Но по собственному прошению от 12 февр. 1865 г. мон. Серафима вернулась в Туринский мон-рь (вместе с монахинями Агнией и Евпраксией). 16 марта того же года новой настоятельницей стала 53-летняя мон. Дорофея (Костарева; † 10 авг. 1874), вызванная из екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря вместе с 3 монахинями и 4 рясофорными послушницами. Мон. Дорофея ввела в М. м. устав Юрьева новгородского монастыря , организовала хор, к-рым сама и управляла, учредила «неопустительное чтение» монашеского правила, неусыпаемой Псалтири и поминовение живых и умерших благотворителей обители. Во время трапезы читали поучения св. отцов и Жития святых. Все сестры проживали в настоятельском корпусе, в др. небольшом корпусе располагались трапезная и кухня. По образцу Тихвинского мон-ря мон. Дорофея организовала в М. м. различные рукодельные послушания (шитье золотом, бисером, шелками и гарусами), в июле 1865 г. устроила свечной завод. Циркулярным указом консистории от 10 дек. 1865 г. всем причтам Тобольской епархии предписывалось покупать свечи только в новооткрытом монастыре. Этим же распоряжением настоятельнице дозволялось подготовить один из корпусов для свечного производства и надстроить деревянный верхний этаж, в к-ром сестры занимались бы рукоделием; на нижнем этаже находились свечное производство и помещение для мастериц. Впосл. свечное производство значительно расширилось. В 1870 г. на промышленной выставке в Тюмени М. м. получил одобрительное свидетельство и премию в 50 р. 10 янв. 1865 г. сестрам была выдана книга для сбора пожертвований на ремонт обветшавших зданий обители. Вскоре в основном на средства (2 тыс. р. билетами и 1 тыс. р. наличными) москвички Н. Д. Пущиной были отремонтированы каменные корпуса, устроены хозяйственные службы. 21 нояб. 1866 г. по благословению архиеп. Варлаама в одном из отремонтированных корпусов открылось уч-ще для девиц духовного звания на 30 воспитанниц. Попечительницей стала мон. Дорофея, смотрительницей - жена священника Капитолина Лапина, помощницей - послушница Стефанида Миронова, законоучителем - местный священник. Первыми ученицами были диаконские дочери С. Копылова, Е. Лукианова, А. Рождественская и дочь пономаря Е. Остроумова. Впосл. количество воспитанниц возросло, в 1867 г. к училищному корпусу был пристроен деревянный 2-этажный дом с баней. Преосв. Варлаам часто посещал обитель и уч-ще (от 12 до 26 раз в год). Рядом с мон-рем архиерей собственноручно посадил кедры.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

И в это тяжелое для него время он начинает потихоньку посещать маленький храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона на окраине г. Нефтеюганска (в настоящее время Свято-Духовский храм г. Нефтеюганска). Он приезжал из поселка Мамонтово в город Нефтеюганск на выходные и очень втянулся в приходскую жизнь, помогал священнику Николаю Матвийчуку, несколько лет пел на клиросе и с удовольствием впоследствии вспоминал это время. В 1995 году Илия поступил в Тобольскую семинарию, там же вскоре познакомился со своей будущей женой – матушкой Агнией. В их семье родилось четверо детей: Вера, Богдан, Тихон и Никита. 10 апреля 1999 года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий рукоположил Илию в диаконы, а 26 марта 2000 года – в иерея. Начинал свое служение батюшка в храме в честь Семи отроков Эфесских г. Тобольска сначала диаконом, затем уже священником. Потом был переведен в храм во имя Святой Троицы с. Юргинского Тюменской области, затем в Крестовоздвиженский храм г. Тюмени, параллельно окормлял приход храма в честь Казанской иконы Божьей Матери п. Каскара Тюменского района Тюменской области. Впоследствии его перевели на служение в храм Михаила Архангела г. Тюмени, потом в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Московский Тюменского района. Сначала он служил в храме-вагончике, а затем его усилиями была построена большая церковь. Во всех этих храмах батюшка налаживал приходскую жизнь, приобретал духовных чад, которые потом переходили за ним туда, куда его отправляли на новое служение. Он всегда очень болезненно переживал свой новый перевод, ведь это было расставание с прихожанами, которых он любил. Я не знаю ни одного человека, которому бы он отказал в просьбе. Он был неравнодушен к чужой беде и трудностям Отец Илия был большим тружеником, не жалел сил для миссионерской деятельности. В двухтысячные годы он стоял у истоков возрождения в городе Тюмени общества «Трезвость и трезвение». На протяжении 16 лет отец Илия был духовником общества. Окормлял православное сестричество, Тюменский хоспис, Тюменское казачество, совершал духовное окормление заключенных в ИТК 4. Не отказывал никому в требах: покрестить, повенчать, отпеть, пособоровать болящего. Я не знаю ни одного человека, которому бы он отказал в просьбе, а знакома с ним с 2003 года. Он был неравнодушен к чужой беде и трудностям.

http://pravoslavie.ru/148975.html

Окинув интерьер храма профессиональным взглядом, я поняла, что тут есть на что посмотреть. Во-первых, с обеих сторон было по три прекрасных старинных французских витража: цветные изображения каких-то снятых и круглых рамах, окруженных сложным орнаментом из зеленых виноградных листьев, лиловых ягод и золотых спиралей. Я поняла, что церковь эта очень старая, и, конечно, прежде она была католической. Впереди, на возвышении, стояла высокая перегородка сплошь из икон больших внизу и маленьких в верхней ее части. От матери Евдокии я уже знала, что за этой стеной помещается алтарь – самое святое место храма. Иконами были завешаны и все стены между окнами. Темные колонны, шедшие по обеим сторонам храма, производили впечатление выпадающих из всего интерьера, но когда я присмотрелась к ним, я поняла, что это не колонны, а грубовато обтесанные светло-коричневые дубовые и темно-красные тисовые столбы, подпиравшие провисший потолок. В передней части храма стояли высокие медные подсвечники, полные горящих свечей. Наверное, это от них по всему храму плавали струи сладкого и немного удушливого дыма. Между колоннами и стенами стояли рядами странные кресла: у них были спинки выше человеческого роста, короткие ручки и узкие откидывающиеся сиденья. Между ручками кресел, опираясь на них, стояли монахини, но некоторые сидели, опустив дощечки-сидения. Я не пыталась вслушаться в то, что читала высоким голосом стоявшая впереди молоденькая послушница по заметила, что язык был похож на искаженный русский. Мне надо было пройти вперед и поставить на подсвечник свечи, подаренные мне матерью Агнией, но как-то трудно было решиться – а вдруг все монахини станут смотреть на меня? Иногда из боковой двери в передней стене выходил чернобородый служитель, что-то говорил приглушенным басом, и тогда все монахини кланялись, и я тем более не решалась тронуться с места – уж очень важен и грозен он был на вид. Справа от входа стоял небольшой столик, заставленный свечами, за ним сидела пожилая монахиня и поглядывала на меня ободряюще: проходите, мол, вперед! Но я так и стояла со свечками в руке, пока не почувствовала, что воск начал таять и липнуть к пальцам, только тогда я решилась и прошла вперед, к ближайшему подсвечнику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Юноша заболел, получив отказ. Узнав о причине болезни, отец послал за Агнией. Слуги привели ее к Симфронию. «Выбирай одно из двух – или вступай в брак с моим сыном или посвяти себя богине Весте», сказал он Агнии. «Если я презрела сердцем человека чувствующего, ответила святая, то – как я могу почитать бездушного и бессмысленного идола? Я служу одному истинному Богу, а ваших идолов всех ненавижу». – «По молодости и незрелости разума я прощаю тебе хулу на богов, но смотри, чтобы тебе не прогневать их», – сказал тогда правитель. «Боги твои нестрашны для меня», – смело отвечала Агния. Тогда правитель приказал раздеть ее донага и вести в распутный дом. «Я надеюсь на своего Бога: Он через ангела Своего сохранит меня», – сказала св. мученица; и мгновенно на голове ее выросли такие густые длинные волосы, что закрыли все ее тело как одеждой. А в самом доме ангел облек ее таким светом, что никакие глаза не могли выносить этого света. Такое чудо язычники сочли за волшебство, и среди города приготовлен был костер для сожжения мученицы. Но огонь не коснулся св. Агнии, опалив многих неверных; а она, воздев руки к небу, прославляла Господа, спасшего ее от огня. Тогда сам начальник поразил мечом св. мученицу. Это было около 304 года. Мощи св. Агнии почивают в Риме. Преподобный Максим грек был сыном знатного сановника в Албании и получил прекрасное образование. Но душа его не лежала к земному, а стремилась к небесным благам. В молодых летах он постригся на Афоне в Ватопедской обители. Но Господь судил иную жизнь св. Максиму. Великий князь Московский и всея России Василий Иванович просил афонское начальство прислать к нему ученого грека для устройства своей библиотеки. В 1518 г. Максим прибыл в Москву, и князь поселил его в Чудовом монастыре. Св. Максиму поручили перевести на славянский язык толкования на псалтырь и апостольские деяния. Затем ему поручено было исправить перевод триоди и некоторых других церковно-богослужебных книг. Пересматривая эти книги, Максим нашел в них много ошибок, которые и исправил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

40 Карпович Е.П. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря//Русская старина. 1875. Июль. С. 304; 307, 329. 43 Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. 2-е изд. СПб., 1885. С. 367–368, 436 и др.; Кудряшов К.В. Александр I и тайна Феодора Кузьмича. Петербург, 1923. С. 20; Кнор-рчнг Н. По поводу Александровской легенды//Голос минувшего на чужой стороне. 1926. 4. С. 241–255. 45 Там же. Монах Евводий, присутствовавший на погребении графини А.А. Орловой-Чесменской, рассказывал, что ее хоронили «в черном монашеском платье» и «на панихиде поминали Агнией и поминали шесть недель монахиней». (Слезкинский А. Архимандрит Фотий и графиня А. Орлова-Чесменская//Русский архив. 1899. 11. С. 324.) Высокую оценку духовной жизни графини см.: Серафим (Роуз) , иеромонах. Тайная монахиня Агния//Русский паломник. 27. 2003. С. 5–19. 48 С.Г.Р. ( С.Г. Рункевич ?). Фотий (Петр Никитич Спасский)//Русский биографический словарь. Ф – Ц. СПб., 1901. С. 209. Это свидетельство тем более заслуживает доверия, что автор статьи в РБС в целом неодобрительно относится к архимандриту и с иронией пишет о бывших Фотию явлениях свыше. 49 См. «Русский архив» за 1868, 1869 и 1873 гг., а также «Русскую старину» 1894 г. (Т. 81, 82), 1895 г. (Т. 83, 84), 1896 г. (Т. 87). 50 Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1208, Юрьев Новгородский монастырь. Оп. 3. Д. 47. 1822 п В этом деле собраны письма Фотия за 1822 г. Но в конце добавлена приведенная выше запись встреч – Л. 373–374. На полях приписка: карандашом (Л. 373): «Нужно ли сие?» – и весь текст (Л. 373–374): зачеркнут карандашом. 51 МорошинЯ.Л. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря. Воспоминания священника//Русская старина. 1876. 10. С. 313. В момент публикации «Воспоминаний» автор их был заштатным священником Тверской епархии и жил в селе Буриги Тверской губернии. 57 Подробно об оппозиции см. современное исследование: Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801–1825). СПб.: «Нестор», 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь они были вложены в мраморный склеп в особенной пещере, рядом с гробом архимандрита Фотия. При перенесении гроба рыдания и стоны раздались по всей церкви и сопровождали усопшую до могилы. «Прости», – раздавалось со всех сторон, – «прости, мать наша и благодетельница!» VI. ПРЕПОДОБНАЯ АГНИЯ Широко распространен слух о том, что Графиня Анна была тайной монахиней. Теперь это трудно долее держать в секрете, да и не имеет смысла. После смерти Графини в ее молебной комнате было обнаружено большое Евангелие. Оно было необходимо ей для постоянного чтения, а по отшествии владелицы в мир иной с прочими вещами перешло в собственность Юрьева монастыря. В этом Святом Евангелии, покрытом серебряными с позолотой украшениями по красному бархату, на последней странице была обнаружена любопытная дарственная надпись; из нее становится ясно, что Графиня на самом деле была монахиней. Надпись гласила: «Да благословит Господь душу твою, сестра во Христе ЕИНГА: читай эту книгу и да поможет она понять, в чем состоит воля Божия и постич сердцем непреходящие тайны Его. Молись также и обо мне и прими сей священный подарок от руки Матери Божий, от Госпожи нашей, настоятельницы пещер Киевских, от Госпожи твоей и моей. Схимонах Парфений. 1845, августа 22-го. Аллилуйя». Ясно, что имя Еинга здесь – это монашеское имя Графини – Агния; оно написано наоборот (в звательном падеже – Агние), чтобы сохранить тайну. Это же имя написано открыто в том самом Евангелии, в конце, после двенадцатой строки евангельской. Очевидно, надпись сделана рукой отца Парфения, старца Киево-Печерскаго, возможно, как раз он и постриг Графиню. Здесь сначала написано чернилами слово «конец», затем нарисован будто бы цветок, а под ним, друг напротив друга, являются имена: Парфений и Агния. Этот факт вместе со многими другими свидетельствами и весь образ жизни Графини в целом не оставляет места сомнениям: она (возможно, в 1845 году) стала монахиней Агнией, и в этом священном призвании черпала силы для своей дивной, добродетельной и подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/t...

Прошли восьмидесятые годы, наступили девяностые и Анна, всегда желавшая стать монахиней, попала в монастырь. Игуменом монастыря был один из прежних настоятелей храма, где раньше была Анна, поэтому он принял уже не способную к каким либо послушаниям Анну в свою обитель. Вот тут бы, казалось, простор для разгула страсти для престарелой женщины. Но что-то произошло в душе Анны. Смиренно молилась она в темном углу монастырского храма, по мере сил помогала паломникам и трудникам на послушаниях, когда же оставалось у нее свободное время, ходила по монастырским аллеям, перебирая четки, некогда оставлявшие рубцы на спинах «воспитанниц». Не знаю, что произошло в душе Анны. Может быть, Сам Господь вразумил ее неведомым мне способом? А может, отец игумен нашел подход к сердцу Анны? В любом случае, приняв монашеский постриг с именем Агния, старушка мирно почила и была погребена на монастырском кладбище. Так Анна стала Агнией, из злобной старушки превратившись в кроткую монахиню. Будем с любовью относиться даже к тем, кто обижает и оскорбляет нас, потому как неведомо, как изменится их жизнь перед концом. И совсем уж неизвестно, какими мы сами предстанем перед Создателем. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 августа, 2021 26 июля, 2021 12 сентября, 2011 11 июня, 2015 21 июля, 2015 13 августа, 2022 12 февраля, 2022 29 января, 2022 15 января, 2022 21 августа, 2021 26 июля, 2021 12 сентября, 2011 11 июня, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kak-borotsya-s-hamstvo...

Предание о чудесном зачатии и рождении Пресвятой Богородицы от праведных Иоакима и Анны в общих чертах повторяет два библейских сюжета: рождения Исаака от Авраама и Сарры из книги Бытия, и рождения Иоанна Предтечи от Захарии и Елисаветы из Евангелия от Луки. Главный мотив трех историй – это божественная помощь праведным, престарелым и потерявшим надежду на рождение ребенка супругам, терпящих, кроме того, унижения от людей, в представлении которых бесплодие считалось наказанием за грехи. Среди владельцев имения Лопасня-Зачатьевское сугубой набожностью отличалась Анна Кирилловна Васильчикова (урожденная Разумовская). В книге «Русские портреты XVIII и XIX столетий», изданной Великим князем Николаем Михайловичем, приведена ее краткая биография. Анна Кирилловна была третьей дочерью графа Кирилла Григорьевича Разумовского. В отличие от братьев и сестер она плохо усвоила французское воспитание и «осталась до конца жизни вполне простой русской женщиной». В 1777 году Анна Кирилловна вместе с мужем и детьми переехала из Петербурга в Москву, где «имела полную возможность предаваться своему влечению к церковным службам и набожной жизни». После смерти супруга она часто совершала паломнические путешествия. Отец Анны Кирилловны граф Разумовский в письме к сыну удивлялся религиозности дочери: «Васильчикова сегодня потащилась в Ростов, на богомолье, что весьма странно, ибо в Москве церкви, как рощи, стоят, и любую избирать можно на моление». Навещая отца, жившего на Украине, Анна Кирилловна останавливалась в Киеве во Фроловском монастыре, а под конец жизни приняла иночество, став монахиней Агнией. В 1820-е годы к пятиглавому каменному храму XVII века генерал-майором и участником Отечественной войны 1812 года Николаем Ивановичем Васильчиковым (потомком Саввы Лукьяновича Васильчикова) была пристроена трапезная и высокая колокольня в стиле ампир. Были освящены два придела: в честь святителя Николая и в честь Зачатия Иоанна Предтечи. Могила с надгробием храмоздателя, генерал-майора Н. И.

http://sobory.ru/article/?object=00764

Зимой 1931 года, в сильную метель на окраину современной Караганды, в местность, называемую Второй Рудник, были привезены первые ссыльные и крестьяне-спецпереселенцы. Жилищем для них служили вырытые ямы в степи, которые покрывали сверху сухой травой и ветошью, чтобы только можно было укрыться от ветра, дождя и снега. Большинство из ссыльных погибли в невыносимых условиях и были здесь же похоронены. Образовалось большое кладбище, посередине которого нашли свое последнее упокоение ссыльные монахини Серафимо-Дивеевского монастыря. На краю кладбища в 1957 году был построен собор Архангела Михаила. До этого времени службы совершались тайно, в землянках, а затем -- в небольшом молитвенном доме, расположенном близ Кировской шахты. Служили освобождавшиеся из Карлага священники, а община состояла из ссыльных и спецпереселенцев. Это место до сих пор называют в народе «Копай-город». В Михайло-Архангельском соборе имеется много святых икон, в том числе написанных карагандинской старицей монахиней Агнией (Стародубцевой). Но наиболее почитаемым здесь является чудотворный образ Христа Спасителя с отобразившемся на стекле киота Его Пречистым Ликом. Для освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработки Карагандинского угольного бассейна в начале 1931 года в древние степи Сары-Арки стали свозить эшелоны, битком набитые крестьянскими семьями. Шли они под строгой охраной ОГПУ со всего Поволжья, начиная с Астраханской области и кончая Чувашией и Мордовией, из Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Орловской областей, с Харьковщины и Оренбуржья. 52 тысячи семей были привезены летом и ранней осенью 1931 года на территорию будущей Караганды и области и брошены под открытым небом на произвол судьбы: ни жилья, ни хлеба в достатке, ни воды. Жили они так же, как в Копай-городе, -- в вырытых наспех ямах. Антисанитарные условия, недостаток хлеба, воды, холод, цинга и разбушевавшийся тиф стали причиной массовой гибели людей в 1931--1933 годы. 19 декабря 1931 года было принято решение об образовании в Центральном Казахстане филиала ГУЛАГа -- Карлага ОГПУ СССР, громадного лагерного объединения, которое первоначально получило название «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ».

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Это действительно было радостным, великим событием для нас, детей. Из далекого детства сохранилось воспоминание, как к нам, однажды, на утреннюю молитву приходил дедушка, отец нашего отца, бывший солдат царской армии, глубоко верующий человек, которого знали и почитали очень многие христиане, миряне и духовенство, за его любовь к храму, богослужению, за сострадание к людскому горю. Он прекрасно читал и пел на клиросе, его часто приглашали в дома читать Псалтырь по усопшим. Это был древний, благочестивый, степенный, немногословный старик с большой белой окладистой бородой, в рубашке навыпуск, препоясанной пояском. Его истовое чтение Апостола и Шестопсалмия было традицией церковного чтения, воспринятой от благочестивых православных клирошан конца XIX века. Такому чтению он научил многих, кто был в те годы рядом с ним. Однажды вместе с моим отцом он взял и меня читать Псалтырь по приглашению родных усопшего. Для меня это событие оказалось очень важным. Духовенство советского периода в наших храмах было далеко не простое. Многие отсидели в лагерях за веру православную долгие годы, были рукоположены в священный сан епископами-исповедниками, тоже пострадавшими за веру. Особым даром Божиим для всех верующих нашего города, безусловно, был отец схиархимандрит Севастиан, преподобный, исповедник, вскормленный и воспитанный в  Оптиной пустыни . Нельзя не вспомнить и тех, кто был рядом с преподобным Севастианом, также просиявших подвигом монашеской молитвы, за что еще при жизни своей сподобились от Господа Бога особых дарований. Но, обладая этими дарованиями, пребывали в смирении и послушании преподобному отцу Севастиану. Я, грешный, вместе с родителем нашим и братьями сподобился быть в келии Преподобного, стоять на коленях, брать благословение от его рук, общаться с матушками Агнией и Анастасией, молитвенницами и духовными заступницами, как и Преподобный, за всю нашу большую семью в годы испытаний. Помню, как еще в школьные годы, получил от отца указание поехать в храм, чтобы там увидеть матушку Анастасию. Я действительно промыслом Божиим сподобился выслушать от этой истинной подвижницы слова прозорливых наставлений, напутствия на грядущие годы, хотя тогда я был еще школьником. От старших мы всегда слышали, и сами это чувствовали, что это поистине люди Божии, святые, и что они как бы насквозь видят нас, все наши поступки и мысли. Слышать дела беззаконные

http://pravmir.ru/episkop-barnaulskij-i-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010