2001. P. 33-34). Высказывалось мнение, что в основу общего источника было положено повествование о диспуте ап. Петра и Симона, созданное на рубеже II и III вв.; позднее к нему добавили историю К. и его семьи (возможно, это была христ. обработка иудео-эллинистического романа). Получившийся текст, авторство которого приписывалось К., дважды подвергся обработке; результатом этого было появление «Гомилий» и «Рекогниций» ( Wehnert. 2004. P. 176-178). Согласно Б. Пудрону, в лит. истории Псевдоклиментин можно выделить 6 этапов. Приблизительно в нач. II в. светский лит. сюжет, основанный на узнавании и воссоединении потерянных родственников, был положен неким грекоязычным иудеем в основу романа, героем которого стал Климент (прототипом героя послужил консул Флавий Климент). В нач. III в. роман был обработан в духе иудеохристианства; главного героя отождествили с К., учеником ап. Петра, согласно церковной традиции, 4-м Римским епископом. Тогда же была введена 2-я сюжетная линия (противостояние ап. Петра и Симона) и добавлено изложение христ. учения, вложенное в уста апостола. Впосл. текст снова подвергся лит. обработке; затем возникли 2 редакции - «Гомилии», в которых лучше сохранилась первоначальная структура романа, и «Рекогниции». На последнем этапе истории текста Руфин Аквилейский подготовил отредактированный лат. перевод «Рекогниций» ( Pouderon. 2012). Псевдоклиментины были составлены не ранее III в., т. к. в «Рекогнициях» содержится цитата из сочинения Бардесана († 222) «Книга законов стран» ( Ps.-Clem. Recogn. IX 19-29). Самое раннее свидетельство о «Гомилиях» принадлежит Евсевию Кесарийскому, к-рый упоминал о «пространных и многословных» сочинениях К., среди к-рых были «диалоги с Петром и с Апионом» ( Euseb. Hist. eccl. III 38. 5); т. о., ныне существующий текст «Гомилий» возник не позднее 325 г. Древнейшая цитата из утраченного греческого текста «Рекогниций» встречается в «Толковании на Книгу Бытие» Оригена (ap. Basil. Magn. Philoc. 23. 21-22). Вероятно, окончательная редакция романа была создана во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Экзегетические . Входящие в лит. наследие О. экзегетические сочинения с т. зр. их формы и способа представления материала традиционно разделяются на 3 группы: комментарии, гомилии и схолии (см.: F ü rst. 2017. S. 18; общую характеристику см.: Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 45-51; Сагарда. 2004. С. 448-452). Первичным источником этой классификации являются предисловие блж. Иеронима к выполненному им лат. переводу «Гомилий на Книгу пророка Иезекииля» О. (см.: Origenes Werke. 1925. Bd. 8. S. 318) и перечень произведений О. ( Hieron. Ep. 33. 4. 2-9). Сочинения первых 2 групп присутствуют в корпусе сохранившихся трудов О. Дополнительные сведения о них дают ссылки О. на собственные произведения (их обзор и анализ см.: Perrone. 2011), а также свидетельства сщмч. Памфила, Евсевия Кесарийского, блж. Иеронима, Руфина Аквилейского и др. авторов. Ни одно из сочинений 3-й группы не сохранилось и не упоминается в ранних греч. источниках, вслед. чего выявление ее особенностей связано с нек-рыми сложностями. Комментарии (ξηγητικ; подразумеваются ξηγητικ βιβλα, букв.- «объясняющие книги»; лат. commentarii) О. содержат последовательное толкование разбиваемого на небольшие отрывки библейского текста. Поскольку комментарии были весьма обширны и в большинстве случаев подразделялись на части, в источниках они упоминаются как тома (τμοι; лат. volumina), или книги (ββλος; liber), комментария (напр., см.: Orig. In Ioan. comm. XX 44. 422; Euseb. In Is. I 43, 58, 60), само слово «комментарий» при этом нередко опускается (напр., см.: Euseb. Hist. eccl. VI 24. 1-2; 25. 3; 25. 7). О. вел работу над библейскими комментариями на протяжении всего периода трудов в качестве христ. учителя и экзегета - с юности в Александрии до последних лет жизни в Кесарии Палестинской. Создавая библейские комментарии, О. ставил перед собой целый спектр научно-педагогических задач: он стремился прояснить букв. смысл текста путем текстологического, филологического и исторического анализа; опровергнуть мнения др. толкователей, представлявшиеся ему ошибочными или еретическими; раскрыть для слушателей из числа образованных христиан духовный и таинственный смысл рассматриваемого отрывка путем постоянного использования аллегорического метода толкования; обозначить связанные с разбираемыми текстами философские и богословские проблемы и наметить возможные пути их решения. Вслед. характерного для О. стремления рассматривать комментируемый текст во всех возможных аспектах, работа над комментариями была весьма сложной и продвигалась медленно. Во мн. случаях О. удалось объяснить лишь часть библейской книги; соответствующие комментарии так и не были доведены им до конца.

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

на Голгофе. «По случаю этого торжества, туда для посещения св. мест стекаются многие почти со всей подсолнечной». Между многочисленными путешественниками в Иерусалим и окрестности его, освящённые событиями ветхозаветной и новозаветной истории, было немало мужей славных в том или ином отношении. Из числа таких можем указать: Василия Вел., Григория Нисского , Трифиллия епископа Левкусии Кипрские, Порфирия еп. Газского, бл. Иеронима, св. Илария, Руфина Аквилейского . «Встреча с добрыми и приятными людьми», писал св. Григорий Нисский Евстафии, Амвросии и Василиссе, «и памятники великого человеколюбия к нам Господа, которые показывали мне на месте, были для меня предметом величайшей радости и веселия; потому что в том и другом открылся для меня праздник Божий: и в том, что я видел спасительные следы пребывания здесь оживотворившего нас Бога, и в том, что встретил души, в которых духовно созерцаются таковые же знамения благодати Господней, так что веруешь, что по истине в сердце того, кто имеет Бога, находится Вифлеем, Голгофа, гора Елеонская, Воскресение... Итак, поскольку я видел и чувственным взором святые места, видел притом и в вас явные знамения таких мест, то исполнился такой радости, которую никакое слово передать не может» 407 . Не менее глубокое, отрадное и назидательное впечатление произвели Иерусалим и бесчисленные поклонники его на бл. Иеронима, долго жившего потом и скончавшегося в Вифлееме (420 г.). «Как ни различны голоса (пилигримов разных стран), но религия одна. Сколько разностей народных, столько же почти и поющих хоров. Но между ними, что составляет —451— исключительно или по преимуществу христианскую добродетель, нет никакого спора из-за своекорыстия ли, или из побуждений гордости; общее соревнование из-за смирения. Пусть будет самый последний, его почитают, как первого. Нет никаких отличий, ничего поразительного в одежде. Как бы ни заблагорассудилось ходить, – нет ни порицания, ни похвалы. И посты не возвышают никого: не превозносится неядение, не осуждается и умеренное насыщение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 .«А немощный,– сказал он, – пусть ест овощи» 302 . Немощный – это всякий, кто страдает болезнью греха. Такой не может «есть все», потому что душа его не принимает божественных таинств. Пусть он, как овощи, примет истинные наставления поучений, чтобы окрепнуть, вылечиться до здорового состояния и потом уже «есть все». Если в душе нами владеет какая-нибудь немощь греха, то мы должны устремиться к выздоровлению спасения, чтобы потом быть способными есть и более питательную пищу праведности и веры и, став поистине духовными атлетами, победить и преодолеть врага, окрепнув от пищи праведности, пищи истины, пищи спасения, и получить венец жизни и награду вечного бессмертия. Впрочем, рассмотрим этот вопрос полнее. Например, если кто-то болен в душе похотью плоти, то ему необходимо наставление в целомудрии и чистоте (ибо здоровье его тела в чистоте его ума), чтобы ему исцелиться от болезни греха, от которой он страдает. Ведь чистота ума означает здоровье тела. Если кто-то, с другой стороны, болеет алчностью и жадностью, которые изнуряют людей сильнее всех других болезней души, ибо «корень всех зол есть сребролюбие» 303 , как говорит апостол, то такого нужно наставить в делах милосердия, чтобы он понял, что не сможет излечиться, если не станет из жадного милосердным и из алчного щедрым. Если кто-то изнемогает от болезни ярости и гнева, то ему нужно наставление в терпении, чтобы он исцелился от недуга ярости. Если кто-то страдает болезнью зависти и ненависти, то и ему надо внушить идею братской любви, чтобы его душа могла исцелиться. Такой человек не сможет исцелиться, если не изгонит из своего сердца ненависть и не примет братскую любовь. Ибо как любовь от Бога, так ненависть – от диавола, поскольку Творец любви – Бог, а изобретатель ненависти – диавол. 8 . Дурные склонности и разные греховные пороки – это болезни души, при которых, как овощи, полезны божественные заповеди для возвращения спасительного здоровья. Эти духовные овощи укрепляют больных, пока не дадут им полное выздоровление. Так что вот о чем сказал апостол: «Немощный пусть ест овощи» 304 . Поэтому, вероятно, мы и читаем такие слова Господа: «Как овощи всё это » 305 . Ведь он также страдал от тяжелой болезни греха и не мог бы исцелиться другим способом, если бы не съел спасительные наставления. Поэтому если нами завладела какая-нибудь подобная болезнь, то мы должны с охотой принимать в пищу наставления в целомудрии, наставления в чистоте, наставления в терпении, наставления в любви, чтобы возвратиться к полному здоровью и быть способными есть более плотные блюда праведности и веры. Плотную пищу едят здоровые и сильные, а прежде всего – духовные атлеты. А если и мы удостоимся есть более плотную пищу праведности и веры, то, без всякого сомнения, станем духовными атлетами, так что и в этой жизни сможем победить и осилить врага. Слово 13. На Евангелие от Матфея, на то место, где говорится: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков»

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

До недавнего времени о проповеднической деятельности святителя Хроматия было известно только благодаря двум гомилиям – Слову о восьми блаженствах 82 (Слово 41) и краткой проповеди на «Отче наш» (Слово 40, Введение в молитву Господню): первая сохранилась под именем Хроматия; вторая входила в состав «Сакраментария» папы Геласия, и в 1905 г. П. Пюнье установил для нее авторство Аквилейского епископа 83 . Наконец, в 60-х годах ХХ-го века трудами эрудита Жозефа Лемарье были открыты и изданы критически Проповеди святителя Хроматия 84 . В Предисловии к изданию Проповедей в серии Sources Chrétiennes Ж. Лемарье, ученый бенедектинец, подробно описывает историю их открытия 85 . Проследим за его основными шагами. В 1958–1959-х годах, когда Лемарье исследовал средневековые литургические рукописи, его внимание привлек манускрипт Parisinus latinus 752, происходивший из монастыря Риполь в Каталонии; в нем ученый обнаружил 8 неизвестных ранее проповедей под именем Августина, в которых он признал перо одного н того же автора. В 1960 г. Лемарье проанализировал другой манускрипт, Parisinus latinus 5132, принадлежавший в древности тому же каталонскому монастырю, в котором он встретил те же проповеди , а также несколько других и констатировал единство их стиля со стилем открытых прежде гомилий. Вскоре ученый смог установить личность автора: он заметил, что среди новооткрытых текстов одна Проповедь на Вознесение, начало которой повреждено, следует за другой, от которой сохранились только начальные слова: «Сегодня – день кончины святых мучеников Феликса и Фортуната, которые украсили наш город славным мученичеством...» (Слово 7). Основываясь на древних свидетельствах, которые связывают имена мучеников Феликса и Фортуната с Аквилеей (см. выше), Лемарье сделал вывод, что автором проповедей должен быть один из аквилейских епископов. Когда он сравнил найденные проповеди с теми текстами Хроматия Аквилейского, которые были известны ранее, то «лексика, стиль, построение фраз, использование тех же текстов Писания, что и в сохранившихся Трактатах и двух Проповедей» полностью убедили его в авторстве Хроматия. Кроме того, некоторые места Проповедей 5 и 6 оказались близки к мыслям, высказанным в известных тогда Трактатах 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

1 . В нынешнем чтении, которое вы слышали, возлюбленные 619 , нам было прочитано о Сусанне, благороднейшей женщине, которая дает нам образ целомудрия и пример чистоты. Она была красива лицом, по еще прекраснее – нравом 620 . Ибо красота души у нее превосходила красоту тела, а ведь красота тела временна, в то время как красота души – вечна. Ведь украшена она была не телесными ожерельями, не было у нее на теле сережек, колец или жемчуга, а была она исполнена всяческими украшениями добродетелей изнутри. Вместо сережек у нее были божественные слова, вместо кольца – прекрасная вера, вместо жемчуга – драгоценные дела, которыми она ежедневно украшала лик своего ума и души. 2 . Этим примером, среди прочего, и апостол Павел наставляет женщин, говоря: «Пусть также и святые жены украшают себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но хранят целомудрие через добрые дела» 621 . Так что в большом заблуждении находятся те изнеженные женщины, которые думают, что не будут красивыми, если вопреки словам апостола – не оденут таких украшений. Поистине, о таком их упрямстве негодует Господь! Зачем ты кладешь на свое лицо белила или румяна, словно поправляя в себе творение Божие, ведь это Он создал твое лицо таким, каким захотел? Что в тебе естественно – это сделал Бог-Творец; а что ты прибавляешь своего – это тебе подсказывает диавол, который хочет надругаться через тебя над делом Божиим 622 . Зачем ты хочешь украсить себя золотом или драгоценной одеждой, когда ты должна была украсить себя верой и святыми нравами? Посему, если хочешь нравиться Богу, то последуй примеру Сусанны: будь целомудренна, будь стыдлива, будь честна нравом, делай добрые дела, и будешь очень даже красивой, и не только для Бога, но и для людей будешь драгоценна. Ведь и верным мужьям обычно нравится подобное убранство, когда они находят в своих женах красивые поступки и красоту ума. 3 . И вот Сусанна ради целомудрия не поставила ни во что даже саму смерть. Ее пытались соблазнить два распутных старца, ее обвинили как преступницу, ее осудили как блудницу. Но святая и удивительная женщина пожелала скорее умереть за сохраненную чистоту, чем жить с нечистой совестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

3 . За ней следует и третья: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» 682 . Как нам понять, что это за спасительный плач? Конечно, это не тот плач, который рождается из-за утраты вещей, из-за потери дорогих людей или из-за лишения мирских должностей, ведь из-за всего этого явно не будет страдать тот, кто стал нищим духом. Тот плач спасителен, который вызывается грехами и воспоминаниями о божественном суде 683 . Ведь прежде душа, когда находилась среди бесчисленных забот и тягот века сего, не могла думать о самой себе; а теперь, став свободной от забот и кроткой, она начинает подобающим образом вглядываться сама в себя, оценивать свои дела, дневные и ночные; потом проступают раны прежних преступлений, и тогда приходят плач и слезы, спасительные и целительные настолько, что вскоре следует за ними и небесное утешение. Ибо истинен Тот, Кто сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» 684 . 4 . Поднимемся, братья, на четвертую ступень: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» 685 . И правда, после покаяния, после плача и слез о грехах, чего другого можно начать алкать и жаждать, если не правды? Ведь как тот, кто пережил ночную тьму, уже ждет с нетерпением близкого света; и тот, кто победил жестокую холеру, вожделеет еды и питья, – так и душа человека-христианина, победив свои грехи через плач и слезы, алчет и жаждет уже одной только правды Божией; и по заслугам возрадуется, насытившись тем, чего желала. 5 . Приходим и к пятой ступени: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» 686 . Никто не может дать что-то другому, если сначала не добудет этого для себя. И вот, после того как человек ощутит на себе милосердие и насытится правдой, он начинает болеть о несчастных, начинает молиться о грешниках. Став милостивым даже по отношению к врагам, он этой любовью приготовит себе к пришествию Господа целую гору милосердия. Поэтому сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» 687 . 6 . Вот и шестая ступень: «Блаженны, – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 688 . Конечно, уже чисты сердцем и способны узреть Бога те, кто стал нищими духом, кроткими, плачущими о грехах, насытившимися правдой, милостивыми, чьи очи сердца столь искренни и светлы даже для врагов, что никакая пелена злобы не мешает им узреть неприступное блистание Божие! Ведь чистоту сердца и ясность совести неспособен заволочь никакой туман, чтобы помешать лицезреть Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Ведь и имя наместника, Кирина, при котором была произведена перепись, согласуется с небесным таинством. «Кирин» переводится на латынь с греческого как «господствующий», и это имя никому не подходит лучше, чем Господу Христу, Который господствует над плотью и душой человеческой. Ведь Он, как мы читаем, «Господь господствующих» 578 , господствующий не только над землей, но и над небом. На земле и на небе много господств, но Он – единый Господь, господствующий надо всеми. Так что подходящим образом при рождении Господа была произведена перепись всего мира, ибо Он был Тем, Кто должен был произвести перепись всего мира для его спасения. Император земли переписывает людей для того, чтобы они платили должные налоги и собирали необходимые подати. Так и мы переписаны Христом, вечным Царем, для того, чтобы платить налог наших податей и собирать необходимую дань веры. Выполнили это в первую очередь мученики, которые отдали за имя Христово сами свои тела. Так вот, в это самое время, когда производилась перепись всего мира, и родился по плоти Господь. Родился Он в Вифлееме; и, конечно, не в каком другом месте надлежало Господу родиться, как в Вифлееме. Ибо Вифлеем переводится как «дом хлеба», и имя это он издревле получил пророчески, ведь Родившийся в Вифлееме от Девы Сам был «Хлебом, сшедшим с небес» 579 . И если прославляются города, откуда вышли на свет великие цари, то что может быть выше этого места, которое удостоилось произвести на свет Царя неба, Царя земли и Господа всего мира? 2 . И вот, когда Иосиф и Мария пришли в Вифлеем для переписи, как сообщает нынешнее чтение, «родила, – сказано, – Мария Сына своего первенца, и спеленала Его простынями, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» 580 . Открывается, что Родившийся от Девы был первенцем, однако не только первенцем, но и единородным; Он был первенцем у Отца и первенцем у Девы; первенцем у Отца, ибо прежде всех вещей от Отца; был единородным от Отца, ибо был единственным от Отца. Подобным образом именуется Он первенцем и единородным у Девы: первенец потому, что первый от Девы, единородный потому, что единственный от Девы. Посмотри, в какое смирение Сын Божий низверг Себя ради нас: полагается в ясли Тот, Кто царствует вместе с Отцом на небе; пеленается простынями Тот, Кто дарит одежды бессмертия; принимает обличье крошечного тельца Тот, Кто высок и властен.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИН [Лат. Maximinus] (IV-V вв.), богослов-арианин, автор полемических сочинений на лат. языке. Биографические сведения о М. содержатся в его основном соч. «Рассуждения против Амвросия» (CPL, N 692) и в описании его диспута с блж. Августином , еп. Гиппонским (CPL, N 699), а также в перечне трудов блж. Августина, составленном Поссидием , еп. Каламским (CPL, N 359). М., младший современник блж. Августина, скорее всего род. в 60-х гг. IV в. в Иллирике. Среди его знакомых были арианские епископы Палладий из Ратиарии (близ совр. Видина, Болгария) и Секундиан из Сингидуна (ныне Белград, Сербия), осужденные на Аквилейском Соборе 381 г. по инициативе святых Амвросия , еп. Медиоланского, и Валериана , еп. Аквилейского. М. использовал подробные акты Аквилейского Собора, близкие к стенографической записи и отличающиеся от офиц. версии, которые он, по-видимому, получил от Палладия. В 427 г. М., уже будучи в сане епископа, находился в окружении комита Сигисвульфа, гота по происхождению, к-рый вместе с войском, состоявшим из варваров, был послан имп. Валентинианом III в Африку для подавления мятежа комита Бонифация. Вероятно, паства М. состояла из герм. воинов, находившихся на службе в Римской империи. В его соч. «Рассуждения против Амвросия» включено послание «О вере, жизни и кончине Ульфилы», написанное после 383 г. Авксентием Дуросторским. Возможно, М. познакомился с Авксентием в Медиолане (ныне Милан), где тот жил в 80-х гг. IV в. при дворе вдовствующей имп. Юстины. Нет оснований приписывать М. гот. происхождение, т. к. в диспуте с блж. Августином он презрительно отзывался о варварах. Под 440 г. в Хронике Идация упоминается некий Максимин, «предводитель ариан на Сицилии», но нет уверенности, что речь идет о М. ( Hydat. Chron. 120). Соч. «Рассуждения против Амвросия», написанное при жизни Амвросия Медиоланского, т. е. до 397 г., сохранилось в единственной рукописи (Paris. lat. 8907, 1-я пол. V в.). Трактат представляет собой компиляцию и распадается на неск. частей. В основу 1-й части положены акты Аквилейского Собора с критическими замечаниями М. в адрес правосл. участников Собора, прежде всего Амвросия (использованы труды отцов Церкви, в первую очередь Киприана Карфагенского). Во 2-й части помещены послание Авксентия Дуросторского и полемическая речь Палладия из Ратиарии против Амвросия и др. участников Аквилейского Собора. Заключительная часть - апелляция арианских епископов Палладия, Секундиана и Вульфилы имп. Феодосию I Великому на решения Собора. Полемический труд Палладия, составленный вскоре после Аквилейского Собора, имеет большое значение для изучения арианского богословия.

http://pravenc.ru/text/2561678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010