Чтó разумеется у св. Павла в данном изречении? – на это с замечательным единодушием отвечают в смысле человеческого предбытия Господа. По мнению Баура, «как νϑρωπος ξ ορανο, Он есть вышемирное, предсуществующее начало» 1142 , почему «Апостол (будто бы) принимал двоякого первочеловека – земного, который искони был κ γς χοκς и обладал психической натурой, и небесного, прототипического, который пребывал на небе, пока в определенное время не явился во плоти в качестве δετερος νϑρωπος ξ ορανο» 1143 . При этом «ξ ορανο, соответствуя κ γς, не означает, конечно, что Он сошел с неба на землю, но лишь то, что это из неба происходящее небесное бытие» 1144 ; «это небесная личность, в урочный момент ниспосланная Богом в мир» 1145 . Следовательно, «Он небесного происхождения и был небесным человеком еще до земной жизни», когда – чрез воскресение – «прототипически проявил в Себе духовное человечество» 1146 . «По отношению к Адаму и его потомкам Он – второй человек, с неба и небесного существа. Потом Он делается полным обладателем божественного Духа и даже прямо может быть назван Духом. Тем не менее Он представляется в рамках человеческого образа с духовным телом и мыслящим в Духе Божием разумом» 1147 . Выражение «ξ ορανο указывает на небесное возникновение» и убеждает, что благовестник «исторического Иисуса Христа переносил в вечность» по «Его проекзистенции» 1148 . Точнее это бытие описывается в таком виде. «Павел разделял связанное с изображением книги Бытия о двояком сотворении человека мнение насчет двойственной формы существования человека, допуская человека первого и второго, первого и последнего Адама, названного так потому, что в исторической действительности выступает в мировом течении сначала душевное, потом духовное. Первый Адам есть прототип человека в психический мировой период, второй Адам – прототип (верующего и воскресшего) человека во второй пневматический период. Оба эти Адама преднамечены уже в истории творения. Первый человек, Адам, прах от земли, стал душой живой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

У Афраата нет концепции рождения Сына в тринитарном аспекте, а только в контексте икономии. Интересно отметить, что персидский мудрец возражает нечестивцам, считающим на основании 1 Кор. 15, 45, что есть два Адама. По мнению Афраата, существует только один Адам, задуманный в мысли Бога прежде всякого творения, а затем рожденный, одушевленный и помещенный в рай. Но единый Адам получает две характеристики: «земной», поскольку он согрешил и изгнан из Эдема, и «небесный», поскольку Он воистину Сын по воле Бога и происходит от Бога. Таким образом, Адам-Мессия может в одно время сидеть одесную Бога и ходить по земле. Христос осуществляет восстановление первоначального порядка через восприятие тела. Мессия является свободным человеком, который соглашается облечься в последствия греха вплоть до смерти . В отличие от Афраата, прп. Ефрем учит о двух Адамах, являющихся коллективными личностями. Церковь также мыслится им как коллективная личность. Однако прп. Ефрем мало говорит о роли Христа как главы восстановленного человечества . Сирийские авторы часто представляют первозданного Адама одновременно мужчиной и женщиной. Иаков Афраат и прп. Ефрем Сирин считают, что половая дифференциация появилась вследствие смертности и будет упразднена в раю. Интересно, что прп. Ефрем полагает, что рай является горой. Эта идея основывается на библейских источниках (Иез. 28, 12-18; Ис. 14, 12-15), межзаветной литературе («Книга Еноха») и восходит к месопотамской мифологии, в которой мир представлялся горой и символизировался зиккуратами . Учение о первочеловеке-андрогине присутствует у Платона , Филона Александрийского  и в «Герметическом корпусе» . «В александрийское богословие проникло и получило дальнейшее развитие гностическое учение о тождестве библейских “кожаных риз” с земным (различным и мужчин и женщин) телом, добавленным к тонкому телу души после грехопадения» . Также согласно свт. Григорию Нисскому, разделение на полы было сделано Богом в предвидении грехопадения для размножения людей .

http://bogoslov.ru/article/6175350

Митрополиту Антонию, видимо, нравится опрометчиво прелестная мысль о подобии земной жизни людей некоторой исправительной школе. Развивая ее, он рисует в привлекательных, ласкающих тонах картину давно прошедшего и настоящего. «Бог, – говорит он, – провидел волю каждого из нас как подобную воле Адама и Евы, т.е. по существу не злую, но непослушную и горделивую и, следовательно, требующую исправительной школы, которой и является наша земная жизнь, постоянно смиряющая наше упрямство, в чем эта школа и достигает успеха в лице почти всех своих воспитанников, которым суждено бывает пройти ее полный курс, т.е. дожить до глубокой старости (хотя бы в языческой вере)... » (Догмат Искупления, с. 52). Но Святые Отцы изображают 40 падение равноангельных первочеловеков как самую мрачную духовную катастрофу: «Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу» (1, 7). «Сатана облек душу грехом, все естество ее, и всю ее осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы. Лукавый всю душу облек в злобу свою, то есть в грех... » (2, 1). «Он увлек к себе всего человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, в самый грех , чтобы не смотрел уже как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги поспешали на злодеяние, и сердце помышляло лукаво... » (2, 2). «Когда пал Адам и умер для Бога, сожалел о нем Творец, Ангелы, все Силы, небеса, Земля, все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что данный им в цари стал рабом сопротивной и лукавой тьмы» (30, 7. Св. Макарий Великий . Добротолюбие). Увы, Митрополит Антоний не побоялся так противоречить Богоносным Отцам Церкви. Ведь он, конечно, знает, как они живописуют грехопадение прародителей и тем не менее сознательно противопоставляется Святым Отцам. Он силится представить это событие в иных – симпатичных, мягких, ласкающих тонах. Воля их совсем – «не злая», не богопротивная, не богоборная, а всего лишь детски «непослушная». О них нельзя сказать, что они «горды», самое многое – слегка «горделивы». Духовное состояние мира, согласно благовестию Христову: «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5, 19 ), Митрополит Антоний определяет словом «упрямство», которое преодолевается перевоспитанием в «исправительной школе», т.е. в мировой жизни. Эта «школа», по Митрополиту Антонию, «достигает (замечательного) успеха». По его оценке, «достигают успеха почти все ее воспитанники», вне зависимости от принадлежности к разным верам, к разным религиям, в том числе даже и «языческой веры»...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Имеются разные способы увидеть и понять заданность. Самый трудный – вглядываясь в себя, отыскивать наиболее чистые, глубокие и первозданные качества и способности; соединять их в мыслимое и одновременно живое, максимально полное единство. Этот путь требует большого ума, долгой работы, наблюдательности и умственной честности – соединение очень редкое. Другой способ через Евангелие и церковь увидеть живой облик Совершенного Человека – Христа. Но для этого уже нужно начать жизнь, связанную с Евангелием и церковью – жизнь веры. Наконец третий путь – в крайне лаконичных образах ветхозаветной Книги Бытия раскрыть для себя лик Первочеловека Адама (и Евы), каким он был до грехопадения. ...Он был прекрасен. Он был велик как создание Божие. Он был умен и премудр. Его способности к познанию, целостному и объемному, были несравнимы с аналитическими способностями падшего разума. Если можно говорить о каком-то прогрессе умственной деятельности от Адама древнего до Адамов наших дней, то необходимо помнить, что это прогресс падшего ума, ибо с падения, собственно, и началась человеческая история. До начала истории, до падения, ум великого Адама был несравненно прост и мощен. Адам был великодушен. Он был чист и честен. Его душа была направлена к Богу. Свет Божества наполнял душу Адама. Он был в мире с Богом, с самим собою и с сотворенным миром. Чистая незамутненная любовь составляла содержание его великой души. Человек, это высшее создание творческой силы Божией, и по самому акту творения отличался от прочих созданий Божиих. Если для других созданий достаточно было творческого слова Бога: «Да будет», то перед сотворением человека все три лица Божества вершат предвечный совет, на котором решено: «По образу и подобию Нашему сотворим человека». Бог, открывший Себя людям в Ветхом и Новом Заветах, решил сотворить и сотворил нашего праотца по образу и подобию Своему. О, великий праотец Адам! Все мы отчасти узнаем и тебя – узнавая себя и очищая себя. Лишь с помощью церковного знания и наших религиозных интуиций мы вникаем в эти великие слова: по образу и подобию. Мы, люди, кое-что и не всегда неверно знаем о себе, по простой догадке, по простому знанию, которое дается наблюдением, ощущением, интуицией и рассуждением, и это знание личное координируется со знанием богооткровенным, открытым Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В христианстве эта традиция была продолжена и развита. Апостол Павел учил о двух Адамах: Ветхом и Новом. Второй есть не что иное, как Церковь, глава которой — Христос [ 20 ]. Во II веке Климент Александрийский писал, что множественности людей предшествовало их духовное единство в Адаме [ 21 ]. Согласно св. Григорию Нисскому «сотворенный человек не имеет особого имени, это всечеловек (курсив мой. — А. М.), то есть заключающий в себе все человечество» [ 22 ]. Этот «Адам» был создан единственный раз, и именно в нем был запечатлен «образ Божий». «Это, — замечает св. Григорий, — понятая как целое» [ 23 ]. Она существует и поныне, воплощаясь в индивидуумах, но сохраняя при этом свое единство. есть человеческая природа.   Мысль о человечестве как целостном «Адаме» отражена и в богослужебных текстах Церкви. В них постоянно говорится о Христе, который пришел в мир спасти «Адама». Видеть в подобных словах одного лишь Первочеловека нет оснований. Точно так же и философская интуиция, и наука открывают это существенное единство человека. О нем говорят и биологические, и социальные, и психологические узы, связующие вид Homo Sapiens. О. Конт называет его Великим существом. Сознание целостного «Адама» отражено в творчестве Вяч. Иванова и А. Сент-Экзюпери. Юнговское понятие о «коллективном подсознательном» также указывает на глубинную связь общечеловеческого духа. Аналогичные процессы, происходившие в умственной жизни разделенных между собой народов древности, есть косвенное тому подтверждение. Вся метаистория есть история единого Адама. «Под Адамом, — говорит Вл. Соловьев, — разумеется не отдельное только лицо, наряду с другими, а всеединая личность (курсив мой. — А. М.), заключающая в себе все природное человечество» [ 24 ]. Мысль Соловьева продолжает С. Булгаков. Он пишет: «Адам не имеет индивидуального лица в том смысле, в каком мы его теперь понимаем. Он не есть только порядковая величина». Человек един. Индивиды в его духовном организме есть «только всплески, ипостасные явления единой человечности» [ 25 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

АДАМ КАДМ0Н . (евр. " adam qadmon, «Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К. — иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса; как и последняя, оно соотносимо с образами Пуруши и Гайомарта в индо–иранской традиции. Его специфика выявляется в контексте интерпретации библейского рассказа о сотворении человека: некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2:7), и Адама, сотворенного «по образу и подобию Божьему» (1:27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А. К. мужского и женского начал (очень древний и распространенный мифологический мотив двуполости первочеловека). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность Бога; поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, I–II вв.), согласно которому человек был сотворен «по образу» не Бога, но А. К. Филон Александрийский (I в. до н. э. — I в. н. э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи: «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике XIII–XVIII вв., трактующей А. К. как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью Бога и Его Самоопределением через полагаемые Им же формы. В «Зогаре» («Книга Сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по–видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «Святым Старцем» (т. е. Богом) для Себя Самого (талмудический трактат «Идра рабба» 144а). Символ А. К. был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»). АДОНАИ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Узко национальный эгоизм отразился и на учении о предсуществовании грядущего избавителя Израиля: Мессии приписывается домирность не ради собственного его величия, а ради большего возвышения славы Израиля, судьбе которого всецело подчинена его личность; в своем домирном бытии он является только выражением домирного попечения Иеговы об Израиле 618 . Иудейское представление о предсуществующем Мессии не только не имеет ничего общего с христианским учением о Сыне Божием, как вечном отображении сияния славы Отчей, но не может быть поставлено в связь и с учением о домирном прототипе человечества, идеальном первочеловеке или небесном Адаме; учение это встречается только в позднейшей иудейской письменности; но немецкие ученые хотят отнести его происхождение ко времени составления иудейской апокалиптики, чтобы поставить в зависимость от него своеобразно понимаемое учение св. Апостола Павла: «первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба; как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15: 47–49 ). Чтобы отыскать хотя бы проблески такого учения в иудейской письменности послемаккавейского периода, нужна богатая творческая фантазия или тонкая казуистика талмудистов-толковников. Учение об идеальном и небесном прототипе человечества в первый раз встречается только в каббалистической книге Зогар, которая была написана около 1300 года после Рождества Христова 619 , хотя, конечно, в нее вошли и некоторые древние предания. По учению этой книги, вся сила божественного совета излучилась путем эманации на Адама Кадмона, который есть перворожденный сын Божий и идеальный образ или прототип всего мира; не только человек, но и вся природа является его отобразом; он есть начало и источник, из которого истекает все существующее, начиная с сефиротов и кончая видимым миром; в человеке этот небесный Адам ( ) отображается главным образом в духовной природе, но однако и в телесном организме есть некоторые свойства небесной сущности 620 . Этот небесный или премирный (supernus) Адам является по учению Каббалы и прототипом Мессии, а иногда он прямо даже отождествляется с последним 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

191 Венгр по происхождению, Моисей был братом Георгия, убитого вместе со своим князем Борисом Владимировичем по приказу Святополка Окаянного в 1015 г., о чем подробно рассказано в Житии Бориса и Глеба. Гривной в Древней Руси называлась не только денежная единица, но и драгоценное украшение, надевавшееся на шею, знак отличия. 192 Речь идет об одной из сестер Ярослава Мудрого, которая в 1018 г. попала в плен к польскому королю Болеславу I и была сделана им наложницей. 193 В 1016 г. Ярослав Мудрый одержал победу над Святополком Окаянным, который бежал в Польшу к королю Болеславу I Храброму. Святополк был женат на сестре короля и с его помощью через два года он вновь захватил Киев. Польские войска были размещены «на покорм» по окрестным городам, что вызвало недовольство народа. В результате народных выступлений уже в 1018 г. Болеслав был вынужден покинуть Русь и с остатками дружины, военной добычей и русскими пленниками вернуться в Польшу. 194 Адампервочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом по образу и подобию своему из праха земного. Увлеченный своей женой Евой, Адам нарушил заповедь Бога и вкусил плод с древа познания добра и зла, за что оба были изгнаны из рая (см. Быт. 1–3 ). 195 Самсон – сын Маноя из колена Данова, из города Цора, по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физической силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Самсона ослепили и заковали в цепи. Когда волосы у плененного врагами Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне. Обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в Книге Судей ( Суд. 13–16 ). 196 Соломон – сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в Израильско-Иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Ему приписывается составление следующих библейских книг: Песнь Песней Соломона, Екклезиаст, Притчи Соломона. С увеличением богатства посредством торговли и дани от подвластных народов в нем проявилась страсть к роскоши и чувственным удовольствиям, особенно к вину и женщинам. В гареме Соломона содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большею частью были язычницами. Предоставив женам свободу вероисповедания, он позволил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. Подробнее см. Втор. 17:17 ; 3Цар. 4:20–34, 11:1–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Страсть сердца, когда она особенно сильна и постоянно, как привычка, остается в одном и том же состоянии, вследствие чего она становится силой, способной более или менее легко получить согласие нравственной воли, такая страсть называется похотью. Различают похоть почести или гордость и похоть благ этого мира или любовь к богатствам. Влечения чувств, когда они становятся особенно сильны и постоянно стремятся увлечь за собой волю, называются похотью плоти или чувственностью. Первый человек всесилием его нравственной воли был изъят от похоти, хотя в нем сохранилась способность грешить и оставалась практическая возможность похоти. Это изъятие было вторым сверхприродным даром. 3) Как вследствие особого божественного воздействия первый человек не испытывал никакого труда в деле управления своими страстями, так он не встречал никаких затруднений при совершении своих внешних дел. Так к изъятию от нравственной скорби, вызываемой грехом, присоединялось в нем изъятие от страдания, вызываемого тяжким усилием. Это – третий сверхприродный дар. 4) К этим трем дарам Творец присоединил еще изъятие от неведения через сообщение Адаму высшего знания о вещах божественных, о мире и человечестве, основателем которого и предстателем пред Богом он был. Размеры этого знания Перрон определяет так: Адам знал все то, что ему было необходимо знать в его положении. Существование такого знания предполагается теми обязанностями, которые Адам должен был выполнять, и обусловливается другими, полученными им, дарами. Гораздо менее ее можно основывать на тех или других текстах ( Быт.2:19–20 ; Прем. Сир.17:5 ). Вопрос об этом даре ни explicite, ни implicite не содержится ни в каком соборном определении. Как высказывалась церковь об этих дарах? Дар изъятия от смерти, сообщенный первому человеку, есть истина веры, определенная на пленарном карфагенском соборе 418 г., акты которого были одобрены папой Зосимой. Эта доктрина была принята тридентским собором под формой, заимствованной у ап. Павла, что смерть поражает всех людей в наказание за грех, в котором они рождаются, как происходящие от грешного Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус. Евангелие от Матфея (а с ним – и весь Новый Завет) открывается родословием Спасителя. Подобные книги родства мы видим и в Ветхом Завете . В книге Бытия это родословия Адама, сынов Ноевых, Фарры (отца Авраама), Измаила, Исаака и Иакова. Конечно, о потомках Каина в книге Бытия тоже сказано, и довольно подробно. Но надписания «книга родства» в этом случае нет – Каин и его потомки как бы выпали из течения человеческой истории, которая одновременно является историей Божия Промысла . В Ветхом Завете родословие надписывается именем родоначальника. «Вот родословие Адама…» (Быт 5) – читаем мы о потомках первочеловека вплоть до Ноя и его сыновей. Но в Евангелии книга родства надписана именем Богочеловека – далекого потомка Авраама. И мы понимаем, почему это так: вся эта цепочка поколений, все эти незабвенные имена – они имели не только причину, но и цель: воплощение Бога от Девы, пришествие обетованного Мессии на землю. И вот теперь это обетование сбылось, цель достигнута: Сын Божий становится Сыном Девы. Родословие, которое мы слышим сегодня, свидетельствует, что Господь Иисус Христос, наш Творец и Спаситель, вписан в историю Своего народа, в историю человечества. Его рождение, земная жизнь, смерть и воскресение – центральная, важнейшая страница всемирной истории. Но и прочие страницы этой великой книги остаются на своем месте, и нам по-прежнему дороги и повествования о ветхозаветных праведниках – Ное, Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе, и их родословия. Мы помним эти имена и дорожим ими. Дороги нам и иные имена. Когда в храме или дома мы молимся о упокоении в Небесном Царствии душ наших родственников, друзей, всех тех, кого мы любили и продолжаем любить, мы просим Бога сотворить им вечную память. Да и сама молитва о живых и усопших нередко называется поминовением. На проскомидии священник вынимает частицу из отдельной просфоры «в честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» – мы осмеливаемся напоминать Богу о Его Пречистой Матери!

http://pravmir.ru/ivan-bozhij/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010