«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/153321.html

" То, что естество соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук и познаний... творчество вещей из ничего (разумеется не из совершенного небытия, ибо это дело Божие), все это дано только людям " (Святитель Григорий Палама) Творчество есть проявление божественного промысла, промысла доброделания человека. Адаму надлежало потрудиться, выполнить возложенную миссию, исполнить предназначение. 9.2.3.1. Послушание и задание Данные Адаму творческая сила, способности и мудрость должны были послужить миру и Богу: Быт.2:15: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. " Возделывать и хранить " - есть многообразная заповедь, послушание, задача. Хотя мудрость дана была Адаму без его труда, но райская заповедь требовала максимального творческого усилия, напряжения всех сил и, главное, духовной добродетельной зрелости, которую Адам еще только должен был приобрести в ходе своего творческого и духовного роста. " Бог... в состоянии был от начала дать человеку совершенство, но человек [оказался] неспособен восприять его - ведь он был еще младенец " (Святитель Ириней Лионский) " ...Надлежало...человеку сперва произойти, а произойдя - возрасти, а возросши - достигнуть зрелости, а достигнув зрелости - умножиться, а умножившись - укрепиться, а укрепившись - прославиться, а прославившись - узреть своего Владыку " (Он же) Первородный грех поколебал творческую способность человека, но не истребил ее, и человеку доныне свойственно творчество. " Всякому одушевленному существу свойственно ТВОРЧЕСТВО (выделение мое. - А.Л.), по дару Бога-Духа Всетворца " (Праведный Иоанн Кронштадтский) " Душа наша, как существо духовное не может оставаться праздно: или она делает добро или зло " (Праведный Иоанн Кронштадтский) Творческая способность есть одна из духовных черт человека, его духовное превосходство. Если человек духовен, то он творец, творческая личность. И наоборот: если он творец, то несомненно духовен. Ибо дух есть сила творчества, а потому, властвуя над плотью, через плоть и тело творя и познавая мир, ту же плоть и тело одухотворяет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

В классической традиции современного иудаизма так и считается, что среди огромного количества народов, не знавших Бога, многобожных, Израиль единственный хранил истину монотеизма, единобожия. Но, рассматривая религии Египта, Месопотамии, окружающих их народов, мы видим, что знание единого Бога Творца было свойственно многим. Значит, дело не в этом и вообще не в знании — знания были. Ну, не всеми, конечно, они разделялись и не все ими обладали, но знание истины хранилось у многих народов. Не было самого главного — абсолютной покорности Богу. Оказывается, главная точка, в которой испытывается человек, не точка знания, а точка твоего личного сердечного отношения с Богом. Почему? Катастрофа произошла не потому, что первый человек чего-то не знал. Адам, наверное, имел знание значительно более глубокое и всеобъемлющее, чем мы, потому что был сотворен Богом по Своему образу и подобию. Не в знании дело — Адам ослушался Бога. Здесь надо сказать несколько слов о том понимании грехопадения, которое существует в Библии и отблесками, отзвуками которого являются предания очень многих народов. Все вы знаете — одни серьезно и углубленно, другие, к сожалению, в полушуточной форме — этот на самом деле бесконечно трагический рассказ о грехопадении Адама. Адам был сотворен по образу и подобию Божию и поселен в Божественном великолепном мире, где все было совершенно, где он был царем. Откуда мы это знаем? Бог приводит всех животных под руку Адама, чтобы он всем им дал имена. А вы помните, что имя означает знание вещи, зная истинное имя, мы знаем саму суть вещи. Значит, Адам был сделан хозяином всего мира, его царем. Адаму было сказано плодиться и размножаться, ему была дана жена одной природы с ним. А дальше произошло испытание свободой. Образ и подобие Божие, данные Адаму, — это отнюдь не образ внешнего подобия, у Бога нет видимого образа, Бог не имеет лица, Он без–уб- разен. Когда говорится, что Адам имеет образ Божий, это значит, он имеет некую внутреннюю подобность Богу, то есть свободу — то удивительное качество свободы, которое есть у Бога и которое было дано человеку. Сейчас слово «свобода» заезжено, и мы его трактуем в самых различных смыслах: от свободы политической до свободы от самых элементарных нравственных норм. Но сущность свободы — возможность выбора между добром и злом, и этот выбор каждый из нас делает по многу раз на дню. Мы бесконечно сталкиваемся с проблемой: одно хочу, а другое хорошо. Иногда мы делаем то, что хотим, хотя знаем, что это плохо, а иногда — то, что надо, хотя знаем, что это неприятно. В одном индийском тексте, из младших Упа- нишад, сказано: «Одно дело хорошее, другое дело приятное. Мудрый выбирает хорошее, глупец выбирает приятное» (Катха уп. 1,2,2). Очень точные слова. Перед Адамом должен был встать этот выбор; коль у него была свобода, она должна испытываться, иначе какой смысл в свободе? Бог, Творец Адама, разрешает или, как любит говорить Церковь, попускает Адаму сделать выбор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Преп. Нил Синайский считает, что образ и подобие Божие это «любовь к Богу, ревность о чистоте, благость, терпение, сострадательность, братолюбие и т. д. Он же пишет еще: «ум есть образ Божий " » 1386 . Леонтий Иерусалимский считает, что Образ Божий в человеке – это ипостась, сотворенная у всех людей по образу Слова 1387 . Василий Селевкийский учит, что «Человек есть «одушевленный образ Создателя, и удивительно достоинство этого новосозданного образа... Человек есть художественное произведение, премудро и любовно обработанное Творцом». …Образ виден в том, что «человек почтен разумом, украшен способностью выбора, сияет свободой воли, имеет рассудок, не рабствующий желаниям и имеет господствующее положение». «Ногами человек касается земли, а лицом обращен к небесному своду. Отечество его на небе, куда он и простирает руки», «один создаваемый образ, но напоминание он не одного только лица, а трех Ипостасей, ибо создаваемое есть общее творение Божества. Человек являет создавшую его Троицу и человек есть образ Св. Троицы». Василий Селевкийский усматривает богоподобие человека в его способности творить, «строить дома, корабли, ложа, столы и, забавляясь творением, руками подражать Создателю«» 1388 . «Василий коснулся наиболее яркого проявления творческой способности человека, его словотворчества, языкотворчества: «Адам, именованием зверей, ты подтверждаешь свое владычество. Ты подражаешь достоинству Зиждителя. Бог создает естества, а ты даруешь названия... Адаму надо было узреть неизреченное устроение, носимое в себе каждым животным. И все они подходили к Адаму, признавая этим свое рабское состояние... Бог говорит Адаму: «будь, Адам, творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самых тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости. Пусть познают Меня, как Зиждителя по закону естества, тебя же, как владыку по смыслу именования. Давай имена тем, кому Я дал бытие»» 1389 . Преп. Исаак Сирин «образ Божий усматривает душе, а отнюдь не в теле, и понимать его надо как бесстрастность» 1390 , он так же считает, что «созданный как храм Божества, человек одарен бесконечным бытием, по подобию Бога» 1391 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

О том, что человек разумен, свободен и одарен разными дарованиями, говорили многие писатели церкви, но о творчестве, как особом задании человеку сказали не многие (Феодорит Киррский, Василий Великий, Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин, Василий Селевкийский ). Так, например, последний связывал владычество человека над природой с сотворчеством человека с Богом: “Адам, именованием зверей, ты подтверждаешь свое владычество. Ты подражаешь достоинству Зиждителя. Бог создает естества, а ты даруешь названия… Адаму надо было узреть неизреченное устроение, носимое в себе каждым животным. И все они подходили к Адаму, признавая этим свое рабское состояние… Бог говорит Адаму: “будь, Адам, творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самых тварей… Мы делим с тобой славу творческой премудрости”” (цит. по: Киприан (Керн) архим. 1996, с. 196). Сопоставить же творческое предназначение человека с образом Божиим и привести в соотносительность с миром духов более, казалось бы, совершенных чем человек, удалось, пожалуй, только одному Григорию Паламе (там же, с. 375). Поэтому, когда св. Григорий Палама, синтезируя мнения ранее бывших отцов и писателей церкви, поставил вопрос о богообразности в связь с темою о творческом даре у человека, то образ Божий принял значение порыва человека куда-то ввысь из рамок детерминированных законов природы, стремления к Творцу, давшему и ему быть творцом. В человеке, в его духовной сущности открываются те черты, которые его наиболее роднят с Творцом, т. е. творческие способности и дарования (там же, с. 368). И здесь уместно поставить вопрос, что же задано человеку в отличие от ангелов, не имеющих этого творческого дара, и тем самым менее, чем люди созданных по этому образу Создателя? К какому творчеству и по отношению к чему призван творить человек в этой жизни? В четырех основных, взаимодополняющих областях человеческого существования: по отношению к миру, Богу, людям и самому себе. Начнем с последнего. Человек призван творить прежде всего свою собственную жизнь, т. е. раскрывать и осуществлять заложенные в нас Богом таланты, стяжать с Божьей помощью духовные добродетели, которые и есть евангельские небесные сокровища ( Мф.6:20 ).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

Те, которые хранят врата Царствия небесного, если не увидят в христианине подобия Христу, как сына отцу, никак не отворят ему и не дадут войти. Ибо, как подобные ветхому Адаму, преступившему заповедь Божию, пребывают вне Царствия небесного, несмотря на то, что они нисколько невиновны в том, что подобны праотцу Адаму, так и христиане, подобные новому Адаму, Отцу их Христу, входят в Царствие небесное, при всем том, что то, что они подобны Христу, не есть собственное их дело, так как это совершается посредством веры, какую вос- приемлют они во Христа». 153 Итак, по учению Отцов Церкви, блаженство в Царствии небесном, или же лишение благ и соответственно – мучительное пребывание в вечности – это не есть в прямом смысле присуждаемое нам «воздаяние», которое соотносится лишь с теми или иными нашими добрыми и злыми деяниями в сей жизни и с мерой нашей вины в том или ином преступлении, но есть, скорее, наша способность открыться в отношении Божественного, то есть степень усвоения нашим духом благодати Божией, мера приобщенности к тому, что станет жизнью и вечным блаженством в Царствии Божием; также и наоборот: глубина отстраненности, закрытости от всего Божественного, неприобщенность и неведение в отношении к дарам благодати Духа Святаго. Все, таким образом, зависит от того, как, живя в этом мире, человек пользовался теми возможностями и пособиями, которые могли сделать его причастником Царствия, общником Божества. Еще один очень важный момент в учении Отцов – это то, что приобщиться к нетлению и бессмертию, дабы наследовать вечную жизнь, необходимо именно здесь, в этом видимом мире, ибо само спасительное таинство воплощения и Искупления совершилось на земле. «Мы никак не могли бы получить нетление и бессмертие, – говорит св. Ириней, – если бы не были соединены с нетлением и бессмертием. Но как мы могли бы соединиться с нетлением и бессмертием, если бы наперед нетление и бессмертие не сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное – бессмертием, дабы мы получили усыновление?» 154

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого». Обратите внимание на то, что в обоих отрывках Бог (Иисус) вдохнул нечто в Адама (учеников). Ввиду этого сходства отрывок из Быт.2:7  может указывать на то, что Бог вдунул в Адама не дыхание жизни, а скорее Духа жизни (т. е. Святого Духа), подобно тому, как Иисус позже дунул на учеников, передав им Духа Святого. Параллели между отрывками в Книге Бытия и Евангелии от Иоанна поражают своим сходством и также отмечаются представителями того направления в патристике, которое я считаю наиболее плодотворным. Представители этого направления говорят, что в Быт.2:7  Бог дает Адаму самого Духа Святого, соединяя его таким образом с Сыном, по образу которого тот был сотворен, и позволяя ему разделить общение с Троицей. Подобным образом, когда Бог вновь дает своего Духа через искупление, он восстанавливает людей в том состоянии, в котором они первоначально пребывали, когда разделяли жизнь Троицы и которое впоследствии утратили из-за грехопадения. В приведенной ниже цитате  Кирилл Александрийский усматривает тесную связь между отрывками из Быт.2:7  и Ин.20:22 , говоря о том, что полученная учениками святость после Иисусова воскресения – это не что иное, как приобщение к Святому Духу, и что именно эта святость и была дана Адаму в начале его жизни посредством приобщения к Святому Духу. Если представители этого направления в патристике правы, то в своем первозданном состоянии Адам и Ева были непосредственно приобщены к личности Святого Духа и в своем тварном виде отражали несотворенного Сына, подлинного и совершенного образа Божьего. Выходит, что в своем первозданном состоянии человечество было личным образом и напрямую связано с Троицей. Впрочем, даже если Быт.2:7  и не означает наделение человечества Святым Духом, то в повествовании о сотворении имеется ряд других деталей, указывающих на связь человека с Троицей. В Быт.2:15–17 Бог повелевает Адаму не вкушать с конкретного дерева в саду. Как мы уже отмечали ранее, заповеди являются чем- то вроде особых возможностей, позволяющих нам проявить свою любовь к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

«В будущей жизни христианин не будет испытуем: отрекся ли он мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, – но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу, как говорит и Павел: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос ( Гал. 4, 19 ). Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3, 27 ). Те, которые хранят врата Царствия небесного, если не увидят в христианине подобия Христу, как сына отцу, никак не отворят ему и не дадут войти. Ибо как подобные ветхому Адаму, преступившему заповедь Божию, пребывают вне Царствия небесного, несмотря на то, что они нисколько не виновны в том, что подобны праотцу Адаму, так и христиане, подобные новому Адаму, Отцу их Христу, входят в Царствие небесное, при всем том, что их подобие Христу не есть собственное их дело, – так как это совершается посредством веры, какую восприемлют они во Христа». 77 «И Царствие небесное из душ, отходящих из сей жизни и переходящих туда, тех только принимает, которые оказываются здравыми. Врачебница для расслабленного и болезненного естества нашего устроена здесь же, на земле. Но и врачебница, и врач и врачевство – все Христос Господь. Почему, если здесь еще в настоящей жизни не войдет в душу Христос и не воцарится в ней, то не выздоровеет она и нет ей надежды спасения, заключен для нее вход в Царствие небесное. Надлежит человеку здесь, на земле родиться свыше от Божественной благодати, и тогда возможет он увидеть Царствие Божие». 78 Святой Макарий Египетский так говорит о Таинстве Искупления: «После того, как Адам преступил заповедь, ниспал из прежней славы и подчинился духу мира, и покрывало тьмы низошло на душу его, – от него и до последнего Адама – Господа, не видал человек истинного Небесного Отца, благосердой и доброй матери – благодати Духа, сладчайшего и вожделенного брата – Господа, друзей и искренних своих – святых Ангелов, с которыми некогда радостно ликовал и праздновал. И не только до последнего Адама, даже и ныне, для кого не отверзлись душевные очи, просвещенные истинным светом, все те покрыты тою же тьмою греха, имеют в себе то же действие сластолюбия, подлежат тому же наказанию, и нет у них очей, которыми бы могли видеть Отца». 79

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Вне этого возникла угроза отрицания всего прошлого дохристианского опыта, угроза разрыва Ветхого и Нового Заветов. Именно поэтому представляется глубоко закономерным появление в апокрифическом евангелии Никодима рассказа о сошествии Иисуса в ад. Позднее сочинения Евсевия Александрийского «Слово о сошествии Иоанна Предтечи в Ад» (IV в.) и Епифания Кипрского «Слово о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа» (IV в.) создали ту богословскую основу, на которой возникла композиция «Сошествие во Ад». В сочинении Епифания Кипрского этот эпизод был поставлен в логическую связь с другими евангельскими событиями. Епифаний рассказывает, что «егда воскрес Лазарь и глаголя ко Господу: Господи, вопиют ти пророци во аде, первозданный Адам и патриарх Авраам и с сыном Исааком и со внуком Иаковом, Давид же ти вопиет о сыну своем Соломоне, и сниде Господь духом на ада и множество небесных вой с ним и Гавриил, и Михаил, и все ангелы идуще со крестом на ада и рекуще: возмете врата вечная и да возмутца врата плачевная и внидет царь славы да сокрушатся врата медныя. И глаголя Адаму: сия десница создала тя от века, сия же тя изведет из тля». Согласно апокрифическому тексту, Иисус с победным крестом в руке приблизился к Адаму и, взяв его за правую руку, сказал: «Воскресни из мертвых, встань, пойди отсюда в землю райскую». Вместе с Адамом «воскресла с ним в купе» и Ева. 81. Жены-мироносицы у гроба. Миниатюра византийского евангелия. Кон. XI в. 82. Жены-мироносицы и ангел. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Первые изображения сцены Сошествия во Ад появляются в качестве иллюстраций к тексту Псалтыри. Так, уже на миниатюре Хлудовской псалтыри в центральной части композиции представлен Христос, протягивающий руку Адаму и стоящей рядом Еве. В византийском искусстве XI–XII веков складывается симметричная композиция: в центре Христос с крестом в руке, попирающий врата ада, по сторонам две группы – ветхозаветные персонажи, среди которых Давид, Соломон и Предтеча, и прародители: Адам, Ева и Авель.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Эта цитата святого Кирилла отличается некоторой темнотой, а именно: человеческая природа во Христе недостаточно дифференцирована от некой абстрактной человеческой природы. Во Христе возбуждались человеческие чувства, присущие Адаму до грехопадения, но после грехопадения естественные чувства разделились, деформировались, разрушили прежнюю гармонию тримерии (если угодно, диомерии) человеческой души. Христос, взяв неповрежденную природу, сохранил в ней свойства Адама, дабы быть подобным нам. Возвращение к первому Адаму было преобразованием человеческой природы во Христе, но это вовсе не являлось процессом самосовершенствования, а изначальной данностью. Однако чувства, присущие Адаму, были преобразованы во Христе через соединение природ и поэтому получили свое совершенство, которое святой Кирилл не вполне точно назвал «Божественным состоянием». Христос заменил нас на Кресте, и в этом смысле освящение плоти стало неотъемлемым компонентом спасения человека. Но без искупления и замены обоженная плоть Христа, с Его человеческой душой, осталась бы внутренней жизнью Его ипостаси. И только Голгофская Жертва и нисхождение Духа Святого способны исцелить человеческую плоть, чтобы мы стали подобными Христу, только с той разницей, что Его плоть была изначала безгрешна и совершенна, а мы, через приобщение к ее безгрешности, вступаем в процесс исцеления. Преобразование природы во Христе проводило не в Его ипостаси, а в нашей природе, замененной Жертвой Христа, в которую (в Жертву) мы должны войти через веру и Таинства Церкви. P.S. Надо сказать, что у раннего Афанасия и Кирилла временами проявляются образы платонической общей идеи, хотя бы как метафоры. Меня попросил мой духовный отец разъяснить один вопрос. В полемике наши оппоненты часто приводят одно из писем святого Василия Великого , где он как будто говорит о том, что человек сначала должен изучить античную философию. Это как бы ступень к христианству. Не является ли это собственным мнением святого (если правда, что такое письмо существует)?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010