(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 27–29) 1 . После многочисленных небесных поучений, которыми Господь и Спас наш наставлял Своих учеников, в нынешнем чтении Он сказал, как слышала ваша любовь: « Светильник, – сказал Он, – для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно " 216 . Под «светильником тела» имеются в виду восприятие ума и вера сердца. Если они будут в нас чисты и светлы, то, без всякого сомнения, осветят и все наше тело. Светильник же потому служит образом веры, что, как светильник освещает шаги идущих ночью, чтобы никто из них не наткнулся ни на яму, ни на какие-нибудь препятствия, – так и в этой ночи века сего сияние веры освещает все шаги нашей жизни, неся впереди свет Истины, чтобы мы не натолкнулись ни на яму грехов, ни на препятствия диавола. И действительно, Иуда Искариот, который не имел в сердце светильника веры, тотчас провалился в яму вечной смерти и за Господа жизни получил награду смерти. 2 .   Поэтому прибавлено: « Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно " 217 . Худое око у тех, у кого лукавый ум, либо искаженная вера; у тех, кто ходит не при свете, а впотьмах. О них говорит Иоанн в своем послании: «Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза 218 . А кто любит брата своего, тот пребывает в свете, потому что он в свете» 219 Также мы можем понять под телесным оком, которое является самым драгоценным членом тела, предстоятеля Церкви. Если вера в нем чиста и образ жизни светел, то, без сомнения, он просветит все тело Церкви. Если же учитель будет лукавым или еретиком, ясно, что подобный учитель примером жизни и вероломства способен сделать темным все тело. Не может воссиять свет истины и веры в таком народе, в котором из-за мглы заблуждения наступила ночь вероломства. 3 .   Справедливо прибавил Господь в нынешнем чтении: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» 220 . И добавил, сказав: «Не можете служить Богу и маммоне» 221 . Под этими двумя господами Он имеет в виду Бога и диавола. Однако Бог – истинный Господин, а диавол – господин ложный. И насколько далеки друг от друга истина и ложь, настолько далеки друг от друга один Господин и другой. Истинный Господин – Творец природы, а ложный господин, диавол, – извратитель природы. Тот – Податель спасения, этот – податель погибели. Тот ведет человека к небу, этот топит его в аду. Этот тащит человека к смерти, Тот выкупает его для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

5 . Итак, поскольку мы имеем дело с Крепким, мы должны хранить данное обещание, хранить принятую благодать, чтобы не испытать никакого смущения в день Суда, дабы нам не сказали вдруг: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» 329 Ведь тогда нас схватят за руки и ноги, как написано, и бросят во тьму внешнюю 330 . И поэтому тебе сказал Соломон: " Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» 331 . Одежды наши будут всегда светлы, если мы сохраним невредимой благодать крещения. Не оскудеет елей на голове нашей, если мы сохраним то спасительное миро, которое получили, и тогда наверняка не смутимся в день Суда, а удостоимся возликовать вместе со всеми святыми и избранными Божиими в Царствии Небесном. Слово 15. Об умовении ног (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 66–70) 1 . Господь и Спас наш, Принявший тело от Девы, показал много примеров смирения. Но то, о чем сообщается в нынешнем чтении, превосходит всё, ибо Он снизошел омыть ноги ученикам. Сказано так: " Встал, – сказано, – с вечери, снял с Себя тунику 332 и препоясался и начал умывать ноги ученикам " 333 . Почему Он так сделал, Он объясняет позже, когда говорит: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же» 334 . Удивительно и ни с чем несравнимо это смирение Господа! Господь вечного величия умывает ноги Своим рабам; Тот, Кому на небе служат ангелы, на земле служит людям. На земле Он смирил Себя, дабы ты ни в чем не возвышался. Он омыл ноги Своим ученикам, дабы ты не брезговал омывать ноги таких же рабов, как ты. Ты не можешь возноситься ни из-за богатства, ни из-за благородства, ни из-за славы, ибо Господь славы и сил снизошел совершить такую вещь! Тем самым Он показал пример смирения, которому мы должны следовать и подражать. Но в поступке этом скрыта также великая тайна нашего спасения. Но об этом – в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

5 . Потом в нынешнем чтении сообщается, что, когда Господа вели на страдание, то »встретили, – сказано, – одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» 415 . В кресте Христовом – триумф силы и трофей победы. Поэтому блажен этот Симон, который удостоился первым понести знамя столь великого триумфа! Этот крест сначала нес Господь, а потом заставили нести Симона, и так Господь показал Своим крестом особую благодать небесного таинства: что Он был и Бог, и человек; и Слово, и плоть; и Сын Божий, и Сын человеческий. И вот как человек Он был распят, а как Бог – в этом таинстве креста восторжествовал. Страдание принадлежит плоти, а божеству – триумф победы 416 . Ведь через Свой крест Христос восторжествовал над смертью и над диаволом. Через Свой крест Христос словно бы взошел на триумфальную колесницу 417 . И четырех евангелистов, словно отборную четверку небесных лошадей, Он избрал для того, чтобы она возвещала всему миру о триумфаторе великой победы 418 . И вот этот триумф победы Симон Киринеянин нес на своих плечах; он стал соучастником страдания, чтобы оказаться соучастником и воскресения, как сказал апостол: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем» 419 . Потому и Господь в Евангелии сказал: «Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником» 420 . 6 . Крест Христа – это наша победа, ибо для нас крест Христов приобрел триумф победы 421 . Но кто из нас настолько блажен, чтобы удостоиться понести на себе крест Христов? Несет на себе крест Христов тот, кто умирает для мира, кто Христу сопровождается. Послушай, как на это указывает апостол: «Я сораспялся, – говорит он, – Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» 422 . Кто чужд порокам плоти, как говорит апостол, кто чужд алчбы века сего, тот сораспялся Христу. А кто живет в пороках плоти, в похоти века сего, тот не может сказать: «Я сораспялся Христу» 423 , потому что живет не Христом, а жизнью века сего, желанием диавола. Крест Христов – это спасение мира и триумф небесной победы. Ведь и в древности великие цари, когда возвращались со славной победой от разбитых народов, возводили трофей победы в форме креста, на который вешали в знак вечной памяти захваченную у врагов добычу. Но крест Христов – намного большая победа. Ведь победа тех царей сопровождалась гибелью народов, разрушением городов, разграблением провинции. А в этой победе креста – выкуп целых народов, спасение для городов, свобода для провинций, безопасность для всего мира 424 . Гибель, может быть, только для одного диавола и плен для демонов, ибо крест Христов выкупил мир и пленил демонов. На трофее креста Христова висит добыча, захваченная у демонов 425 , и при знамении креста Христова и сегодня демоны мучаются, терзаются, опаляются, ибо они – пленники у клятвы крестной и у знамения страдания 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

3 . Евангелия открывают нам, как высоко Господь ставил святого Иоанна Крестителя и как высоко – Иоанна Евангелиста, мощи которых лежат здесь. Один Иоанн – Креститель, другой – Евангелист. Один узнал своего Господа, еще находясь в утробе матери; другой нашел Христа, находясь на берегу. Один крестил Господа, другой возлежал на груди Господа. Об одном говорится как о «первом из рожденных женами« 507 , другой был любим особой любовью среди апостолов. Один именуется «ангелом» 508 , другой называется «сыном громовым» 509 . Один открыл народу стоящего рядом Христа, сказав: «Вот агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» 510 , другой возвестил о Сыне Божием всему миру через проповедь своего Евангелия, сказав: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» 511 . Оба они почтенны, оба велики. Один видел Духа Святого, сходящего в виде голубя на Господа; другой, вознесен в духе, узнал тайны неба. Наконец, один за целомудрие был посажен Иродом в тюрьму; другой ради имени Христова был сослан цезарем Домицианом на остров. 4 . Что сказать об апостолах Андрее и Фоме, о Луке Евангелисте? Их мощи тоже находятся здесь. Андрей – брат святого Петра, который и сам принял крест ради Христа, как и Петр, его брат. Они равны в страдании, ибо равны в вере. Ведь оба они равны из-за Христа, оба они приняли Его крест. Так и подобало случиться, чтобы братья по крови стали братьями в славе страдания. И Фома тоже был одним из апостолов. Это тот Фома, который сомневался после воскресения Господа, и Господь, чтобы лучше укрепить его веру, сказал ему: «Вложи руку твою в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» 512 . И Фома, вложив и осязав, сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!» 513 Господь сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны не видевшие и уверовавшие» 514 . Святой Фома усомнился после воскресения Господа, но его сомнение укрепило веру Церкви. И вот Фома прикоснулся к руке Господа, чтобы опознать, следы гвоздей; прикоснулся и к ребрам Господа, чтобы осязать в этой ране признаки тела, дабы противники веры не могли утверждать, что Христос воскрес из мертвых не в той же плоти 515 . И хотя зрением очей и прикосновением руки своей святой Фома удостоверился, что Христос воскрес в теле, однако потом Маркион и манихеи не пожелали поверить, что Господь воскрес в плоти. Но что сказал Фома, прикоснувшись к руке Господа? «Господь мой и Бог мой!» 516 . Ибо он узнал своего Господа, Христа, именно по силе воскресения, ибо победить смерть, и воскресить от смерти плоть с жизненной силой способно лишь божественное могущество и вечное величие. Вот, почему он сказал Ему: «Господь мои и Бог мои!» 517 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Поэтому не без причины написано: «Господь есть Бог гор, а не Бог долин» 205 . 2 . Бог , впрочем, есть Бог всякого места и всякой твари, ведь Он Сам Творец и Создатель всего. Тем не менее, в этом изречении пророка о том, что «Господь есть Бог гор, а не Бог долин» 206 , содержится смысл глубокий н духовный. Ведь Бог снисходит до того, чтобы быть Богом тех, кто вверх, ввысь устремлены, словно горы, верою своих заслуг, то есть всех святых людей. Горы – это патриархи, горы – это пророки, горы – это и апостолы, горы – это и мученики 207 . Таким образом, показано, что наш Бог – это Бог всех этих святых людей. Поэтому мы и читаем такое слово Господа: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» 208 . И к этому прибавлено: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» 209 . Напротив, Бог нисколько не снисходит к тому, чтобы быть «Богом долин», то есть грешных и неверных людей, которые наподобие долин стелются долу. Так, нечестивые и грешники не удостаиваются того, чтобы наш Бог назывался их Богом, в Которого они не веруют и Которого не знают, из высокомерия ли, или по неведению. По силе Своего Божества Он – Бог всякой твари, потому что Он Творец всего; но показано, что по снисхождению и благодати Он Бог тех, кто блюдет Его заповеди и веру. 3 .    Наконец, та гора, на которой Господь подал Своим ученикам благословение, предначертала образ Церкви: Церковь сравнивается с горой потому, что ее жительство высоко, и она, словно большая гора, попирает землю, то есть земное жительство, не тяжестью камней, а бременем святости. Хочешь убедиться, что справедливо обозначать Церковь горой? Послушай, что говорит божественное Писание: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?» 210 Ведь ни о какой земной горе нельзя было сказать: «Кто взойдет на гору Господню?» 211 , так как на подобные земные горы легко восходят не только люди, но и звери. Зато вполне справедливо это сказано о горе Господней, о горе небесной, то есть о святой Церкви, к чьей вере и к чьей высокой жизни ни поднимается никто, кроме блаженных.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

3 . Можно и по-другому понимать то, что книга Евангелия, которую ему дали съесть, по его словам, была у него во рту сладкой, а во чреве стала горькой. Те, кто в верном смысле понимает слова Иоанна, вкладывают сладость в его уста, то есть в его проповедь, ибо с благочестием внимают словам веры. А те, кто понимает его слова в ложном смысле, как еретики, – такие производят горечь, потому что превращают сладость веры в горечь вероломства. Потому и показано, что первые находятся у него в устах, а вторые – во чреве. Православные – в устах, откуда благословляется Бог; еретики – во чреве, откуда исходят испражнения. Православные дают блаженному Иоанну почувствовать производимую его Евангелием сладость, а еретики – горечь. Так огорчил Иоанна Фотин, не пожелавший верить, что Христос – Бог, о Котором тот ясно показал, что Он – Бог, сказав: »В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 448 . Огорчил его и Арий, не поверивший, что Сын исходит от Отца, а ведь мы и верим, что Слово Отца является Ему Сыном, именно потому, что Оно исходит из сердца Отчего. Огорчают Иоанна все еретики, которые или разрушают, или оспаривают веру его проповеди. Так что святой Иоанн чувствует сладость проповеди благодаря православным, а горечь – благодаря еретикам; сладость благодаря вере церковной, горечь – из-за неверия синагоги, которая не пожелала принять Иоанновой проповеди. 4 . После того, как его отпустили с острова, святой Иоанн написал Евангелие, которое проповедуется по всему миру. И после многих гонений, которые он потерпел ради имени Иисусова, будучи уже в глубокий старости, он перешел из этого мира к Господу. А Господь говорил о нем, как мы читаем в Евангелии: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» 449 . Господь сказал это не потому, что он вовсе не должен был умереть, а потому, что он должен был умереть без страдания. Ведь говорится так: «Не сказал Иисус , – говорится, – что он не умрет, но: Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду " 450 . Ведь Господь приходит к каждому святому, когда призывает его покинуть тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Вот как о них говорит пророк: «Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли и из-под небес» 590 . 591 Послушай, как и Давид говорит об этом в псалме: «Ибо все боги народов – демоны, а Господь небеса сотворил» 592 . Итак, когда-то мы пели впустую, но когда пришли к вере и познали Бога, начали «воспевать Того, Кто есть», то есть Бога всемогущего, Творца неба, Создателя земли, Устроителя всего мира и Создателя самого человека 593 , приказавшего Моисею: «Так скажи сынам Израильским: Сущий послал меня к вам " 594 . Ибо Он – Тот, Кто был всегда и Кто пребывает в вечности. Ему по справедливости и по достоинству мы поем «аллилуия», ибо то , что мы существуем, то, что мы живем, происходит не по нашей силе и не по нашей власти, а по Его снисхождению и любви. И этого великого Бога, Который всегда был и есть, мы должны воспевать достойным и приличным для Его хвалы и величия образом: что Он вечен, что Он всемогущ, что Он неизмерим, что Он Творец века сего и Спаситель мира, что Он имел к людям такую любовь, что отдал Своего Сына для спасения века сего, как и Господь Сам говорит в Евангелии: «Так, – говорит Он, – возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» 595 . 2 . Итак, «аллилуия» переводится как «Воспой Того, Кто есть», но также «аллилуия» переводится как «Благослови, Боже, всех нас вкупе». И мы поймем, насколько этот перевод сообразен с верой и спасением, если посмотрим глубже. Итак, когда мы говорим «аллилуия», мы молимся: «Благослови, Боже, всех нас вкупе!» И если мы будем пребывать вкупе в вере, в мире, в согласии, в единодушии, то заслужим и то, чтобы Господь «благословил всех нас вкупе». Ведь и написано так: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» 596 . И в другом месте: «Бог единомысленных вводит в дом» 597 . Таким образом, мы получим благословение от Бога, если будем пребывать «вкупе», то есть в единении веры, в согласии мира, в чувстве любви 598 , как и апостол увещает и наставляет, говоря: «Умоляю вас, братия, чтобы все вы мыслили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Но можно также под волосами понимать и добродетели души, а под драгоценным миром – дела милосердия. Так, если в нас будет дело милосердия и сострадания, то и мы, словно драгоценным миром, будем помазывать ноги Господа. Поэтому, когда мы поступаем милосердно с бедными, то помазываем ноги Господа, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» 292 . И если в нас есть добродетели души, то и это – то же самое, как если бы мы отирали ноги Господа своими волосами. Ведь Христос отдыхает и утешается во всякой добродетели нашей души, во всяком усердии веры, во всяком деле праведности, милосердия и сострадания 293 , ибо Он Творец и Устроитель всякого доброго дела. Слово 12. На послание к Римлянам. (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. P. 53–57) 1 . Блаженный апостол Павел в послании, написанном им к Римлянам, обсуждает и доказывает, как слышала ваша любовь, что не только ради иудеев, но и ради язычников Сын Божий воплотился от Девы. Что это будет так, и Закон предсказывал, и пророки предвозвещали. И было бы неправильно, если бы Сын Божий, Который сотворил все народы, сошел с неба для спасения только одного народа. Сначала дар сей был дан иудеям за заслуги патриархов, от которых происходил их род. Но, поскольку они с презрением отнеслись к предложенному им дару великой благодати, то спасение было отдано разным народам и языкам, как говорит апостол Павел к иудеям: «Вам, – говорит он, – первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы сами судили себя недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» 294 . 2 .   Итак, пришествие Христа стало спасением для всех народов и искуплением всего рода человеческого. Ведь нас искупил Тот, Кто сотворил; нас спас Тот, Кто нас создал. И не без причины мы носим имя «искупленных» Христом, а не «купленных», как об этом говорит апостол: «Он искупил нас, – говорит он, – Своею кровию» 295 . Он сказал не «купил», а «искупил» (redemit); ибо свое выкупается (redimitur), а покупается чужое.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

2 . Господь сказал Своим ученикам, как слышала в нынешнем чтении ваша любовь: «Лазарь, друг наш, – сказал Он, – уснул; но Я иду разбудить его» 522 . Хорошо сказал Господь: «Лазарь, друг наш, уснул» 523 , – ведь, поистине, тот должен был восстать от смерти, словно ото сна. Но ученики, не понимая, почему Господь говорит так, сказали Ему: «Господи, если уснул, то выздоровеет« 524 . Тогда, отвечая, Он «сказал им прямо: «Лазарь умер; но Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» 525 . Но если здесь сообщается, что Господь радуется о Своих учениках по причине смерти Лазаря, то почему позднее говорится, что Он заплакал из-за смерти Лазаря? А причина радости и слез такова. Господь радовался об учениках, а плакал об иудеях. Об учениках радовался, потому что через воскрешение Лазаря должна была укрепиться их вера во Христа; а о неверии иудеев плакал, потому что они не поверили во Христа Господа даже после того, как воскрес Лазарь. Или же, может быть, Господь заплакал, дабы смыть Своими слезами грехи мира. Если Петр смог, пролив слезы, смыть свои грехи, то почему бы не поверить, что слезами Господа были смыты грехи мира? После слез Господа многие из народа иудейского уверовали. Неверие иудеев было отчасти побеждено чувством любви Господа, и бессердечные души их были умягчены пролитыми слезами сострадания. И еще, может быть, обе эти вещи, – и то, что Он радовался, и то, что Он плакал, – в нынешнем чтении сообщаются о Господе потому, что «сеявшие со слезами, – как написано, – будут пожинать с радостью» 526 . Ибо слезы Господа – это радость для мира, и слезы Он пролил для того, чтобы мы удостоились радости. Но возвратимся опять к чтению. Он сказал Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, – сказал Он, – умер; но Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы узнали " 527 . Отметим здесь тайну: почему Господь говорит, что Его не было там? Ведь, когда говорит прямо: »Лазарь умер«, Он с очевидностью показывает, что там был. Потому что Господь не смог бы сказать этого, если только Сам не был там, ведь никто ничего не сообщал Ему. Ведь как это Господь, Чье божественное величие проникает во все места целого мира, мог не быть в месте, где умер Лазарь? Но здесь Господь и Спас наш также открывает в Себе тайну плоти и божества. Он не был там по плоти, но был там по божеству, ибо Бог – везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

7 . За этим, братья, идет следующее: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» 689 . Немалый почет достается тем, кто радеет о мире, ведь они получают имя «сыновей Божиих». Конечно, хорошо и то, когда пытаются примирить братьев, ссорящихся из-за имущества века сего, или из-за пустой славы, или из-за соперничества; однако этот товар не очень-то ценен, ведь Господь говорил, подавая нам пример: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» 690 И ранее того Он говорил: «От взявшего твое не требуй назад» 691 . И в другом месте: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?» 692 . Так что то место нужно понимать в смысле большего и высшего миротворчества, такого, когда люди-язычники, которые суть враги Божии, через настойчивость учения принуждаются к миру; когда грешники исправляются и примиряются с Богом через покаяние; когда усмиряются бунтовщики-еретики; когда несогласные друг с другом церкви приводятся к единству и к миру. Поистине, такие миротворцы не только блаженны, но по всей справедливости они будут наречены достойными «сынами Божиими». Ибо, подражая Самому Сыну Божию Христу, Которого апостол именует «миром нашим» 693 и «примирением» 694 , они получают и общее с Ним имя. 8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное» 695 . Нет сомнения, братья, в том, что доброму делу всегда сопутствует зависть. Ведь гонители со всей своей неутомимой жестокостью, – как только начнешь строго держаться праведности, отгонять самомнение, призывать неверных к миру Господню, как только, наконец, начнешь отличаться от мирских и прельщенных людей, – тотчас начнут преследования; непременно к тебе возникнут и ненависть, и зависть. И вот так Христос подводит Своих слушателей к высшей ступени, к самой главе и к вершине: чтобы они не только терпели в страданиях, но чтобы радовались вместе с Ним и в самой смерти! 9. «Блаженны вы, – говорит Он, – когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за правду. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» 696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010