Преемником Исаака был Константин Х Дука (1059–1067), талантливый финансист, защитник правильного правосудия, интересовавшийся преимущественно делами гражданского управления. На войско и вообще на военное дело новый император обращал мало внимания. Это было время реакции гражданского управления против восторжествовавшего при Исааке Комнине военного элемента, реакции столицы против провинции, «несчастное время господства бюрократов, риторов и ученых». 1002 Однако внешняя опасность, грозившая империи с севера и востока, со стороны печенегов и узов с одной стороны, турок-сельджуков с другой, не оправдала антивоенного характера правления Константина Дуки. Чувствовалась настоятельная необходимость иметь на престоле государя-воина, который мог бы оказать надлежащее сопротивление неприятелю. Даже такой антимилитарист, каким был в XI веке ученый Михаил Пселл , писал, что в его время «войско есть нерв государства ромеев». 1003 В таких обстоятельствах против императора составилась сильная оппозиция. Когда в 1067 году Контантина Х Дуки не стало, государством в течение нескольких месяцев управляла его жена Евдокия Макремволитисса в качестве регентши с тремя сыновьями. Но военная партия нашла для нее супруга в лице талантливого военачальника Романа Диогена, родом из Каппадокии, который и сделался императором Романом IV Диогеном (1067– 1071). Вступление последнего на престол знаменует собой вторую победу военной партии. Четырехлетнее правление этого императора-воина окончилось для него трагически. Роман Диоген попал в плен, о чем будет речь ниже, к турецкому султану, который, однако, даровал ему свободу. По получении известия о плене императора столица взволновалась. После некоторых колебаний императором был провозглашен сын Евдокии Макремволитиссы от Константина Дуки, ее первого мужа, ученик Михаила Пселла , Михаил VII Дука, по прозванию Парапинак. 1004 Евдокия постриглась в монахини. Возвратившийся из плена Диоген, вопреки торжественно данной ему гарантии личной безопасности, был варварски ослеплен и вскоре умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

411 Согласно договору Алп-Арслана с Романом Диогеном, последний уступал сельджукам большую территорию (в том числе Манцикерт, Антиохию и др.) и обязался выплачивать султану ежегодную дань. В обмен сельджуки обещали не тревожить границ империи. Роман Диоген согласился также выдать свою дочь за сына Алп-Арслана (по другим источникам, женить сына на дочери султана). 415 Несколькими штрихами дополняет этот эпизод Никифор Вриенний (в целом его рассказ основан на «Хронографии» Пселла). В то время как воины Андроника и Константина Дуки отвели Михаила в верхние этажи дворца, люди самого кесаря Иоанна отправились в покои Евдокии, которая, испугавшись, укрылась в «тайном помещении, похожем на пещеру» (так Вриенний понимает «потаенную пещеру» у Пселла!), где и спряталась, «полумертвая от страха». Однако сам кесарь явился к царице и успокоил ее (Вриенний, 45 сл.). 418 Отсюда начинается текст новонайденной рукописи Пселла, совпадающий с «Хронографией». В переводе мы учитываем ее чтения. Слова и фразы, содержащиеся только в новой рукописи, заключены в квадратные скобки. 419 Согласно Атталиату, Роман Диоген обосновался в крепости Докея в Армениаке, куда ему на помощь подошел отряд под командованием Феодора Алиата. Константин напал на войско Романа, когда оно вышло из крепости, чтобы укрыться в Киликии, откуда свергнутый царь был родом (Аттал., 169 сл.). 421 Хачатур (так звали неожиданного спасителя Романа Диогена) был назначен царем катепаном Антиохии. 422 В связи с этим походом Пселл направил Андронику выспренное и льстивое письмо, в котором провозглашал его «спасителем Ромейской империи». 423 Немного подробней повествует об этом посольстве Вриенний. Михаил предложил прощение Роману. Свергнутый царь, однако, воспринял такое предложение как оскорбление, ибо не мог признать за собой никакой вины и не отказался от претензий на царскую власть. Любопытно, что послов (людей «священных и души миротворной» – у Пселла) Вриенний именует «дурными» (Вриенний, 48). 425 Франк Криспин – известный и по западным источникам Роберт Крепин, норманский полководец. Воевал в Испании против арабов, сражался в Италии, потом поступил на византийскую службу; при Романе Диогене был обвинен в подготовке мятежа и сослан. Михаил Дука вернул Крепина из ссылки. Точная дата его смерти, к сожалению, неизвестна, но в 1075 г. его уже не было в живых (Вриенний., 59). Это замечание Пселла позволяет определить время завершения второй части «Хронографии» (если, конечно, писатель не имеет в виду годовщину смерти Крепина).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

32 ...Фруние... – Испорч. «Урание» («небесный»); этот же философ упоминается дальше, в афинском эпизоде. 34 ...Анаксархоносъ никто, пелапоньский царь... – В сербских текстах он назван «пелагонскый», или «пелагонитьски», царь – пелопоннесский (?) царь. 36 ...Филон... – В соответствии с исторической традицией Филона среди соратников Александра не было. Его также нет и в ранних рецензиях Псевдокаллисфена; в рецензии ε Филон есть. 37 Селевкуш – основатель династии Селевкидов в Передней Азии, Селевк I, Никатор, сын македонянина Антиоха; участвовал в походе Александра в Азию. 38 ...Антиох... – В числе сподвижников Александра Великого у древних историков не упоминается. Имя Антиох встречается у Селевкидов, например Антиох I Сотер, сын Селевка I Никатора. 39 Андигон – основатель эллинистической династии Антигонидов Антигон I, был участником походов Александра, сатрапом Великой Фригии (в Малой Азии). 41 Диоген...Диоген, кинический философ, был современником Александра; рассказ о их встрече есть у Плутарха. 42 ...тракиньстии, и мореистии, и далматиистии, и полуцы, и гостиницы, и тривалийстии... – Из этих имен первые три называют известные нам земли – Фракию, Морею, Далмацию; «тривалиистии» – имеется в виду народ трибаллов во Фракии, который был побежден македонским царем Филиппом, а затем Александром Великим. «Гостиницы» – испорч. «готские». 43 ...Сивилии царицы. – Сивиллы – древние пророчицы. Вряд ли имеется в виду какая-либо из сивилл, например сивилла, пришедшая в Рим во времена Тарквиния. Ср. имеющуюся в поздних русских списках «Повесть о Сивильском царстве»: где-то за рекой Нилом есть гора, в которой находится царство девиц «нескверных и бессмертных» и царствует у них царица Сивилла. 45 ...Елгаменеуша... – Агамемнон, микенский царь, брат Менелая; предводитель греческого войска в походе против Трои. 49 ...пророка Данила... – Книга пророка Даниила содержит историю его жизни и бывшие Даниилу видения о судьбе Иудеи и языческих царств. В «Сербской Александрии» используется видение ему овна и козла, символов царств мидо-персидского и греческого: козел вступает в единоборство с овном и побеждает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды зашла Ксения к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища, тебе Бог ребенка послал! Беги скорее!» Параскева всю жизнь страдала от своего одиночества, поэтому, услышав слова блаженной, тут же побежала к указанному месту. Приближаясь к кладбищу, она увидела, что извозчик сбил беременную женщину, та разродилась и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. За ним-то, по слову Ксении, она и бежала. Отца и родных искали, но не нашли. Так Параскева обрела сына. По смерти блаженной Ксении чудеса, совершаемые у ее могилы, непрестанно множились. После длительного народного почитания блаженная Ксения Петербургская на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года была причислена к лику святых. Мощи блаженной находятся в родном ей Петербурге, в часовне на Смоленском кладбище, земля которого, верно, еще помнит следы ее босых ног. Юродствовали и до пришествия Христа. К этому средству «пробуждения людей ото сна» часто прибегали еще древнегреческие философы. Диоген жил в глиняной бочке, среди бела дня бродил с фонарем по людным местам, возглашая: «Ищу Человека». На слова Александра Македонского: «Проси у меня чего хочешь», – Диоген ответил: «Отойди! Ты заслоняешь мне солнце». Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «Ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев». А когда его однажды хвалили дурные люди, он сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?» История знает «сумасшествие» разной природы: это и попросту болезнь, требующая квалифицированной помощи, и шутовство, прикрываемое юродством в стремлении угодить хозяину, и авантюризм, ничем не гнушающийся в достижении целей. И лишь Христа ради юродивые призваны Самим Господом во свидетельство: Царство Божие не от мира сего (ср.: Ин. 18: 36). Заповеди блаженства, данные Сыном Божиим, гласят: путь спасения принципиально не похож на законы существования в мире.

http://pravoslavie.ru/93985.html

Разумеется, Иоанн Ксифилин не стал упускать счастливой возможности породниться с царской семьей и вскоре уведомил императрицу, что никаких преград для ее нового замужества уже нет. И тогда Евдокия открыто объявила ему, что ее избранник, увы, не кто иной, как Роман Диоген. Делать нечего – патриарху пришлось обвенчать ее с Романом, а затем возложить на его главу императорскую диадему. Все происходило настолько тайно, что даже Пселл и кесарь Иоанн ни о чем не узнали до последнего дня 52 . Лишь 31 декабря 1067 г., накануне венчания, Евдокия пригласила к себе Михаила Пселла и осторожно обмолвилась с ним о тяготах царского служения и тяжелом положении Римского государства. Почувствовав неладное, сановник решил выиграть время и предложил в другие дни обсудить все вопросы. На что царица с улыбкой заметила: «Ни о чем больше не надо думать, все решено и обдумано. Царского венца удостоен и всем предпочтен Роман, сын Диогена». Ошеломленный сановник, моментально понявший, что дни их партии сочтены, лихорадочно пытался спасти положение. Он спросил, согласовано ли данное решение с царем Михаилом, сыном Евдокии? «Хорошо, что ты напомнил мне о сыне», – произнесла царица, и они поднялись в покои Михаила. К разочарованию Пселла, юный царь Михаил, точная копия своего слабовольного и миролюбивого отца, нисколько не смутился словами матери о том, что у него вскоре появится отчим, который и возьмет бразды правления государством в свои руки. Срочно приказали доставить в покои Михаила Романа Диогена, которого юный император обнял и поцеловал. Затем позвали кесаря Иоанна, брата покойного Константина X Дуки – тому оставалось только смириться перед фактом и... напиться. 1 января 1068 г. у Византии появился новый император, Роман IV Диоген 53 . Это был очень удачный выбор – искусный полководец, настоящий рыцарь, могучий и поразительно храбрый, благородный и мужественный, он представлял собой настоящий образец римского героя 54 . Император был весьма решительным человеком. А потому, обладая сознанием высокой ответственности за решение государственных задач, хорошо понимая и любя военное дело, не стал откладывать на будущее время устранение тех проблем, которыми было полно Византийское государство 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако заговор провалился, и все его участники понесли наказания: Прусиан был ослеплен, Константин Диоген – посажен в тюрьму, а остальных публично бичевали, провезли по Константинополю на ослах, а затем отправили в ссылку. Принцесса Феодора была удалена из дворца и отправлена на постоянное жительство в монастырь. Как говорят, раскрытию заговора активно содействовала императрица Зоя, видевшая в нем угрозу своей власти: она опасалась, что Феодора станет царицей, а Прусиан – царем. Именно по ее требованию младшая сестра была сослана в монастырь, хотя и не приняла пострига 743 . Конечно, интрига на этом не закончилась, и новый заговор сторонников сосланной принцессы созрел, когда император отправился летом 1030 г. в поход в Сирию, надеясь вновь овладеть Алеппо. Способ устранения царя был прост и в известной степени «оригинален»: военачальники, приверженцы Феодоры, решили в ходе сражения с сарацинами оставить своего императора без охраны, что и произошло в действительности. Едва завязался бой, как об этом говорилось выше, царские телохранители целенаправленно оставили василевса и покинули поле брани. Естественно, что и остальное войско, недоуменно взирающее за бегством царского окружения, бежало. Все были убеждены, что царь должен неминуемо погибнуть. Но благодаря мужеству и верности армянского офицера Абукабу, входившего в число телохранителей императора, Роман III был спасен. В сентябре 1031 г. открылся очередной заговор, организованный неутомимым Константином Диогеном, уже состоявшим в числе братии Студийского монастыря. Император вновь отправился в Сирию, чтобы взять реванш, а в это время Зоя получила сообщение от архиепископа Феофана Фессалоникийского, что Константин Диоген подготавливает бегство Феодоры в Иллирик и им деятельно помогают митрополит Диррахия и епископ Периофеория 744 . Императрица немедленно отправилась в монастырь Петрий, где находилась ее сестра, и приказала постричь Феодору в монахини, говоря, что только таким способом можно прекратить интриги. Она лично присутствовала при совершения Таинства пострига, и удовлетворилась только тогда, когда Феодору облачили в монашеское платье. Правда, с учетом того, что новая монахиня являлась порфирородной принцессой, за ней сохранили некоторые знаки внешнего отличия и почести 745 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

878 Ephr., 145: Диоген царствовал четыре с половиной года. Свидетельство верно, если относить его не к окончанию царствования, а к окончанию жизни Диогена, так как с января 1068 по июль 1072 г. прошло четыре с половиной года. 879 1 См. выше, с. 223, прим. 5. Так как в грамоте, написанной в августе 1072 г., Диоген представляется царствующим, из чего видно, что весть о его смерти не успела еще дойти до Трани, то, следовательно, смерть Диогена нужно относить к концу июля. 880 Sam. Ап., 74. Другие показания не заслуживают внимания, например, Lup., 60 (в 1069 г.); Rom. Sal., 171; Dandolo, 247 (в 1070); Chron. Brev., 278 (в 1071). 881 Scyl., 714 (Zon., IV, 222–223). См.: Ducange. Gloss, med. et inf. graecit., s. v. riivaKiov. Пинакий равняется/ã кг. 888 Attal., 182: рета лкроу – выражение неопределенное, но ввиду того, что Провозглашение Михаила произошло еще в сентябре 1071 г,, оно дает некоторое право относить вызов Никифорицы ко времени не позже осени 1072 г., а не к 1073 г., как делает Муралып (II, 24). 889 Attal., 180–182 (Scyl., 705–706; Zonar.. IV, 219; Glyc., 613; Ephr., 147); Attal.. 200; Psell., IV, 292; Bryenn., 56–57, 73. 891 Для скрепления союза Парапинак, вызвав из ссылки Анну Комнину с сыновьями, выдал за Исаака Комнина Ирину, племянницу своей жены. См.; Bryenn., 56. 893 Младший, Константин, не бывший в походе, в это самое время скоропостижно умер, может быть, отравленный Никифорицей. 897 По словам Скилицы (731), против приверженцев Вриенния в кизическом Херсонисе действовал тот же Урсель, одолевший их в начале марта 1078 г. 898 Attal., 242–255, 268–270 (Scyl., 727–731; Zonar., IV, 225–226; Glyc., 615; Ephr., 147); Bryenn., 101–105, 109–116. 904 Атталиот (214) утверждает, что Вотаниат часто писал к Парапинаку, убеждая его выступить против турок; когда же его убеждения оказались безуспешными, сам выступил на защиту христиан и усвоил себе верховную власть. Та же мысль проведена у Михаила Сирийского (295), который говорит, что император Михаил VII боялся турок и не осмеливался воевать с ними, – возмущенный такой трусостью Никифор восстал против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В сем году, когда Диоген взял Клавдиополь, лежащий на равнине, между двумя горами, исавры не вытерпели, сошли с Тавра и до того осаждали Диогена, что чуть было он не потерял войска своего от меча и голода. Но Иоанн Кирт, проникши сквозь теснины Тавра, и схвативши сторожевой полк неожиданно напал на осаждающих, и, так как в тоже время и Диоген сделал вылазку, то при этом епископ Конон получил рану, от которой вскоре скончался. Это была вторая и величайшая победа римлян. В том же году Замасф, сын персидского царя Пероза, изгнал Кавада и правил Персидским царством четыре года. л. м. 5987, Р. Х. 487. Первый год епископства Мартирия в Иерусалиме. В сем году некто Лонгин, по прозванию Селинунций, живя в Антиохии Исаврийской, лежащей на высочайшей горе, при полуденном море, подвез исаврийцам на многих судах жизненные припасы; в этих неприступных местах жили магистр Лонгин и Афинодор. Император, соскучивши продолжительностью войны, открылся епископу Евфимию, что он желает мира, и приказал ему собрать пребывающих временно в столице епископов, будто бы они пришли умолять его за исавров. Евфимий передал эту тайну патрикию Иоанну, тестю Афинодора, начальника восстания; тот немедленно объявил это царю, что и возбудило в нем непримиримую вражду против Евфимия, которому он и без того приписывал уже все злоумышления исавров. Враги Евфимия поручили кому-то поразить его мечом в голову пред храмом Мартирия; но синдик церкви, Павел, бывший выше Евфимия целыми плечами, принял в голову удар, и тем отвратил от него опасность, а злодея заколол кинжалом. И в другой раз также пытались было убить Евфимия при спуске с одной горы, но он, переодевшись в простое платье, спасся бегством. Затем император Анастасий силою отнял у Евфимия свое письменное вероисповедание, данное ему. л. м. 5988, Р. Х. 488. Первый год правления персидского царя Кавада. В сем году Иоанн Скиф, после продолжительной осады, взял, наконец, Лонгина, бывшего магистра, Лонгина Селинунтского, Афинодора и прочих бунтовщиков, и, отрубивши им головы, отправил оные к императору Анастасию в Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В это время господствовало языческое нечестие и многие, тайно служившие Господу, были открываемы богоненавистными и принуждались к той же погибели. Тогда в городе Илиополе был наместником Диоген, ревнитель скверных богов, усерднейший их служитель и гонитель отказывающихся от поклонения идолам. Он хотел взять за себя в замужество вышеупомянутую царскую дочь Геласию, на что был согласен, пока находился в неверии, и отец ее, Аврилиан. Когда же он был просвещен святым крещением, то не захотел отдать ее за неверного мужа, если только он не примет христианской веры. Скоро Аврилиан скончался, и Геласия, боясь, что насильно будет взята Диогеном, убежала, как было сказано, в монастырь святой Евдокии, но никто не знал точно, где она скрылась. Носился только слух, что скрывается где-то у Евдокии. Наместник Диоген послал пятьдесят воинов взять Евдокию, как христианку, для расследования. Когда воины шли за ней, Господь явился ночью Евдокии и сказал: — Дщерь Евдокия! Бодрствуй и стой мужественно в вере. Пришло для тебя время исповедать Мое имя и прославить Мою славу. Приблизился подвиг, который ты совершишь. Вот сейчас нападут на тебя люди, страшные, как звери, но ты не смущайся и не ужасайся, потому что Я буду с тобою близким спутником и крепким помощником во всех твоих подвигах и трудах. Когда видение окончилось, воины ночью перелезли через монастырскую стену. Преподобная, узнавши об этом духом, вышла к ним и спросила: — Что вам здесь надобно? Кого ищете? Воины схватили ее и спрашивали об Евдокии. Она обещалась предать им Евдокию, если только они на малое время освободят ее. И, придя в церковь, она взошла в святой алтарь, открыла ковчежец с Пречистыми Животворящими Христовыми Таинами и, взяв часть сей великой святыни, скрыла у себя на груди. После этого она вышла и сказала воинам: — Я — Евдокия, возьмите меня и ведите к пославшему вас. Они взяли и повели ее с собою. Была безлунная и темная ночь, и вот явился светлый и прекрасный юноша, неся перед ней свечу и освещая путь. Это был ангел Господень, видимый только Евдокиею, а воины ни его, ни света не видели. Воины хотели посадить Евдокию на осла, но она не пожелала и сказала:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Одно дело для мирского человека гасить и отсекать греховные страсти гнева, уныния, помыслы подозрительности, осуждения и т.п., и совсем другое – подавлять в себе естественные любовные переживания и порывы, насилуя свою природу на протяжении всех этапов интимной близости. Если первое – борьба за чистоту души, то второе – надругательство над Божиим даром. Если же кто-то вообразил, что в православном понимании половая жизнь – это в лучшем случае простительное скотство, потребности которого надо удовлетворять как можно проще и грубее, чтобы не погрязнуть в наслаждениях, то спешу разочаровать: это никакое не Православие, а кинизм – древнегреческая языческая философия, бичевавшая низменные пороки, но заодно с предрассудками ниспровергавшая и многие здравые культурные устои. Ее наиболее известным представителем является Диоген Синопский. Впрочем, вольному – воля, и если уж подражать в сексуальном поведении киникам, так последовательно и до конца: единственная среди них супружеская пара – Кратес и Гиппархия – прилюдно совокуплялась, а Диоген мастурбировал на глазах честного народа и сетовал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!» Если же эта модель сексуального поведения, логично вытекающая из понимания интимной близости как примитивного способа снятия напряжения , не привлекает нас, то давайте будем последовательны, наконец, в избранном нами пути (мы ж все-таки какие-никакие, а христиане), проявляя любовь и уважение к ближнему своей предупредительной заботой, в том числе и в интимной жизни. «Ахиллесова пята» воцерковления Вспоминая событие Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы говорим о воцерковлении, рассматриваемом одновременно в двух как бы встречных планах: воцерковление Девы Марии как ее приготовление к тому, чтобы стать Храмом Невместимого, и воцерковление наше как некий целостный процесс введения человека в Церковь, становления в ней живой органичной частью. Затронутый нами вопрос об уместности обсуждения с духовником проблем интимного характера весьма иллюстративен по своей полемичности. Возмущение тоталитаристским по духу вторжением некоторых пастырей в интимную жизнь супругов совершенно обоснованно и понятно, только это не оправдывает противоположной крайности.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-hram-presv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010