846 К этой же враждебной Диогену партии принадлежал Никифор Палеолог, 847 один из советников, находившихся при дворе, а также некоторые офицеры, сопровождавшие Диогена в походах, между ними соперник Диогена по кандидатуре в мужья Евдокии, Никифор Вотаниат, который, как ненадежный, во время третьего похода был удален Диогеном из армии вместе с другими подозрительными личностями. 848 Партия, враждебная Диогену, ненавидела его как представителя военного направления, на этот раз отождествившегося с направлением патриотическим, но прямо своей ненависти не высказывала: благовидным предлогом, лозунгом своим она поставила интересы династии Дук. Партия приписывала Диогену тайные планы нарушить договор и достигнуть самодержавия, с устранением сыновей Константина Дуки и матери их, Евдокии; она видела уже начало осуществления планов в той природной самонадеянности и резкости, 849 с какими Диоген относился к жене и советникам-вельможам. Походы на Восток, неприятные представителям этой партии из принципа, от которых поэтому они всеми силами удерживали Диогена, 850 объясняемы были желанием императора совершить что-нибудь доблестное, с тем чтобы достигнуть популярности и, опираясь на заслуги, идти прямо к цели, самодержавному правлению, – оттого будто бы каждый поход прибавлял Диогену спеси и делал его смелее. В таком тоне изложено царствование Диогена в записках одного из самых видных представителей противной партии, Пселла. 851 Девиз выставлен был весьма удачно, и освещение деятельности Диогена в устах его противников получало правдоподобный вид. Партия поэтому сильно импонировала при дворе. Даже Евдокия усомнилась в правдивости Диогена и в искренности данных им обещаний; в своих колебаниях она искала утешения у Пселла, 852 который, как легко догадаться, едва ли излил вполне целительный бальзам на ее душу. Нечего и говорить об ее сыновьях, на которых влияние вождей партии должно было сказаться сильнее, чем на Евдокии – они, а особенно воспитанник Пселла, Михаил, были недоброжелателями Диогена, такими же как Иоанн-кесарь «наветниками»; поэтому Диоген, отправляясь в первый поход, взял с собой своего пасынка Андроника, по объяснению писателя, для того, чтобы в случае если будет убит, Андроник заступил его место, а также чтобы иметь в нем заложника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

До прп. Максима термин συστολ употреблялся в стоической философии и у церковных писателей, использовавших терминологию стоиков, применительно к состоянию человека, испытывающего душевную скорбь. В частности, Диоген Лаэрций пишет, что, согласно стоикам, «мудрец не подвержен скорби, потому что скорбь есть неразумное сжатие души (δι τ τν λπην λογον εναι συστολν τς ψυχς) (так пишет Аполлодор в Этике)» (Diog. Laert. vit. phil. 7.118.10, пер. М. Л. Гаспарова по: Диоген Лаэртский 1986, с. 281). Характерно, что Гаспаров переводит συστολ буквально – «сжатие». Стоик Хрисипп говорит, что скорбь – это сжатие души, не повинующейся разуму (логосу): «Λπην δ’ εναι συστολν ψυχς πειθ λγ» (Chrys. frag. moral. Fr. 394.7). Эта мысль повторяется в Педагоге Климента Александрийского (Clem. Al. paed. 1.13.101.1.5). Ориген в Увещевании к мученичеству пишет о «сжатии в душе своей», которое могут испытать перед лицом смерти мученики-христиане (Orig. exhor. 4.6) (в этом случае они должны прибегнуть ко Христу). Впрочем, прямое влияние этой традиции на прп. Максима мы утверждать не можем; он говорит не о душевной скорби как таковой (как Хрисипп или Климент), но о сжатии перед лицом смерти, причем применительно к человеческой природе Христа, а не только к душе (в этом отличие от Оригена ). Здесь же можно указать и на представление античной медицины, которое находим у Орибасия (IV в.), согласно которому «страх порождает сжатие (συστολν) всего тела» (Oribas. collect. medic. 54.2.1). Ангелис переводит συστολ на итальянский как angoscia (тоска, томление) (Massimo Confessore 2007, p. 143), вероятно, имея в виду описание Гефсиманского борения в Мк.14:33 и Мф.26:37 , где о Христе говорится, что Он «начал скорбеть и тосковать (ρξατο λυπεσθαι κα δημονεν)», однако характерно, что прп. Максим прибегает в описании состояния Христа к иному выражению. Кроме настоящего, Гефсиманская молитва Христа трактуется в целом ряде Богословско-полемических сочинений прп. Максима: opusc. 6: PG 91, 65A-D; 7: PG 91, 80C; 15: PG 91, 160C, 165A–B; 16: PG 91, 196D. Подробнее см. во вступительной статье к настоящему изданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В конце концов была вынуждена уступить и императрица. Несмотря на сопротивление Пселла и кесаря Иоанна, Евдокия обвенчалась с военачальником Романом Диогеном, каппадокийским магнатом, который 1 января 1068 г. взошел на престол. Роман IV Диоген (1068–1071) был деятельным и храбрым полководцем, отличившимся в войнах с печенегами, и вполне заслуживал того авторитета, которым он обладал в среде сторонников военной партии. Он тут же начал войну с сельджуками, однако разложение зашло слишком далеко, а из-за противодействия партии Пселла дело спасения Империи сталкивалось с препятствиями. С большим трудом он собрал войско, которое состояло главным образом из иностранных наемников: печенегов, узов, норманнов и франков. Два первых похода, несмотря ни на что, были весьма успешными, однако третий окончился тяжелейшим поражением, не в последнюю очередь вследствие предательства Андроника Дуки, сына кесаря Иоанна. У армянского города Манцикерт, недалеко от озера Ван, численно превосходящая противника, однако разнородная и недисциплинированная наемная армия 19 августа 1071 г. была наголову разбита войсками Алп-Арслана. Сам император попал в плен. В плену Роман Диоген заключил с сельджуками договор, согласно которому ему возвращалась свобода на условиях выплаты ежегодной дани, выкупа за свою персону, обязательства выдачи сельджукских пленных и предоставления вспомогательных войск 770 . Между тем враждебная партия в Константинополе по совету кесаря Иоанна объявила его низложенным. Поначалу было введено совместное правление императрицы Евдокии и ее старшего сына Михаила Дуки, но вскоре императрица-мать была заключена в монастырь, а воспитанник Пселла Михаил VII был провозглашен единоличным правителем (24 октября 1071 г.). Против вернувшегося из турецкого плена императора Романа правители Константинополя выступили как против врага, разгорелась гражданская война. В конце концов Роман сдался, доверившись письменным гарантиям, подписанным от имени Михаила VII тремя митрополитами, которые обещали ему полную личную безопасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Триодь Постная. В среду 1–й седмицы Великого поста. На утрене, песнь 3, тропарь 2: «Изблевавше горький грех, потщимся волею желчь вкусившему угодити Христу, Крестом низложившу злоначальника». 982 Более правильным был бы термин «трансвоплощение», поскольку, по этим представлениям, душа каждый раз входит в новые тела. Речь идет не об «инанимации» или «трансанимации», а о «трансвоплощении» или перевоплощении — воплощении души в иное тело. 983 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ 984 Св. Феофил Антиохийский. Κ Автолику. Кн. III. Ст. 7//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 505. 985 «Серьезный» философ Эмпедокл говорил, что, благодаря перевоплощению, он уже перебывал ранее женщиной, кустом и рыбой! Святитель Василий Великий имеет в виду то, что писал об Эмпедокле Диоген Лаэртский: «…Душа … облекается в различные виды животных и растений; вот его слова: Был уже некогда отроком я, был и девой когда–то, Был и кустом, был и птицей, и рыбой морскою…» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 8. Ст. 77. М., 1979. С. 354). 986 Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа 8, 2. О птицах//Творения. Ч. 1. С. 139. 987 Свт. Григорий Богослов. Сл. 27 (1–е о богословии)//Собр. творений: Б 2–х т. T. 1. С. 391: «Рази Платоновы идеи преселения и круговращения наших душ, припамятование». «Преселения» — это внедрения душ из одного тела в другое, «круговращения» — это переходы душ от одного тела к другому. «Также, согласно тому же Платону, наши души будут часто вспоминать, где они находились в своей предыдущей жизни, например, некто вспоминает, что прежде чем стать человеком, он был овцой или прежде чем стать Платоном, он был Ганимедом! (Федон). Это Платон называл «воспоминанием». 988 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские. Беседа 2. Ст. 5. M., 1994. С. 28. На Евангелие от Иоанна беседа 66, 3; На Послание к Ефесянам беседа 12, 3//PG. 62, 91–92. 989 " λληνες Πατρες της Εκκλησας. Σ. 29. 990 «Православная Церковь не признает и отвергает любые учения об очистительных страданиях, которые якобы должны удовлетворить Божественное Правосудие и которые распространяются на души, ввергая их в невещественное очистительное пламя… Православная Церковь отвергает также так называемую (римо–католиками) «страждущую» Церковь душ, находящихся в чистилище» (I. N. Карμφη. " Ορθδοξος κκλησιολογα. Αθναι, 1973. Σ. 795). 991

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Диоген Лаэртский Книга десятая 771 . Эпикур 1,2 Эпикур, сын Неокла и Херестраты, афинянин из дома Гаргетта, из рода Филаидов (как сообщает Метродор в книге «О знатности»). Вырос он на Самосе, где было поселение афинян (об этом пишут многие, в том числе Гераклид в «Сокращении по Сотиону»), и воротился в Афины только в восемнадцать лет, когда в Академии преподавал Ксенократ, а Аристотель был в Халкиде. Когда после смерти Александра Македонского Пердикка изгнал афинян с Самоса, Эпикур уехал к своему отцу в Колофон, прожил там некоторое время, собрал учеников и вновь явился в Афины в архонтство Анаксикрата. Здесь до поры он занимался философией вместе с другими, а потом выступил отдельно, основав школу, названную по его имени. 3 Обратился к философии он, по собственным его словам, четырнадцати лет отроду. Эпикуреец Аполлодор (в I книге «Жизнеописания Эпикура») утверждает, что он ушел в философию из презрения к учителям словесности, когда они не смогли объяснить ему, что значит слово «хаос» у Гесиода 772 . А Гермипп говорит, будто он и сам был учителем 773 , пока ему не попались книги Демокрита и не обратили его к философии. Оттого и Тимон говорит о нем: Самый последний из физиков, самый бесстыдный самосец, Словоучительский отпрыск, невежественнейший меж смертных. И в занятиях философией к нему присоединились обращенные им три его брата – Неокл, Хередем и Аристобул (так говорит эпикуреец Филодем в X книге «Сочинения о философах») и раб по имени Мис (так говорит Мирониан в «Исторических сравнениях»). 4,5 Стоик Диотим 774 из недоброжелательства нападает на него самым жестоким образом, приводя 50 писем развратного содержания, будто бы писанных Эпикуром; то же делает и составитель, выдавший приписываемые Хрисиппу письма за Эпикуровы; и последователи стоика Посидония, и Николай, и Сотион (в XII из 24 книг под заглавием «Диокловы опровержения» 775 ), и Дионисий Галикарнасский. Они говорят, будто он при матери ходил по лачугам, читая заклинания 776 , а при отце учил азбуке за ничтожную плату; что один из братьев его был сводник и жил с гетерой Леонтией; что учения Демокрита об атомах и Аристиппа о наслаждении он выдал за свои; что он не настоящий афинский гражданин (так пишут и Геродот в книге «О юности Эпикура», и Тимократ); что он подличал

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

9. Свт. Василий Великий : Важнее быть старцем по уму, чем иметь седину волос от действительной старости. 10. Ничем не отличается от младенца по возрасту тот, кто в мыслях младенчествует. 11. Свт. Григорий Богослов : Позорно, увядая возрастом, не «увядать» распущенностью. 12. И седина в чем-то назидается, и не всегда старость, как подобало бы, достоверно свидетельствует о благоразумии. 13. Свт. Иоанн Златоуст : Седина – не белизна волос, но добродетель души. 14. Не злословь юного, не хвали старого, ибо не в разнице возраста добродетель или порок, но в разнице образа мыслей. 15. Свт. Григорий Нисский : Юность большей частью и во всяком деле ненадежный советник, и нелегко преуспеть в чем-то серьезном тому, кто не приобрел седину в обретении навыка. 16. Филон: Истинная старость не в долгой, но в похвальной и совершенной жизни. 17. Евагрий: Почтенно в старости то, что прежде наступления старости стало доказательством трудолюбия; усердие в юности – залог того, чтобы стать почтенным в старости. 18. Душа расцветает в науке, когда пик телесных сил приходит к концу с ходом времени. 19. Преп. Нил: Поседевший волос вопиет и свидетельствует об отходе отсюда души. 20. Плутарх: Зимой нужен кров, а в старости – беспечальность. 21. Приятно, словно с усердным другом, стариться с ясным умом. 22. Призывал юношей иметь три вещи: в воле – благоразумие, в языке – сдержанность, на лице же – стыдливость. 23. Из Фаворина: Эратосфен Киренский называл цветущий возраст весной, зрелость – летом и осенью, старость – зимой. 24. Солон: Говорил, что старость – плохое прибежище, ибо всё к ней устремляется. 25. Диоген: Когда кто-то спросил: «Чем ты считаешь старость?», отвечал: «Зимой жизни». 26. Видя прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если это для живых – ты ошиблась; если же для мертвых – не мешкай!» 27. Александр: Александр, видя некоего старца, красящего волосы, сказал ему: «Не волосы крась, но колени» 24 . 28. Горгий, спрошенный о том, какой он вел образ жизни, что дожил до столь глубокой старости, ответил: «Ничего никогда для наслаждения не ел, не делал».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

10 Симеон Столпник. (356 –459) – христианский аскет. Родился недалеко от Антиохии в Сирии в бедной семье. В юности пас стада, затем ушел в монастырь. Положил начало новому виду подвижничества: поставил столб в 6 локтей высотой (приблизительно три метра) и, взойдя на него, постоянно пребывал в посте. Впоследствии он все более и более увеличивал высоту столба (до 40 локтей) и простоял на нем около 47 лет. По преданию, умертвив «воздержанием и труды страсти», Симеон силою обитавшей в нем благодати Божией исцелял болезни и предвидел будущее. «Одинокая молитва» – это образное выражение И.А. Ильина . 15 Диоген Синопский (ок. 404 – ок. 323 до н. э.) – древнегреческий философ. Практиковал крайний аскетизм. Современники называли его «сумасшедшим Сократом». По преданию, жил в бочке, подчеркивая этим ненужность удобного жилища, а на вопрос Александра Македонского, чего бы хотел Диоген от него, ответил: «Отойди, не загораживай мне солнца». 16 Эту цитату в известных источниках найти не удалось. Надо заметить, что И.А. Ильин в литературных приложениях к «Аксиомам религиозного опыта», где он дает аутентичные данные используемой им литературы, именно эту цитату Антония Великого приводит без указания источника (см.: Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – Т. 2. – С. 222). 17 См.: Пушкин А. С. Дар напрасный, дар случайный//Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 3. – Л., 1977. – С. 59. 19 Беркли Джордж (1685 –1753) – английский философ. Отвергал бытие материи как субстанции (основы всего) и признавал истинным существование только духовного бытия. 20 Мельгунов Юлий Николаевич (1846 –1893) – русский фольклорист, пианист. Его сборники – первый опыт воспроизведения многоголосной фактуры русских народных песен. 22 Андрей Юродивый (Тотемский) (1638 –1693) – русский святой, праведник. Родился под Вологдой в селении Усть-Тотемское. По смерти родителей ушел в г. Галич, где обрел приют у одного из иноков монастыря Воскресения Христова. Наставником его стал игумен обители Стефан. Каждое лето ходил по окрестным городам для поклонения святыням. После кончины Стефана перебрался в г. Тотьму, поселившись у церкви Воскресения Христова. Здесь он и прожил остаток жизни, днем юродствуя, а ночи проводя в молитве. Канонизирован Русской православной церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/poyu...

Далее символ константинопольского II вселенского собора, бывший доселе предметом спора в церкви, правда, спора, который обнаруживался не особенно ясно и шумно, является и теперь предметом разногласия на соборе халкидонском, но разногласия явного, прямого. Левая сторона стояла за символ Константинопольский, правая же исключительно признавала символ никейский и слышать не хотела о символе константинопольском. Когда перечитано было на соборе халкидонском исповедание веры, произнесенное Евтихием пред лицом собора Диоскорова 449 года, в котором (исповедавии) заключался только символ никейский, то один из членов левой стороны Диоген, епископ кизический, заявил, что неправильно произносить символ никейский без тех поправок и дополнений, какие сделаны к нему в Константинополе 381 года, и что без этих пояснений символ никейский неполон и несовершен. Значит, истинным выражением церковного христологического учения он считал не символ никейский, а константинопольский. Диоген говорил: я Евтихий коварно поставил на первом месте собор св. отцов, бывший в Никее, тогда как (собор константинопольский) принял прибавления ( προ θx ας) по причине нечестивого мнения Аполли- нария, Македония и подобных им, и именно в символе прибавлено: сшедшего и воплотившегося от Духа святаго и Марии Девы; это Евтихий опустил, как аполлипарист. И Аполлинарий принимает св. собор, бывший в Никее, но понимает Слова по собственному извращенному смыслу и избегает выражения: от Духа св. и Марии Девы. Св.отцы, жившие после, прояснили ( αφην αν) символ никейский 832 . Мы уже знаем, что Евтихий чуждался символа константинопольского; поэтому заявление Диогена составляет протест против исключитольного предпочтения символа никейского, какое господствовало в кругах александрийских. Евсевий, епископ дорилейский, по поводу того же исповедания Евтихиева заявлял на соборе халкидонском: Евтихий отрицал приписываемую ему мысль, что плоть Господа И. Христа с неба, но отказывался объяснить, откуда же она. Т. е. Евсевий укорял Евтихия в том, что он не признавал редакции символа константинопольского, в которой изъяснено, что Христос воплотился от Духа святого и Марии Девы 833 . Так смотрела на символ Константинопольский левая партия собора. Иных взглядов держалась правая сторона собора халкидонского. Епископы египетские и другие епископы, составлявшие с первыми одну и ту же группу, ревностно вооружались на соборе в Халкедоне против редакции символа константинопольского, усвояя церковный авторитет лишь символу Никейскому. Эти епископы вышеупомянутые слова Диогена встретили такими кликами, в которых выражалось их недоверие к символу константинонольскому: „Никто да не принимает ни прибавления, ни убавления; да хранится постановленное в Никее». И когда епископы левой стороны нашли эти заявления несправедливыми, епископы правой – снова восклицали: „прибавление ( προ θx ην) никто да не принимает; да хранится, что постановлено в Никее, да держится то, что от святого Духа» 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

С. 290 Творения Т. X. С. 346 1085. Диоген и Апостол Павел (сравнение) Беседа XXXV. Тот Синоплянин (Диоген), который без всякой нужды одевался в рубище и жил в бочке по тщеславию, удивлял многих, но пользы не принес никому. А Павел не делал ничего подобного, потому что не руководился честолюбием, но и одевался со всею благопристойностью, и жил всегда в доме, и давал даже плату за дом, в котором жил в Риме (см.: Деян. 28:30 ). Минь. Т. X. С. 302 Творения Т. X. С. 360 1086. Порок, по учению Апостола Павла, исполнен горечи, ведет к напастям Беседа XXXVI . Павел, когда хочет отклонить кого от чего-нибудь, то доказывает, что он терпит вред от того самого, к чему имеет пристрастие. Так, отклоняя богатых от любви к деньгам, он говорит, что богатство не только вредит, но и подвергает искушениям: хотящии богатитися, говорит, впадают в напасти ( 1Тим. 6:9 ). Так как богатство, по-видимому, избавляет от напастей, то он утверждает противное тому, что думали богатые... Так поступай и ты: отклоняй от удовольствий, показывая, что они исполнены горечи; отклоняй от тщеславия, показывая, что оно причиняет бесчестие. Минь. Т. X. С. 308 Творения Т. X. С. 368 1087. Искусство спора и прений Подлинно, кто хочет поколебать утвердившееся мнение и переменить его на противоположное, тот не должен тотчас высказывать противоположное; иначе он будет осмеян теми, которые предзаняты противоположным мнением; очень неожиданное не может быть принято вдруг без предварительной подготовки; наперед нужно иными доводами хорошо поколебать мнение других и тогда уже внушить им противоположное. Минь. Т. X. С. 309 Творения Т. X. С. 369 1088. Жизнь Церкви в первые века и теперь Ныне Церковь подобна жене, лишившейся прежнего богатства, сохраняющей во многих местах только знаки первоначального благоденствия и показывающей сундуки и лари от золотых сокровищ, а самого богатства не имеющей; такой жене уподобилась ныне Церковь . Говорю это, имея в виду не дарования, – не было бы слишком прискорбно, если бы было только это, – но и жизнь и добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Думаю, что у вас причин для беспокойства насчет состояния вашей психики нет. Нужно постоянно очищать свой ум от образов прошлого через участие в богослужении, Иисусову молитву и контроль над внешними впечатлениями, которые по ассоциации могут возрождать в душе прежние образы. Нужно следить за неожиданными выбросами из памяти в сознание прежних образов – слуховых и зрительных, которые могут слагаться в новые сатанинские мелодии и пленять душу. В этом отношении Иисусова молитва становится стражем у дверей сердца. При вашей работе обратите внимание на сходство рок-музыки с учением и практикой Раджниша. Прочитал у А. Дворкина про Раджниша. Сеансы «динамической медитации» гуру напомнили рок-концерты, а учение о человекобожии, о свободе как вседозволенности и о потакании страстям плюс перманентный протест – философию рок-музыки. Последняя оказывается схожей с оккультными практиками и учениями. Благодарю, что вы взялись за очень нужную в наше время проблему и можете писать об этом, имея профессиональные знания и личный опыт. Философия рок-музыки также созвучна с философией Сартра, это – экзистенциализм, умноженный на демонизм. Сартр – маньяк цинизма, но он не Диоген, мирно сидящий в бочке, а буйный Диоген, который бегает с горящим факелом и призывает к сожжению Афин. О новых переводах прп. Исаака Сирина Батюшка! взял 2-й том «Добротолюбия» и по Вашему совету вникаю в писания прп. Исихия, пресвитера Иерусалимского . А недавно довелось познакомиться со 2-м томом Исаака Сирина в переводе епископа Илариона (Алфеева) . Знакомы ли Вы с этой книгой? И каково Ваше мнение? Владыка Иларион в одном из интервью заранее отметает все сомнения в подлинности текстов, говоря, что сомневаться могут только те, кто не видел и не изучал рукописей. Лично мне не понравился перевод. Осовремененный, он кажется по сравнению с 1-м томом вульгарным. Нет возвышенности и аристократизма. В течение почти полутора тысяч лет православный мир ничего не знал о сочинениях, приписываемых преподобному Исааку Сирину , которые были найдены в недавнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010