(1039 – 1072, имп. в 1068 – 1071) Роман, сын Константина Диогена (см. «Роман III”), был вестархом и ду-кой Сердики. После смерти Константина X Дуки организовал заговор, его судили и приговорили к смерти, но на личном свидании с императрицей Евдокией Диоген настолько поразил ее мужественным видом и красотой, что василиса заменила ему казнь ссылкой на родину – в Каппадокию. Зимой 1067 г. военные, будучи не в силах наблюдать полный развал армии, через патриарха Ксифилина убедили Евдокию избрать себе нового супруга, способного хоть как-то изменить сложившееся положение. Выбор Макремволитисы остановился на ссыльном Романе. Так как гражданская партия (прежде всего Пселл и кесарь Иоанн Дука), боясь потерять влияние, и слышать не хотела о новом василевсе, Роман прибыл во дворец тайно, и Евдокия объявила о задуманном за день до венчания. Ничем воспрепятствовать оппозиция уже не смогла, Пселлу и Дуке оставалось лишь разыгрывать радость. Роман IV поклялся действовать в интересах своих малолетних соправителей (Михаила VII u ero братьев). Обретя престол (коронация состоялась 1 января 1068 г.), Роман IV Диоген возродил мероприятия своего деятельного «военного» предшественника Исаака I Комнина. Чтобы успешно противостоять могуществу крупных землевладельцев, он в первую очередь расширял императорский домен – политика, которую вынуждены были применять тогда многие государи. Император был человек решительный и самостоятельный – вплоть до того, что сам назначал епископов. Оппозицию членов синклита он обуздал, первый ее вождь – кесарь Иоанн Дука – удалился в Вифинию, а игравший прежде немалую роль Пселл впал при Диогене в немилость. В ответ обиженные царедворцы обливали василевса грязью, распространяя слухи о якобы готовящемся ослеплении Дук, жестоком обращении Романа с Евдокией, его глупости и непомерном чванстве. Лично Пселл приложил немало усилий, чтобы поссорить Макремволитису с мужем. Несмотря на противодействие, Роман IV упорно держался своей жесткой политики в отношении дворцовой знати, опираясь на слои военной аристократии. Львиная доля расходов казны приходилась теперь на армию. Василевс жаждал взять реванш у внешних врагов – норманнов и прежде всего турок, набеги которых с каждым годом становились все более разорительными и наглыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «он коварно поставил напереди собор св. отец, бывший в Никее; ибо (собор) принял прибавления святых отцов по причине нечестивого мнения Аполлинария, Валентина, Македония и подобных им, и (именно) в символе святых отцов прибавлено: сшедшего и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы; это Евтихий опустил, как аполлинарист. И Аполлинарий принимает Святой собор, бывший в Никее, но принимает слова по собственному извращенному смыслу и избегает выражения: от Духа Святого и Марии Девы, чтобы совершенно не исповедать единения плоти. Святые отцы, жившие после того, выражение: воплотившегося, употребленное святыми отцами никейскими, объяснили следующими словами: от Духа Святого и Марии Девы“. Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «никто да не принимает ни прибавления, ни убавления; да хранится постановленное в Никее; православный император так повелел». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «это сказал Евтихий». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «прибавления никто да не принимает; да хранится то, что постановлено отцами в Никее, да держится то, что от Святого Духа». – Константин, благоверный магистриан и секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка: 91 «Всех святых отцов я, подобно вашей святости, почитал православными и верными, и полагал их своими учителями, анафематствуя Манеса, Валентина, Аноллинария, Нестория и всех еретиков, даже до Симона волхва, и тех, которые говорят, что плоть Господа и Бога нашего Иисуса Христа низошла с неба». 92 При чтении этого, Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «он избегнул выражения: с небес, а не прибавил – откуда». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «клянусь вашею святостию, мы спрашивали его, говоря: господин Евтихий, откуда же? скажи; но он не сдался». Василий, почтеннейший епископ селевкийский, сказал: «мы спрашивали (его) тогда, как помнится, с господином Евсевием и Созоном филиппийским, чтобы он объяснил образ воплощения и вочеловечения, если он признает Бога Слово по восприятию плоти сделавшимся человеком; (нам) приказали оставить это без исследования и не приняли нашего обвинения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Их повлекли, не смотря на то, что Феодор от изнурения едва мог двигаться, и на ночь забивали им ноги в колодки. Через немного дней они достигли Смирны и были переданы смирнскому митрополиту-иконоборцу, который заключил их в ограде митрополии на хлеб и воду с лишением иметь сообщение с людьми. Имп. Лев еще раз прислал сюда Анастасия Мартинаки (τν Μαρτινκιν) бичевать Феодора ремнями (§ 44). Между тем тамошний (Смирнский) стратиг Варда, свояк и единомысленник царя, заболел, прибыл в митрополию и лежал в постели. Один из чиновников его, благородный иконопочитатель Диоген, пожелал видеть Феодора и беседовал с ним через отверстие заключения; на замечание его о болезни Варды Феодор сказал: «скажи господину своему следующее: посмотри, что ты должен делать, когда, может быть, находишься при конце жизни, и помощника или избавителя нет; вспомни о том, что делал ты в благополучное время власти своей с исповедниками Христовыми и особенно с моею обителью; и приснопамятного Фаддея ты сам, жестоко избив ремнями, предал смерти» (§ 45). Диоген стал молить Феодора о помиловании, и узник послал больному икону Богоматери, заповедав поклониться ей, просить молитв Фаддея и затем надеяться, что ему будет лучше; а сам он всю ночь молился о нем Богу. Варда выздоровел, но он как бы для восстановления совершенного здоровья стал пользоваться елеем, благословенным иконоборческим епископом. Феодор предсказал ему возвращение болезни, Варда расхворался и умер. В Смирне Феодор пробыл 20 месяцев (май 819 – декабрь 821 г.); среди учеников его здесь были Навкратий, пресвитер Дорофей, Виссарион, Иаков, Домитиан, Тифой (Τιθεις), Тимофей и Евфимий, которые также испытали на себе бичи (§ 46). Бог вспомнил о воздыханиях узников и наказал виновника бед за преступления, определив так, что он лишился жизни от убийственного меча в том самом месте, где унижал божественное Воплощение Еммануила (§ 47). Когда таким образом этот властитель был убит ночью в одной из церквей дворца (24 декабря 820 года), то умертвивший его Михаил принял скипетр царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Итак, истина, брат мой, заключается в том, что Божественное всемогущество совершит и чудо воскресения мертвых тел и, несмотря на постоянный круговорот и смену элементов, наша личность как таковая, то есть душа, сохраняется живой, невредимой и бессмертной. А всесильная Премудрость Божья снова соткет для нас из существующих элементов новую сияющую одежду – нетленное и вечное тело. 982 Более правильным был бы термин ««трансвоплощение», поскольку, по этим представлениям, душа каждый раз входит в новые тела. Речь идет не об «»инанимации» или «трансанимации», а о «трансвоплощении» или перевоплощении – воплощении души в иное тело. 983 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων τς πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. (нет указания страниц, ориг.стр.442). 985 «Серьезный» философ Эмпедокл говорил, что, благодаря перевоплощению, он уже перебывал ранее женщиной, кустом и рыбой! Святитель Василий Великий имеет в виду то, что писал об Эмпедокле Диоген Лаэртский: «... Душа ... облекается в различные виды животных и растений; вот его слова: Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то, Был и кустом, был и птицей, и рыбой морскою...» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 8. Ст. 77. М., 1979. С. 354). 987 Свт. Григорий Богослов . Сл. 27 (1-е о богословии)/Собр. творений: В 2-х т. Т. 1. С. 391: «Рази Платоновы идеи преселения и круговращения наших душ, припамятование». «Преселения» – это внедрения душ из одного тела в другое, «круговращения» – это переходы душ от одного тела к другому. «Также, согласно тому же Платону, наши души будут часто вспоминать, где они находились в своей предыдущей жизни, например, некто вспоминает, что прежде чем стать человеком, он был овцой или прежде чем стать Платоном, он был Ганимедом! (Федон). Это Платон называл «воспоминанием». 990 «Православная Церковь не признает и отвергает любые учения об очистительных страданиях, которые якобы должны удовлетворить Божественное Правосудие и которые распространяются на души» ввергая их в невещественное очистительное пламя... Православная Церковь отвергает также так называемую (римо-католиками) «страждущую» Церковь душ, находящихся в чистилище» (Ι.N. Карμιρη. «Ορθδοξος »κκλησιολογα. " Αθναι, 1973. Σ. 795).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Григорий Нисский 2006 – Свт. Григорий Нисский , Догматические сочинения, в 2 т., Краснодар, 2006. Диоген Лаэртский 1986 – Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. с греч. М. Л. Гаспарова, Москва, 1986. Дионисий Ареопагит , Максим Исповедник 2002 – Дионисий Ареопагит ; Максим Исповедник , Сочинения; Толкования, пер. под ред. Г. М. Прохорова, Санкт-Петербург, 2002. Деяния 1996 – Деяния Вселенских Соборов, в 4 т., Санкт-Петербург, 1996. Иоанн Дамаскин 2002 – Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Источник знания, пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова , А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды , Москва, 2002. Иоанн Златоуст – Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в 12 т., Санкт-Петербург, 1895– 1906. Леонтий Византийский 2006 – Леонтий Византийский : Сборник исследований, под ред. А. Р. Фокина , Москва, 2006. Немесий Эмесский 1996 – Немесий Эмесский , О природе человека, пер. с греч. Ф. С. Владимирского, Москва, 1996. Полемические сочинения 2011 – Полемические сочинения; Леонтий Иерусалимский , Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский , сост., предисл., научн. ред. Г. И. Беневича, пер. Г. И. Беневича, Д. А. Черноглазова и Ф. Г. Беневича, Краснодар, 2011 (Византийская философия 7). Факрасис 2009 – Георгий Факрасис, Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров, пер. с греч. Д. А. Поспелова; отв. ред. Д. С. Бирюков, Святая гора Афон–Москва, 2009 (Smaragdos Philocalias). Феодор Раифский 2003 – Пресвитер Феодор Раифский. Предуготовление, в Анастасий Синаит 2003, с. 369–458. Ямвлих 2004 – Ямвлих, О египетских мистериях, Москва, 2004. Apollinare e altri 1978 – Apollinare, Epiphanio, Gregorio di Nazianio, Gregorio di Nissa e altri, Milan, 1978. John Philoponus 2001 – Lang U. M., John Philoponus and the Controversies over Chalcedon in the Sixth Century: A Study and Translation of the Arbiter, Leuven, 2001. Lib. Pont. – Le Liber Pontificalis, ed. L. Duchesne, 2 vols., Paris, 1886–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

426 Роман Диоген не только рассчитывал на своих союзников-сельджуков, но и тщетно пытался привлечь на свою сторону и Крепина (Вриенний, 54). 428 Остров Проти – один из Принцевых островов (традиционное место ссылки в Византии) у азиатского берега Мраморного моря. 429 Роман Диоген был ослеплен в Котиее. Палач оказался очень неумелым и должен был четыре раза запускать раскаленное железо в глаза царю. Пселл повествует об этом эпизоде с явным смущением и при этом всячески старается выгородить Михаила VII. Напротив, Атталиат полностью возлагает вину за эту акцию на царя Михаила и отпускает по этому поводу несколько гневных тирад (Аттал., 175 сл.). Пселл, который, несомненно, несет долю ответственности за жестокую казнь, счел возможным отправить ослепленному монарху утешительное послание, где сулил ему царство небесное и всячески обелял царя Михаила VII. П. Безобразов называет это письмо «нахальным издевательством над умирающим несчастливцем» (Безобразов П. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл . М., 1890, с. 116). 430 «Платы и выдачи» (греч. syntaxeis kai pritaneia). Имеются в виду, видимо, денежные выплаты и натуральные выдачи, которые в большом количестве производила византийская казна. 431 Период правления Михаила VII – время значительного обесценивания и ухудшения качества золотой монеты. 432 Зевгма и эмфаза – понятия средневековой грамматики и риторики. Зевгма – подчинение одному члену предложения нескольких других, из которых грамматически согласуется с ним только один. Эмфаза – особая подчеркнутость какой-то мысли. 433 Иносказания или аллегорические толкования (естественно, в христианском духе) античных мифов, живописных изображений и т.п., принадлежали к излюбленным занятиям византийских философов и риторов. Несколько таких аллегорий принадлежат перу Пселла. 434 Константин Х Дука назначил Пселла наставником наследника престола Михаила. Плодом этой деятельности писателя явилось большое число сочинений, посвященных самым разным наукам, в том числе истории, философии, богословию, филологии и др., непосредственно адресованных Михаилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

пер. Г.А. Тароняна 15. Плутарх (ок. 46–после 120 гг. н. э.) греческий писатель, автор многочисленных сочинений на разные темы («Моралии» и «Сравнительные жизнеописания») а) Наставления относительно здоровья 20, 133В (...)А у ученых людей много прекрасных воззрений и приятных отвлечений – иначе они не могли бы за трапезой подавлять собачью и звериную алчность аппетита. Что касается слов учителей борьбы и речей учителей гимнастики, говорящих всегда, что ведение ученых бесед за обедом портит пищу и отяжеляет голову, то этого следует опасаться тогда, когда мы во время обеда намерены разбирать «Инда» или рассуждать о «Господствующем» 414 . (...) б) Об удаче или доблести Александра Ч. I, 5 Б, 328С (По словам и делам Александра Македонского Плутарх признает его философом, и говорит, что он в обучении и воспитании учеников, т. е. завоеванных им народов, преуспел больше, чем профессиональные философы, и приводит примеры) (...) Какая это поразительная философия, благодаря которой инды поклоняются эллинским богам, скифы хоронят умерших, не поедают их! (...) Ч. I, 10, 332 А–В (Плутарх по-своему интерпретирует слова Александра по поводу Диогена-киника: «Если бы я не был Александром, то был бы Диогеном». Говорит Александр:) «(...) Однако прости, Диоген, я подражаю Гераклу, соревнуюсь с Персеем и, идя по стопам Диониса, бога родоначальника и праотца, хочу, чтобы опять в Индии эллины, побеждая, стали устраивать хороводы и напомнили горным и диким жителям за Кавказом 415 о вакханалиях. Говорят, что и там есть какие-то святые и живущие по своим законам мужи, закаленные в суровой и нагой мудрости 416 , посвящающие все свое время богу, живущие проще Диогена, ничуть не нуждающиеся в суме: они ведь не запасаются пищей, имея ее от земли свежей всегда и новой, а питье струят реки; листья, падающие с деревьев, и трава земли служат им ложем. Благодаря мне и они узнают о Диогене и Диоген о них. (...)» в) Александр (Александр Македонский в Индии) (59) (...) Так как самые воинственные из индов, служа наемниками, ходили в города, мужественно защищая их, и причиняли Александру много вреда, он, заключив с ними мир, настиг их в пути, когда они уходили, и всех перебил. И это лежит пятном на его военных делах, тогда как во всех остальных случаях он воевал, как принято, и как пристало царю 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Адриан (117–138), наследник Траяна, был строгим приверженцем язычества. Он отправил в Илиополь в качестве наместника человека по имени Диоген, известного своей жестокостью. Диоген, когда-то обрученный с Геласией, был сильно разгневан на Евдокию за то, что невеста нарушила данное ему обещание. Едва вступив в должность, он отправил пятьдесят человек, чтобы схватить святую. Когда они были еще в пути, Христос явился Евдокии и объявил, что настал ее час принять мученический венец. Она отправилась в церковь , взяла оттуда частицу Святых Даров, спокойно и достойно встретила воинов и не сопротивляясь последовала за ними. По дороге перед ней, невидимый язычниками, шествовал Ангел с зажженным факелом. Проведя четыре дня в темнице без пищи и питья, она предстала перед судом с лицом, закрытым покрывалом. Едва его сняли, от лица Евдокии воссиял необыкновенно яркий свет, вызвав у присутствующих возглас изумления. Святая уверенно отвечала правителю и предложила ему, не тратя времени на пустые допросы, сразу приступить к задуманной казни. Наместник дал ей на выбор три способа спасти свою жизнь: обратиться к почитанию идолов, вернуться к прежнему образу жизни или отдать свое состояние в городскую казну. Евдокия заявила, что теперь, когда она познала Истину, ей никак невозможно встать на прежний путь, а розданным деньгам она уже не хозяйка. По приказу Диогена четыре человека два часа подряд осыпали мученицу ударами. Раздевая преподобную, чтобы привязать к пыточному столбу, они обнаружили у нее на груди коробочку со Святым Причастием. Правитель попытался открыть ее, но оттуда вырвалось пламя и опалило всех, кто там был, при этом самого Диогена наполовину парализовало. Когда же он опустился на колени, моля бога-Солнце снять с него эти чары, ударила молния и поразила его насмерть. Между тем с небес в лучах света спустился Ангел и, скрыв тело святой от нескромных взглядов покрывалом, говорил с ней. Один из воинов видел это. Его охватило раскаяние, он отвязал ее от столба и умолял заступиться за тех, кого только что поразил гнев Божий, чтобы они вернулись к жизни и смогли покаяться. Проникнувшись сочувствием, Евдокия принялась молиться, и вскоре погибшие ожили. Это событие подвигло многих горожан Илиополя обратиться в христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Однако, — смутившись, сказал Торкват, — воображая себе, что человек, принявший христианство, совершил преступления… изменил… разве Церковь может простить ему?… Разве она не изгонит его с позором? — Если он осознал свой грех и покается с чистым сердцем, то Церковь простит ему. Он — заблудшая овца, возвращающаяся к пастырю. Торкват задрожал и, казалось, готов был признаться в своем преступлении, но это длилось только мгновение. Самолюбие, стыд, страх преследований со стороны Фульвия заглушили в нем проснувшуюся на миг совесть. Он выпрямился; черты его бледного лица ожесточились, и он равнодушно сказал: — Это очень утешительно для тех, которые нуждаются в прощении. Север все заметил. Он поглядел на Торквата с грустью. Действительно, кто несчастнее — предатель или предаваемый? Палач или невинная жертва? Гораздо легче вынести горе, чем быть его причиной. Человек с чистою совестью страдает, но душа его спокойна; человек, делающий зло другим, носит это зло в себе самом. Оно не дает ему покоя ни днем, ни ночью; оно как червь, который точит его постоянно. — Мы видели все, кроме церкви, где собираются христиане, — покажи ее, — сказал Торкват Диогену. Диоген, ничего не подозревая, решил провести туда своих попутчиков, но Север остановил его. — Уже поздно, — сказал он, — нам пора домой. Церковь можно увидеть, когда епископ совершает литургию. Выходя, Диоген сказал: — Когда хочешь прийти в церковь, войди в этот коридор и поверни направо. Ты легко узнаешь коридор по изображению на стене. Посмотри, вот Божия Матерь с Христом на руках: Ему поклоняются волхвы. Их четыре, а обыкновенно пишут трех. Все смотрели на фреску, только Север не мог скрыть своей досады. Он понял, что благодаря ей, Торкват легко найдет дорогу к церкви. Когда посетители ушли, он сообщил брату о своих подозрениях и прибавил: — Запомни этого человека; я убежден, что благодаря ему много бед обрушится на нас. Оба брата опять спустились в катакомбы и аккуратно стерли все метки, оставленные Торкватом. Они догадались, что Торкват сосчитал число коридоров, и решили немедленно изменить дорогу к церкви. Для этого они заделали несколько боковых коридоров и прорыли другие; поперек большого прямого коридора они навалили песку, так что коридор оказался перекрытым. Братья решили предупредить христиан об этих изменениях и о возникшем у них подозрении, уже превратившемся в уверенность. XIV

http://azbyka.ru/fiction/fabiola-ili-tse...

Но сидевшие у руля (т. е. правившие именем Михаила) не хотели спасти корабль государства, но готовы были и несчастнейшего царя потопить в волнах; они заставляют старика против его воли воевать и человека, чуть живого, противоборствовать» 358 . Кончилось, однако, тем, что Михаил ушел в монастырь и его место заня Исаак Комнин, 1057–59 который царствовал только 2 года и 3 месяца и заболев удалился в монастырь, оставив престол своему товарищу по оружию Константину Дуке. Константина Дука 1059–67 К. Дука царствовал семь лет с половиной и умер, оставил жену и семерых детей. Пред смертью царь был очень озабочен своими семейными делами. «Сбираясь расстаться с жизнью и житейскими отношениями», повествует наш летописец, «царь имел на сердце тяжкое смущение и носился бурей различных попечений. Он любил царицу, желал, чтобы она осталась опекуншей детей и участницей в правлении, но боялся за молодость ее возраста, (ибо она была неравнодушна к пожеланиям и удовольствиям телесным), – боялся, что она вторично выйдет замуж, сделается матерью детей от другого отца, первобрачные дети останутся в забвении, а царская держава перейдет к второбрачным. Волнуемый такими мыслями, царь пытался убедить царицу предоставить престол детям, а для них хотел назначить других опекунов на время их малолетства. Но будущее обыкновенно бывает сильнее расчетов ума и привязанностей сердца. Царица, заметив и узнав раздумье мужа, связывает себя страшными клятвами, что она не выйдет вторично замуж, не познает на будущее время брачного чертога и сохранит царскую державу детям умирающего супруга» 359 . Клятвы царицы Евдокии оказались тщетны; прошло около 7 месяцев после смерти Константина и на престоле византийском является в качестве второго мужа Евдокии Роман Диоген 1067–1071 «Был – повествует Манассия, – некий полководец, Роман, по прозванию Диоген, родом каппадокиянин, приятный, благообразный, красивый, сильный человек, по наружности достойный быть царем. Он, видя, что держава римская находится в руках юной и чувственной женщины, а дети ее малолетны и малосильны, как дракон засвистал на бесперых птенцов, грозясь пожрать и мать и детей костоломными челюстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010