Иоанн Злат. «Беседа 4 на слова прор. Исаии: «видех Господа» ( Ис. 6:1 ). Его же «Беседа 3 на надп. Деян. апост.»). 6. Знаменательный сон На Петроостровских Хуторах, Херсонской губернии, Елисаветградского у., Акимовской волости, проживает отставной солдат Андрей Шкумат. Жена его Лукия Михайловна – женщина не старая (39 л.) – была увлечена штундою 33 , и несколько раз посещала собрания штундистов, на которых вожак, он же и пресвитер, Меркурий Литвиненко очень убедительно уговаривал Лукию окончательно порвать связь с православною церковью и перейти в штунду. Лукия долго колебалась: беседы и общее пение на собраниях ее влекли в штунду, и, в то же время, какая-то невидимая сила удерживала ее от этого решительного шага. Наконец после одного, довольно многолюдного собрания штундистов, на котором Лукия тоже присутствовала, она, поддавшись убедительным речам Литвиненко, порешила стать штундовкой. В следующую ночь Лукия видит такой сон: в избу, где она лежала на постели, вдруг входят два человека: один – хорошо известный ей вожак Петроостровских штундистов Меркурий Литвиненко, а другой громаднейшего роста – совсем ей незнакомый. Присматриваясь к незнакомцу, Лукия ужаснулась, заметив у него совершенно черный цвет (как сажа, по ее выражению) и страшное – зверское выражение лица. Войдя в избу, посетители остановились у порога, злобно посмотрели на св. иконы, а затем Литвиненко, у которого выражение лица было серьезно-сосредоточенное, не говоря ни слова, взглядом и пальцем указал своему товарищу на Лукию. Последний приблизился к ней и, не говоря ни слова, начал налагать на нее свою печать, – печатал лице, грудь, руки и всё тело. Где этот странный незнакомец ни прикоснется печатью, – Лукия чувствует на том месте сильную боль. Долго Лукия терпела эту муку, и от страха не могла пошевелиться: а незнакомец всё продолжал свою работу, товарищ же его, как солдат на часах, стоит у порога и глаз не спускает с Лукии. Наконец Лукия, собравшись с силами, вскрикнула и проснулась. На другой день она разсказала о своем необыкновенном сне соседям, причем говорила, что будто бы те места на ее теле, на которых наложена была незнакомцем печать, и на другой день сильно болели. В следующее воскресение Лукия была в церкви, исповедывалась и приобщалась св. таин и на штундовские собрания больше уже не ходит («Мис. обозр.» 1897 г. май). 7. Житейское море 34

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Наследство свое я поместила в хорошем месте, — ответила ему Лукия, — и никогда не позволяла себе принимать растлителей души и тела. Пасхазий спросил: — А кого ты называешь растлителями души и тела? Лукия отвечала: — Вы — растлители души, о которых Апостол говорит: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33): вы внушаете душам людей прелюбодеяние [ 6 ], — дабы они, оставив Небесного Жениха, т. е. Создателя своего, последовали диаволу чрез служение бессильным и бездушным идолам. А растлители тела суть те, которые временные удовольствия предпочли вечному блаженству и преходящие наслаждения ставят выше радостей бесконечных. Пасхазий сказал: — Твои разглагольствования прекратятся и замолкнут, когда дело дойдет до истязаний и ран. Лукия отвечала: — Слова Божии не умолкнут никогда. — Да разве ты — Бог? — возразил Пасхазий. — Я — раба Божия, сказала Лукия, и потому говорила Божии слова, как и Сам Он сказал: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20). Пасхазий сказал: — Так неужели и в тебе Дух Святой и не Он ли говорит чрез тебя? Лукия отвечала: — Апостол говорит, что ведущие чистую жизнь суть храмы Божии и Дух Божий живет в них (1 Кор.3:16). Пасхазий сказал: — Так вот я прикажу отвести тебя в непотребный дом, чтобы Дух Божий отступил от тебя, когда ты будешь осквернена. — Без произволения Духа никогда не может быть осквернено тело, — отвечала Лукия: если даже ты положишь мне на руку фимиам и насильно бросишь его сею рукою на идольский жертвенник, то Бог только посмеется тебе при виде сего, ибо Он осуждает нас за помыслы и произвольные деяния, а не за действия, которые нас другие принуждают делать насильно; и насильственное лишение девства Он только попускает, как попускает искушения, разбой, язычество. Посему, если ты и прикажешь надругаться надо мною, то этим только увеличишь награду за мою чистоту. — Я велю до смерти бесчестить тебя, — сказал Пасхазий, — если ты не послушаешься царского повеления. Лукия отвечала: — Я уже сказала тебе, что мою волю ты никогда не склонишь к согласию на грех; всё, что ты можешь сделать с моим телом, — всё это презирает раба Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Рассуждение Подавать милостыню из того, что нужно самому, – вот настоящая милостыня. Не грешить тогда, когда все обстоятельства сильно понуждают тебя к греху, – вот ценность [подвига] пред Богом. Когда святая Лукия увидела свою дотоле больную, а теперь чудесно исцеленную мать, то предложила ей употребить свое состояние на милостыню бедным и страждущим. На это мать ей ответила, что не хочет расставаться с нажитым имуществом до своей смерти, но соглашается на то, чтобы по ее кончине Лукия распорядилась им, как ей заблагорассудится. «Сначала покрой мои глаза землей, – сказала мать, – а затем поступай с имением, как желаешь». Лукия ей ответила: «Не слишком угоден Богу человек, подающий ему то, что не может понести с собой (в могилу) и что ему самому не нужно. Но если хочешь совершить богоугодное дело, то подай Ему то, в чем сама имеешь нужду. По смерти же никаких потребностей у тебя не будет, – и именно тогда предлагаешь ты Ему то, что не можешь с собой унести. Но пока ты жива и здорова, подай Христу то, что у тебя есть; и всё, что ты предназначила для меня, немедленно начни отдавать Ему». Добрая мать мудрой дочери с этим согласилась. Когда мучитель Пасхазий принуждал сию святую девушку к плотскому греху, Лукия даже в мыслях не могла на это согласиться. Тогда пригрозил он ей, что его люди насильно ее обесчестят, сказав ей с усмешкой: «Когда ты будешь осквернена, покинет тебя Дух Святой». На это благодатная Лукия ответила: «Никогда нельзя осквернить тело без соизволения ума». И отправилась святая Лукия на смерть, предварительно раздав все свое имущество и не опорочив своего юного и чистого тела. Созерцание Да созерцаю исполнение слов Ноя над его потомством (Быт. гл 9), а именно: 1) как Иафетиды (белая раса) распространились по всему свету; 2) как вселились они в шатры Симовы, то есть в Церковь , в духовный шатер Христов, имевший свое начало в семитах, евреях; 3) как хамитские племена до сего для остались в подчиненном положении. Проповедь об Исааке Явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Диоген с войском, собравшимся к нему после освобождения его из плена, с греками, вместе с ним освобожденными, в сопровождении султанских послов, двинулся от Манцикерта на запад, по направлению к Византии. Проходя через фему Колонию, он должен был перенести грустный, особенно при тогдашних обстоятельствах, факт измены одного из приближенных военачальников, проедра Павла, который, узнав об указах, разосланных Евдокией, оставил Диогена и бежал в столицу. Пройдя Колонию, Диоген вступил в фему Армениак. Когда он находился в городе Амасии, 859 получено было известие, что Михаил, избранный императором, выслал против него войско под начальством своего двоюродного брата, Константина Дуки, младшего сына кесаря Иоанна. Диоген продвинулся еще несколько по дороге из Амасии к Константинополю, дошел до крепости Докии 860 и расположился в ней лагерем. Здесь его нашел протопроедр Константин Дука, который и раскинул свой лагерь около Докии. Скоро силы обоих противников получили подкрепление: к Диогену прибыло много норманнов, а также из его родины, Каппадокии, много стратиотов под предводительством проедра Феодора Алиата; в свою очередь, на помощь Константину прибыл отправленный Диогеном в ссылку за возмущение и теперь возвращенный и обласканный Михаилом норманн Криспин со значительным отрядом норманнов. После нескольких нерешительных стычек Диоген постановил перейти с войском в Каппадокию, но при выходе из Докии произошла более решительная битва, главным образом между Криспином с одной и Алиатом с другой стороны. Войско Алиата было обращено в бегство, сам он взят в плен и ослеплен. Огорченный Диоген отправился с остатками армии в Каппадокию, засел в крепости Тиропии и стал принимать меры к увеличению своих военных сил. Скоро явилась к нему подмога. Армянин Качатур, которого Диоген сделал катепаном Антиохии, явился к нему с войском и деньгами. Так как наступала зима, то Качатур рекомендовал Диогену отправиться на квартиры в более безопасное место, а именно в Киликию, со всех сторон огражденную горами Тавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Львова Сила Святых Даров Во времена язычества в Греции, в городе Илиополе, был правитель, по имени Диоген, жестокий гонитель тех граждан, которые не хотели кланяться идолам. Он намеревался вступить в супружество с Геласией, дочерью финикийского царя Аврелиана. Но Аврелиан, просветившись Святым Крещением, не захотел отдать свою дочь за язычника. Вскоре Аврелиан умер, и Геласия, опасаясь, чтобы Диоген силой не захватил ее, ушла из дома и скрылась в монастыре, настоятельницей которого была преподобная Евдокия. Но Диоген узнал об этом и послал пятьдесят воинов взять Евдокию и представить ему для наказания. Господь явился ей во сне и сказал: «Евдокия, будь тверда в вере, ибо наступает время для тебя исповедать Мое имя, тебе готовится подвиг, на который иди со спокойной душой. Я буду с тобой и буду помогать тебе». В это время послышался шум в стенах монастыря: то были воины Диогена. Преподобная, выйдя к ним навстречу, спросила, что им нужно. Солдаты бросились на нее и грубо потребовали, чтобы она указала им на Геласию. Обещаясь выдать девушку, преподобная Евдокия поспешила в храм, взяла там ковчежец со Святыми Дарами, скрыла его у себя на груди и, придя снова к воинам, сказала: «Я и есть Геласия, берите меня». Преподобная тотчас же была взята, приведена в Илиополь и заключена в тюрьму. Скоро по приказанию Диогена Евдокию привели на суд и приговорили к тяжким мучениям. Когда воины стали раздевать преподобную Евдокию, у нее выпал ковчежец со Святыми Дарами. Солдаты подняли его и подали правителю. Когда Диоген протянул руку, чтобы взять его, из ковчега появился огонь, в один миг объявший пламенем слуг. Он опалил левое плечо правителя. Диоген, вместо того чтобы познать и прославить Истинного Бога, стал взывать о помощи к боготворимому им солнцу. – Ты, – молился он, – наказываешь меня за то, что я медлю умертвить эту волшебницу, исцели меня, и я сейчас же предам ее лютой смерти. Не успел Диоген окончить эти слова, как вдруг сошел на него в виде молнии новый огонь и так опалил его, что он тотчас же умер.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Св. мученика Ореста хотели положить на разжженный одр; но он устрашился и просил у св. муч. Евстратия подкрепления. Евстратий сказал: «не бойся, – видение наводит страх и муку, а телом болезни ты не почувствуешь, если только с упованием взойдешь. Сам Бог при нас – помощник и защититель». Когда определено было св. Евстратия сжечь, он стал молиться: «величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое и пр.“ (Молитву эту читают в субботу на полунощнице.) Святые сами пекутся о своих церквах и монастырях Был монастырь пред вратами Константинополя, называемый Олимп. Однажды в нем не стало припасов пищи. Монахи молились и были в скорби. Вдруг приходят по очереди послы от царя, царицы и патриарха с провизиею; послов спросили о имени; это были: Авксентий, Евгений и Мардарий, во имя которых построен монастырь; после прочтения псалтиря, по порядку и обычаю следовало прочесть историю о страдании мучеников; но монахи хотели оставить это по причине отсутствия богомольцев. Один из послов сказал: «я прочту» – и стал читать и, дочитавши до того, как св. Евстратий был обут в железные сапоги, ударил жезлом о пол и возросло дерево. Стоящие сзади сказали: «ради себя ты это сделал, Евстратие?» «Нет, малы мои страдания в сравнении с вознаграждением Божиим». – и стали все невидимы. Св. муч. Лукия Вера одного помогает другому Мать мученицы Лукии страдала кровотечением. Однажды мать и дочь пришли поклониться мощам св. мученицы Агафии. Лукия посоветовала матери прикоснуться для исцеления с верою ко гробу мученицы. Мать сделала это. Между тем, Лукия, после молитвы, уснула и увидела во сне св. мученицу Агафию, которая ей сказала: «зачем ты, Лукия, просишь меня о том, что сама можешь подать, ибо вера твоя помогает матери, – и она здорова». Сила Божия непреодолима Когда влекли Лукию в непотребный дом, Дух Божий дал ей такую тяжесть, что ее стоящую не могли сдвинуть с места никакие силы человеческие. Бог не дает смерти неприобщившемуся св. Таин Св. мученица Лукия, не быв опалена огнем, была поражена мечем в гортань, но была жива, пока не пришел священник и не приобщил ее святых Таин. 14. Св. муч. Фирс, Левкий и другие

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Лукии Память 13 декабря Когда слава святой мученицы Агафии распространилась по всей Сицилии и жители Сиракуз 8381 стекались в Катану 8382 на поклонение святому гробу мученицы, случилось одной девице, по имени Лукии, благородного происхождения и пользовавшейся уважением у всех сиракузян, пойти на праздник вместе с другими и с матерью своею Евтихиею, которая страдала кровотечением уже четыре года и не могла исцелиться никаким врачебным средством. Во время совершения церковной службы при гробе мученицы читалось то Евангелие, в котором воспоминается кровоточивая женщина, исцелившаяся от прикосновения к краю одежды Христовой. Во время чтения Евангелия Лукия сказала своей матери: – Если ты веришь, матушка, тому, что читается: то верь и тому, что святая Агафия, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье Имя она пострадала. Итак, прикоснись ко гробу ее с верою, и ты исцелишься. Когда, по окончании церковной службы, народ разошелся, мать с дочерью пали пред гробом святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились они, и, наконец, Лукия уснула и во сне увидела святую мученицу Агафию посреди Ангелов, украшенную драгоценными камнями. Она сказала Лукии: – Сестра моя Лукия, дева Господня! Зачем просишь ты от меня того, что сама можешь подать сейчас же? Твоя вера приносит помощь твоей матери и она уже здорова. И как мною славится город Катана, так тобою будут красоваться Сиракузы, ибо ты в своем девстве уготовала Христу благоугодное жилище. Лукия тотчас пробудилась, в трепете встала и сказала матери: – Матушка, матушка! Ты исцелилась! Умоляю же тебя именем той святой, которая исцелила тебя своими молитвами: не напоминай мне больше никогда о женихе (она уже была обручена) и не желай видеть смертного плода от моего грешного тела; но всё, что ты назначила дать мне, для выхода замуж за смертного человека, отдай мне, чтобы идти к Бессмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего девства. Мать отвечала ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Если ты веришь, матушка, тому, что читается: то верь и тому, что святая Агафия, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье Имя она пострадала. Итак, прикоснись ко гробу ее с верою, и ты исцелишься. Когда, по окончании церковной службы, народ разошелся, мать с дочерью пали пред гробом святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились они, и, наконец, Лукия уснула и во сне увидела святую мученицу Агафию посреди Ангелов, украшенную драгоценными камнями. Она сказала Лукии: — Сестра моя Лукия, дева Господня! Зачем просишь ты от меня того, что сама можешь подать сейчас же? Твоя вера приносит помощь твоей матери и она уже здорова. И как мною славится город Катана, так тобою будут красоваться Сиракузы, ибо ты в своем девстве уготовала Христу благоугодное жилище. Лукия тотчас пробудилась, в трепете встала и сказала матери: — Матушка, матушка! Ты исцелилась! Умоляю же тебя именем той святой, которая исцелила тебя своими молитвами: не напоминай мне больше никогда о женихе (она уже была обручена) и не желай видеть смертного плода от моего грешного тела; но всё, что ты назначила дать мне, для выхода замуж за смертного человека, отдай мне, чтобы идти к Бессмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего девства. Мать отвечала ей: — Заботливо охраняя всё, что осталось от твоего отца в течение девяти лет, я скорее увеличила, чем уменьшила твое наследство; а что приобрела сама и еще могу приобрести, всё это так же в твоем распоряжении. Но похорони сначала меня, и тогда уже поступай со всем имением, как тебе угодно. — Послушай, матушка, моего совета, сказала ей Лукия: не особенно угоден Богу — отдающий Ему то, чего не может унести с собою или употребить в свою пользу. Но если ты хочешь совершить дело действительно угодное Богу, то отдай Ему то, что можешь употребить для себя. Когда ты будешь умирать, тебе уже не будет нужно ничего из земного, и то, что ты имеешь дать тогда, уже не в силах будешь унести того с собою: посему пока ты жива и здорова, отдай Христу свое имения и все, что хотела дать мне, начни теперь же отдавать Ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

402 Отправляясь во второй свой поход, Роман Диоген выступил из Константинополя, «не дожидаясь пасхальных дней» 1069 г. Несмотря на обещание, Пселл так и не рассказывает, по каким причинам Роман Диоген вынудил его идти вместе с ним. Можно предполагать, что царь не хотел оставлять в столице опасного и недоброжелательного царедворца. Впрочем, Пселл дошел с войском только до Кесарии, откуда вернулся назад в Константинополь. 403 Во время второй кампании Роман Диоген дошел с войском до Месопотамии, решительной победы нигде не одержал и к концу 1069 г. возвратился в столицу. 406 Пселл, скорее всего, имеет в виду военный совет, о котором рассказывает Никифор Вриенний (Вриенний, 35). На совете стоял вопрос о том, следует ли войску продолжать движение или остаться на месте и отражать натиск сельджуков. Мнения участников разделились, но в конце концов Роман «по совету льстецов» решил двигаться дальше. 408 Обвинения Романа Диогена в невежестве в военном деле, конечно, продиктованы ненавистью писателя к императору. Тем не менее Роман действительно отделил от основных сил значительный отряд своего войска под командованием Иосифа Тарханиота, который, натолкнувшись на сельджукское войско, бежал в Мелитину (Вриенний, 37). 409 Так скороговоркой повествует Пселл о битве византийцев с сельджукским войском Алп-Арслана при Манцикерте (19 августа 1071 г.). Сведения различных авторов о ходе сражения расходятся (помимо византийских, об этом сражении сохранились сообщения у арабских и армянских историков). Роман Диоген пал жертвой предательства. Арьергард его войска, которым командовал Андроник Дука (сын кесаря Иоанна), обратился в неожиданное бегство, что привело к поражению всей армии. Разгром византийцев при Манцикерте открыл сельджукам путь в Малую Азию, что в конце концов поставило империю на грань катастрофы. 410 Кесарь Иоанн Дука был выслан Романом из столицы и жил в своем вифинском имении. От этого периода сохранилось одно письмо кесарю Пселла, в котором писатель, утешая Иоанна, говорит о том, что императрица сохранила к нему доброе расположение,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Но недолго он там оставался: к празднику Рождества Христова 1067 г. он был вызван в столицу и в самый день праздника, во время великого выхода императрицы и ее детей в храм Св. Софии, возведен в магистры и назначен стратилатом. 829 Вызов Диогена показывает, что в пользу его происходила какая-то агитация и что были при дворе влиятельные лица, по расчетам которых необходимо было, чтобы Диоген находился налицо. Евдокия к тому времени уже решилась вступить во второй брак; предстояло только выбрать мужа. Некоторые предлагали магистра Никифора Вотаниата, управлявшего тогда Антиохией, но были голоса и за Романа Диогена, а именно его сторону держал кто-то из влиятельных сенаторов. Диоген был предпочтен по двум причинам: во-первых, он был налицо, в столице, во-вторых, у него не было жены, так как первая жена его к тому времени умерла. 830 Но партия, не допускавшая самой мысли о выходе Евдокии за кого бы то ни было замуж, во главе ее Пселл и кесарь Иоанн, не хотела уступить до последней минуты. Оставалось одно средство: сломить упорство представителей этой партии неожиданностью и фактом. Вечером 31 декабря Роман Диоген был тайно введен во дворец с ведома царицы; между тем приглашен Пселл, и Евдокия начала с ним речь о том, что государство страдает от частых войн и варварских разорений, что необходимо подумать о царе, который бы помог в беде. Пселл заметил, что это дело серьезное, требующее обсуждения. Евдокия улыбнулась в ответ и просила не обременять себя лишними заботами, так как другие позаботились уже и ею избран Роман Диоген. Когда смущенный Пселл обещал завтра присоединиться к этому решению, Евдокия потребовала у него этого не завтра, а сегодня, а именно обратилась за его содействием для убеждения старшего сына, Михаила. Но для убеждения Михаила труда не потребовалось. Когда мать объяснила ему, для чего и на каких условиях возводится на престол его отчим, Михаил подошел к Роману Диогену и радушно его приветствовал. Позван был также кесарь Иоанн, который, ввиду совершившегося факта, оказал большое благоразумие, признал Диогена царем и «едва не пел брачной песни и не подносил брачных чаш».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010