность, при которой это было совершимо». 5) Кроме того, для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму «возделывать и хранить рай» ( Быт.2:15 ); для упражнения и развития сил умственных и дара слова Сам «привел к человеку всех животных, чтобы видеть как он назовет их» ( Быт.2:19 ); для упражнения и укрепления в добре сил нравственных, преподал Адаму известную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла ( Быт.2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Наконец, Адаму было дано повеление «возделывать» рай, в чем усматривают призвание его к творчеству. Некоторые толкователи видят в творческой способности человека подобие Божие, ибо в Библии Бог представлен как Творец-Демиург-Делатель: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ). Человек тоже становится делателем, и его творческая способность сразу же проявляется в том, что он нарекает имена животным ( Быт.2:20 ). Оригинальным комментарием к этому эпизоду книги Бытия являются слова Василия Селевкийского : «Адам, именованием зверей ты подтверждаешь свое владычество. Ты подражаешь достоинству Зиждителя. Бог создает естества, а ты даруешь названия... Бог говорит Адаму: будь творцом имен, раз уж ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости. Пусть познают Меня как Зиждителя по закону естества, тебя же как владыку по смыслу наименования» (PG 85, 40, С-41А). Таково в общих чертах и конспективном изложении понимание древне-церковными писателями библейского повествования о сотворении человека. Это святоотеческое учение глубоко воспринято и развито преподобным Симеоном. О сотворении первого человека и его райской жизни он говорит много раз, особенно подробно в 1, 2 и 13 Нравственных словах, а также в некоторых Гимнах. Библейский рассказ он толкует не только буквально, но и аллегорически, не чуждаясь далеко идущих сопоставлений и сравнений. Такая свобода толкования обусловлена тем, что, как он сам отмечает, Бог (через Священное Писание ) показывает нам все «неясно и как бы в тени» (Theol. I, 223). Историю сотворения вселенной и человека преподобный Симеон излагает в поэтической форме. В начале, – говорит он, – прежде сотворения неба и земли, «был Бог-Троица, Один уединенный, Свет безначальный, Свет несозданный, Свет абсолютно неизреченный... Он сотворил Ангелов, Начала и Власти, Херувимов и Серафимов, Господства, Престолы и неименуемые чины... После этого Он произвел небо, как свод, материальное и видимое, чувственное и плотное, и распростер его одним мановением.., а одновременно землю, воды и все бездны» (Hymn. 38, 24–44). Вселенная была как бы домом без света, но Бог зажег в небе солнце и луну, а также дал людям «свет, извлекаемый из железного камня» (Ibid. 69), то есть огонь из кремня. Но ни свет луны и солнца, ни огонь не были тем первым нематериальным Светом, Который привел в бытие вселенную. После всего этого Бог сотворил человека, «соединив ум с прахом», и «всех нас, людей, поместил среди материального (мира), чтобы мы, твердой верой и исполнением заповедей очистив нематериальный ум, который мы залили тьмой преступления..., снова увидели тот нематериальный Свет, Который пребезначально был Богом» (Ibid.75–82).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Три. Три Послания Соборных и Евангелие. Скажите, кто нам обещал всё по тщательном исследовании сначала, по порядку, ещё это какой Евангелист пишет? Лука, правильно. Кому он посвящает своё Евангелие? еофилу, боголюбцу какому-то. Так, хорошо. Вот видите, ну, пророчества , Послания Апостола Павла фактически остались за чертой. Столько я читал много из этих Посланий Апостола Павла в процессе, ну, а так – ладно. Что теперь по Новому Завету? Вот это всё; по Ветхому Завету – вот тоже всё. Следовательно 1-я, 2-я и 3-я главы книги Бытия – история грехопадения – буду спрашивать: что сказал Бог диаволу, что сказал жене, что сказал Адаму. Ну что Адаму Господь сказал? За то, что ты послушал голоса жены твоей, проклята земля за тебя. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не обратишься в прах, ибо прах ты и в прах возвратишься (см. Быт. 3:17–19 ). Но даётся Первоевангелие, Благая всть: И вражду положу между тобою и между женою (см. Быт. 3:15 ). Вот они и питаются верой от этой всти. Хорошо. Спрошу – как звали родителей Иоанна Предтечи? – Захария и Елизавета! – А Божией Матери? – Иоаким и Анна. – А отец Давида – кто? – Иессей. – Иессей. Так. А кто такой Вооз? Богатый вифлеемлянин, да? Муж Руфи, да. А от неё – Овид – Иессей – Давид. Вот почему это для нас важно. А кого из Судей вы знаете так вот? Вот говорится: Радуйся, Руно Гедеоново! Ею же сниде Богъ. Что это за Руно Гедеоновой Ой-ой-ой! Руно Гедеоново? Он просил у Бога знамения! Пусть я расстелю эту шерсть овечью – на ней только будет роса. А кругом сухо (см. Суд. 6:37 ). Ведь это невозможно, а вот Господь даёт ему такое знамение. Так. Радуйся, Руно Гедеоново. А с чем связано вот такое: Жезл Аронов прозябший? Жезл Аронов процветший? А это с чем связано? Корей, Дафан и Авирон стали претендовать на священство, а оно им не полагалось. И вот Моисей для разрешения вопроса сказал, чтобы все старейшины дали жезлы свои – посохи, и написали на них свои имена. В том числе и Аарон. Он внёс их на ночь в Скинию, а на другое утро выносит, и вот – жезл Аарона процвёл, дал цвет и миндаль (см. Числ. 17:8 ). Господь показал, что Аарон поставлен Богом Самим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Парадоксальное восприятие путей Промысла Божия в земной истории, с точки зрения человеческого разума, прекрасно отражено в книге св. пророка Исаии: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55: 8–11). Как известно, православная традиция рассматривает грехопадение прародителей как вселенскую катастрофу, и в том числе как источник так называемого «естественного зла» — присутствия в мире естественных катаклизмов, страданий, смерти и тления. Данный тезис, несмотря на наличие некоторого разномыслия среди восточнохристианских экзегетов в понимании самой степени повреждённости бытия, хорошо иллюстрируется библейским комментарием прп. Симеона Нового Богослова, учившего, что «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нём, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царём всего видимого творения. Рая тогда ещё не было. Но этот мир бысть от Бога как-бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его, как говорит Божественное Писание (Быт. 1: 26–30). [После грехопадения прародителей] не проклял Бог рая , а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и всё произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни свободной от утомительных трудов и потов. Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало жить на земле тленной и питаться пищею тленною . Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику Но Бог сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчинённая Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Всё сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира» . Таким образом, грех прародителей, согласно библейско-святоотеческому учению, внёс сокрушительный разлад во всё мировое бытие.

http://bogoslov.ru/article/6174086

Вместо девы Евы, Он созидает Себе в матерь святую Приснодеву; вместо кары, наложенной на оную, Ей – через Своего служителя Гавриила, Он возвестил: «Радуйся», Ею исцеляя тот недуг, который та (Ева) возымела; вместо древа преслушания, Он воздвиг посреди земли древо Воскресения: Спасительный Свой крест, как это говорит Давид, воспеватель божественных вещей: Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» ( Псал.73:12 ); вместо смертоносной (для первых людей) пищи – смертоносной не по своей природе, но ставшей таковой в результате преступления (ими заповеди Божией), Он, соединив Свое Божественное естество с нашим естеством, как Живоносная Пища предлагает Себя во всем мире в причастие для всех, и будучи присносущным Он, ради осужденных, по Своей воле, стал осужденником, Он же Самый и как Бог, и как смертный человек. Итак, как Он был накормлен желчью и напоен уксусом, ради той пищи, которой Адам наслаждался в Раю, воздавая, как Богочеловек, его долги (которые Он принял на Себя), так, мне кажется, и 40 дней Он пребывал в посте, возмещая за тождественное число дней (которые Адам провел в Раю). Таким образом, при сравнении мнения тех, которые говорят, что Адам пробыл в Раю только шесть дней, с моим утверждением, что Адам пробыл в Раю в действительности 40 дней, я скорее принимаю дошедшее до нас мнение о сем некоторых не безызвестных старцев, основывающееся на словах возвышенного апостола (Павла), указывающего на то, что праотец наш блаженно прожил в Раю больше времени (чем шесть дней). Потому что от его лица божественный апостол ясно возвещает: «я жил некогда без закона» ( Рим.7:9 ). Но, конечно, Павел – будучи одним из позднейших учеников Закона – не жил прежде Закона, и не был и не существовал когда-либо без Закона. Так и Евангелие проповедуя, он повсюду ссылается на свидетельства, взятые им из Закона, но по справедливости скорбя, он от лица Адама говорит: «Я жил некогда без закона». Еще нагляднее он объявляет это от лица Адама, когда, для облегчения понимания этих слов, он говорит уже не о законе, а о заповеди, которая была дана Адаму. «Но когда пришла заповедь, – как бы говоря этим: – когда дана была заповедь – то грех ожил, а я умер», т. е. умер вследствие лишения – по причине преслушания блаженной жизни (в Раю), из чего ясно следует, что заповедь была дана Адаму не тотчас же по его приведении в бытие, но после некоего неопределенного срока. Caesarii Sapienmissimi Viri, Framris Gregorii Theologi Dialogi Qiamuor. Dealogus III, inmerrogamio CXXII Migne. P. G. t. 38, col. 1009–1013.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

В виду громадности предстоящих работ Петр считал первым долгом, как для себя, так и для своих подданных безустанный труд, физический: и умственный, ремесленный и военный. «Потерянное время», рассуждал государь, «смерти невозвратной подобно есть». Он сам был вечным работником на троне. «Трудиться надобно братец», говорил Петр Неплюеву, «я царь ваш, а у меня на руках мозоли, а все от того, чтобы показать вам пример и хотя бы под старость увидеть из вас достойных мне помощников и слуг отечеству». Труд, – по мнению Петра, – это такая сила, которая может совершать чудеса, может пересоздавать человека и давать ему такие свойства, на достижение которых он сам прежде не рассчитывал. Когда москвичи просили царя не отсылать их детей заграницу, говоря: «где нашим ребятам познать заморские хитрости? их разума на то не станет», то царь отвечал: «как? разве мы не от одного Творца произведены и не от одного праотца происходим? Мы имеем такие же руки, глаза и состав тела, какие имеют и просвещенные народы; следовательно, имеем равные же с ними и душевные способности». И в этой любви к труду мы видим первую черту религиозного характера Петрова. И сам Петр придавал своему трудолюбие несколько религиозный оттенок. Молись и трудись, говаривал он, а также: аще кто не хочет делати, ниже да ясть. «Мы, писал, царь из Голландии патр. Адриану, последуя слову Божию, бывшему праотцу Адаму, трудимся». " Мы, писал, царь в другой раз почти в тех же выражениях боярину Стрешневу, по заповеди Божьей к праотцу Адаму, в поте лица своего хлеб едим». – «А что пишешь» отвечал ему Стрешнев, «что в поте лица – своего хлеб кушаешь и то ведаем, что празден ни коли, а всегда трудолюбив быть изволишь, и то не для себя, а для всех православных христиан». Как человек умный и много испытавший, Петр не мог не заметить, что часто самые усиленные труды ни к чему не ведут, что для успеха нужно еще что-то, Что же именно? Благословенье Божье, решил Петр, по крайней мере в применении к себе. «Быть трудолюбивым и честным, рассуждал Петр, – вот лучшая политика честного человека людям высшего звания приносит она, однако же, мало пользы, если не сопутствует ей благословение Божье. Эта идея о воле Божьей, всем управляющей, о необходимости помощи Божией, Божьего благословения для успешного труда проникает всю общественную деятельность Петра и дает ей религиозный характер. Если в своей частной жизни Петр позволял себе некоторые уклонения от строгой нравственности, быть может, руководясь употребляемой им пословицей: кто Богу не грешен, кто бабе не внук, то в общественной своей деятельности Петр ходил пред Богом в полном значении этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Там – рождение от Девы и от Отца прежде денницы, здесь – огонь Божества и вода Иор­данская. «Огнем крестит конечным Христос противныя, а не Бога мудрст­вующих Его,– звучит тот же догмат в 6-й песни канона на Богоявле­ние,– Духом же обновляет водою благодати разумливыя Божества Его, от прегрешений избавляя». В каноне на Сретение Господне Богочеловечсство Христово подает­ся преподобным Космой с необычайной теплотой. Если в каноне на Рождество Христово величие тайны рождения от Девы закрывает все остальное, здесь, в празднике Сретения, прежде всего – Христос-Мла­денец. «...Христос в Церкви, яко Младенец...»,– говорит преподобный Косма уже в первом тропаре 1-й песни канона. И дальше будет развиваться та же истина Боговоплощения. «Пер­ворожден из Отца прежде век, перворожден Младенец из Девы Нетленныя, Адаму руку простирая, явися»,– говорит Святитель в пер­вом тропаре 3-й песни канона. Здесь образ Адама звучит совершенно иначе, чем в каноне на Крещение Господне. Там – «Адам истлевший» и его обновляет струями Господь; здесь – Адаму Младенец Христос простирает руку. Такова сила гения святого песнописца: в каждом священном событии можно различить действующую благодать Божию, и очищающую, и милующую, и простирающую руку. В 5-й песни Христос – опять Младенец-Бог, и святой Симеон Богоприимец трепещет и говорит Богоматери: «... Огнь... носиши, Чистая: Младенца боюся объяти Бога, Света Невечерняго и миром владыче­ствующа». В 6-й песни продолжается молитва праведного Симеона, по-прежнему отражая великий догмат Богочеловечества Христова: «Сыну Вышняго, Сыну Девы, Богу, Отрочати бывшему, поклоншася Тебе ны­не отпусти с миром». Какая власть в этом Отрочати-Боге, как радует­ся Ему и как одновременно трепещет старец Симеон! Праведный Симеон будет и дальше продолжать свои речи в ос­тальных песнях канона, и Богочеловечсство Христово опять и опять будет возноситься. «Се, Симеон вопияше, пререкаемое знамение Сей будет, Бог Сый и Отроча...» (8-я песнь). И в заключительной, 9-й песни канона: «Иже древним новорож­денных горличищ супруг, двоица же бяше птенцев, в нихже место Божественный старец и целомудренная Анна пророчица, от Девы рожденному и Сыну Единородному Отчу, в церковь приносиму служат величающе».

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

На этом основании можно и в учении о спасении человека говорить о восстановлении образа всей Св. Троицы. Через воплощенное Слово мы лучше познаем Бога Отца, образом Которого Слово является и воплощенное Слово становится Подателем св. Духа 866 . Св. Кирилл не разделяет взгляда Платона о теле, как о темнице души и учения Оригена о предсуществовании человеческих душ 867 . Выше было сказано о райском состоянии Адама, об его способности богопознания и богообщения и о вдуновении в него Духа Божия. Это дуновение, как «печать божественной природы» 868 , или как «сообщение Адаму особой совершенной красоты» 869 , понимается некоторыми католическими писателями, как сообщение Адаму особой божественной благодати, дополнительно к его природному состоянию 870 . Однако, совершенство Адама не безусловно, потому то он и называется «душевным», а не «духовным», что он «не вполне свободен от плотских похотей» 871 . Грехопадение Отклонение воли Адама от Бога было отречением от Бога, отпадением от связи со Св. Троицею, т. е. от «связи с Богом Отцем и с Его Сыном через Св. Духа» 872 . Адам потерял, благодаря этому, то, чего он не имел по существу своему, οσιωδς 873 . В духовном плане это наблюдается в потери добродетели; в телесном – потеря красоты, болезненность, тление. Важно, однако, не только это; в Адаме едином Сатана победил весь людской род 874 . Грех стал наследственным. И тут важно следующее: люди согрешили в Адаме. Сердце всех людей осквернилось преступлением в Адаме 875 . Мы растлились в Адаме 876 . Но это «в Адаме» надо оговорить. Как совершенно правильно замечает Тиксерон, в этом понимании наследственности греха Адама, очевидно, его различие от понимания латинского, августинского 877 . Для св. Кирилла люди повинны в грехе Адама, не потому, что они преступили заповедь вместе с Адамом, ибо они еще и не существовали тогда, но потому что они той же природы, что и та, которая подпала под закон греха» 878 . «Естество наше заболело грехом и мы повторяем грех Адама, подражаем ему. «Мы облекаемся в тление по подобию падения Адама 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010