И Церковь , действительно, называется супругой-девой, когда Павел говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» 265 . По представлению мира, не может называться девой та, кто является супругой. По небесному же таинству Церковь называется супругой, хотя и является девой. Она именуется супругой, потому что через Духа Святого она соединена со Христом; а девой называется потому, что грех не обручился с ней и не запятнал ее. Устроитель брачного пира – это Бог Отец, свидетель – Дух Святой, служители ангелы, а зовущие в гости – апостолы. А если захочешь, то увидишь и духовное веселье этого пира, то есть небесного чертога, о котором написано: «И он выходит, как жених из брачного чертога своего» 266 . На этом брачном пиру на первом месте сидит хор дев, о которых мы читаем: «За нею приведутся к царю девы« 267 . На этом пиру есть и своя кифара, есть и оргáны, есть и кимвал; то есть кифара Закона, оргáны пророков, , о которых написано: «Хвалите Его на струнах и оргáне; хвалите его на кимвалах громогласных » 268 . 3 .   Рассмотрим же теперь эту притчу. На такой брачный пир Своего Сына Отец пригласил сначала народ иудейский. Он послал к ним праведников, послал пророков. " Но они, – сказал Он, – не хотели прийти» 269 . Он еще раз послал других слуг, еще больше, чем прежде, то есть апостолов и евангелистов проповедующих, говоря им: «Скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото; приходите на брачный пир» 270 . Обед изображает таинство Господнего страдания, на котором – истинная пища жизни и еда вечного спасения. Ведь Он – живой Хлеб, сошедший с небес 271 , и дает жизнь этому миру. Правильно то, что упоминается именно обед; не ужин, а обед – ведь обед обычно накрывают в шестом часу, а был шестой час 272 , когда Христос был распят ради спасения человеческого рода, чтобы приготовить нам небесную пищу Своих страстей и яства духовные. Под тельцами, заколотыми ради брачного пира Сына, имеются в виду праведники и пророки, которые были заколоты, потому что проповедовали, что Сын Божий должен прийти и пострадать во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Мы можем понять, насколько велико торжество Пасхи, из того, что пожелал совершить Господь и Спас наш. Блаженство этой Пасхи вожделелось ангелами, вожделелось Законом, вожделелось праведниками, вожделелось пророками, но тогда еще не пришло его время. Некогда торжество этой Пасхи было замыслено в Законе, но замыслено в нем только как прообраз. Но то, что Закон замыслил как прообраз, Христос Господь совершил поистине. Ибо истинная Пасха – это страдание Христово, от которого она и получила имя «Пасхи» 377 . Это явно показано апостольским словом, когда говорится: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему, – как сказал тот же апостол, – станем праздноват не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» 378 . Итак, нужно извергнуть всякую закваску лукавства и греха из наших сердец, чтобы чистым сердцем и правой совестью стать, словно пресные хлеба, дабы достойно праздновать Пасху Христову. 2 . Если же мы оставим в сердце закваску греха и лукавства, то будем недостойными праздновать Пасху Господню. Поэтому сказал апостол: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны " 379 . Мы пресны и бесквасны, если останемся без закваски лукавства. Мы пресны и бесквасны, если чужды всяких дрожжей греха 380 . Ведь «малая закваска, – как сказал апостол, – квасит все тесто» 381 . Мы должны очищаться и освобождаться от всяких дрожжей греха, чтобы удостоиться вкусить торжества Пасхи, о котором Господь сказал Своим ученикам: «Очень желал Я есть с вами сию пасху " 382 Вместе со Христом вкушаем Пасху и мы, ибо Он питает 383 тех, кого спасает. Ведь это Он – Установитель Пасхи, Он – Установитель таинства, совершивший праздник этой Пасхи для того, чтобы подкрепить нас пищей Своего страдания и освежить нас спасительной чашей. И поскольку Господь пожелал сделать нас причастниками столь великого праздника, будем молиться, чтобы принять Его таинства достойно, дабы удостоиться по праву получить благословение от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

5 . И когда Он подошел к Петру, чтобы омыть ему ноги, как сообщает нынешнее чтение, то Петр сказал Ему: «Не умоешь ног моих вовек ». Иисус отвечал ему : «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Симон Петр говорит Ему: «Господи! не только ноги мои , но и руки и голову» 351 . Сначала святой Петр отказывался от услужения Господа, так как считал себя недостойным, чтобы Господь омыл ему ноги. Но после того как Господь сказал ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» 352 , он больше не стал отказываться от услужения Христова, дабы получить часть со Христом 353 . И узнав, что в омовении ног великая тайна, он сказал: «Не только ноги, но и руки и голову» 354 . Он дал омыть ноги, чтобы омывались крещением стопы жизни, загрязненные в Адаме пятном греха. Он дал омыть руки, чтобы очищались и наши руки священным крещением Христовым, ведь Адам запятнал свои руки, незаконно протянув их к дереву. Он дал омыть голову, чтобы в разуме его души, который находится в голове, не осталось грязи греха Адамова. Таким образом, он всего себя предоставлял для крещения, желая полностью омыться, чтобы получить через омовение головы чистое сердце, чтобы через омовение рук начать делать дела праведности, а через омовение ног – пойти по дороге истины чистыми ногами. 6 . Итак, Господь омыл ноги Своим ученикам, чтобы в нас не осталось никаких следов греха от грязи Адама. Омывает Господь и ныне ноги тех рабов Своих, которых приглашает к благодати спасительного крещения. И если по наружности этот обряд совершают люди, однако это – дело Того, Кто подал этот дар, и Он Сам делает то, что установил. Мы совершаем обряд, Он дает дар. У нас обряд, у него – власть. Дар – Его, даже если обряд и наш. Его благодать, даже если и наш обряд 355 . Мы омываем ноги тела, а Он омывает ступни душ. Мы прикасаемся водою к телу, Он прощает грехи. Мы прикасаемся, Он освящает. Мы на земле возлагаем руки, Он с неба дает Духа Святого. Посему, чада оглашенные, поспешите к благодати крещения, чтобы, очистившись от грязи грехов, предстать чистыми во всем пред Господом и Спасом нашим Иисусом Христом. Слово 16. В Великую ночь

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

2 . Итак, именно таким веревочным бичом изгоняются из Храма Господня все, поступающие против Закона, потому что все, кто живет незаконно, осуждаются судом Самой Троицы. Потому были опрокинуты седалища тех, кто продавал голубей, ведь казалось, что они, сидя на седалищах, учат народ, словно священники. Также опрокинуты были и седалища синагог, дабы освятиться во Христе седалищам (кафедрам) Церкви. Ведь священническая честь была отнята у синагоги и отдана Церкви. Ибо не заслужила синагога обладать поныне священнической честью, так как не приняла начальника своего священства, Христа Господа. Но будем смотреть, а лучше сказать, будем остерегаться, как бы не оказался среди нас кто-то такой, кто торгует овцами или волами или голубями в храме Господнем. А продает овец тот, кто думает, что невинность продается за деньги. Продает волов тот, кто отдаст благодать Божию за плату, хотя написано: «Даром получили, даром давайте» 196 . Поэтому здесь и показано, что из храма были изгнаны меновщики, то есть те, кто считает, что дело Божие нужно делать за вознаграждение. 3 . Однако и Церковь можно назвать «домом дельцов», но дельцов духовных, где ссужаются не земные, а небесные монеты, где гонятся не за прибылью земного серебра, а за прибылью небесного Царства. Ведь мы читаем, что Господь сказал в Евангелии: «Для чего же ты не отдал серебра в оборот меновщикам, чтобы Я, придя, получил его с прибылью?» 197 Ежедневно в Церкви Господней нам дается в рост серебро слова Божия, небесное учение, и мы удачно пускаем его в оборот, если возвращаем его Господу с прибылью спасения и веры. А апостолы так хорошо пустили это серебро в оборот, что приобрели для Господа весь мир! 4 . Когда же Господь и Спаситель наш изгнал из Храма всех незаконно торгующих, то иудеи сказали Ему, как слышала ваша любовь: «Каким знамением докажешь Ты нам, что можешь так поступать?» 198 В ответ Он сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» 199 . Говорят и они: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» 200 И евангелист прибавил: «Он же говорил о храме тела Своего» 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

А чтобы приобрести, добыть и удержать их, мы должны просить помощи, благодати и силы у Господа, Которому да будет слава во веки веков. Аминь. Слово 42 (фрагмент, возможно, неподлинный) О страдании святого Петра (CCSL 9а. Chromatii Aquileuensis opera. Р. 182) ...Поэтому и было ему сказано Господом, как вы слышали в нынешнем чтении: «Симон Иоаннов 713 ! Любишь ли ты Меня?» Тот в ответ говорит Ему: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя». Говорит ему Господь в другой раз: «Симон Иоаннов! Любишь ли ты Меня?» Тот говорит Ему: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя» 714 . Что мы скажем об этом? Неужели Господь, ведающий тайны сердца, не знал, что Петр Его любит? Или одного ответа Петра было недостаточно Господу, Который знает обо всем даже прежде, чем об этом будет сказано? Но Господь спрашивает Петра трижды, чтобы тройное исповедание осудило тройное отречение. Потом Господь сказал Петру: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел. А когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, – говорится, – давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» 715 . Ибо в своей старости святой Петр принял за Христа крест. Ведь в другом месте Господь говорил в Евангелии: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» 716 . И вот, ученик Истины исполнил завет своего Учителя, принял крест ради Христа, чтобы прославить крест Господень. Однако, когда его вели на крест, он захотел быть прибитым к кресту вверх ногами. Он не убежал от страдания, а поступил смиренно, чтобы не оказалось, что раб уравнивается с Господином; одинаковая мучительная смерть, но не одинаковая благодать, ибо Петр распят за себя, а Христос – за спасение мира. Петр распят, чтобы приобрести славу страдания для себя; Христос был распят, чтобы увенчать весь мир славой Своего страдания. Петр был прибит ногами кверху, чтобы скорым шагом поспешить на небо; а Христос поднимается вверх на кресте с прибитыми руками, чтобы простертыми руками Своими защитить весь мир...

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Все время, пока отец Пахомий телесно пребывал с нами, он денно и нощно молился о спасении наших душ и всего мира. Коптское житие Пахомия. Не подлежит сомнению, что мир все еще существует только благодаря молитве монахов, Руфин Аквилейский История монахов, пролог. Это слезы особые: очерствение и грехи людей заставляют нас проливать их. Так Самуил оплакивал Саула. Так в Евангелии Господь оплакивает Иерусалим; а в прошлые времена плакал Иеремия: «Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего…» Это слезы праведника, подавленного бременем тревог, печалей и скорбей мира сего. То же самое явствует из надписания псалма: Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою (Пс. 101) Страждущий здесь — это тот, о котором говорится в Евангелии: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Иоанн Кассиан Собеседования, 9, 29. Освободившись во Христе от греховных, порождающих раздоры страстей, которые разделяют людей во времени и пространстве, великий подвижник вступает на пути Божий, кажущиеся непостижимыми. Два брата шли повидаться с Антонием, по дороге у них кончилась вода, и один из них умер. Другому тоже предстояло умереть: вконец обессилев, он лег на землю и стал ждать смерти. Антоний, живший на горе, призвал к себе находившихся с ним двух монахов и повелел им «Возьмите кувшин с водой и поспешите на единственную дорогу: сюда шли два брата. Один уже умер, другой умрет, если вы не поторопитесь. Мне только что было откровение в молитве». Монахи пошли, нашли мертвое тело и похоронили его, подкрепили водой силы умирающего и привели его к старцу. Расстояние между ними было в один день пути. Может быть, кто–нибудь спросит: почему не было сказано об этом раньше, когда первый брат был еще жив? Такой вопрос неуместен. Решать о жизни или смерти Антоний был не властен: это дело Бога, который избрал второго брата и открыл Антонию беду, в которой тот находился Афанасий Александрийский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

112 Особенность (греч.). 113 В синод. переводе: …произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. 114 В синод. переводе: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. 115 В синод. переводе: …Который упасет народ Мой, Израиля. 116 В синод. переводе: …Который должен быть Владыкою в Израиле. 117 В синод. переводе: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела… 118 В синод. переводе: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною… 119 Парафрастически, пересказывая (греч.). 120 В синод. переводе: …и камень соблазна. 121 То есть Италой. 122 В синод. переводе: И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна. 123 В синод. переводе: …камень претыкания и камень соблазна. 124 Согласно синод. переводу, Авраам купил у Ефрона Хетгеянина, сына Цохарова, за четыреста сиклей серебра пещеру и поле. 125 В синод, переводе: Иаков купил землю у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. 126 Аквила (лат. Aquila) или Акила — II в. по Р.Х.; из иудеев–прозелитов; переводил книги Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык; известен педантизмом и немыслимым буквализмом при переводе, а также явно антихристианской направленностью. — Ред. 127 Артикли и «предартикли» (греч.); в древнееврейском языке: определенный артикль и особая частица, ставящиеся вместе при объектном винительном падеже. Аквила попытался воспроизвести в своем переводе и то, и другое. — Ред. 128 Педантично, въедливо (греч.). 129 Окончание стиха Быт 1:1 — …небо и землю (греч.) — Ред. 130 Аристарх из Самофракии (II в. до Р.Х.); жил в Александрии, основал собственную филологическую школу. Занимался критикой и истолкованием известнейших греческих поэтов, в частности — Гомера. Имя Аристарха стало впоследствии нарицательным — как своеобразный символ учености и педантичности. — Ред. 131 Ювенал. Сатира 1, 15. 132 Руфин Аквилейский — старый друг 6л. Иеронима, Мелания — римская аристократка, основала монастырь на горе Елеонской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Он же исполнял то Божественное речение, в котором сказано: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» ( Пс. 26.3 ). Однако деяния его были столь велики и столь многочисленны, что, хотя значительность его подвигов не позволяет мне что-то оставить без внимания, все же огромное их число заставляет весьма многое упустить; поэтому слабая душа терзается, ибо не в состоянии решить, что оставить [для рассказа], а что обойти молчанием. И потому мы вспомним то немногое, что относится к делу, остальное же о нем скажет его слава, которая все же может, без сомнения, сообщить гораздо меньшее. Ведь ничего из того, что можно было бы добавить [к рассказу], она не откроет. Глава 15. О заблуждении императора Констанция Итак, в то время как Констанций один держал власть над Востоком, после того как брата его Константина недалеко от Аквилеи у реки Алсы убили солдаты, 12 Констант, приходившийся им обоим братом, весьма деятельно управлял Западом. А вот Констанций, в то время как натурой и душой царственной весьма благоволил тем первым доброжелателям царствования его, превратными священниками через евнухов весьма ловко был введен в нечестивое заблуждение, и со страстной готовностью уступил их лживым аргументам. Однако эти священники, боясь, как бы вдруг у Афанасия не появилась возможность обратиться к царю, и как бы царь не узнал от него об истинной, согласной с Писанием, вере, которую они извратили, всеми способами стали обвинять его перед императором и выставлять виновником всех преступлений и позорных поступков. Дело дошло до того, что они показали императору отрезанную от человеческого тела руку, положенную в ларец, и уверяли, что она отсечена Афанасием у некоего Арсения и используется им как орудие магии. В то же время выдумали и другое весьма клеветническое и бесчестное. Глава 16. О соборе еретиков в Тире, созванном против Афанасия По этим поводам император повелел, созвав собор, осудить на нем Афанасия. И повелел собраться ему в Тире, 13 отправив со своей стороны одного из комитов, присоединив также Архелая, в то время комита Востока, и, конечно, того, кто управлял провинцией Финикией.

http://azbyka.ru/otechnik/Rufin_Akvilejs...

Истолковывая слова: « и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка», латинский экзегет V-ro века святой Хроматий Аквилейский писал: «Подобно тому, как кит неспособен был переварить в своем чреве Иону или удержать его живым внутри себя долгое время, так и всепожирающая смерть, хотя и, без сомнения, приняла Господа, но, будучи неспособной удерживать Его живым и неуловимым, на третий день исторгла Его, как и кит исторг Иону. Ибо смерть, привычная всегда поедать и переваривать мертвых, почувствовала тошноту и извергла Господа живым. И не могла она переварить Его, ибо Он был камнем – как говорит апостол: ″камень же был Христос″ ( 1Кор.10:4 ). Кит проглотил и исторгнул из себя одного Иону; смерть же, захватив Господа, извергла из себя не одного Его (то есть Господа нашего Иисуса Христа – О.С.) , но с Ним многих. Ведь мы читаем, что вместе с Господом воскресли многие тела святых» . Блаженный Феофилакт так истолковал ответ Спасителя иудеям: «Род лукавый потому, что они искушают Его, а прелюбодейный потому, что отступают от Бога и прилепляются к дьяволу. Хотя они просят знамения с неба, но Он не дает им, кроме знамения Ионы, то есть что, пробыв три дня во чреве великого кита – смерти, воскреснет… Знамения давались им (ранее – О.С.) , то есть они бывали ради них, хотя иудеи и не веровали. Поэтому, оставив их, как неизлечимых, Господь ушел» . Истолковывая слова: «И, оставив их, отошел» , блаженный Иероним Стридонский пишет: «Оставив книжников и фарисеев, – которым Он сказал: ″Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка″, – Он удалился прямо через залив и последовал к народам языческим» . То есть Христос обращал не только иудеев, но и язычников. И мы переходим к следующей теме, выше озаглавленной, как «Закваска фарисейская и саддукейская». Далее сказано: Мф.16:5 . «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов». Слова: «переправившись на другую сторону» можно понимать и аллегорически, в том смысле, что к тому времени апостолы были уже другого исповедания, чем фарисеи и тем более саддукеи. Переправа или переселение в Библии означают и такую перемену жизни, когда человек все прежнее оставляет за спиной и никак не стремится к нему возвратиться. Само слово «еврей» означает и переводится, как «перешедший реку», или «с другого берега Евфрата».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Не буду же я есть сегодня, если Ты не исцелишь его! И Бог послушался Павла, подобно слуге капризного хозяина, и бесноватый получил здравие. Такую веру и упование на Господа имел Павел! О пресвитере Пиаммоне Нельзя пройти молчанием обитателей пустыни прилегающей к Порфенийскому морю и граничащей с областью города Диолка. Мы видели там одного дивного пресвитера, по имени Пиаммона, отличавшегося совершенным смирением и кроткой снисходительностью. Ему дана была благодать откровений. Однажды принося бескровную жертву Господу, он увидал близ престола ангела Господня: у него в руках была книга, в которой он записывал имена иноков, приступавших к святому престолу. Старец внимательно замечал, чьи имена пропускал ангел. После окончания литургии он призвал к себе порознь каждого из пропущенных ангелом и спрашивал, нет ли у него на совести какого-нибудь втайне совершенного греха. И при этой исповеди открыл, что каждый из них был повинен в смертном грехе... Тогда он убеждал их принести раскаяние и, сам вместе с ними повергаясь пред Господом, день и ночь со слезами молился, как бы причастный их грехам. И пребывал он в покаянии и слезах до тех пор, пока снова не увидал ангела, предстоявшего престолу и записывавшего имена приступавших ко святым Тайнам. Записав имена всех, ангел стал даже по именам называть каждого, приглашая приступить к престолу для примирения с Богом. И, увидав это, старец понял, что принято их раскаяние и с радостью допустил всех к престолу. Говорили про него, что однажды он жестоко избит был злыми духами, до того, что не мог ни стоять, ни двинуться с места. Настал Воскресный день, надобно было совершать литургию. Пиаммон приказал братии на руках принести его в алтарь. Он лежал на полу и молился. И вот ангел Господень, являвшийся ему у престола, простирает ему руку и воздвигает его от земли. Болезнь мгновенно исчезает, и он чувствует себя гораздо лучше, чем прежде. Об Иоанне Жил в тех местах святой муж, полный благодати Божией, по имени Иоанн. Он обладал таким чудным даром утешения, что – какою бы скорбью, каким бы горем ни была подавлена душа, – от немногих, сказанных им слов, вместо тоски исполнялась радостью и весельем. И, вместе с тем, дана была ему от Бога обильная благодать исцелений... Эпилог. О трудностях путешествия по пустыням

http://azbyka.ru/otechnik/Rufin_Akvilejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010