Они сказали: «Так точно; иначе и разуметь нельзя». Я продолжал: Итак, мы в этом между собою согласны. Теперь будем рассуждать о рогах, которые имел четвертый зверь. Зверь собственно образовал Римскую монархию, когда она была в целости, подобно как рысь образовала единое царство Эллинское времен Александра. Но как в Эллинском царстве последовавшее разделение образовано было четырьмя главами рыси, так десятью рогами последнего зверя обозначено разделение и Римской монархии. Это объяснил сам ангел Даниилу: «десять рогов десять царей восстанут» (гл. 7, ст. 24). Св. Ипполит также видит здесь указание, что Римская монархия на десять царств разделится; а блаженный Феодорит разумеет разделение Римской монархии на десять, или на иное неопределенное число царств. Так ли вы об этом разумеете?» Они сказали: «Так». Я продолжал: По истории вижу, что это разделение Римской монархии, предзнаменанное в видении Даниила десятью рогами четвертого зверя, уже совершилось; мню, и вы так же разумеете?» Они ответили: «Точно так; по окончании римского единовластия, восстали из Римской монархии многия царства». Я спросил: «Теперь скажите, чему еще надлежит быть? Что еще не совершилось из виденного Даниилом о звере четвертом?» Они отвечали: Все уже совершилось, и никаких событий ожидать еще не должно, как только наступления дня судного. Ибо самое это время распадения Римской монархии на части и есть время антихристова прихода; в это самое время антихрист воцарился, как и Златоуст святой пишет: «на безначалие нападет». Вот вам и доказательство от пророчества, что антихрист уже воцарился и царствует». Я еще спросил: «Если при распадении Римской монархии на части, антихрист по-вашему уже пришел и начал царствовать, то что же именно он совершил?» Они ответили: «Отступление от веры: тем воцарился и царствует, и больше ничего уже не должно быть и не будет». Я сказал: «Это вы напрасно утверждаете, что будто бы с разделением Римской монархии последовало отступление от веры. Если и совершилось частное отпадение римлян от Церкви Восточной, то оно последовало не тогда, когда Римская монархия при Льве папе конечно разделилась. Греки же, как до разделения, так и по разделении, остались верными в благочестии. И не только не было тогда время отпадения от веры, но было время просвещения верой всех словенских племен. А вы говорите о всеобщем отступлении от веры, последовавшем якобы при разделении Римской монархии. Но я опять повторю вам вопрос: все ли предвиденное Даниилом о четвертой, Римской империи исполнилось? Даниил видел и показал судьбу сей монархии до конца, и мы, следуя за ним, дошли до разделения ее на десять царств, которое предуказано было десятью рогами зверя; что же, спрашиваю я, имеет быть потом, согласно предуказанию Даниила?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Евгений Успенский А) Римское вероисповедание Краткий очерк истории постепенного отпадения римской церкви от единой вселенской церкви. Выяснение причин этого отпадения и образования латинства как особого вероисповедования. Первоначально церковь христианская, в продолжение нескольких веков от своего исторического явления, обнимала собою все разнообразные, существовавшие в разных странах мира, общества христианские, которые своею совокупностью составляли единое и неразрывное целое. Во всех этих обществах содержимы были одни и те же существенные основы веры – одни и те же догматы , нравственные начала христианской жизни, таинства и основные правила церковного благоустройства. И только с IV-ro, u ocoбehho с V-ro века в римской церкви стали появляться некоторые церковные разности. Но эти разности до времени не подавали ей повода к разрыву с вселенской церковью. С IX-ro же века по Р.Х. при константинопольском патриархе Фотии и римском папе Николае I-м римская церковь начала отпадать от единой вселенской церкви, а в XI-м веке при патриархе Михаиле Керулларии совершился окончательный разрыв или отпадение римской церкви от союза с вселенской церковью 2 . В XV-м u XVI-м веках в свою очередь из недр римской церкви выделилась некоторые христианские общества, которые и образовали у себя особые вероисповедания – лютеранское, реформатское и англиканское. Причины отпадения римской церкви от церкви вселенской разнообразны; они суть психологические, исторические, политические и религиозные 3 . Все эти причины так переплетаются между собой своими следствиями, что трудно отделить их одну от другой. Прежде всего отпадение римской церкви объясняется естественной греховной волей природы человеческой: по причине своей испорченности, проявляющейся главным образом в эгоизме, как основе греховности, человеческий род, как в лице своих отдельных индивидуумов, так и в своей совокупности, постоянно отступает от надлежащего пути истины. Отсюда и отпадение римской церкви от вселенской истины произошло в силу преобладания в ней греховного начала – эгоизма над христианским общественным началом. Эгоизм этот проявился в национальной гордости римской церкви, в ее нежелании вести общение с востоком, твердо и неизменно хранившим православную вселенскую веру 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Правда, св. Ириней указывает на Римскую Церковь , как на величайшую, древнейшую и всем известную Церковь , с которой, по необходимости, по причине ее преимущественной важности, согласуется всякая Церковь 606 ; но он здесь же ясно показывает, когда, именно, в чем и почему с Римской Церковью может и должна согласоваться всякая Церковь . По его словам, только тогда было бы прилично и следовало бы обращаться к Римской Церкви, когда где-либо возник бы спор о каком-либо важном вопросе, и когда потребовалось бы обратиться к древнейшим Церквам, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного, относительно сего вопроса 607 – следовало бы обращаться к Церкви Римской потому, что она – Церковь – древнейшая и известнейшая, и что в ней и, повсюду, верующими сохранялось апостольское предание, с которым должна согласоваться каждая Церковь 608 . Между тем, что весьма важно, св. Ириней за отысканием древнеапостольского предания, нуждающихся в нем, отсылает не исключительно к одной Римской Церкви, а ко всем древнейшим Церквам, в которых обращались Апостолы, и свое преимущественное указание на Римскую Церковь объясняет тем простым обстоятельством, что было бы весьма длинно в такой, как его книге перечислять преемство предстоятелей всех Церквей 609 , хотя, впрочем, все-таки поименно указал на Смирнскую, как на такую Церковь , в которой, подобно как и в Римской, обращались Апостолы, сами поставив для нее епископом Поликарпа, и в которой, поэтому, точно так же, как и в Римской Церкви, сохранилось подлинное древнеапостольское, обязательное для всех позднейших Церквей предание 610 . Иерусалимскую же Церковь , что заслуживает особенного внимания, он признает такой «Церковью, из которой вся Церковь возымела свое начало, и называет митрополией граждан Нового Завета» 611 , чем ясно выражает ее преимущественное значение, по сравнению с, признанной им, знаменитейшей самой Римской Церковью, хотя при этом вовсе не требует от прочих позднейших Церквей, чтобы они во всем и всецело подчинялись ей, а только предполагает то, что они должны сообразоваться с нею, в отношении к, хранящемуся в ней, через епископское, от Апостолов, преемство, преданию, точно так же, как и с Церковью Римской, указанной им для примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

1418 Кроме того, на Востоке было найдено несколько литургий с именами свв. Петра, Климента Римского , римских пап Сикста и Юлия; они изданы в латинском переводе Ренодотом. Впрочем, по замечаниям этого ученого и других, все эти краткие литургии восточного типа произвольно и уже в позднейшее время озаглавлены именами римских пастырей, для придания им авторитета глубокой древности, восточными сектантами маронитами и яковитами, у которых они употребляются. С римской же литургией они не имеют ничего общего 1419 . Таким образом, древнейшая, апостольская форма литургии Римской церкви остается до сих пор неизвестной и отношение ее к более поздней римской не может быть определено с достаточной очевидностью и основательностью. По согласному свидетельству лучших исследователей церковных древностей, Мабильона, Моне, Клифота, Бунзена и других, напрасно мы стали бы искать, каково было чинопоследование римской литургии в первые четыре века христианства, за неимением собственно римских памятников по этому предмету, которые если когда-нибудь существовали, то, вероятно, навсегда утратились частью вследствие вторжения в Италию варварских народов в V и VI вв., частью оттого, что были вытеснены позднейшей римско-католической литургией 1420 . Во-вторых, свидетельства некоторых пап, выставляемые на вид за неимением древнейших памятников в защиту мнения о происхождении римской литургии от Апостолов и, в частности, от Апостола Петра, также не могут служить достаточными доказательствами апостольского происхождения формуляра позднейшей римской литургии, потому что одни из них, касаясь немногих частных предметов Евхаристического богослужения, слишком неопределенно указывают на апостольское предание о литургии вообще, а другие выражены в таких словах, что, скорее, могут относиться не к формуляру собственно римскому, а к какому-либо другому чину литургии, который не был частной собственностью одной Римской церкви. Так, папа Иннокентий I († 417) в письме к епископу Децентию, излагая свои соображения о том, какое место должны занимать в литургии целование мира (по его мнению – после молитвы Господней) и поминовение лиц, принесших дары (по его мнению – после освящения Святых Даров), ссылается вообще на апостольское предание и вместе на современное обыкновение Римской церкви, которое, по его словам, должно соблюдаться всеми (quod a principe apostolorum Petro romanae ecclesiae traditum est ac nunc usque custoditur, ab omnibus debet servari).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Раскрываю наконец Письмо 74; но оно не «к Феофилу», а «Алипию». Ищу письмо к Феофилу, нахожу его под числом 9 и в нем вижу следующее: «Надобно, чтобы сохранена была благодать дарованного мира между всеми и чтобы, впрочем, уклонение одной стороны не могло иметь последствием обман. Право, я думаю, надобно отнестись к святому брату нашему священнику (sacerdotem) Римской Церкви, ибо я предполагаю, что суждение твое будет такое, которое и ему не может не понравиться. Так поступлено будет с пользою для мнения, так охранен будет мир и покой, если советом вашим постановлено будет то, что не произведет разногласия в нашем обществе, так что и мы, когда, получив ряд ваших постановлений, узнаем, что сделано то, что и Церковь Римская без сомнения одобрит, то с радостию примем плод такового испытания». Что говорит здесь св[ятой] Амвросий о Римской Церкви? Главное то, что надобно поступить сообразно с обязанностью хранить мир. Присовокупляет свое мнение, прошу внимания! Мнение, а не закон церковный, чтобы отнестись к Римскому епископу. Наконец, говорит, что он охотнее примет то, что одобрит Церковь Римская; он один из епископов Запада, где издревле первенствовала Церковь Римская, подобно как на Юге Александрийская, а на Востоке сперва Иерусалимская и Антиохийская, а потом Константинопольская. Что говорит здесь епископ западный о Церкви Римской, то же сказал бы епископ южный об Александрийской, восточный — об одной из трех прочих и всякий епископ меньшей Церкви — о какой бы то ни было из наименованных главных Церквей. Что же тут важного в пользу Римской Церкви ? Особенно стоит беспристрастного рассуждения то: беспристрастно ли поступлено в доставленной мне выписке, что два отрывка, которые совсем не говорят о Римской Церкви, слиты в одно с третьим, в котором, по счастью, нашлось ее имя, и что в сем последнем отрывке переиначены и слова и смысл писателя? Так ли приводят верные свидетельства? Так ли искренно служат истине? Если думают, что святой Амвросий в приведенном письме говорит в пользу Римской Церкви , то пусть посоветуют какому-нибудь епископу, не говорю италийской, но хвалящейся дарованными или вынужденными от Св[ятого Престола] вольностями Галликанской Церкви написать ныне словами св[ятого] Амвросия: Право, я думаю, надобно отнестись к святому брату нашему священнику Римской Церкви? Не скажут ли, что такой язык слишком неуважителен и даже оскорбителен для Святейшего Престола и Святейшего отца? Итак, можно и по сему примечать, что бывший святой брат наш, священник Римской Церкви , ныне во мнении Запада стоит гораздо выше, нежели он стоял во дни святого Амвросия.

http://pravoslavie.ru/2408.html

Отличается старокатолическая церковь от римской, по взгляду рассматриваемых нами старокатолических ученых, и своим устройством. 1) В противоположность римско-католикам, признающим главою церкви римского первосвященника, обладающего неограниченною церковною властью, старокатолики единственною главою; как своей, так и всей вселенский церкви признают Христа, усвояя римскому епископу, как епископу главного города древней римской мировой империи и как единственному патриарху запада, только внешнее выдающееся положение, поскольку он без всякого самовозвышения печется об общении веры и любви и довольствуется искони принадлежавшим ему приматством. 2) В противоположность римской церкви, признающей епископов простыми викариями или представителями папы с теми лишь правами, какие им усвоит этот последний, старокатолики признают, что «епископы отправляют, как и в древней церкви, свое служение независимо от папы и пользуются в сущности всеми теми правами и обязанностями, какие усвояет им общее право»... 3) В противоположность римской церкви, в коей «епископы избираются или выдающейся (bevorrechten) духовной корпорацией – домкапитулом или назначаются правителями стран – в обеих случаях – с утверждения папы, старокатолики соответственно древне-римской практике требуют избрания епископов духовенством и мирянами, в частности синодом, состоящим из духовных лиц и уполномоченных от общин светских лиц»... 4) В противоположность римской церкви, в которой «пресвитеры назначаются в их служении единолично епископами и в своем положении находятся в полном произволе от последних, пресвитеры у старокатоликов поставляются епископами на основании избрания общим собранием и как поставляемые на всю жизнь только на законном основании после формального следствия пред синодальным судом могут быть лишены своего служения»... 5) В противоположность римской церкви, в которой «в церковных делах имеет силу только духовенство, мирской же элемент обязывается только к повиновению, у старокатоликов миряне по древне-церковному устройству имеют права в церковной сфере: принимают участие не только в избрании епископов и священников, и в упорядочении внешне-церковной жизни в отдельных общинах, но и также в органах управления – синодах и синодальных представительствах»... 6) В противоположность римской церкви, признающей «высшим органом церковного управления римского епископа, старокатолики для отдельных национальных церквей признают высшим органом управления синод, которому усвояют издание законов во всех вопросах, имеющих отношение к внутренней церковной жизни, напр, в вопросах церковного культа, церковной дисциплины и проч.; для вселенской же церкви высшим органом управления они признают истинно вселенский собор, которому принадлежит решение вероучительных вопросов через свидетельство веры всей церкви..., передаваемой от апостолов»...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

4. Изменили 8-й член Символа Веры. Властолюбие Римских пап и отступления от Православия, допущенные в Римской Церкви, и были причинами отделения Римской Церкви от Православной Церкви. Вопросы. (1) Кто является главой всей Церкви? (2) Сколько было древних христианских церквей? (3) Кто руководил каждой церковью? (4) Когда начались стремления Римских пап к первенству? (5) Что было поводом к этим стремлениям? (6) Что проповедовали папы чтобы оправдать свои стремления? (7) Какими случаями пользовались папы что бы возвысить себя? (8) Какие заблуждения появились в Римской Церкви? 6.2 Отделение Западной Церкви (30) В начале 9-го века началось постепенное отделение западной церкви (Римской Церкви) от Православной Церкви. Окончательный разрыв произошел в 1054 году. Три отдельных обстоятельства способствовали отделению Римской Церкви. В 9-ом веке в Константинополе был убран с патриаршего престола патриарх Игнатий. Начались большие волнения и споры и из за этого был созван поместный собор (861 г.) на котором был утвержден Фотий. Римский папа не согласился с этим и таким образом, поставил свою власть выше соборного решения. В то же самое время произошли споры между Римскою и Константинопольскою кафедрами из-за Болгарской Церкви. Несмотря на то что болгары были обращены к христианской вере греческими проповедниками, римские папы предъявляли требования Болгарской Церкви на подчинение своей власти. Для обсуждения дела был созван собор (867 г.), который отверг папские требования и осудил отступления Римской Церкви. Окончательное отделение Римской Церкви произошло в начале 11-го века. Между римским папой Львом 9-ым и константинопольским патриархом Михаилом Керулларием происходили споры насчет нововведения в Римской Церкви, то есть употребление опресноков, вместо квасного хлеба, в проскомидии. Начались споры. Посланники (легаты) папы надеясь на успех в спорах, написали акт отлучения на патриарха и на всю восточную Церковь и во время богослужения положили на престол Софийского храма (1054 г.). Патриарх созвал в Константинополе собор, на котором легаты были отлучены от Церкви. С тех пор, во всех восточных церквях перестали поминать папу во время богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Иван Матвеевич Бобровницкий Сочинение Ив. Бобровницкого Издание четвертое, вновь пересмотренное и дополненное. Приимите, ядите: сие есть Тело мое. Пийте от нея всм: сия бо есть Кровь моя ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ). Аще (же) кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет. Слова святого Апостола Христова ( Гал.1:8–9 ). Содержание I. Происхождение римской литургии 1. Откуда Римская литургия ведет свое начало? 2. Кто же составил ее? 3. Кто изложил Римскую литургию в письмени и привел ее в тот вид, в каком она теперь находится? II. Состав римской литургии Римская литургия III. Отличие римской литургии от православной Приложение к стр. 83-й Дневные чтения, из Евангелия и Апостола, на Литургии: Греко-Российской Церкви Римской церкви     Братие, говорил святой апостол Павел фессалоникийским христианам, стойте, и держите предания, имже научистеся 1 . Между сими преданиями, к сохранению коих убеждает св. апостол, важнейшее место занимает божественная литургия, или то священнодействие, на котором совершается священнейшее таинство евхаристии, преданное апостолам от самого Иисуса Христа, а чрез них и всем верующим в Него. Поэтому не одно любопытство, а самая важность литургии приводит к вопросу: как сохранила и сохраняет какая-либо частная церковь сие великое священнодействие, этот драгоценный залог неизреченной любви Божией к грешному роду человеческому? Не имея намерения исследовать все многочисленные литургии, употребляемые в церквах христианских, рассеянных по всему свету, обращаемся преимущественно к литургии Римской церкви. Особенно близкое отношение к нам христиан Римско-католического исповедания, самоуверенность Римской церкви в том, будто она одна сохранила чистоту и непорочность истинной – апостольской церкви, а отсюда ревность, не по разуму, некоторых проповедников западных, – с усилием навязать другим свои мнения и обычаи, особенно важным делают для нас обозрение литургии Римско-католической. Предлагая здесь опыт исторического обозрения: I. Происхождения, II. Состава и III. Отличия от православной литургии, Римской мессы, совершаемой во всех церквах, подвластных Римскому первосвященнику, поставляем для себя целью – не только удовлетворить любознательности соотечественников, но вместе показать, чем нынешняя Римско-католическая церковь существенно разнится, от вселенской православной церкви, в совершении великого священнодействия литургии. При важности подобного исследования, нельзя не чувствовать и его трудности; поэтому предлагаем только посильный плод труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. заблуждение касательно исхождения Св. Духа и от Сына; но несправедливо думать и говорить, будто с того времени стал царствовать в Церкви Римской антихрист. Вся сила этого доказательства раскольнического заключается в одном слове: отступление. Разумея под антихристом не лице, не человека, но дух общества Христианского, отступление людей от истины, преданной Христом, раскольники, с своей точки зрения, естественно, могут утверждать, что в Римской Церкви царствует антихрист, потому что она отступила от православной истины. Но, так как под антихристом нужно разуметь, как мы это видели выше, не уклонение людей от православия, или Евангельской истины, но человека, который явится в мир пред кончиною мира и будет царствовать на земле три года с половиною, после чего Господь упразднить его явлением пришествия своего; то само собою открывается, что указание раскольников на отступление Римской Церкви от Церкви Православной, как на доказательство того, что в ней царствует антихрист, совершенно неосновательно и учение их, основывающееся на этом доказательстве, совершенно ложно. Самым лучшим доказательством того, что учение раскольников о пребывании в Римской Церкви антихриста есть чистая ложь, служит то, что наша Православная Церковь во все времена смотрела на Римскую Церковь только как на уклонившуюся от Православия, но никогда не называла ее царством антихристовым. Чтобы убедиться в этом, стоит только прочитать сочинения, писанные нашими Пастырями против Римской Церкви. В них ревнители истины, обличают заблуждения Римской Церкви, говорят, что она верует неправо, но нигде и никогда не выражают даже намека на то, будто в ней царствует сын погибели. Для большей убедительности мы указываем раскольникам на самые древние произведения наших Пастырей, относящиеся к XI и XII векам, когда, по сознанию самих раскольников, Православная Церковь наша хранила во всей чистоте Евангельскую истину. От этого времени дошли до нас следующие сочинения, писанные против заблуждений Римской Церкви нашими Иерархами или другими св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Десять царей Кирилл прямо называет римскими царями и утверждает, что антихрист овладеет Римской державой с помощью волшебства и коварства; следовательно, по представлению Кирилла, Римская империя не будет разрушена раньше антихриста. Далее, во время этого богослова, в 16 веке, можно ещё было, да и то не без натяжки, признавать существование Римской империи продолжающимся. Но если бы Беллярмин жил в настоящее время, то какое из наличных царств он признал бы Римской монархией? Германию? Австрию? Францию? Россию? Конечно, все теперешние христианские царства можно назвать преемниками и наследниками Римской империи. Так, Россия получила от Восточной Римской империи веру, церковные законы и богословскую литературу; однако за нею не удержалось название третьего Рима. Ещё в большей мере могут быть названы наследниками Западной Римской империи западно-европейские народы, особенно Романские, так как они восприняли от неё её земли, веру, языки, законы, многие обычаи и учреждения, памятники литературы и искусства и проч. Однако, какое из теперешних западно-европейских царств унаследовало имя, достоинство и власть так называемой священной Римской империи, как называлась франкская монархия Карла Великого? Ни один из теперешних царей не называется Римским. Наконец, это доказательство страдает некоторой неполнотой в том отношении, что Беллярмин, давши объяснение выражений: держай, удерживающее, от среды будет, совершенно не объясняет слова: отступление, между тем как явление отступления Апостол Павел поставляет в ближайшую связь с пришествием антихриста. Явление отступления нужно считать одним из признаков приближения царствования антихриста, и потому Беллярмин должен был объяснить, что он разумеет под отступлением, и показать, что отступления ещё нет, а потому нет и антихриста, который ни в каком случае не может прийти раньше отступления. Третье доказательство, приводимое Беллярмином в опровержение протестантского мнения об антихристе, состоит в том, что при антихристе явятся Енох и Илия; они будут противодействовать антихристу, будут соблюдать избранных в вере Христовой и, наконец, обратят Иудеев; а теперь это ещё не исполнилось 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010