(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 59–60) 1 . После многих обличений, высказанных против нечестия книжников и фарисеев, Господь и Спас наш обратился к Иерусалиму, как слышала ваша любовь в нынешнем чтении: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» 306 . Под именем Иерусалима здесь обличаются не городские стены Иерусалима, , или, скорее, синагога иудеев, которая весьма часто именуется Иерусалимом 307 . Ведь не городские стены убили пророков и не они побили камнями посланных к ним, а люди синагоги. Это они некогда убивали пророков, они побивали камнями праведных. Но, может быть, иудеи скажут, что они невиновны в крови пророков и в убийстве праведников, потому что не жили в то время. Однако, поскольку они не верят словам праведных или пророков о Христе, то тем самым словно сами побивают теперь камнями праведников и пророков. Ведь для праведников и пророков какое может быть большее оскорбление, чем то, что кто-то не верит во Христа? И поскольку иудеи не верят в Него, то, без всякого сомнения, они побивают праведников камнями, не камнями с дороги, а богохульными устами; убивают и пророков, не стальным мечом, а клинком неверия. Ибо кощунства иудеев в отношении Христа – это камни для праведных и убийство для пророков. Впрочем, хороший солдат примет смерть за своего царя. Это нужно понимать и о праведных и о пророках, потому что для Христа они и хорошие солдаты, и прекрасные слуги. Поэтому, без сомнения, хула на Христа для праведников значит быть побитыми камнями, а Его смерть значит смерть для пророков. 2 . Это мы говорим потому, что и сегодня видим, как иудеи преследуют праведников и убивают пророков, поскольку не верят словам праведников и пророков о Христе. Так, иудейской синагоге не сказано: «Иерусалим, Иерусалим, избивавший пророков«, а «избивающий пророков». Говорится не: »камнями побивавший посланных к тебе», а «камнями побивающий посланных к тебе» 308 , чтобы все иудеи поняли, что и они виновны в убийстве праведных и в крови пророков. Так что синагоге сказано: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз, – сказано, – хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и ты не захотел!» 309 Когда Он говорит: «Сколько раз хотел Я собрат детей твоих», не в первый раз ныне, а многократно... 310 Слово 14. Об исцелении расслабленного и о крещении

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Какое неверие или, лучше сказать, коварство иудеев! Они видели, как совершались небесные знамения и божественные чудеса, и все равно просили у Господа знамения. Разве малым знамением было то, что родила Дева, что пастухи при рождении Господа слышали голоса поющих небесных ликов и поклонились Господу как младенцу в вертепе, что волхвам явилась на небе новая звезда? Однако родившийся ныне Господь указал на знамение Своего Воскресения, сказав: «Разрушьте сей храм Божий, и Я в три дня воздвигну его» 202 . Господь говорил это о храме Своего тела, а иудеи подумали, что речь идет о храме каменном. И не удивительно, что эти слова Господа иудеи поняли в смысле каменного храма, ведь сердце их, несмотря ни на что, оставалось каменным. А Господь сказал это не о каменном храме, а о храме Своего тела. И действительно, тело Христово – это храм Божий, потому что сам Господь величия снизошел к тому, чтобы обитать в нем. Также говорится, что Храм сей строился сорок шесть лет, поскольку имя Адама, записанное греческими буквами, образует число сорок шесть 203 . Вот какой храм, разрушенный в крестном страдании, Господь восстановил на третий день, ибо на третий день восстал победителем от смерти. Слово 5. На слово Господне: «Блаженны нищие духом» (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 23–25) 1 . Для того чтобы подать Своим ученикам небесное благословение, Господь поднялся с ними на гору. Об этом повествует нынешнее чтение Евангелия. «И взойдя, – сказано, – на гору с учениками и протянув к ним руку, Иисус сказал: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» 204 и прочее. Не без причины Господь и Спас наш подал благословение Своим ученикам на горе. Именно не на земле, а на горе, не внизу, а наверху. Так что, если и ты хочешь получить небесные благословения от Господа, то поднимись на гору, что значит: ищи жизни горней, и тогда справедливым и заслуженным образом получишь желанное благословение. Но если ты останешься при земных делах, в земном жительстве, то не сможешь получить от Господа благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Посему призовем Господа всем сердцем и со всей верою, чтобы и нас Он сподобил освободиться от всякой тяготы, голода, войны, смерти, плена, от всякой опасности, чтобы мы могли непрестанно славить имя Его и, нагруженные достойными плодами добрых дел, удостоились дойти до дверей небесной Родины. Слово 38 (фрагмент). О словах: «Сделал Бог Адаму и жене его одежды кожаные» (CCSL 9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 167) 1 . О том, как милостив Бог был к человеку даже после нарушения запрета, мы слышали в божественном чтении, когда говорилось: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» 634 , ибо они оба после греха оказались голыми, настолько лишившись покрова стыда, что стали скорее слушаться диавола, говорившего через змея, чем повеления Господня 635 . Потому-то они и были нагими, не одетыми в сорочку благодати Божией и ризу Его любви. Ибо тот, кто не облечен в благодать Божию, даже если на нем много сорочек, все равно не одет ни во что доброе. Поэтому не без причины Бог сделал кожаные одежды и одел в них Адама и его жену, показывая тем самым благодать страстей Христовых; ведь род человеческий, оказавшись лишен благодати Божией, не мог облечься в нее как-либо иначе, как через страдание Христа Господа, через которое весь мир был искуплен и освобожден от вечного проклятия и смерти. 2 . Писание прибавляет еще и вот что: «Ибо изгнал его Господь Бог из рая 636 , чтобы он не простирал никогда руку свою и не брал от древа жизни и не ел, и не был жив вечно» 637 . Не без таинственного смысла Бог запретил жить вечно человеку, который пренебрег заповедями вечного спасения, данными ему; Бог запретил ему прикасаться к древу жизни для того, чтобы он не жил для вечной муки. Ведь если бы человек не был искуплен от греха и вкусил от древа жизни, то он стал бы жить вечно, но не для славы, а для вечной муки. Поэтому люди сначала должны были получить наказание за нарушение заповеди карой смерти, а потом уже – быть призванными к благодати 638 . И вот, то, чего не смогло дать человеку древо жизни в раю, дало страдание Христово; и через древо креста он получил ту потерянную благодать, которую некогда не смог получить через древо жизни... Слово 39 (фрагменты). О блаженствах

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

557 Слово 30. О начатках рождающейся Церкви. (CCSL9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 136–137) 1 . После того как Господь и Спас наш Иисус Христос , победив смерть, воскрес и вознесся на небо, Церковь Его собралась в количестве сотни человек, как слышала ваша любовь в нынешнем чтении. Церковь собралась в горнице вместе с Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его. И она и не могла бы называться Церковью , если бы не было там Марии, Матери Господа, с Его братьями. Потому что Церковь Христова там, где проповедуется воплощение Христа от Девы, и там, где проповедуют апостолы, братья Господа, где звучит Евангелие. А там, где синагога иудеев, не может быть наименования «Церкви», потому что синагога не пожелала поверить в воплощение Христа от Девы и выслушать тех, кто проповедует в духовном смысле. 2 . Церковь , после вознесения Господа на небеса, была сначала числом в сто двадцать человек, а потом настолько разрослась, что наполнила весь мир бесчисленными народами. Впрочем, что все будет именно так, предсказывал и Сам Господь в Евангелии, говоря апостолам: «Если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» 558 . Очевидно, что много плода принесло для спасения человеческого воскресение Господнего страдания. Ведь под зерном пшеничным Господь и Спас наш подразумевает Свое собственное тело. Погребенное в земле, оно принесло богатый и неисчислимый плод, ибо через воскресение Господа по всему миру поднялись всходы добродетелей и посевы верующих народов. Смерть Одного стала жизнью для всех. И по справедливости Он, когда в другом месте в Евангелии сравнивает Царство Небесное, говорит так: «Царство Небесное, – говорит Он, – подобно зерну горчичному, посеянному на поле; которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков, так что птицы небесные укрываются в ветвях его» 559 . Господь сравнил Сам Себя с горчичным зерном; хотя Он был Богом славы и вечного величия, Он умалился до самого малого, поскольку снизошел к тому, чтобы родиться от Девы в теле как младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

3 . Мы говорим это вот почему: хотя народ иудейский весьма многочисленный, однако, когда Христос пришел во плоти, лишь немногие уверовали. О том, что именно так и должно было произойти, ясно предсказывал еще Исаия, когда говорил: «Хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» 143 , подразумевая под «остатком» или самих апостолов, или других из народа иудейского, которые уверовали при апостолах и о которых слышала ваша любовь 144 в нынешнем чтении. Ведь, когда святой Петр с Иоанном показали явное знамение божественной силы над хромым, то говорится, что «уверовало в тот день пять тысяч людей» 145 . И о чудесных знамениях, и о пяти тысячах человек Сам Господь предсказывал прежде через пророка: " Вот я, – говорил он, – и дети, которых дал мне Бог; и будут знамения в дому Израилевом от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» 146 . Тот же пророк далее открыл, что произойдут именно такие знамения: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся, тогда хромой вскочит, как олень» 147 . Это мы и увидели сбывшимся над хромым, который не мог ходить никогда от утробы матери своей. 4 . В исцелении хромого, если подумать, мы также видим изображенными некие сокровенные тайны. Хромой этот, сидя у Красных 148 дверей Храма, устремил свой взор на Петра и Иоанна 149 и обрел здоровье. Но ведь и мы, до того как пришли к познанию Христа, были все равно что хромыми, потому что хромали в стороне от пути праведности. Хромали же мы не телесной походкой, а внутренней поступью ума. Ведь тот, кто чужд пути праведности, пути истины, даже если у него и прямые ноги, все равно хромой, потому что хромает умом и душой. По дороге веры и истины идут не шагами тела, а шагами находящегося внутри ума. Поэтому мы, несомненно, хромали раньше в стороне от пути праведности, не зная истинного пути спасения и жизни, Христа Господа. Но после того как мы пришли к Красным дверям Храма и с верой устремили свой взор на апостолов Христовых, поступь нашего ума окрепла, так что мы больше не ковыляем по пути беззакония, но прямыми шагами идем по дороге праведности. Мы пришли, а лучше сказать, были приведены Христом к Красным дверям Храма, где обычно исцеляются хромые. Красные двери Храма – это евангельская проповедь, которая украшает духовной красотою храм Божий, то есть Церковь , при коей немощные умом и хромые духом обретают здоровье спасения. Эти Красные двери Храма приняли его хромым, а возвратили исцеленным, как и евангельская проповедь хотя и принимает хромыми и немощными приводимых к ней, но делает их целыми и здоровыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 172–173) 1 . Господь и Спас наш Иисус Христос среди прочих спасительных заповедей дал Своим ученикам, спрашивавшим Его, как им молиться, тот вид молитвы, который и вы также узнали в полноте из нынешнего чтения. Пусть же любовь ваша сейчас послушает, как Он учит Своих учеников молиться Богу, Отцу всемогущему: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему» 652 . Под тем, что Он называет «комнатой», Он имеет в виду не скрытое от посторонних глаз жилище, а то, что внутренние покои нашего сердца нужно открывать только Отцу 653 . Мы должны молиться, затворив двери, то есть, закрыв таинственным ключом грудь нашу для дурного помысла, и с закрытыми устами говорить умом с Богом. Бог же наш слушает нашу веру, а не голос. Так что нашу грудь нужно запереть ключом веры против нападений врага, а открывать одному только Богу, ведь она, как мы знаем, – Его храм, так что в наших мольбах мы будем призывать Того, Кто обитает в наших сердцах 654 . Итак, Слово Божие и Божия Премудрость, Христос Господь наш, научил нас молиться такой молитвой: 2 . «Отче наш, сущий на небесах» 655 . Это – слова свободы и полное доверие. Поэтому вы должны жить в таких нравах, чтобы быть и сыновьями Божиими, и братьями Христовыми. Ведь какую дерзость нужно иметь, чтобы решиться назвать Бога «своим отцом», в то время как бесчестишь Его волю? Так что показывайте себя достойными божественного усыновления, ибо написано: «Тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими» 656 . " Да святится имя Твое» 657 ; мы просим этого не потому, что наши молитвы освящают Бога, Который всегда свят, но для того, чтобы имя Его святилось в нас, чтобы мы, освящающиеся в крещении, усердствовали в том, чем начали быть 658 . «Да приидет Царствие Твое» 659 . Но есть ли такое время, когда не царствуст Бог наш, Чье царство бессмертно? 660 Нет; но, когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое», то просим, чтобы пришло наше царство, обещанное нам Богом, приобретенное кровью и страданием Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 72–74) 1 . Все бдения, которые совершаются в честь Господа, угодны и приятны Богу, но это – бдение из бдений. И когда говорят о «бдении Господнем» в узком смысле, то имеют в виду именно эту ночь. Ведь вот что мы читаем: «Это – ночь бдения Господу за сохранение всех сынов Израилевых " 356 . Эта ночь справедливо именуется «бдением Господним», ибо Он для того и бодрствовал в жизни, чтобы мы не уснули смертью. Ради нас Он погрузился в сон смерти через таинство страдания; но этот сон Господа стал пробуждением для всего мира, ибо смерть Христова прогнала из нас сон вечной смерти. Он и Сам провозглашает это через пророка, говоря: «Ложусь я, сплю и встаю 357 , и сон мой был приятен мне» 358 . Конечно, сладким был этот сон Христов, призвавший нас к сладкой жизни от горькой смерти. Эта ночь называется «бдением Господа» еще и потому, что Он бодрствовал и во сне Своего страдания, как Он Сам показывает через Соломона, говоря: «Я, – говорит Он, – сплю, а сердце мое бодрствует» 359 , чем откровенно являет в Себе таинство божества и плоти. Он уснул плотью, но бодрствовал Божеством, ибо Божество было неспособно спать. Ведь мы читаем такие слова о Божестве Христа: «Не дремлет и не спит хранящий Израиля» 360 . Вот о чем Он говорит: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» 361 ; так как во сне Своего страдания плотью Он спал, но Божество проливало свет на преисподнюю, дабы вызволить человека, содержавшегося в преисподней. Ибо Господь и Спас наш, чтобы помиловать всех, пожелал пролить свет на все места. Он сошел с неба на землю, чтобы посетить мир. С земли Он опять сошел в преисподнюю, чтобы дать свет содержавшимся в преисподней, по слову пророка, который сказал: «Сидящие во тьме и тени смертной, вы увидите свет великий» 362 . Так что справедливо именуется «бдением Господним» ночь сия, в которую Он разогнал тьму не только для этого мира, но и для тех, кто был в преисподней. 2 . Посему это бдение Господа празднуют и ангелы на небе, и люди на земле, и души верных в преисподней.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

7 . Одним из этих голубей оказался и тот евнух, о котором слышала ваша любовь в нынешнем чтении. Когда он пришел в Иерусалим и, возвращаясь обратно, сидел на колеснице, читая пророка Исаию, «Дух, – говорится, – сказал Филиппу: Подойди и пристань к сей колеснице» 169 . И Филипп подошел, остановился и сказал ему: «Разумеешь ли, что читаешь?» 170 . И тот сказал ему: «Как могу разуметь, если нет никого, кто открыл бы мне сии Писания?» 171 . И Филипп, сев с ним, объяснил ему пророческое писание, которое тот читал, открыв и исповедав Господа Иисуса Христа. Когда Филипп закончил объяснение, тотчас уверовал евнух и сказал Филиппу: «Вот вода; что препятствует мне креститься?» 172 Сказал ему Филипп: «Если веруешь, то можно. Он сказал в ответ: Верую, что Иисус Христос есть Господь. И сошли оба в воду, и крестил его Филипп " 173 . 8 .   Евнух этот был избран как голубь, а Симон Волхв отвергается как ворон; потому что тот поверил всем сердцем и всей верою, а этот, полный лукавства, приступил с сомневающимся умом. Поэтому тот был принят, а этот изгнан; тот одобрен, этот проклят. Итак, поскольку и мы призваны к божественному познанию, к благодати Христовой, то должны веровать Христу всем сердцем и всей верой, чтобы не быть отвергнутыми вместе с умами сомневающимися и нечестивыми, а удостоиться того, чтобы Христос Господь принял нас вместе со святыми и избранными Божиими в будущую славу. Слово 3. О Корнилии сотнике и о Симоне Петре (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 13–17) 1 .  Ваша любовь слышала, какую ревность к Богу имел Корнилий сотник. Он, хотя и был еще язычником, усердствовал в посте, в молитве. Потому нельзя сказать, что он незаслуженно сподобился увидеть в своем доме ангела Господня, который сказал ему, как сообщает нынешнее чтение: " Корнилий, – сказал он, – услышаны молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» 174 . Но вот не могу сказать, сподобится ли услышать такое от ангела кто-либо из нас, ведь мы не заслужили того ни постом, ни молитвами, ни милостыней. Недавно был объявлен законный пост, но лишь немногие постились 175 . Люди приходят в церковь , но скорее проводят время или в сплетнях, или в земных разговорах, чем в молитвах. Бедняки жалуются на нищету и нужду, но им не подают никакой милостыни. А потом мы удивляемся, что страдаем от разных бедствий, в то время как ум наш очерствел по отношению ко всему. Давайте же исправим наше небрежение и обратимся к Господу всем сердцем! Давайте усердствовать в постах и в молитвах и в милостынях, чтобы и нам удостоиться услышать, то, что было сказано Корнилию ангелом: «Услышаны молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом " 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

2 .   Таково слово пророка о народе церковном. А то, что он сказал о народе иудейском, ваша любовь слышала в нынешнем чтении. »Сказал, – говорит он, – безумец в сердце своем: «нет Бога» 245 . Посмотрим, почему так. Как только этот народ иудейский был выведен из Египта, он перестал в сердце своем верить в Господа. Так что когда Моисей задерживался на горе, то они сделали себе тельца, которому поклонялись, говоря: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» 246 . Если бы они веровали в Бога в сердце своем, то никогда не стали бы молиться человеческому изделию после почитания Бога. Поэтому ясно, что народ иудейский безумен и невежественен во всех отношениях, ведь, оставив Бога живого и истинного, он ищет богов языческих; ведь, презрев небесную манну, он скучает по огурцам и дыням и по мясу египетскому 247 ; ведь он предпочитает рабство Египта свободе веры, чудеса демонов чудесам божественным. 3 .   Впрочем, более всего свое безумие народ иудейский проявил в том, что, хотя видел, как Премудрость Божия, Христос, пришла во плоти, однако не захотел узнать ее; в том, что с презрением отнесся к Его божественным чудесам и неслыханным знамениям. А тогда слепые получали зрение, глухие слышали, хромые становились здоровыми, расслабленные излечивались, прокаженные очищались, мертвые восставали, – но этот народ иудеев пребывал в таком безумии, что даже эти знамения не побудили его обратиться к вере Христовой, и не только он не обратился, а, более того, еще и восстал на Господа и Спасителя и осудил Его. Потому не без причины далее в этом псалме 248 ; а сказал он вот что: «Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их " 249 Если подумаем, то поймем, почему их гортань называется «открытым гробом». Гроб не содержит в себе ничего, кроме мертвых тел. Поэтому иудеи справедливо сравниваются с гробами, ведь как гроб не содержит внутри ничего, кроме тел мертвых, так и 250 мертвые дела плоти и души, сами стали гробами для своей собственной жизни, нося в себе грязь и нечистоты грехов. Хочешь явно увидеть, что гробами названы иудеи? Послушай, как Господь говорит в Евангелии книжникам и фарисеям: «Горе вам, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся людям красивыми, а внутри полны тел мертвых и всякой нечистоты. Так, – говорит Он, – и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены хищения и беззакония» 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 169–170) Когда Господь и Спас наш обходил многие города и области, проповедуя и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в народе, «увидев народ, – как повествует нынешнее чтение, – Он взошел на гору» 639 . Разумно то, что вышний Господь идет на высокое место, чтобы проповедать высокие слова желающим подняться на высоту добродетелей. Уместно и то, что новый Закон проповедуется с горы, ибо и Моисеев Закон был дан на горе. Тот – в десяти словах для наставления и порядка в жизни сей, а этот – в восьми блаженствах, ибо он ведет тех, кто последует ему, к вечной жизни и к небесной Родине... «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» 640 . Кроткие должны быть мягкими духом и искренними сердцем 641 , и Господь ясно показывает, что заслуга их немалая, говоря: «Ибо они наследуют землю» 642 . То есть, конечно, ту самую землю, о которой написано: «Я верую, что увижу благость Господа на земле живых» 643 . Наследование той земли – это бессмертие тела и слава вечного воскресения 644 . Кротость не знает гордости, не знает дерзости, не знает честолюбия. Потому не без причины Господь в другом месте наставляет Своих учеников, говоря: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»... 645 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» 646 . Не те, кто оплакивает потерю дорогих людей, а те, кто плачет о своих грехах, кто омывает свои проступки слезами; или, во всяком случае, те, кто оплакивает беззаконие этого мира или чужие преступления... 647 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» 648 . Посмотри, какая награда у миротворцев, если они называются уже не рабами, а сынами Божиими! И не без причины, потому что тот, кто любит мир, любит Христа, Создателя мира, Которого апостол Павел называет «миром», говоря: «Ибо Он есть мир наш» 649 . Тот же, кто не любит мира, выступает за раздор, ибо любит диавола, который есть творец раздора. Ведь это он первый внес несогласие между Богом и человеком, сделав человека нарушителем заповеди Божией. Но для того и сошел Сын Божий с неба, чтобы осудить диавола, творца раздора, и установить мир между Богом и человеком, примиряя человека с Богом и возвращая Бога к милости к человеку. Поэтому мы должны быть миротворцами, чтобы заслужить именоваться «сынами Божиими». Ведь без мира мы лишимся не только названия «сыновей», но и самого имени «рабов», как говорит апостол: «Любите мир, без которого 650 никто не может угодить Богу»... 651 Слово 40. Введение в молитву Господню

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010