7 . Когда они пришли на Голгофу, то «дали, – сказано, – Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» 427 . О том, что это произойдет, Он Сам предсказывал через Давида, говоря: «Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» 428 . Смотри, какая тут тайна. Некогда Адам отведал сладкого яблока и принес горечь всему роду человеческому. Господь же, напротив, вкусил горечи желчи, чтобы призвать нас к сладкой жизни от горькой смерти. Он принял горечь желчи, чтобы изгнать из нас горечь греха; Он принял кислоту уксуса, а за нас пролил драгоценное вино крови. Так Он потерпел зло, но возвратил добро; принял смерть, а дал жизнь. И не без причины Он был распят на том месте, где, как считается, похоронено тело Адама. Христос распинается там, где был погребен Адам, чтобы жизнь оживила там же, где впервые умертвила смерть, дабы от смерти воскресла жизнь 429 . Смерть – через Адама, жизнь – через Христа, Который для того и снизошел на распятие и смерть за нас, чтобы грех дерева устранить деревом креста и наказание смерти отменить таинством смерти. Слово 20 (фрагмент). О страстях (CCSL 9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 95) ...Поскольку Господь и Спас наш ради нашего спасения снизошел принять даже страдание крестное, то мы должны постоянно иметь перед глазами благодать этого искупления и верно во всем повиноваться Его заповедям. Ибо в Адаме мы погибли, а во Христе воскресли; мы были расколоты грехом Адама и собраны воедино благодатью Христовой... …На такой вот «земле горшечника» 430 , как сказал Евангелист, то есть в Церкви Христовой, погребают странников 431 . Ведь когда мы поверили во Христа, то стали странниками для мира, дабы оказаться домашними для Бога 432 . Странниками для земли, гражданами для неба; последними для мира, ближними для Христа. Посмотри, на то же самое указывает и апостол Петр: «Как пришельцы и странники, удаляйтесь от плотских похотей» 433 . А Павел говорит еще больше: «Вы умерли, – говорит он, – и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе " 434 . Если мы пускаемся в странствование подальше от пороков века сего, подальше от похотей плоти, то будем погребены на «земле горшечника» 435 , то есть в Церкви Христовой, но ляжем в гроб с радостью, ибо умрем для века сего, чтобы жить для Христа 436 . Будем погребены для беззакония, воскреснем для праведности; будем погребены для пороков, чтобы воскреснуть для добродетелей 437 . То же самое ясно показывает и апостол Павел, говоря: «Вы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес для жизни, так и нам ходить в обновленной жизни »... 438 Слово 21. О святом Иоанне, евангелисте и апостоле

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

7 .    В нынешнем чтении любовь ваша слышала и о том, какая была любовь и единодушие между теми, кто уверовал при апостолах 154 . «У множества же уверовавших, – сказано, – было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» 155 . Это, поистине, и значит веровать в Бога, это и значит жить с верою пред лицом Господним. Действительно, почему те, кто владеет неразделенными благами небесными, должны иметь разделенными блага земные? Поэтому когда мы увидим братьев, оказавшихся в нужде, а тем более христиан, мы должны охотно делиться с ними своим, словно общим 156 , чтобы иметь общение со святыми и избранными Божиими, которые, как о том свидетельствует божественное Писание, сделались причастниками Царствия небесного. Слово 2. На чтение из Деяний апостольских, где повествуется о Симоне Волхве (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 8–11) 1 . Много говорит наш Спаситель в Евангелии для наставления нашей веры; среди прочего Он сказал так: «Царство Небесное подобно, – сказал Он, – отцу семейства, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел...» 157 и так далее. «Отцом семейства» называет Господь и Спаситель наш Сам Себя. Этим словом Он открывает великое чувство милости к нам, показывая, что Он не просто господин Своего семейства, а отец. Ибо этим словом «отец семейства» Он называет именно Себя. С наименованием «господин» связано ощущение страха, а с наименованием «отец» – чувство любви. То же самое Господь ясным образом открывает через пророка, когда говорит: «Если Я – Господь, то где благоговение предо Мною? И если Я – отец, то где почтение ко Мне?» 158 . Он называет Себя «господином», чтобы Его боялись, а «отцом», – чтобы Его любили. 2 .   Итак, этот Отец семейства сеет в нас доброе семя, то есть слово веры и истины, которое Он вкладывает в борозды нашей души плугом Своего креста, чтобы праведность пустила в нас корни, и мы принесли достойные плоды веры. А враг, напротив, всевает плевелы, то есть семя нечестивого беззакония. Но здесь показано и то, в кого враг может всеять подобное семя. «Когда, – говорит Он, – люди спали». Вот когда враг всевает плевелы: когда кого-то находит спящими, то есть отягощенными сном неверия. А бдящим в вере он навредить не способен. Так и в древности Адам, в чьем сердце Господь посеял сначала доброе семя, если бы бодрствовал в заповедях Господа, то никогда не был бы побежден врагом. Но найдя его спящим, то есть отягощенным сном небрежности, враг тотчас всеял в него свои плевелы, чтобы вместо плода жизни тот принес плод смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Поэтому, если мы хотим, чтобы наши приношения были приняты Богом, то мы должны мириться с братьями, и после этого, отбросив ненависть , < … > , чтобы не стать подобными Каину. 2 . Бог видел перед Собой дары Каина и Авеля, но смотрел на то, что у них было на уме внутри, и Ему был приятен дар того, чье сердце было Ему приятно, а неприятен – того, чье сердце было Ему неприятно 460 . Богу был приятен дар Авеля, потому что он приносил Господу дар с чистым сердцем; а дар Каина был неприятен Богу, ибо он приносил Господу дар не с чистым сердцем, а с преступным умом, задумывая убийство брага. Да и символический смысл открывает, насколько их дары были далеки друг от друга. Каин принес дары от земли, ведь и его помышление было земным; Авель же принес от плодов овец, показывая тем самым признак своей невинности. К тому же Авель принес дары не только от плодов овец, но еще и от тука овец, который изображает тучные, обильные дела милосердия. Ведь и Бог принимает дар нашей невинности в том случае, если он сопровождается, словно туком овец, делами милосердия. Не просто так было и то, что Авель служил пастырем овец, ведь он являл собой прообраз Того, Кто сказал в Евангелии: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» 461 . Прежде в Авеле был образ, чтобы во Христе открылась истина. Тот – пастырь с земли, Этот Пастырь с неба. Тот – пастырь домашнего скота, Этот – Пастырь мучеников. Тот – пастырь овец неразумных, Этот – разумных. 3 . Но рассмотрим великую тайну. Хотя наш Спаситель и называется «пастырем», также Он именуется и «овцой», и «ягненком». И не без тайного знака страдания Господня Авель, как мы читали в нынешнем чтении, принес свой дар Господу Богу от плодов своих овец. «Овцами» или «овнами» за свою невинность именуются святые патриархи и пророки. О них мы читаем: «Оделись овны овчии, и долины покроются хлебом " 462 . И еще: «Мы – народ Твой и овцы паствы Твоей» 463 . Из этого стада святых вышла непорочная и неоскверненная овечка, то есть святая Мария, родившая нам против законов природы багряного ягненка 464 , то есть Царя-Христа 465 . Справедливо понимать под багряным ягненком Христа Господа, потому что Он не стал, а родился царем. Всякий царь не сразу рождается царем, а становится царем после рождения, и сам принимает или багряную царскую одежду, или царское достоинство. А Господь и Спас наш вышел с царской властью уже из девического чрева, потому что был царем и прежде рождения от Девы. Ибо родившийся был царем от Бога Отца и Сыном Божиим. Послушай, как Господь провозглашает это в Евангелии. Когда Пилат спросил Его: «Ты Царь?», – то Он сказал в ответ: «Я на то родился и на то пришел в мир» 466 . Это достоинство царя узнали и волхвы на востоке при самом восходе Его телесного рождения, потому и спрашивали у иудеев: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Но боюсь, как бы то единодушие и та любовь между верующими, которые были при апостолах, не стали причиной осуждения для нас 572 , ведь мы в сребролюбивом настроении храним вовсе не единодушие, не мир и не любовь. Они считали свое общим, мы же чужое хотели бы сделать своим. Мы спорим о границах владений и об имениях, словно никогда не должны умереть. Мы ждем всего с земли и ничего – с неба; всего – от нынешней жизни, ничего от будущей славы и вечного бессмертия. Не помним мы слов Господа и Спаса нашего: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» 573 .И вдругом месте: «Смотрите,– сказал Он,– и берегитесь. Ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» 574 . По этой причине мы должны быть чуждыми алчности и жадности, чуждыми зависти, несогласия, раздора; а усердствовать в мире, согласии, единодушии, чтобы иметь общность вечной жизни вместе с такими мужами, о которых сказано следующее: «И было, – говорится, – у всех верующих одно сердце, и одна душа, и все у них было общее» 575 . И потому мы должны снабжать, словно из общего имущества, страдающих от нужды братьев и бедных, ибо у нас общий и единый Бог Отец, и единый Господь Единородный Сын Божий, и единый Дух Святой, и единая вера и благодать единого крещения, через которую мы возрождаемся для Бога в жизни вечной. Слово 32. На Рождество Господа. (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 144–147) 1 . ... " И случилось, – сказано, – в те дни, что вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Кирина Сириею. И пошли, – сказано, – все записываться, каждый в свой город» 576 . Если мы посмотрим по отдельности на все это в духовном смысле, то обнаружим немалые таинства. Ведь первая перепись всего мира была произведена тогда, когда Господь родился по плоти; ибо перепись и не могла произойти в какое-нибудь другое время, кроме того, когда родился Тот, у Кого род человеческий должен был пройти перепись 577 ; и не при каком другом императоре, кроме того, который первым принял имя «Август», ведь Родившийся от Девы был истинным и вечным Августом. Тот Цезарь Август был человеком, а Он – Богом; тот был императором земли, Он – Императором неба; тот – царем людей, Он – Царем ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

2 .   Но, возможно, некоторые скажут, что не могут поститься из-за своего слабого желудка. Однако неужели и милостыню не позволяет давать слабый желудок? Дай милостыню и возмести пост! Усердствуй в молитве, очисти свой ум, и это зачтется тебе за пост. Но если ты не делаешь ничего из этого, как же ты думаешь освободиться от грехов? И как надеешься на то, что Господь похвалит тебя, если заповеди Господа не блюдешь? Корнилию было сказано ангелом: «Услышаны молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» 177 . Если мы желаем, чтобы наши молитвы были услышаны Господом, то должны украсить их добрыми делами и милостынями, как делал и святой Корнилий, который удостоился того, что Господь услышал его. А ведь святой Корнилий, когда усердствовал в молитвах, был еще язычником и еще не верил во Христа. Ясно, что Корнилий был поистине блаженным среди всех, ведь он исполнил заповеди Христовы до того, как уверовал во Христа! Таким и должен был быть тот, кто первым уверовал из язычников. 3 .  Однако на сего Корнилия Господь образно указывал Петру еще в Евангелии, там, где Он говорит ему: «Пойди на море, и брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у нее рот, найдешь статир» 178 . Мы ясно видим, что это исполнилось на Корнилии. Ведь он был первой рыбой, которая была выловлена из моря удой Петра, первый из язычников он уверовал по проповеди Петра. Удой обозначается проповедь божественного слова, которую Петр в соответствии с наставлением закинул в народ языческий, словно в море. И первым и удачным уловом из него был этот Корнилий. Ведь он, как я сказал, первым из язычников уверовал, оглашенный Петром. И у него во рту, до того как его выловил Петр, как оказалось, был статир, ведь он и до того, как уверовал, хранил праведность Божию по естественному закону, служа Богу постами, молитвами и милостынями. 4 . И вот, когда сей святой Корнилий с такой ревностностью верующего служил Богу, даже прежде познания веры, жил, сказано, Петр в Иоппии, у Симона кожевника. «И около шестого часа, – сказано, – он взошел на верх дома помолиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

И когда он молился, то начал испытывать голод. И пришел он, – сказано, – в страх; и видит сходящий с неба сосуд, как бы светлое полотно, привязанное за четыре угла; в нем находился всякий род четвероногих, пресмыкающихся, хищников и птиц небесных. И был, – сказано, – глас к нему: Петр, встань, заколи и ешь. Но он сказал: Нет, Господи, никогда ничего скверного или нечистого не входило в мои уста. И был глас к нему: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это, – сказано, – случилось трижды; и сосуд опять поднялся на небо. И вот, – сказано, – мужи, посланные Корнилием, остановились у дома Симона, спрашивая, здесь ли живет Петр? Дух сказал Петру: Сойди и иди с этими мужами, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» 179 . Это откровение было дано Господом Петру потому, что Христос должен был всех язычников призвать к Своей благодати, чтобы тот не считал уверовавших язычников нечистыми и недостойными, ведь многие иудеи, имея Закон, были большими преступниками, чем разные язычники, которые грешили, не имея Закона. Очевидно, что было бы несправедливо, если пришествие Христово одарило бы спасением одних только иудеев, ибо для того Он и пошел на то, чтобы пострадать, – Он, Кто был Творцом мира и Господом вселенной, – чтобы весь род человеческий был спасен к жизни, ведь смерть Христова стала искуплением всего мира. 5 . Но рассмотрим уже время и тайну этого явления. Не без причины сообщается, что Петр поднялся на крышу для молитвы в шестом часу. Неужели Петр не мог помолиться в доме, где жил? Или неужели он оказался нетерпеливым в еде, так что в шестой час, в час молитвы, захотел есть, хотя постоянно усердствовал в постах? 180 В поступках его есть тайный и духовный смысл. Рассмотрим по порядку каждую деталь по отдельности. Святой Петр для молитвы поднялся на верх дома. На верх, очевидно, потому, что стремился при помощи веры своей достичь горнего. Ведь он и не мог находиться внизу, поскольку его жительство было на небесах, как говорит апостол: «Наше же жительство – ни небесах " 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

3 .   Это сравнение мы привели из-за нынешнего чтения, потому что, пока Господь повсюду через Своих апостолов сеет слово истины и веры, диавол, напротив, всевает плевелы в достойные себя сосуды. Ваша любовь слышала в нынешнем чтении, как Симон Волхв, после того как было посеяно в нем слово Божие, принял семя диавола. Благодаря проповеди Филиппа, как открывает текст нынешнего чтения, он и уверовал, и крещен был во имя Христово; но вскоре был превращен диаволом в сосуд погибели. Увидев, что через возложение рук апостольских, как слышала ваша любовь, подавался крестившимся Дух Святой, он «принес им, – сказано , – много денег , говоря: дайте мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руку, получал Духа Святого. Тогда Петр сказал ему: серебро твое, – сказал он , – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил, что можешь получить благодать за деньги» 159 . 4 .   Ведь благодать Божия, которой владели апостолы, искупавшие весь мир Христовой кровью, не продавалась за деньги. Негоже было бы апостолам брать земные деньги за благодать Христову, через которую они щедро раздавали верующим сокровища небесные. Им было сказано в Евангелии: «Даром получили, даром давайте» 160 . И хотя и добиваются высокого положения те, кто стремятся к почестям и чинам мира сего, как могли апостолы продать честь небесной благодати, которую сами они получили даром? Поэтому не без разумной причины было сказано Симону: «Серебро твое, – было сказано, – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил, что можешь получить благодать за деньги» 161 . " Нет тебе, – было сказано, – части и жребия в этом слове» 162 . Однако, хотя Симон оказался виновным в тягчайшем преступлении против небесной благодати, святой Петр все же указал ему путь для возвращения к спасению. Он прибавил: «Принеси покаяние в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего, ибо вижу тебя в узах неправды и исполненного горькой желчи» 163 . Что касается святого апостола, который никому не желает погибели, то он показал ему путь спасения. Но другой был настолько ослеплен умом из-за своего нечестия, что не только не принес покаяния в таком великом преступлении, но и потом совершал преступления против апостолов и Церкви Христовой, как это показывают ее 164 Деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Ибо она видела, что в Илии совершалась тайна Христа. Эта женщина была вдовой, ибо не верила еще в Мужа Христа, о котором сказал Иоанн Креститель: «После меня идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня " 495 . Этот Муж идет после Иоанна, ибо по плоти Он родился от Девы после Иоанна, а прежде Иоанна Он был потому, что был рожден прежде всех от Бога Отца. 6 . Но рассмотрим, как в этой женщине была во всем предсказана Церковь . До того, как к ней пришел Илия, она мучилась от голода вместе со своими сыновьями, и, очевидно, страдала от страшного голода, потому что Хлеб жизни 496 , Христос, еще не сошел с неба, еще не воплотилось Слово Божие от Девы. Послушай слова пророка: «Пошлю, – говорит он, – на землю голод, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Божиих» 497 . Поистине, смертельно голодает тот, кто страдает голодом божественного слова. Одно – голод земного хлеба, и совершенно другое – голод божественного слова. Голод земного хлеба может лишь истощить тело, но не душу; а голод божественного слова и тело убивает, и душу губит. Голод земного хлеба исторгает человека из нынешней жизни, а голод божественного слова исключает человека из вечной и бесконечной жизни. В такой опасности пребывала Церковь , пока не приняла Христа, но после того, как приняла Его, избежала угрозы вечной смерти. Эта женщина до пришествия Христова имела, конечно, немного муки и немного масла, то есть проповедь Закона и пророков, но этого не могло хватить ей для жизни, если бы Закон и пророков не дополнила благодать Христова. Поэтому Господь и говорит в Евангелии такие слова: «Не нарушить закон или пророков пришел Я, но исполнить» 498 . В Законе и пророках не могло быть спасения жизни человеческой, а только в одном страдании Христовом. Поэтому, когда Церковь приняла Христа, и муки, и масла, и дров стало в изобилии. Мука предвещала пищу Слова, масло – дар божественного милосердия, а дрова 499 – тайну честного древа крестова, через которое нам даруется небесный дождь. Ибо Илия так сказал женщине: «Мука и масло не оскудеют у тебя до того дня, когда Господь даст дождь на землю» 500 . Господь и Спас наш свел на нас с неба дождь, то есть евангельскую проповедь, которой освежил сухие сердца рода человеческого, словно жаждущую землю, живительными водами. Поскольку же мы питаемся такой небесной пищей, то не должны жаловаться на трудность поста, и будем лучше говорить Господу то, что сказал пророк в псалме: «Как сладки гортани моей слова Твои, Господи! Лучше меда и сот устам моим» 501 – чтобы Господь, видя, как преданна ему наша вера, наградил нас благодатью небесной и всеми духовными дарами. Слово 26. На освящение церкви в Конкордии 502

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

И поскольку это та самая ночь, в которую некогда были избиты первенцы египтян и изъяты сыновья Израилевы, то помолимся Господу всем сердцем, со всей верою, чтобы Он сподобил нас быть спасенными от всякого набега недругов, от всякого страха вражеского. Да поступит Он с нами не по нашим заслугам, а по Своему милосердию, ведь и сыновей Израиля Он некогда изволил освободить не по их заслугам, а по Своему милосердию. Да призрит Он с обычным милосердием, да прогонит Он варварские народы, да совершит Он для нас то, о чем сказал Моисей сыновьям Израиля: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны " 365 . А поборать Он будет, будет побеждать, если будет милосердствовать, если будет прощать грехи, если будет смотреть не на наши заслуги, а на Свою милость, ибо в Его обычае миловать даже недостойных. Но чтобы Он снизошел поступать так, мы должны молиться изо всех наших сил! Ведь Он Сам сказал через пророка: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» 366 . Слово 17. В Великую ночь (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 76–78) 1 . О том, насколько велико торжество нынешней ночи, свидетельствует сам мир, который с торжеством бодрствует всю эту ночь, и не без справедливой на то причины, ибо в эту ночь была побеждена смерть, ожила Жизнь, восстал от смерти Христос, та Жизнь, о которой Моисей некогда говорил народу: «Жизнь ваша будет висеть перед вами на древе ночью и днем, и не будете верить в жизнь вашу» 367 . Жизнь, то есть Христос Господь, «повисла на древе», когда Он был поднят на крест ради спасения мира. А «не верил в эту Жизнь» народ иудейский, и потому он подвергся смерти, ибо тот, кто убегает от жизни, обязательно подвергается смерти. 2 . Не без причины Моисей предсказал, что «Жизнь будет висеть день и ночь» 368 . Тело Господа было положено в гроб в тот же день, как мы читаем в Евангелии. Однако когда был полдень, и Господь еще висел на кресте, то на три часа стало темно во всем мире, так что получилось, что Христос висел на кресте день и ночь, ведь в полдень вдруг наступила ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

3 . Ведь плотское рождение от человека, а духовное рождение – от Бога, то от человека, это от Бога. То производит человека для века сего, это рождает для Бога. То приносит плод для земли, это переносит на небо. То дает временную жизнь, это – вечную. Наконец, то приносит сыновей человеческих, это – сыновей Божиих. Ибо это духовное рождение происходит совершенно невидимо, так же как то – видимо. Ведь видно, конечно, как крещающийся погружается в источник, видно, как он выходит из воды; но что происходит в этой купели, не видно, и только одна Церковь верных духовно понимает, что спускается в источник грешник, а выходит чистый от всякого греха. Блаженно и поистине небесно это рождение, делающее из сыновей человеческих сынов Божиих! И поскольку Никодим не знал еще этого таинства, то сказал Господу: «Неужели может человек, будучи стар, войти в утробу матери своей и родиться заново?» 392 . Никодим еще был плотским и потому говорил плотским образом. Но Господь, чтобы привести его плотское понимание к духовному разумению, сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» 393 , показывая, каким рождением каждый должен возродиться. Ведь это духовное рождение действительно делает старых младенцами. Те, кто возрождается крещением, перерождаются в невинности, отбрасывая старость ошибок и лукавство греха. А зачинает и рождает Богу сыновей духовная утроба Церкви. 4 . И поскольку вы, чада, приступающие ко крещению 394 , будете перерождены в невинности и отбросите всякую старость греха, то вы должны хранить благодать вашего рождения целой и непорочной, чтобы называться и быть поистине сынами Божиими и оказаться достойными войти в небесное Царство. Слово 18а (фрагмент). О крещении и о Святом Духе (CCSL 9а. Chromamii Aquileiensis opera. Р. 87) …Это рождение делает достойными небесного Царства, ибо Господь говорит, как слышала ваша любовь: «Если кто не родится от воды и от Духа Святого, не может войти в Царствие Божие» 395 . И прибавляет: «Рожденное от плоти есть плоть, ибо от плоти рождено. А рожденное от Духа есть дух, ибо Бог есть Дух» 396 Как же посмели еретики отрицать, что Дух Святой – Бог, когда ясно видели, что Сын Божий называет Духа Святого Богом? Итак, наше духовное рождение происходит не без Святого Духа, и вполне оправданно, ибо как первое наше творение произошло через Троицу, так и второе творение – через Троицу 397 . Ведь никакое дело Отца не бывает без Сына или без Духа Святого, ибо дело Отца – это дело Сына; дело Сына – это дело Духа Святого. Благодать Троицы одна и та же 398 . Так что мы спасаемся через Троицу, ведь и произошли мы не иначе, как через Троицу 399 . Общим было дело Троицы в сотворении человека, и общей была некогда потеря для Троицы в погибели человека... Слово 19. О страстях Господних, где сказано: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряную хламиду» 400

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010