Но в сотворение материального мира вмешивается плерома, и в результате созданный Иалдабаофом Первочеловек (Адам Кадмон) получает частицу подлинного бытия, которая чрез цепь рождений передается его потомкам, так что всякий человек ощущает себя чужеземцем в этом материальном мире и страдает от своего пребывания в нем, потому что подлинная родина человека – плерома. Но высшие эоны Ум и Истина рождают Христа и Святого Духа – Пневму, которой усваивается женское начало; они успокаивают Софию. Затем Христос разъяснил всем эонам их истинную природу, а Святой Дух водворил между эонами блаженное равенство, после чего каждый из эонов и вся плерома производят совершенные создания в честь и славу Источной Глубины (Вифоса). Эманацией плеромы становится Иисус, Который по имени Своего Отца именуется также Христом и Словом (Логосом), а по призванию Своему должен спасти погибшее. В конце времен Он должен создать сизигию с отверженным порождением Софии Ахамот Энфимисис. В изложении святителя Иринея Лионского система другого гностика – Василида, уроженца Сирии, переселившегося в Александрию, где он давал уроки при императоре Адриане, а в конце жизни побывавшего в Иране, не многим отличается от учения Валентина. В этой системе нерожденный и неименуемый Отец путем эманации из себя самого порождает светоносную гебдомаду – седмерицу эонов: Ум (Нус), Слово (Логос), Разум (Фронисис), Мудрость (София), Силу (Динамис), Справедливость (Дикэосини) и Мир (Ирини), в своей совокупности составляющих высшее небо. Эти семь эонов производят внешний духовный мир, который включает начала, власти, ангелов. Это – небесная сфера, онтологически стоящая ниже высшего неба. Развитие не останавливается на этом, и путем эманации одна небесная сфера производит другую, так что общее число сфер – 365. Это число, написанное греческими буквами, образует таинственное слово «абраксас». В результате такой ступенчатой эманации гебдомада во главе со своим архонтом, находящаяся на периферии светоносного мира, приблизилась к пределу материи и хаоса, враждебного свету, который, нападая на царство света, отторгает от него светоносные частицы, погружая их во мрак материи.

http://pravoslavie.ru/35592.html

Ибо она и вправду имеет в себе некую схожесть с грехом: поначалу нечто услаждающее, а позже – колкость от листьев и липкость по причине сока. Были и такие, кто под древом этим неправо разумели плотское познание Евы Адамом. Преступив убо и смертною облекся плотию, и клятву взем изгнан бысть рая: и пламенному оружию сего врата повелено бысть хранити. Сей же прямо седя плакаше, коликих благ лишися, за еже не поститися ко времени: и из онаго весь род оному равных приобщися, дондеже создавый нас, наше помиловав естество, погибаемое сатаною, от Девы Святыя рождся и изрядне пожив, путь нам показав, сопротивными оному, рекше, постом и смирением, и победив хитро нас прельстившаго, и паки в древнее достояние приведе. Итак, преступив заповедь, облекшись в смертную плоть и получив проклятие, изгоняется первочеловек из рая, и дается ангелу повеление охранять его врата огненным мечом. И усевшись напротив рая, плакал Адам о том, скольких благ лишился, не сохранив в надлежащее время пост. Из-за него весь род подобных ему приобщился тому же, доколе Создатель, сжалившись над нашим естеством (ибо оно самим сатаной было осквернено), родившись от Святой Девы, безгрешно пожив, путь нам указав чрез противоположное невоздержанию (то есть пост со смирением) и победив лукаво обольстившего нас, не возвел человека в первоначальное достоинство. Вся убо сия богоноснии отцы представити хотяще, всею триодию прежде убо ветхая предлагают: ихже первое создание: и от пищи испадение адамово, егоже ныне память творим: таже и прочими моисейскими и пророческими, и вящши давидскими словесы, и некая тогда от благодати прилагающе. Таже по чину и яже Новаго завета: ихже первое есть благовещение, смотрением Божиим неизглаголанным во Святей четыредесятнице присно обретаемо: Лазарем же и цветоносием, и Святою Великою седмицею священным прочитаемым Евангелием: самым же Святым и Спасительным Страстем Христовым по тонку певаемым. Таже и Воскресением, и прочими даже и до сошествия Святаго Духа священным деянием прочитаемым, како проповедь бысть, и Святых всех собра: деяния бо Воскресение извествуют чудес ради.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

По Филону, вследствие такого именно взгляда, подобие Логоса есть и в природе неодушевленной, на которой напечатлены, хотя и не так ясно, как в человеке, божественные идеи. Понятно, что и «небесный человек», как называется Логос у Филона, и на что также указывает Гфререр 487 , есть понятие идеально–типичное, как Адам Кадмон каббалистов, или первочеловек иранцев, или, наконец, идеал и первотип человека, Озирис и Дионис. Небесный человек, иначе человек по образу Бога или Божий, как называется иногда у Филона Логос 488 , очевидно, не то, что земной человек, и сам Филон указывает эту разность, говоря, что истинный, ρθς λγος только в этом вечном или небесном человеке, а истинный разум, по его воззрению, как он существует в идеале всего, Бог, неопределим и бескачествен. Старший сын Божий не есть необходимо существо личное потому только, что младший, меньший, т. е. человек, имеет бытие личное. На совершенство бытия Филон вовсе не смотрел с точки зрения личности; скорее смотрел он с противоположной точки зрения; иначе – Бога, высшее благо, не определял бы, как бытие ποιον. Наконец, Гфререр указывает особые места, в которых, по-видимому, Филон усвояет Логосу возможность явления в чувственном образе и прямо приписывает ему своего рода воплощение или внешний вид и оболочку, подобную той, в какой являлись и низшие ангелы; из этого Гфререр хочет сделать заключение к личному существованию Логоса 489 . Таково, по его словам, мнение Филона о том, что ангел, явившийся Агари и низведший огонь на Содом, был Логос, что он же являлся в облаке, которое шло перед евреями при их путешествии из Египта. Таково особенно то место, где рассказывается о явлении Бога Моисею при купине. Здесь, описывая явление горящего, но несгорающего куста, Филон говорит: «из средины пламени проникал или виднелся некоторый образ, прекрасный, ни с чем видимым не сходный, богоподобный облик, блистающий яснейшим светом, который можно принять за образ самого Сущего» 490 . Но принятие чувственной формы на время, как мы говорили уже, не только согласно с отвлеченно–пантеистическим воззрением на божество и божественные силы, из него истекающие, но и допускалось, по преимуществу, во всех подобного рода воззрениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Очевидно, о дуализме здесь не может быть и речи: подобное начало ведет к каббалистическому пантеизму Эти атрибуты наассены называли еврейскими словами Ис. XXVIII, 10, 13: kaulakau, Saulasai, Zehsar, (Zehrsam)). Здесь дважды повторяются слова: «заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного» (sav la sav, kav la kav, ze ir sam, ze ir sam). Это, очевидно, новое свидетельство о восточном происхождении ереси. Змей является здесь как agaqodaimwn («благой демон»), открывший и научивший людей самопознанию, которое должно разрешиться совершенным ведением, то есть познанием Первоадама. Все атрибуты первочеловека нисходят на искупителя, Иисуса сына Марии, и в Нем повторяется снова их единение. В этой последней черте можно, конечно, видеть просто воспроизведение общехристианской идеи богочеловечества, но, может быть, здесь уже параллель каббалистических рассуждений, что душа Адама воплотилась снова в Давиде и Мессии, потому что А Д М=Адам Давид Мессия. Весьма близко к этой первичной форме офитства стоит учение ператиков, называвших себя так потому что они обладали ведением, как можно perasai thn jqoran, победить тление. Они признавали trias, троицу принципов, to agaqon agennhton (нерожденное благо), to agaqon autogeneV (саморожденное благо) kai to gennhton (и рожденное). Соответственно этому все в мире носит печать троичности. В низший третий мир нисходят семена всех возможных сил из мира нерожденного и саморожденного. Третий мир должен подвергнуться погибели; цель искупления — спасти то, что происходит из высших двух миров. Мировую историю ператы представляли в виде комментария на исход евреев из Египта. Чтобы избавиться от рабства материи (телу) — Египту, нужно пройти через Красное море — Кронос — символ смерти, где гибнут все ulikoi, все неверующие египтяне; затем нужно пройти через Синайскую пустыню — временный мир, в которой царят огненные губительные змеи, языческие боги (звездные); но здесь на помощь является истинный змей, kaqolikoV ojiV, Христос–Искупитель, Сын Отца, Слово, по происхождению принадлежащий нерожденному миру Он посредствует между горними мирами и низшим, подобно змею, то возносясь к Отцу, то приклоняясь к земному и запечатлевая его божественными силами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

и до конца Средневековья, в интеллектуальный оборот исламского мира было введено несколько десятков тысяч произведений, прямо соотносимых с греко-римским интеллектуальным наследием, – переводов практически всех древнегреческих и эллинистических мыслителей, философов, ученых (физиков, алхимиков, географов, астрономов и астрологов, знатоков медицины, экономистов- " домоводов " , ботаников, зоологов и т.д.), этиков и политиков; комментариев на них и кратких их изложений, оригинальных сочинений мыслителей – мусульман, подключившихся к рационалистической греко-римской традиции; большое количество апокрифов, приписывавшихся Платону, Аристотелю, практически всем древнегреческим и эллинистическим мыслителям и ученым. (Расчеты приведены в книге: А.А. Игнатенко. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М.: " Мысль " , 1989. Отсылаю читателя к этой публикации из-за обилия фактуры, которая не может быть воспроизведена в рамках статьи.) Дело доходило до того, что для некоторых средневековых исламских мыслителей Аристотель оказывался своего рода вдохновителем одного из пророков ислама по следующей головокружительной логике. Знаменитый Зу-ль-Карнейн, или " Двурогий " , о котором говорится в Коране, включался в линию пророков истинного единобожия, среди которых были и первочеловек Адам, и Моисей (Муса), и Соломон (Суляйман), и Иисус (Иса), и ассоциировался с " покорителем Запада и Востока " Александром Македонским, а того, как было известно мусульманам, в детстве наставлял и обучал Аристотель... Иные, подобно Аверроэсу (Ибн-Рушду), уравнивали " законоустановительную мудрость " пророков и философов, фактически ставя знак равенства между богоданной религией и рационалистической философией, которая была в эпоху средневековья универсальной и всеохватной наукой... " Европеизация " исламской культуры, если отвлечься от бесконечной массы деталей, заключалась в восприятии мусульманами особого способа мышления – платоновско-аристотелевской логики (и шире – эпистемологии) общего и абстрактного.

http://religare.ru/2_34086.html

Уже тронутые тлением тела святых, убитых в первом столкновении с неверными, когда их привели на дыбу, следовавшие за ними к месту казни язычники на шестой день после их мученичества, то есть накануне июньских ид, в неожиданной вспышке жестокости предали ужасному пламени, и даже потерявший форму тел пепел, которые они смогли собрать из кострища, бросили в бездонную глубину бурной реки, чтобы останки мучеников не принесли пользу христианам, побуждая их к мужеству. Все сообщество язычников, бранившее благочестие, также приступило к Господу с криками, потому что во время казней Своих [последователей] Он никому из противников не ответил. Они радовались, что отомстили за своего наставника и уничтожили столько людей, презирающих его, и так как никакие необычайные чудеса, которые бы могли внушить ужас этим преступным людям, не помешали им, они говорили: «Если и вправду есть Бог, во имя Которого вы подвергаете себя такой опасности и считаете это истинным мученичеством, или если наш пророк не обладает никакой истиной пророчества, которую, как учил он, ему преподал ангел Гавриил, почему ему доверено проповедовать Слово Божие народам всего мира – закон, который изучают его почитатели, сделался известным благодаря свидетельству этого самого ангела. Когда еще давно невинный первочеловек жил в раю, он созерцал Слово Божие, Которое пребывало в горних в единении со славой блистающей ясности. Говорят, что Адам спросил Творца об этом свете, который, более превосходно сверкая в середине, сиянием умилостивляет Господа, и Тот ответил: «Это истинный пророк, который придет в мир, который, рождаясь от твоего семени, самим именем, испускающим, к твоему удивлению, лучи, назывался Мухаммедом, заслугами которого также и ты, будучи создан, удостоился существовать, – почему вы внушаете какими-то чудесами ужас своим последователям или потрясаете знамениями окружающую вас чернь?» В то время как вы обрекаете себя на бессмысленную смерть из-за какого-то утверждения и не отличаетесь силой чудес, которая бы смогла вынесенное нами суждение изменить касательно вашей погибели, тогда как участи своей вы не помогаете, вы никакого ущерба не причиняете нашему собранию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начала гностических учений (в особенности, напр., Валентиниана) не без основания можно находить уже в каббалистическом учение иудеев 344 . Правда, литературные памятники, содержащие это учение и приписываемые еврейским преданием двум древнейшим раввинам – Акиве (Iezirah) и Симеону-бет-Иохаи (Sohar), жившим в конце 1-го и начале 2-го века по Р. X., стали известны европейским ученым только в 13 веке и написаны, без сомнения, около 8-го века. Тем не менее, самое каббалистическое учение, на которое указывают уже некоторые места Талмуда, необходимо отнести к временам Филона, – на основании положений которого, в связи с восточными мировоззрениями, оно и было развиваемо устно еврейскими раввинами. По каббалистическому учению, первосущество или Бог называемый существом всех существ, древним из древних, есть единый идеальный и реальный принцип всех вещей как в отношении к их возможности, так и в отношении к их действительному существованию. До Его откровения чрез творение все вещи первоначально находились в Его совершеннейшем разуме, как вечные мысли Его вечной премудрости. Кроме того, сокровенному в самом себе до творения мира Божеству присуща троякая первосила – света, духа и жизни. И, вот, когда этот замкнутый в самом себе Бог, в первый момент своего откровения, по каббалистическому выражению, «открыл свой сомкнутый глаз», – из силы света, духа и жизни, присущей этому глазу, истекли свет, дух и жизнь для всего, подобно тому, как из солнца истекают лучи его света, – при чем однако само Божество не испытало никакого изменения и сохранило свое, абсолютное единство. Первым излучением Божества было слово или точнее – речение, соединение мужеского и женского принципа, отец и мать в самом общем их значении, сила зачатия в рождения, изначальное основание всякой действительности, принцип бытия и формы всех вещей, альфа и омега всех миров, перворожденный у Бога совершенный образ и отблеск Его, обладатель всех божеских сил, помазанник Всевышнего, Его священный покров, первообраз всех существ и действительный творец всех вещей, первочеловекАдам Кадмон.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Закрыть itemscope itemtype="" > На развалинах от либерализма. К диалогу марксистов и христианских общественных деятелей на конференции в Словении 06.03.2015 328 Время на чтение 19 минут В Словении 9-12 февраля 2015 года состоялась XXI конференция, организованная Международным общественным Фондом единства православных народов (МОФЕПН), на которую были приглашены парламентарии, ученые, общественные и религиозные деятеля из 24 стран. В конференции приняли участие депутаты Госдумы от всех парламентских фракций, которые в условиях санкций и западного давления представляли позицию России по актуальным политическим и общественным проблемам. В стране, являющейся членом ЕС, парламентарии и ученые из государств, в том числе стран Русского мира, излагали свою позицию по столь чувствительной для Запада проблеме «Достоинство, права и свободы человека: христианское измерение». Основной доклад, с которым выступил президент МОФЕПН, профессор В.А. Алексеев ( http :// www . ifuocn . com / uploads / files /263 f 41 ccacc 1022 f 5 f 8 e 9 fe 47 cfc 28 a 7. doc ), выдержанный весьма критично к политике двойных стандартов Запада и господствующей либеральной доктрине, вызвал довольно напряженную реакцию принимающей стороны, но понимание и одобрение защитников традиционных ценностей и оппонентов либеральной политики. В дискуссии также принял участие заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, доктор политических наук С.П. Обухов (фракция КПРФ). С.П. Обухов (из стенограммы выступления) Здесь, на конференции, я представляю Компартию Российской Федерации, объединяющую в своих рядах носителей и защитников «красных смыслов». Это напоминание в связи с тем, что нам здесь на конференции растолковывали значение, перевод имени первочеловека - Адам, т.е. «красный». Это ремарка для скептиков, говорящих о невозможности диалога коммунистов, марксистов с христианскими общественными деятелями. Тема конференции «Достоинство, права и свободы человека: христианское измерение» позволяет как теоретизировать, так и предлагать практические действия для политиков и общественных деятелей.

http://ruskline.ru/opp/2015/3/6/na_razva...

В платонизме человек осмыслен как носитель духа, но сам дух оказывается внеличным, субстанциальным: нус и пневма — это лишь логико–музыкально–математическая схема (ср. диалог Платона «Тимей»). Платонизм понимает человека как комбинацию двух сущностно разнородных начал: души и тела. Душа принадлежит к миру бестелесных богов–идей, и ее приход в здешний мир — всего лишь падение. Аристотель, в противоположность Платону, настаивает на взаимопредназначенности души и тела. Плотин развертывает платоновское представление о «мировой душе» в теорию монопсихизма (душа, единая в своей сущности, только на уровне явления дробится на индивидуальные души). Позднеантичная мистика создает учение о Первочеловеке как божественном существе, вмещающем всю смысловую структуру космоса (рассматриваемого уже как вторичное по отношению к Первочеловеку); этот образ переходит в христианский гностицизм и в иудейскую мистику каббалы («Адам Кадмоп»), совмещая мотивы платонизма с новой, повышенной оценкой человека сравнительно с космосом. Библейская антропология имеет экзистенциальный и волюнтаристический, не «головной», а «сердечный» характер («сердце» упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Человек осмыслен как пересечение противоречий между Богом и миром, развертывающихся во временном историческом процессе. В своей сотворенности он противостоит несотвореиности Бога, в своей вещности — абсолютному «Я» Бога. Но если его тело «сделано» как вещь, то его душа есть дуновение Самого Бога, и в качестве ие–вещи человек противостоит Богу как партнер в диалоге. Власть Бога над человеком осуществляется как словесно выраженный в «заповеди» приказ от одной воли к другой, и поэтому человек может ослушаться Бога. Человек удостоен «образа и подобия Божия», но, в отличие от природных существ, которые не могут утратить своего небогоподобиого образа, человеку дано самому разрушить свое богоподобие. Его путь, начатый грехопадением, развертывается как череда драматических переходов от избранничества к отверженности и обратно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В самую точку. С НАМИ БОГ! 19. От " ковид-диссидентов " -2 6. Отрицать наличие клеточной линии из абортивного материала в векторной вакцине бессмысленно - это признают сами авторы. Жалкий лепет, что через 50 поколений " не считается " - смешон. От первочеловека Адама нас отделяют десятки тысяч поколений. Так что, встанем на позицию Хама, - будем отрицать, что Адам наш предок? 7. Что будут делать православные жертвы пагубной вакцинации, если РПЦ вдруг осудит применение векторной вакцины (верится с трудом, но всё же)? Изрыгнут из себя вакцину обратно? Устроят массовое покаяние? 8. Мало кто обращает внимание (или это обстоятельство намеренно маскируется), что новая вакцина - это не вакцина в привычном понимании. Это генно-инженерный имплант, меняющий человеческое естество. Само вакцинирование - это массовый генно-инженерный опыт над населением, проводимый без согласия. Он изначально противозаконен, потому что генно-инженерные эксперименты в России запрещены. Новая вакцина де-факто открывает ящик Пандоры, и мы видим, как генные инженеры уже нетерпеливо потирают шаловливые ручки и колбочки. Их есть и на форуме РНЛ. Возможно ли православному пропагандировать евгенические опыты? 9. Вирус мутирует. Вакцина внедряет в геном человека участок, продуцирующий конкретный белок и антитела против него. И эти антитела будут вырабатываться, возможно, всю жизнь. Для другого штамма потребуется новая " вакцина " , новый генный имплант. Через десяток лет люди будут отягощены цепью искусственных генных прошивок, с сомнительной эффективностью, но с вполне очевидными перспективами аутоимунных заболеваний. 10. От себя добавлю, что статьи г-на Юрьева, особенно после его безобразной выходки против о. Владимира, ставлю в игнор. Этого автора для меня отныне не существует. Достойно сожаления, что редакция РНЛ выбрало его хамоватые тексты в качестве эталона редакционной политики, и что РНЛ просит писать его на темы, в которых гражданин совершенно не разбирается. 18. От " ковид-диссидентов " -1 Пользуясь дружбой и сомыслием по многим позициям с о. Владимиром и не желая составлять рекламу агрессивно-дилетантским опусам г-на Юрьева, позволю себе перенести дискуссию с ветки оного господина на ветку о.Владимира.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/15/o_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010