Когда человек сказал Богу «ты еси», глагол здесь не предикат в ряду других (ты существуешь, как ты велик, ты творец), а собственное имя: ты есть ecu, ты бытие. Бог отвечает тем же: человек из ничто, тьмы, пылинки становится не вещью, а тоже бытием, т. е. и не образом даже творца, а самим творцом. Недаром он висит в пустоте; из ничто он взлетает не к чему-то, Бог дарует ему из пылинки стать не целой скалой, а ко всему. Диалектическое перевертывание здесь происходит в чистом и предельном виде, из ничто человек становится царем. С Вечным так о праве первородном Спорит, — отрекаясь вновь и вновь От преемства в бытии свободном, — Человек. Но Бог: «Не прекословь, Ибо ты еси! Царский крест неси! Бог не распределяет человеку быть царем над тем и тем, а именно над всем, как другому Богу. Ты еси, сказанное человеку, тоже не предикат в ряду прочих, — ты пылинка, ты мгла, ты ничто, ты существуешь, — а собственное имя. Человек тоже ecu, бытие. Если Бог бытие, то и человек вдруг видит себя тоже Богом, посвящается в царское достоинство. Крестное Любови откровенье! Отворенье царственных Дверей!.. «Ты еси» — вздохну, и в то ж мгновенье 3асияет сердцу Эмпирей… Миг — и в небеси Слышу, «ты еси» — И висит на древе Царь царей. Царь царей — первочеловек Христос, небесный Адам, начало всех людей. Как же так? значит «ты еси» было сказано Богом не тому человек, который подошел к нему с земли? Да, «в пустоте виси, соревнуя солнцу», прозвучавшее в ответ на человеческое самоотдание Богу, было воздвижением первого Адама, Царя царей, и лишь потом оно коснется того царя, которым становится через божественный подарок каждый человек. Бытие, которое Иванов называет алмаз и клад, самое драгоценное и просто единственное, что есть в человеке, всё его существо, кроме которого ничто, мгла и пыль, это первочеловек Адам. Ему сказано первое «ты еси» и только через него каждому человеку, поскольку человеческое в каждом человеке это и есть Адам. На отдание себя человеком Богу свыше отвечено посыланием Христа, Царя царей, который сияет в человеке как сокровенная его суть, Эмпирей, алмаз, драгоценный клад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Я говорю об этом опыте потому, что на его примере лучше всего видна нищета всех современных теорий будущего счастья. Допустим, что все наконец будут сыты, что удастся победить нищету и голод; допустим, что в мире, как обещают все идеологи счастья, введены будут равенство, справедливость и максимальное удовлетворение всех житейских нужд; допустим, наконец, что каждый получит возможность свободно избирать род жизни, труда и развлечений. Все это, сколь ни кажется утопическим, в плане рациональном хотя бы допустимо, как допустим, к примеру, прогресс в области медицины и связанное с ним сокращение физических страданий. Но, быть может, именно тогда, когда в разуме и воображении мы уже построили всеобщее счастье, становится очевидно, что зло, подлинное зло глубже всего этого и корень его иррационален. Недаром библейский рассказ о происхождении зла первое обнаружение его связывает не с недостатками мироустройства, а с раем. Ибо, согласно Книге Бытия, именно в раю, т.е. в полноте радости и блаженства, первочеловек Адам захотел... о, не зла как такового, конечно, а того, что привело к грехопадению, в котором христианская вера всегда видела проявление глубинной сущности зла. Чего же захотел первочеловек Адам? Упрощая, можно сказать, что захотел он жизни для себя и только с собою; власти, ничем не ограниченной; смысла, им самим созданного. Устами Бога-Творца Библия говорит об этом так: «Адам захотел быть как Бог» (ср.: Быт.2:22 ). Жизнь дана была человеку затем, чтобы смысл ее лежал вне его – в любви, самоотдаче, служении и радости от них. Но именно этот смысл человек отверг и продолжает отвергать в теориях и идеологиях, сулящих ему как будто всецелое и окончательное счастье. Ибо все эти теории и идеологии сходятся в том, что счастье есть полное удовлетворение внешних нужд и потребностей человека. А что если именно тут настоящий, глубинный источник зла? Что если тут, в этом безостановочном самоутверждении человека и человечества настоящая причина того страдания, которым так очевидно переполнена вся наша жизнь? Что если в этом сведении всей жизни к одному стремлению – не страдать – и коренится само страдание? Так подходим мы к той тайне зла, которая, сколько бы ни отвергал ее человек, неизменно присутствует в бытии мира. И именно в раскрытии этой тайны – смысл Евангелия, смысл проповеди Христовой и, главное, смысл того страдания, которое оставлено нам как образ победы, как путь к единственно подлинному счастью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Ввиду приведенного разъяснения о синонимах бен адам и энош, мы можемъ сказать, что было бы неправиль­ным видеть источник к уничижительному представлению о человеке, in substantia только в его телесной слабости (анаш–ануш–больной), поставляющей его даже ниже многих животных, а не в самой тварности и следовательно ограниченности его и по духу: человек и в целостном со­ставе своей психо-физической природы не более, как ничтож­ная тварь, в сравнении с неописуемым величием Творца, а поэтому представление о нем, как о владыке земли, спо­собно породить справедливое изумление. Что касается до при­чины совместного употребления с речением сын человека бен адам не слова адам, а энош, то следует заметить, что помимо имени первочеловека слово адам употребляется только как имя собирательное в смысле человечество, а единица из этой коллективности обозначается словами сын человеческий энош же nomen unitatis. Поэтому и Господь именовал Себя Сыном человеческим – это наименование просто арамаизм вне каких-либо Мессианских пророчественных указаний, напр. Дан. 7:13 . Небезынтересно толкование homo и filius hominis, предло­женное Августином: нужно то помнить, что каждый сын человеческий – человек, но не каждый человек – сын человеческий. Адам – человек, но не сын человеческий... Кто носит образ земного человека (т. е. Адама), который не сын человеческий, именуется человеком, кто же носит образ небесного человека (т. е. Христа) правильнее называется сыном человеческим. Августин устанавливает связь своего толкования с 2 глаголами в 5 ст. 8 псалма, указы­ваяя, что выражение «помнишь» скорее приличествует обозначению отношений Бога к потомку земнородного, а слово «по­сещать» можетъ служить определением общения Бога с че­ловеком, возрожденным благодатию Христа. От разбора выражений энош и бен адам переходим к 2 глаголам того же стиха псалма – захар и пакад. Бу­дучи различными по корням (помнил и наблюдал), оба глагола в словоупотреблении Библии нередко смешиваются, прилагаясь безразлично к обозначению Божественного промышления (таков Быт. 8:1 ; 1Сам. 1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

- И насколько сильно изменилась человеческая природа? - Чтобы понять, насколько сильно изменился человек, достаточно сходить на кладбище. Что мы видим? Человек был бессмертным, а чем кончается теперь его путь на Земле? Смертью. После грехопадения его сердце стало больше располагаться ко греху. Грехопадение праотцев. Мозаика Равенны Человек вкусил то, что нельзя было вкушать. Если проводить доступную нашему разуму аналогию, он как будто съел что-то, зараженное микробами, и теперь человек, может быть, и не хочет согрешать, но его к этому тянет. Вот Святые отцы пишут: «Если ты скажешь, что сотворишь только один раз этот грех, а больше делать его не станешь, то не обманывай самого себя». Ты, может быть, и не захочешь этого греха делать, но страсть будет требовать своего, ибо сказано «творящий грех есть раб греха». Адам и Ева сотворили грех и стали рабами этого греховного мира. А за этим грехом кто стоял? Дьявол! Значит, Адам и Ева подпали под власть этого существа и стали часто исполнять его волю. Но Бог воплотился и наконец разорвал узы этого рабского отношения. При этом Господь требует выполнять заповеди, о чем говорится в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея. Трудом и покаянием человек может содействовать возвращению того первообраза, который был в первочеловеке. К примеру, Мария Египетская стала, образно выражаясь, ангелом Божиим. Она ходила по водам: перекрестила Иордан и пошла. Значит, Господь дал ей в тот момент такой дар, что она могла менять законы физики. Она молилась и без всяких антигравитационных приспособлений поднималась над Землей. Мы тут в ракете с помощью 20 лошадиных сил еле поднимаемся, а она могла просто помолиться. Представьте себе тогда, кем был Адам до грехопадения! Я думаю, мы даже не можем до конца вообразить, каким был Адам, что он потерял. Многие святые отцы говорят, что понять этого до конца нельзя. Он видел Бога, знал его любовь. Адам обладал таким благословением Божиим - и он все это потерял! Вкусил смерть, стал плотью. - Можно ли тогда говорить о том, что первый человек, которому было дано подняться в космос и увидеть всю красоту Земного шара, тоже отличался чем-то особенным?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Перво-Адам Беме есть тот же Небесный Адам Каббалы. И Христос — Абсолютный Человек, Небесный Адам. Вся антропология Беме связана с его учением об андрогине, к которому не раз будем возвращаться. Вся потрясающая натурфилософия Беме, хотя и не до конца понятная нам, предполагает, что человек — микрокосм и что все свершающееся в человеке свершается в космосе. Душа и природа — едины. Беме должен войти в нашу духовную жизнь как вечный элемент, ибо никогда еще гнозис человеческий не подымался до более сверхчеловеческих высот. «Я не нуждаюсь ни в ваших приемах и способах, ни в ваших формулах, ибо не от вас научился я этому: у меня есть другой учитель — и учитель этот вся Природа. Не от человека или через человека, а у свечой Природы учился я своей философии, астрологии и богословию».И чувствуется это сверхчеловеческое, природно-божественное происхождение знания Беме. «По собственным моим силам я столь же слеп, как и всякий другой человек, и столь же немощен, но в духе Божьем видит врожденный дух мой сквозь все, однако же не постоянно, а тогда лишь, когда дух Любви Божьей прорывается через мой дух, и тогда становится животная природа и Божество единым Существом, единым разумением и светом единым. И не я один таков, а таковы все люди». София — Премудрость Божья может раскрыться в каждом человеке и тогда рождается истинный гнозис. Что открывается в гнозисе Беме о человеке? Первочеловек — андрогинен. Образом и подобием Божьим является лишь тот человек, «который имеет в себе непорочную Деву Премудрости Божьей… Человек получил впервые свое наименование Человека, как существо смешанное». Только дева-юноша, андрогин — человек, образ и подобие Божье. Без юной Девы нельзя получить наименование человека. «До своей Евы Адам был сам непорочной Девой, не мужчиной и не женщиной; он имел в себе обе тинктуры — ту, что в огне, и ту, что в духе кротости, — и, если б только он устоял в испытании, он мог бы сам рождать в небесном порядке без разрыва. И да родится когда-либо человек от другого в том порядке, в котором Адам через девственность свою стал человеком и образом Божьим: ибо то, что от вечности, само рождает в порядке вечности; существо его должно всецело выходить из вечного, иначе ничто не сохранится в вечности». У Беме поразительно мистическое сближение неба и земли, Бога и человека, Христа и Адама.

http://predanie.ru/book/220629-iz-etyudo...

На рубеже новой эры иудейские мудрецы уже прямо начинают обращаться к этому рассказу в поисках образа, символизирующего начало греха. В так называемом «Апокалипсисе Эздры» (3 кн. Ездры) говорится о том, что грех первочеловека перешел на его потомков. В горестном недоумении автор вопрошает: «О, что ты сделал, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим. Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делаем смертные дела?» (3 Ездр 7, 48-49). На это Вестник Божий отвечает ему, что человек призван к борьбе и должен свободно выбирать путь добра или зла (3, 57 сл.). О преступлении Адама говорит также Апокалипсис Баруха (ок. I b. н. э.), почти буквально цитируя Апокалипсис Ездры. Автор считает Адама первым грешником, хотя в то же время говорит, что «каждый человек является Адамом для себя» (Ап. Бар 48, 42). Вероятно, существовали и другие попытки изложить учение о греховности человека в апокалиптической и раввинской литературе, которые до нас не дошли. Но живая связь, соединяющая Ветхий и Новый Заветы, помогает заполнить этот пробел. Ученик раввина Гамалиила, впитавший в себя все наследие Израиля от Ягвиста до апокалипсисов, апостол Павел, впервые дал целостное учение о Первородном Грехе, воплотив в нем свой духовный опыт.   В сильных и ярких выражениях апостол обрисовал конфликты, постоянно бушующие в человеческой душе, с проницательностью тонкого психолога показал, как страсти одолевают разум, как оказывается бессильным сознание «должного», как человек в отчаянии обнаруживает в себе два противоборствующих «я» (Рим 7, 15 сл.). Однако он не ограничил греховность этой мукой отдельных душ, а усмотрел в ней некую всеобщую болезнь, имеющую свое происхождение. Павел связывает ее с богопротивлением Первочеловека, посягавшего на равенство с Богом и отпавшего от Него. Этот демонический мятеж — прообраз общечеловеческого зла — освободил путь двум грозным существам — Греху и Смерти, которые стали неразлучными спутниками людей (апостол персонализирует их — Рим 5, 12, см.: Апокалипсис Ин 20, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Элементы: духовный, душевный и материальный, составляют просто атрибуты существа этого первочеловека. Очевидно, о дуализме здесь не может быть и речи: подобное начало ведет к каббалистическому пантеизму. Эти атрибуты наассены называли еврейскими словами Исх.28:10, 13 : καυλακα, Σαυλασα, Ζεησρ (Ζεηρσμ). Здесь дважды повторяются слова: «заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного» (sav la sav, kav la kav, zéîr šam, zéîr šam). Это, очевидно, новое свидетельство о восточном происхождении ереси. Змей является здесь как γαθοδαμων («благой демон»), открывший и научивший людей самопознанию, которое должно разрешиться совершенным ведением, то есть познанием Первоадама. Все атрибуты первочеловека нисходят на искупителя, Иисуса сына Марии, и в Нем повторяется снова их единение. В этой последней черте можно, конечно, видеть просто воспроизведение общехристианской идеи богочеловечества, но, может быть, здесь уже параллель каббалистических рассуждений, что душа Адама воплотилась снова в Давиде и Мессии, потому что А Д Μ=Адам Давид Мессия. Весьма близко к этой первичной форме офитства стоит учение ператиков, называвших себя так потому, что они обладали ведением, как можно περσαι τν φθορν, победить тление. Они признавали τρις, троицу принципов, τ γαθν γννητον (нерожденное благо), τ γαθν ατογενς (саморожденное благо) κα τ γεννητν (и рожденное). Соответственно этому все в мире носит печать троичности. В низший третий мир нисходят семена всех возможных сил из мира нерожденного и саморожденного. Третий мир должен подвергнуться погибели; цель искупления – спасти то, что происходит из высших двух миров. Мировую историю ператы представляли в виде комментария на исход евреев из Египта. Чтобы избавиться от рабства материи (телу) – Египту, нужно пройти через Красное море – Кронос – символ смерти, где гибнут все λικο, все неверующие египтяне; затем нужно пройти через Синайскую пустыню – временный мир, в которой царят огненные губительные змеи, языческие боги (звездные); но здесь на помощь является истинный змей, καθολικς φις, Христос-Искупитель, Сын Отца, Слово, по происхождению принадлежащий нерожденному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

По мнению мусульманских теологов, выбор на землю пал не случайно. Человек для того был создан из грубого и низменного вещества, чтобы, во-первых, знал о своем происхождении и не гордился, был смиренным; во-вторых, чтобы был снисходительным к другим; в-третьих, чтобы был привязан к земле, ради жизни на которой он создан; в-четвертых, чтобы был сдержан, подавлял в себе пламя вожделения, гнева и алчности, ибо огонь лучше всего погашается землей; в-пятых, чтобы в сотворении человека наилучшим образом были проявлены сила и могущество Божье, поскольку земля – из всех веществ самое грубое и самое далекое от жизни. Как говорится в Коране, Адам возник из праха, или земли (3:52) (Здесь и далее в круглых скобках первая цифра обозначает суру (главу) Корана, вторая (через двоеточие) – айат (стих) данной суры. – И.Б.). Предание повествует, что когда Бог вознамерился сотворить первочеловека, Земля получила от Него откровение: «Я создам из праха твоего существа, из коих одни будут Мне повиноваться, а другие – нет. Повинующихся Я введу в Рай, а ослушавшихся ввергну в Ад». Затем Всевышний послал на Землю архангела Джибрила, чтобы тот принес горсть праха. Но когда Джибрил поднял пригоршню праха, Земля взмолилась: «Заклинаю тебя именем Бога, не бери у меня того, чему суждены будут муки Ада». Вернувшись на небо с пустыми руками, архангел объяснил это тем, что Земля заклинала его именем Всевышнего не трогать ее, и он не мог противиться такой мольбе. Затем Бог отправил на Землю архангела Микаила, но тот также вернулся ни с чем. Наконец Всевышний поручил дело Израилу. Земля и его стала заклинать не брать от нее праха. Но Израил возразил ей: «Повеление Божье превыше твоего слова». И взял с лица земли немного праха. Тогда Господь изрек: «Джибрил и Микаил пощадили Землю – ты же, Израил, не пожалел ее. Теперь Я сотворю из принесенного тобою праха живое существо, а ты, жестокосердый, отныне будешь изымать из него душу». Так Израил стал Ангелом смерти. Прах, выбранный для сотворения первочеловека, брался Израилом со всех четырех концов Земли, из разных видов почвы – красной, черной и белой, как из верхних слоев – сухих и твердых, так и нижних – влажных и вязких, из низин и с гор. Вот почему, по мнению мусульман, среди потомков Адама встречаются хорошие и дурные, красивые и безобразные, столь многоразличные люди по стати своей и цвету. По мусульманскому преданию, голова Адама была создана из вещества первой земли, шея – из второй, грудь – из третьей, руки – из четвертой, живот и спина – из пятой, бедра и крестец – из шестой, ноги и ступни – из седьмой (26:34).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И сея ради вины и человек может нарещися видимый мир и невидимый» 282]. Где святоотеческая антропология заканчивается, там апокрифическая антропология начинается, продолжая развивать тему «состава» человека, его видовых свойств: человек создан из восьми частей, от Красного моря – кровь, от Солнца – глаза, от облаков – мысли, от дыхания – волосы, от света – душа. Восьмой элемент – действо Божие, соединившее все в один состав. Тема человеческого тела как микрокосма есть составная часть древнеиндийских (первочеловек Пуруша) и древнекитайских (первочеловек Паньгу) мифов, специфически христианских мотивов это представление не имеет. В апокрифической литературе подчеркивается противостояние души и тела, которое находится в постоянной опасности «распряжения» от души и разрушения смертью. Мотивы прения или разговора души и тела или человека со смертью есть распространенный сюжет древ нерусских песен и сказаний, их можно обнаружить и в популярной на Руси церковной литературе («Диоптра» Филиппа Пустынника). В апокрифах человек описывается с точки зрения его числового состава – у него 295 костей и столько же суставов, его жизнь – четко просчитанные сроки: «И был Адам в раю семь дней, чем предсказал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет – это ребенок, двадцать лет – юноша, тридцать лет – зрелость, сорок лет – средовечие, пятьдесят лет – середина, шестьдесят лет – старость, семьдесят лет – смерть» 20]. Согласно русским азбуковникам, “колород-ство” (колесо жизни) человека определяется похожим образом: 1) Младенец – до 7 (лет); 2) Отроча – до 14; 3) Детище – до 21; 4) Юноша – до 28; 5) Муж – до 35; 6) Средовечие – от 42 до 49; 7) Старец – от 49 до 56, по сем матерство» 281] (т. е. глубокая старость). Старание увидеть человека «по частям», расписать его временные сроки, четко определить его социальную и родовую нишу было одним из важнейших способов познания человека в Древней Руси. Возможно, именно классификаторский подход к человеку определил популярность иерархической системы Дионисия Ареопагита .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Нет, это не вяжется с небесной, ангельской природой Адама Кадмона. Принято считать две книги «Каббалы» памятником эзотеризма Ветхого Завета, а на деле это только теософская спекуляция на ветхозаветные темы. Между эзотеризмом и теософией, как и в других областях, – дистанция огромного размера. «Каббала» не есть монолитный литературный продукт – он испытала многочисленные чуждые влияния. Записана она впервые в I в. н. э. Иехудой бен Иохайем. С тех пор и вплоть до XIII в. содержание ее менялось. В нее вошли чуждые ветхозаветному духу учения о перевоплощении и теория эманации (не творение, а излучения Бога; например, говорится о том, что Адам Кадмон был первым излучением Бога). Некоторые исследователи высказываются за более позднюю запись «Каббалы», относят ее ко II-III вв. п. P. X. и находят в ней эллинистические влияния. Не исключены и христианские влияния, например в вопросе о значении трех высших Сефирот. Д. А. Иоэль выражает точку зрения некоторых кругов иудаизма, утверждая, что «Каббала» есть продукт «собственной силы иудаизма» и следует потребности более глубокого разумения Св. Писания и истолкования наиболее трудных проблем иудейской теологии. Но нельзя закрывать глаза и на то, что миф о первом небесном человеке-Архетипе встречается и в более древних, чем израильская, религиозных традициях, например в шумерской, аккадской, халдейской и египетской, не говоря о более поздних эллинистических традициях. Первочеловек «Каббалы» есть продукт спекуляции позднего иудаизма и вместе с другими образцами есть выражение древней онтологемы Логоса. Логос-Архетип Христианское учение о Логосе-Архетипе изложено у Оригена , но еще до Оригена Иустин Философ сказал: «Христос, Сын Божий есть вечный Закон для всего мира, Логос, Которому причастен весь человеческий род» 78 . Современник Иустина Афинагор Философ говорит: «Бог через Логоса создал ряд ангелов и слуг для бдения над элементами, небом и миром и мирскими вещами» 79 . По Оригену , Логос содержит в Себе все, все логосы (идеи). Он – Первочеловек, Небесный Человек, человек Бога, по образу Человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010