— Почему страсть чревоугодия считалась святыми отцами первой из восьми страстей? — Первая — не значит самая важная (самая главная, как мы помним, это гордость). Чревоугодие — это своего рода дверь для страстей. Когда мы ее открываем, в душу входят и остальные страсти. Вспомним, что первое искушение Христа, когда он постился в пустыне сорок дней, было связано с едой. Дьявол предлагал Христу превратить камни в хлеба и вкусить их, утолив свой голод, и мы помним, что отвечает Христос: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Более того, первое искушение в раю также было связано с вкушением пищи. Грех вошел в человека, в его естество, когда Адам вкусил яблоко с древа познания добра и зла, находящееся в центре рая. Что есть «зло» и что есть «добро», определяет Бог, а человек принимает это знание, данное ему Господом, в смирении и послушании. Речь не о подчинении, речь о доверии, ибо только во взаимном доверии возможно подлинное послушание. Послушание Адама, не вкушающего с древа познания добра и зла — это акт доверия и любви к Богу, к своему Творцу. Фото: galleryhip.com Однако если человек нарушает то единство целомудрия, доверия и любви, которые пронизывали отношения первочеловека и его Творца до грехопадения, в его душе зарождается сомнение, происходит лукавая подтасовка, в которой запретный плод превращается в вожделенное благо. Обман откроется, но будет поздно. Вся жизнь падшего человечества — это попытка вернуться к Богу, преодолеть этот страшный разрыв. Что происходит сразу после грехопадения? Естественно, обнаруживается, что никакого вожделенного блага, которого так ждали, нет, человек терпит фиаско, и это порождает страх, тревогу и бегство. Можно сказать, что в этот момент начинается та самая психология — психология падшего человека — с которой нам как психологам приходится иметь дело. Возникает страх перед будущим, сомнения в себе, в своих возможностях, недоверие в отношении других, попытка властью заменить веру, попытка богатством заменить любовь и так далее и тому подобное. Страсть возобладала над человеком только потому, что он не противостоял вожделению, не был до конца верен своему Творцу.

http://pravmir.ru/bulimiya-i-anoreksiya-...

Типично для офитов и существенно для понимания позднего гносиса учение «гностиков» Иринея. Первоначало они называют «Первым Человеком», что подчеркивает антропоцентризм религиозности и приближает «гностиков» как к иудейскому гносису, позднее выразившемуся в Каббале (Адам Кадмон), так и к христианству с его Богочеловечеством. Сыном «Первочеловека» был «Второй Человек», или «Мысль». Третий же модус Божества — «Первая Жена», или «Мать живущего». Это — «Дух Святой», который носился над «Хаосом», или «Влагою», разделяя элементы и образуя. От брака Первого и Второго Человеков с Первой Женой, или Духом, родился Христос, и так создалась Святая Истинная Церковь, или единство Отца, Сына, Духа и Христа. Но при этом Дух–Жена преисполнилась и «перелилась влево» и — уже как влажное муже–женское начало, как орошение «Света», или София Пруникос [  ] — привела в кипение воды Хаоса. София Пруникос низошла в них до бездны и из них создала себе тело. Но тем самым, сделавшись светлым средоточием материи, она сделалась и пленницей ее. В борьбе за свое освобождение Пруникос породила Ялдаваофа, который презрел свою ниспавшую долу мать, как и его презрели его дети, худшим из которых был злой Офис. Ялдаваоф, бог иудеев и вдохновитель пророков, из унаследованного им от матери вещества сотворил мир и Человека, чем, сам того не зная, лишь выполнял тайный замысел Софии. — Созданный Ялдаваофом Человек сразу же начал славить Первочеловека. Правда, завистливый Офис из ненависти к своему отцу соблазнил Человека. Но и Офис бессознательно осуществил тем замысел Пруникос: люди, вкусив от запретных плодов, отвратились от Ялдаваофа и устремились к Первочеловеку. Разгневанный и мстительный Ялдаваоф заключил их в материю и обрек на вечное переселение из тела в тело. И так началась трагедия земного бытия — борьбы между Софией Пруникос, Ялдаваофом и Офисом, которые говорили с людьми устами разных пророков и — каждый по–своему — направляли их жизнь. Ялдаваоф послал пророка — Иоанна Крестителя. Но тогда по мольбе Софии на Иисуса снизошел Христос, который даровал людям гносис и, перед страданиями оставив тело Иисуса, вознесся на небо и сел одесную Ялдаваофа. Здесь потихоньку от него Христос отбирает у всех умирающих частицы света для того, чтобы, собрав все, отнять последнюю у самого Ялдаваофа и, приведя тем мир в первоначальное небытие, возвратиться с ними в «Церковь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

" ...Видно, что праотец Адам приобрел мудрость не так, как мы, [т.е. не] по истечении известного времени, но уже от самого сотворения является как совершенный в разуме и как свет, данный естеству от Бога " (Святитель Кирилл Александрийский) " ...Если б не знал, что - доброе, что - злое, был бы бессловеснее самих бессловесных и владыкой, который несмысленнее рабов " (Святитель Иоанн Златоуст) Знание Адама было не только общим и глубоким, но и нравственным. Святые отцы учат, что Адам знал, что добро и что зло, но только из заповеди, а не на практике. " ...Знал и прежде того Адам, что послушание прекрасно, а преслушание скверно; впоследствии же узнал [это] еще яснее из самого опыта дел " (Святитель Иоанн Златоуст) Знание первозданного человека, как видим, было совершенным. Оно приносило Адаму блаженство. Оно составляло его славу, творчество и не составляло никаких мук или разочарований. Его память хранила все, что было познано, и все это было приносимо Господу Богу как благодарение. " Человек стал [первозданный в раю] вместилищем знания... Интегральная память Адама вмещала все и ничего не теряла. Лета, забвение, было незнакомо человеку. Лета пришла позже... " (А. Позов) Жажда познания, утоляемая Святым Духом, была непорочною страстью Адама, его любовью к миру, к космосу творения, не поврежденному еще грехом. С другой стороны, Адам не мог еще знать тех последствий, которые может принести знание греховного опыта. В этом смысле его знание еще не стало опытом добродетели. " ...Не древо несло в себе смерть, как думают некоторые, но преслушание. Ничего иного не было в плоде, кроме познания. Познание - благо, если пользоваться им как должно. По [своему] тогдашнему возрасту Адам был еще младенец и не мог достойно вместить познание " (Феофил Антиохийский) Однако такое " детство " не делало Адама недостойным приемником благодатного гнозиса, более того, способность первочеловека к познанию ставила его выше ангелов: " Ангелам дано быть только отражателями Света, а человеку предустановлено стать Богом (Здесь сохранена орфография автора. - А.Л.). Божественный Логос не стал Богоангелом, а Богочеловеком. Человек от вечности во всей своей полноте, т.е. во всем своем психофизическом составе божествен. До такой возвышенности мысли о человеке не доходила ни одна богословская система вне Православия " (Архимандрит Киприан (Керн))

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

   Что секту наассенов надо считать самою древнею, за это говорит и несложность их системы и самое их имя. Naasshnoi — от еврейского «змей», что указывает на их восточное происхождение (ср. также их ссылку на предание, идущее от Иакова, брата Господня, чрез Мариамну). Во главе всего сущего они ставят Адама (припомните каббалистическое adam kadmon). Элементы: духовный, душевный и материальный, составляют просто атрибуты существа этого первочеловека. Очевидно, о дуализме здесь не может быть и речи: подобное начало ведет к каббалистическому пантеизму Эти атрибуты наассены называли еврейскими словами Ис. XXVIII:10, 13: kaulakau, Saulasai, Zehsar, (Zehrsam)). Здесь дважды повторяются слова: «заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного» (sav la sav, kav la kav, ze ir sam, ze ir sam). Это, очевидно, новое свидетельство о восточном происхождении ереси. Змей является здесь как agaqodaimwn («благой демон»), открывший и научивший людей самопознанию, которое должно разрешиться совершенным ведением, то есть познанием Первоадама. Все атрибуты первочеловека нисходят на искупителя, Иисуса сына Марии, и в Нем повторяется снова их единение. В этой последней черте можно, конечно, видеть просто воспроизведение общехристианской идеи богочеловечества, но, может быть, здесь уже параллель каббалистических рассуждений, что душа Адама воплотилась снова в Давиде и Мессии, потому что А Д М ­­ Адам Давид Мессия.    Весьма близко к этой первичной форме офитства стоит учение ператиков, называвших себя так потому что они обладали ведением, как можно perasai thn jqoran, победить тление. Они признавали trias, троицу принципов, to agaqon agennhton (нерожденное благо), to agaqon autogeneV (саморожденное благо) kai to gennhton (и рожденное). Соответственно этому все в мире носит печать троичности. В низший третий мир нисходят семена всех возможных сил из мира нерожденного и саморожденного. Третий мир должен подвергнуться погибели; цель искупления — спасти то, что происходит из высших двух миров. Мировую историю ператы представляли в виде комментария на исход евреев из Египта. Чтобы избавиться от рабства материи (телу) — Египту, нужно пройти через Красное море — Кронос — символ смерти, где гибнут все ulikoi, все неверующие египтяне; затем нужно пройти через Синайскую пустыню — временный мир, в которой царят огненные губительные змеи, языческие боги (звездные); но здесь на помощь является истинный змей, kaqolikoV ojiV, Христос-Искупитель, Сын Отца, Слово, по происхождению принадлежащий нерожденному миру Он посредствует между горними мирами и низшим, подобно змею, то возносясь к Отцу, то приклоняясь к земному и запечатлевая его божественными силами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Итак, особенной красотой, даже в сравнении с видимым Раем, наделен был тот, в котором был насажен умный Рай – Адам, вершина Божиего творения, в отличие от остальной твари, созданный «по образу» 30 Самого Бога. Ибо, по слову святителя Григория Нисского, первочеловек был «велик по достоинству, потому что поставлен был царствовать над землей и над всем, что на ней; имел прекрасный вид, потому что соделался образом красоты первообразной» 31 . Поэтому отпадение от Божественной жизни, а значит и от Божественной красоты, которое произошло с Адамом, коренным образом коснулось всего сотворенного мира. Отметим также, что, согласно церковному преданию, изначально даже дьявол и бесы обладали красотой, утраченной ими при отпадении от Бога. Об этом, согласно преподобному Максиму Исповеднику 32 , свидетельствуют слова пророка Иезекииля: «Истлело искусство твое с красотою твоею» 33 . 4. Утрата красоты Грехопадение Адама, произошедшее вследствие искушения его дьяволом, изгнание Первородителей из Рая и последовавшее за грехопадением изменение в способе существования всего сотворенного Богом мира привело и к изменению в плане богоданной для всего сотворенного сущего красоты. Что же произошло с красотой мира и человека? Красота не просто разбавилась, но произошло определенного рода смешение красоты и не красоты, гармонии и безобразности. Первочеловек, который, по слову святителя Афанасия Александрийского, как сотворенный из ничего, будучи по природе тленным, когда был устремлен к Богу, по благодати пребывал нетленным 34 , – утерял эту благодать, совершил, по выражению преподобного Максима Исповедника, «бегство из Красоты» 35 . По этой причине грехопадения, в Адаме, его потомках и во всем космосе началось движение к тлению – смерти и не-бытию. Так в мир, доселе наделенный красотой, вошло явление, противоположное красоте – можно назвать его безобразностью. В чем же суть безобразного? Святой Дионисий Ареопагит пишет следующее: «Некрасивость, болезнь – это ущерб вида и нарушение порядка. Это не совершенное зло, но меньшее благо» 36 (то есть не полное не-бытие, но частичное отсутствие бытия).

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Типично для офитов и существенно для понимания позднего гносиса учение «гностиков» Иринея. Первоначало они называют «Первым Человеком», что подчеркивает антропоцентризм религиозности и приближает «гностиков» как к иудейскому гносису, позднее выразившемуся в Каббале (Адам Кадмон), так и к христианству с его Богочеловечеством. Сыном «Первочеловека» был «Второй Человек», или «Мысль». Третий же модус Божества — «Первая Жена», или «Мать живущего». Это — «Дух Святой», который носился над «Хаосом», или «Влагою», разделяя элементы и образуя. От брака Первого и Второго Человеков с Первой Женой, или Духом, родился Христос, и так создалась Святая Истинная Церковь, или единство Отца, Сына, Духа и Христа. Но при этом Дух-Жена преисполнилась и «перелилась влево» и — уже как влажное муже-женское начало, как орошение «Света», или София Пруникос15 — привела в кипение воды Хаоса. София Пруникос низошла в них до бездны и из них создала себе тело. Но тем самым, сделавшись светлым средоточием материи, она сделалась и пленницей ее. В борьбе за свое освобождение Пруникос породила Ялдаваофа, который презрел свою ниспавшую долу мать, как и его презрели его дети, худшим из которых был злой Офис. Ялдаваоф, бог иудеев и вдохновитель пророков, из унаследованного им от матери вещества сотворил мир и Человека, чем, сам того не зная, лишь выполнял тайный замысел Софии.— Созданный Ялдаваофом Человек сразу же начал славить Первочеловека. Правда, завистливый Офис из ненависти к своему отцу соблазнил Человека. Но и Офис бессознательно осуществил тем замысел Пруникос: люди, вкусив от запретных плодов, отврати-лись от Ялдаваофа и устремились к Первочеловеку. Разгневанный и мстительный Ялдаваоф заключил их в материю и обрек на вечное переселение из тела в тело. И так началась трагедия земного бытия — борьбы между Софией Пруникос, Ялдаваофом и Офисом, которые говорили с людьми устами разных пророков и — каждый по-своему — направляли их жизнь. Ялдаваоф послал пророка — Иоанна Крестителя. Но тогда по мольбе Софии на Иисуса снизошел Христос, который даровал людям гносис и, перед страданиями оставив тело Иисуса, вознесся на небо и сел одесную Ялдаваофа. Здесь потихоньку от него Христос отбирает у всех умирающих частицы света для того, чтобы, собрав все, отнять последнюю у самого Ялдаваофа и, приведя тем мир в первоначальное небытие, возвратиться с ними в «Церковь».

http://sedmitza.ru/lib/text/443066/

4.2.1. Творение " плоти " В библейском повествовании о творении человека нет ни термина " тело " , ни термина " плоть " . Сказано только: " Создал... из праха земного " (Быт.2:7). Прах, или земля, в библейской и святоотеческой традиции был лишь материалом творения человека, но не его плотью. Сотворение Адама, первочеловека, стало источником его имени. " Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом [как] соименный матери... Бог, создавший человека из земли, назвал его по имени матери Адамом; она - Едем, он - Адам " Так говорил святитель Иоанн Златоуст. Это мнение очень распространено. Так говорили и другие учителя: " Адам... что значит " земнородный " (Евсевий Кесарийский) " Адам назван Адамом по своему рождению от земли в Едеме. Едем же [означает] красный " (Диодор Тарсийский) " Еврейское " Адам " переводится на латинский как " земля, произведшая тело " (Псевдо-Киприан) Итак, земля - тот материал, из которого сотворена плоть человека. У нас нет библейского комментария об этом " прахе " , или " персти " . Понимался он по-разному. В позднейшие времена прах понимался как природа животных, например, обезьяна, из которой Господь сотворил человека. Понятно, что это попытка соединить Библию и эволюционную теорию. Однако библейский текст не дает нам возможности грамотно соединить эти разные парадигмы сознания. Хотя плоть Адама создана из земли, она несоизмеримо сложнее не только земли, но и всякой другой плоти (1Кор.15:39). Первоначальное библейское понятие " плоть " означает перстность, " то, что из земли " . Однако человеческое тело, или плоть, не является чем-то презренным, животным, безобразным; напротив, тело прекрасно, несмотря на то, что оно из плоти. " Бог дал нам тело из земли, чтобы мы и его возвели на небо, а не для того, чтобы через него и душу низвели в землю... " Я сотворил, говорит Он, прекрасное ТЕЛО (выделено мной. - А.Л.); даю тебе власть создать нечто лучшее: соделай прекрасную душу " Так святитель Иоанн Златоуст понимал замысел Творца. И еще:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Вспомним, что Николай Кузанский (1401–1464) рекомендовал читать и изучать Коран, чтобы открыть в нем скрытые евангельские истины; Эразм Роттердамский (1469–1536) и Гийом Постель (1510–1581) считали мусульман полухристианами и вместе с Теодором Бухманом (Библиандером) (1504–1564) отмечали роль ислама в великом деле распространения единобожия среди язычников. Четкие представления о мировоззрении мусульман, связанном с библейской традицией и библейскими персоналиями, необходимы для правильной ориентации в стремительно меняющемся современном мире. Священное писание мусульман – Коран – упоминает немногим более тридцати пророков, первым из которых является первочеловек Адам, а последним – основатель ислама Мухаммад. В большинстве своем это известные в библейской истории лица. Из Ветхого Завета, помимо Адама, к ним причислены Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Муса (Моисей), Дауд (Давид), Сулайман (Соломон) и другие. Согласно вероучению мусульман, каждому народу Всевышний даровал хотя бы одного пророка. Общим же числом пророков было сто двадцать четыре тысячи, и все они проповедовали одну и ту же веру. Таким образом, не только Мухаммад, но и все предшествовавшие ему пророки, согласно мусульманской теологической традиции, были приверженцами ислама. Согласно кораническим преданиям и позднейшим комментариям мусульманских теологов первый человек был создан много позднее Земли. Когда Адам появился на свет, Земля обратилась к нему со словами: «О Адам, ты пришел ко мне, когда я уже утратила свою свежесть и молодость!». Согласно одному из известных мусульманских преданий, когда Всевышний обнаружил Свое намерение создать Адама, все вещи, кичась друг перед другом, стали громко возглашать: «Из меня сотворит его Господь». Гора сказала: «Я – могуча». Море сказало: «Я – величественно». Небо сказало: «Я – возвышенно». Золото сказало: «Я – благородно». Лишь Земля тихо прошептала: «Я – ничтожней всех, меня попирают ногами. Мне нечем гордиться». Господь возвестил: «Адама Я сотворю из земли».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грехопадение человека, как и падение диавола, началось с гордости. И так же произошло ниспадение его - с высоты царского наследника, собеседника Творца вселенной и свидетеля Его славы, в унижение разумного животного, пребывающего в духовной слепоте плотского мышления. Вместо радостного стремления к Богу согрешивший Адам в страхе пытается укрыться от Него. К этому подвигнул Адама его повредившийся разум, утративший внутреннюю духовную иерархию ценностей, ставший служителем превозмогающей плоти. " Помышления плотские суть смерть, потому что плотские помышления суть вражда против Бога " (Рим. 8:6,7). И тотчас начинается его рабство смерти. Когда Бог начинает постепенно обличать Адама, ожидая покаяния, тот, вместо признания своей вины, отказывается от ответственности, перекладывает ее на жену и, в конечном счете, на самого Бога. В своем ответе он намекает, что человек не свободен, что " само сотворение, а следовательно Бог, привело его ко злу " Ответ Адама показал, как его здравое мышление, водимое прежде благодатью Святаго Духа, теперь нарушилось вмешательством в него плотского мудрования. Отступив от послушания Духу Отца истины, Адам становится рабом отца лжи, то есть диавола, и сам тотчас рождает ложь. Адам был обольщен и обманут, но поддался обману по своей воле и " произвольно вступил в общение с падшими духами и в повиновение им " По грехопадении явилась вся немощь человеческого разума, когда он отлучен от своего Создателя. Ум сам по себе оказался неспособен противостоять лжи. Поэтому порабощение человеческого ума ложью было легко произведено демонами. Ложь стала неотъемлемым свойством человеческого мышления, и воля человека была предана им самим во власть диавола. По этим причинам власть диавола была в мире практически безраздельной, почему и называет его Писание князем мира Через падение первочеловека ложь вошла в земной мир и растлила его. И далее, хотя у Адама не отнято самовластье, теперь он уже рабствует греху как бы против воли. Вот как об этом рассуждает преподобный Симеон Новый Богослов: " Итак, что же сказать нам о самовластии? То, что человек был самовластен тогда, когда был свободен от греха; как же скоро продал он свободу свою, то вместе с свободою потерял и самовластие и стал рабом греха. Но кто раб, тот уже не самовластен; пусть он был свободен, но как только поработился, стал раб. Бог никого не создал рабом, а всех свободными "

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/09/...

По другому толкованию, продолжает святитель, поскольку «Пресвятой Дух как и Сын, есть “сияние” и “начертание” (характир, χαρακτρ) (ср. Евр 1:3 ) 532 и неизменный образ (εκν παρλλακτος) Отца», а человеческая душа создана через дуновение Духа, то «справедливо было бы говорить, что человек обрел целостность через образ (εκνος) и возник по образу (κατ’ εκνα) Божию, то есть стал делом (ργον 533 ) и искусным произведением (φιλοτχνημα 534 ) Божественного Образа (θεας εκνος)» 535 , т. е. (очевидно) Святого Духа. Таким образом, человек есть творение и произведение Образа Первообраза. Заметим, что в кратком трактате свт. Фотий поясняет, что Св. Дух есть и образ Сына 536 : «Сын называется образом Отца 537 и поскольку относится к Нему как к причине, и как являющий и изображающий в Себе Отца, как говорит к Филиппу: “Видевший Меня видел Отца” ( Ин. 14:9 ); Дух же образом Сына, не потому что относится к Нему как к причине, ни в коем случае, но потому что нельзя познать Сына ниоткуда еще, кроме как взяв Всесвятого Духа содетелем к руководству» 538 . Наконец, человек есть образ Бога, потому, что «Слово стало плотию и обитало с нами» ( Ин 1:14 ), «сделалось человеком во всем, кроме греха», и «по этому священному и безгрешному, и, более того, истребляющему всякий грех изображению (γαλμα) был создан и первочеловек Адам». «Как человеческая природа» Адам был сформирован по образу Христа. «Ибо Сын, будучи неизменным и соприродным образом (εκν παρλλακτος κα συμφυς) Отца, но став и человеком, как мы, и соединившись с воспринятым в одно лицо и одну ипостась, явил человека единоприродным Себе, и по этому облику и виду (μορφν κα δαν) Божия Премудрость, видящая и устрояющая грядущее решила вылепить родоначальника нашего рода пречистыми Своими и созидательными руками» 539 . Здесь свт. Фотий следует древней христианской традиции. Еще свщмч. Ириней Лионский (ок. 130–202 гг.) связывал библейский рассказ о сотворении человека ( Быт. 1:26 ) с Боговоплощением, утверждая, что Адам был создан по образу и по подобию Христа – Нового Адама: «…Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому, дабы через подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца. Ибо, хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было показано (самим делом), ибо еще было невидимо Слово, по образу Которого создан человек. Поэтому он и легко утратил подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотью, Оно подтвердило то и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека через видимое Слово соподобным невидимому Отцу» 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010