Преподобный Иоанн Кассиан уже показывает то, что производит сама блудная страсть. От блудной страсти рождается сквернословие, шутовство, забавы, суесловия. А святитель Иоанн Златоуст указывает, что блудная страсть прежде возникает в сердце человека: « Не думай, что ты чист от греха, когда не совокупился с блудницей - ты по желаниям уже все сделал». И это соответствует словам Христа Спасителя: «Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф.5). Древнехристианский экзегет Фроматий Аквилейский писал: «Поскольку прелюбодеяние - тяжкий грех и чтобы вырвать корень самого греха, чтобы не запятнать нашу совесть, Он, Господь запретил даже вожделение, которое есть начало прелюбодеяния. Как говорит блаж. Иаков в своем письме – похоть же, зачавши, рождает грех. А сделанный грех рождает смерть, и Фроматий продолжает:- поэтому через Давида Дух Святой говорит об этом – блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (Пс 136, 9). Он называет блаженным и поистине евангельским мужем того, кто сразу же и прежде произрастания при самом рождении, то есть в самом себе убивает стремление к плотским желаниям, рождающееся от человеческой слабости верой в Христа, названного камнем». То есть речь идет не о младенцах, речь идет о грехе, который надо сокрушить, когда он еще как помысел возник. Таким образом, братья и сестры, мы устанавливаем, что начатки праведности, начатки любого греха возникают во внутреннем мире человеческой души, в сердце. О чем и сказано: «Ибо из сердца исходит злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). Еще – «Ибо вот Царство Божие внутри вас есть» (Мф.17:21). «А что господствует и побеждает внутри нашего сердца - вертеп блудного греха или Царство Божие - зависит от свободного волеизъявления человека. Как сказано – ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать.

http://radonezh.ru/text/chto-znachit-beg...

Праведные и пророки справедливо именуются тельцами, ведь они поднимали беззаконие народа иудейского на рога праведности. А в том, «что выкормлено и заколото», изображаются дети, заколотые Иродом в Вифлееме, ибо они удостоились умереть ради имени Христова 273 . 4 . И поскольку народ иудейский не захотел прийти на такой великий брачный пир, то царь послал своих слуг на распутия, говоря: «Пойдите и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И они вышли, – сказано, – и собрали всех, кого только нашли, и брачный пир наполнился возлежащими " 274 Так что, раз иудеи не захотели прийти на этот брачный пир, то были приглашены все народы, в числе которых и мы, пришедшие к благодати Христовой. Ведь из-за того, что народ иудейский отказался, не могли пропасть даром такие приготовления брачного пира. Посему мы должны быть благодарными Его милосердию за то, что Он пригласил нас, недостойных, на этот великий брачный пир. Однако же мы должны остерегаться, а, может быть, и бояться, как бы Царь, войдя и начав рассматривать возлежащих, не сказал кому-нибудь из нас то, что читалось в нынешнем чтении: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» 275 И тогда он приказал вынести его за руки и за ноги. Брачная одежда – это благодать спасительного крещения, которая сияет не белизною шерсти, а блеском веры. . Ведь чиста и белоснежна одежда Христова, которую мы получаем через благодать крешения, как говорит апостол: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись " 276 . Подобной брачной туники не имеет тот, кто или не получил, или, получив, потерял благодать крещения. И если будет обнаружено, что он таков, то, изгнанный из-за стола брачного пира, он будет извержен во внешнюю тьму. Посему мы должны во всех отношениях хранить брачную одежду, принятую через благодать крещения, через веру Христову, целой и невредимой, чтобы в Церкви достойно находиться на пиру духовном, а в будущем удостоиться быть причастными Царствия Небесного вместе со святыми и избранниками Божиими. Слово 11. О той, которая помазала ноги Господа

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

«Бедный» же – это народ иудейский, у которого, как казалось, кое-что было от Закона и пророков, от заслуг патриархов, от благодати праведников, однако он все равно валялся в брении и на гноище, потому что был погружен в телесные пороки, в грязь грехов, в языческий обман. Народ же язычников, который мы узнаем в «нищем», лежал в прахе и на земле, потому что поклонялся земным идолам, потому что все ожидал с земли и ничего – с неба. Обоих их «поднимают», ибо оба получают спасение; оба они «возвышаются», ибо оба получают свободу: один – от земли пороков, другой – от гноища грехов; один – от служения идолам, другой – от нарушения правды. И оба они возводятся к тому, чтобы быть «посаженными рядом с князьями» 604 , то есть вместе с апостолами и пророками, которые и есть князья Церкви Божией. 4 . Не случайно и то, что, хотя речь шла о двоих, с князьями оказывается посажен только один, ведь два народа стали одним народом Церкви; он-то и был посажен в чести князей народа и приобщен к апостолам и пророкам. Итак, два призвания стали одним народом, ибо двое превратились в одно, как сказал апостол: " И призвал и дальних, и близких; ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» 605 . И чтобы показать, что одна Церковь состоит из двух призваний, в конце псалма прибавляется: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» 606 . До пришествия Христова Церковь была неплодной, ибо не восприняла еще никакого семени праведности, не произвела еще на свет никакого плода веры. Она была бесплодной в вере, бесплодной в родах праведности 607 . Однако, когда она восприняла после пришествия Христова семя божественного Слова, то стала плодоносной и плодородной. Она породила и рождает ежедневно бесчисленных сыновей Божиих по всему миру, по всем странам. Ежедневно она зачинает и ежедневно рождает сыновей, ибо все приходящие к вере выходят на свет через ее духовную утробу. Так и пророк обращается к ней: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» 608 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

3 . Итак, когда Господь пришел к Марии и Марфе, сестрам Лазаря, то, увидев толпу иудеев, сказал: «Где вы положили его?» 528 . Неужели не знал, где положен Лазарь, Господь, Который, находясь далеко, сообщил, что Лазарь умер, и Чье божественное величие было везде? 529 Господь сделал это по старому обыкновению. Ведь и Адаму Он сказал подобным образом: " Адам, где ты? " 530 Он спросил не потому, что не знал, где Адам, а для того, чтобы Адам мог исповедать свой грех собственными устами и получить прощение в грехе. Он спросил и Каина: «Где Авель, брат твой?» 531 . А тот ответил: «Не знаю» 532 . Он спрашивал Каина не потому, что не знал где Авель, а для того, чтобы, услышав отрицательный ответ, обличить его в убийстве брата. И Адам, исповедавшись в совершенном грехе после вопроса Господа, получил прощение; а Каин, ответив «нет», был осужден на вечное наказание. Так и здесь, когда Господь сказал: «Где вы положили его?» 533 , не потому спрашивал, что не знал, где был положен Лазарь, а для того, чтобы у гробницы Лазаря собралась толпа иудеев, и чтобы они стали свидетелями против себя самих, если бы не поверили такому чуду, несмотря на то, что увидели божественную власть Христа при воскресении Лазаря. Ибо ранее Господь говорил им: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, и познайте, что Отец во Мне и Я в Нем» 534 . И когда Он приблизился к гробнице, то сказал окружавшим Его иудеям: «Отнимите камень " 535 . Что мы скажем об этом? Неужели Господь, Который Своею силою отомкнул засовы преисподней, не мог одним повелением отодвинуть камень от гробницы? Но Он попросил, чтобы люди сделали то, что могли сделать люди, а то, что могла сделать божественная сила, Он явил Своею властью. Отнять камень от гробницы было в человеческих силах, а для того, чтобы отнять душу у преисподней, была нужна власть. Впрочем, Он с легкостью, если бы пожелал, мог бы отодвинуть камень от гробницы одним словесным повелением, ибо словом Он сотворил мир! 4 . И вот, когда отняли камень от гроба, Он сказал громким голосом: «Лазарь! иди вон!» 536 показав тем самым, что Он тот, о котором написано: «Глас Господа силен, глас Господа величествен» 537 , и в другом месте: « Вот, Он даст гласу Своему глас силы» 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Слово 43 (фрагмент). О победе Креста Господня. (CCSL 9а Supplementum. Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera. P.616–617) Когда цари мира сего возвращались с победой от покоренных народов, они возводили трофей победы по образу креста, на который вешали захваченную у врагов добычу в знак вечной памяти. И хотя уже тогда в каждой войне образ креста указывал на победу, однако победа Креста намного выше. Ведь, как мы видим, победа тех царей сопровождалась гибелью народов, пленением несчастных; а в победе Креста Господня – спасение для всех народов, искупление для грешников, надежда на воскресение, гарантия вечной жизни. Что же есть признак большей силы: победить в телесной схватке варварские народы, или одолеть легионы духовной скверны? Выходит, велика победа того Креста Господня, которая принесла миру столько благ: познание Бога, откровение имени Христова, почитание правой веры, попрание ложного суеверия, триумф над диаволом, победа над грехом, спасение жизни от смерти во проклятии... ...Так что поэтому не без справедливой причины Крест Христов именуется «древом жизни», ведь Крестом Христовым даруется жизнь верующим. Это то древо жизни, о котором говорит Иоанн в Откровении, когда рассуждает о Церкви и спасительном крещении: «По ту и по другую сторону реки, – говорит он, – древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» 717 . И что это древо жизни посажено на берегу реки, указано потому, что там, где Крест Христов, там и вода спасительной благодати; там и двенадцать плодов в двенадцать месяцев, то есть апостольские проповеди, которые делают лето Господне приятным 718 разнообразием вкуса у плодов их веры. От этого древа жизни некогда пожелал вкусить Адам в раю, однако ему было запрещено прикасаться к нему. Ведь человек, уже ставший грешником, не мог прикасаться к плоду жизни, не смыв сначала вину греха наказанием смерти. И поэтому мы читаем, что написано в Откровении: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» 719 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» 661 , то есть да будет воля Твоя так, чтобы мы, находясь на земле, совершали безупречно желаемое Тобою на небе. «Хлеб наш ежедневный дай нам на сей день» 662 . Это нужно понимать в смысле духовной пищи. Ибо наш хлеб – это Христос, Который сказал: «Я хлеб живой, сшедший с небес» 663 . Мы называем его ежедневным, потому что мы постоянно должны молиться о защите от греха, дабы быть достойными небесной пищи. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» 664 . Этой заповедью Он указывает на то, что мы не сможем заслужить прощения грехов, если не простим сначала других, согрешивших против нас, как Господь сказал в Евангелии: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» 665 . «И не введи нас в искушение» 666 , то есть не позволяй , чтобы нас вводил тот , кто искушает, творец лукавства 667 . Ибо говорит Писание: «Бог не искушает злом» 668 . А диавол – искушает, и, для того, чтобы победить его, как говорит Господь, – «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» 669 . «Но избавь нас от лукавого» 670 . Это Он говорит по той же причине, по которой и апостол говорит: «Вы не знаете, о чем нужно молиться» 671 . Поэтому мы должны молить Бога, чтобы – если человеческая немощь неспособна уберечься и избежать чего-то, – чтобы милостиво дал нам способность к этому Иисус Христос, Господь наш, Который живет и царствует как Бог в единстве Духа Святого во все веки веков. Аминь. Слово 41. Хроматия, епископа Римского, на пятую главу Евангелия от Матфея, или Слово о восьми блаженствах (CCSL 9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 175–180) 1 . Стечение народа и многолюдие ярмарки дает нам, братья, случай предложить слово о Евангелии. Ведь часто мирское служит примером духовного и земное становится образом небесного. Ведь Господь и Спас наш тоже нередко учит нас небесному с помощью земных примеров, говоря так: « Подобно Царство небесное неводу, закинутому в море» 672 ; или так: «Подобно Царство небесное купцу, ищущему хорошую жемчужину» 673 . И вот, если смысл ярмарки в том, что каждый для своей выгоды или продает то, чего у него много, или покупает то, чего ему не достает, то и я не сделаю ничего неуместного, если предложу свой товар, который дал мне на продажу Господь, а именно небесную проповедь, хотя сам я ничтожный и недостойный, но все же избранный быть одним из тех рабов, которым Господь раздал таланты для торговли и для получения прибыли 674 . И, конечно, не будет недостатка в торговцах там, где по милости Божией собралось так много слушателей. Но важно получить и небесную прибыль там, где не пренебрегают земной выгодой. Я жажду, возлюбленные братья, предложить вам драгоценные жемчужины 675 из святого Евангелия; откройте сокровищницы вашего сердца 676 , покупайте, набирайте с жадностью, становитесь их счастливыми владельцами!

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

2 . Так что иудеи, философы и еретики бегут впустую 545 , ибо они не следуют дорожке правильной веры. Ведь какая польза для иудеев бежать, соблюдая Закон, если они не знают, что Господин Закона – Христос? Бегут и философы по дорожке суетной мудрости мира, но бесполезен и пуст бег их, ибо они не знают истинной мудрости Христовой. Ибо подлинная Мудрость Божия – это Христос, и ее не нужно украшать ни словами, ни блеском речи, а познается она верой сердца. Бегут и еретики с ядовитыми заявлениями своей веры; бегут с постом, бегут с милостыней, но не добегают до венца, потому что неправильно верят во Христа; ведь их ложная вера не заслуживает того, чтобы принять благодать истинной веры. Это открывает апостол в другом месте, когда говорит: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» 546 . Любви Христовой как раз и не имеет тот, кто неправильно верит во Христа. Поэтому хорошо добавил апостол: " Так бегите , чтобы получить» 547 . Мы должны бежать твердым бегом с верою Христовой, с заповедями Божиими, с делами праведными, чтобы достичь венца вечной жизни. 3 . А как мы должны бежать, сам апостол открывает далее, говоря: «Все подвижники, – говорит он, – воздерживаются от всего; те для получения венца тленного...» 548 . Посмотри, какими примерами апостол приглашает нас к венцу обещанного бессмертия. Подвижник, который хочет победить в земном состязании, воздерживается от некоторых видов пищи, воздерживается от неумеренного пития, воздерживается от всякой нечистоты, с такой строгостью, что даже не общается с собственной супругой; и не надеется победить, если не сохранит свое тело в чистоте и строгости. И за такие труды он получает какой-то маленький, ломкий, ничтожный венец! Так если ради тленною венца некоторые прилагают такие усилия, то насколько меньше должны страшиться любых трудов мы, которым обещана небесная награда и венец вечной славы! Нам предстоит бороться в нелегком состязании, ибо мы боремся против духов злобы 549 , против диавола и аггелов его; мы боремся против неправедности, против неблагочестия, против лукавства, против нецеломудрия, против разных греховных приманок.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 48–51) 1 . Нынешнее чтение Евангелия сообщает, что, когда Господь возлежал за столом с Лазарем, которого Он воскресил из мертвых, то " Мария, – сестра Лазаря и Марфы, – взяла, – сказано, – фунт нардового чистого драгоценного мира и помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» 277 . Эта святая Мария, как мы читаем во многих местах Евангелия, была угодна Христу из-за ее великой и особенной веры. Ранее, когда она оплакивала своего мертвого брата, она заставила плакать и Христа, подтолкнув, таким образом, к состраданию Творца сострадания. И хотя Господь и должен был воскресить Лазаря от смерти, все равно Он заплакал, потому что плакала Мария, показав тем самым и Свое сострадание, и то, как высоко Он ставит Марию. В том, что Господь плачет по Лазарю, – сострадание; но в том, что Он восстановил его из мертвых, – сила. В слезах Господа проявляется таинство воспринятой плоти, а в воскресении Лазаря показывается могущество Его божественном природы. Итак, если ранее Мария вызвала у Господа слезы сострадания, то теперь показывает глубину своего благоговения к Господу. Она взяла фунт чистого мира, помазала ноги Господа и отерла своими волосами. Посмотрите, как самоотверженно преданна вера этой святой женщины! Другие возлежали с Господом, а она помазывала Господу ноги. Другие разделяли с Господом беседу и разговоры, а она с молчаливой верой отирала Ему ноги своими волосами. Те, казалось, были почетные гости, а она – прислуга. Но Христу приятнее было услужение Марии, чем почет возлежащих. 2 . И то, что сказал о ней Господь, ваша любовь слышала в нынешнем чтении. «Истинно, – сказал Он, – говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» 278 . Каково же было служение этой святой женщины, что о нем было проповедано во всем мире и проповедуется ежедневно! Посмотрите на смирение этой святой жены. Она помазала сразу не голову Господа, а сначала ноги, хотя, как сообщается далее, голову она Господу после помазала тоже 279 . То есть сначала она помазала ноги, а потом – голову. Но начала она с ног, чтобы заслужить перейти потом и к голове: «Ибо, кто унижает себя, – как написано, – тот возвысится, а кто возвышает себя, тот унижен будет» 280 . Вот и она унизила себя для того, чтобы возвыситься. К тому же она отерла помазанные ноги Господа не полотенцем, а своими волосами, чтобы оказать еще большее почтение Господу. Впрочем, здесь женщина отирает ноги Господа своими волосами скорее затем, чтобы самой освятить свою голову от Его ног. Ибо она освятила все части своего чела, которые смогли прикоснуться к телу Христа, Источника святости. Большее же почтение она оказала Ему для того, чтобы получить большую благодать; как тот, кто, испытывая жажду, черпает текущую воду из глубины источника, так и эта святая жена почерпнула из Источника святости благодать радости, чтобы утолить жажду своей веры 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Слово 18. О Никодиме и о крещении (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 83–85) 1 . Когда Господь и Спас наш открывал разными знамениями и чудесами силу Своей божественной природы, то »пришел, – сказано, – к Нему ночью Никодим, начальник иудейский, и сказал Ему: “Мы знаем , что Ты-учитель , пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”» 384 . Этот Никодим, начальник иудеев, желал прийти к Господу, но боялся натолкнуться на иудеев и потому пришел к Господу не днем, а ночью, ибо еще находился в ночи неведения, в неверии иудеев. Его сердце еще не было освещено Солнцем правды, Христом, ведь он не познал еще света истины. Поэтому в Евангелии есть такие слова Господа: «Кто ходит днем, тот не спотыкается. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света мира сего с ним» 385 . Всегда ходит днем тот, кто следует за Христом, вечным Светом. Такому не препятствует наступление ночи, ибо в сердце его всегда есть Свет истины; а тот, кто не знает истинного света Христова, даже если он ходит днем, постоянно пребывает в ночи. И поскольку Никодим еще находился в неведении иудеев, то справедливо сказано о нем, что он пришел к Господу ночью. И сам смысл текста показывает, что Никодим еще был тогда в ночи неведения. Он сказал Господу: «Мы знаем, что Ты – учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» 386 . Он думал, что это один из учителей, тогда как это был Сам Основатель небесного учения. Он удивлялся Его чудесным знамениям, тогда как по этим знамениям он должен был признать в Нем Господа величия, ибо столько великих чудесных знамений не может совершить никто, кроме одного Бога. Впрочем, хотя Никодим и пришел к Господу в ночное время, однако не ушел без благодати света, ведь он пришел к Богу, Который есть истинный свет. 2 .  Господь, чтобы наполнить его сердце светом нового рождения, сказал ему: «Должно вам родиться заново» 387 . Но поскольку Никодим был еще не способен вполне познать благодать этого великого рождения, то ответил: «Как это может быть? 388 Неужели может человек, будучи стар, войти в утробу матери своей и родиться заново?» 389 . Тогда Он прямо ответил ему: «Если кто не родится от воды и, Духа Святого, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» 390 . Тем самым Господь с ясностью открыл Никодиму, что существует два рождения: одно земное, другое – небесное, одно плотское, другое – духовное. И еще показал, что духовное намного больше плотского, сказав: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Сначала он опередил, влекомый любовью Христовой; а потом уступил, движимый почтением к первому. И тем самым он соблюл и смирение, и веру, смирение перед таким же, как и сам, слугой, а веру перед Христом. 5 . И тот же святой Иоанн написал Евангелие, и нет никого, кто бы не знал, сколь оно блистательно и славно. Евангелие от Иоанна больше всех полезно против разных ересей, ибо в нем ясным образом открывается божество Христово и показывается, что Он – Бог . И поскольку сегодня день рождения для вечной жизни этого великого апостола, то будем праздновать его память с достойными почестями, чтобы его молитвами мы могли достичь той вечной славы, которая приготовлена для святых божиих. Слово 23. О Каине и Авеле (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 104–106) 1 . В нынешнем чтении божественное Писание сообщает о Каине и Авеле, как слышала ваша любовь, что Авель был пастухом овец, а Каин – земледельцем. " И было так, – сказано, – что принесли оба они свои дары Господу. И Авель принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел, – сказано, – Господь на дары Авеля, а на дары Каина не призрел. И сильно опечалился Каин, и поникло лицо его» 457 . Что нам сказать? Неужели Бог стал лицеприятным, и по этой причине дары Авеля принимает, а дары Каина не принимает? Да не подумает так кто-нибудь! Все это происходит потому, что ничего не могло скрыться от Бога, Который видит умы и сердца каждого, ведь Он – Судья совести. Бог призрел на дары Авеля, так как тот приносил их Господу в простоте сердца и в чистоте ума. А тому, кто задумывал убийство брата, было сказано Господом: «Если ты хорошо принес, но не хорошо разделил, то ты согрешил, умолкни " 458 . Господь упрекает Каина, чтобы он не совершил на деле того, что замышлял в сердце. Но его разум был настолько ослеплен в ненависти к брату, что он не думал ни о братской любви, ни о близком суде Божием. Его не могли отвратить от задуманного преступления ни жалость к брату, ни сама братская любовь, ни божественное наставление. Так что не без причины сказано Господом в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что имеешь что-нибудь против брата твоего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010