Икона сия в 1863 г. была прислана из Афона в Россию в дар Новохоперскому собору. На пути из Афона в Россию св. икона на время была поставлена в церкви Урюпинской станицы. Известие о нахождении св. иконы в Урюпинской церкви быстро распространилось между жителями окольных станиц и селений и достигло до г. Новохоперска и принято с необыкновенным воодушевлением, и из Урюпинской станицы она была несена на руках в сопровождении духовенства и нескольких тысяч народа, в г. Новохоперске была встречена торжественно и соборным причтом в облачении внесена в собор. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Первый деревянный собор был возведен в Хоперской крепости, одновременно с её строительством, в 1716 г. История же ныне существующего собора в честь Воскресения Христова начинается 10 октября 1865 г. В этот день он был освящен Преосвященнейшим Серафимом, епископом Воронежским и Задонским. Строительство нового собора неподалеку от старого Крестовоздвиженского, построенного еще в 1774 г. и более не вмещавшего всех молящихся, целиком легло на старосту, новохоперского купца Василия Михайловича Степанова, который смог объединить усилия многих состоятельных людей. Первоначально в храме имелось несколько приделов: Воскресения Христова, Рождества Пресвятой Богородицы и первоверховных апостолов Петра и Павла. Один из приделов был освящен в честь образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», икона для которого была прислана в дар одним из Афонских монастырей в 1863 г., накануне освящения храма. По свидетельству современников «усердие к этой иконе было так велико», что для поклонения ей приходили богомольцы из отдаленных мест. В советское время, после закрытия храма, икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» многие годы хранилась в домах верующих и сильно обветшала, но была реставрирована известной подвижницей схимонахиней Агнией (Стародубцевой), которая с 1929 по 1952 г. подвизалась на приходе в подвиге молчальничества. Сегодня эта икона особо почитаема прихожанами собора.

http://sobory.ru/article/?object=09128

Отпевали протоиерея Тихона соборно во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и погребли за алтарем Акуловского Покровского храма. Прошли годы. Много было горестей, много вспыхивало радостей. Однажды в день моих именин было как-то особенно грустно. Чтобы немного развеяться, ненадолго ушла с работы, чтобы пройтись по воздуху. Вернувшись, обнаружила на столе переданный мне маленький подарок: букетик первых нарциссов и плотный бумажный конверт. Вскрыв конверт, ахнула от неожиданной радости: с фотографии ласково смотрел чудесно улыбающийся старец Тихон. Батюшка не забыл. Матушка Митрофания (Быкова) говорила: «В день ангела отец Тихон тебя принял, просветил и причастил. Все живы у Господа». Схимонахиня Агния (Александра Петровна Чижикова). 1901-1984 В 1981 году мы познакомились с матушкой Агнией. Мне довелось проводить отпуск в поселке Дубки вместе с Еленой Владимировной Апушкиной. Она предложила навестить знакомую монахиню, и мы отправились в гости. Мать Агния сидела на кровати в ветхом монашеском подряснике и апостольнике. Она приветливо встретила нас, мягко и кратко отвечала на вопросы Елены Владимировны. Мы пробыли у нее недолго и стали собираться домой. На несколько минут оставшись наедине с матушкой, я попросила ее благословить меня. С усердием и особой тщательностью старица трижды благословила, словно крепко обвязывала, оковывала мои руки: «Наша, наша…». Благословение пронзило и разволновало сердце. Несколько позже отец Тихон Пелих запретил после окончания отпуска сразу возвращаться домой. Деваться мне было некуда, оставаться на чужой даче было неудобно, поэтому пришлось просить приюта у матушек. С тех пор я часто останавливалась и подолгу жила у матери Агнии и ее духовной сестры монахини Серафимы (Варвары Ипатьевны). Помогала стареньким монахиням их послушница, тетя Паня (монахиня Пульхерия), человек исключительной простоты и доброты. Схимонахиня Агния (в миру Александра Петровна Чижикова) родилась в 1901 году в многодетной крестьянской семье на Смоленщине. В семь лет она осиротела. Бабушка, оставшаяся с шестью внуками на руках, привезла Сашу к протоиерею Василию Троицкому, духовнику монашеской общины. Поскольку девочка не отличалась внешней красотой, бабушка рассудила, что в обители ей будет лучше. Мать Агния рассказывала мне, что в монашеской общине она с готовностью несла любые послушания – даже запрягала лошадь, разъезжая по различным монастырским делам.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

По завершении Божественной литургии в новопостроенном Михайло-Архангельском храме была совершена панихида. Промыслом Божиим отец Петр принял мученическую смерть как жертву за спасение кавказского края, охваченного братоубийственной войной. Высокопреосвященный Гедеон, Митрополит Ставропольский и Владикавказский сказал о великом подвиге мученика за веру: «Несомненно, отец Петр – это жертва за всех нас, живущих на Кавказе, за тех, кто знал и любил его…» Господи, упокой души старицы Феодосии и отца Петра, со святыми упокой, и их молитвами спаси нас! 44 Владикавказский Покровский женский монастырь. В 1891 году во Владикавказе появилась женская община, её основала Евдокия Феодоровна Лозенко (в иночестве Евпраксия), в 1892 году была воздвигнута церковь , перевезенная сестрами из станицы Терской. С первого же дня в храме стали совершаться богослужения. Окончательное обустройство церкви пришлось на 6 января 1894 года, когда епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский) освятил церковь . В сентябре 1897 года община была преобразована в женский монастырь. Первой игуменией монастыря стала монахиня Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря Неонила. При матушке Неониле в обители были устроены иконописная, швейная и рукодельная мастерские, небольшой свечной завод и просфорня, в 1897 году при монастыре открылась школа для девочек-сирот. У монастыря была своя больница, а с 1914 года – лазарет для раненых воинов. В Покровском храме монастыря в специальном ковчежце с 12 мая 1905 года хранились небольшие частицы святых мощей святого апостола Петра, равноапостольной Марии Магдалины, святой мученицы Татианы, преподобного Игнатия, архимандрита Печерского и Евфросинии, игумении Полоцкой, привезенные игуменьей Агнией из Киева. В трудные годы лихолетия настоятельницей Покровского монастыря стала игуменья Клавдия (в миру Анна Макаровна Щербинина). В 1918 году монастырь был разорен большевиками. Во время разграбления монастыря игуменья Клавдия подверглась страшным пыткам. От нее требовали ключи от кладовых. Матушка Клавдия не выдавала ключей и была заживо сожжена палачами на медленном огне. По словам ее племянницы, игуменья Клавдия знала об ожидающем ее мученичестве от старицы Анастасии Владикавказской. После мученической кончины игуменьи Клавдии обитель возглавила матушка Ермиония. В 1921 году Покровский женский монастырь был закрыт. Не желая покидать родную обитель, в мае 1921 года сестры образовали трудовую общину. В 1932 году с закрытием Покровской церкви сестры окончательно покинули стены обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Немедленно вышла из церкви братия с хоругвями, крестом, святой водой и во главе с начальником пустыни выстроилась попарно за воротами. Четверка подъехала, кучер остановил лошадей, но вместо ожидаемого Владыки, из кареты вышла... Флоровская игумения Серафима. Произошло маленькое замешательство, но быстро было улажено. Вскоре приехал митрополит, и обедня была отслужена с подобающей торжественностью. Церковь и монастырский двор были переполнены молящимися дачниками и толпою богомольцев из Лавры. В Литургии и молебне принимал также участие и блаженный Феофил и, по обыкновению своему, во время богослужения, конечно, стоял от всех в полоборота. По окончании обедни митрополит стал благословлять народ, а игумения Серафима с казначеей Агнией направились к воротам, чтобы уехать домой. Когда они проходили по церковному помосту, на пути их встретил Феофил и, не отвечая на приветствие Серафимы, вынул из кармана бутылку с песком и обсыпал ее с головы до ног. Серафима испуганно вскрикнула и, расстроенная, поспешила со своей спутницей к воротам; но когда они усаживались в карету, к ним подбежал келейник Феофила Иван и подал Агнии длинную женскую рубаху, внутри которой был завязан целый сноп ржи. Ах, Боже мой, что это? отшатнулась Агния. Не бойтесь, отвечал келейник. Это батюшка Феофил прислал. Скажи, говорит, Агнии, пускай колосики поснимает и себе возьмет, а мне чтоб соломку назад отослала. Агния в великом смущении приняла дар и положила его внутри кареты, а кучер, взмахнув кнутом, погнал вперед лошадей. Что же предвещал этим поступком блаженный? А вот что. Тотчас по приезде домой Серафима почувствовала себя дурно, а к вечеру занемогла и слегла в постель, так что на праздник Казанской, когда митрополит приехал во Флоровский служить Литургию. Серафима не могла уже встать с постели. Узнав от сестер о ее внезапной болезни, Владыка чрезвычайно опечалился: Сохрани ее Бог, с нескрываемой грустью произнес он. Такая молодая, цветущая, полная жизненных сил и занемогла... Молитесь о ней, сестры о Христе, молитесь усердно да сохранит ее здраву и невредиму Господь... Пойдемте, утешим ее, обратился он к стоявшему тут же генерал-губернатору князю Васильчикову, истинному и Боголюбивому сыну Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1982...

Затем, к тому времени как будет готов храм, нужно приготовить и храмовое (соборное) духовенство. Из нынешних людей я нахожу возможным иметь в виду для сей цели – из Катехизаторской школы – старшего курса Василия Китагава, младшего – Павла Хаттори; кстати, оба они тоокейские. Когда писано было сие, он [Василий] уже имел любовную связь с кончившею курс в Женской школе Агнией Иеда, прижил ребенка, но не захотел жениться потом, теперь вне Церкви. Так-то ненадежны загадыванья! Хаттори же проповедует, но плох. (Заметка 6 мая нового стиля 1889). Итак, не выпускать их никуда из Тоокео и незаметно для них самих (иначе возмечтают о себе и испортятся) готовить их для службы в духовном сане при Соборе здесь. – Больше пока я не имею никого в виду. Но нужно в продолжении трех лет приготовить полный штат. Отца Василия Китагава – старика Якова можно иметь в виду для питания при храме в качестве доомети. Пишется сие красными чернилами, чтобы не забыть сих двух предметов – богословских книг и духовенства, а всегда иметь их в виду, ибо касательно особенно последнего – не знаешь, где потеряешь, где найдешь. 15/27 июня 1885 В восемь колоколов, когда построится храм, звонить-то кто же будет? Пришло на мысль послать Никанора, теперешнего ученического повара, в Москву, к Финляндскому, и на разные московские колокольни изучать звонарное искусство. Хорошо бы в будущем году с о. Анатолием при его отъезде из Японии, а возвратиться Никанор может с Симеоном Мии или с Ивасава. Жалость смотреть на о. Владимира: есть ум, но до здравого смысла не дошел, есть чувство, но в эстетическом смысле не пошедшее дальше украшения картин золоченой бумагой и украшения себя, как сегодня на панихиде – черной ризой, коричневым подрясником, розовым епитрахилем, голубой палицей, странного цвета набедренником и синими поручами; есть воля, но своевольная, а не имеющая предметом благо общее – Миссии и Церкви, – словом, служащего выражением личности Закона Божия, впрочем же уклоняющегося с прямого пути в сторону – своеобразную, узкую, тесную для следования других и, следовательно, обрекающего себя на одиночество (люди следуют только за теми, кто открывает им широкий и прямой путь – Божественный), а неузко [?]: и извращенно человек (истины добра и красоты) и бесплодие. Жаль! Плоха надежда на него! Похож на полусумашедшего, хоть, конечно, не он виноват, а его природа. Но во всяком случае – поручить такому Миссию и Церковь – немыслимо, – заведет в болото, и все пойдет в россыпь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь после затопления. Фотография. 1950-е гг. 13 окт. 1929 и 5 янв. 1930 г. в окружной газ. «Коммунист» последовательно вышли статьи «Леушинская мразь» и «О том, как расследуют и опровергают газетные заметки», где действия заведующего, разрешившего монахиням работать в совхозе «Леушино», квалифицируются как «уголовное преступление» и предлагается срочно выселить инокинь с территории хозяйства. В нач. 1930 г. в с. Мякса из Череповецкого окрадмотделения было отправлено письмо с пометкой «Срочно. Секретно» с требованием принять меры к выселению монахинь с территории совхоза «Леушино». 4 февр. всем сестрам, в т. ч. проживавшим в Успенском и Иоанно-Богословском скитах, было объявлено требование в 10-дневный срок выселиться из келий и покинуть Леушинский край (всего оставалось 154 насельницы). Судя по информации из офиц. письма в окрисполком, датируемого 23 апр. 1930 г., выселение инокинь затянулось: «Президиум Мяксинского РИКа сообщает, что схимницы, монашины находятся в Леушине, выселения последних не было вследствие того, что РИК не имеет до сего времени распоряжения, куда выселять». Изгнанные монахини проживали в ближайшем к Леушино селении или возвращались на родину. Их отъезд позволил властям закрыть в 1931 г. Троицкий собор и обе скитские церкви. В февр. 1932 г. были репрессированы бывшие насельницы, не пожелавшие покинуть Леушино, в т. ч. юродивая мон. Нектария. Проживавших на территории Ленинградского подворья сестер во главе с игум. Агнией арестовали. Совхоз «Леушино» был закрыт, монастырские корпуса переданы в распоряжение школы для трудновоспитуемых (ЛОШТВ 3), общее число воспитанников к-рой к 1938 г. составило 370 чел. В 1935 г. постановлением президиума Леноблисполкома собор Похвалы Пресв. Богородицы был закрыт и передан школе трудновоспитуемых детей; 14 сент. на совместном заседании ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве гидроузлов у Рыбинска и Углича. В 1937 г. подпорный уровень Рыбинского водохранилища было решено увеличить с 98 до 102 м, в результате чего территория Л. м. попала в зону затопления. Постановлением оргкомитета ВЦИК по Вологодской обл. от 29 окт. 1938 г. Леушинскую школу с особым режимом (бывш. ЛОШТВ 3) решено эвакуировать из зоны затопления. Часть ее воспитанников предлагалось разместить в корпусах упраздненных Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи и Григориевого Пельшемского Лопотова в честь Собора Пресв. Богородицы мужских монастырей Вологодской обл., а еще 100 чел. направить за пределы области. В 1941 г. началось затопление ложа Рыбинского водохранилища, завершившееся к 1947 г. Остовы Похвальского собора и колокольни Л. м. еще нек-рое время возвышались над поверхностью воды.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Интересный эпизод случился уже после смерти Павла Игнатьевича. Мой родной брат долгое время никак не мог решиться принять Святое Крещение, а я очень болезненно переживала это обстоятельство. Спустя несколько месяцев после кончины папы, брат ночью, возвращаясь с работы домой, увидел отца наяву и, напуганный до полусмерти, прибежал к нам. В течение года он боялся засыпать по ночам, мучимый кошмарами. Наконец, незадолго до годовщины смерти Павла Игнатьевича брат крестился. Мучившие его кошмарные сны прекратились. Впоследствии он в очень трудные для себя времена приезжал на могилку к отцу, беседовал с ним. После посещений жизненные обстоятельства сами складывались таким образом, что распутывались какие-то сложные узлы, и жизнь возвращалась в нормальную колею. Поистине родители никогда не оставляют нас без заботы и попечений, даже после своего видимого ухода из земной жизни. На могиле, где ныне похоронены наши родители, всегда очень мирно, светло, спокойно, радостно. Упокой их, Господи, во Царствии Твоем! Мое вхождение в Церковь проходило еще при жизни отца. Для меня оно особенно связано с двумя людьми, – старцем протоиереем Тихоном Пелихом и старицей схимонахиней Агнией (Чижиковой). Протоиерей Тихон Пелих (1895-1983) Наша первая встреча с отцом Тихоном состоялась поздней осенью 1980 года в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что в деревне Акулово. Впоследствии батюшка заметил: «На нашу встречу была воля Божия». Во время литургии принимали исповедь двое: молодой темноволосый священник и худенький, почти прозрачный старец в светлом ореоле седых волос. К старенькому батюшке стояла большая очередь исповедников. Спустя годы батюшка Тихон признался: «Деточка, ты еще не знаешь, как тяжело с народом. Я исповедником был… Люди приходят, плачут о грехах своих. Некоторые плачут, другие спокойно исповедуются…» Иногда отец Тихон касался в разговоре эпизодов из своей биографии. Он родился в простой семье в 1895 году, в шесть лет остался сиротой и по ходатайству приходского священника был принят на воспитание в дворянскую семью. После революции учился в Московском университете и одновременно был вольнослушателем Московской Духовной академии, а также выполнял послушание ночного сторожа в Марфо-Мариинской обители, после закрытия которой духовник передал ему на хранение антиминсы монастырских храмов. В 1929 году Тихон Пелих служил пономарем и чтецом в храме во имя святителя Николая в Пыжах, где в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископ Варлаам (Ряшенцев) посвятил его в стихарь. Когда церковь закрыли, он перешел в храм во имя святителя Николая в Кузнецах.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

Пешком до церкви уже не могла дойти, и поехала на извозчике, хотя Дворянская гостиница, в которой матушке отвели номер, у самой ограды монастыря. Но, так как подобная слабость бывала с матушкой и ранее, то монахиня Агния не обеспокоилась и не встревожилась. Приехав в церковь преподобного Серафима, в которой совершаются ранние обедни, игумения прежде всего приложилась к мантии Преподобного, которую для нее открывали, а потом прошла на левый клирос, где монахи заранее приготовили ей место; но долго стоять тут не могла из-за народа, и монахи ее перевели на правый клирос, где было свободно. Игумения приобщилась на своих ногах, в храме, так, как хотела, но силы ей изменили почти совсем: дух был совершенно бодрый, а тело изнемогло так, что и в гостиницу она поехала на извозчике. При выходе из храма, матушка много подавала милостыни и велела монахине Агнии то же делать, не жалея денег. Тут матушка встретила клиросных сестер Самарского монастыря, приехавших со своей игуменией и священником отслужить панихиду по своем священнике, скончавшемся в Сарове и тут же погребенном. Этим монашкам игумения Арсения дала много мелких денег. Возвратясь домой, матушка отдохнула, выпила чашку чая, написала письма, и сама с монахиней Агнией повезла их на почту. Пока монахиня Агния сдавала их, матушка проехала по лесу, вдыхая живительный воздух; потом вместе поехали к источнику, но матушка не купалась, и только умылась. По обе стороны дороги и частью в лесу стоят, сидят и лежат калеки: слепые, хромые, безногие, безрукие и много нищих; матушка щедрою рукою подавала милостыню каждому и заставляла монахиню Агнию то же делать. Возвратясь домой, матушка покушала немного трапезного кушанья, принесенного с братской трапезы, легла отдохнуть; но говорила, что душа ее тоскует, и она не желает тут умирать, хотя смерть не страшна, а желает умереть в своей обители, у себя на родине, по которой соскучилась и соскучилась обо всех сестрах своего монастыря. Последние дни своей жизни матушка, ходя, сидя и даже лежа постоянно пела ирмосы: Ты моя крепость, Господи, и другой: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

апостолами Петром и Иоанном; слышан был им голос Божий, что обитель его не будет оставлена Богом, и всегда будет в ней великое множество иноков. Народ, вельможи и князья спешили к преподобному Сергию принять от него благословение и просить его молитв о себе. Патриарх Константинопольский Филофей прислал ему дар (наперсный крест) и послание; митрополит Московский и всей России Алексий желал назначить его своим преемником, и только смирением своим Сергий отклонил от себя это назначение. «Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил», – сказал он при этом назначении святителю. Преподобный Сергий скончался в преклонных летах, 77 лет, в 1391 г. Он провидел день своей кончины и заранее назначил преемника себе. Во время кончины лицо его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи св. Сергия были открыты совершенно нетленными, – даже одежда не предалась порче, и над самым гробом его воздвигнут каменный храм. Святой сам явился во сне одному благочестивому мужу со словами: «Скажи игумену этой обители, напрасно так долго оставляют меня под землей». От мощей св. Сергия совершилось множество чудес. Мученицы Анна и Кирилла пострадали вместе с Феодором, епископом Киринейским (память 4 июля). Первую считают за одно лицо с Аглой или Агнией, память которой 21 января; а вторую – с Кириллой, упоминаемой в житии св. Феодора. Икона Богородицы, именуемая Экономисса, или Домостроительница, находится на Афоне, в лавре св. Афанасия. В X веке, когда преподобный основал лавру, в один год был крайний неурожай, и от голода разошлись все иноки. И преподобный Афанасий решался оставить лавру, но по дороге явилась ему Сама Пресвятая Богородица и повелела возвратиться, обещав быть Домостроительницей его лавры, извела источник воды из камня и наполнила потребным все кладовые и все сосуды. На иконе Богородица изображена сидящей на троне, и по сторонам ее св. Михаил Синайский и св. Афанасий с видом своей лавры в руках. 6-е число Преподобный Сисой называется Великим за свои великие подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

5 июля 1853 года, в восемь часов утра, приехала в Лавру игумения Киево-Флоровского монастыря Серафима вместе с казначеей своей монахиней Агнией5 чтобы попросить митрополита Филарета отслужить в обители в день храмового праздника Казанской иконы Божией Матери обедню. Владыка встретил просительниц ласково и с удовольствием согласился на приглашение. Хорошо, хорошо сказал он. Буду, непременно буду. Только приготовьте все, что требуется для священнослужения. Игумения стала прощаться, но митрополит начал удерживать ее. Ты это куда же изволишь, мать честная? Домой, что ли? Думаю, домой, Ваше Высокопреосвященство. А не угодно ли со мной в Китаевскую пустынь? Там у нас придел во имя преподобного Сергия. Я собираюсь сегодня отслужить Литургию, ну вот, кстати, и ты помолишься с нами. Благословите, Владыко святый! С большим удовольствием... Митрополит засуетился и стал собираться в путь, но к великому своему огорчению, никак не мог отыскать своих четок6. Ах, ты, горе какое, заволновался старец. Неужели я четочки в Голосееве забыл? И стал звать келейника, отца Назария. Не угодно ли мои, предложила догадливая Серафима. Твои? А как же ты без четок останешься? Нехорошо! Говорят плохая примета... Ну, да куды ни шло, давай твои. Игумения передала Владыке четки и, не медля ни минуты, откланялась и уехала с Агнией в Китаев. В Китаевской пустыни происходила в тот день невообразимая суета. Все выметалось, чистилось, прибиралось. Митрополит сообщил о предстоящем своем приезде довольно поздно, и застигнутые врасплох пономари суетились и бегали по церкви, приготовляя облачения, а ризничий и начальник пустыни совсем уморились. Чтобы не прозевать приезда Владыки, еще с самого рассвета был послан на колокольню дозор, внимательно наблюдавший за всеми проезжающими экипажами. И вот, один из дозорных, заметив приближающуюся издали четверку7 Флоровской игуменьи и, принимая это за экипаж митрополита, со свойственной молодым послушникам услужливостью, крикнул: Едет!.. Звонарь только этого и ждал и " нимчтоже сумняшеся " твердой искусной рукой ударил " во вся " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1982...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010