Liber de synodis seu de fide orientalium, 67, PL 10, 525). 2480 Et quo tandem in tantis haereticorum furoribus recidemus, si dum non utrumque redpimus, neutrum retinemus? Non enim videri potest impie dici, ut quia neutrum scriptum reperiatur, aut neutrum confitendum sit, aut utrumque [И каким образом мы отойдем, наконец, от этого еретического неистовства, если только не примем оба термина или если не отвергнем их? Но не может показаться неблагочестивым то, что мы отвергаем оба термина или принимаем их, так как ни тот ни другой мы не находим в письменном изложении] (Hilarius Pictaviensis. Liber de synodis seu de fide orientalium, 87, PL 10, 539–540). 2489 Тот же аргумент приводит против ариан Афанасий в De synodis, p. 882. То же говорит Сократ (Socrates. Historia II, 40, PG 67, 336). По свидетельству Феодорита, Моисей отказался принять посвящение от Лукия, армянского епископа Александрии (Socrates. Historia IV, 23, PG 67, 509). Innocentius говорит то же (Innocentius I. Epistulae et decretae, 3, PL 20, 530), Тем не менее Никейский собор принял в сущем сане новацианских епископов, позднее так же принимались арианские епископы. Это порицал Люцифер и защищал Иероним (Hieronymus Stridonensis. Dialogus contra Luciferianos, 19, PL 23, 172). 2492 Ï Et licet non sine aliquo aurium scandalo... restiterint [И хотя они уклонились в ересь без какого- либо соблазна для ушей...] (Hilarius Pictaviensis. Apologetica ad reprehensores Libri de synodis responsa I, 3, PL 10, 545). Прим. (b): «Et si diligenter sententia haec expensa esset, forte totius tractatus mei ratio non fuisset suspiciosa. Non enim tacuissem illic, quod non nisi cum scandalo, esset audiendum» (И если бы это мнение было внимательно рассмотрено, то, вероятно, суть всего моего трактата не подпала бы под подозрение. Ибо я не молчу о том, что следует слышать, хотя бы это и было в чем-то соблазнительным] (Hilarius Pictaviensis. Liber de synodis seu de fide orientalium, 3, PL 10, 482). IÏ Exposita… et similis substantiae, quae homoeusion appellatur, fideli ac pia intelligentia [Изложенное… и подобие сущности у верного и благочестивого разумения, что также называется «подобосущие " ] (Hilarius Pictaviensis.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

1. Св. мученик Иустин Философ . Родился в 105 году по Рождестве Христовом в самарийском городе Сихем, впоследствии переименованном в Наблус. Родители его были эллинами. Усердно искал мудрости у философов: в первую очередь у стоиков, затем у перипатетиков, у пифагорейцев и наконец у платоников. Хотя и философия Платона его не удовлетворила, «однако на ней задержался он дольше всего, не имея ничего другого, что могло бы его привлечь». Но Божиим Провидением явился ему некий честной старец, пошатнувший в нем всю платоновскую философию и напомнивший ему, что люди не могут знать истину о Боге, пока Бог им этого не откроет; а Бог открыл о Себе истину в книгах Священного Писания. Иустин принялся читать Священное Писание и всем своим существом сделался убежденным христианином. И все-таки не хотел ни принимать крещения, ни нарицаться христианином, пока лично не удостоверился в лживости всех обвинений, возводимых на христиан язычниками. Придя в Рим в тоге философа, он быстро стяжал там великое уважение и много приверженцев. Присутствовал при страдальческой кончине святых мучеников Птоломея и Лукия. Видя беды и страдания невинных христиан, он написал Апологию (защиту) христиан и христианского учения и передал ее императору Антонину и сенату. Император внимательно прочел Апологию и повелел прекратить гонение на христиан. Иустин взял копию императорского указа и отправился с ней в Азию, где, предъявляя ее, спас многих преследуемых христиан. Затем он снова вернулся в Рим. Когда началось гонение, воздвигнутое Марком Аврелием, он написал вторую Апологию и направил ее царю. Некий бесчестный философ Крискент, циник, обуреваемый завистью оттого, что Иустин одерживал над ним верх в диспутах, донес на него как на христианина. Так Иустин оказался в тюрьме. Желая ему смерти и опасаясь, как бы не получил он оправдания на суде, Крискент, воспользовавшись удобным случаем, отравил Иустина в темнице. Так скончал свою земную жизнь и преставился в блаженную вечность сей великий защитник христианской веры. Произошло это в 166 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По удалении Евномия ариане поставили в Самосаты от своего зловерия епископа Лукия, явного волка и врага Христовых овец. Граждане города и сему епископу, как и первому (Евномию) не оказывали почести и он жил в общении только с пришедшими с ним, ибо никто из православных не ходил к епископу. Овцы же Христовы, хотя и были без своего пастыря (Евсевия), однако хорошо помнили его учение и непорочно соблюдали святую веру. Насколько православные гнушались еретического епископа можно видеть из следующего случая: Однажды много мальчиков на улице (по детскому обычаю) играли в мяч, перекидывая его от одного к другому. В это время пришлось проезжать здесь епископу. Случайно мяч упал под коней и колесницу епископа. Дети, видя это, громко стали кричать: «мяч осквернился еретичеством, мяч осквернился еретичеством…» Услыхав крики, епископ оставил одного из своих слуг узнать, что делают дети и ради чего они так громка кричали. Дети развели огонь и чрез пламень стали перекидывать мяч, думая этим огнем очистить мяч от еретичества. Так не только взрослые люди, но и малые дети гнушались еретичества епископа, который был как мерзость запустения на святом месте (срав. Дан.9:27). Узнав об этом, Лукий не последовал кротости Евномия, но разгневался и многих священных лиц сослал в отдаленные места. Племянника Евсевия — блаженного Антиоха, достойнейшего священника, богоугодного и богодухновенного, искусного в книжной премудрости, сослал в Армению; известнейшего среди служителей Господних, диакона Еволкия, прогнал в Оасимскую пустыню. В виду сего немалая печаль и скорбь постигли самосатский город. После страшной кончины злого царя Валента стал царствовать благоверный царь Грациан [ 12 ]. Он тотчас же освободил всех архиереев и других священных лиц, изгнанных за православную веру, и повелел возвратить им прежние престолы. Тогда возвратились: святой Мелетий — в Антиохию, святой Пелагий — в Лаодикию, святой Евсевий — в Самосаты. Вместе с Евсевием в Самосаты возвратились и все изгнанные арианином Лукием, а в числе их священник Антиох из Армении и диакон Еволкий из Оасима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Валент не посягнул на престарелого епископа, хотя рядом с ним в сентябре 367 года устроил в Александрии омейского епископа Лукия, державшегося здесь только силой войска 1868 . До самой своей смерти (2 мая 373 г.) Афанасий оставался невредим. Все это показывает, что гонение при Валенте вовсе не было таким, каким изображают его православные повествователи 1869 . Главное – оно отличалось не систематичностью и не вмешательством во внутренние догматические споры. Во много большей степени, чем раньше, исключая 361 – 364 годов, под Валетом, читаем у Лоофса, разрешение догматических вопросов оставалось предоставленным теологическим спорам 1870 . IV. Дальнейшая концентрация церковных партий и развитие высшей митрополичьей власти на востоке Из трех партий, притязавших с большим или меньшим правом на наименование церкви, именно омоузианской, омойузианской и омейской в правление Валента господствующей оказалась последняя. Вождем ее был Евдоксий константинопольский, вошедший с первых дней царствования этого императора в особую к нему милость, которую он умел сохранить до самой своей смерти. Он, как мы видели, крестил императора 1871 и дважды: в начале 367 г. 1872 и еще раз осенью в 369 году 1873 , по особому приглашению посетил императора в Маркианополе. Смерть его весной 370 г. 1874 была столь тяжела императору, что он в Никомидии прервал свое путешествие на восток и вернулся в Константинополь. Евдоксий был истинным вдохновителем политики Валента 1875 и само собой свое расположение у императора постарался использовать в интересах своей партии. Пользуясь неограниченным доверием монарха, Евдоксий в 60-х годах IV века добился того положения, каким в свое время обладал Евсевий никомидийский. Возможно, что пример последнего, а также обнаружившиеся около этого времени честолюбивые замыслы римского епископа были тем, что направило его на эту дорогу. Скрываясь за императором, он в сущности руководил всей церковной политикой последнего. Он был тем, через посредство которого осуществлялась императорская церковная власть в византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

скажу, что глупо встраивать всё это в какой-то политический контекст. Вера или неверие в загробную жизнь - это не политические убеждения. И в отсутствии загробной жизни даже все атеисты и коммунисты, вместе взятые, с Карлом Марксом во главе, ни одного человека убедить не способны (а интересно, кто их-то самих заставил не верить в загробную жизнь, если они почти все - выходцы из верующих христианских семей, а остальные - из верующих иудейских?), тем более - православного священника. Неверие в загробную жизнь - это личная трагедия человека. Конечно, его можно за это неверие порицать, но это будет глупо. И вопрос: " А откуда вы взяли, что жизнь за гробом есть, если сами её не видели? " всегда был, есть и будет. Равно, как и вопрос: " Если Бог есть, почему в мире есть зло? " Это фундаментальные " проклятые вопросы " , а для кого это лишь повод полаяться лишний раз с коммунистами, тот либо ни хрена не понимает, либо сам ни хрена не верит, либо и то, и другое. 669. на 664-й " Лукии " Лукия, ты, похоже, такая же " христианка " как и обезверившийся священник. А по теме у тебя есть что сказать? 668. Re: А ты будешь голосовать за Путина? Несостоятельность религиозного учения, о личном бессмертии/107/, доказана убедительно и неопровержимо. Вера в него закономерно уходит в небытие, необратимо утрачивает своё влияние на умонастроение людей. Впервые в человеческой истории наша страна победившего социализма превратилась в страну массового атеизма, в общественном сознании которой отныне и навсегда определяющим стало научно-материалистическое мировоззрение. Показательны и симптоматичны, например, раздумья бывшего протоиерея А.К. Самостяка о своём трудном пути обретения истины. " Как мне сейчас, на восьмом десятке лет, говорит он, хотелось бы верить в бессмертие души и воздаяние за гробом! " . И далее: " Но всё, что довелось мне узнать, убеждает, что, увы, нет ни того, ни другого "/159, с.28/. Умудрённый, непростым жизненным опытом человек в заключение утверждает: " Загробной жизни не существует. И поэтому единственную жизнь земную надо прожить с трезвым пониманием, что вы делаете, зачем и для чего. Прожить так, чтобы потом долгие годы поминали вас люди добрым словом за бескорыстные добрые дела на пользу всем людям, а не только " ближним во Христе " "/160, с.29/. Такова необратимая тенденция перехода людей от идеала религиозного к идеалу коммунистическому.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/08/a_...

– В последний раз. Состарилась, больше не могу. И так до ста лет... Однажды на пути в Кувари она упала и ударилась так сильно, что я испугался, как бы не померла. Однако она встала и с земным поклоном просила меня не говорить никому, иначе ей не разрешат в другой раз пойти в Кувари. Благородная душа... Когда уже не могла сажать огород, готовила ленты из старой одежды для домотканых половиков... Вся ее жизнь была служением всему творению. Ничего не делала кое-как, с привычной для нерадивого человека скукой. Ее служение было таким, как этого требовал Христос от Своих Апостолов. Оно исходило из горящего сердца, наполненного благоуханием Святого Духа. Такому расположению она научилась не в монастыре, это было ее собственное достояние. Учит и мир, когда, например, мама, укачивая ребенка, поет ему церковные песнопения, а не бесовские напевы бузуки. Еще живя в миру, с благоговением служила она таинству жизни. Одна прокаженная, удаленная от людей, забеременела от какого-то негодяя. Когда пришло время родить, никто не приближался к ней. Лукия, отбросив всякий страх заразиться, помогла прокаженной в родах. Младенец вырос в детском доме. Возмужал, выучился, стал капитаном первого ранга. После многих лет пожелал увидеть свою родину. И там единственным человеком, с которым он хотел встретиться, оказался не кто-нибудь из родни, а монашка, которая поддержала его мать в трудную минуту. Трогательная встреча! Разрывались и самые суровые сердца: молодой парень так горячо обнимает старуху, будто она самое большое сокровище в его жизни. А старуха кричит: – Кто ты, детка? – Я сын прокаженной, которого ты приняла на свои руки. И вот – я жив. Когда она стала монахиней, на ее долю выпал тяжкий жребий – ухаживать за двумя туберкулезными сестрами, да еще в тех очень стесненных условиях. Одна из них была монахиня Магдалина, а другую, если не ошибаюсь, звали Пульхерия. В конце 50-х ухаживала за сестрой, больной раком. Я часто бывал очевидцем ее безупречного служения. Даже мать так не ухаживает за любимым ребенком. Никогда на ее лице не отразилось отвращение, не промелькнула брезгливость, когда она очищала раны или убирала нечистоты голыми руками. Она полностью предалась служению страждущим и никогда при этом не казалась усталой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Переведено из «Anal. sacra»; заимствовано Питрою из Таврин, кодекса. Судя по первым словам кондака, тождественным с первыми словами 2-го икоса св. Павлу исповеднику (творен. св. Феод. Студита): υθαλς φυτν ριον... σ ντειλας см. по Anal. sacra стран. 337), можно отнести песнопение сие к творениям самого Феод. Студита. Акростих не полный: Ασμ(α). В Афон. кондакарие (см. кондакарий Архим. Амфилохия стр. 95) помещены кондак и 1-й икос, в которых разночтений с текстом «Anal. sacra» не встречается. – По Метофрасту и иным историкам, св. Климент происходил из области Галатийской, Агафангел же родом Римлянин, последовавший мученическим стопам св. Климента ещё будучи юношею, и именно – с пламенным желанием претерпеть все возможные виды мучений и страданий за Христа. И Господу угодно было это великое и беспримерное желание: ибо „Агафангелл», как в славянской нашей Четье-Минее читается: „страда от мучителей различных, от двух царей, Диоклитиана и Максимиана, от Игемонов же: Агриппина, Курикия, Домития, Секардона, Максима, Афродисея и Лукия». Святый же Климент, как там же пишется, претерпевал безчисленныя и низреченныя мучения за Христа в течение двадцати восьми лет. «о создания мира», пишет Греческий историк Никифор, «всех, иже Бога ради которым либо видом мук страдаша, огнем, железом, камением, древесы, и иже со зверьми брашася, и долговременными узами суть умучени, и иже различными смертьми в земли, в воде, и на воздухе скончашася, и иже мразом и зноем зельным погублени суть, и иже иными коими-либо муками и казньми живота лишишася, всех тех святый Климент со Агафангеллом страдании своими много превзыде. От единонадесяти мучителей в различных страда градех. .... вси бо тогда бывшие мучители посылаху того друг ко другу, аки некое чудо никогда же виденное, яко толь многими леты, и толь многоразличными лютыми муками непреодолен и непоколебим бяше со Агафангеллом, учеником своим, укрепляющу его Богу, Господу нашему Иисусу Христу, славы ради имене святаго своего». (Славян. Ч.–Мин. житье и страданье свящ. – муч. Климента, епикс. Анкирского).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нумизматический материал от царствования Константина IV находится в соответствии с тем, что Юстиниан не был соправителем своего отца. Пока братья Константина считались соправителями, их изображения чеканились на оборотной стороне монет, а после того на монетах оставалось изображение одного Константина. Во всем известном доселе нумизматическом материале нет ни одного случая, где был бы присоединен к отцу Юстиниан. Отрицая соправительство Юстиниана на основании того, как он сам считал годы своего правления, не могу оставить без возражения суждение по этому вопросу акад. Латышева . В своей новой работе «Неизданные греческие агиографические тексты» ( Зап. Имп. Акад. Наук . VIII сер., Ист. Фил. отд., т. XII, 2), акад. Латышев коснулся вопроса о соправительстве Юстиниана и, признав его за достоверный факт, воспользовался им для датировки Жития Льва, епископа города Катаны в Сицилии. В Московской рукописи, по которой г. Латышев издал это Житие, одно рассказанное в нем событие датировано так: «Εκρτει δ τηνικατα τ σκπτρα »Ρωμαων Κωνσταντνος ò ευσεβστατος σν’ Ιουστινιαν τ ν υος Κνσταντος, κγονος δε " Ηρακλεου (p. 18, 22–23). Последствием этого события было обращение к императору со стороны префекта Лукия, и само послание, приведенное полностью в тексте Жития, имеет такое начало:      Τος ϑεοστεσιν Ατοκρτορσι νικητας τροπαιοχοις, τς οικουμνης δεσπταις κα ιλοχριστοις βασιλεουσιν υν Κωνσταντν κα ’ Ιουστινιαν Λοκιος παρχος, λχιστος δολος τς μετερας μεγαλειτητος ν ειρνη βαϑεα χαρειν (с. 17, ρ. 18, 24– 26). Это свидетельство было бы очень интересно, если бы вопрос об этой редакции Жития еп. Льва можно было разрешить так, как попытался сделать г. Латышев . Но то противоречие, в котором он оказался с самим собой из-за свидетельства о соправительстве тем, что предположил смерть еп. Льва раньше 680 года, т, е. до мнимого соправительства Юстиниана, лишает убедительности его предположение об отношении редакций Жития, так как само письмо оказывается выдумкой. Могу указать также и на то, что мотив чудесного путешествия по морю с помощью дьявола известен Агнеллу , автору жизнеописаний равеннских епископов ( Lib. Pont. Eccl. Raven ., с. 131–132, p. 363–365) и трактован гораздо проще, как историческое событие времени правления еп. Дамиана (692–708). Это обстоятельство решает вопрос не в пользу гипотезы акад. Латышева .

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Лукию обязали явиться в суд, где тщетно пытались заставить отречься от христианской веры и поклониться идолам: девушка твердо исповедала Христа и сурово обличила язычество. Разгневавшись, судья повелел отвести святую Лукию к блудницам, но девушку чудесным образом не получалось сдвинуть с места; затем вокруг нее разожгли огонь, но пламя не коснулось святой. Наконец ее пронзили кинжалом, но святая Лукия отошла ко Господу только после того, как ее причастил священник. Долгое время мощи святой Лукии покоились в Константинополе, а в начале XIII в. их перенесли в Венецию. Ее почитают покровительницей слепых, торговцев, писателей, Сиракуз, Перуджи и других населенных пунктов. Ее имя призывается при болезнях горла и эпидемиях. Святую глубоко почитают и за пределами Италии, в том числе на Мальте, во Франции и Британии. Свв. Альдгельм и Беда в начале VIII в. свидетельствовали, что почитание Лукии в Англии в то время было распространено. Частицы мощей святой Лукии до сих пор хранятся в разных городах Италии, Германии, Франции, Португалии и Швеции. В честь нее назван один из Карибских островов.   Сакрарием  (по-английски «piscine») в католических церквях называли устройство, куда сливали воду для омовения евхаристических сосудов, также предметов, на которых оставались следы евхаристических хлеба и вина, елея, мира и т.д. Сакрарии имели сток в землю непосредственно под алтарем храма и считались «непопираемым местом». Сакрарии были распространены до Реформации и в современных церквях зачастую отсутствуют. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 22 марта 2021, 14:49 Уважаемый Дмитрий. Спасибо за интересную статью. как всегда узнала много нового. Шотландия - очень красивая страна, стоит посмотреть на Ваши фотографии, иллюстрирующие статью. Спасибо. Катерина 25 октября 2020, 14:14 Дорогой Дмитрий, мне и другие Ваши материалы нравятся, несколько лет назад я была в Ирландии, жаль, что Ваши материалы мне не попались тогда, вот на этот адрес пишите, который с моими именем и фамилией. Тем не менее старейшее Св. Евангелие Ирландии меня чрезвычайно впечатлило.Я б и Вашу книгу-путеводитель тоже с удовольствием бы купила. Но - кто не ценит малого, не ценит и большого :) потому спасибо Вам за подсказку с путеводителями на английском языке.

http://pravoslavie.ru/134709.html

Но иногда указания месяцесловов получали в глазах Святителя и большее значение, так что он под влиянием их переносил памяти святых с одного числа на другое. Напр., помещая память св. Ионы Савваитского 22-го сентября вместо 21-го, где ее полагает Пролог, Святитель во втором издании Четиих-Миней 21-го сентября делает заметку: «в месяцеслове память его утро» и, следовательно, предпочитает Прологу месяцеслов 98 . Такое же перенесение памяти по руководству месяцеслова (и служебных Миней) сделано 20-го января, о чем мы уже приводили свидетельство Четиих-Миней и Пролога 99 . 28 августа, как бы указывая на неправильность Пролога, Святитель в Четиих-Минеях замечает: «В Прологу в сей день положена память св. Анны, дщери Фануиловы; в месяцеслове же память ее февраля 3-го купно с св. Симеоном Богоприимцем, тамо о ней зри» 100 . Однако подобные последним примеры сравнительно редки и поэтому можно утверждать, что различные сборники памятей святых оказывали небольшое влияние на работу над месяцесловом. Немалое значение здесь имели и иностранные, именно – латинские источники. Свят. Димитрий очень скоро оценил их высокое научное достоинство и не боялся пользоваться ими. По некоторым из этих источников, как мы видели, он проверил почти все памяти святых в Прологе и во многих местах исправил его ошибки. Эти исправления в одних случаях касались наименования святых и времени празднования их памятей, в других относились к тем историческим сведениям, какие давались о святых в синаксарях Пролога. Исправлений последнего рода мы теперь не будем касаться, – нам придется подробно говорить о них в следующих главах сочинения. Здесь мы приведем только те поправки, которые относятся к именам и памятям святых. Первых немного, вот из них наиболее важные: 1) сентября 10-го память свв. апостолов Апеллия, Луки и Климента. На поле Пролога Святитель пишет: «не Луки, а Лукия апостола, Римл. г. 16. Vide Martyrol. Romanum, april 22, ibi ponitur вместо Луки Lucius. He Апеллий се, але Алоллос, зри о нем декабря 8-го» 101 . 2) Октября 10-го память преп. Василиана, поправлено, неизвестно на каком основании, «Вассиана» 102 . 3) Апреля 13-го в Прологе память св.м. Фусика. На поле – «не Фусика, а Пусика vide in vita s. Simeonis. Acta SS. apr. II, 845 in fine historia f. 847.» 103 . 4) Мая 31 память св. апостола Ермия ; Святитель поправляет – «Ермина» и на поле пишет: «апостол Ерма апр. 8. К Римл. гл. 16, зри о нем ианнуария 4. Инша Ермин, инша Ерма. Римл. 16 -я» 104 . 5) Июля 6-го св.м. Пергина, на поле: «Перегрина» ... «Sic Martyrol. Romanum iunii 17-o» 105 . Malgovzata. Skarga июля XX, f. 638, тож есть, еже и Марина» 106 . 7) Августа 15-го слово Григория Двоесловца о Карпе епископе; Святитель исправляет: «Kassius. Martyrologium iunii 29» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010