Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Иванченко Михаил Иванович; 21.11.1884, Харьковская губ.- 1.06.1984, Пайн-Буш, шт. Нью-Йорк, США), архиеп. Бруклинский. В 1910-1914 гг. учился на математическом фак-те Харьковского ун-та. По окончании ун-та получил назначение на учительскую должность в муж. гимназию г. Уфы, где одновременно управлял церковным архиерейским хором. По некоторым сведениям, после 1917 г. принял священство от Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) . В 1927 г. переехал в Харьков, где занимался научной работой при математической кафедре ун-та, а затем в звании профессора в течение 12 лет возглавлял кафедру математики в Харьковском электротехническом ин-те. За это время он написал ряд работ по специальности. В 1941 г. во время нем. оккупации возвратился к пастырской деятельности. В 1942 г. получил приход в пос. Котельва в Полтавской епархии от «митрополита всея Левобережныя Украины» неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Ф. Булдовского . В мае 1943 г., потеряв жену и 2 сыновей, погибших во время военных действий, принял монашество в Киеве с именем Досифей. Возведен в сан архимандрита. Служил в приходах Львова и Криницы. 17 нояб. 1944 г. участвовал в совещании епископов УАПЦ в г. Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) как представитель Полтавской епархии. Конец войны застал Д. в Германии, где в 1945 г. в Гейдельберге он основал правосл. приход. Вышел из состава УАПЦ и вернулся в РПЦ (обстоятельства перехода неизвестны). С 1951 г. служил в приходах Экзархата РПЦ в США: в Лопезе (шт. Пенсильвания), в Балтиморе, в Филадельфии, в Сан-Франциско. В февр. 1955 г. был определен к епископскому служению, при этом, согласно указу, хиротония должна была быть совершена не раньше смерти архиеп. Адама (Филипповского-Филипенко) . 25 дек. 1958 г. назначен настоятелем Свято-Николаевского кафедрального собора в г. Нью-Йорке. 9 мая 1959 г. в этом соборе хиротонисан Канадским архиеп. Пантелеимоном (Рудыком), Агафоникским еп.

http://pravenc.ru/text/180335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21-23 НОЯБРЯ 1944 г. Созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) как подготовительный к Поместному Собору, к-рому предстояло избрать нового Патриарха. Заседания проходили в здании Патриархии в Чистом пер. в Москве под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола Ленинградского митр. Алексия (Симанского) , в Соборе участвовали 50 архиереев РПЦ. Во вступительном слове митр. Алексий отметил, что условия для развития церковной жизни благоприятны и что со стороны правительства Церковь видит полную поддержку в церковных и патриотических начинаниях: за последний год было открыто более 200 храмов, Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы в Москве, Патриархией издается журнал, отражающий церковную жизнь. Далее митр. Алексий напомнил, что в своей деятельности архипастыри РПЦ должны строго придерживаться церковных канонов и установлений и не допускать их нарушения, это является залогом существования твердой церковной власти. В заключение своей речи митр. Алексий изложил программу предстоящего Поместного Собора, отметив главную его задачу - избрание Патриарха. По докладу митр. Крутицкого Николая (Ярушевича) А. С. принял в общение с МП РПЦ архиепископа правосл. карпатороссов в Америке Адама (Филипповского) , в 1939 г. лишенного сана за непослушание Патриархии. Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Ленинградский Алексий (Симанский) (справа) и митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) во время заседания Архиерейского Собора 1944 г. Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Ленинградский Алексий (Симанский) (справа) и митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) во время заседания Архиерейского Собора 1944 г. На вечернем заседании 22 нояб. А. С. заслушал доклад архиеп. Псковского Григория (Чукова) по проекту «Положения об управлении Русской Православной Церкви» . Положение должно было заменить большую часть определений Поместного Собора 1917-1918 гг. , к-рые не могли применяться ввиду их радикального противоречия советскому законодательству. Затем митр. Алексий выступил с докладом о патриотическом служении Церкви в годы войны. С докладом о деятельности Богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов выступил назначенный ректором Богословского ин-та проф. прот. Тихон Попов , в недавнем прошлом обновленческий архиерей. Отчет о деятельности редакции «Журнала Московской Патриархии» представил ее ответственный секретарь прот. Александр Смирнов .

http://pravenc.ru/text/76502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ Иерархи Северо-Американской митрополии. В центре — митр. Феофил (Пашковский). Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в. Иерархи Северо-Американской митрополии. В центре — митр. Феофил (Пашковский). Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в. РПЦ, неканонично провозглашенный самоуправляемым в 1924 г., с 1970 г.- автокефальная Православная Церковь в Америке (ПЦА). В нач. ХХ в. в США и Канаде существовала Алеутская и Североамериканская епархия Русской Православной Церкви (офиц. название с 1907 - Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской) с кафедральным центром в Нью-Йорке (с 1905). Значительную часть приходов епархии составляли национальные общины украинцев и русинов из числа бывш. униатов, греков, сербов, румын, болгар, албанцев, сиро-арабов и др. В епархии были учреждены территориальные Аляскинское и Канадское, а также внетерриториальные карпаторусское (русинское) Питтсбургское и сиро-арабское Бруклинское вик-ства. С отъездом на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Алеутского и Североамериканского архиеп. Евдокима (Мещерского) Североамериканская епархия РПЦ лишилась правящего архиерея, которого временно замещал викарный Канадский еп. Александр (Немоловский ; впосл. митрополит). После прихода в окт. 1917 г. в России к власти большевиков связь Североамериканской епархии с высшей церковной властью была затруднена. Одновременно начался процесс обособления от единой правосл. епархии РПЦ в Сев. Америке национальных общин, образовывавших епархии др. Поместных Церквей или неканоничные религ. объединения. В условиях вынужденного самостоятельного существования без поддержки из России в февр. 1919 г. в Кливленде (шт. Огайо) состоялся II Всеамериканский Собор , избравший еп. Александра правящим архиереем Североамериканской епархии РПЦ. 7 сент. 1920 г. это избрание было утверждено патриархом Московским и всея России свт. Тихоном (Беллавиным) , который возвел еп. Александра в сан архиепископа. С апр. 1921 г. в США находился в качестве патриаршего представителя Херсонский и Одесский митр. Платон (Рождественский) , эмигрировавший из России в 1920 г. 27 апр. 1922 г. он был назначен патриархом Тихоном и Синодом РПЦ временно управляющим Североамериканской епархией (по некоторым сведениям, этот указ митр. Платон не получил (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 451)). 20 июня того же года архиеп. Александр передал митр. Платону управление епархией, после чего выехал из США. Права митр. Платона на управление епархией оспаривал викарный Питтсбургский еп. Стефан (Дзюбай), который в окт. 1922 г. самовольно хиротонисал еп. Адама (Филипповского-Филипенко ; впосл. архиепископ) для Канадской викарной кафедры. Еп. Стефан впосл. потерял поддержку своей паствы и перешел в католичество, а еп. Адам продолжал окормлять часть украинских и русинских общин в США и Канаде.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

– Как же оно действовало? – Это братство, понимая, что Церковь не может существовать без епископа, обратилось к епископу РПЦ Александру (Немоловскому) , родом из Волыни, с прошением стать во главе «Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (так они решили назвать свою церковную организацию). Епископ Александр сначала согласился помочь с организацией церковной жизни этих православных украинцев и председательствовать на предполагаемом Соборе, но затем, благодаря стойкости администратора и начальника Канадской миссии, настоятеля Свято-Троицкого храма в Виннипеге архимандрита Адама (Филипповского), уроженца Галиции и «строгого русина», твердого поборника единства Русской Православной Церкви и Прикарпатской Руси со всем русским народом, отказался. Несмотря на всю клевету на него, отсутствие поддержки своего архиерея, отцу Адаму, твердому стороннику нерушимого единства «Канадийской (Канадской) Руси» с Великой Русью, удалось добиться, что в 1918-м году епископ Александр не присутствовал на съезде украинских сепаратистов и не поддержал их. Национализм и нарушение церковных канонов и присяги в церковной жизни Галиции и канадских галичан он называл «австро-галицийским болотом». – Но Собор таки состоялся? Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище – Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище, которое состоялось 28 декабря 1918 года. Так как на нем не было ни одного архиерея, то никаких решений о каноническом образовании церковной жизни украинцев не принималось. Зато были приняты решения об организации духовной семинарии в г. Саскатун. А вскоре состоялся второй «собор» – 27 ноября 1919 года, на котором присутствовал Антиохийский митрополит Герман, незаконно принявший под свое окормление украинские приходы в Канаде, как это он сделал ранее в США. Очередное сборище, так называемый «Собор Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (УГПЦК) 16–17 июля 1924 года, так же, как и ранее сборище украинцев в США, принял решение пригласить Ивана Теодоровича возглавить их церковь, которое он и принял.

http://pravoslavie.ru/115850.html

Архиерейский Синод приобщил это письмо к Делу о нестроениях в церковной жизни в Америке в качестве материала для предстоящего Собора архиереев Русской Православной Церкви за границей. 312 Архиерейский Синод продолжал собирать информацию по поводу церковных нестроений в Северной Америке и в последующие годы. В декабре 1926 года управляющий русскими православными общинами в Болгарии епископ Серафим при своем рапорте прислал собственные доклады, сделанные им на Архиерейских Соборах 1923 и 1924 гг. о церковных делах в Америке. 313 Помимо этого, состоялась переписка между князем С.А. Гагариным и митрополитом Антонием по церковным делам Североамериканской епархии. Синод постановил заслушать переписку в связи со всем делом о митрополите Платоне. 314 В начале октябре 1924 года на заседании Архиерейского Синода была рассмотрена телеграмма епископа Адама, в которой сообщалось о положении церковных дел и была изложена просьба об увольнении митрополита Платона. Она передавалась на рассмотрение предстоящего Собора архиереев Русской Православной Церкви за границей в связи с общим делом о потрясениях в церковной жизни в Северной Америке. 315 В упомянутом выше Послании Собора архиереев РПЦЗ ко всем чадам Православной Русской Греко-Кафолической Церкви в Америке («Церковные Ведомости», 1920 (1428 октября) за 1924 год) читаем: Но все эти «курящиеся головни» – Кедровский, Александров и Хведорович еще не так опасны, как те, которые, прикрываясь своим народничеством, имеют вид благочестия, а силы его отверглись, и сеют великую смуту в Церкви Божией. Мы разумеем Адама Филипповского, который, угождая толпе и всячески возбуждая ее против законного Американского Архипастыря Митрополита Платона, самочинно объявил себя Управляющим Американскою Церковью. Уже самая законность хиротонии его подвергается большому сомнению, ибо он восприял ее вопреки воле правящего Епископа и от рук двух Архиереев, из которых один – Стефан, ныне совратившийся в унию, тогда порвал общение со своим Митрополитом, а другой – Горазд, случайно бывший в Америке и не определивший тогда своего канонического положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приходы Московской Патриархии не могли похвастаться ни большим числом прихожан, ни богатыми благотворителями. Однако проблема была и в другом. На фоне «холодной войны» нормальное развитие зарубежных приходов Московского Патриархата во многих странах было просто невозможно. Иерархов и священников, подчиненных Москве, здесь считали пятой колонной и нередко препятствовали их работе. Клирик Московской Патриархии протоиерей Иосиф Дзвончик докладывал, что если даже клирики из других юрисдикций захотят перейти в подчинение Патриарха Алексия, Московский экзархат в Америке не сможет их принять, так как открыть для переходящих какой-нибудь новый приход было совершенно невозможно. Проблему представляла и подготовка кадров – даже создание пастырских курсов было для экзархата несбыточной мечтой. 858 Вынужденные согласовывать свои действия и выступления с коммунистическим государством, архиереи, прибывавшие из СССР, также не вызывали доверия. Например, после смерти экзарха приходов Московского Патриархата в Америке митрополита Макария (Ильинского) (1953) остроту приобрел вопрос о его преемнике. Наиболее подходящим для этой должности считали архиепископа Адама (Филипповского), хорошо знавшего американскую жизнь. Однако, как писал протоиерей Борис Старк, назначение архиепископа Адама спровоцировало бы раскол. Главная тому причина – регулярное посещение архиепископом Адамом посольства СССР. Если у советских граждан это соблазна не вызывало, то американцы в подобных контактах видели тайное сотрудничество иерарха с коммунистами. 859 О невозможности для Московской Патриархии руководить православной жизнью в США свидетельствовал иерарх Североамериканской митрополии архиепископ Иоанн (Шаховской) . «Американское Правительство, – говорил он, – признало Православное Исповедание «четвертым государственным исповеданием " наряду сримокатоликами, епископалами и протестантами, и нашей митрополии, как американской, предоставлено право назначать в армию православных священников. Между тем Московская юрисдикция зарегистрирована как «иностранное общество» и при современных условиях такое положение привело бы к упадку православной миссии в Америке». 860

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 июня 1933 г. умер архиепископ Аполлинарий. К этому времени количество приходов РПЦЗ в Северной Америке достигло 62. Также на особом, полуавтономном по отношению к РПЦЗ положении, существовало еще около 40 карпаторусских приходов епископа Адама (Филипповского). 31 июля 1933 г. во главе Североамериканской епархии РПЦЗ встал епископ Тихон (Троицкий). В апреле 1934 г. был рукоположен во епископа архимандрит Виталий (Максименко) , которому впоследствии суждено было сыграть большую роль в деле объединения Американской митрополии с Русской Зарубежной Церковью». 360 «Высокопреосвященный архиепископ Виталий в Северной Америке, – писала «Церковная жизнь» в 1935 г., – развивает кипучую деятельность. Многочисленные письма оттуда свидетельствуют, что никогда американские храмы не бывали так переполнены, как теперь, в дни, когда архиепископ Виталий совершает божественную Литургию... Наконец Американская Церковь увидела архипастыря, в котором так гармонично объединены настроения аскета, духовного подвижника и богатые дарования администратора». 361 В 1935 г. в состав Североамериканской епархии РПЦЗ входило 49 приходов. В книге протоиерея Аркадия Маковецкого «Белая Церковь : Вдали от атеистического террора» можно найти подробный рассказ о многих из них. 362 Например, 12 февраля 1928 г. в Нью-Йорке в покоях архиепископа Аполлинария была освящена церковь , которую сокращенно стали называть Свято-Отеческой. Это была первая церковь юрисдикции Русской Православной Зарубежной Церкви после раскола. Настоятелем ее многие годы состоял протоиерей Александр Красноумов. Приход в Нью-Йорке в честь Воздвижения Креста Господня был создан в 1931 г. архиепископом Аполлинарием. В 1926-м был организован еще один нью-йоркский приход – Свято-Троицкий в Астории. Поначалу церковь нового прихода ютилась в наемных помещениях, но позже для нее был куплен небольшой дом. Александро-Невский приход в Лейквуде (штат Нью-Джерси) обязан своим существованием архиепископу Виталию. «Владыка Виталий передал русской колонии подаренный ему Юлией Мартиновной Плавской участок земли в 5 акров и благословил организовать приход и выстроить часовню-церковь». 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В виде концовки послушаем теперь, что говорилось современниками в связи с выступлением Введенского на «Помсоборе-25». Так, один достаточно осведомленный автор, в своем труде по истории обновленческого раскола, писал: «Доклад о современном положении Православия сделал митрополит Александр Введенский . [...] Требуется критическая настороженность к словам омофорного докладчика, потому что он начал его с очевидной лжи. Дело в том, что Введенский сослался на лондонскую беседу белогвардейского епископа Федченко с некиим епископом Вениамином, который рассказывал о своей поездке по Англии в связи с юбилеем I Вселенского Собора. Ловкость рук этого жонглера-“митрополита» была рассчитана на сгущение красок. “Вот, мол, смотрите, что за епископы, на которых опирался Патриарх Тихон!». Удался ли Введенскому этот фокус в момент представления – неизвестно, но во всяком случае, вскоре он был разгадан. Дело в том, что епископ Федченков (а не Федченко) и епископ Вениамин – одно и то же лицо (ныне митрополит, пребывающий на покое) и, так как в Лондоне ни раздвоиться, ни вести беседу сам с собой он не мог, то и диалог, и лица Введенским были выдуманы. Будем ли верить и дальше пойманному с поличным докладчику; по крайней мере послушаем, что он будет говорить. Говоря о положении в США, митрополит Введенский порочил и Филипповского (архиепископа Адама) и епископа Александра (Немоловского) и митрополита Платона (Рождественского). Конечно, хвалить их было не за что, но лгать в официальном докладе тоже недопустимо, тем более для члена Синода, иерарха. Митрополита Петра Крутицкого он обвинял в тесном политическом и церковном содружестве с митрополитом Антонием (Храповицким) и белогвардейским политическим центром. Покойного Святейшего Тихона он обвинял в политической провокации и монархизме. Будто бы Святейший Патриарх послал свое благословение в Париж бывшему великому князю Кириллу Владимировичу на занятие царского престола. Все это будто бы раскрыл бывший обновленческий епископ Николай (Соловей).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

е. поднимает вопрос о вечных ценностях. Как основание для ответа на такой вопрос он цитирует сентенции Свифта. Затем он переходит к оценке положения православия в нашей стране, делает экскурс в прошлое так называемой «царистской церкви» (его выражение), обвиняет дореволюционную Церковь в её политиканстве и связи с монархией и её организациями, что, надо сказать, всем отлично известно, резюмируя эту тему утверждением, что Церковь всегда была православна и благодатна. Далее он говорил о бешеной агитации со стороны зарубежной белогвардейской прессы и, в частности, главы церковной эмиграции митрополита Антония (Храповицкого) , а затем перешёл к отношению староцерковников к обновленцам. Но в этом месте доклада требуется критическая настороженность к словам омофорного докладчика, потому что он начал её с очевидной лжи. Дело в том, что Введенский сослался на лондонскую беседу белогвардейского епископа Федченко с неким епископом Вениамином, который рассказывал о своей поездке по Англии, в связи с юбилеем I Вселенского Собора. Ловкость рук этого жонглёра – «митрополита» была рассчитана на сгущение красок. «Вот, мол, смотрите, что за епископы, на которых опирался Патриарх Тихон!». Удался ли Введенскому этот фокус в момент его представления – неизвестно, во всяком случае, вскоре он был разгадан. Дело в том, что епископ Федченков (а не Федченко) и епископ Вениамин – одно и то же лицо (ныне митрополит, пребывающий на покое) и, так как в Лондоне ни раздвоиться, ни вести беседу сам с собою он не мог, то и диалог, и лица Введенским были выдуманы. Будем ли верить и дальше пойманному с поличным докладчику; по крайней мере, послушаем, что он будет говорить. Говоря о положении обновленцев в США, митрополит Введенский порочил и Филипповского (архиепископа Адама) и епископа Александра (Немоловского) и митрополита Платона (Рожденственского). Конечно, хвалить их было не за что, но лгать в официальном докладе тоже недопустимо, тем более для члена Синода – иерарха. Митрополита Петра Крутицкого он обвинял в тесном политическом и церковном содружестве с митрополитом Антонием (Храповицким) и белогвардейским политическим центром.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Колчицкий рассказал о новостях по поездке Патриарха по Волге. […] Епархии сейчас все заняты. 76 человек архиереев. Патриарх говорил о желательности викария в Новгородскую епархию (Старорусского, например). Еп. Борис (Вик – Л.А.) сообщает о своей семинарии и жалуется, что соседние архиереи не участвуют в содержании семинарии. Надо приискивать меры. По-видимому, мне придется ехать поездом и задержаться в Москве по делам Учебного Комитета и в Совете по делам Финляндским. 7 ч. вечера. Был у литургии, Патриарха не было. Написал доклад по порученному делу о Ведерникове. 7 сентября, вторник. 1 час дня. Вчера вечером у меня были Патриарх, Колчицкий, еп. Флавиан и Остаповы. Пили чай. Было шампанское и фрукты. С Патриархом переговорил о делах. Потом поехали до Адлера и обратно и ужинали у него. В разговоре выяснилось, что архиеп. Серафим Соболев перемещается в Париж вместо Серафима Лукьянова, который намечается в Одессу. Преосв. Никон Ворошиловградский намечается в Америку помощником архиепископа Макария (Ильинского. – Л.А.), с отозванием Адама (Филипповского – Л.А.). Это хорошо. Доклад я переработал в смысле закрытия временно в Москве кафедры истории русской религиозной мысли в виду несоответствия преподавания указанной программе и несоответствия преподавания Ведерникова требованиям научной подготовки. Вместе с тем рекомендую ввести по обычаю Ленинграда стенографическую запись лекций. На заседании Учебного Комитета надо провести вопрос о помощи соседних епархий существующим семинариям чрез взносы их Патриархии (больше порядка будет) и о более тесном общении этих епархий с опекаемыми семинариями. Также нужно обсудить вопрос и о стипендиях (нужны ли они всем и на какой предмет). 10 сентября, пятница. Позавчера, в среду после обеда Патриарх пригласил меня прокатиться в сторону Туапсе до Лоо (около 20 км.) Дорогой говорили опять о Московской Академии и А.И.Георгиевском. А вчера с 8 утра до 6 1/2 вечера ездили в Пицунду, смотрели старый храм и монастырь. [...] 6 часов вечера. Утром с Виктором я послал Патриарху на дачу свой доклад и его предложение о пересмотре учебных планов. Днем он с А.Мельниковым прислал мне на просмотр проект его резолюции на моем докладе…Вместе с бумагами Святейший прислал сопроводительное письмо, в котором пишет, что «не следовало ли бы пересмотреть оклады с целью унифицировать их, а то - у нас (разумеет - в Москве) так, а у вас - иначе. Тем более, что после денежной реформы рубль уже не тот, что до нее. - Относительно стипендий также можно было бы Вам обсудить в Учебном К-те. Посылаю телеграмму М [итрополита] Николая. Меня беспокоит болезнь Архиеп. Мануила, из-за которой потребовалось управление епархией передать Уфимскому. Посылаю также письмо сумбурной квази-Магдалины... За сим «приветствую и благожелаю». Сердечно преданный П.А.».

http://bogoslov.ru/article/1151751

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010