И власти области приняли решение, то, которое ежедневно молитвенно испрашивалось в Филипповской церкви. Через несколько дней после принятия решения о передаче собора, иконы «Знамение» и монастырей Церкви в Новгород приехала комиссия Министерства культуры СССР. В состав ее вошли известные люди, имена которых самым прямым образом связаны с изучением, сохранением и реставрацией древнерусского художественного наследия. Невольно возникла надежда, что наконец-то будет найдено взаимное согласие ученых, деятелей культуры и Церкви, будет решено, как в новых условиях профессионально и ответственно хранить возвращенные сокровища древней культуры их единственно законному владельцу. Казалось, те, кто годами отчаянно и безответно писали о гибели новгородских памятников архитектуры, изучали великое художественное наследие Новгорода, не могли не принять предлагаемого самим ходом времени нового сотрудничества, новой живой, всенародной формы сохранения дорогих для всех церковных и национальных святынь. Если раньше, в худшие времена, взаимодействуя с невежественными, часто враждебно по отношению к культуре настроенными властями, эти люди проявляли то бескомпромиссность, то гибкость ради спасения храмов, фресок, икон, то сейчас не естественно ли было услышать от них слова, обращенные к верующим, для которых все это – великая святыня, простые слова: «Давайте работать вместе, у нас общая задача спасти и сохранить живое это великое наследие». Но неожиданно (неожиданно ли?) прозвучало совсем иное. Резко и с лишенной каких-либо рефлексий властностью министерской комиссией было заявлено, что всему этому (уже законно решенному!) – не бывать: «Вы права не имели отдавать что-либо, передача собора и иконы «Знамение» – волюнтаристский акт. София может быть использована только для единичных служб по большим праздникам, «Знамение» и Софийский иконостас навсегда останутся в музее» и т. д. И что показательно, все время звучало: «отдать», «передать»... И ни разу не было сказано единственно верного слова – «ВОЗВРАТИТЬ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но браки поженившихся до перекрещивания Феодосий Васильев называл законными по 72-му правилу шестого вселенского собора, и дозволял таковым пребывать в единодомовном сожитии, допускал их до совокупного моления и ядения; при этом однако же требовал от них обещания на чистое житие, а за чадородие наказывал епитимиею, что впоследствии и подтверждено Феодосеевскими статьями. Еще Феодосий принимал на поклонение крест Христов с надписанием на дщице четырех литер: , почитая сие надписание за едино с надписанием . Поморские же наставники Данилова скита отвергали и то и другое: браки до перекрещивания венчанных в православной церкви полагали за едино с браками поженившихся после перекрещивания с венчанием в православной церкви, или без венчания, самовольно, о чем Андрей Денисов писал Феодосию Васильеву пространное послание; также и кресту Христову с надписанием на дщице титлы не допускали поклонения, почитая оную титлу нововведением Никона. И еще брашно, купленное на торжище, Феодосий Васильев требовал очищать положением поклонов с молитвою Иисусовою, а поморские учители не почитали нужным такое очищение. Феодосий Васильев ездил в Поморский Данилов скит уговаривать их, чтобы отказались от сих разномыслий; но Поморцы остались при своем мнении. Из-за этого произошло между перекрещенцами первое разделение: одна беспоповская перекрещенская секта распалась на два толка. Разделение это совершилось 7214 (1706) г. О нем повествуется в житии Феодосия Васильева и в Филипповском Стостатейнике. По преданию повествуется здесь, что когда Феодосий Васильев приехал в Данилов скит и была беседа о кресте с надписанием четырех литер, означающих положенную Пилатом титлу, тогда поморские настоятели, бия руками по столу, говорили с восклицанием: «нам ваш Назарянин не надобен!» 33 . Услышав это, Феодосий Васильев с товарищи вышли из обители, разулись и отрясли прах от обуви, говоря: «несть нам с вами части и жребия». Эта беседа была в отсутствие Андрея Денисова. Узнав о ней, Денисов понял, что она служит не в похвалу Поморцам и не принесет им ни чести, ни пользы: он поехал вслед за Феодосием, догнал его и примирился с ним. Но этот мир со стороны Денисова был не искренний; его цель была только прикрыть неудачную беседу поморских учителей с Феодосием; а разделение продолжалось по-прежнему. Последователи Феодосия и по смерти его поддерживали его учение. В 7260 (1752) году они на соборе своих старцев 34 утвердили поклонение кресту Господню с надписанием Пилатовой титлы, постановили поженившихся до перекрещивания принимать на общественную молитву, причем, и это главное, таковые браки назвали законными, подтвердили очищение покупаемых брашен и пр. О кресте с титлами говорится в статье 1-й Федосеевского собора: «Веровати и поклонятися животворящему кресту Христову с надписанием титлы, о славе Иисус Христове, еже сице: , или на дщице написанном . Заедино почитати и поклонятися; а еже кто не поклоняется таковым крестом, такового от церкви отлучать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В Новгородской губернии странническая секта, во главе с Яковом Яковлевым, приютилась в Колотиловском лесу, Устюжского уезда. Однако в ноябре 1808 года Яков Яковлев, уже 60-летним стариком, был пойман, и вся его община, в числе 29 человек, предана суду. Решением кабинета Министров более упорные из них (10 человек) были наказаны кнутом и сосланы в Нерчинск, на каторжную работу, другие были подвергнуты более легкому наказанию, а 6 человек, как раскаявшиеся, были отданы на духовное покаяние 1937 . Из Устюжского уезда секта распространилась и в Черниговском уезде (дер. Назарово) 1938 . —397— С начала XIX столетия небольшое общество (человек 50) странников появилось в лесах около Вологды 1939 . С 1812 года заметно особенное оживление в страннической пропаганде. В этом году упомянутому Севастиану Крайневу удалось увлечь странническим учением одного Ярославского мещанина Михаила Феодорова Чагрина, которого он перекрестил с именем Мокея, сделал наставником и приобрел в нем ревностного помощника в своей сектаторской деятельности 1940 . К тому же времени относится распространение секты в Костромской губернии. Около 1812 года прибыли в Сопелки из с. Красного 1941 , Костромского уезда, беглые раскольники филипповского согласа – Родион Михайлов с отцом своим Михаилом Тихановым. Они были приняты в согласие и крещены Мокеем Феодоровым. В 1824 году прибыль в Сопелки крестьянин села Сидоровского, Кинешемского уезда, по отце Адрианов. И этот был крещен наставником Родионом Михайловым и по своей начитанности сам скоро сделался наставником. Через несколько времени из того же села Красного для ознакомления с учением секты странников прибыли в Сопелки две женщины – Авдотья и Анна. После беседы и совещания с сопелковскими старцами, они пригласили к себе в Костром- —398— скую губернию, наставника секты Михаила Андреева. При помощи этого учителя, они в короткое время успели увлечь многих как из селений около с. Красного, так и – около заштатного г. Плеса. Бывали случаи перехода „в странство“ целыми семействами 1942 . Около 1835 года главным наставником здесь был беглый каторжник Федор Иванов, который, имея себе пристанища в Кинешемском и Костромском, для большего привлечения себе последователей, отправлялся в Нижегородскую губернию 1943 . По раз следованиям специальной комиссии 1850 года секта странников в Костромской губернии особенно сильно укоренилась в следующих уездах: Нерехотском 1944 , Кинешемском 1945 , Юрьевецком 1946 и Костромском 1947 . Как особен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Само число совращённых в сектантство среди довольно многочисленного населения епархии в минувшем году сравнительно незначительное, именно, в штундизм совратилось 59 человек с детьми; в хлыстовщину совратилось 4 семьи, которые в том же году возвратились обратно в православие; в штундо-хлыстовство, пашковщину и скопчество в минувшем году не было ни одного совращения. Таким образом общее число совращённых в минувшем году равно 59 человекам. К православию в минувшем году присоединилось из штундизма 212 человек; из других сект, кроме 4 семейств, возвращённых из хлыстовщины, присоединений не было; таким образом общее число присоединённых равно 212. Если сопоставить общие результаты миссии 1900 года с результатами минувшего, то успех нашей миссии в 1901 году будет ещё виднее. В 1900 г. совратилось в сектантство 125 человек, при массовом совращении в с. Златоустовом-Поле (62 человека), а присоединилось 141 человек, т. е. число присоединённых превысило число совращённых всего на 16 человек; в минувшем же году число присоединённых превысило число совращённых на 153 человека. Возблагодарив Господа, по милости Своей увенчавшего труды миссионеров и пастырей значительным успехом, питаю надежду, что при ревностном их отношении к спасению заблудших, Господь не оставит нашу миссию своей помощью и в текущем году. Херс. епарх. мисс. Михаил Кальнев Плотников К. Современный раскол в Олонецкой епархии//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 1120–1130 В Олонецкой епархии раскол существует исключительно в форме беспоповщины. Последователи его принадлежат к 5 толкам: поморскому или даниловскому, федосеевскому, филипповскому, аристовскому и странническому. По сведениям причтов и личным розысканиям миссионеров, последователей даниловского толка 447 человек муж. п. и 1246 жен. п., федосеевского – 43 муж. п. и 112 жен. п., аристовского – 106 муж. п. и 168 жен. п., филипповского – 905 муж.. п. и 2465 жен. п. и страннического – 106 муж. п. и 135 жен. п. Таким образом, всех раскольников в епархии 1607 человек муж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это не очень способствовало Петиным работам в университете; но факультет его был легок, к римскому праву, все равно, человека нельзя приохотить, а предметы философские, общественные, давались легко. В это время Лизавета подарила ему даже Карла Маркса, «Капитал»; на книге была сделана ее небрежным почерком надпись, блиставшая любовью, зажигавшая беспросветную книгу. Петя начал читать, но скоро отложил. Мысли же демократического характера скорее даже укреплялись в нем. Оне не были резки и страстны, как у Лизаветы, но нередко теперь, размышляя о будущем, Петя рисовал себе его так, что, запасшись знаниями в университете, он войдет в жизнь борцом за слабых и притесняемых. Ему казалось, что он может быть полезным как адвокат в рабочих процессах. И иногда, в соответствии этому настроению, он ходил на лекции в косоворотке и тужурке нараспашку. Хотя в университете друзей у него не было, но чувствовал он себя здесь по–иному, чем в институте. Тут были ученые, известные всей образованной России. В некоторых ощущалось обаяние, которое дается славой, талантом. Все же университет был столбовой дорогой русской культуры. Так слушал он энциклопедию и философию права. Ее читал популярный профессор, в которого Петя был даже слегка влюблен. Ему нравилось бледное лицо, тонкие руки, глаза, казавшиеся глубокими и как бы видевшие Абсолют, Справедливость, Добро. Он отстаивал идеализм, был новатором, говорил блестяще — ровным, слегка матовым голосом, и у студентов–марксистов в фаворе не был: они считали его оппортунистом. Пете же он представлялся существом залетным, из мира более изящнаго и возвышенного, чем обычный. И Платон, Сократ в его изображении подчиняли своему очарованию. Конечно, ему хотелось по–настоящему держать себя на экзаменах. Хотя наступила уж весна, и в Филипповском переулке стаял снег, гремели пролетки, солнце заливало комнаты, и козлороги вели себя шумнее — Петя урывал все же время и подчитывал книжки по философическим вопросам. На экзамен он надел новую тужурку и тщательно причесался; стало немного смешно, он посмотрел на себя в зеркало, покраснел и усмехнулся.

http://azbyka.ru/fiction/dalnij-kraj-zaj...

«По наказам 1680 и 1684 гг. писцам велено было отмежёвывать ко всем церквям от 30 до 50 десятин во всех трёх полях(или 20- 10 четей пашни в поле) и сенокосных лугов мерой по копне на 10 четей.(четь-полдесятины. – Прим. авт.) По такому наделу священник делался хозяином мелким, обрабатывал сам землю, от мужика не отличался(…) Государство следило за тем, чтобы церкви имели указанную пропорцию земли – по указам Синода 1805-1806 гг. это были 33 десятины». До образования Синода в 1721 г. действовал Патриарший Казённый приказ (Большакова Н. В. История села Аргуново и Никольской церкви, Москва, 2003 г. С. 175). Виды пошлин с церквей в 17-18 вв.: дань, десятильничьи, заезда, по наказу. «До 1692/1693 гг. во времена патриаршества Переславль-Залесский уезд вместе с Александровским уездом составляли одну Переславскую десятину. В данном случае десятина – это понятие церковного управления, церковный округ, включающий определённое количество церквей и монастырей; такое деление имеет значение для сбора податей с церкви. Место, куда привозили подати церковные старосты, а также где держали тех, кто не платил, называлось десятильничим двором». «Александровская десятина образовалась в 1692/1693 гг. с центром Александровской слободе, куда вошли церкви Борисоглебского стана Переславль-Залесского уезда». Церкви в допетровской Руси: «древяна вверх» (шатровая) и «древяна клетцки» - рубленая изба клети «с двускатной крышей и одной главкой». Было «строение мирское» и «строение вотчинниково». «В 1913 г. в Покровском уезде значились следующие сёла (приходы), принадлежащие в старину к Переславль-Залесскому уезду: Алексино, Андреевское, Аргуново, Архангелькое на Утроке, Богородское, Борисоглебское, Вастильевское, Воинова Гора, Воскресенское, Головино, Данутино, Елец, Житенино (Жегулино), Заболотье, Заречье, Ивановское-Прозоровское, Ильинское, Козлятьево, Коробовщино, Кумашь, Ново-Сергиевское, Ново-Спасское, Овчинино, Паньково, Смольнево, Филипповское, Флорищи и др. с относящимися к ним деревнями». К сожалению, информации о Воспушке нет.

http://sobory.ru/article/?object=04412

М. Славского: Д. Т. Молчанов Крестовоздвиженской, при Ямских училище и богадельне, церкви, свящ. М. П. Сперанского: Священник М. П. Сперанский Казанской, в Сущеве, церкви, свящ. В. М. Маркова: Священник В. М. Марков Н. Кротов М. Гуров Григорие-Богословской, на Б. Дмитровке, церкви, свящ. П. Шумова: Священник П. Шумов Богородице-Рождественской, на Бутырках, церкви, Протоиерея Н. Ф. Вознесенского: Протоиерей М. Г. Невский Протоиерей X. К. Максимов Священник Н. Г. Соколов Церковный Староста Благовещенской, в Петровском Парке, церкви, свящ. П. В. Сперанского: Г. А. Афанасьев В. Н. Быков Сретенского сорока, 1-го отделения Церковный Староста Севостьянов Харитоновской, в Огородниках, церкви, свящ. И. Н. Бушневского: Церковный Староста Флоро-Лаврской, у Мясницких ворот, церкви, свящ. А. Д. Касимова: Священник А. Д. Касимов Филаретовской, в Филаретовском епархиальном женском Училище, церкви, свящ. Н.А. Сахарова: От Корпорации Училища —25— 107. Николаевской, на Мясницкой, церкви, свящ. С. Я. Уварова: Священник С. Я. Уваров И. С. Самсонов Евпловской, на Мясницкой, церкви, свящ. Д.И. Ромашкова: Священник Д.И. Ромашков Георгиевской, на Лубянке, церкви, свящ. В. Ф. Смирнова: Священник В. Ф. Смирнов Л. В. Сухов Гавриило-Архангельской, при Почтамте, церкви, свящ. И. Р. Соловьева: Озерецковский Николаевской, в Кленниках, церкви, свящ. А. Мечева: Священник А. Мечев Сретенского сорока, 2-го отделения Филипповской, в Мещанской, церкви, Протоиерея А.Н. Добролюбова: Н.А. Пальчиков О. М. Щербакова Е. А. Чебыкина С. П. Морлушев Троицкой, в Троицкой слободе, церкви, свящ. А. Стефановского: Троицкой, на Пятницком кладбище, церкви, свящ. С.С. Недумова: A. Недумов B. Недумов Л. Пучкова Фролов И. Соватнев В. Адрианов К. Бондарук Ф. Пименов Священник С.С. Недумов От Причта Церковный Староста От Причта Троицкой, на Капельках, церкви, свящ. А.П. Соколова: От разных лиц Священник Н. Мошков Т-во Болотнова П. С. Быков Ив. Малышев Петропавловской, в Мариинской больнице, церкви, свящ. А.И. Померанцева: От причта Николаевской, в Инженерном училище, церкви, свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

об этих фактах в Сборнике Кельсиева вып. IV, стр. 288 и дал.). Говорят, что между странниками есть даже такие фанатики, изуверы, которые практикуют удушение престарелых и заболевших членов секты для получения последними мученического венца. Насильственное удушение носит название «красной смерти», отчего странников называют ещё «красносмертами» и " душителями». Основателем страннического толка был некто Евфимий, родом из Переславля, человек живой, энергичный и фанатичный. Отданный в военную службу, он бежал из неё и скрывался то в Москве, то в Поморье в филипповских скитах, то в лесах Ярославской губернии. По своим убеждениям, Евфимий сначала принадлежал к филипповскому толку, но потом разошёлся со своими единоверцами. Ещё в Поморье он резко обличал их и федосеевцев за разные недостатки, а после удаления в ярославские леса, составил в Коровинской слободе даже нечто в роде собора (1784 г.), на котором осудил все беспоповщинские толки, и осуждение это изложил в особом послании на Преображенское кладбище. Здесь он сильно нападает на всех раскольников вообще, обвиняя их в двоедушии, общении с никонианами, подчинении власти, в утайке своей принадлежности к расколу, принятии таинств от православных священников, принятии последних к себе в дом во время праздников и т. п.; но особенно едко смеётся над филипповцами, упрекая их за разные послабления. После этого делает вывод, что все они, как подпавшие под власть антихриста, не имеют истинного крещения и, чтобы спастись, должны перекреститься, оставить «попечение о доме, о жене, о чадах, о торгах и стяжаниях и не иметь ни града, ни села, ни дому». Так он и поступил: сначала окрестил сам себя 66 , потом своих последователей, и начал «таитися и бегати». Скрывался сначала в дер. Малышево, Ярославского, уезда, потом в лесах галичских, Костромской губ., где хотел было основать пустынь для своей секты, но не мог; наконец, снова возвратился в дер. Малышево и вскоре умер († 1792 г.). После смерти Евфимия страннический толк не прекратился, а все более и более распространялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В этой же связи кадет Владимир Петрушевский писал: «Это Дмитрий Павлович вложил в дух корпуса все лучшее, что он имел. И это лучшее было воспринято корпусом». Все строилось с умом и рассуждением Новый штат корпуса был определен в 300 кадет, разделенных на три роты, под руководством 16 офицеров-воспитателей. Для такого количества воспитанников требовалось новое здание, и 11 октября 1903 года было освящено новое трехэтажное каменное здание. Хабаровский Кадетский корпус в 1900 году Были построены также новые казармы, офицерские флигели для семейных офицеров и служащих, баня, стрелковый тир и даже собственная квасоварня. Вместо деревянной Филипповской церкви возвели каменную с соборным залом. Все строили с умом и рассуждением, успешно используя последние технические достижения: были устроены механическая прачечная и паровая водокачка для собственного водопровода, проведена вентиляция, а в столовые на второй и третий этаж обеды подавали с помощью специальных подъемных механизмов из общей кухни. «Отчетливый кадет» Кадеты учились семь лет; таким образом, среди воспитанников были десятилетние мальчишки и семнадцатилетние юноши. Все они гордились своей формой, на погонах которой красовались литеры хабаровского корпуса – «ХК». Гордостью кадет были и красивые папахи, сначала черные, потом из серого меха. На парадных мундирах носили белые кушаки. Эта форма была очень красивой, и все кадеты любили ее. Чтобы носить военную форму, нужна не только привычка, но и умение Анатолий Марков, бывший кадет, писал: «Еще одна сторона кадетской жизни, которую надо было изучить, это искусство иметь “воинский вид”. Чтобы носить военную форму, нужна не только привычка, но и умение, без чего человек, будь он мальчиком-кадетом или взрослым, выглядит в форме только переодетым штатским, как это резко бросается в глаза у артистов, играющих на сценах театров роли офицера. Мундир, шинель, фуражку и даже башлык надо уметь носить, без чего из мальчика никогда не получится “отчетливого кадета” и вообще военного.

http://pravoslavie.ru/134569.html

С сер. 50-х гг. XX в. действовала поморская община в пос. Нов. Доскино Автозаводского р-на Горького, к-рую к 1960 г. возглавлял наставник Семен Ионов. Примечательно, что именно беспоповцы преобладали в 1958 г. среди зафиксированных уполномоченным Н. И. Шараповым 102 старообрядческих общин во главе с 90 наставниками (из них 30 женщин) - насчитывалось 78 их общин (белокриницкое согласие - 17, беглопоповцы - 7). Из 102 общин только у 12 имелись отдельные молитвенные сооружения, остальные арендовали комнаты в частных домах. В 1959 г. были закрыты моленные в селах Подновье и Великовское. 20 янв. 1993 г. в Н. Новгороде была зарегистрирована Покровская община Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) под рук. наставника Геннадия Коляденкова, 11 окт. 1996 г. состоялось освящение моленной. В 2013 г. зарегистрирована община в дер. Б. Ельня Кстовского р-на, в 2016 г.- община в рабочем пос. Ковернино. К янв. 2018 г. в Н. о. зарегистрировано 5 общин, в т. ч. в Н. Новгороде (до 1 тыс. чел.). В Н. о. действовало также ок. 30 незарегистрированных общин поморцев численностью 30-100 чел. каждая. Старопоморцы федосеевского и филипповского согласий проживали в нач. XX в. на севере и западе территории совр. Н. о., их общая численность превышала 20 тыс. чел. П. И. Мельников обратил внимание на селения крестьян Гнилицкой вол. и помещичьих крестьян Мысовской вол. Балахнинского у. (ныне Володарский р-н Н. о.). На левобережье Оки проживали более тысячи старообрядцев разных согласий, из к-рых большинство составляли федосеевцы. Старообрядческие общины сохраняются там до наст. времени. Филипповцы к 1917 г. имели зарегистрированные моленные в деревнях Высоково, М. Пристань и Чёрная Варнавинского у. Костромской губ., переданного в 1922 г. в Нижегородскую губ. Федосеевцы зап. части региона ориентировались преимущественно на Преображенское кладбище в Москве, тогда как проживавшие на севере, по р. Урень, в районе Тонкина (до 1922 в составе Костромской губ.),- также на общины Вятки и Казани. В результате на севере совр. Н. о. сложилось 3 ветви федосеевцев: московская, казанская и филимоновская. При этом филимоновцы полностью идентифицировали себя с московскими федосеевцами, но не разделяли их отрицательного отношения к благам цивилизации.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010