В контексте увещаний подражать Христу Павел приводит христологический гимн (Флп. 2, 6-11), который разбирался в начале нашего курса как еще допавлов литургический раннехристианский текст (см. § 20. 2): 6 Он (т. е. Иисус Христос — А.С.), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Это единственный богословски нагруженный, прежде всего многочисленными библейскими аллюзиями, текст во всем послании, а потому и самый известный его отрывок (в том числе и в Православной Церкви, будучи Богородичным Апостольским чтением). Он-то и сближает Флп. с Кол. и Еф., а именно, представлением об Иисусе как о превознесенном над всею тварью Господом. Нельзя не усмотреть и переклички с другими посланиями. «В нем важное место занимает тема двух Адамов (ср. Рим. и Гал.). Мятежному Первочеловеку противостоит смиренный Богочеловек. Первый захотел быть равным Богу помимо Самого Бога, а второй, будучи Адамом небесным, уничижил Себя, исполняя волю Отца. Первый Адам пал, второй — вознесен над всем творением» . Но не менее важно и то, что эти в высшей степени догматически глубокие строки вписаны в исключительно нравственно-практический контекст: вера и жизнь для ап. Павла были неразрывно связаны. Вот и своих читателей Павел учит, чтобы богословствование о Христе было руководством к подражанию Христу. Гимн вводится наставлением самого апостола: 4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим... (Флп. 2, 4-6). Отголоски былой полемики В 3, 2 слл. появляется полемическая нота: Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания [ЕК: лжеобрезания]...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вновь и вновь мы читаем увещания стремиться во всем уподобляться Христу и сообразовывать свою жизнь с Евангелием: Только живите достойно благовествования Христова... ( Флп. 1:27 ) Выражением «живите достойно» переведено politeu/esqe – буквально «будьте гражданами, живите согласно законам города-государства. Христианин – гражданин Нового Града, Царства Божия, где Христос – Царь, а Евангелие – Закон» 493 . Здесь уместно припомнить, что многие жители Филипп имели статус римских граждан 494 (см. выше; ср. также Флп. 3, 20 , где «жительство», poli/teuma – буквально «гражданство»). В контексте увещаний подражать Христу Павел приводит христологический гимн ( Флп. 2:6–11 ), который разбирался в начале нашего курса как еще допавлов литургический раннехристианский текст 495 (см. § 20. 2): 6 Он (т.е. Иисус Христос – А.С.), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Это единственный богословски нагруженный, прежде всего многочисленными библейскими аллюзиями, текст во всем послании, а потому и самый известный его отрывок (в том числе и в Православной Церкви, будучи Богородичным Апостольским чтением). Он-то и сближает Флп. с Кол. и Еф., а именно, представлением об Иисусе как о превознесенном над всею тварью Господом. Нельзя не усмотреть и переклички с другими посланиями. «В нем важное место занимает тема двух Адамов (ср. Рим. и Гал.). Мятежному Первочеловеку противостоит смиренный Богочеловек. Первый захотел быть равным Богу помимо Самого Бога, а второй, будучи Адамом небесным, уничижил Себя, исполняя волю Отца. Первый Адам пал, второй – вознесен над всем творением» 496 . Но не менее важно и то, что эти в высшей степени догматически глубокие строки вписаны в исключительно нравственно-практический контекст: вера и жизнь для ап. Павла были неразрывно связаны. Вот и своих читателей Павел учит, чтобы богословствование о Христе было руководством к подражанию Христу. Гимн вводится наставлением самого апостола:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Каким образом устанавливается это новое отношение с Богом и посредством каких сил - человеку знать не дано. Но нам дарована вера, доверие к Божественному Откровению, утверждающему неизменно личный характер связи между Богом и человеком. Я чувствую, что пред лицом Божиим всегда буду оставаться самим собой - таким, каким Он меня знает и любит. Я сохраню свое имя и обрету возможность беседовать с Ним, как Моисей и Илия на горе Фавор. Прочее да будет почтено молчанием. Различие полов В тексте Библии, рассказывающем о сотворении человека, истина о запечатленном в нем образе Божием дополняется описанием различия полов, разделения человеческого существа на мужское и женское: " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их " (Быт.1,27). Церковная экзегеза видела в этой фразе выражение связи между образом Божиим в человеке и любовным влечением, в силу которого люди реализуют свою жизнь в единении с противоположным полом. Это влечение также представляет собой конститутивный элемент жизни, модус жизни, позволяющий человеку создавать новые личностные ипостаси, плодиться и размножаться, и наполнять землю (см. Быт.1,28). Однако существует и другое описание сотворения человека, содержащееся во второй главе книги Бытия (стихи 4-25). Филологи считают его более древним. Согласно этому тексту, создание человека не сопровождалось с самого начала разделением на два противоположных пола. Сначала Бог творит мужчину, получающего соответственно имя мужского рода: Адам. Однако это имя указывает лишь на тварную природу человека ( " сделанный из земли " ), вовсе не имея в виду его пол. Именно в этого целостного первочеловека вдунул Бог дыхание жизни и сделал его " душою живою " . Следующее затем разделение полов совершается Богом с единственной целью - удовлетворить человеческую потребность в общении: " Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему " (Быт.2,18). После этого Бог выполняет свое намерение посредством особого творческого акта - своего рода второго творения: " И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку " (Быт.2,21-22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/330/...

О Нем равнодушный Пилат мог равнодушно сказать «что есть истина»? пред лицом самой предстоящей пред ним в Богочеловеческом образе Истины, и мог вывести Его, Богочеловека, к народу, с насмешливо равнодушным: «се Человек». И он, видя, не видел Его, как и те иудеи, которые вопили: распни, распни его! ( Ин. 19, 5–6 ). Уничижение, сокрывавшее даже человеческий образ Богочеловека, было так глубоко, столь чуждо внешнего человеческого величия, что ко Христу могли быть применены пророческие слова ветхозаветного Евангелиста ( Исх. 53, 2–3 ): «Он взошел пред нами, как отпрыск и как росток из сухой земли: нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали лице свое от Него», «столько был обезображен паче всякого человека лик его, и вид Его паче сынов человеческих» (52, 14). На основании этого текста было распространено мнение, что Лику Христову чужда была телесная красота, 351 или даже, что Он был нарочито безобразен. Конечно, в этом мнении состояние уничижения, которому соответствовала и человеческая слепота и ослепление, переносится на самый образ Христа. Второй Адам, будучи безгреховным, совершенным человеком, и, в силу этого, будучи даже единственным истинным Человеком («се Человек»), обладал, разумеется, и всем совершенством красоты человеческого образа, который и создан был Богом, как образ воплощающегося Христа. Этот образ был явлен в прославленном Христе после Воскресения (в нем узнали Его, хотя и не сразу, Мария Магдалина и ученики). Это есть абсолютный человеческий образ, пребывающий в небесах одесную Отца. Он абсолютен и на земле, ибо лик Нового Адама, как Первочеловека и Всечеловека, есть Все-лик всего человечества, в котором находит себя, свой луч или отображение, всякий человеческий лик. Он имеет полноту человечества, а поэтому и полноту его красоты, в соответствии почиванию на Нем Духа Св., ипостаси Красоты. Он воспринял этот человеческий лик от Матери Своей? «Новой Евы», которая, в свою очередь, в Себе соединила полноту человечества Ветхого Адама со всей достижимой для него личной безгреховностью, во всей ее красоте, в соответствии вселению в Нее Духа Св., ипостаси Красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Таков же и человек - не сливающийся с другим индивидуальностям, но неразделимый с ними и с Христом в Самом Христе. Все человечество - это единая природа, как если бы это был один человек - первочеловек Адам, из которого все и произошли. Воссоединение людей на основе общей природы, возвращение к единому телу Адама осуществляется в соборной Апостольской Церкви и только через Христа! Согласно соборному мышлению христиан, человек постоянно находится в единении друг с другом и «со всеми святыми», а посредством их - в единении с Богом. «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5), «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Членов много, а тело одно» (1 Кор. 12, 13-14, 20, 27). «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1 Кор. 12,27). Важно постичь, что, живя Христом, человек оказывается способен весь врасти в Христа, в Истину Христову, сродняется с нею, и она становится вечной Истиной его личного ума, его личного сердца и его личной души. Срастаясь с вечным Богом, человек перенимает Его свойства, обретает соборный с Христом и со всеми святыми ум, соборное сердце, соборную душу, соборную истину, соборную жизнь. Более того, врастая в бессмертного Христа, человек обретает некогда утерянное им бессмертие! Ни это ли и есть подлинный «эликсир вечной жизни», который ищут, никак не найдут жалкие мистики и оккультисты Запада? Человек перестает быть себе принадлежащим, но является во всех и через всех, не теряя, однако, при этом личностного начала, ибо одновременно все в нем и через него - в том бесконечный источник познания. Про такого человека можно с уверенностью сказать: он знает Истину, ибо имеет Истину в себе. Это живое Божественное Знание находится в нем, служит ему непогрешимым мерилом для различения добра и зла, истины и лжи. Поэтому никакая атеистическая наука, никакое ложное учение не могут ни увлечь, ни соблазнить его, ибо он сразу чувствует, какого они духа. Однако люди, в отличие от Лиц Святой Троицы, слабо чувствуют природное единение со всем человечеством: чем сильнее грехопадение, тем неуловимее единство, недосягаемее соборное начало, тем острее каждый ощущает свою индивидуальную эгоцентричную природу, свою гордую самодостаточность, независимость от всех и от вся, трагическую отдаленность от Бога.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/13/...

Человек соединительно-собирательного типа избирает опосредствованно-непосредственный путь к Сущему, который осуществляется в соответствии с Его замыслом (и своим), обстоятельствами, ситуацией и пр. Этот тип служения совершается через возможности и своеобразие всех четырех или нескольких из вышеупомянутых частичных типов, включая соответствующие им форму, содержание, структуру, знак, символ, образ, вещество, информацию, энергию. Изначально-целостный тип определяет тех, чей путь к Сущему непосредственный, не разделенный на отдельные атрибуты, признаки и определения, в изначальной полноте отвержения себя «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – целостности Единой Святой Троицы . Этот тип предполагает целостность служения «в Церкви – вселенском теле Христа» как жизнь, исполненную любви, обожения, спасения . Частичные типы являются обломками некоего прототипа – изначально целостного типа. По нашему убеждению, его следует искать в первочеловекеАдаме. Основным онтологическим основанием определения Адама как изначально целостного типа является его творение по образу и подобию Божию, о котором говорит Библия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями], и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26). Проанализируем понятия «образ» и «подобие». В отличие от отца Александра Меня , мы полагаем, что понятия «образ» (евр. Целем) и «подобие» (евр. Демут) не являются синонимами. В древнееврейском тексте «целем»–образ означает нечто постоянное, онтологическую константу, в то время как «демут»–подобие является величиной переменной. С другой стороны, «целем» имеет значение «облик, внешний вид», а «демут» – «замысел, идея, чертеж». Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Соответственно, если образ–«целем» можно интерпретировать как богодарованную данность, то «подобие» можно интерпретировать как заданность, замысел Бога о человеке. Эти же значения еще более углубляются в переводных греческих терминах: eikon (образ) и omoioma (подобие), где eikon обозначает «образ» (зачастую – естественный образ), а omoioma – нечто сходное не только внешне, но и внутренне, не только феноменологически, но и энергийно. Отметим, что понятие eikon апеллирует к целостности, целокупности, а omoioma – к бытийственной полноте.

http://pravoslavie.ru/60583.html

Поэтому, живя во времени, Адам не знал страданий, болезней, был бессмертен (Vom dreifachen Leben des Menschen. XI 24). Отсюда представление об андрогинной сущности первочеловека: Адам мог продолжать свой род, не нуждаясь в др. существе, т. к., будучи внешне бесполым, внутренне содержал в себе обе необходимые для зачатия и рождения «тинктуры» (Misterium Magnum. XVIII 2). Овнешнение телесных функций, разделение полов Б. рассматривает как прямое следствие грехопадения. Своеобразно толкование Б. грехопадения прародителей. Адам, подобно Люциферу, актом «воображения» пробудил в себе латентную мощь «терпкого» и «горького» качеств, направил свою волю во внешний мир и т. о. подчинил себя ему. Б. полагает, что падение Адама произошло еще до сотворения Евы, и видит указание на это в том, что Адам погружается в сон (первосотворенный человек не знал усталости и не нуждался в сне). Сон Адама означает, согласно Б., неполноту и порчу, порожденную неправильным направлением воли. Сотворение Господом Евы, долженствующее внешне восполнить эту неполноту, и вся последующая история грехопадения есть уже только следствия падения первочеловека (ibid. XIX 4). Синтез 3 аспектов мировоззрения Б. (теософского, космологического и антропологического) осуществляется в т. н. христософии - учении о мистерии нового рождения человека во Христе. Основной формой изложения «христософии» является многослойное и изощренное по методам аллегорическое толкование Свящ. Писания с опорой на учение об «источных духах». Б. постоянно подчеркивает космическое значение Боговоплощения, к-рое является целью становления всей природы, а также миссию Христа как нового Адама (Vom dreifachen Leben des Menschen. V 140). Христология имеет у Б. еретические черты: разделение личности человека Иисуса и Божественной ипостаси Бога Слова. Аскетическое учение Б. в целом строится на идее, проводимой Фомой Кемпийским в соч. «О подражании Христу»: «Тот христианин, кто во Христе претерпевает вочеловечение, страдание и смерть, в ком со смертью Христовой отмирает его лицемерие, в ком из смерти Христовой воскресает новая воля и новое смирение и кто в своей внутренней основе живет и существует во Христе» (Misterium Magnum.

http://pravenc.ru/text/149107.html

Солнце и луна состоят почти только из света: солнце – из небесного огня, луна – из небесной воды; это как бы резервуары, где собираются и скопляются постоянно освобождаемые частицы света, или грузовые корабли для света, плавающие в мировом пространстве. В солнце поступает свет, поглощенный огненными демонами (зноем и палящим ветром), в луну – холодными (туманом, тьмою и т. д.). Сам первочеловек живет на солнце и со своими духами направляет оттуда дело освобождения света; Мать его, дух одесной светлого Бога – на луне; 12 знаков зодиака, через которые ежегодно проходит солнце, суть как бы искусная система передаточных сосудов, которые переливают в солнце и луну скопившиеся в них, освобожденные из земли световые частицы, как только солнце и луна приходят с ними в соприкосновение. Из солнца и луны эти частицы, после последней и окончательной очистки, поступают в царство света. Когда светлый Бог создал мир, сатана понял, к чему клонится это дело, и чтобы сколько возможно затруднить освобождение света, создал второго человека – Адама, или, лучше, породил его при помощи пяти женских темных сил, особенно греха и похоти, заключил в него почти весь пленный свет (поскольку он является человеку как нравственное добро), оставшийся в его власти, и дал ему жену – Еву. У Евы тоже внутри была искра света, но гораздо более в ней тьмы в форме коварной, искушающей похоти. Если бы Адам не поддался чарам чувственности, свет освободился бы сразу; поэтому первочеловек посылал к нему с солнца своих эонов (Иисуса), которые объяснили ему его природу и задачу на земле. Но он пал, и свет, сосредоточенный в Адаме и Еве, раздробился и дробится доселе на бесчисленное множество душ человеческих; а демоны в возникшей истории мира еще пуще затруднили работу духов света, постоянно соблазняя и смущая преимущественных носителей света – людей – чувственностью, ложными религиями и пророками; главные из них – Моисей и иудейская религия. А первочеловек посылал для борьбы с сатаной своих пророков, учивших отвращаться от тьмы и чувственности как от орудий удержания света в материи.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Кланяясь Адаму, ангелы в действительности поклонялись не ему, а Богу. Перед Адамом , как говорится в другой суре Корана, преклонились все ангелы вкупе (15:30). На этом основании полагают, что первозданному человеку поклонились все ангелы, включая высших. Первым, кто воздал почести Адаму, был Джибрил. Ему последовали Микаил, Исрафил, Израил, а затем и все остальные ангелы. Другие же толкователи думают, что повеление Божье относилось только к земным ангелам, так как именно на земле Адам должен был стать наместником Господа. Всевышний не мог потребовать поклонения Адаму от Руха, Нуна, Калама и других высших небесных ангелов, которые пребывают при Нем, славят Его и поклоняются только Ему (7:206). Говорят, после того как Адам нарек вещи их именами, Всевышний обратился к ангелам со словами: «Теперь вам ясно, что Адам – знающий («алим»), а вы – только молящиеся («уббад»), а один знающий лучше тысячи молящихся; и где бы ни оказался молящийся, он должен признать превосходство знающего». Однако в других сурах повеление Божье ангелам преклониться перед Адамом следует сразу же после рассказа о придании первочеловеку образа (7:11) или же после упоминания о том, что Создатель вдохнул в Адама от духа Своего (15:29). На основе исследования последних айатов мусульманские богословы нередко заключают, что ангелы поклонились Адаму из почтения перед духом Божьим, который оживил первочеловека. Более того, как считает ряд толкователей, это произошло непосредственно после сотворения человека, и уже после того, как ангелы поклонились Адаму, Бог повелел им усадить первочеловека на золотой трон, вознести на небо и ввести в Рай. Полагают также, что Своим повелением Всевышний вознамерился испытать ангелов, но особенно Иблиса 18]. Ангелы преклонились пред Адамом . Иблис же, возгордясь, не согласился на том основании, что он выше земного Адама, так как сотворен из огня. После отказа Иблиса выполнить Божье повеление он оказался среди нечестивых и был низвержен Богом из Рая (2:34). Иблис сказал Богу: «Так как Ты позволил, чтобы я предался заблуждению, непременно буду подстерегать людей на прямом пути, ведущем к Тебе; буду нападать на них спереди и сзади, справа и слева; и Ты увидишь, что многие из них окажутся неблагодарными за ниспосланные Тобою блага». Бог возгласил: «Изыди посрамленным и отверженным! А если кто последует за тобой, Я наполню геенну всеми вами!»(7:12–18). Сатана, замечают мусульманские толкователи, напрасно возносился над Адамом, принижая землю по сравнению с огнем. Ведь огонь – настоящий вор: какую вещь в него ни кинь, он все обратит в ничто. Но доверь что-нибудь земле, и она отплатит тебе сторицей: бросишь горсть пшеницы – она отдаст тебе десять, за десять – сто, за сотню получишь тысячу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь научил Адама именам всех тварей – ангелов, джиннов, животных, растений, минералов, звезд, а также названий их свойств и действий, благих и дурных поступков. Знание это было передано Адаму через внушение («илхам») или посредством прямой, изустной передачи («талкин»). Говорят также, что Всевышний наделил Адама только способностью понимать то, что доступно усвоению разумом, а тот уже сам, путем размышления, пришел к постижению имен, по свойствам и действиям каждой вещи делая заключение о ее наименовании. Одни полагают, что Господь сообщил Адаму собственные имена всех тварей. Другие считают, что первочеловеку было дано знание лишь о родовых именах – как, например, «человек», «животное», «растение», «море», «гора», «равнина». Возможно также, что Адаму были ведомы только определенные собственные имена – имена ангелов или имена его потомков. Имена тварей были определены не на одном, а на всех языках, на которых и ныне глаголют чада Адамовы. По одному из преданий, первый человек знал семьдесят (или семьсот) языков. Однако более всего возлюбил он арабский, на котором разговаривал в Раю. Ближайшие потомки Адама общались между собой на всех этих языках. Только после его смерти, когда люди расселились в разных концах земли, каждый народ стал пользоваться своим, отдельным наречием. Согласно другому преданию, Адам знал тысячу языков. После грехопадения и низвержения на землю Адам был лишен арабского языка и стал разговаривать только на одном сирийском. Научив Адама всем именам и представив перед ангелами существа, нареченные этими именами, Бог повелел ангелам назвать их имена, если они претендуют на большее достоинство, чем Адам. Ангелы были не в силах выполнить это повеление, так как знали только то, чему научил их Бог. Адам назвал имена, Бог доказал ангелам свое превосходство(2:31–33), а Адам доказал, что он более, чем ангелы, достоин быть властелином на земле. В свою очередь, ангелы покорились воле Божьей и повинились перед Господом в том, что возражали против сотворения человека. По воле Бога ангелы преклонились перед Адамом , проявившим превосходство над ними в знании и мудрости (2:34). Преклонение («суджуд») ангелов перед Адамом, по мнению большинства толкователей, не походило на преклонение перед Богом, не означало прикосновения чела к земле, ибо совершать земной поклон подобает только перед Господом. Поклонение Адаму заключалось лишь в легком наклоне головы, обозначавшем признание ангелами превосходства Адама. Все же некоторые толкователи допускают, что ангелы преклонились перед Адамом до земли, но считают, что Адам служил ангелам лишь в качестве ориентира («киблы») для молитвы (Кибла – направление лица молящегося мусульманина. В настоящее время это направление на черный камень Каабы в Мекке. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010