Свящ. Григорий Пеунов, управлявший мон-рем, в донесении архиерею от 25 нояб. 1846 г. писал: «...монастырь начал упадать и доведен до расстройства и разорения; нет надежды какими бы способами и средствами восстановить его и привести в прежнее состояние». Между тем в обширной Тобольской епархии действовал только один жен. мон-рь - в г. Туринске. 7 апр. 1854 г. архиеп. Евлампий ходатайствовал перед Синодом об обращении М. м. в женский. 1864-2016 гг. Новый архиеп. Тобольский Варлаам (Успенский) после посещения М. м. писал в консисторию: «...важных препятствий к обращению его в женский монастырь не нашел, кроме того, что он действительно стоит на дороге и окружен лесом, где женской обители без соблазнов не обойтись. Но лес на полверсты или более во все стороны монастыря может быть вычищен и, следовательно, это неудобство может быть устранено. И еще напротив монастыря не мало видел каких-то обывательских домов и, большею частию, новых - удобно ли они будут снесены, или куплены будущим монастырем: иначе от них еще более будет соблазна, нежели от лесных рощей». 15 сент. 1864 г. указом имп. Александра II Николаевича М. м. был преобразован в штатный 3-классный общежительный жен. мон-рь с наименованием Иоанно-Введенский. Братию с послушниками перевели в Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Кондинский во имя Святой Троицы мон-ри. Первая настоятельница - мон. Серафима, прибыла из туринского во имя святителя Николая Чудотворца женского монастыря 6 дек. того же года с 3 монахинями - Агнией, ставшей ризничей, Иларией, ставшей экономкой, Евпраксией и 2 послушницами, одна из к-рых, Анастасия Лыжина, стала казначеей. Для совершения богослужений в М. м. определялись священник, диакон и причетник, с назначением жалованья 1-му по 150 р. в год, 2-му - по 125 р. и 3-му - по 50 р. в год. Мон-рь выдавал священнику на год 40 пудов ржаной, 20 пудов пшеничной муки, 25 саж. дров; каждое лето ему отводили удобный участок для сенокошения на 300 копен. Е. Ф. Непряхина, дочь статского советника, пожертвовала обители два 5-процентных билета, каждый по 1 тыс. р., для «поправки» келий и постройки новых зданий. 27 дек. 1864 г. архиеп. Варлаам возглавил офиц. открытие жен. мон-ря в присутствии губернатора А. И. Деспота-Зиновича и почтенных лиц г. Тобольска.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

Игумения Арсения мечтала побывать в Сарове, поклониться мощам преподобного Серафима. 24 июня 1905 года она, наконец, отправилась в Саров с келейной монахиней Агнией. … Накануне отъезда она пожелала отслужить панихиду на могиле своей духовной наставницы схимонахини Ардалионы, во время которой горячо, со слезами, молилась, а по окончании службы подозвала к себе ризничию, монахиню Веронику, и показала ей место, где желала бы, чтобы её похоронили, приказав сказать об этом казначее монастыря после своего отъезда. По дороге матушка заболела, пробыла недели две у своей родственницы, в Саров прибыла только 12 июля. По промыслу Божиему здесь ей и суждено было закончить свой земной путь. Утром 21 июля, она последний раз причастилась Святых Тайн. К вечерне и всенощной она не могла уже идти. По свидетельству келейницы поздно вечером, перед самой кончиной, глаза матушки Арсении стали большие, блестящие и радостные, как будто она увидела что-то радостное. Она вздохнула раза два, лицо её просветлело, затем последовал последний вздох – в одиннадцатом часу ночи подвижница мирно отошла ко Господу. (Узнав о случившемся, духовник игумении Арсении отец протоиерей Феодор Прокопьев, поехал в Саров за телом.) На другой день тело почившей положили в деревянный гроб и перенесли, в кладбищенскую церковь , где она и находилась до отпевания. 26-го был привезён из Москвы матушкиной родственницей Ладыгиной металлический гроб, в который и опустили деревянный гроб после панихиды, совершённой четырьмя иеромонахами. 31 июля тело почившей было доставлено в родную обителью. Погребение игумении Арсении состоялось второго августа 1905 года. На погребении присутствовало 9 иереев и 3 диакона. После панихиды было зачитано завещание написанное игуменией Арсенией. Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и опущен в склеп, в нижнем храме Арсеньевской церкви. Господи, упокой душу рабы Твоей, игумении Арсении, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Высказывания, поучения игумении Арсении …Монах должен иметь три помысла, говорят святые отцы: о смерти, о суде и о воздаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Руководителем же общины, расположенной в Старом Петергофе, с мая 1922 года по февраль 1932 года был иеромонах (а с 1930 года игумен) Варсонофий. Благодаря его мудрости, кротости, смирению, дару рассуждения и утешения община за десять лет своего существования принесла обильные плоды. Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря, в помещениях которого стал жить отец Варсонофий с сестрами, возникло в Старом Петергофе вскоре после обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в 1903 году. Земля, пожертвованная для подворья, находилась в деревне Бобыльское, близ Ораниенбауманского шоссе. Деревня располагалась на самом берегу Финского залива, в ней жили рыбаки и огородники. Зимний деревянный храм подворья был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление» (празднуется 10 августа по новому стилю), летний каменный храм – во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Построенный в самом начале XX века в московско-нарышкинском стиле, он был очень красив. В книге «Путеводитель по Петергофу» начала XX века при описании окрестностей Старого Петергофа приводится фотография этого храма с подписью «Саровский монастырь». Отмечается, что этот «женский монастырь находится еще в зачатке, главный храм его не кончен отделкой». На подворье жили восемьдесят сестер во главе с монахиней Агнией. Затем старшей была назначена сестра матушки игумении – монахиня Феофания (Траковская). Сестры жили в Петергофе под особым покровительством царской семьи. С наступлением революции 1917 года жизнь сестер на подворье стала крайне неспокойной, и в конце 1921 года сестры покинули подворье. Великое и благое дело совершил, как теперь ясно видится, священномученик Вениамин, поселив в Старом Петергофе в мае 1922 года на покинутом подворье отца Варсонофия первоначально только с двумя сестрами: Ниной Яковлевой (1898 – 22 января 1965) и Настей Заспеловой (1898 – 5 сентября 1982). Духовное общение с благодатным старцем, с аввой Варсонофием, как вскоре стали его величать, началось у них в крестовой церкви, в которой с марта 1922 года иеромонах Варсонофий служил почти ежедневно.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

По приезде в Саров, рассказывала Агния, матушка Игумения пожелала пользоваться кушанием из монастырской трапезы. Пища оказалась грубой и тяжелой, в особенности на больной желудок. На другой же день она опять заболела желудком и так сильно ослабела, что дня четыре пролежала почти без движения. Пришлось обратиться к доктору, который несколько облегчил болезнь, так что 19 июля, в день празднования открытия мощей Преподобного Серафима, матушка, хотя и через силу, но могла быть в церкви. Во время обнесения мощей Преподобного, она с Агнией стояла на высокой паперти теплого храма " Живоноснаго Источника " , откуда хорошо был виден крестный ход. Со слезами умиления молилась матушка, вспоминая, вероятно, в эту торжественную минуту свою родную обитель, а, может быть, душа ее, переполненная духовными утешениями, отрешившись от всего земного, готовилась к переходу в иной мир. Ничего особенного не говорила матушка Арсения об этом своей послушнице, так что Агния, видя ее бодро стоящей, далека была от мысли, что матушка доживает последние дни. Только в этот день вечером она встревожила ее, сделав ей следующий вопрос: " Агния, а в случае, если я умру, куда ты денешься? " - " Я вас не оставлю тут " , - невольно как-то вырвалось у нее в ответе. - " В таком случае надо сейчас металлический гроб заказывать " , - сказала матушка. Вспоминая после эти слова, Агния разочла, что если бы тогда же был выписан гроб, то он как раз получился бы ко дню кончины матушки. На другой день, чувствуя, что силы у нее не возобновляются, матушка решила остаться еще в Сарове и начала готовиться к говению, предполагая приобщиться Святых Таин 21 июля. В монастырь она послала депешу, что по болезни не может вернуться к 22-му, как хотела. Несмотря на слабость, она стала посещать ежедневно церковь, и Господь помогал ей с великим подвигом, как сама она сказала, выстаивать службы, чему немало удивлялась Агния. Последние дни, по словам ее, матушка проводила почти все в молитве. И ходя, и сидя, и лежа в номере на кровати, она напевала ирмосы: " Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче! " И другой: " Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество! "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

К примеру, женщин, носящих звучное имя Инесса, крестят в честь святой мученицы Агнии. Причем речь идет не о произвольном подборе созвучного имени (подобно тому, как, например, Элеонору могут окрестить с именем Елизавета, либо Елена, либо даже Ангелина). Имя Агния действительно звучит в некоторых странах как Агнесса, а в других - как Инесса, но во всех странах его носительницей считается одна и та же древняя святая. Известна картина испанского художника Хосе де Риберы «Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом». Она написана по житию мученицы Агнии, пострадавшей в Риме в 304 году, в правление ярого гонителя христиан императора Диоклетиана. Итальянцы именуют мученицу Агнессой, испанцы - Инессой, мы - Агнией. Юная девушка, фактически девочка, она пострадала за веру в 12 лет. Горячо любя Христа, Агния решилась посвятить Богу свое девство. Когда к ней посватался богатый и знатный жених, девушка решительно отказала ему. У римлян было не принято, чтобы девушки не выходили замуж, разве только они становились весталками - служительницами богини Весты. Этот вариант и предложили девице, как возможность не вступать в брак. Она с негодованием отказалась: «Если я отказалась от брака с живым человеком - неужели соглашусь посвятить себя бездушному идолу?» Тогда ей стали угрожать пытками - не только физическими, но и моральными. Девушку обнажили и повели по улице, но Господь вступился за нее. У юной христианки мгновенно отросли длинные густые волосы, покрывшие ее тело не хуже плаща. Затем ей явился ангел и вручил мученице прекрасное белое одеяние. Агнию отвели в публичный дом, но Господь не позволил оскорбить Свою служительницу: деву осиял небесный свет и никто не мог прикоснуться к ней. Убедившись в бесплодности своих попыток сломить девушку или осквернить ее невинность, язычники умертвили Агнию, проткнув ей горло мечом. Имя Агния в переводе означает «агница», что соответствует кротости и чистоте святой, а также ее мученическому подвигу - ведь страдальцы за веру являются подражателями Христа, Который именуется в Священном Писании Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира. Поэтому ее нередко изображают с белоснежным ягненком на руках. Мученица Агния - одна из наиболее почитавшихся древними христианами святых. У ее надгробия совершалось множество чудес, в частности, исцелилась Констанция - дочь равноапостольного императора Константина Великого. Во имя мученицы Агнии были освящены храм и монастырь, гимн в ее честь сложил святитель Амвросий Медиоланский.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/14/pr...

Толя до сих пор в шоке — на свадьбу в хоспис пришел Собянин О чем договорилась с мэром Москвы Нюта Федермессер 23 мая, 2018 О чем договорилась с мэром Москвы Нюта Федермессер При такой поддержке мы все сделаем. Я все думаю, что они цепляются к паллиативу? Почему доверяют мне? За мной ничего нет, кроме маминой репутации и растерянных родственников. Неужели лишь потому, что все так боятся смерти? А Собянин, который жал Толину руку, фотографировался с персоналом, уезжая, сказал: удивительные какие-то люди у вас тут работают, Анна. Путина мы не обещали, но пришёл Собянин “Толя до сих пор в шоке”. Это текст смски, которую я только что получила от супруги нашего пациента. Трудный капризуля, который мотает нервы медсёстрам и врачам, жалуется то на холодную еду, то на неудобную кровать, то на шум в коридоре, то на то, что обезболивания недостаточно, то — слишком много, так вот, Толя решил жениться. На Оле. Оля обожает и терпит своего Эльфа уже много лет, у них семеро детей, но они не женаты. Предложения не было… Пару недель назад Оля попросила у меня контакты нотариуса, чтобы их с Толей расписали. В хосписе. И сегодня они вместе с младшей дочкой Агнией в палате хосписа ждали нотариуса. Толя шутил, что готов жениться, если их распишет лично Путин. Путина мы не обещали. Но пришёл Собянин. Сидел в палате, болтал с Агнией, подарил Оле цветы, а Толе, который не может встать, лежит с концентратором и говорит с трудом, сказал: ну вы даёте, сколько же в вас силы… Я каждый раз боюсь, что новые люди в палате скажут не то, что будут сопли-слезы, что будет фальшь или лживое пожелание выздоровления. Но я наблюдала двух мужиков. Между двумя мужиками фальши быть не может. Один худющий с одышкой и счастливый, а другой высокий и немного напряжённый. Толя гордо сказал: общих детей у нас с Олей двое, а на двоих всего семеро. А потом на мэрское рукопожатие удивлённо продолжил: ого, прямо сталь у вас чувствуется… Да, я знала, что сегодня приедет Собянин. Уже несколько дней знала и готовилась. И знала, что Оля с Толей хотят пожениться. И специально именно в этот хоспис, Первый Московский, на Доватора, 10, для свадебного подарка и притащила сегодня молодоженов. Но они не знали. Для Толи был сюрприз, а для Собянина, уверена, незабываемый опыт. Чего просить-то? Главное — чтобы не мешали

http://pravmir.ru/tolya-do-sih-por-v-sho...

«Стыдно вспомнить, но мной овладело бурное чувство вожделения. Теперь я знаю,— и не только по «житиям»,— что нечто подобное бывает с иноками, с подвижниками даже, и заметьте: во время сильнейшего душевного напряжения, когда всё в них «вознесено горе», когда они предстоят перед наисвященнейшим, так сказать... и вдруг— «бесовское наваждение», бурное вожделение, картины великого соблазна. Люди духовного опыта это знают. И вот в то утро, после величественного «Чертога»...— и тогда мне, неверу, никакому , этот тропарь показался проникновеннейшим: «просвети одеяние души моея, Светодавче!»...— после целомудреннейших, хрустальных голосов юниц чистых, курений ладанных, я почувствовал бурный прилив хотений. Не сразу, правда» (5,31-32). И он же показывает, как оставили его нечистые помыслы (хотя бы на время), когда он встретился с наставницей Дариньки, старушкой-монахиней матушкой Агнией, которая представила ему его же поведение, заботу о девушке, в чистом свете, как доброе и благодетельное. «— Будто случилось чудо,— рассказывал Виктор Алексеевич.— Простые слова, самые ходячие слова сказала матушка Агния, но эти слова осветили всего меня, всю мерзость мою показали мне. Передо мной была чистота, подлинный человек, по образу Божию, а я— извращённый облик этого «человека», и я с ужасом... с у-жасом ощутил бездну падения своего. То, тёмное , вырвалось из меня,— будто оно сидело во мне, как что-то, отделимое от меня, вошедшее в меня через наваждение. Оно томило меня, и вот, как «бес от креста», испарилось от этих душевных слов. Ну-да, физиологи, психологи... они объяснят, и по-своему они правы... но и я, в своих ощущениях, тоже прав: тёмная сила меня оставила» (5,37). Шмелёв явно противопоставляет реальному («научному») обоснованию событий— духовное. Можно сказать, если использовать привычные условные термины, что писатель в своём методе прибегает к духовному детерминизму . Поэтому для него чудесное— реально, объяснимо, несомненно. Так, он не сомневаясь вводит в повествование эпизод чудесного исцеления Дариньки (а доктора были уверены в скорой смерти: уже запах тления пошёл). Но:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

После отъезда сестры из Антиохии Фульвий пустился в различные предприятия и вскоре разорился; не пошло ему на пользу и отнятое у сестры состояние. Тогда, по совету дяди, он принял поручение цезаря, управлявшего Востоком, и отправился в Рим в качестве шпиона. Дальнейшие обстоятельства его жизни нам известны. XXXIII Мариам не поправлялась; она все больше и больше слабела. Фабиола ухаживала за нею, как за родной сестрой, но заботливый уход, помощь врача — все было напрасно. Дни ее были сочтены. Фабиола, надеясь ее спасти, увезла ее в Номентану, на виллу Агнии. Наступила весна. Кушетку, на которой лежала Мариам, подвигали к окошку или выносили в сад; Мариам, окруженной друзьями, цветами, в живительном воздухе весны, казалось, грустно было прощаться с жизнью именно в ту минуту, когда жизнь, наконец, улыбнулась ей. Однажды в чудесный весенний день Эмеренция, которая жила у Фабиолы и стала ее любимицей, играла на лугу с огромным псом. Молосс не забыл Агнии: при ее имени он поднимал морду, насторожив уши, и махал хвостом. Фабиола сидела у ног лежавшей Мариам, бледной и худой, хотя на щеках ее горел яркий румянец, верный признак неизлечимой болезни. Мариам после долгого молчания обратила свой усталый взор на Фабиолу и спросила у нее: — Что ты намерена делать, милая сестра, когда я тебя оставлю? — Мариам в первый раз заговорила о своей близкой смерти. Фабиола заплакала. — О, нет! Нет! — сказала она. — Мы будем молиться, и Бог сохранит тебя для нас. Я надеюсь, что ты поправишься. Теплый весенний воздух оживит тебя. Поедем в Кампанью, на мою виллу, там еще теплее. — Напрасно, все напрасно! Бог судил иначе. Благослови имя Его вместе со мною! Фабиола, казалось, боролась с собою. Но, наконец, она преодолела себя, перекрестилась и сказала: — Да будет воля Божия! Потом, помолчав, прибавила: — Скажи мне свою волю! Что должна я сделать, когда… когда… Фабиола не договорила, слезы душили ее. — Когда я умру, — докончила Мариам спокойно, — похорони меня рядом с Агнией, молись за меня и за нее и проси Бога, чтоб Он услышал мою последнюю, предсмертную молитву… о раскаянии и спасении моего несчастного брата!… Отдельно я тебе никого не поручаю. Теперь ты всех знаешь и не оставишь в нужде наших братьев.

http://azbyka.ru/fiction/fabiola-ili-tse...

Проснувшись, она тихонько проверила больных, оделась и отправилась в храм. Кроткий и все понимающий отец Иаков, выслушав Варвару, только кивнул и пошел собираться. По дороге он спросил: — Лика — это та маленькая старушка, которая приходит с вами и Агнией Львовной на все молебны? — Да, это она. — А давно вы дружите? — С самого детства. — Как хорошо! — умилился отец Иаков. — А она у вас в полном сознании? Я ведь с нею должен сначала поговорить. — Раз додумалась наконец в Православие переходить, значит, в полном! — Ну, это вы от радости так говорите. Нет, надо чтобы человек полностью сознавал, какой он делает важный шаг. Ну, я сам с нею поговорю наедине. — Ой, батюшка, а вот наедине-то и не получится! Я ведь ее в постель Агнии перегрузила, а то мне не справиться было… — Придется на время перегрузить ее обратно в свою, — покачал головой священник. — Сумеем мы с вами ее перенести? Варвара с сомнением посмотрела на бестелесного отца Иакова. Но потом вспомнила и сказала: — У нас есть подходящий для такого дела сосед. Вот если только он дома… Димон оказался дома и без разговоров поднялся вместе с Варварой наверх, вошел в квартиру Агнии Львовны и с каким-то детским удивлением поглядел на священника в рясе. Когда Варвара объявила, что сейчас Дмитрий перенесет Лику домой, чтобы они с батюшкой могли поговорить наедине, та заволновалась: — А вы потом меня обратно перенесете? — Конечно, конечно, — успокоила ее Варвара, — держать вас по разным палатам мне не по силам. — Вы точно вернете меня… на место? — волновалась Лика. — Вернут, вернут, — успокоил ее отец Иаков. — Я ведь вас вместе соборовать буду. Димон отнес Лику Казимировну в ее квартиру и вернулся, сел к столу и стал ждать дальнейшего развития событий. Агния лежала с закрытыми глазами и шевелила губами — молилась. Варвара Симеоновна поправила фитилек лампадки и подлила в нее масла, принесла из кухни табуретку, поставила ее неподалеку от кровати и накрыла чистой салфеткой; сходила на кухню и принесла оттуда серебряную стопку и хрустальную мисочку, наполненную зерном, а рядом положила два чистых платочка — снимать избыток елея. Димон внимательно наблюдал за ее действиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– Как, как это получилось? – спрашивал я своего собрата. – Совершенно естественно, просто; дядя Лёня исповедался так, как будто делал это в течение всей жизни – «с чувством, с толком, с расстановкой», – отвечал священник… Мне кажется, что его душа сравнима с прекрасным подснежником, раскрывшим свои полупрозрачные лепестки на снежном насте. Бесконечная благость Божия соделала душу раба Божия Леонида Христовой ученицей прямо на смертном одре! Он перешёл в мир иной в радостном изумлении от открывшегося ему Божественного света. Кончина стала для дяди Лёни началом духовного ученичества в небесной школе богопознания. В какую меру мерил он на земле, будучи для всех нас и слугой, и нянькой, и посыльным, той мерой и возмерилось ему в вечности. Неизъяснимы пути жизни человеческой, не зря именуемой судьбой, судьбами Божиими. Один лишь Господь знает, какими стезями ведёт Он ко спасению Своё создание… Поистине, во всяком народе творящий добро приятен Богу, Который воздаёт каждому по делам его … П. Н. Барто Павел Николаевич Барто. Так звали моего деда по материнской линии. Он был из хорошего рода, восходящего, как гласит семейное предание, к легендарному шотландскому флибустьеру, последнему морскому разбойнику Северных морей Европы, – по фамилии Барто. Недавно я узнал, что этот шотландский род известен как Бартоломью, что сходно с именем апостола Варфоломея. Впрочем, мать деда, моя прабабушка, Лидия Эдуардовна, была чистой немкой, что отразилось и на внешности, и на характере Павла Николаевича. В юности он занимался балетом, всю жизнь посвятил изучению птиц и их повадок, а главное, имел несомненное поэтическое дарование. Дедушка в молодых годах был очень хорош собой. Впоследствии он отличался изысканными манерами и осанистой представительностью, которые производили неотразимое впечатление на прекрасную половину человечества. Павел Николаевич Барто рано женился. Его первой избранницей стала Агния Волова, которая уже никогда не пожелала расстаться с романтической фамилией мужа. Их брак не был счастливым, во многом из-за различия религиозных убеждений. Единственный сын, красивый мальчик Эдгар, погиб во время велосипедной прогулки, отпросившись покататься «на полчасика» перед обедом. Двадцатилетнего юношу насмерть сбила машина… До сих пор в архивах деда хранятся маленькие книжечки тридцатых годов, написанные в соавторстве мужем и женой – Павлом и Агнией Барто. По ним учились читать в Советском Союзе все дети: «Девочка чумазая», «Танечка, не плачь» и другие. Вскоре после развода Павел Барто встретил мою бабушку Любовь и венчался с ней.

http://azbyka.ru/fiction/s-vysoty-ptiche...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010