Переселяя цвет избранного народа в свою страну, бывшую центром языческой религии и языческого просвещения, они вместе с тем переселяли к себе миссионеров и проповедников истинной религии, которая должна была разорять тьму заблуждения. Влияние это сказалось отчасти уже на самых царях завоевателях, как это видно из примера Навуходоносора и Кира, но затем оно распространялось все шире и действовало все глубже. С этого времени иудейский народ сделался народом как бы всемирным: из плена вавилонского возвратилась в землю обетованную лишь незначительная часть его, громадное же большинство или осталось в Месопотамии, или понемногу рассеивалось по всем направлениям, повсюду разнося с собою свет истинной религии и знание закона Божия. Эти иудеи, жившие вне Палестины, известны под названием иудеев рассеяния, и они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира. Иудеи рассеяния сначала собственно разделялись на три больших отдела – иудеев вавилонских, сирийских и египетских; затем завоевания Александра Великого и римлян значительно расширили область иудейского рассеяния. Последовавшие перевороты в судьбе мира привели народы в необычайное движение, и поток завоеваний или промышленности быстро захватывал разрозненные части иудейского народа и разносил их по самым отдаленным странам. Из Месопотамии иудеи рассеялись по всем соседним странам. Преемник Александра Великого в Азии, Селевк Накатор, основатель нового царства Сирийского, множество из них переселил из Вавилонии в главные города своего царства, надеясь, что их промышленный и предприимчивый дух послужит к процветанию его государства. И чрез несколько времени в Дамаске они считались уже тысячами и имели несколько синагог, и еще более их было в Антиохии, сделавшейся впоследствии центром греческой культуры на востоке. Гонения Антиоха Епифана не уничтожили их, а послужили только причиною проникновения их влияния в самые отдаленные части государства, куда убегали иудеи, укрываясь от преследования. В это время они проникли и далее на восток, в Мидию и особенно в царство Адиавенское (теперешний Курдистан, к северо-востоку от р.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

50:21. Pekod ( в русском переводе отсутствует). И снова Иеремия использует для обозначения Вавилона аккадское слово. Одно из арамейских племен, населявших Вавилонию, называлось Puqudu. Пророк прибегает к игре слов, основанной на созвучии этого названия и древнееврейского глагола «наказывать», paqad. Вероятно, выбор слова Puqudu – названия племени, обитавшего на приморских землях Южной Месопотамии и к востоку от Тигра, – это насмешка над некогда великой державой, распавшейся на .отдельные части и подвергающейся нападениям племен, входивших в ее состав. 50:38. Истуканы обезумеют. Насмешка над бесполезными и ничтожными идолами – тема, часто звучащая в высказываниях пророков (см.: Ис. 40:18–20 ; Ос. 8:4 ). Однако наделение идолов такими человеческими эмоциями, как страх или безумие, встречаются реже (см.: Ис. 19:1 ). Возможно, Иеремия опирается здесь на рассказ о потопе из эпоса о Гильгамеше, где боги, вызвавшие потоп, сами испугались разбушевавшихся вод и «прижались друг к другу как испуганные собаки, дрожа от страха». 50:39. История Вавилона после 539 г. до н. э. После захвата Вавилона персидским царем Киром в 539 г. до н. э. местная царская династия, представленная Набонидом и его сыном Валтасаром, была искоренена, и в Вавилон был назначен персидский управляющий. Хозяйственные тексты, относящиеся к году захвата Вавилона, указывают на то, что никакого серьезного нарушения торговли или деловой активности не произошло, поскольку персы осуществили мягкий переход к новому строю. Каждый последующий царь носил, наряду с другими своими титулами, титул «царя Вавилона» и использовал этот город в качестве одной из своих официальных резиденций (по свидетельству Ксенофонта). Однако в Вавилонии время от времени возникали мятежи, которые подавлялись (522–521 гг. до н. э. и снова в 482–481 гг. до н. э.). Опасаясь всякого рода мятежей, Ксеркс приказал снести золотую статую Мардука, которая была высотой 18 футов, и разрушить храмовый комплекс Эсагила. Окончательный удар былому величию Вавилона был нанесен, когда из политических соображений город включили в состав персидской провинции Ассирия. Когда Александр Македонский вывел Средний Восток из сферы политического влияния персов, Вавилон был открыт для молодого завоевателя, и началось восстановление храмового комплекса. Во времена правления преемников Александра Македонского город постепенно приходил в упадок. Селевк построил себе новый город на Тигре – Селевкию, к северу от Вавилона. Этот новый город соперничал с Вавилоном и в 275 г. до н. э. был объявлен царским городом. Жители Вавилона были насильно переселены в Селевкию, и Вавилон стал не более чем древней святыней. В I в. до н. э. он уже находился в полном запустении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

(3) Впоследствии, по скифским преданиям 423 , появилась у них рожденная землей дева, у которой верхняя часть тела до пояса была женская, а нижняя – змеиная. Зевс, совокупившись с ней, произвел сына по имени Скиф 424 , который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами. В числе потомков этого царя были два брата, отличавшиеся доблестью; один из них назывался Пал, а другой – Нал 425 . (4) Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы: один – палами, а другой – налами 426 . Спустя несколько времени потомки этих царей, отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили свое владычество до египетской [реки] Нила 427 . (5) Поработив себе многие значительные племена, жившие между этими пределами, они распространили господство скифов с одной стороны до Восточного океана, с другой – до Каспийского моря и Меотийского озера; ибо это племя широко разрослось и имело замечательных царей, по имени которых одни были названы саками, другие – массагетами, некоторые – аримаспами и, подобно им, многие другие. (6) Этими царями были переселены и многие другие покоренные племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии в землю между Пафлагонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаиса; эти переселенцы назывались савроматами. (7) Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню 428 . XII, 31 (1) При архонте Феодоре в Афинах 429 ... исполнилось сорок два года царствования в Азии 430 на Киммерийском Боспоре царей, называемых Археанактидами 431 ; царскую власть получил Спартак и царствовал семь лет 432 . XII, 36 (1) [При архонте Апсевде в Афинах] 433 ... умер и боспорский Спартак после семилетнего царствования, ему наследовал Селевк и царствовал сорок лет 434 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11:5–45 Север против Юга. Богословы разных школ в целом одинаково трактуют эти тексты, и события в видении могут быть кратко представлены в их историческом аспекте следующим образом. При разделении империи Александра Македонского между его полководцами на четыре части (4) Птолемей I стал царем Египта (южный царь; 5). Он принял этот титул в 304 г. до н. э., основав македонскую династию, которая просуществовала до 30 г. до н. э. Примерно в то же время Селевк I (северный царь) установил контроль над Сирией, став основоположником династии селевкидов. Далее следует история этих династий и суровая борьба как внутри самих этих царств, так и между ними. Первоначальная попытка заключения союза между двумя царями представлена в образе брака (6) между Антиохом II (внук Селевка I) и Вереникой (дочерью Птолемея II). Мир продолжался недолго: Птолемей III (7–8) вторгся в Северное царство, а затем последовала контратака Селевка II (9) и его сыновей Селевка III и Антиоха III, войска которых продвинулись далеко на юг Палестины (10). Борьба за господство продолжалась при Птолемее IV, известном своим распутным образом жизни. Выражение: сердце царя вознесется (12; ср.: ст. 18) – для искушенного читателя достаточно ясно указывает на его близкое падение (2:21а). Хотя Птолемей IV нанес сокрушительное поражение Сирии при Рафии, в дальнейшем началось ослабление Египта, и в конце концов, когда на престол был возведен четырехлетний Птолемей V, он потерпел поражение от Антиоха III (13–16). Последний, возвышая себя до небес, заслужил суровый суд Божий (16; ср.: ст. 19). В ст. 14, вероятно, имеется в виду безуспешная поддержка иудейскими зилотами военных сил Сирии против Египта, под владычеством которого они находились. Желая хитростью захватить Египет, Антиох III замыслил политический брак между своею дочерью Клеопатрой и юным Птолемеем V. Однако замыслу этому не суждено было осуществиться (17). Дальнейшее продвижение Антиоха на запад (в Грецию) было приостановлено римлянами, после чего он вынужден был вернуться назад. В результате он исчезает с исторической арены, а через два года умирает (19).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

11 еще три царя восстанут в Персии. Имеются в виду: Камбис, 529–523 гг. до Р.Х.; Псевдо-Бардия (Гаутама), 523–522 гг. до Р.Х.; Дарий I, 522–486 гг. до Р.Х. четвертый. Ксеркс I, 485–464 гг. до Р.Х. превзойдет всех великим богатством. См. Есф. 1,4 . поднимет всех против царства Греческого. Начиная с 480 г. до Р.Х. Ксеркс предпринял несколько походов против Греции. 11 восстанет царь могущественный. Александр Македонский, 336–323 гг. до Р.Х. (см. ком. к 7,6 и 8,5.8). 11 царство его разрушится и разделится. См. ком. к 7,6 и 8,8. 11 южный царь. Птолемей I Сотер, 322–285 гг. до Р.Х. один из князей его пересилит его. Селевк I Никатор, 312–280 гг. до Р.Х. Он был полководцем Птолемея, но затем вышел из его подчинения и воцарился в Вавилоне. Владения Селевкидов простирались от реки Инд на востоке до Сирии на западе. 11:6–20 В данном отрывке содержатся подробные предсказания о взаимоотношениях севера (царства Селевкидов) и юга (царства Птолемеев). Отрывок этот делится на три части: события, связанные с Лаодикой и Береникой (ст. 6–9); история жизни Антиоха III (ст. 10–19); правление Селевка IV (ст. 20). 11 дочь южного царя. Береника, дочь Птолемея II Филадельфа, правившего в 285–246 гг. до Р.Х. чтобы установить правильные отношения. Подразумевается скрепленный династическим браком (заключенным приблизительно в 250 г. до Р.Х.) союз между Антиохом II Теосом Сирийским (261–246 гг. до Р.Х.) и Птолемеем II Египетским. она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее. Предыдущая жена Антиох Лаодика организовала заговор, в результате которого были отравлены царь, Береника и их малолетний сын. 11 восстанет отрасль от корня ее. Птолемей III Эвергет, брат Береники, правивший в 246–221 гг. до Р.Х. (см. ком. к 11,6). войдет в укрепления царя северного. Птолемей III напал на царство Селевкидов, предал смерти Лаодику (см. ком. к 11,6) и с богатой добычей возвратился в Египет. 11 нашествие на царство южного царя. Указание на неудачный поход сын Лаодики Селевка II Каллиника (246–226 гг. до Р.Х.) против царства Птолемеев, имевший место в 240 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Имея в виду требования христианской морали, он только восставал против соблазнительных и вообще неприличных изображений, которые встречались на тогдашних кольцах, и вместо принятых у римлян сюжетов советовал прибегать к символам более строгого и достойного христиан характера. «Печати у нас», говорил он «должны быть с изображением голубя, рыбы, корабля с распущенными парусами, музыкальной лиры, которою пользовался Поликрат, корабельного якоря, который резьбою изображать Селевк. Если кто рыболов, тот (пусть) вспомнит об апостоле и об извлекаемых из воды детях». Св. отец советовал далее избегать изображений на перстнях меча или лука, как предметов, принадлежащих войне и распрям, чаш (κπελλα), как принадлежности языческих культов. «Мы ведь состоим друзьями мира», наставлял он «и должны быть людьми воздержными. Многие носят перстни с изображениями на них в обнаженном виде своих возлюбленных из мужчин или из женщин, как будто для невольного напоминания себе о своих любовных удовольствиях: это разнузданность». Эта выдержка, равно как и наличные произведения древнехристианского искусства, да- ют понять, что уже с самых первых его времен начал выделяться круг специально христианских по содержанию изображений. Последние нашли себе место уже на предметах домашнего обихода, как мы видели, и мало-помалу взяли перевес над античными сюжетами. А сделавшись проводником христианских понятий и став в более близкую связь с религиозными потребностями христианского общества, искусство естественно должно было принять более специфический характер. Этот поворот начал сказываться очень рано, когда искусство еще не успело выйти из пределов дома, но, понятно, обнаружился со всею ясностию уже после того, как оно нашло себе приложение к обрядам свадебным, похоронным и другим проявлениям религиозного быта верующих. Христиане иначе, чем язычники, смотрели на брак ( Еф.5:31–32 ), и конечно уже не случайно на стеклянных чашах, употреблявшихся у них при брачных церемониях, вместо амура с крылышками, мы видим Христа, возлагающего венцы на брачующихся, или находим Его монограмму или евангельский свиток между головами новобрачных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

38. И вот, говорят, что и тогда, в первосвященство Симона I, при частой смене правителей в Сирии, евреи много страдали. На это последнее замечание справедливо возразить следующее. Правда, Птоломей Лагов из-за Сирии, к которой принадлежала в то время и Палестина, вёл войну с Селевком Никатором, и евреи должны были платить дань то тому, то другому из соперничествующих царей. Но и Селевк Никатор предоставил евреям права гражданства в своей столице Антиохии, и Птоломей Лагов в последние годы своего царствования оказал евреям особенное доверие (им вверил защиту крепостей) и благорасположение (права гражданства в Александрии), которые внушили многим евреям добровольно переселиться из Палестины в Египет. Итак, отношения, в каком стояли к сирийским и египетским царям современные Симону I евреи, не могли оправдать поцитованных выражений гл. 36. Напротив, слова ст. 11 «сокруши главы князей вражьих, глаголющих: несть разве нас» могли относиться разве к таким властителям, как Антиох Феос (противник Филадельфа) или Птоломей Филопатор (3 Маккав. Книга). Итак, второй исторический довод в пользу мнения о раннем написании (за 280Ц300 л. до Хр.) книги сына Сирахова не имеет того значения, какое принадлежит историческому же доводу в пользу мнения о позднем написании книги. Первый довод защитников раннего написания можно назвать филологическим, и нужно сказать, что и он не выдерживает также критики. Слова ν τ γδ κα τραοστ τει нельзя понимать как указание на возраст внука Иисусова; потому что непосредственно следующее за ним выражение π το Εεργτου βασιλως внушает прямо мысль, что указывается год царствования Егергета, а не жизни переводчика; в противном случае между цифрой лет и именем царя стояло бы непременно выражение, определяющее смысл цифры именно другой, чем какой естественно соединять с данным сочетание слов. Единственное, с чем трудно согласиться в аргументации защитников раннего написания книги И. с. С., – это мнение, что предмет похвального слова гл. 50 есть Симон I Праведный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Инах женился на женщине по имени Мелия, от которой имел трех детей: сыновей Каса, Бела и дочь, которую назвал Ио 900 в честь Селены; она была очень красивой девушкой 901 . Когда царь западных пределов Пик, он же Зевс, услышал об Инахе, что он имеет очень красивую дочь, он послал грабителей, похитил дочь Инаха Ио, соблазнил ее и, сделав брюхатой, имел от нее дочь, которую назвал Ливией 902 . Ио тяжело переносила случившееся с ней и, не желая жить с Пиком Зевсом, скрылась от него и (D. 75) всех остальных, оставив свою дочь и отца Инаха. Испытывая стыд, она бежала, отплыв в Египет 903 . Прибыв в страну Египет, она поселилась там. Через какое-то время, узнав, что Египтом правит сын Пика Зевса Гермес, и испугавшись Гермеса, Ио бежит оттуда к горе Сильпион, где спустя много веков македонец Селевк Никатор основал город и назвал Антиохией Великой в честь своего сына. Когда Ио добралась до Сирии, она скончалась. Так сообщил мудрейший Феофил 904 . Другие же утверждали, что Ио скончалась в Египте. (Р. 42) Ее отец Инах послал на поиски ее братьев и родичей, а также Триптолема 905 вместе с аргосцами, которые, повсюду разыскивая, не нашли ее. Когда же аргосцы иополиты узнали, что Ио скончалась в Сирии, они, добравшись туда, оставались там недолго, они стучали в каждый дом и говорили: «Пусть спасется душа Ио». Во сне они получили оракул, увидев телицу, говорившую им человеческим голосом: «Я, Ио, нахожусь здесь». Проснувшись, они удивились чуду видения и решили, что Ио покоится в этой горе. Основав для нее святилище, они поселились у горы Сильпион, построив для себя (D. 76) город, который назвали Иополь; сирийцы до сих пор называют их иополитами. Сирийцы Антиохии с того времени, как аргосцы явились к ним на поиски Ио, и поныне сохраняют память об этом событии. Каждый год в определенное время они стучатся в дома эллинов. Аргосцы остались в Сирии потому, что когда отец Ио царь Инах приказал им отправиться на поиски, он сказал: «Если не приведете мне дочь Ио, не возвращайтесь в аргосскую землю».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

5) «Он (царь северный) обратит также взоры на острова и многими овладеет, и погубит князей, причинивших ему позор (погубит князи укоризны своея), впрочем этот позор снова возвратится к нему (18 ст.). После этого он обратит внимание на укрепление (в крепость) собственной страны, но утратит силу (изнеможет), погибнет (падется) и не станет его» (19 ст.). Вполне согласно с историей и это. Желая вознаградить себя за неудачу в Египте, Антиох В. обратил внимание на Азию и, начав морскую войну против многих островов, овладел Родосом, Самосом, Колофоном, Факеею и мн. др. островами. Но здесь против него выступил Л. Сципион Назика вместе с братом своим П. Сципионом Африканским, известным победителем Ганнибала; Антиох был побежден (при Магнезии) и, с позором возвратившись в пределы своего царства, погиб здесь (в 187 г. до Р. Хр.) в войне против Елимейцев (бл. Иероним). Так исполнилось на нем пророчество: обратит взоры на острова и многими овладеет, но, будучи посрамлен, возвратится в свое царство и там утратит силу, падет и не станет его» (18–19 ст.). 20 ст. В словах этого стиха можно (согласно с бл. Иеронимом) видеть пророчество, касающееся Селевка IV Филопатора, сына и преемника Антиоха В. на Сирийском престоле (с 187–176 г. до Р. Хр.). Мысль этого пророчества по греко-славянскому переводу такая: «от корня (из рода) его (Антиоха Великого, о котором шла речь выше) восстанет отпрыск (потомок) царский (сад царства, φυτν τς βασιλεας), восходящий (производяй, παραβιβζων) для уготовления себя на царство (на уготование его, π τν τοιμασαν ατο) и для славы (творяй славу) царства; 233 но в те еще дни (пока будет готовиться к сему) погибнет и притом не от руки частных лиц (греко-слав. – не в лицах, русск. – «не от возмущения») и не в сражении». – Селевк, сын и наследник Антиоха В., действительно погиб без всяких войн и прежде, чем успел что-нибудь сделать для славы своего царства. Все, что он мог сделать, это – удержать за собою власть над Иудеей не смотря на то, что она должна была по брачному договору поступить к Птоломею Епифану. Но и эту власть свою над Иудеей он опозорил попыткой ограбить храм Иерусалимский. Нуждаясь в деньгах для уплаты податей римлянам и узнав о великих сокровищах храма Иерусалимского, он послал Илиодора, телохранителя своего, похитить сии сокровища; но Сам Господь защитил Свою святыню от такого позора (см. 2Мак. 3:7–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

По свидетельству Аппиана, Селевк Никатор († 280) разделил свое царство на 72 сатрапии. В частности, по Посейдонию, сатрапия Сирия разделена была на две провинции, северную или Селевкиду с округами Антиохийским, Селевкийским, Апамейским и Лаодикийским, и южную или Келесирию, подразделявшуюся на четыре округа 696 . Один из этих округов по Древ. XII, 4, 1. 4, составляла Самария. Как можно заключать из 1Мак. 10:30; 11:34. 28 , сравнительно с временем Ездры и Неемии, территория Самарии при Селевкидах была расширена присоединением к ней иудейских округов Лидды, Аферемы и Рамафаима. По-видимому, к Самарии принадлежал также и приморский берег с городами Аскалоном, Азотом, Ямнией и Иоппией 697 . Плиний причисляет также к Самарии и лежавший к востоку от Тивериадского озера город Гамалу 698 . Отсюда Гельшер заключает, что к Самарии в эпоху Селевкидов причислялась и Галилея 699 . Хотя Плиний в другом месте представляет Галилею частью Иудеи, прилегающей к Сирии, однако указанное заключение может считаться вероятным. Подтверждением его служит свидетельство 1Мак. 10:30 . В данном месте сообщается, что царь Димитрий II († 125) присоединил к Иудее три округа от Самарии и Галилеи. Из параллельных мест видно, что присоединены были только три округа от Самарии ( 1Мак. 10:30; 11:34. 28 ). Отсюда замечание 1Мак. 10можно понимать, как указание на то, что при Селевкидах Галилея считалась за одну область с Самарией 700 . В 145 г. три самарянских округа Лидда, Аферема и Рамафаим были отняты от Самарии и присоединены к Иудее, а при Иоанне Гиркане († 104) вся Самария на время слилась с Иудеей. Как особый административный округ, Самария является вновь только после завоевания Палестины Помпеем (63 г.), причем в это время она причисляется к Сирии. Границы самарийской области для этого времени и следующего столетия (I в. Р. Хр.) указываются у И. Флавия. „Страна самарян», говорит И. Флавий, „лежит в средине между Галилеей и Иудеей. Она начинается у деревни Гинеи на большой равнине и кончается у акраббимского округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010