Около 1813 года беглый раскольник филипповского согласия из села Красного, Костромского уезда, Василий Петров, перекрестив сам себя и переименовавшись Иваном, пошел с проповедью учения о бег­стве и странстве в Вологодский уезд. Здесь он успел основать общину бегунов в домшинской волости. Именитый учитель бегунов, Никита Семенов, из помещичьих крестьян Ярославской губернии, не только утвердил и умножил общину домшинскую, но и распространил сопелковское учение по всей окрестной вологодской стороне. Преиму­щественно оно укоренилось здесь в двух деревнях казенной устиновской волости – Вахрушевой и Елданках и в четырех деревнях дом­шинской волости: в Вотерках, Черневой, Матьковой и Микулине. Вследствие странствования и проповеди Никиты Семенова, учение евфимиево, или сопелковское перешло из Вологодской губернии в Олонецкую, в Каргопольский уезд, и в архангельские пределы. Сюда это учение занесено было кем-то еще прежде. Потому-что сам Никита Семе­нов впервые усвоил его в пустыне Архангельской губернии, на Топь-озере, где достал «цветник» Евфимия и сам себя окрестил в странство. Теперь, прибывши в северное поморье в другой раз, Никита Семенов сам посеял здесь новые семена согласия бегунов. В Сибирь евфимиево учение внесено было ссыльными: новгородским наставником Яковом Яковлевым, ученицей Евфимия, ярославской ме­щанкой Доминикой Душиной и другими последователями этого учения. По водворении на поселение, ссыльные бегуны обыкновенно опять уходили в странство, клейма вытравливали разными средствами, иногда высасы­вали ртом, и с фальшивыми видами ходили по западной Сибири. Иногда еще на пути в Сибирь бегуны имели возможность рассеивать свой толк, как, например, Яков Яковлев, который дорогой виделся и беседовал с ярославскими вождями согласия – Мокеем Федоровым и Ириной Федоровой. Кроме того, многие бегуны и сами бежали в привольную Си­бирь и на дороге устроили пристани. Таким образом, они посеяли учение Евфимия и устроили пристани, например, в Кургане Пермской губернии, в Кунгуре и особенно в Тюмени Тобольской губернии, также на злато­устовских и топлинских заводах. Тюмень стала даже исходным пунктом и средоточием местной, сибирской пропаганды согласия бегунов. Далее, в западной Сибири, бегуны преимущественно распростра­нялись в Томской губернии, в кийской, боготольской и дмитриевской волостях. Здесь они строили кельи в горах по реке Кие, иногда в глу­хих лесах или тайгах, и селились. Есть известия, что бегуны сибирские даже со всеми удобствами устраивают свои кельи в лесу: имеют свои поля, огороды, лошадей, одним словом, полное хозяйство. Странствующие бегуны кормились и кормятся подаяниями богатых поселенцев соседних сел и деревень, а летом уходят на золотые прииски. По недо­статку наставников сибирские странники часто перекрещиваются сами, почему в народе называются самокреванцами или скрытными, по главному догмату согласия, повелевающему скрываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Александра Осиповна — Ишимова. 87. А. А. ИВАНОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано, с пропуском даты внизу, в «Современнике» 1858, 11, стр. 169. Ответ Иванова, от 15 мая н. ст. 1849 г., см. в книге: М. Боткин. «А. А. Иванов. Его жизнь и переписка», стр. 262. Датируется 1849 годом на основании почтового штемпеля. 88. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 143-144. 89. С. М. СОЛЛОГУБ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в сборнике «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 80. Ответ С. М. Соллогуб, от 17 мая , — там же, стр. 129-130. Датируется по связи с письмом 88, к которому было приложено. Чернышевы-Кругликовы — гр. Иван Гаврилович (1787-1847) и гр. Софья Григорьевна (1799-1847), сестра декабриста З. Г. Чернышева. С Чернышевыми-Кругликовыми Гоголь встречался за границей. ... письмо Моллеру — письмо до нас не дошло. О Моллере см. Н. В. Гоголь. АН СССР, XI, стр. 415. 90. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 144. Датируется по связи с письмом 88. 91. А. О. СМИРНОВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропуском заключительных слов и подписи — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 498; полностью — в «Письмах», IV, стр. 290-291. Датируется на основании ответного письма А. О. Смирновой от 18 мая («Литературный Вестник» 1902, 3, стр. 330-332). Аксаков — Иван Сергеевич. ... Вы потому ко мне не пишете... — ответное письмо Смирновой см. там же, стр. 330. 92. С. Т. АКСАКОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропуском подписи — в «Записках», II, стр. 223-224; полностью — в «Письмах», IV, стр. 251-252. С. Т. Аксаков относил письмо к 7 мая 1849 г. («Записки», II, стр. 223). За 1849 год говорит и адрес письма: в мае 1850 г. Аксаковы жили уже в доме Высоцкого в Филипповском переулке (С. Дурылин. «Гоголь и Аксаковы». — «Звенья», т. 3-4, М. — Л., «Academia», 1934, стр. 360-361). 93. М. И. ГОГОЛЬ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Так-то раскол старый сам собою изобличается. 29 Сегодня, т. е. 25 июня 1866 года, изъявил желание присоединиться к православию еще один, 16 лет принадлежавший к филипповскому толку беспоповщинцев, отставной унтер-офицер Денис Никитин Фатеев. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! 32 Смотр. описание архангельской губернии, составленное 1813 г. священ. Козной Молчановым, в статье: скиты. 34 Представляемый вниманию читателей рассказ бывшего старообрядца беспоповской секты Козьмы Ладонкина, теперь уже скончавшегося, записан мной со слов его и, как, увидят читатели, дышат несомненной правдой и искренностью. В нём ярко изображается внутренний быт раскола и его отношение к Церкви, особенно то, какую ненависть питают раскольники к Православию православным. За свою преданность Православию, Ладонкин много страдал от раскольников, которые, обыкновенно, называли его «изменником и предателем не однократно били его, зазвав к себе для дружеской беседы. В своём тяжелом положении он искал утешения в церкви, где, со слезами пред иконой Богоматери, изливал скорбь и болезнь своей души. С молитвой на устах, он тихо скончался, в кругу своей семьи, всеми родственниками и знакомыми оставленный. Единственным человеком, всегда оказывавшим ему помощь, поддерживающем его и нравственно и материально, был протоиерей города Вольска, (ныне уже умерший), достоуважаемый старец, А. Росницкий, который и предал его земле, как верного сына Православной Церкви. Саратовский Епархиальный Миссионер – свящ. Константин Попов . 35 В Вольске старообрядцами называют только последователей беглопоповской секты; других же сект старообрядцев называют именами основателей их сект 37 Учение Ларина и Якушева более близко к Федосеевскому; но Польские раскольники не полагают строгого различия между Половцами и Федосеевцами, – тех и других зовут Поморцами. 39 Любопытно, что этот самый Рожков сделался, впоследствии, одним из ревностнейших защитников брака, написал сочинение против Московских бракоборов и занимает видное место в истории известного Федосеевского собора 1883 года, как сильный его противник.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Куранты на Спасской башне Кремля недавно известили россиян о начале отсчёта времени в новом, 2015 году. Во многих городах на значительных зданиях, древних башнях и колокольнях находятся башенные часы, с помощью колоколов отбивающие время. В современных условиях они, как и столетия назад, оживляют городскую среду, становятся важными символами и атрибутами данной местности. Их вид и звон по-прежнему завораживают, а в холодном чётком механизме есть что-то живое. Как уже было сказано, в кремле, на колокольне Спасо-Преображенского собора находятся башенные часы, изготовленные в 1984 году на Угличском часовом заводе. Размещённые на гранях восьмерика четыре циферблата с римскими цифрами и фигурными стрелками прекрасно вписаны в историческую среду и, кажется, были там всегда. В какой-то мере это наблюдение верно, – действительно, нынешние часы установлены на месте старинных. Можно сказать ещё более – Углич на протяжении трёх веков был хорошо знаком с башенными часами. За состоянием часов в XVIII – первой половине ХХ века на соборной колокольне следили специально нанятые городским обществом люди. Например, 1 июля 1797 года был заключен договор с угличским посадским Ефимом Дмитриевым, сыном Ерыкаловым, по которому Ерыкалов в течение полугода за сумму 15 рублей обязался имеющиеся на соборной колокольне городовые часы «заводить, поправлять и починять… чтоб оные были во всякой исправности и верности безостановочно», а также следить за состоянием городских пожарных инструментов. Позднее отвечал за содержание городовых часов пономарь Петропавловской церкви Максим Макаров. Эта работа стоила ему жизни – 27 февраля 1817 года он был найден мёртвым на соборной колокольне, где при заводе часов запутался в верёвках приводных гирь. Часы на соборной колокольне действовали на протяжении большей части XIX века, но старый механизм в какой-то период вышел из строя. На исходе столетия Л.Ф. Соловьёв писал, что от этих часов осталось одно воспоминание. Так прекратили работу последние и наиболее известные башенные часы Углича. После поломки часов горожане стали узнавать точное время по гудкам писчебумажной фабрики, благовестам Спасо-Преображенского собора и Богоявленского монастыря, но они не всегда отличались точностью. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, один из представителей городской общественности на страницах газеты «Угличская мысль» 1 августа 1910 года в статье, озаглавленной «Вне времени», призывал приобрести новые башенные часы и установить в верхнем ярусе колокольни Филипповской церкви. Едва ли это предложение было реализовано, хотя ещё на фото 1899 года в круглых окнах завершения чётко видны часовые циферблаты. Но последние могли быть и декоративной имитацией.

http://sobory.ru/article/?object=01005

Все это, возблагодарим Спасителя Господа, все это было преградою распространению и усилению здесь заразы беспоповщинской. С благоговейною радостью скажу, что и в настоящее время, при большей населенности уже края нашего, при большем развитии и промышленности в народе, число беспоповцев даниловского и филипповского толка, составляет, хвала Тебе Всемилосердный Боже, не больше, как пятидесятую часть населения нашей области. Наша страна, по судьбам Божиим, назначена быть местом рождения беспоповщины, чтобы эта беспоповщина в самом зародыше своем, или, в самом, так сказать, престольном гнезде своем познала свое бессилие, безумие и ожидающий это скопище позорный конец. Так премудрый Господь запинает и погубляет премудрость лукавых врагов своих! Так премилосердный Господь подкрепляет и утешает смиренных и верных рабов своих! Возвеличите такого Господа со мною; и теперь, в сем храме, вознесем славное и препрославленное имя Его вкупе! Из всего, доселе сказанного, вытекают для нас, благоч. слушатели, полезные уроки. В самом деле, когда знаем, что это место было пустое; в это пустое место прибежали пустые люди; эти пустые люди вздумали опустошать богатых добродетелями жителей; положили ввести свою, самодельную веру; хотели разорить Божии храмы, уничтожить священство, разорвать общественные союзы; требовали не молиться даже и за самого царя благочестивейшего; завели болтовню о царствовании антихриста; когда знаем и то, что такие пустые, по уму и по сердцу, мятежные крамольники мало успели здесь: наши благочестивые предки не отдались им, своей святой и истинной веры не променяли на их ложную и гнусную; когда все это знаем, да видим нашу непременную обязанность подражать нашим добрым и благочестивым предкам – нашим родным святым, которые на земле нашей основали столько св. обителей, воздвигли столько св. храмов, и которых имена в память вечную. Подражая им, будем стоять в нашем св. православии крепко; лжеучения же противников веры и церкви Христовой бегать всемерно; самих заблудших станем вразумлять, не с оружием выходя на них, как их ересеначальники делали с нашими предками, а с любовию, с христианскою любовию, с чистым желанием им жития богоугодного и спасения вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

В братском доме были открыты библиотека и так называемый Русский музей. В библиотеку отец Алексий отдал свое личное собрание книг. А благодаря пожертвованиям разных людей и постоянной покупке отцом Алексием новинок через восемь лет после основания братства в ней насчитывалось более 3000 томов печатных изданий и около 50 рукописей. Отец Алексий находил нужные книги во время своих поездок по городам Германии, Австрии и других стран. И хотя в библиотеке были книги, посвященные многим отраслям знания, вполне естественно, что особое внимание уделялось богословской литературе. Ученые-богословы, с которыми отец Алексий поддерживал отношения, жертвовали в библиотеку братства издания своих работ. Специально была приобретена библиотека канониста Н. П. Аксакова. Библиотека содержалась в строгом порядке, были составлены алфавитный и предметный каталоги. Русский музей был особенным детищем отца Алексия Мальцева. В нем были собраны экспонаты, рассказывающие о жизни русских людей в Германии. Идея такого музея появилась у отца Алексия благодаря его встрече с единоверческой общиной. В Германии уже давно жили старообрядцы - беспоповцы Филипповского толка, сохранившие свои обычаи и диалект. Часть их пришла к единоверию при содействии архимандрита Павла Прусского (1821-1895). С ними-то и поддерживал отношения отец Алексий. Эти оторванные от родины люди принимали его очень радушно. Он совершал у них богослужения. И в один из его визитов старообрядцы вручили ему несколько листов следованной Псалтири (она была напечатана в существовавшей у них когда-то типографии), святцы, медные образки, монашеские вериги и другие предметы. Все это навело отца Алексия на мысль начать собирать вещи, оставшиеся в Германии от русских людей, когда-либо бывавших на немецкой земле. Кто были эти люди? Не только жившие здесь гражданские лица, но и воины, участвовавшие в походах русской армии. Занявшись устройством музея, отец Алексий свел знакомства с антикварами во многих городах Германии, а также объездил места, где бывали русские, и обращался за содействием к представителям России в Германии. Так в музее Свято-Князь-Владимирского братства появились русские иконы, кресты, медали, старинные монеты и бумажные деньги, картины, гравюры и скульптурные произведения. Посещение библиотеки и музея порой заканчивалось чаепитием в семейном кругу отца Алексия. При братском доме также существовала и гостиница для русских людей, приезжавших в Берлин для научной работы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

При самом же поступлении в приход новый член церковного клира должен был пройти почти через всю лествицу епархиальных властей, причем вполне обозначался характер его последующего отношения к епархиальной администрации. Общий порядок ставленнического делопроизводства в XVIII в. оставался один и тот же, какой существовал в XVII в. и о котором сохранилось подробное известие в грамоте п. Иоакима 1675 г. по поводу доклада ему из патриаршего казенного приказа о порядке производства ставленников при прежних патриархах. По описанию доклада патриарх производил сначала экзамен ставленнику и благословлял подавать прошение на место; потом ставленник шел на исповедь к крестовому иеромонаху, который после исповеди свидетельствовал о его достоинстве; затем уже подавал прошение в казенном приказе, где его записывали в книгу и взимали с него пошлину – рубль и больше; после поставления записывали новопоставленного в книгу и опять брали с него пошлину в рубль, больше и меньше, как у которого владыки приказано; на челобитной ставилась помета о посвящении, после чего ставленник должен был явиться с ней опять в казенный приказ для ее записки в книгу и вклейки в столбец; после поставления ставленник несколько времени учился у кого-нибудь из соборян церковному чину, тоже за известную плату; а между тем патриаршие дьяки готовили ставленную грамоту, прикладывали к ней печать, записывали ее в книгу и представляли патриарху на подписание; по обучении ставленник получал ее в тиунском приказе, причем опять платил пошлину. Сумму всех этих платежей доклад вычислил рубля в 4 и больше. Помилосердовав о ставленниках, «да не тая ж бы им волокита и лишние убытки учинились», патриарх издал определенное постановление о цифре сборов с значительным ее уменьшением; перечисляя лица, которым следовало брать со ставленника пошлины, грамота определяет: протопопу ризничему брать 3 алт. 2 ден., тресвятским двоим черным попам по 3 алт. за то, что будут выдавать свящ. чину антиминсы и миро безденежно; дьякону той же церкви 10 ден., дьячку 4, пономарю 2 ден.; филипповскому попу 3 алт. 2 ден., дьячку и пономарю по 2; певчим дьячкам по 3 алт. 2 д. на клирос; певчему за подьякское учение 6 ден.; подьякам трех станиц по 2 алт. 3. д. на станицу и по 6 д. на остальные 3 станицы; соборным пономарям 4 ден.; подьячему от записи ставленника в книгу по поставлении 6 ден.; за вписание имени в ставленную и другие записи 2 алт.; сторожам за печать 6 ден.; келейному старцу 2 д.; истопникам 8 ден.; за поставление в казенный приказ 23 алт. 2 д. Всего велено брать с ставленника за посвящение в попы 2 руб., во дьяконы половину 763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Кошмары кончаются – такого знания у ребенка нет Учитель Лариса Артемова о ситуации в 57 школе и детских травмах 8 сентября, 2016 Учитель Лариса Артемова о ситуации в 57 школе и детских травмах «Один мой известный коллега часто повторяет: “Педагогика – это искусство дистанции”. Верно отражает суть нашей работы. К тому же это ведь творческая профессия. У нас могут быть и творческие удачи, и провалы. Всегда велик риск. И твой провал – это не просто тебя освистали. Тут другая цена риска. С одной стороны, мы художники, с другой – рискуем, как врачи. Такова наша профессия». Преподаватель Филипповской школы Лариса Артемова – о том, почему учитель может быть смертельно опасен и что мешает подросткам сказать «нет». Хорошее воспитание мешает сказать «нет» – Для вас, как для учителя, мучительна эта ситуация? – Эта ситуация, думаю, для многих мучительна, потому что страшно идти в класс – всплывает в памяти всё, что ты когда-то делал не так. И страшно подходить к детям, и хочется, чтобы Суд Божий именно над тобой уже был побыстрее. И говорить на эту тему очень страшно. Лариса Артемова – Лариса Марселовна, часто учитель и ученики сближаются, начинают дружить. Где найти эту тонкую грань, хороша ли такая дружба? – Это каждый раз ответственность учителя. Конечно, есть вещи, которые нельзя переступать. Но, в любом случае, это каждодневный риск. Я знаю и детей из 57 школы, и некоторых учителей (они все очень хорошие, очень яркие) – и понимаю, насколько им тяжело сейчас. Вообще, если бы можно было решить это всё тогда, давно, внутри школы – конечно, это было бы куда более бережно. – Может ли сам ребенок почувствовать нарушение этих тонких границ? – Нет. Ребенок вообще не может этого понять и почувствовать. И он вообще не может нести за это ответственность, я в этом уверена. Ни в какой степени. – Почему, вы считаете, так получилось, что дети в 57 школе оказались не готовы к тем вещам, которые там происходили? С ними мало говорили об истинных и ложных ценностях и о том, что же такое человеческие взаимоотношения?

http://pravmir.ru/koshmaryi-konchayutsya...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 главных проблем школы будущего 17 мин., 31.08.2015 На 10 самых больных вопросов об образовании в современном мире отвечают наши эксперты: руководители школ, учителя, вузовский преподаватель. 1. В чем причина кризиса образования в мире? Михаил Поваляев, директор московской частной Филипповской школы: Сейчас утрачено различение между «образованием» в широком смысле (включающем в себя всякое научение чему-нибудь) и образованием в собственном смыс­ле (процессом, после которого человек может прочитать любую книгу и понять ее содержание). Якобы это произошло в результате взрывного роста объема если не знаний, то знаниеподобной информации. Для неквалифицированного наблюдателя знания и знаниеподобная информация неразличимы. На поверхности «образование» как куча мест (и даже не мест), где молодежь учится, переживает расцвет, на него тратится много денег, ему уделяется много общественного внимания. Александр Ковальджи, старший методист лицея «Вторая школа», г. Москва: Причин, я думаю, много. Попробую обозначить некоторые из них. Первая — превращение системы образования в конвейер, обезличивание ученика и учителя, внедрение «педагогических технологий», которые якобы могут заменить живого учителя или превратить учителя в ассистента при обучающей компьютерной программе. При этом поговаривают, что такому ассистенту даже не обязательно знать предмет, достаточно только поддерживать технологический процесс. То есть происходит отчуждение учителя и ученика, замена учителя роликами с уже записанными лекциями и компьютерной программой для выдачи упражнений и контроля усвоения материала. Ученик в этом случае — некая «болванка», подлежащая обработке по заданным алгоритмам. Подход очень соблазнительный с экономической точки зрения. Читайте также: Смерть диплома: как будут учить через несколько лет? На мой взгляд, это недопустимая крайность, которая роботизирует ребенка, унижает его достоинство и не будет создавать естественную мотивацию к учению. Живой учитель способен адаптироваться к детям, способен организовать с ними и между ними диалог, а компьютерная программа на это не способна.

http://foma.ru/10-glavnyih-problem-shkol...

В Архангельской области после реставрации открыли Почезерский храмовый комплекс XVIII века 13 августа 2018 г. 20:14 12 июля 2018 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, в деревне Филипповской в Кенозерском национальном парке Архангельской области после реставрации открылся памятник федерального значения — Почезерский храмовый комплекс XVIII века, сообщает информационное агентство ТАСС . Освящение храмового комплекса совершил епископ Плесецкий и Каргопольский Александр . Реставрационные работы в храме, включающем зимнюю и летнюю церкви, а также колокольню, соединенные переходами, что нетипично для северной деревянной архитектуры, велись с 2001 года. «Это важно для Архангельской области, для всей России. Почезерский храмовый комплекс — выдающийся памятник русского деревянного зодчества. Ансамбль-тройник, который включает в себя две церкви и колокольню», — сказала директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская. «Когда-то на Русском Севере их было 150, а сейчас осталось всего шесть, — продолжила она. — Среди них наш Почезерский комплекс. Он совершенно редкий для русского деревянного зодчества, потому что у него две церкви и колокольня объединены в единый комплекс галереями и переходами». С 2001 года финансирование работ осуществлялось директоратом по культурному наследию Норвегии и Министерством культуры России. В 2002 году российские и норвежские специалисты впервые в России осуществили уникальную операцию по подъему 200-тонной шатровой церкви Происхождения Честных Древ с помощью технологии лифтинга и замены венцов в теле памятника, не прибегая к его раскатке. В 2008-2009 годах была воссоздана несохранившаяся ограда вокруг храмового комплекса на основе редких фотографий этнографа и иллюстратора Ивана Билибина, сделанных в 1903 году. Завершение реставрационных работ стало возможным благодаря поддержке российских властей. «Впервые в России была реализована на практике концепция единства природного и культурного наследия, впервые в России была преодолена ведомственная разобщенность», — сказала в своем выступлении на открытии Елена Шатковская.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010