И в ответ, приведенная той же Божественной силой (которая есть любовь), Ева от избытка благости устремляется к Адаму. Любовь Адама и Евы - благобытие (по Максиму Исповеднику), сила преизбытучествующей любви. Это богоподобие. Вот как пишет преп. Иоанн Лествичник (Синайский): " Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того могут люди достигнуть... " Это же мы видим и в Боге. Троичность Божества при Его единстве самым необходимым образом связана с тем, что Он есть Любовь Смысл полового различия познанного Адамом в том, чтобы он не замкнулся в своем одиноком существовании. Ева есть его утешение, его помощница, созданная для того, чтобы между ними была большая любовь. Действительно, трудно выбрать наиболее важное следствие из первоначального полового разделения. Множество иных следствий происходит из этого: разделение по роду деятельности, отношение к миру и Богу, способ жизни, различия сознаний и проч. Наконец, рождение, воспитание детей. Но если вдуматься, то окажется, что все они имеют одно общее свойство - их объединяет то, что все они являются проявлением любви в их первозданном характере. Любовь имеет экстатический характер, она всегда направлена во вне, она всегда желает преодолеть замкнутость, ограниченность одиночного существования. Именно эту потребность Адама выразил Господь словами: " не хорошо быть человеку одному " (Быт.2:18). И далее: " сотворим ему... подобного ему " (Быт.2:18). Таким образом, другой, подобный, важен Адаму, и это не противоречит тому, что он пребывал в раю в полноте благодати и любви Божией. Ева творится не для восполнения чего-то недостающего, а для соучастия с ним в этой полноте. Причем это соучастие динамическое, то есть энергийное. Соучастие не по принципу совладения, не по обладанию, не по принципу влечения, то есть взаимопритягиванию природно противоположного, а по принципу преизбыточного бытия, которое стремится излиться на другого. Подобно этому и Господь творит мир не потому, что испытывает в нем нужду, а для того, чтобы он стал участником его благости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1156...

Алексей Павлов 18 мая 2010г. 16:03      Сейчас в богословских дискуссиях легко высказываются мнения, которые противоречит всему Церковному преданию . Появился   «богословский модерн», основанный на  чуждом для церковной богословской традиции  утверждении, что если телогумен нравится – это достаточное основание принять его, не обращая внимания на предшественников. Так могут богословствовать святые, имеющие непосредственный контакт с Богом, «просвещенный разум». Да и то, не потому что «нравиться», а потому что «открыто».  К слову сказать, прп.Иоанн Дамаскин отказывал себе в праве быть непосредственным проводником  новых богословских мнений, считая себя недостойным. Свт.Иоанн Златоуст – богословствовал, но имел определенное удостоверение, что именно благодать Божия внушала ему необходимые  слова для пользы слушающих.  Много ли среди нас святых  уровня Иоанна Златоуста?  Эх…     Ввиду того, что найти первоисточники – труд немалый, наверное, имеет смысл  привести хотя бы некоторые – облегчить ближним изыскания. Итак:        Святые отцы Православной Церкви – о  первозданном мире.       Преподобный Симеон Новый Богослов: «И не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни Царства Небесного, ... а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни свободной от утомительных трудов и потов» [Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993 с. 371].     «Видишь, что вся эта тварь вначале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков» [там же, с. 381].        Преподобный Макарий Великий: « По пленении Адама , пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь, потому что чрез него воцарилась смерть над всякою душею » [Макарий Египетский, прп. Духовные беседы и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 85–86].        Свт.Игнатий Брянчанинов: «Боговдохновенный бытописатель говорит, что земля в первоначальном состоянии своем, не нуждалась в возделывании (Быт. 2, 5): сама производила преизобильно и превосходного достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды. Никаких вредных произрастений не было на ней; растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека, как должно заключить из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: терния и волчцы израстит тебе земля (Быт. 3, 18).» [Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. М., «Благовест», 2001, с. 19].

http://bogoslov.ru/article/768193

Под молью, ржавчиной и ворами подразумеваются наши грехи, в особенности тщеславие и гордость, которые, подобно ворам, расхищают все доброе, душеполезное, что нам удалось стяжать, накопить. Если мы совершали добродетели ради людей, тогда все нами собранное расхищается, и в конечном счете мы остаемся пустыми. Святая Церковь устроила все для того, чтобы мы готовились к вечности: для этого установлены посты, христианские праздники. Мы часто смотрим на все это как на что-то обычное, свидетельствующее о привычном ходе вещей. Нам кажется: что тут такого, все как всегда — день сменяет день, за годом идет год?.. По своей ограниченности, по немощи ума мы недопонимаем, что происходит. Каждый пост, и в особенности Великий, покаянием готовит нас к вечности. Если же мы постом пренебрегаем, проводим его нерадиво, неразумно, с тщеславием, а не со смирением — тогда мы от Бога удаляемся. Из года в год мы думаем, как бы поскорее пост кончился и мы бы радостно отпраздновали Пасху, — • и забываем, что речь вдет не о воздержании от скоромной пищи и приятной встрече Пасхи, а о нашем спасении или погибели. Поэтому давайте отнесемся к посту ревностно, правильно, будем поститься по-евангельски. Вспомним наших прародителей, которые из-за пренебрежения легчайшей заповедью лишились райского блаженства. Не будем пренебрегать такими простыми и легко исполнимыми делами, как воздержание от пищи и усиленная молитва о прощении грехов (что само по себе, даже без награды, радостно и приятно), не будем лишать себя надежды на вечную жизнь. Не будем уподобляться нашим прародителям в их грехе нерадения, которое привело к такому страшному исходу, но станем подражать им же, Адаму и Еве, в том покаянии, которое они имели после изгнания из рая, ибо плач стал всегдашним их спутником. Церковное предание говорит, что первый хлеб Адам приготовил, смешивая истираемые камнями зерна пшеницы со слезами. Подобно кающемуся праотцу Адаму мы тоже должны вкушать свою постную пищу, смешивая ее со слезами или, по крайней мере, с сокрушением сердечным. Тогда Господь наш Иисус Христос действительно подаст нам свою благодать и мы сподобимся чистым сердцем с верой встретить великий христианский праздник — Воскресение Христово, которое само по себе является величайшим свидетельством истинности учения Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Знаменателен сам факт того, что обольститель заговорил не с Адамом , а с Евой, которая «из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую» с. 264–265]. Таким образом, можно предположить, что к моменту грехопадения отношения между Адамом и Евой уже были другими, чем первоначально. Поэтому Адам укоряет Бога: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт.3:12 ). Равночестие, данное Творцом Адаму и Еве, последней употреблено во зло: «И Господь обличил её тайны, поскольку пожелала поработить себе мужа: «Той тобою обладати 1 будет " » ( Быт.3:16 ) с. 264–265]. Если ранее жена была соправительницей, соработницей, то теперь муж будет играть сугубо руководящую роль. Для жены постоянное ограничение своей воли – тяжкое испытание. «Подчинение жены мужу, – говорит святитель Феофан, – есть как бы епитимия, наложенная на неё за прельщение праматерью праотца Адама. В Еве виновным в этом сделался весь род женский, – и это не по одному вменению, а потому, что унаследовал и самое дело Евы прельщать мужской род, что до сих пор делается им не случайно, а по действующему в нем постоянно позыву нравиться и прельщать. Чтоб умалить происходящее из этой склонности зло, жена подчинена мужу» с. 14]. Грехопадение внесло в жизнь мужа и жены совершенно новые взаимоотношения, далеко не идеальные: «Жена, сделавшись из подруги рабой, стремится не только освободиться от рабства, но и подчинить себе мужа, и, не имея силы на это, прибегает к хитрости, лукавству. Она старается возобладать над мужем, разжигая в нем страсти прелестями своего пола. Разводные письма, которые с позволения Моисея мог давать своей жене муж ( Мф.19:7–8 ), – одно из последствий этой борьбы между мужчиной и женщиной и победы первого над последней» с. 3]. «Позволительно человеку разводиться с женою своею?» – спрашивали в новозаветное время Христа Спасителя фарисеи. На что был дан ответ: Моисей, по жестосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так ( Мф.19:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Кстати, некоторые современные переводчики масоретского текста так и переводят глагол: «властвовать» . Но зачем Адаму животные, когда у Адама был Бог? С Которым он мог непосредственно общаться, славу и величие Которого мог непосредственно созерцать? « Животные, скоты и птицы при самом сотворении получали вместе тела и души. Человека же Бог многим почтил: во-первых, тем, что создал его, как сказано, Своей рукой, вдунул в него душу, дал ему власть над раем и над всем, что вне рая, облек его славой и дал ему дар слова, разум и ведение Божества» . Если и апостол пренебрегает всем ради Бога (см. 1Кор.2:2), если ради Христа огромный сонм святых продавал имения, ограничивал земные радости и даже саму жизнь не вменял в ценность, то для чего человеку, созерцающему Славу Божию, животные? Апостол, будучи « восхищен… до третьего неба » (2Кор.12:2), не знал, в теле он или вне тела, « он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать » (2Кор.12:4). Если у апостола при созерцании Славы Божией «пропал дар речи», и он перестал замечать материальность мира, то разве Адам, пребывающий еще в неискаженной грехом человеческой природе, не препятствующей созерцать видения и откровения Господни (см. 2Кор.12:1), имел желание к «житейским попечениям»? « Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно – относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания » , ведь « всякий, рожденный от Бога, побеждает мир » (1Иоан.5:4). Жизнь Адама проходила в непосредственном богообщении, а, следовательно, Адам не хуже псалмопевца знал, что « Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней » (Пс.23:1). Т.е. животные фактически не принадлежали Адаму, впрочем, как фактически не принадлежат и нам. Это уже падшему человеку пришлось объяснять: « У Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней » (Втор.10:14), и даже обновленному человеку: « Господня земля, и что наполняет ее » (1Кор.10:26).

http://bogoslov.ru/article/4869908

Адам трижды по-новому познавал жену. Первый раз это было так. Адам жил в раю, и ему было хорошо. Бог сказал: “Не хорошо быть человеку одному”… И навел Господь на Адама “исступление” — по-еврейски “тардема”, по-гречески “экстаз” ( Быт.2:21 ). Это был не сон, не бессознательное состояние. Адам не уснул бесчувственно, а во вдохновении исступил из тела и видел, что происходит. В это время Господь раскрыл Адаму грудь, взял его ребро (кость, что ближе всего к сердцу), создал из этого ребра жену, закрыл то место плотью и привел женщину к Адаму. Когда Адам увидел жену, он признался ей в любви. Это первое признание в любви человека к человеку. Адам сказал: “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей”. И после этого Адам дал имя новому человеку: “жена”. По понятиям древних дать имя может только тот, кто знает, что он называет. Так Адам в первый раз познал свою жену. Это любовь первая, совершенная. В любви человек видит другого человека так: это другой человек, но в то же время это я сам… “Любящий свою жену любит самого себя”. Так возникла первая Церковь Божья — муж и жена. Первая Церковь возникла в раю. После того, как Бог сотворил весь мир, сотворил человека, мужчину и женщину, и благословил их — “увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”. Для христианской веры это одно из самых главных положений: мир сотворен Богом и — он хорош. В мире изначально не было смерти (Примечание.. Поэтому учение о перевоплощении души несовместимо с христианством. Если перевоплощение, и смерть, есть необходимый элемент мироустройства, то нельзя сказать, что мир изначально хорош. Те, кто учит о перевоплощении, не пережили (не осознали) то, что для христианина является базисом всей его душевной жизни: мир хорош), не было страдания и зла. Зло, страдание и смерть для мира и человека — не нужны. Это положение христианской веры нужно основательно пережить, всмотреться в этот мир, “увидеть”, что он хорош. А там, где нашего “видения” недостаточно, нужно дополнить его верой… И здесь приходится прилагать усилие, потому что после сотворения мира и любящих людей, после этого было грехопадение. Весь мир и весь человек были изуродованы грехом, в мир вошло зло, страдание и смерть. И это тоже нужно “видеть”, не отворачиваться от того, как человек бывает ужасно зол. Христианин — тот, кто видит, усиливается видеть, дополняет видение верой, что мир и человек хорош, и одновременно видит падшее, злобное, страстное состояние человечности, начиная от себя… Это — религиозный опыт, религиозное переживание, это не задача для ума, это обретение “взгляда” на мир, — как бы “двойного зрения”, — когда мы одновременно душой видим одно и видим другое…

http://azbyka.ru/deti/perehodnyj-vozrast...

Посему, хотя бы, чего помилуй Бог, и не понравилась Вам пустынная жизнь, то Вы без всякого зазрения можете возвратиться в дом свой по прежнему барышней, и со стороны неблагомыслящих людей не будете выслушивать о себе ни малейшей критики. Сердечно благодарю Вас за приятное писание Ваше, которое, как Ангельскую весть — еже радуйся — принял я с радостью и со благодарением ко Господу Богу. Радовался я, что Вы вступили во святую обитель в число словесных овечек Христовых; радовался я еще о том, что Вы, как невеста Христова, облечены и украшены иноческими, смиренными, спасительными ризами; но более всего радуюсь тому, что святая обитель представляется Вам не иным чем, как раем; следовательно, и обитающих в сем раю должны признавать Вы за святых Ангелов, или за угодниц Божиих, присно молящихся о преуспеянии Вашем в жизни духовной. Вот сколько доставило мне радости приятное Ваше письмо! Но, живя в сем раю, не должны Вы быть вовсе безпечными; поелику как древле изначала злохитрый змий, диавол, умел обмануть и обольстить первого человека Адама, и лишить его райского наслаждения, так и ныне тот же змий, диавол, яко лев ходит втайне, т. е. уловляет в сеть свою тех, которые скрывают и утаивают свои помыслы и стыдятся об них исповедывать, и показывая им как и Адаму, все в превратном виде, например: и рай не раем, и путеводителей и сообитателей иными против прежнего, и сие не удивительно; ибо диавол и Самого Бога оклеветал Адаму, что Он завидит ему, кольми паче святых служителей Его и наших наставников и наставниц не трудно ему представлять нам слепым, в превратном виде. Посему, возлюбленное чадо мое, аще хощеши видети дни свои благи и избегнути всех сетей вражиих, явных и тайных, то ничего не скрывай и не утаивай от святой и преподобной матери своей. Сердце твое пред нею, как книга разгнутая, да будет всегда раскрыто; самосмышлению своему не верьте ни в чем; без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не точию рукоделия, какового и внешнего упражнения, но и самая молитва, т. е. келейное правило, количество поклонов, чтение книг, воздержание, пост, бдение, труды и проч., если не будут разсмотрены, одобрены и благословлены святою материю Вашею, то и Богу не будут приятны. Посему прошу принять искренний совет мой сей за правило на всю свою жизнь, чрез что с помощью Божиею и дни Ваши будут благи, и Бог будет с Вами, Который Ангелом Своим заповесть о Вас сохранити Вас во всех путех, на руках возмут Вас, да не когда преткнеши о камень протыкания ногу твою. Вот Вам и мое желание, поздравление на новом Вашем месте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И Он решил создать для человека также и помощника, ибо так сказал Бог: «Не хорошо для человека, что он один; сотворим ему помощника, соответствующего ему» ( Быт. 2:18 ); ибо между всеми другими живыми существами не нашлось Адаму помощника такого же, как он, и равного по достоинству и подобного. Бог Сам навел на Адама исступление и усыпил его; и здесь одно дело следует из другого: в то время, как прежде в раю не было сна, он по воле Божией пришел на Адама. И взял Бог одно из ребер Адама и место его наполнил плотию; а ребро, которое взял, Он создал в жену и привел ее к Адаму. Он же, увидев ее, сказал: «Это вот кость от моей кости и плоть от моей плоти; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» ( Быт. 2:23 ) (Iren. Dem. 13). Сщмч. Ириней не отступает от библейского текста, описывая сотворение Евы как помощницы Адама, но добавляет, что прежде в Раю не было сна, и объясняет это временное «исступление» в жизни Адама намерением Бога «сделать одно дело из другого». Это начинание Бога завершается созданием женщины. Кость от кости, Ева создана так же, как и Адам. Создание человека как сексуального существа относится, таким образом, к ряду Божественных деяний, имеющих целью создание условий для роста и созревания человека: Бог готовит помощника, подходящего человеку, подобного и равного ему. Здесь нет никакого намека на то, что женщина была создана для продолжения рода, не говоря уже о том, как считали некоторые последующие комментаторы, что это действие Бога было продиктовано предвидением грехопадения и смертности людей 24 . Сщмч. Ириней продолжает, описывая жизнь Адама и Евы в Раю: И Адам и Ева, ибо таково имя жены, «были наги и не стыдились» ( Быт. 2:25 ), ибо они имели невинное и детское чувство и не доходили до того, чтобы помыслить о чем-либо или понимать то, что потом, в состоянии порочности, должно было родиться в душе вследствие чувственных пожеланий и постыдных страстей. Ибо тогда они соблюдали свою природу еще , потому что в них было вдунутое в творение дыхание жизни. Духу же, пока он пребывает в подобающем ему достоинстве и силе, все порочное непонятно и недоступно; поэтому «они не стыдились», когда целовались, обнимали друг друга в чистоте, как дети (Iren. Dem. 14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

§ 312. Из вышеописанного видишь, христианин, что христиане, которые не оказывают Богу послушания, но по своей воле и прихотям живут, следуют ветхому Адаму, который, оставив Божию заповедь, послушал дьявольского совета и в так лишился Божией благодати, и подпал праведному Божиему гневу, проклятию и смерти. Так и христиане неисправные, следуя ему, оставляют Божии заповеди, и, как Псаломник говорит, повергают слова Божии назад вспять (см. Пс. 49:17), и слушают совета того же врага, и волю его злую в плотских своих похотях исполняют, и так показывают, что хотя они и крещены, но не имеют нового духовного рождения, а пребывают в ветхом, находятся вне числа истинных христиан, вне Церкви святой, и так находятся под гневом Божиим и клятве и вечному осуждению подлежат. А следовательно, Христос, имя Которого они исповедуют, никакой пользы им не приносит, по словам Христовым: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» – войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21), – пока себя не исправят и не покаются. А когда обратятся и чистосердечно станут каяться, и покаяние свое плодами покаяния засвидетельствуют, – снова Христос – их Христос будет со всеми Своими Божественными заслугами. Напротив того, христиане, которые стараются послушание Богу оказывать, волю Божию и заповеди Его соблюдают, следуют Христу, Сыну Божиему, новому безгрешному Адаму, и Господу с небес (1 Кор. 15:47), Который совершенно исполнил волю Божию и закон Божий, Который не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). И этим показывают, что они истинные христиане, истинно во Христа веруют, истинно Христовы: которые распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24), истинно рождены от Бога и знают Бога (1 Ин. 4:7; 5:1), и в Бога веруют, и находятся у Бога в милости и благодати. Итак, видишь, что как от истинного послушания познается истинный христианин, так от непослушания познается ложный христианин. Ибо где истинное послушание к Богу, там и истинная вера в Бога, которая человека делает послушным Богу, а где нет истинного послушания, там нет веры истинной, но притворная. Ибо истинная вера не может быть без послушания, как видели мы в Аврааме, который в пример отца верным положен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И из этого уже следует, что повреждение человека — крайне раннее; но поскольку начало истории недалеко от начала человечества, то отсюда следует, что зло в человеке современно человеку. Этим путем разум приходит к первой половине разбираемого нами пункта церковно-библейского учения, то есть к тому, что повреждение человека современно почти его происхождению. Но разум легко может прийти и к другой половине этого пункта, то есть к тому, что источник сего повреждения в свободе человека. К этому он тотчас придет, когда, во-первых, станет спрашивать, где начало зла. Утверждать, что начало это в Боге, разум никак не может: он прочь гонит эту нелепую мысль; полагать причину зла в мире физическом он опять не согласится, ибо это значит переносить ее опять на Бога; а почитать источником зла злоупотребление свободы, это с его началами весьма согласно. Во-вторых, к этому можно придти по аналогии происхождения нынешних зол: ныне самые общие фамильные пороки проистекают большей частью от каких-либо частных злоупотреблений свободы; таким же образом, без сомнения, произошло от частного произвольного проступка Адама зло всеобщее, простирающееся не на одну какую-либо фамилию, а на весь род человеческий. В-третьих, заставляют разум производить зло из свободы человека все предания, к отголоскам которых он должен прислушиваться, ибо кроме их, других, так сказать, данных в сем случае он не имеет никаких; а они все производят зло из свободы первого человека. Итак, и с этим пунктом разум согласен. Одна только сторона здесь как бы отталкивает его от себя: разум недоумевает, как от Адама, и притом от одного его поступка, мог произойти такой ряд зол и бедствий. Не слишком ли много уже усвояется Адаму? Чтобы отвечать на этот вопрос, надобно сперва разрешить, что собственно усвояется Адаму. Производят ли Писание и Церковь всецело всю сумму зла от проступка Адамова? С некоторых сторон производят, а с некоторых — нет; но какие бедствия производятся от Адама и какие нет, об этом в Писании говорится неопределенно, а в богословских системах смешанно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010