Он вошел в историю как Максим Циник. Он не был приверженцем философии циников, но носил очень длинные волосы и длинную бороду, какую клирики тогда не носили. Он потом придет к Григорию Богослову в КП, начнет втираться в доверие, обманет его. Когда Максим пришел к Григорию в первый раз и сказал, что он – пресвитер из Александрии, то Григории Богослов сказал ему: «А христианин ли ты?», по причине его дремучих зарослей, которые в то время воспринимались как отклонение от нормы. Диоген был родоначальником движения циников, он жил в бочке, к нему подошел Александр Македонский и спросил:«Что я могу сделать для тебя?», – на что Диоген ответил: «Отойди в сторону, ты от меня заслоняешь солнце». Жизнью в примитивном состоянии Диоген обличал безудержную роскошь, в которой жили греки. Последователи Диогена назывались циниками от слова кинос» – «собака» - " человек с неопрятной внешностью». Максим писал Афанасию относительно еретических движений в Египте: одни отрицали, что Христос есть Бог, другие говорили, что Слово сошло на человека, но не сделалось человеком, третьи видели во Христе человека, рожденного естественным образом. Афанасий опровергает все эти 3 рационалистических направления. 23. Пасхальные послания св. Афанасия. Были найдены не так давно. О том, что они существовали, было известно, об этом писали исследователи творчества св. Афанасия, но найдены они были только в 1848 году в монастыре Пресвятой Богородицы в Нитрийской пустыне в переводе на сирийский язык. В сборнике содержится 15 посланий Афанасия с 329 года (вскоре после того, как он стал епископом Александрии) до 348 года. Найдены также отрывки посланий на коптском языке. Особенно известным является 39-е послание 367 года, в котором содержится полный список ВЗ-х и НЗ-х книг, которые признавались в Александрийской Церкви, 27 книг Нового Завета здесь впервые перечисляются как единое целое. Здесь Афанасий также говорит о книгах, которые не внесены в канон, но которые одобрены для чтения оглашаемыми (Премудрость Соломона, Иисуса, Сына Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товии, Д1бает, Пастырь .Ер-ма, о Маккавейских не упоминает).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

«С6ребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия. Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги, а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает». Что делать и как понимать эту эстетику безобразия, это желание уничтожения, эту проповедь разрыва семейных связей, оставления родины и родных, это проклятие деньгам? — главное аскетическое руководство Православной Церкви предстает устрашающе радикальным текстом — не патологическим ли? Тристан Тцара, Бюллетень Dada 6, фрагмент 3/5. Кинизм «Как у псов»: не секрет, что христианское монашество одним из своих источников имеет кинизм, одну из философских школ античности. Великий христианский мыслитель Алексей Лосев, называя «Лествицу» киническим трактатом, подтверждает этот тривиальный историко-культурный факт идет куда дальше, ставя прп. Иоанна Лествичника в один ряд с прп. Максимом Исповедником — по какому же принципу? — преподобные Максим и Иоанн, по оценке Лосева, производят «первую философскую разработку» христианства, притом Иоанн дает ее «кинический вариант» (см. книгу «Николай Кузанский в переводах и комментариях» , т. 1). Итак, значение «Лествицы» — философское! Во втором томе «Истории античной эстетики» Лосев дает анализ кинизма. И вот что тут надо сразу уяснить: эстетика безобразного, эпатаж, крайний аскетизм — это именно черты особого рода философствования, практиковавшиеся киниками: «Диоген жил вместе с собаками и часто питался бросаемыми ему, как и собакам, костями. Киник презирает славу, богатство, счастье, всю жизнь. Он живет на открытом воздухе, на базарах, в портиках, вместе с животными (откуда и официальная кличка киников — “собаки”), может быть, в крайнем случае, в какой-нибудь бочке; он обладает только невзрачной нищенской котомкой, с которой, впрочем, Кратет прожил жизнь “словно на празднике”, “шутя и смеясь”. Такая эстетика жизни не могла, конечно, возникать сама собою. Она требовала громадных жертв, усилий и самоотверженного служения своей идее. И вот киники — проповедники аскетизма. Эти грязные, нечесаные, шершавые, грубые юмористы и циники были настоящими подвижниками, аскетами, теоретиками вечного, неустанного “упражнения” и “усилия”. Все, что не есть разум, они объявляли простым и пустым “воображением”. Диоген не только жил в бочке, но и катался летом в раскаленном песке и обнимал зимой холодные, покрытые снегом статуи. Киников не страшила никакая грязь, никакие нечистоты, среди которых они жили ради своего “разума” и “упражнения”. Диоген говорил, что он не пачкается от этих нечистот, так же как и “солнце, которое тоже ходит по нечистотам и нисколько от этого не пачкается”. Нисколько не претила им и нечистота духовная, но, скорее, наоборот была для них необходимостью. Кратет специально имел дело с публичными женщинами, вызывая их на спор, чтобы привыкнуть переносить самую отборную ругань.

http://blog.predanie.ru/article/lestvits...

Ну, Гуссерль, феноменология — это уже позитивизм. Всё отрицается. Я бы сказал, что это махизм. То, что раскрывается в моем анализе, который я сейчас осуществляю, то и правильно в меру корректности моих действий. Что будет завтра, не знаю. Смесь идеализма и нигилизма. И средневековые номиналисты, и Николай Кузанский, и Гуссерль — все они заняты анализом данных сознания. Конъектура Николая Кузанского не догадка, а допущение, которое делается в ходе этого анализа. Твоя общая характеристика хорошая, хорошая  . Правда, там нужны некоторые исправления. Но твоя работа хорошая, внимательная, сделанная с пониманием дела. Ну, а там, где ты неточен… у нас ведь и не было до сих пор почти ничего Кузанского, и вообще в нем трудно разобраться. Диоген Лаэрций приводит тысячи авторов, которых никто не знает. Ну, когда у него упоминается история философов Ксенофонта, тут еще можно говорить. Но это тоже вопрос  . Надо посмотреть энциклопедию Паули-Виссова о Диогене Лаэрции. Статья очень деловая, сжатая. Да и вообще там очень хорошие статьи, критичные. Отметить проблемы: (1) Что такое Диоген Лаэрций. Было ли азиатское влияние? какое его отношение к Гомеру? (2) Его источники. (3) Противоречия у него. (4) Метод, каким он пользовался. В основном это биография и анекдоты. Диоген не философ. Но важно, что в античности человек так и мыслил. Всё окунается в политику, в бесконечность, в жизнь. Непоследовательность Диогена Лаэрция. Но о Платоне у него довольно полно; сказано, чт о у него от Парменида, от Эпихарма  . Ренессанс неоплатонизма в Грузии. Я увлекся. Иоанн Петрици  бывал в Византии. Считают, что он продолжал школу Иоанна Итала в XII веке. В «Очерках античного символизма» у меня есть постановление собора 1082 года об Иоанне Итале  . Грузины всячески подчеркивают, что Иоанэ Петрици был учеником Иоанна Итала. Но Иоанн Итал писал на греческом языке. Одна моя хорошая знакомая, византийка, грузинка, — я ее убеждал: да бросьте вы Иоанна Итала, он еретик. Но там крепко за него держатся. Мне приходится их долго разубеждать. Гогоберидзе и еще другие доказывали, что Иоанн Петрици по крайней мере не еретик. Хидашели приводит какие-то документы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Переговоры Андроника увенчались успехом, и Диоген, не надеясь на своих сподвижников, сдался под условием, что отказывается от престола, постригается в монашество и за это получает гарантию личной безопасности; гарантию дали от имени императора заключавшие договор три 863 митрополита (Халкидонский, Ираклий-ский и Колонийский), которые поклялись, что никакое зло не постигнет Диогена. Диоген тут же был пострижен, посажен в скромную повозку и отправлен в Византию, куда наперед послано извещение о всем случившемся. Печальный поезд с Диогеном, одетым в монашеское платье и страдавшим сильным расстройством желудка, которое, как говорили потом, произошло от какого-то снадобья, данного врагами, прибыл в Опсикий-скую фему и остановился в крепости Котиаии в ожидании инструкций из Византии. Через несколько дней из Византии получен приказ ослепить Диогена. Напрасно Диоген просил заступничества у архиереев, клятвенно ручавшихся за его безопасность: те, если бы и желали, ничего не могли сделать. Его отвели в какой-то чулан, 864 и обязанность палача взял на себя неопытный в этом деле еврей. Диогена привязали за руки и ноги, на грудь и живот его надавили щит, и еврей раза четыре запускал ему железо в глаза, пока несчастный не поклялся, что глаза его совсем уже вытекли. Страдалец опять был посажен в повозку и с изрытыми глазами, со вспухшими головой и лицом, похожий более на разлагающийся труп, чем на живого человека, привезен к Пропонтиде. Спустя несколько дней он умер, и царица Евдокия, вторая жена, похоронила его на острове Проте в основанном им монастыре. 865 Вопрос о том, на чей счет должно быть отнесено бесчеловечное распоряжение об ослеплении Диогена, представляется темным. Современный событию и сочувствовавший Диогену греческий писатель Атта-лиот прямо обвиняет императора Михаила. 866 То же делают некоторые латинские 867 и армянские 868 историки. Приверженный к Михаилу Пселл со всей энергией восстает против подозрения относительно виновности Михаила. В письме к ослепленному Диогену он призывает Бога в свидетели, что царь ни в чем не повинен, что он ничего и не подозревал в то время, когда случилось несчастье с Диогеном, а после того, как оно совершилось, узнав о нем, рыдал и проливал потоки слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

831 Оказала было некоторую строптивость императорская охранная стража – варяги, да и то по недоразумению, в предположении, что возведение Диогена совершилось вопреки желанию несовершеннолетних царей и в ущерб их интересам. Когда же вышел к варягам Михаил с братьями и объявил, что все произошло по их желанию, варяги провозгласили Диогена громким и протяжным криком. На следующий день, 1 января 1068 г., утром, Роман Диоген официально был провозглашен императором; 832 управление Евдокии с сыновьями продолжалось 7 месяцев и несколько дней, 833 Евдокия, выходя замуж за Романа Диогена и возводя его на престол, позаботилась о том, чтобы гарантировать интересы детей. С Диогеном заключено было условие, изложенное письменно в формальном договоре и обязывавшее его «не столько повелевать, сколько покоряться», 834 т. е. управлять не самодержавно, а при участии и в соправлении трех сыновей Константина Дуки. В силу этого договора Михаил, Андроник и Константин носили титул царей вместе с Диогеном 835 и в официальных бумагах их имена писались рядом с именем Диогена. 836 Недешево обошелся Диогену царский престол, на который он вступил вопреки желаниям сильной придворной партии. Вожди этой партии J: первой минуты царствования Диогена сделались заклятыми его врагами и кончили тем, что погубили его. Во главе партии стоял кесарь Иоанн, Который прямо называется «наветником», строившим козни; 837 Диоген ясно видел нерасположение его к себе, относился к нему с подозрительностью 838 и под конец царствования достиг того, что Иоанн, по тому или другому побуждению, удалился из столицы в Вифинию. 839 Вслед за отцом на стороне противников Диогена стояли два его сына, Андроник 840 и Константин, особенно первый, сыгравший свою роль в два роковые момента жизни Диогена: в первый раз содействовавший его пленению турками, во второй – его ослеплению. 841 Кесарю Иоанну не уступал во вражде к Диогену Пселл, притворно показывавший преданность, подававший, по-видимому, прекрасные советы, 842 а в действительности ненавидевший его; 843 Диоген со своей стороны отвечал ему наружными знаками внимания и благосклонности, 844 но в то же время не переставал зорко за ним наблюдать, и для этого, отправляясь во второй и третий походы против турок, брал его с собой; 845 Пселл имел решающий голос при рассмотрении вопроса о низложении Диогена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

876 . Равным образом и вопрос о том, в какое время ослеплен и скончался Роман Диоген, не выяснен в источниках с точностью. Несомненно, что это произошло весной или летом 1072 г. Самым правдоподобным представляется показание неизвестного барийского писателя, что Диоген ослеплен и умер в июле 1072 г.; 877 с этим показанием совпадает не совсем точное выражение позднейшего греческого историка Ефрема, 878 слова тра-нийской грамоты, 879 а также заметка Самуила Анийского, 880 что Диоген умер в 521 году армянской эры (каковой год начался со 2 марта 1072 г.). Следовательно, от пленения Диогена турками до его ослепления и смерти прошло 11 месяцев. Михаил VII Дука, прозванный Парапинаком за то, что в его время по случаю неурожая номисму требовали не за целый медимн, а за пинакий (четверть медимна), 881 вступил на престол, имея от роду около 20 лет. 882 Не смотря на молодые годы, у него был старческий вид, солидность в движениях, вдумчивость в глазах, 883 словом, наружность, приличная, по словам Пселла, мыслителю или педагогу. И действительно, Пселл воспитал Михаила так, что он годился только для научной профессии: любил заниматься науками, беседовать с учеными, писать историю или стихи. Для государственной деятельности у него недоставало подготовки: законами мало занимался, военная наука была ему не по нраву. В особенности не сродна была его натуре война; качествами воина он не обладал, был мягкосердечен, стыдлив и деликатен; даже если слуга обкрадывал его, он стеснялся подвергнуть виновного взысканию. Резкостей от него никто не слыхал, двусмысленное замечание бросало его в краску. Находя себе отраду в невинных кабинетных занятиях, он не питал никакого пристрастия к хорошему столу, вину, женщинам, к которым так неравнодушны были многие другие императоры. Если задумывал когда поохотиться, то и охота его отличалась скромным, мирным характером. 884 При таком государе советникам открылось широкое поприще, все дела попали к ним в руки. Из советников Пселл оказался едва ли не более других в убытке. Правда, Михаил его любил, глубоко уважал его ученость и желал иметь его постоянно при себе. 885 Но так как император тяготел лишь к наукам, от управления отстранялся, то и Пселлу пришлось значительно сократиться, ограничить себя областью науки и проститься с политическим влиянием, которое доныне он в такой сильной степени обнаруживал. Не обладавший ученостью Пселла дядя императора, кесарь Иоанн, выиграл гораздо более. Он пользовался большим значением, пока не был вытеснен человеком, возвышению которого сам же содействовал, евнухом Никифорицей. 886

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Этот ряд предательских «подвигов» завершен был под Манцикертом Андроником Дукой, который в пылу битвы, когда Диоген, оттеснив неприятеля, повернул знамена, чтобы ввиду позднего времени отступить в лагерь, распространил слух, что царь побежден и бежал, тем навел панику на армию и обратил ее в беспорядочное бегство. Сам Андроник благополучно ускользнул и прибыл в Византию, а Диоген, желавший остановить бежавших, был ранен неприятелем и захвачен в плен. Когда в столице узнали о несчастии, приключившемся с царем, всех взволновал вопрос: кто должен взять в руки кормило правления? Одни стояли за Евдокию, другие за Михаила. Наконец совокупным влиянием Пселла и кесаря Иоанна вопрос решен был в том смысле, чтобы управляла мать вместе с сыном. 856 Между тем Диоген заключил договор с турецким султаном, получил свободу и прислал в столицу собственноручную грамоту, извещавшую о происшедшем. Последовало новое смятение при дворе. Пселл, а также кесарь Иоанн с сыновьями подали мнение, что необходимо разослать указы о низложении Диогена и о том, чтобы ему не воздавалось более царских почестей. Так как, в силу прежнего решения, власть находилась в руках Евдокии с сыном и Евдокия, по праву матери, имела предпочтение, то от ее имени и были разосланы указы. Затем при дворе произошел переворот, доказавший, что партия, враждебная Диогену, выдвигая постоянно на первый план интересы дома Дук, в том числе и Евдокии, делала это только для виду. Кесарь Иоанн, его сыновья, Пселл и др. сомкнулись вокруг воспитанника Пселла, Михаила, перетянули на свою сторону дворцовую стражу и провозгласили его императором; Евдокия же была пострижена в монашество и отправлена в основанный ею монастырь Пиперуди (в Пропонтиде). 857 Принимая во внимание самое авторитетное свидетельство, что от возведения Диогена на престол до его плена прошло 3 года и 8 месяцев, 858 следует заключить, что плен Диогена, провозглашение императором Михаила VII и пострижение Евдокии произошли в сентябре 1071 г. I Первой задачей, предстоявшей Михаилу, было разделаться с Романом Йиогеном, который не терял надежды на возвращение себе прежнего положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

1172 Отрицание Церковью переселения душ «вело не только к метафизическим противоречиям, которые были мало понятны простым верующим, но и к откровенным нелепостям, на которые трудно было не обращать внимания даже простому люду. Чтобы увязать концы с концами, теологам пришлось немало поупражнять свою фантазию, увлекаясь которой, они порой и не замечали, как выставляли своего бога в весьма неприглядном положении» (Аблеев С. Неведомое учение Христа, или Некоторые мысли о церковном христианстве.//Мир огненный. 1995, (7) с. 68). 1173 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. – Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 83. 1174 «В учении Н. Ф. Федорова западная мысль (а отнюдь не русская) впервые заговорила на языке православия, оставаясь все еще верной своим изначальным мировоззренческим позициям» – написал о нем митр. Антоний (Мельников) (А. М. Воскрешение чаемое или восхищаемое?//Богословские труды. М., 1983, с. 257). Сопоставление федоровской утопии и православия см. в статье свящ. Георгия Флоровского «Проект мнимого дела» («Современные записки», 1935. Париж, републикация: «Культура и свобода», 1993. 1175 Пифагор никак не был голосом греческой религиозной тадиции, и поэтому древняя эллинская литература знает немало язвительных стрел в адрес Пифагора (в том числе и по поводу его доктрины метемпсихоза). Диоген Лаэртский пишет об этом так: «Величавость Пифагора не упускает случая задеть и Тимон в „Силлах“, где пишет так: „А Пифагор, преклоняясь к волхвам, болтающим бредни, ищет людей уловлять, величавых речей говоритель“. О том, что Пифагор в иное время был иными людьми, свидетельствует и Ксенофан… : „Как-то в пути увидев, что кто-то щенка обижает, он, пожалевши щенка, молвил такие слова: „Полно бить, перестань! живет в нем душа дорогого друга: по вою щенка я ее разом признал“. Так пишет Ксенофан. Насмехается над Пифагором и Кратин: „Едва завидев человека пришлого, тотчас к нему пристанут с переспросами, чтоб сбился бедный с толку и запутался в противоречьях, сходствах, заключениях, потоплен в бездне мудрости блуждающей“. (Диоген Лаэрт. VIII,36-37).U, кстати, стоит напомнить редко воспроизводимое продолжение знаменитой фразы Гераклита: «Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора“ (Диоген Лаэрт. IX,1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Ни о чем не подозревая, счастливый Диоген возвращался на родину, когда ему сообщили о событиях в столице. Роман IV тут же написал письмо царице Евдокии, в котором рассказал обо всем случившемся с ним и пообещал вскоре прибыть в Константинополь. Едва это послание оказалось прочитанным, как буря волнения охватила царский дворец. Императрица считала само собой разумеющимся признать Романа IV в сущем статусе, но партия Дуков была настроена категорично против этого. Итог быстрых дебатов подвел Михаил Пселл , посоветовавший юному императору Михаилу Дуке не пускать Диогена на царство и разослать повсюду указ о его отстранении от власти. Понимая, что мать никогда не согласится с ним, Михаил отказал ей в праве управлять Римским государством и окружил себя наемниками-телохранителями 71 . Царицу арестовали, а 24 сентября 1071 г. переправили в Пиперудский монастырь на берегу Босфора и заставили принять постриг. 24 октября 1071 г. сын Евдокии и Константина X Дуки Михаил VII Дука (Парапинак) был объявлен единодержавным императором Римской империи. Между тем Роман IV Диоген приближался к Константинополю, не встречая никакого сопротивления. Но навстречу ему уже продвигалось войско под командованием сына кесаря Иоанна Константина Дуки; возле города Тиропей, что к юго-западу от Кесарии, противники встретились. В короткой схватке небольшой отряд василевса был рассеян, сам Диоген спасся бегством 72 . Но, как выяснилось, далеко не все византийские полководцы были готовы смириться с незаконным и бесцеремонным отрешением Романа IV от власти. Катепан Антиохии армянин Хачатур сумел прорваться к василевсу и отвел того в Киликию, где к императору начали стекаться добровольцы. Прибыло много стратиотов из Каппадокии, и шансы василевса вернуть власть резко возросли. Дело в том, что войско Константина Дуки по возвращении в столицу было распущено – настолько Пселл и кесарь Иоанн были уверены в полной победе над законным царем. И теперь Диогену открывались пути на Константинополь, чем, к несчастью, он не воспользовался. В преддверии осени и зимы император организовал свой штаб в Киликии, чем предоставил врагам серьезный стратегический выигрыш во времени 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и здесь не мог поколебать архипастыря, ублажавшего жребий изгнанных с своих престолов. «Соглашайся в пользу мира, подпиши, и возвратишься в Рим», – так говорил ему Констанций, заключая свои убеждения. Ливерий отвечал: «я уже простился с братьями в Риме». – «Даю тебе три дня сроку для размышления», – прибавил Констанций. – «Три дня, или три месяца, не переменят моего решения. Посылай, куда хочешь 270 », – сказал еп. римский, и подвергся общей участи вместе с прочими защитниками Афанасия, – хотя и не выдержал подвига исповедничества до конца. – Не укрылся от гонений и столетний Осия в отдаленной Испании. Неоднократно писал к нему Констанций, чтобы отвлечь его от общения с архиепископом александрийским; двукратно вызывал его к себе для убеждения: но старец знал, кого защищал, видел, к чему стремятся замыслы врагов Афанасия. «Не верь сообщникам Урзация и Валента, – писал он Констанцию, – здесь дело идет не об Афанасие, а об их ереси. С арианами не только не хочу я быть в согласии, но и проклинаю их ересь; – не подписываю осуждения Афанасия, которого мы, Церковь римская и весь собор (сардикийский) признали чистым» 271 . Не побежденный старец был задержан в Сирмии», и здесь около года, держимый в удалении от своей паствы, обманом врагов и недугами старости преклонен был подписать неправославный символ, но осудить Афанасия и тогда не согласился. В то время, как угрозами, насилием и коварством приготовлялось на Западе общее отступление от Афанасия, – явился в Александрии летом Императорский нотарий Диоген, с требованием, чтобы епископ александрийский оставил свою Церковь 272 , – не предъявляя, впрочем, никакого повеления от Констанция. Хотя можно было гадать, от кого исходило такое распоряжение; однако же, св. Афанасий, имея в виду прежние письменные уверения Констанция сохранить ему кафедру до конца жизни, не мог оставить его по одному словесному требованию чиновника, тем более, что сам Диоген к нему не являлся 273 . С своей стороны, народ и даже городское начальство также не расположены были отречься от своего епископа, – и Диоген, после четырехмесячных настоятельных требований, должен был удалиться 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010