Н.И. Милютенко Глава 7. Скандинавы и крещение Руси  1. Дохристианские связи Руси и Скандинавии в сагах и русских летописях Достоверные известия о русских князьях появляются в скандинавских сагах только с эпохи утверждения христианства на Севере. Можно найти немало параллелей в преданиях о крещении Руси, Дании, Швеции и Норвегии. В скандинавских сагах нет упоминаний о деятельности христианских миссионеров IX в.: Эббона, архиепископа Реймсского и папского легата, и архиепископа Гамбургского и Бременского св. Ансгара, просветителей Дании и Швеции. В русских источниках не говорится о попытках крещения Руси, предпринимавшихся при их младших современниках, патриархах Константинопольских свв. Фотии и Игнатии. В Швеции христианство угасло после смерти св. Ансгара и его преемника и автора его жития, св. Римберта. В скандинавских сагах признается, что окончательное крещение Дании при Харальде Синезубом (около 960 г.) было насильственным и осуществлялось германским императором Оттоном I. Когда Харальд был побежден своим сыном Свеном Вилобородым и изгнан около 985 г., в Дании одно время опять укрепилось язычество. Но конунг шведов Эйрик Победоносный, захватив Данию, был вынужден все же признать христианство и даже креститься. Хотя согласно всем источникам, он был плохим христианином, с этого времени начинается новое становление христианства как всеобщей религии в Швеции, завершившееся при его сыне Олаве Шётконунге, ровеснике и тесте Ярослава Владимировича. Согласно Адаму Бременскому, даже тогда часть шведов оставалась официально язычниками. 868 Крещение Норвегии в сагах представлено деянием двух конунгов: Олава сына Трюггви воспитанника св. Владимира, и Олава Святого, современника Ярослава. В русских источниках заслуга крещения Руси отнесена исключительно к деятельности св. Владимира. Едва ли появление точных сведений о Руси в сагах продиктовано исключительно совпадением времени повсеместного принятия христианства здесь и в Скандинавии. Такое отношение диктуется происхождением источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛЕХАД [лат. Willehadus] (ок. 740, Нортумбрия - 8.11.789, Блексен, Саксония), католич. св. (пам. зап. 8 нояб., 13 июля), миссионер, первый епископ Бременский. Его житие, написанное в сер. IX в., согласно Адаму Бременскому , было составлено св. Ансгаром (автор «Чудес святого Виллехада»), однако, по мнению совр. исследователей, оно больше отражает агиографическую традицию мон-ря Эхтернах. В житии рассказывается, что В., англосакс по происхождению, был послан кор. Нортумбрии Альхредом во Фризию, в мест. Доккум, где незадолго до этого принял мученическую кончину св. Бонифаций (Винфрид). Но скорее всего Алкуин Йоркский, в одном из писем называвший В. своим близким другом, вдохновил его на поездку. Проповедуя Евангелие, В. чудесным образом дважды избежал смерти от рук язычников. В 780 г. франк. кор. Карл Великий отправил В. миссионером на Н. Везер, в обл. Вигмодию, на границе Фризии и Н. Саксонии. Однако через 2 года из-за преследований христиан во время восстания Видукинда в Саксонии В. перебрался в одну из соседних областей Фризии. Нек-рые его ученики погибли. Затем В. отправился в Рим и посетил папу Адриана I . На обратном пути он остановился в мон-ре Эхтернах, где в это время собрались его ученики, спасаясь от гонений. В мон-ре В. среди прочего занимался переписыванием священных книг. В 785 г. по повелению имп. Карла Великого он продолжил миссионерскую деятельность в Вигмодии, в 787 г. был рукоположен в Вормсе и назначен епископом Бременским. В. известен как строитель собора св. Петра в Бремене (где и был похоронен), как великий постник, не употреблявший в пищу ничего, кроме хлеба, меда, овощей и фруктов. Признаком его святости считается и то, что его епископский посох и потир не погибли во время пожаров, хотя помещения, где они хранились, полностью выгорели. Мощи В. обретены в 860 г. св. Ансгаром, описавшим происходившие у гробницы В. чудеса. Очевидно, т. о., Ансгар старался подчеркнуть свою преемственность по отношению к епископам Бремена (В. и Виллериху ), т. к. его статус как главы двух кафедр - архиепископской Гамбургской и епископской Бременской - ставился под сомнение архиепископами Кёльна. В. особо почитался в Саксонии, однако после Реформации его культ угас и снова возродился только в нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/158642.html

И. взошел на Папский престол после смерти папы Ландона (март 914). Новый папа принял меры против нападений арабов, к-рые во 2-й пол. IX в. укрепились на горе Гарильяно близ устья одноименной реки и разоряли Центр. Италию, в т. ч. мон-ри Монте-Кассино и Фарфа. Он обратился к правителю Капуи Атенульфу I, и тот посоветовал ему обратиться за помощью к Византии и к герцогам Сполето. По просьбе И. визант. имп. Зоя Карвонопсина отправила в Италию флот, кор. Беренгар I, получив обещание имп. короны, прислал войско. Папе удалось заручиться поддержкой мелких правителей Юж. Италии. Весной 915 г. И. возглавил поход против арабов, к-рые потерпели поражение в неск. битвах и укрылись на осажденной горе Гарильяно. В авг. того же года после неудачной вылазки арабов крепость пала. В дек. 915 г. в Рим прибыл Беренгар I. После церемонии коронации, состоявшейся в базилике св. Петра, император подтвердил все права и привилегии Папского престола. Описание торжеств содержится в «Деяниях имп. Беренгара» (Gesta Berengarii imperatoris//MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 397-401). В 924 г. Беренгар I был убит заговорщиками, пригласившими в Италию кор. Бургундии Рудольфа II. После гибели императора начались междоусобицы, в результате чего Миланский архиеп. Ламберт, бывш. сторонник Рудольфа, пригласил в Италию гр. Гуго Арльского, приближенного кор. Прованса и имп. Людовика III Слепого. Флодоард Реймсский сообщает, что идея пригласить Гуго возникла в Риме ( Flodoardi Annales//MGH. SS. T. 3. P. 376). В 926 г. Гуго изгнал Рудольфа из Италии, встретился с папой в Мантуе и заключил с ним договор ( Лиутпранд. 2006. С. 61). И. активно участвовал в разрешении ряда церковных и политических затруднений в гос-вах зап. и вост. франков, последовательно поддерживая авторитет королевской власти. В сент. 916 г. в Альтхайме (ныне Хоэнальтхайм) по инициативе кор. вост. франков Конрада I состоялся Собор епископов. Участники Собора призвали аристократию к повиновению королю и осудили иерархов, выступавших на стороне герц. Саксонии Генриха (впосл. кор. Генрих I Птицелов). На Соборе папский апокрисиарий Петр, еп. г. Орте, огласил послание И. с призывом восстановить мир среди епископов и светских правителей. В 917 г. папа послал паллий св. Унни , архиеп. Гамбурга и Бремена (916-936), о чем, согласно Адаму Бременскому , сообщалось в папской грамоте ( Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. I 54// Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 55. (MGH. Script. rer. Germ.; T. 2)). Сохранилось папское послание (вероятно, подложное), согласно которому архиеп. Унни была дарована юрисдикция над всеми епископами в Скандинавии ( Curschmann F. Die älteren Papsturkunden des Erzbistums Hamburg. Hamburg; Lpz., 1909. S. 65-66).

http://pravenc.ru/text/469690.html

Согласно др. источникам, от вендов О. Т. отправился на запад, в Англию, где на о-вах Сюллинги (ныне Силли) некий отшельник крестил его. Упоминается также, что О. Т. женился на Гюде (Гиде), сестре Олава Куарана, ярла (правителя) Дублина. В «Англосаксонской хронике» под 993 г. (в редакции А, в др. редакциях указан 991) рассказывается о битве при Молдоне армии англосаксон. кор. Этельреда II Неразумного (978-1013, 1014-1016) (в сражении участвовал элдормен (наместник) Бюрхтнот) с викингами во главе с вождем по имени Унлаф или Анлаф, к-рого обычно отождествляют с О. Т. После победы он заключил с кор. Этельредом II мирный договор (993) и получил огромную контрибуцию. Согласно одной из редакций «Англосаксонской хроники», предводитель викингов был крещен и нек-рое время провел в Англии. В 995 г. О. Т. вернулся в Норвегию. Воспользовавшись недовольством норвеж. знати и бондов правлением ярлов Хладира (на территории совр. Тронхейма), вассалов дат. кор. Свена I Вилобородого (ок. 987-1014), О. Т. добился провозглашения себя королем (конунгом) Норвегии. Его правление ознаменовалось попытками объединить норвеж. владения и утвердить в стране христ. веру. Считается, что О. Т. объявил об установлении в стране христианства на тинге в Мостре (Хёрдаланд). В 997 г. О. Т. основал г. Нидарос (ныне Тронхейм). Согласно «Большой саге об Олаве Трюггвасоне», король построил в городе церковь, освященную во имя сщмч. Климента Римского. Начатая в Норвегии христианизация осталась незавершенной и была продолжена норвеж. кор. Олавом II Святым . В исл. традиции О. Т. почитается как конунг-миссионер: он послал еп. Сигурда-Йона (Иоанна), священников Тангбранда (Теобранда) и Тормода проповедовать христианство в Исландию, и в 1000 (или 999) г. христианство там было принято как офиц. религия. Против О. Т. заключили союз дат. кор. Свен Вилобородый, хладирский ярл Эйрик Хаконарсон, женатый на дочери кор. Свена, и швед. кор. Олав Шётконунг (ок. 995-1022). В 999/1000 г., во время похода на земли вендов, флот О. Т. был перехвачен совместным датско-норвеж. войском у о-ва Свёльд в Балтийском м. Во время морского сражения король утонул (согласно Адаму Бременскому, это сражение произошло не в Балтийском м., а в проливе между Сконе и Зеландией - Adam. Brem. Gesta. II 40). Впосл. ходили слухи о чудесном спасении О. Т. и об отъезде в Иерусалим, где он якобы стал монахом в одном из мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2578273.html

1274 Этот фрагмент заимствован из Adam II, 19, где он, в свою очередь, представляет собой цитату из «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхарда (Einh. Vita Car. 12). 1275 В кратком описании Хельмольдом области расселения славянских народов угадывается зависимость от структуры Славянии, как она обрисована Адамом Бременским (Adam II, 21); так, представление о том, что Русь является самой восточной славянской страной и замыкает Балтийское море на востоке, характерно для Адама (см. 22, примеч. 574). 1276 Пруссы были не славянским, а балтским народом (родственным современным литовцам и латышам). Хельмольд суммирует данные Адама Бременского, но мнение последнего в данном случае понять трудно, так как указание на пруссов находится в добавлении (схолии): Adam II, 21, schol. 14 22/2); говоря о пруссах специально (Adam IV, 18), Адам ничего не сообщает об их принадлежности к славянам. 1277 Недоразумение о тождестве мораван и каринтийцев (хорутан «Повести временных лет»), т. е. словенцев, населявших в XII в. Каринтийское герцогство, привнесено в данные Адама Хельмольдом. 1278 У Адама Бременского Венгрия нигде не причисляется к славянским странам, и в отношении собственно венгров это, разумеется, верно (венгры принадлежат к угро-финской семье народов). Однако мнение «некоторых», воспроизведенное Хельмольдом, имело под собой то основание, что в XII в. на венгерском правобережье Дуная должны были сохраняться достаточно многочисленные остатки славянского населения, обитавшего здесь до прихода венгров; кроме того, в состав Венгерского королевства времен Хельмольда входил целый ряд славянских земель – например, Словения и Хорватия. 1280 Отрывок об «Острогарде», «Кунигарде» и Киеве является сокращенным пересказом сведений Адама Бременского и его схолиаста (Adam II, 22 и schol. 120; см. 22, примеч. 587–588, 672). 1281 Вставкой из Адама разорван небольшой пассаж Хельмольда о религии Руси, наглядно показывающий, насколько Русь находилась за пределами интересов хрониста. В соответствии со своим замыслом он должен сказать о церковной стороне дела (ср. примеч. 1285), но затрудняется в этом. Показательно, что ученый представитель миссионерской Гамбургской церкви не знает современной ему историографической традиции миссионерской же Магдебургской церкви – ни связанной с епископом Руси Адальбертом, ни с архиепископом Бруно Кверфуртским (см. 52/1, 2, 7, а также несколько более ранние «Деяния магдебургских архиепископов», не включенные в Хрестоматию: Gesta Magd. 9–10. Р. 381–383). Представление о том, что на Руси «в обрядах подражают грекам», могло быть частью общих сведений, доступных всякому образованному клирику, но могло также стать следствием свойственного Адаму убеждения, будто Русь являлась частью Греции (см. 22, примеч. 574).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

vir, гот. vair, лит. wyras, т.е. vir fortis, и как гр. ρως имеет при себе Ηραλς и даже Αρης: так и витязь, по преимуществу у западных Славян, получил смысл сильного человека, победителя 112 , богатыря. В этом смысле известны были витязи Адаму Бременскому под формою Withingi: «ipsi enim piratae, quos illi Withingos appellant, nostri Ascomannos, regi Danico tributum solvunt, ut liceat eis praedam exercere a barbaris, qui circa hoc mare plurimi abundant». В этом же значении встречаем мы и у Византийцев βιτζιδες 113 . Значение суффикса –зь, –ing указывает нам, почему withingi есть уже название народа. Как гр. ρετ (еще неизвестное Гомеру в смысле нравственного понятия добродетели) и лат. virtus соединяют в себе значения силы физической и достоинства нравственного: так у всех Славян, равно как и Немцев, звук вит-производит от себя слова, означающие силу духа человеческого, проявляющуюся в высших нравственных подвигах, каковы: поэтическое творчество, гадание и чародейство, знание и врачевание, суд и расправа: – а именно: 1 . ветъскъи в Glag. Cloz. употребляется для гр. μυϑις: «аште лi ветъскъи се а не веръно слъишиши», si vero fabulose hoc, et non fidei-gratia audis. Отсюда предполагается, что корень вет будет соответствовать гр-у μϑος. В XII в. поэт у нас назывался ветия: «якоже историци и bemiя, рекше летописьци и песнотворци» – говорит Кирилл Туровск. Пам. XII в. 74. Отсюда объясняется эпитет Бояну в Слове о П. И. – именно beщiй. Так всегда в старину эпитет был не одной только прикрасою: а находился в ближайшем, внутреннем соотношении с самим предметом. 2 . так как поэт был и вообще мудрецом, то и эпитет вещий мог иметь значение обширнейшее: отсюда вещий Олег, т.е. мудрый, хитрый. Скн. vitkr значит magus, vates. Согласно с этим ветьство употреблялось у нас в старину в смысле колдовства, Карамз. И. Г. Р. 1. пр. 506. В глоссах Mat. verb.: vescbi (вещбы) vaticinia, poetarum carmina. От сербск. bjeшm вещий, т.е. умный, происходят: bjeшmuha знание, умение, и bieшmaц, bieшmuцa колдун и колдунья.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Петром Дамиани (ум. ок. 1072 г.), аббатом монастыря «Fontis Avellani in Tuscia», содержится рассказ о «крещении» Бруноном Кверфуртским Руси. Этот памятник использован некоторыми историками для подтверждения вывода о первоначальном принятии Русью христианства от папских миссионеров 1423 . Явно легендарное сообщение Петра Дамиани относительно «крещения» Руси, по мнению новейшего исследователя Б. Я. Рамма, исключает возможность использования его рассказа для воссоздания истории христианизации первого русского государства 1424 . Здесь можно усмотреть лишь отражение некоторых обстоятельств борьбы между Ярополком и Владимиром Святославичами в конце 70-х годов Х в. 1425 Важно заметить, что Петр Дамиани последовательно именует великого киевского князя «королем русов» (rex Russorum) 1426 . В сочинении схоластика Адама Бременского (ум. ок. 1076 г.) «История епископов гамбургской церкви», составленном ок. 1075 г., содержится ценный материал относительно общественного строя поморских славян, скандинавов и Руси. Он уже подвергался рассмотрению 1427 . Дважды в этом памятнике фигурирует король Руси Ярослав. В первом случае он назван «святым» (rex sanctus gerzlef de Ruzzia) 1428 . Русь, по Адаму Бременскому, – это королевство (regnum – кн. 4, гл. 13) 1429 . Автор проводит четкое различие между королями и менее могущественными повелителями. Так, он отметил, что из всех поморских славян лишь раны (на острове Рюген) имеют королей (reges – прим. 121) 1430 . Главы других племен названы им князьями (principes – кн. 2, гл. 26, 66) 1431 . Князей знает Адам и у шведов. Власть у последних, по его свидетельству, осуществляет также знать (satrapae, divites – кн. 3, гл. 53; кн. 4, гл. 21) 1432 . Из их среды выдвигается и король шведов (rex Sueonum – прим. 140, кн. 4, гл. 30) 1433 . О роли знати на Руси Адам не говорит: у современников, очевидно, не было оснований ставить других правителей Руси на одну доску с великим киевским князем-королем. Это прямое опровержение тезиса буржуазных авторов о древней Руси как комплексе «удельных княжеств».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Сигфрид считается одним из апостолов Швеции. Он был миссионером и проповедником в этой стране около 30 лет, крестил будущую благоверную княгиню Анну Новгородскую († 1050). Согласно Адаму Бременскому, святой Сигфрид прибыл с Олафом Харальдссоном в Норвегию, оттуда – в Швецию, проповедовал у ётов и свеев, посетил в 1030 году Бремен. Согласно «Легенде о святом Сигфриде», он был архиепископом Йоркским, прибыл через Данию в Веренд, где построил церковь, был приглашен к Олафу Скотконунгу и крестил его. В других источниках говорится, что святой Сигфрид был предположительно монахом (норвежского происхождения) в Западной Англии и в 995 году прибыл вместе с вождем викингов Олафом I в Норвегию. Затем он миссионерствовал в Швеции, где близ Упсалы крестил короля Олафа. Спасаясь от сопротивления крестьян, святой Сигфрид бежал на Готланд (южная Швеция). Там он основал первое шведское епископство в Сакара (северо-восточнее Гетеборга). В 1030 году святой Сигфрид посетил Бремен. Вероятно, святой принял мученическую кончину. Он был погребен в южной Швеции, мощи были в XVI веке уничтожены. Был одним из самых почитаемых покровителей Швеции, его почитание распространено также в Дании и Норвегии. Вместе со святым Сигфридом 15 февраля чтится память и его племянников: святых Винамана, Унамана и Сунамана († 1040) – все они были монахами из Англии, последовавшими за своим дядей в Швецию. Приняли мученическую кончину от рук язычников. – Здесь и далее примеч. пер. Ныне деревня Хейзелбери-Плакнет графства Сомерсет, где Вулфрик вел подвижническую жизнь с 1125 по 1154 год. На том месте, где он вел отшельническую жизнь, сегодня стоит относящаяся к XIV веку церковь во имя архангела Михаила и прочих небесных сил, в которой некогда пребывали его мощи. В миру Христина носила имя Феодора. Она родилась в Хантингдоне и еще в юном возрасте дала обет целомудрия. Она покинула родителей, пытавшихся ее насильно выдать замуж, и через некоторое время начала вести отшельническую жизнь сначала во Фламстеде, а затем в Маркьяте под руководством монаха святой жизни Роджера из монастыря Сент-Олбанс.

http://pravoslavie.ru/arhiv/49268.htm

Рубрики Хроника грехопадения: что за чем идет в Библии? Проверьте себя Викторина Хроника грехопадения: что за чем идет в Библии? Проверьте себя Начать викторину Бог поручил Адаму очень ответственное задание, которое было связано с обитателями райского сада. Что должен был сделать Адам? кормить животных каждый день разнообразной едой дать имена животным вычесывать овец и собирать шерсть для зимней одежды Адам должен был дать имена каждому животному. Несмотря на то, что животных было много, человек справился с этой задачей, ведь Господь наделил его знаниями о мире, который Он сотворил, поэтому умудренный своим Создателем, Адам смог найти самое точное имя для каждого Божьего творения. Адам должен был дать имена каждому животному. Несмотря на то, что животных было много, человек справился с этой задачей, ведь Господь наделил его знаниями о мире, который Он сотворил, поэтому умудренный своим Создателем, Адам смог найти самое точное имя для каждого Божьего творения. Адам должен был дать имена каждому животному. Несмотря на то, что животных было много, человек справился с этой задачей, ведь Господь наделил его знаниями о мире, который Он сотворил, поэтому умудренный своим Создателем, Адам смог найти самое точное имя для каждого Божьего творения. Главный помощник, которого сотворил Бог для Адама: женщина собака Господь сотворил женщину — Еву, чтобы она была помощницей Адаму. Среди животных человек не нашел равного себе, поэтому Творец создает ему жену. Адам и Ева были равны между собой, несмотря на то, что были сотворены в разное время, они подходили и соответствовали друг другу, а также вместе несли ответственность за все свершения. Адаму и Еве очень хорошо жилось в райском саду вместе. Господь сотворил женщину — Еву, чтобы она была помощницей Адаму. Среди животных человек не нашел равного себе, поэтому Творец создает ему жену. Адам и Ева были равны между собой, несмотря на то, что были сотворены в разное время, они подходили и соответствовали друг другу, а также вместе несли ответственность за все свершения. Адаму и Еве очень хорошо жилось в райском саду вместе.

http://foma.ru/ds_quiz/hronika-grehopade...

Говоря об этом возглавлении Христом человечества, св. Ириней высказывает своеобразную мысль, что Христос «сокращенно даровал нам спасение». В контексте его сотериологии это означает, что конкретным условием перенесения плодов Боговоплощения на Адама и его потом­ков является реальное подобие», существующее между жизнью Хри­ста и жизнью Адама и его потомства, то есть «сокращенное» повторе­ние в истории земной жизни Иисуса Христа важнейших этапов жизни Адама и обычного течения жизни каждого из его потомков. Это сокра­щенное повторение Иисусом Христом жизни Адама и его потомства св. Ириней также называет «рекапитуляцией», однако в данном случае термин этот употребляется им преимущественно во втором из указан­ных выше значений. Уподобление Иисуса Христа Адаму выразилось прежде всего в том, что Слово Божие сделалось, подобно Адаму, видимым, объемлемым и страждущим человеком. Уже в самом Его рождении воспроизводятся обстоятельства рождения Адама. Как Адам не родился от мужа, но «получил состав свой из земли невозделанной и девственной, ...так и... Слово... получило рождение от Марии, Которая была... Девою» 79 . Христос, подобно Адаму, «вкушал происходящие от земли яства, кото­рыми питается тело, взятое от земли», утомлялся и скорбел, «ибо все это признаки взятой от земли плоти» 80 . Далее, Адам был искушаем диаволом и, прельщенный им, вкусил от запрещенного плода. Подобно ему, и Христос был искушаем в пустыне сатаною, надеявшимся соб­лазнить Его вкушением хлебов 81 . Наконец, подобно Адаму, Христос умер плотию и «принял смерть в тот же день, в который умер Адам» 82 . Кроме того, Христос, пришедший спасти всех, «которые через Него возрождаются в Бога,– младенцев, детей, отроков, старцев, прошел че­рез все возрасты»: младенческий, отроческий, юношеский, зрелый и старческий, затем дошел до смерти, дабы быть «Перворожденным из мертвых» 83 и даже, подобно каждому из потомков Адама, душою со­шел во ад. Христос возглавил в Себе также все народы, и жизнь Его на земле была как бы итогом всей истории ветхозаветного человечества. Евангелист Лука в своем родословии Иисуса Христа, которое он воз­водит к первому Адаму, перечисляет 72 рода. Так как св. Ириней по­лагал, что на земле живет только 72 народа, то из этого он делал вы­вод, что Спаситель «в Себе Самом восстановил все народы, от Адама распространившиеся, и все языки и весь род людей, вместе с самим Адамом » 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010