Наиболее ясным является указание пророка Осии. «Они же подобно Адаму ()нарушили закон и изменили Мне» ( Ос.6:7 ). LXX толковников переводят: «ατο δ εσιν ς νϑρωπος παραβανων διαϑκην», каковой перевод находит немало защитников (Бретшнейдер 110 , Эвальд 111 , Умбрейт 112 , Роте 113 , Шульц 114 , Дилльман 115 , Клемен 116 , как и русский Кейль и Делич 117 , Лянге 118 , Гофман 119 , Элер 120 , Филиппи 121 . Но перевод: «подобно Адаму» является более точными в этимологическом и логическом смысле, чем перевод: «по примеру людей». Если бы слова пр. Осии не означали ничего больше, как то, что Израиль «по примеру людей» нарушил завет, то это весьма слабо выражало бы греховность Израиля, которая здесь особенно подчёркивается пророком, как измена Иегове, не равняющаяся обыкновенному человеческому правонарушению. Несмотря на все средства, которые принимались Иеговой для спасения Израиля, Израиль нарушил завет, изменил Иегове. Наиболее точной будет аналогия этого необычного преступления Израиля с преступлением Адама. Там и здесь налицо ясно выраженная в заповеди или законе воля Божия, там и здесь «завет», – в смысле выражения этим словом особенной любви Божией и доверия к первому человеку и народу, и однако там и здесь – налицо факт преступления завета, измена Богу. Разрыв Израилем завета как бы повторяет преступление заповеди 122 Адамом. Также и в Новом Завете ап. Павел сопоставляет откровение воли Божией через Моисея с откровением, данным Адаму, и называет согрешение против закона Моисея умножением преступления Адама ( Рим.5:14–20 ). Отношение Ос.6:7 к историческому факту грехопадения несомненно 123 . В неканонических книгах мысль о первобытной невинности природы и падении её в Адаме и Еве высказывается весьма ясно. Так, в книге Премудрости Соломона говорится: «Бог смерти не сотвори» ( Прем.1:13 ); «яко Бог созда человека в неистление, и во образ подобья своего сотвори его» ( Прем.2:23 ); «завистью же диаволею смерть вниде в мир» – «φϑν δ διαβλου ϑνατος εσλϑεν ες τν κσμον» ( Прем.2:34 ). Но смерть не распространяется без своей причины или греховности природы, которая, следовательно, также происходит от греха Адама и Евы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Также у мормонов нет понятия о поврежденности человеческой природы в результате первородного греха. По их мнению, грех не передается по наследству от Адама и Евы. Джозеф Смит сказал: «Мы верим, что люди будут наказаны за свои собственные грехи, а не за согрешение Адама» 49 . Далее мы видим следующую ложь: «И отец наш Адам, обратившись к Господу, спросил: Почему люди должны покаяться и креститься в воде? И Господь сказал Адаму: Вот, Я простил тебе согрешение твоё в саду Едемском. Из-за этого разнёсся слух среди народа повсюду, что Сын Божий искупил первородную вину; поэтому грехи родителей не могут быть возложены на головы детей, так как они непорочны от основания мира . И Господь, обратившись к Адаму, сказал: Так как дети твои зачаты во грехе, то когда они начинают подрастать, грех зачинается в их сердцах, и они вкушают горечь, дабы могли они научиться ценить добро» 50 . Поэтому мормоны утверждают, что детей не нужно крестить, так как у них нет грехов. Также грех был прощен и Адаму еще до пришествия Спасителя Господа Иисуса Христа. Из курса догматического богословия нам известно: «Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, как за свой собственный грех. Так, в постановлении Карфагенского Собора 252 года сказано, что « не должно возбранять крещение младенцу , который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение», и что при крещении ему отпущаются не собственные, а чужие грехи… Первородный грех является наказанием еще и потому, что получивший испорченную природу человек не может войти в Царство Небесное ( Ин. 3:5 ). Даже невинные младенцы подлежат этому наказанию, хотя они, как не имеющие личных грехов, избавлены от вечных мучений. Карфагенский Собор 418 года провозгласил анафему тем, кто отвергает необходимость крещения младенцев, и подчеркнул, что они, не имея личных грехов, все-таки крестятся «истинно во отпущение грехов» (правило 124), то есть «первородный грех» или «прародительская скверна» в данном случае по своему результату приравниваются к преступлению закона Божия, поскольку в силу плотского рождения всякий человек уже подлежит наказанию – лишается Царства Небесного» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Иначе говоря, в Адаме это было знаком истинной боже­ственной мудрости. Свят. Иоанн Златоуст пишет: «Это делает Бог, чтобы показать нам великую мудрость Адама... и для того еще, чтобы в наречении имен виден был знак владычества... Подумай о том, какая нужна была мудрость, чтобы дать имена стольким породам птиц, гадов, зверей, скотов и прочих бессловесных..., всем им дать имена и притом имена собственные и соответствующие каждой породе... Подумай... о том, что и львы, и леопарды, ехидны, и скорпионы, и змеи, и все другие, еще более свирепые, животные, пришли к Адаму, как к господину, со всею по-корностию, чтобы получить от него имена, и Адам ни одного из этих зверей не устрашился... Имена те, которые нарек им Адам, остаются доселе: Бог так утвердил их для того, чтобы мы и помнили постоянно о чести, которую человек получил от Господа всяческих, приняв под свою власть животных, и причину отнятия (этой чести) припи­сывали самому человеку, который чрез грех утратил власть свою» (Беседы на книгу Бытия, XIV, 5, сс. 115–116). Поскольку человек, как мы видели, имеет в себе нечто от есте­ства животных, и это животное естество стало в нем господственным по причине грехопадения, Адамово наречение имен животным указывает еще на первоначальное господство ума человеческого над этим низшим, страстным естеством. Свят. Ам­вросий пишет: «Звери полевые и птицы небесные, приведенные ко Адаму, суть наши неразумные чувства, потому что звери и животные представляют различные страсти тела, равно и более сильного, и более умеренного характера... Бог даро­вал тебе власть быть способным отличать при пособии трезвого рассуждения вид всех без исключения предме­тов, чтобы побудить тебя составить суждение о всех их. Бог призвал всех их к твоему вниманию так, чтобы ты осознал, что ум твой является верховным по отношению ко всем им» (Paradise, ch. 11, p. 329–330). ( Быт. 2, 21–22 ) «И наложи Бог изступление на Адама, и успе; и взя едино от ребра его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Ясно лишь одно: никто из кандидатов на почетное звание «первого человека» не совершал первородного греха. 1. Свидетельства Священного Писания и Предания Священное Писание утверждает, что первым человеком был общий предок всех людей Адам, или по-еврейски – (адам). Про жизнь Адама первозданного мы знаем из Книги Бытия, написанной пророком Моисеем. Православные христиане исповедуют веру в Духа Святаго, «глаголавшаго пророки», следовательно, члены Христовой Церкви должны признавать истинным библейское свидетельство об Адаме. Этот принцип Церковь у тверждает в Неделю Торжества Православия: «Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению и утверди сие чудесами… анафема» с. 418]. Через боговидца Моисея Дух Божий сообщил нам главные вехи жизни праотца нашего Адама.Адам был сотворен Богом из праха земного и получил при своем создании дыхание жизни ( Быт. 1:27; 2:7 ). – Жену и помощницу Адаму Бог создал из его ребра ( Быт.2:21 ), и Адам нарек ей имя Ева, или по-еврейски – (хавва, «жизнь») ( Быт.3:20 ). – Адам был помещен Богом в месте, именуемом Райский сад, или по-еврейски – (ган эдэн) ( Быт.2:15 ). – Потеря райского достоинства случилась из-за грехопадения праотцев ( Быт.3:6 ), в результате чего наказанием им стало жительство на проклятой Богом земле ( Быт.3:23 ). – Перед изгнанием из Рая Бог сделал Адаму и Еве кожаные ризы, в которые и одел их ( Быт.3:21 ). – Адам с Евой родили детей: Каина ( Быт.4:1 ), Авеля ( Быт.4:2 ), Сифа ( Быт.5:3 ) и других ( Быт.5:4 ). – Адам прожил 930 лет и умер ( Быт.5:5 ). Так буквально, «как написано», восприняла реальное житие библейского Адама ветхозаветная пророческая традиция: Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне ( Ос.6:7 ). Примечательной является в этом отношении первая глава Книги 1 Паралипоменон, начинающаяся с имени праотца Адама и содержащая родословие его потомков. Евангелие, описывая родословие Господа Иисуса Христа, увенчивает его словами: …Адамов, Божий ( Лк.3:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

2:8). Рай был отдан во владение человеку, который жил в полной гармонии с природой: он понимал язык зверей, и они были послушны ему; все стихии подчинялись ему как царю. «Господь поставил человека князем века сего и владыкой видимого. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил», — говорит преподобный Макарий Египетский [ 109 ]. Адам имел на лице «сияющую славу», он был другом Божьим, пребывал в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал [ 110 ]. В Адаме пребывало Слово, и он имел в себе Дух Божий. «Пребывавшее в нем Слово было для него всем — и знанием, и ощущением, и наследием, и научением» [ 111 ]. Бог приводит к человеку всех зверей, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19). И Адам нарекает имена всем зверям и птицам, то есть познает смысл, сокровенный логос каждого живого существа. Ибо что такое имя? Это больше, чем просто символ или условное обозначение того или иного существа. «Имя — как максимальное напряжение осмысленного бытия вообще — есть основание, сила, цель, творчество и подвиг… всей жизни… Имя — стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия… Имя носит на себе каждое живое существо» (А. Лосев) [ 112 ]. Давая человеку право нарекать имена всей твари, Бог как бы вводит его в самую сердцевину Своего творческого процесса, призывает к со-творчеству, со-трудничеству: «Адаму надо было узреть неизреченное устроение, носимое в себе каждым животным. И все они подходили к Адаму, признавая этим свое рабское состояние… Бог говорит Адаму: будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей… Мы делим с тобой славу творческой премудрости… Давай имена тем, кому Я дал бытие» (Василий Селевкийский) [ 113 ]. Бог вводит человека в мир как священника всего видимого творения. Единственный из всех живых существ он способен словесно восхвалять Бога и благословлять Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

8) Всякий христианин вновь возрожден, новым человеком называется, отложив ветхость Адамову. Как ветхому Адаму последовали мы в злобе и грехах, так новому Адаму, Который есть Господь с небес, должны последовать в благости и добродетелях. Поскольку имя от Христа приняли и новыми людьми, то есть людьми обновления называемся, то должны новыми и делаться и быть, и не ветхому злому, но новому благому Адаму последовать: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15:49). 9) Как израильтянам, желавшим выйти из Египта, надо было последовать Моисею вождю, и желавшим войти в землю обетованную – должно было последовать Иисусу Навину, так желающим от работы дьявольской и бедствия его освободиться, и в небесное отечество войти, надо последовать за Иисусом Христом. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет, – говорит Господь (Ин 12:26). Христу не ногами, но сердцами последуем. Спасайся.   Письмо сто двадцатое Говоришь: невозможно терпеть? Ответ. По водам ходить и по воздуху летать и прочее тому подобное невозможно, но терпеть возможно. Когда болезнь тело мучает, терпишь, когда лекарь жестоким и противным лекарством лечит, терпишь, когда отец или кто властью облеченный бьет тебя, терпишь, когда в темницу посадят тебя, терпишь, и прочее все терпишь, хотя и не хочешь. Видишь, что можно терпеть. Лучше же признаться, что не хочешь, а не отговариваться, что не можешь. Отложи же нехотение, и будет возможно. Хотящему все возможно, особенно с помощью Иисуса, все претерпевшего ради нас. Лучше во всем, что ни приключится противное, отдаваться на волю Божию, без которой ничего не бывает, и все терпеть без негодования, роптания и с охотой, ибо это будет делом послушания, покорения и добродетели; а если будешь без охоты и с негодованием (противное воспринимать), то это будет делом непослушания, непокорности и порока. Первое свойственно Духу, покоряющемуся воле Господа своего, а другое – духу противящемуся. Верному рабу Божию свойственно полагать в себе и говорить так: что хочет Бог мой, хочу и я. Хочет мне в болезни быть, хочу и я. Хочет мне в нищете быть, хочу и я. Хочет мне бесславие терпеть, хочу и я. Хочет мне в темнице или в заточении быть, или умереть, хочу и я. Приключилось мне то, претерплю, да будет воля Господня. Он мне эту чашу дал, испью ее, данную от Него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

ЭЛOXIM: Иегова, пошли Петра, Иакова и Иоанна к Адаму в Телестиальный мир, не раскрывая их личности.Пусть они увидят происходящее, посмотрят, есть ли там Сатана и узнают, был ли Адам верен символу и знаку, данным ему в саду Эдемском. Пусть потом вернутся и доложат мне. ИЕГОВА: Будет сделано, Элохим. Иегова отворачивается от Элохима, спускается на ступеньку вниз и проходит сквозь колонны к Петру, Иакову и Иоанну, которые ожидают его указаний. Они одеты как иудеи во время земной жизни Христа. ИЕГОВА: Петр, Иаков и Иоанн, сойдите вниз и посетите человека Адама в Телестиальном мире, не раскрывая своих личностей. Посмотрите на происходящее и узнайте, был ли Адам верен символику и знаку, данным ему в саду Эдемском. Потом вернитесь и доложите нам. ПЕТР: Будет сделано, Иегова. Пойдемте, Иаков и Иоанн, сойдем вниз. Трое поворачиваются и уходят. Далее показан пустынный и мрачный мир. Показано, как Адам и Ева идут по лесистой местности, а за ними следует Люцифер. Петр, за которым идут Иаков и Иоанн приближаются к Адаму, Еве и Люциферу. ПЕТР: Доброе утро. ЛЮЦИФЕР: Доброе утро, господа. ПЕТР: Чем вы тут занимаетесь? ЛЮЦИФЕР: Наблюдаем за обучением этих людей. ПЕТР: А чему они их учат? ЛЮЦИФЕР: Человеческой философии, смешанной со Священными Писаниями. ПЕТР: Как воспринимают они это учение? ЛЮЦИФЕР: Очень хорошо! Правда этот человек вроде бы не верит тому, чему учат [Указывает на Адама]. Петр подходит к Адаму и пожимает руку: ПЕТР: Доброе утро. Что ты думаешь об этом учении? АДАМ: Я жду посланников от моего Отца, чтобы они научили меня. ПЕТР: Это хорошо. У тебя есть какие-нибудь знамения или знаки? Люцифер подходит к Петру и вмешивается в расспрос: ЛЮЦИФЕР: Знаки? Есть ли у вас деньги?! ПЕТР: У нас есть достаточно для наших нужд. ЛЮЦИФЕР: В этом мире за деньги можно купить все! ПЕТР: Ты продаешь за деньги свои символы и знаки? Я полагаю, они у тебя есть. АДАМ: Они у меня есть, но я не продаю их за деньги. Я храню их святыми. Я ищу дальнейшего света и познания, которые мне обещал послать Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Иконографические изводы различаются по характеру изображения фигуры Христа: в одних случаях он представлен фронтально в позе триумфатора, в других он изображен в резком повороте протягивающим руку коленопреклоненному Адаму, в-третьих, как на новгородской иконе первой половины XIV века из Тихвина 52 , представлен предшествующий момент, когда Христос в спокойной позе обращается к Адаму со словами: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек» 53 . Для древних изображений характерно отсутствие мандорлы вокруг Иисуса, ангельского воинства, а также наличие таких деталей, как стигматы на ногах Христа и белый плат на голове Евы вместо мафория, что станет типичным для более поздних изображений. 83. Жены-мироносицы. Новгородская икона. Кон. XV-haч. XVI в. 84. Явление Христа Марии Магдалине. Миниатюра греческой рукописи. IX в. Во второй половине XIV столетия распространяется более сложная иконография с большим числом фигур, но отличительной чертой становится появление в палеологовском искусстве нового извода, согласно которому Ева изображается не рядом с Адамом , но в противоположной группе. Соответственно, туда же перемещается изображение Авеля. При этом Христос по-прежнему обращен в сторону Адама. Таким образом, формируется мотив, который в наиболее зрелом виде проявляется в псковской живописи конца XIV века. На иконе этого времени из собрания Русского музея Христос в киноварной одежде (что представляет собой уникальную иконографическую деталь) изображен практически фронтально, но в резкой динамичной позе, протягивающим обе руки: правую Адаму, а левую Еве. Эти три фигуры образуют ясный треугольник, составляющий центральное ядро композиции, по сторонам его расположены симметричные ряды ветхозаветных праведников. Среди них мы легко узнаем изображения Давида, Соломона и Предтечи. Позднее в произведениях XV–XVI веков появляется множество деталей: многочисленное ангельское воинство, ангелы, несущие крест, как на иконе круга Дионисия из Русского музея, крупная фигура сатаны в черной пещере ада, известная еще по миниатюре Хлудозской псалтыри, восстающие из гробов мертвецы и т.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

- Ты подражаешь достоинству Зиждителя. Бог создаёт естества, а ты даруешь названия… Адаму надо было узреть неизречённое устроение, носимое в себе каждым животным. И все они подходили к Адаму, признавая этим своё рабское состояние… Бог говорит Адаму: “будь, Адам, творцом имён, коль скоро ты не можешь быть творцом самых тварей… Мы делим с тобой славу творческой премудрости. Пусть познают Меня как Зиждителя по закону естества, тебя же как владыку по смыслу именования. Давай имена тем, кому Я дал бытие”». Итак, «Адам всматривается во внутреннюю сущность каждого творения, каждого животного, каждой вещи» и прозревает заключённый в них смысл, логос. Словом, отыскиваемым в «непостижимом процессе творчества имени он прочитывает внутреннюю умопостигаемую криптограмму всякого бытия» 331 . Поэтому, как учит преподобный Максим Исповедник, «тот, кто смотрит на каждое материальное явление не чувственным зрением, но рассматривает каждый из видимых символов духовными очами, тот научается скрытому в каждом из символов боготворящему логосу и в логосе находит Бога… Точно также тот, кто воспринимает природу видимого мира не одними только чувствами, но мудро и духовно, тот, исследуя в каждой твари её логос, находит Бога, научаясь от созерцания предлежащего величия существ Причине самих этих существ» 332 . Под символами он разумеет отпечатки иного, незримого, небесного мира в мире дольнем и вещественном. Однако, пишет он же, «первоначально следует быть посвящённым в наилучший и высший логос, относящийся к Богу, а затем уже… становиться посвящённым в логосы тварных [вещей]… Ибо самым… подобающим является первоначальное посвящение в логос, служащий причиной возникновения естества, и лишь затем можно исследовать логосы [вещей], возникших как следствия этого естества» 333 . Таким образом, преподобный Максим Исповедник видит творческое призвание человека в том, чтобы «расшифровывать таинственную криптограмму бытия, доступную для изощрённого глаза духовного и совершенно закрытую для непросветлённого, чувственного зрения» 334 . «Художественный или пророческий ум всматривается в то или иное явление и находит в нём что-то сродное из другого мира, находит его символ. Этот символ входит в язык художника или богослова-пророка. Этими символами полна Псалтирь, вещания пророков, гимнография Церкви… иконография» 335 .

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Грех 3-й Почитание мощей нетленными есть вражда против Бога, так как Сам Бог сказал еще Адаму, нашему прародителю по плоти: прах ты, и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). А потому почитающие умерших, хотя бы и святых, нетленными, делают Бога лживым, потому что не веруют слову Божию, так как в Св. Писании засвидетельствовано во многих местах, что человек, отходящий в вечность, есть прах и тлен. Смотрите в следующих местах Писания, а именно: ( Пс.89:4 ; Ин.11:39 ; Деян.13:36 ; 1Кор.15:50 ; Иер.8:1–2 ). Мы же, будучи потомками прародителя нашего Адама, не должны и думать, что тела человеков могут быть нетленными, ибо Сам Бог сказал Адаму: прах ты, и в прах возвратишься. Сказывая это Адаму, значит Он и нам говорит тоже, как потомкам Адама, происшедшим из чресл его. И слово Божие верно, ибо Он лгать не может ( Чис.23:19 ). Грех 4-й Ходатайство перед Богом поручено единственно только Иисусу Христу, потому что на Нем положили печать Свою Отец Бог ( Ин.6:27 ). И апостол Павел также говорит об этом: ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеком – человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). А также сказано и в следующих местах Св. Писания, которые обозначены ниже, а именно: ( 1Ин.2:1 ; Ин.14:13–14 ; Рим. —130— 8:26:27:34; Еф.2:18 ; Евр.7:25; 8:6; 9:15:24; 12:24 ; Пс.59:13; 141:5–7 ; Ис.8:19 ; Ос.7:16 ; 1Цар.28:15–1 6). Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что если кто-либо обращается за ходатайством к кому-либо, кроме Иисуса Христа, то тот становится врагом Богу. Даже запрещено обращаться за ходатайством и к святым, которые отошли в вечность. Это видно из ( 1Цар.28:15–16 ). Отсюда ясно видно то, что вопрошающие святых, которые отошли в вечность, тревожат дух их и тем делают себя врагами Богу. Грех 5-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он обращается в молитве к Пресвятой Деве Марии и говорит: Пресвятая Богородице, спаси нас, – то тот человек становится врагом Богу, так как в Св. Писании прямо и ясно сказано: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). И еще следует читать ниже, а именно: ( Ин.10:7:9; 14:6 ; Деян.5:31; 13:39; 15:11; 10:42–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010