Иоанна Рыльского монастыря . На 1-м этаже подворья у входа находилась часовня, в нижней и средней части - жилые и хозяйственные помещения, наверху - храм ап. Иоанна Богослова с приделом вмц. Варвары. 21 нояб. 1894 г. главный престол был освящен еп. Никандром (Молчановым) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского, ризничего Александро-Невской лавры архим. Гедеона, протоиерея Казанского собора Николая Головина и др. священнослужителей. 11 дек. 1894 г. архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев) освятил придел вмц. Варвары. На подворье многократно совершал богослужения прав. Иоанн Кронштадтский. После революции подворье получило статус приходского храма, 8 мая 1930 г. постановлением президиума Ленинградского облисполкома его закрыли; но монахини продолжали проживать на территории подворья. 18 февр. 1932 г. последние 16 сестер во главе с игум. Агнией были арестованы. В 1995 г. митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв) обратился к городским властям с просьбой вернуть комплекс бывш. подворья. В 1999 г. была зарегистрирована община, в июле 2000 г. в храме возобновились регулярные богослужения. 9 окт. того же года, на престольный праздник, была совершена 1-я литургия в историческом алтаре храма, где сохранилось основание престола. В 2007 г. РПЦ были возвращены нижние 2 этажа здания, до этого принадлежавшие диспансеру. 9 сент. 2007 г. на 1-м этаже вновь открылась часовня. В С.-Петербурге, на Московском шоссе, 32, на участке, пожертвованном рыбинской купеческой вдовой М. И. Боровковой, имелось 2-е монастырское подворье. Самое раннее упоминание о нем содержится в письме прав. Иоанна Кронштадтского игум. Таисии от 28 июля 1902 г.: «Постройка твоя за Московскими воротами идет успешно» (Письма. С. 56). Из отчета за 1916 г. известно, что «в дополнение к Петроградскому подворью по недостаточности помещения для хозяйственных служб приобретено место за Московской заставой, мерою 625 кв. саж., на котором возведена постройка каменного двухэтажного дома со службами на нижнем этаже» (ГИАНО.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

У старшей сестры матушки Арсении умирала восьмилетняя дочь от воспаления мозга, игумения Арсения, приехавшая навестить больную племянницу, со слезами молилась у постели больной, читала акафист Божией Матери, затем попросила, чтобы девочку причастили. По милости Божией, после принятия Святых Тайн больная почувствовала себя лучше и вскоре поправилась. По молитвам матушки Арсении поправился и племянник её келейницы, страдавший припадками. Случалось, что старица целый день проводила с посетителями, лишь поздно ночью удалялась в молитвенную комнату, чтобы слёзно молиться за всех страждущих. Подвижница спала крайне мало, по ночам с духовными дочерями Никодимой, Агнией и Викториной рыла пещеры. (Игумения Арсения принялась за основание пещер подобно Киево-Печерским в 1874 году. В пещерах она предполагала устроить церковь , однако на это ей не хватило сил. Вход в пещеры начинается из притвора Арсеньевской церкви. Над входом в пещеры изображен «Страшный Суд» в глубине пещер над другим входом располагается икона «Вход Господень в Иерусалим».) Из воспоминаний духовных чад старицы Арсении: «Работая в пещерах, матушка всё время или творила молитву Иисусову, или читала акафист Страстям Христовым, да семнадцатую кафизму Псалтыря, которую знала наизусть и нам велела выучить…» ( В конце пещер матушка Арсения предполагала устроить церковь .) Последние годы своей жизни матушка совсем не обращала внимания на немощь и недуги, когда матушке говорили, чтобы она поберегла своё здоровье, она отвечала: «Нельзя, это моё послушание, врученное мне Господом. Вот когда упаду на послушании, тогда уже можно будет сказать, что я исполнила его; а пока ещё ноги служат, хотя и шатаюсь иногда, но должна я быть везде сама». … Незадолго до смерти старица стала стремиться к уединению, она просила архипастырей отпустить её на покой и постричь в схиму, но всякий раз получала отказ, архипастыри высоко ценили её, читали, что она должна управлять обителью до конца жизни. Всю зиму 1904–1905 г. она проболела. Чувствуя свой скорый уход, она наставляла монахинь: «Надо привыкать к мысли, что меня не будет с вами и учиться жить без матушки», говорила, что монаху хорошо умирать одному, что ей бы хотелось, чтобы никто не присутствовал при её смерти. Так и случилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каменный храм во имя Архангела Михаила с приделами во имя святителя Николая и святых Жен-мироносиц, существующий доныне, возведен в 1816-1822 г.г. благочестивой графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской (в монашестве Агнией). Здание построено в стиле ампир, возможно, по проекту архитектора Доменико Жилярди. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня. На ней было установлено шесть колоколов, самый большой из них весил 104 пуда (около 1670 кг). Современный храму центральный иконостас по художественным достоинствам в настоящее время уникален. Освящен храм 9 ноября 1824 г. В 1848 г. при священнике С.И. Фелищеве по проекту архитектора Литвинова храм обнесли изящной кирпичной оградой на белокаменном фундаменте, с коваными решетками; был сооружен и дом причта. В 1857 г. настоятелем церкви во имя Архангела Михаила стал протоиерей Тимофей Розанов. При нем стены храма были расписаны артелью Сафонова, славившейся своим уникальным стилем. Со Святой Горы Афон в храм привезли иконы целителя Пантелеимона, Божией Матери «Скоропослушница», сделали список «Черниговской» иконы Божией Матери, центральное паникадило было вызолочено, изготовлены и богослужебные сосуды, сохранившиеся до наших дней, заново настелен пол из каменных плит. В эти же годы в храме на правом клиросе пел единственный на юге Московской губернии детский хор, составленный из учеников местной школы. В советское время богослужения в храме не прекращались, и лишь с 1941 по 1944 г.г. храм был закрыт. В настоящее время храм приобрел первоначальное благолепие. http://mihajlovskoe.cerkov.ru/ Церковь Михаила Архангела построена между 1816 и 1822 г.г. по заказу владелицы села гражданкой А.А. Орловой. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Определенное своеобразие сообщает композиции отсутствие трапезной. Лаконичная архитектура памятника выразительна и монументальна. Шестиколонные дорические портики боковых фасадов подчеркивают значимость гладких плоскостей стен, оживленных квадровым рустом. Трактовка деталей упрощена. Пластику верхних частей здания обогащают табернакли, на барабане выполненные из дерева.

http://sobory.ru/article/?object=02604

В числе гостей были у нас Наталья Петровна и игумения Макария тульская, которая уволилась совсем на покой и сдала свой монастырь выбранной по жребию из рясофорных м. Магдалине, наименованной в мантии Агнией, исправлять должность настоятельницы. М. Макария и родные сестры ее будут жить в Белеве. 13–го там было освящение нового храма владыкой, 18–го им же будет освящаться один из четырех пределов. О. игумен наш и я сегодня едем туда, по убедительной просьбе и неоднократному приглашению иг. Павлины.   77. Надо уметь терпеть ради общей пользы и своего душевного спасения Ваша матушка игумения пишет мне, что она не согласна уволить тебя от твоего послушания. За последние годы она много претерпела козней, почему бы, говорит, и тебе не потерпеть ради общей пользы и душевного твоего спасения. А для твоего облегчения она согласна даже нанять письмоводителя.   78. “Анафема тебе и рассуждению твоему, аще, что ты веси, — от беса веси” (авва Дорофей). Сети вражие. Христос Воскресе! Исполнил твое желание — 12 и 13–го числа отслужили в ските заздравные литургии о исцелении болящей монахини Магдалины и твоем, о ниспослании помощи Божией вам к выздоровлению. Молим о вас общею молитвою, поминали вас на ектениях с коленопреклонением. Служим панихиду на могилке у Батюшки. За молитвами его да помилует и спасет вас Господь! Прочел все твои писания и скажу о действиях твоих, которые ты считаешь благодатными, — мы не признаем их такими. О. Амвросий и мы все не видели примеров таких у св. отцев и у всех, благоугодивших Богу. Хорошо бы, если бы и ты понимала все эти действия в худую сторону. Твердо знаем, что не прогневался бы на тебя Господь, так как, если бы это было и благодатное, а ты сочла бы за неблагодатное и отвергла бы его, то сделала бы это из-за страха прельститься. Ты и сама твердо знаешь, что не велено верить самому себе. Св. авва Дорофей говорил: “анафема тебе и разсуждению твоему, аще, что ты веси, — от беса веси”. Сердечно желаю, чтобы последовало изменение в тебе и осознание себя недостойной всех этих действий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест вместо сабли К годовщине установки памятника Царю-Мученику Николаю в городе Кулебаки 15.07.2022 904 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором Ровно год назад, 17 июля 2021 года, был освящен первый в России конный памятник Николаю II в городе Кулебаки, установленный 9 июля на территории храма священномученика Михаила (Гусева). В день памяти святой Царской семьи богослужение возглавил тогда архиепископ Выксунский и Павловский Варнава. Идея увековечить память святого Императора-Мученика родилась у протоиерея Николая Болдырева в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в год 100-летия убиения Царской семьи. Как известно, именно Николай II сыграл ключевую роль в канонизации преподобного Серафима, поэтому Дивеево неразрывно связано с семьей последнего русского Царя. 31 июля 2017 года, в день 25-летия моей дочери Марии, как журналист, освещавший фестиваль «Арзамасские купола», который служит духовному возрождению России, укреплению православной веры и традиций национальной культуры, приобщает молодежь к истинным духовным ценностям, я получила счастливую возможность побывать на Соборной площади Серафимо-Дивеевского монастыря, где был торжественно открыт памятник святым Царственным мученикам .  В церемонии приняли участие инициаторы создания памятника – митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и учредитель Фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев, а также японская делегация из префектуры Кагосима во главе с депутатом верхней палаты Парламента Японии, членом парламентской лиги японо-российской дружбы господином Нома Такеси. Возле памятника были посажены привезенные делегатами саженцы сакуры как дань памяти о Царской семье. 130 лет тому назад, в 1891 году, во время знаменитого Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича в Японском городе Оцу на него было совершено покушение. Оказалось, что чувство раскаяния передалось по наследству от очевидцев того трагического события их потомкам. В то время как некоторые наши соотечественники поливали грязью наследника российского престола, сняв скандальный фильм «Матильда» , японцы приехали в Дивеево, чтобы почтить память последнего Императора России и его семьи. В благодарность за это японской делегации была подарена большая икона святого преподобного Серафима Саровского. В тот день нам с автором-исполнителем Агнией Совостенковой удалось пообщаться с японцами и подарить им диск с ее песнями.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/15/kr...

Афанасий обещал предать все это забвению. Он продолжал увеличивать обитель различными постройками. Однажды отправился он вместе с братиею осматривать одну из недоконченных построек. Когда он вместе с шестью монахами взошел на верх здания, оно обрушилось. Пять человек были задавлены камнями, но св. Афанасий оставался жив в течение некоторого времени; по крайней мере иноки начавшие разрывать камни и мусор, слышали голос преподобного, раздававшийся из под развалин. Когда его откапали, он был уже мертв. Все тело его было невредимо и только на правой ноге оказалась рана. На погребение Афанасия стеклись все иноки Афона. У его гроба совершались чудеса. (Четьи-Минеи. Афонск. Пат.). Пр. Лампада Преподобный Лампад подвизался в Иринополе. От юности он посвятил себя постническому житию, жил богоугодною жизнью и удостоился дара и многих чудес при жизни и по смерти. (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметк.). Св. муч. Анна одно лицо с Агнией, память которой празднуется 21 января. Она многих блудниц обратила ко Христу, творила чудеса и была сожжена, как волшебница. Кирилла – Кигрилла, она скончалась с Феодором. См. 4 июля. (Месяц. всех свят. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Зам.). Обретение мощей преп. Сергия Радонежского Слава. о святости и чудесах преподобного Сергия распространилась еще при его жизни. Посл его кончины многие приходили молиться при его гробе. Один благочестивый муж, во время усердной молитвы, был охвачен дремотою и увидел св. Сергия, который обратился к нему с такими словами: «скажи игумену этой обители, напрасно так долго оставляют меня под землею». Пробудившись, он сказал о своем видении игумену Никону, ученику св. Сергия. Когда духовенство, князья и бояре открыли гроб, воздух наполнился благоуханиями; тело святого оказалось нетленным и даже одежда нимало не поддалась порче. Мощи святого, при пении псалмов и песней, положены были в раку. Это было в 1423 г. Над гробом святого заложена была каменная церковь . (Пролог). Преподобномуч. Киприан пострадал от турок в Константинополе в 1679 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Василий сам учил детей. Видя способности Саши, он поставил ее на клиросное послушание. Маленькая послушница скоро выучила богослужебный устав, приохотилась к церковному чтению. Обладая прекрасным, глубоким низким голосом, она стала замечательным чтецом. Батюшка никогда не начинал службу без благоговейной псаломщицы и уставщицы, с которой ему легко было служить и молиться. Посторонние считали Александру родной дочерью старца Василия, настолько она была предана духовнику. После революции 1917 года община некоторое время еще продолжала существовать на правах крестьянской артели. Монахини обрабатывали не только свои, но и общественные поля, помогая убирать лен и другие культуры. Вскоре отца Василия арестовали, а насельницы разбрелись по России. Шесть раз пережил старец арест и ссылку. 21 марта 1934 года он скончался в селе Гаврилов Посад Ивановской области (ныне готовятся материалы для его канонизации). При разгоне монастырской артели матушка Агния смогла скрыться и спрятаться в стогу сена. Красноармейцы штыками пронзали стог, но она мужественно терпела мучительную боль и страх молча. В 1934 году после смерти отца Василия, вместе с близкой ей по духу прихожанкой монастыря Варварой Ипатьевной (в постриге монахиней Серафимой), мать Агния устроилась на квартире в поселке Дубки по Белорусской дороге. Однако и здесь нашелся «добрый» человек, который донес на нее в НКВД как на дочь священника. Матушку арестовали и поместили в тюрьму города Вязьмы, а впоследствии перевели в Можайск. Варя возила передачи и хлопотала об освобождении своей духовной сестры, доказывая, что обвинение не соответствовало действительности, и родителями Александры Петровны были простые крестьяне. Следователь, которому было поручено дело матери Агнии, беспощадно принуждал ее подписывать ложные протоколы, но его усилия сломить мужество и волю монахини остались тщетны. Ради достижения своей цели однажды он заставил матушку стоять без движения в течение шести дней. Измученная мать пообещала истязателю, что они вскоре встретятся в одной камере. Действительно, через некоторое время следователя арестовали за взятки, и в тюрьме он встретился с монахиней Агнией. «Вот видишь, – сказала она ему, – я же говорила, что сидеть будем вместе». В заключении матушка провела год, а затем по хлопотам близких и по милосердию Божию была освобождена.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   22 июля (4 августа) Священномученик Михаил Накаряков Священномученик Михаил родился в 1866 году в Перм­ской губернии в семье потомственного дворянина Александра Накарякова. Он учился в Пермской духовной семинарии; служил псаломщиком в тюремной Николаевской церкви в го­роде Перми. В 1892 году Михаил обвенчался с дочерью про­тоиерея Василия Конюхова Агнией и был рукоположен во ди­акона к Успенской церкви села Верх-Язьва Соликамского уезда, в 1895 году – во священника к Преображенской церкви в городе Кунгуре, в 1898 году – переведен служить в храм Хохловского завода Оханского уезда. В 1909–1912 годах он служил в Сретенской церкви в селе Отчино-Сретинском Пермского уезда. Впоследствии отец Михаил был направлен служить в Пре­ображенскую церковь в селе Усолье Соликамского уезда. В храме он стал третьим священником; прихожане больше дру­гих любили его, особенно за милосердие и нестяжательность. Если нужно было что попросить, то всегда просили у отца Михаила. Кроме служб в храме он преподавал Закон Божий в цер­ковно-приходской школе, преподавал с любовью и благогове­нием к предмету. Когда собирались пожертвования в храме на подарки детям из бедных семей, то сборщики сначала подходи­ли к отцу Михаилу, зная, что он даст больше всех, а после него и другим уже будет неловко жертвовать меньше, и скуповатый настоятель храма, хотя и был недоволен щедростью отца Миха­ила, но уже и сам давал столько же. На Пасху отец Михаил об­ходил дома бедняков и раздавал деньги, иной раз говоря: «это на обувь», «это на подарки детям». В июне 1918 года после ареста архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника [a] священники Пермской епархии на время приостановили совершение богослужений и треб. Тако­во было распоряжение архиерея, отданное им до ареста: если власти арестуют кого-либо из священнослужителей, перестать служить всем, пока не отпустят; и народу так объяснить – что­бы он требовал освобождения задержанных священнослужите­лей. Вместе со всеми перестал служить и отец Михаил Накаряков. Власти, опасаясь народного возмущения, стали вызывать священников в ЧК, чтобы заставить их исполнять требы. Был вызван и отец Михаил. В ответ на угрозы он сказал: «Я клятву давал перед крестом при рукоположении – подчиняться своему архиерею. И пока он не отдаст распоряжения – венчать, отпе­вать, – я служить не буду. Вы его отпустите, и тогда я буду со­вершать требы».

http://fond.ru/kalendar/575/mihail/

… контры с Орловыми… Григорием… — Дашкова выступила открытой противницей намерения Екатерины II вступить в законный брак с Г. Г. Орловым. … гробовым иеромонахом при мощах святителя. — Так именовали монашествующего священника, который находился при мощах святого и служил, по просьбам приходящих, молебны этому святому, возжигал лампады над его гробницей (или ракой) и следил за порядком при целовании мощей. … наперсный алмазный крест. — Этот крест — одна из высших наград духовенству — жаловался архимандритам за особые заслуги. … замаливать грехи отца… тайны об ее отце. — Очевидно, имеются в виду такие «грехи» А. Г. Орлова, как участие его в убийстве Петра III и похищение княжны Таракановой (см. также примеч. 25 к Главе первой). Богатства же его были действительно «громадны». Ежегодный доход наследницы капитала «простирался до 1 000 000 руб. ассигнациями, а стоимость ее недвижимого имущества, исключая драгоценностей, ценившихся на 20 000 000, доходила до 45 000 000 рублей» (см.: Карнович Е. П. Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий. СПб., 1884, с. 393). …в тайном постриге… — Слуга А. А. Орловой старец монах Евводий, присутствовавший на погребении графини, рассказал, что ее хоронили «в черном монашеском платье» и «на панихиде вспоминали Агнией и поминали шесть недель монахиней» (см.: Слезкинский А. Архимандрит Фотий и графиня А. Орлова-Чесменская. — РА, 1899, No11. с. 324). … она была восприемница от Евангелия… — Восприемница или восприемник от Евангелия — это монахиня или монах, особо преуспевшие в духовной жизни. Им вручается новопостриженный в монахи для руководства в монашеском подвиге. Обряд совершается так: на раскрытое Евангелие кладется рука новопостриженного монаха, а поверх ее — рука того, кому он вручается для руководства. Таким образом, последний становится духовным отцом для первого. При этом совершавший постриг священнослужитель клятвенно заповедует новому монаху жить строго по указаниям своего «старца» или духовного отца и без него ничего не предпринимать и ничего не утаивать от него, вплоть до мыслей. Восприемнику же заповедуется с любовью, вниманием и строгостью заботиться о новичке.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

А посему и вопросов задавать не нужно было больше - воспоминания лились сами звонким чистым ручейком... - У нас тогда другого здания не было, кроме собора! Как ночевали? В санатории были порванные матрасы, их выбросили в мусор. Мы их подобрали и положили на пол, а сверху - хорошие. И спали на цементном полу на этих матрасах. Жили все в одном соборе. Где-то через месяц-два нам отдали половину подвала - за него мы долго воевали, упрашивали директрису, крестными ходами ходили. Как мы пели - о-о! Как нас гнали отсюда! Из профсоюза в то время приезжал уполномоченный. Было государственное имущество, а теперь вдруг отдай попам! В то лето 1992-го, когда только монастырь открылся, мы начали бороться за эти корпуса. А как только начались службы, сюда пошёл народ. Там, где сейчас вход в пещеры, была кинобудка. Двери не было. И мы внизу там сделали кладовочку. Народ же несёт жертвование. Кто кастрюлю принёс, кто огурцы. И куда девать? Всего 5-6 насельников. Мы с матушкой Агнией бегом на огород: нарвёшь укропчика, листьев хрена: «Давай посолим!» Со всей округи везли, кто что мог. Кто-то корову тянет сюда, кто-то привёз свиней. Отец Серафим говорит: «Ну куда мне их? Я же не буду кричать: «Возьмите обратно свиней!»». Алипий приехал и распорядился: «Раздать людям». Хорошо, что был пионерлагерь. Посреди моего двора высыпали фасоль и прочее и стали перебирать, потому что в нём заводится всякая гадость. Потом дошло до сахара - его мыши описали. А жалко ж. Мне говорят: «Ты забери его, может, самогон выгонишь». - «Я ничего не умею, вы что!» Кто-то привёз бочку деревянную, хорошую, большую. Мы нарубали её полную капусты, она скисла - и куда девать? И в следующий раз капусту квасили в эмалированной кастрюле: пока одну ешь, другая делается. К сентябрю тут и картошка кучей. Потом начали везти лук. А лук надо только в сухое помещение. К тому времени уже нам отдали вторую половину подвала - там посуше. Поваром была у нас одна матушка из Донецка, Царствие ей Небесное. Она пришла воцерковлённая, не то что я.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010