Минуя речь о других сочинениях Ивана Фёдорова, мы к сказанному о нём прибавим ещё только то, что он в своё время был в Твери довольно известным иконописцем. Затем, известен как раскольнический писатель Кимрский наставник Алексей Яковлев Балчужный. Принадлежа к «филипповскому согласию», Алексей Яковлев своими сочинениями составил себе репутацию непобедимого полемиста против «поморцев». Чтобы судить о том, Какое сильное впечатление производили сочинение Алексея Яковлева на поморцев, стоит отметить отзыв о них, сделанный поморцами: поморцы говорили, что Алексей Яковлев писал свои сочинения: «с помощью дьявола, который его мотал на колесе, что будто бы видали некоторые из поморцев» (Кат. стр. 58 прим.). Более важных сочинению Яковлева известно 6. За начитанность, «отличное ведение церковного писания» и кроме того «за строгую жизнь и скудное платье» Алексея Яковлева, по словам Павла Любопытного, «прославляли в Москве, Архангельске и прочих странах его церкви, и он им служил святилищем и столпом их церкви» (Каталог стр. 58). Известно, что за свои выдающиеся способности он был вызван в Москву для устройства знаменитой Филипповской старообрядческой часовни, для которой действительно сделал весьма многое. Но кончил Алексей Яковлев свою ревностную деятельность на пользу раскола тем, что в 1809 году «ради ревности непомерной чтению и учению» помешался; умер в 1815 году. Опровергая друг друга во взаимной распре и полемике, раскольнические писатели XVIII века в Тверской губ. встречали опровержение своих мнений и со стороны православных полемистов. Мы здесь ближайшим образом разумеем известного обличителя раскола ржевского купца Т.И. Волоскова. На основании имеющихся в нашем распоряжении сведений, заимствованных из архива Тверской д. Консистории, мы можем сказать, что во второй половине XVIII века раскол в Ржеве был весьма силен. Сам Волосков был сначала раскольником, но потом путем основательного знакомства с писаниями отцов и учителей церкви и древней церковной письменности, он убедился в лживости его и присоединился к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (1743/44 - 20.07.1792, близ Ярославля), организатор старообрядческого беспоповского согласия странников (бегунов). Ряд источников свидетельствует, что Е. род. в Переславле-Залесском, происходил из духовного звания, возможно был архиерейским певчим, имел семью. Более поздняя история страннического согласия возводит родословие Е. к крестьянам Крайневым из центра согласия - с. Сопелки Ярославской губ. Следственная комиссия гр. Стенбока установила, что Е. происходил из крестьян помещика Мотовилова из Переславского у. Владимирской губ. Е. был крещен, по-видимому, в правосл. Церкви. В 1-й рекрутский набор после 3-й ревизии (проходила в 1764-1765) он попал в солдаты, вскоре дезертировал, появился в Москве ок. 1767 г. и укрылся у московских филипповцев (см. ст. Филипповское согласие ), приняв старообрядческое крещение (возможно, с именем Евстафий) и став членом «братства» Ивана Алексеева , к-рый также был родом из Переславля-Залесского. Е. быстро приобрел авторитет в общине как знаток Свящ. Писания, искусный иконописец и каллиграф. В 1776 г. по совету Ивана Алексеева он предпринял поездку в филипповский Топозерский скит в Поморье, где 8 авг. 1777 г. принял постриг с именем Евфимий от настоятеля скита инока Андриана. Пока Е. находился в Поморье, в Москве в кон. 1776 г. начался конфликт между филипповскими общинами Ивана Алексеева и Алексея Яковлева , обусловленный разной степенью строгости в исполнении общинами дисциплинарных установлений. Весной 1777 г. Алексей Яковлев закончил работу над Стостатейником - сочинением уставного характера, которое должно было способствовать объединению. Текст устава в том же году был одобрен на большом филипповском соборе, но Иван Алексеев его не подписал. Противостояние усиливалось из-за отсутствия в согласии единого мнения о возможности для старообрядцев «записываться в раскол» (при проведении ревизии населения записываться в ревизских книгах «раскольниками» и платить двойную подать) или «укрываться за попами» (через подкуп правосл. священников получать свидетельства о принадлежности к правосл. Церкви). Настоятель Топозерского скита Андриан поддержал Алексея Яковлева, Е. оправдывал Ивана Алексеева. Перед отъездом Е. из скита между ним и Андрианом произошло столкновение, во время к-рого Андриан сорвал с головы своего постриженика камилавку, после чего Е. ее на себя надел, или, как говорили потом его противники, сам «возложил на себя иноческий чин». В кон. янв. 1778 г. Е. отправился к Ивану Алексееву с докладом об этих событиях.

http://pravenc.ru/text/187701.html

В ходе противостояния с филипповцами Е. осознал себя единственным борцом за чистоту веры в согласии. В кон. 1781 г. он поставил вопрос о необходимости перекрещивать филипповцев, «приходящих к православной церкви», единственным представителем которой он считал себя, и начал устроение этой «православной церкви». При этом Е. обратился к идеям, к-рые были сформулированы ранними странниками, самоопределившимися в 60-х гг. XVIII в. Основная их мысль заключалась в том, что совершенным христианином человека делает бегство из мира, находящегося под властью антихриста , правление к-рого миром осуществляется через гос. установления (власть императора), поэтому подчинение гос-ву для истинных христиан невозможно. Эта идеология фактически господствовала среди последователей «старой веры» в 1-й пол. XVIII в., пока действовали установления в отношении старообрядцев, введенные Петром I Алексеевичем , в соответствии с к-рыми легализация последних была чрезвычайно затруднена. В 60-х гг. XVIII в. законодательство в отношении последователей «старой веры» смягчилось, что стало причиной появления среди старообрядцев многочисленных сторонников «записи в раскол» (т. е. легализации на условиях правительства), к-рым противостояли «укрывающиеся за попами», а также не согласные ни с теми, ни с другими «беглые» старообрядцы, сохранявшие традиц. бескомпромиссное отношение к государству и правосл. Церкви, к-рая воспринималась старообрядцами как часть гос-ва. В филипповском согласии радикализм по отношению к гос-ву, характерный для начального периода существования согласия, в 60-х гг. XVIII в. существенно уменьшился. Сторонниками «записи в раскол» были братья Алексей и Григорий Яковлевы, создавшие сочинение, в к-ром отстаивали право «записных» старообрядцев считаться христианами. 28 марта 1784 г., незадолго до перекрещивания себя, Е. написал послание неизвестному московскому филипповцу - «Разглагольствие о настоящем в древлецерковном последовании неких з друг другом несогласии. Ов убо от записных отлучися, паствити возмнев лучше укрывающихся за антихристовыми жрецами, в том и вознепщева быти себе права.

http://pravenc.ru/text/187701.html

«Он лежит на диване и тупит в телефон». Учитель Лариса Артемова — о том, как детям отдыхать на каникулах 29 июля, 2020. Ирина Сычева Почему бездельничать иногда полезно, а учиться все лето вовсе необязательно Фото: Unsplash У родителей душа не на месте, когда в каникулы ребенок ничем не занят. «Ты впустую тратишь время», «надо освоить список литературы», «нельзя столько сидеть в телефоне» — вот что слышат подростки, которые устали от школы. Почему детям важно отдохнуть летом, как родителям избавиться от чувства вины и как помогают аудиокниги, «Правмиру» рассказала учитель Филипповской школы и школы «Наукоград» Лариса Артемова. — Почему родителям так важно, чтобы ребенок был все время чем-то занят, даже в каникулы? Лариса Артемова — Я сама недавно удивилась этому, даже расстроилась слегка, понимая, что детство быстро кончается, как и каникулы.  Думаю, что родители переживают по нескольким причинам. Первая — сейчас очень много действительно интересных возможностей, которых раньше не было, и взрослым кажется, что все то время, пока дети ничего не делают, они эти возможности упускают. А поскольку их бесконечно много, то можно переживать все время. И родители попали в такую ловушку. Понятно, что как раз хорошие, заботливые матери (и отцы) переживают по этому поводу. Но мы можем, действительно, быть неправы в этой ситуации. Во-первых, нельзя всего объять, а во-вторых, есть еще те самые возможности, которые предоставляет человеку пребывание наедине с собой. Потому что, как правило, никто не лежит просто так. У него в голове, в душе наверняка что-то происходит.  Дети о чем-то думают, что-то вспоминают, о чем-то мечтают. Это очень часто связано с какими-то конкретными людьми, которых нет рядом. Это могут быть друзья и воспоминания о том, где они были и о чем говорили, какие-то влюбленности. И когда ты человека дергаешь в этот момент, он может очень переживать. А нам кажется, что он просто упускает возможности. И вторая, более узкая причина — это те самые списки литературы на лето, которые дети от нас (учителей словесности) получают в школе. Некоторым детям физически тяжело читать. И это может быть связано с самыми разными причинами. С тем, как у них сформирован этот навык, как у них в принципе устроена нервная система, с их зрением, с какими-то подростковыми физиологическими процессами.

http://pravmir.ru/on-lezhit-na-divane-i-...

По официальным данным советской статистики, в Москве, где ставки выше всего, средний заработок трудящегося – 154 руб. в неделю. Вот и укладывайся в эту сумму с семьей, хотя бы лишь в 3–4 человека. Но служащий интеллигент в Москве имеет огромное преимущество перед провинцией. Он может здесь нахватать себе каких-то побочных заработков (консультации, составление смет, проектов, чертежей…), рабочему приходится значительно хуже. У него лишь два пути. Первый – стать «выдающимся активистом» труда и «забить стахановскую туфту» (т. е., пользуясь покровительством местной партийной организации, проделывать бутафорски повышенную работу ради повышения общих норм данного производства) или второй путь – воровать. Первый путь только для единиц, второй – для всей массы. Кто посмеет бросить камнем в этих «расхитителей социалистической собственности»? Страстная площадь. Отрезок Тверской между ней и соседней с Елисеевым кофейной Филиппова носил прежде имя «Филипповского толчка» и выполнял неизбежную для большого города функцию. С 8–9 часов вечера его тротуары наполнялись густой толпой вызывающе накрашенных, роскошно и убого одетых женщин. С недалекой «Козихи», переулков Большой и Малой Бронной – «Латинского квартала» Москвы набегали ватаги веселых студентов позубоскалить, перекинуться забористой шуткой с «девами ночи»… – Студентик, одолжи закурить! – Интересный мужчина, отчего вы такой скучный? – Папашка! Иди к нам! Все равно, старуха тебя рогачем встретит! И весь «толчек», и студенты, и «девы» провожают густо посоленными пожеланиями отплевывающегося и отмахивающегося «папашку»… Так было. Принято утверждать, что проституция, как буржуазный пережиток, ликвидирована в «стране раскрепощенного труда». Но не подлежащая оглашению статистика Наркомпроса и Наркомздрава дает отрывистые сведения о детской проституции, о беременных школьницах, об очагах специфических болезней, да сотрудники уголовного розыска знают кое-что о тайных облавах в притонах и многих тысячах «социально-вредных» женщин, пополнявших Соловки, Медведку, Беломор, а теперь и прочие бесчисленные концлагеря.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Вообще это руками не потрогаешь. Может быть, это ощущение собственной нужности, значимости. Возможности что-то изменить в мире. Того самого ощущения, что от тебя что-то зависит, которое позволяет не выходить в окно и не увлекаться виртуальными китами. Привозят и разочарования: с детьми из детдома бывает трудно найти общий язык, тяжело вместе репетировать – и когда они включаются в общую работу, то это тоже маленькая победа. А потом – внимательно это обсуждают и обдумывают. Это у них называется «рефлексия», так что дома, когда дитя сидит и строчит в блокноте очередную рефлексию, нет никакой возможности удержаться и не обозвать его рефлексирующим интеллигентом. И они все время что-то мотают на ус. А потом оказывается, что твой маленький крошка все лето играючи рубил что-то топором, что он умеет руководить проектами, что у него есть страшный начальственный голос и чувство ответственности размером с Московскую область. Но при этом он еще не ездил на Соловки, куда всегда хотел. Потому что на Соловки очень хочется, но Кадников – это ответственность. Скрытая история Соловки – это совсем другой проект Киношколы, он называется «Скрытая история», и им занимается не та мастерская, в которой был мой сын. «Скрытая история» — это история репрессий, о которой никто не любит вспоминать. История Соловков. История Бутовского полигона. История новомучеников и исповедников. Киношкольские дети из года в год ездят на Соловки и помогают создавать мемориал на Секирной горе, где был штрафной изолятор Соловецкого лагеря особого назначения. Минувшим летом 2015 года они вместе с монахами Свято-Вознесенского скита занимались там совершенно практическими делами: обновили водосток на дороге, ведущей на гору, чтобы ее не размывали дожди, делали фотостенды для паломников, убирали бурелом на кладбище и работали над путеводителем по Секирной горе. Киношкольцы установили несколько поклонных крестов в память о новомучениках – на Секирной горе, в Филипповской пустыни, в Лодейном поле. В Лодейном поле, где была столица Свирьлага и где, по некоторым предположениям, был расстрелян второй Соловецкий этап (и среди расстрелянных – философ Павел Флоренский), школьники встречаются с историками и местными жителями, записывают рассказы и свидетельства – это проект по сохранению памяти.

http://pravmir.ru/zaraza-sozidaniya/

Потому ли что смерть всегда впереди – старое родное всё хочется и хочется видеть. Да ведь и Ксана там, печенежка. Вдруг представил себе белозубую эту печенежку с мягкими плечами – и сердце забилось. Забилось по-новому. Но не выдал никому. 440 Довольно было Саше только раз появиться в Таврическом дворце, спросить, кто тут вызывал «офицеров-социалистов», – и всё разъяснилось. Его отвели к лейтенанту Филипповскому, моряку, который сразу и узнал его: – Да где же вы были? Куда ж вы пропали? И Саша с удивлением узнал, что он – совсем не песчинка, затерянная в Петрограде, но вполне замеченный важными людьми человек. Прежде всего он – «офицер революции 27 февраля», их таких перечесть на пальцах, и Филипповский не забыл, что он брал Мариинский дворец. Затем он, как сам себя теперь заявлял, «офицер-социалист», что тоже было большой редкостью, всего малая кучка была и таких. И так он здесь был нужен почти позарез – и промахом его было, что он ушёл из Таврического и несколько дней тут не показывался. Ошибкой было, что он влип в этот комиссариат Петербургской стороны и погрузился там в смену караулов, спасение складов, разнятие драк, ловлю грабителей, самовольно обыскивающих, – а теперь бы предстояло убирать опрокинутые столбы, фонари, помогать трамваю. Дело его было, конечно, не там (вчера же сходил и уволился) – а вот здесь. Много, много тысяч офицеров красовалось в России – заносчивых, надменных, грубых, глупых, грозных, но много ли среди них социалистов? Сейчас эта гордая масса (в которой Саша задыхался несколько лет) сотрясена, сбилась как стадо, угодничает, притворяется перед восставшим народом, подписывает униженные документы – но естественно, что солдатская масса не верит ей – и права! Разве это старое офицерьё может существовать без царя? Им нужна палка, и непременно из Успенского собора, чтоб удары крепче и царская ласка теплей. Однако армия не может обходиться без офицеров – и с кого же первых натягивать это революционное офицерство, если не с социалистов? Подобно тому как юристы-социалисты призваны в новые мировые суды – так офицеры-социалисты должны сплотить искреннее революционное офицерство. Кадровое будет сейчас тесниться и даже сметаться с пути – а вверх взлетать будут даже из рядовых, как во всякую революцию, как в Великую Французскую простые конюхи становились генералами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Желание благочестивого простолюдина видеть как можно больше блеска и «света» на своей иконе привело к появлению в структуре суздальского иконного дела специальных производств блестящих материалов, поскольку массовое ремесло всегда и везде предполагало имитацию дорогостоящих материалов. Настоящее золото всегда стоило дорого, поэтому суздальский мастер его использовал, только когда писал дорогие иконы на заказ (Голышев, 1865, с. 93). Для «расхожих» же дешевых икон изготавливалось специальное «копченое» серебро, так называемая «коптель», которая имитировала твореное золото. Коптелыо наносили пробела на одеждах, цветы, различного рода орнаменты и надписи; после просушки ее полировали кремнем или коровьим зубом. Хорошего качества коптель иногда сложно было отличить от настоящего золота. Ее изготовлением занималась часть жителей Холуя, которых иконописцы называли «коптельщиками». По описаниям очевидца, листочки серебра «коптили» в прямом смысле слова: их развешивали на проволоках в ящике над углями, на которые клали старые подошвы, лоскутки валенка и т.п. Принимавшее желтый цвет серебро растирали затем на гуммиарабике как золото. Ремесленники развозили Коптель в раковинах, которые добывались ими в местной реке Тезе (ВГВ, 1869, 17; см. также: ВГВ, 1868, 4). Кроме того, золото имитировали и листами серебра и олова, которые после наложения на фон иконы покрывали специальным спиртовым лаком, отваром из лесной ягоды крушины или шафрана (получалось так называемое «шафрановое золото») (Голышев, 1865, с. 93) 28 . Потребность московского благочестия закрывать иконы блестящими окладами сообщилась целой промышленности их изготовления. Для украшения дорогих икон существовало ручное изготовление окладов: в 1893 г. только в Мстере насчитывалось 10 «ризочеканных» заведений (Леонтьев, 1903, с. 41). Здесь же во второй половине XIX в. налаживается ризоштамповальное и фольгопрокатное производство, техническое и сырьевое оснащение которого связывает суздальский промысел с отдаленными промышленными центрами. Два мстерских небольших завода прокатывали медную и серебряную фольгу и штамповали «ризное серебро» (ОИКП, т. 5, с. 417), находившие тут же свое применение в целой сети специальных «фольгоуборочных» мастерских. В последних дешевые «подфолежные» иконы «молниеносного» изготовления (на них писались только лики и руки, а все остальное закрывалось дешевым фольговым окладом) декорировались бумагой, цветами и штампованным «ризным блеском». На суздальских иконников издавна работал и сусальный промысел деревень Филипповской волости Владимирской губернии, который существовал до конца ХХ в. (Харизоменов, 1 882, с. 179).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Дядюшка замолчал, и этот случай отвратил его совершенно от учения странников, так что от того времени и до самой смерти он не поминал уже о странниках. Но мне еще пришлось подумать о непоследовательности учения странников, не только денежиников, но так называемых и безденежников, – о их несогласии не только с Божественным Писанием, но и с самими собой. Секта денежников в лице гражданской власти разумеет царство и власть антихриста: записываться в ревизию и брать паспорта, по ее мнению, значит принимать антихриста; но в деньгах печати антихриста она не видит и употребления их не отрицает. Это явное противоречие в странническом учении примечали некоторые из самих странников, и явилась у них секта безденежников, в которой не дозволяется иметь деньги. Благотворителей своих безденежники просят, чтобы подавали им милостыню вещами, хлебом, одеждой; но так как все и всегда получать вещами неудобно, то они имеют у себя доверителей – странноприимцев, которые принимают для них денежную милостыню и доставляют им все потребное. Таким образом, безденежники, отказываясь сами принимать деньги, чтобы не принять, по их мнению, печати антихристовой, своих доверителей обрекают, однако же, на приятие этой печати. Подобно тому, в сектах федосеевской и филипповской отметают молитву за царя, не как за неверного или еретика, ибо и за неверных царей, во времена апостольские бывших, апостол Павел молиться повелевает (Апостол, послание 1-е к Тимофею, зач. 282; Беседы Апост. на 1-е послание к Тимофею, беседа шестая), но потому отвергают молитву за царя, что почитают его антихристом; писаться же в ревизии, брать паспорта, по житейским расчетам, не отрекаются, и при этом уже толкуют о царе не как об антихристе, но как только о неверном лице и первом предстателе антихристова царства, и оправдывают себя примерами древних христиан, живших под неверными царями. Итак, об одном и том же лице они имеют различные мнения: когда идет рассуждение о молитве за царя, тогда толкуют о нем как об антихристе, а когда идет речь о ревизии и паспортах, дабы оправдать себя, нисколько смягчают свое мнение о царе, именуют его только предстателем антихристова царства. 11. Письмо о раздорах в страннической секте 10

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В с. Трофимовщине, Пензенской епархии, молокане от этих рассуждений перешли уже к делу. Здесь во главе молоканской общины стоял крестьянин Курзов, человек богатый и не щадящий средств для распространения и поддержания молоканства. Молоканская братия жила всецело на счет Курзова. Так продолжалось не один год. Но вот одному из братии пришла мысль, – на каком это основании Курзов единолично распоряжается своим капиталом, почему он не передает его в общее пользование всей общины, – ведь все они братья во Христе и все равны? Мысль эта очень понравилась всей общине; но прежде чем объявить об этом Курзову, решили поступить так: помолиться с вечера Богу, почитать св. Писание и, если на утро никто не откажется от этой мысли, то считать её внушением Духа Святого. На другой день никто, понятно, не отказался от мысли воспользоваться курзовскими капиталами. Но Курзов, которому молоканская братия объявила о своём решении, не признал этого решения внушением Духа Святого, не внял он и угрозам братьев – «предать его сатане», а бесцеремонно выгнал всех их вон из своего дома. А. Орлов Григорьев М. Современный раскол. Раскол Орловской и Тамбовской епархий в 1898–1899 гг.//Миссионерское обозрение 1901 г. 3. С. 421–425 Общее число раскольников в той и другой епархии. Разделение их на секты. Внутренняя жизнь раскольнических сект. Нестроения и вражда в раскольнич. общинах. Появление новых еретических лжеучений. Деятели и столпы раскола и их деятельность. Роль и значение «херувимок», или «монашек», в жизни безпоповщины. Отношения раскольников к православию. Общая численность раскольников-старообрядцев в Орловской епархии в 1899 году простиралась до 7737 душ обоего пола, в Тамбовской-же – до 8500 душ. Все почти раскольники как Орловской, так и Тамбовской епархии принадлежат к следующим согласиям: новопоморскому, федосеевскому, филипповскому, беглопоповскому и австрийскому. Кроме того, в Темниковском и Шацком уездах, Тамбовской епархии, встречаются еще в небольших количествах последователи «Спасова согласия», или «нетовцы», а в Спасском уезде – «середники», названные так потому, что празднуют воскресный день в нашу среду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010