Секс вж. извънбрачен секс, а също и раздела Дом, семейство, деца. Селевкия (Seleucia) – название на много градове по време на елинистичния и римския период в Близкия Изток и в Мала Азия. Наречени в чест на основателя на държавата на Селевкидите Селевк I Никатор (бивш военачалник на Александър Македонски през III в. пр.Хр.), а някои от тях и построени от него. Най-значимите от тях са Селевкия на р. Тигър (между Ефрат и Тигър в днешен Ирак) и Приморска Селевкия (Пиерия, по-долу). Селевкия Пиерия (Seleucia Pieria, приморска Селевкия 1Мак.11:8 ) – в древността селище в Мала Азия, на източния бряг на Средиземно море при устието на река Оронт, на запад от Антиохия. Основан ок. 300 г. пр.Хр. като пристанище на столицата на Селевк I Антиохия. От 245 до 219 г. пр.Хр. била в държавата на Птоломеите. През елинистичния период един от градовете с най-голямо културно, политическио военно и икономическо значение, влизащ в т.н. Сирийски тетраполис (Селевкия, Лаодикия, Апамея и Антиохия). От I в. сл.Хр. подвластен на Рим, главна база за римския флот. След това в основаната от император Траян (117–138 след Христос) римска провинция Сирия, а при св. Константин Велики (306–337 г.) – в провинция Писидия. През 526 г. разрушен от земетресение и западнал. Развалините му се намират близо до пристанищния град Samanda в областта Хатай в Южна Турция. Св.ап. Павел проповядвал Евангелието в Селевкия заедно с ап. Варнава по време на своето първо пътешествие в Антиохия. За първи епископ на Селевкия той поставил св. Артемий (Артемон), оттам отпътувал за остров Кипър ( Деян 13:4 ).. Извън речника: Св. Артемон Селевкийски. Сирия. Антиохия. Сенсуализъм – гносеологично учение, което признава усещането като единствен източник на познание. Септуагинта – най-ранният (близо 300 години преди Христа) и единствен дохристиянски превод на Библията (на Стария Завет) от древноеврейски на гръцки език. Нарича се Септуагинта или «превода на седемдесетте тълковника» (обикновено се използва съкращението «LXX»). Според преданието преводът е направен по поръчка на Птоломей II и в него са участвали по шест рабини от всяко от 12-те племена. Несъмнено е бил породен и от нуждите на огромната юдейска колония в Александрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В совместничество с ним входит другой царь Селевк Никатор, так что иудеи по переменно должны были платить дань обоим спорющим царям. При дальнейших внутренних неустройствах в царстве Сирийском обладал Иудееями сначала спокойно третий царь Птоломей Филадельф. Но с ним опять совместничает Сирийский царь Антиох Теос, четвертый в числе преобладавших над Иудеей; власть над нею колебалась между враждующими Птоломеем Филадельфом и Антиохом Теосом, а после него с сыном и преемником его Селевком Каллиником, – это уже пятый преобладатель. Птоломей Евергет лишил Каллиника не только Сирии, но и большей части Азии, и таким образом Иудеею утвердил за собою: шестой рог четвертого зверя. После Евергета власть над Иудеею перешла к его преемнику Птоломею Филопатору, – седьмому царственному рогу. Но пользуясь беспечностию Птоломея Филопатора, воинственный Антиох Великий отнимает у него Иудеею – восьмой царь. Преемник Филопатора, Птоломей Епифан через своего военачальника занимает Иерусалим, и после разных переворотов воинского счастия, сам Антиох Великий отдает за Птоломея Епифана дочь свою, предоставляя вместо вена – Сирию, Финикию, Палестину. Это девятый рог лютого зверя. – Сын и преемник Антиохов, Селевк Филопатор успел удержать в зависимости своей Иудеею, хотя бы–то она должна поступить по брачному договору к Птоломею, – десятый рог. Этот последний был родной брат Антиоха Епифана. И так, вот какое точное пророчество заключается в 7–й главе! Если смотреть на него прямо и просто с точки зрения самого Пророка, то и смысл пророчества становится ясен и история точно намеренно располагается по предначертанию сего пророчества. Сверх того, представленное изъяснение смысла этого пророчества, в соображении с историею, подтверждается пророчеством 11–й главы, где уже обстоятельно указаны те же самые десять царей, эти персты ног скудельно–железных! Рассмотрех в розех его, и се рог другий мал взыде среди их и трие рози преднии его исторгнушася от лица его (ст. 8). По толкованию Ангельскому: и по них востанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних, и три цари смирит (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Лекция 1. Характер культурного развития столицы селевкидов Антиохия на реке Оронте (совр. Антакья в Турции) была одним из феноменов глобального переворота в античном мире, произведенного во второй половине IV в. до Р. Х. Александром Македонским. Перехватив у персидских царей наступательную стратегическую инициативу, Александр впервые и за ничтожный срок сделал эллинов народом, создающим новые империи на месте старых. Завоеватель, провозглашенный современниками не только царем, но и богом, умер внезапно в зените славы в 323 г., оставив огромное наследство своим «диадохам» 11 . Один из них, Селевк по прозванию Никатор (греч. Победитель, царствовал с 305 по 281 г. до Р. Х.), сатрап Вавилонии, после битвы при Ипсе в 301 г. утвердил свое владычество над Месопотамией и Сирией. Селевк основал до 70 городов с греко-македонским населением. В 300 г. до Р. Х., построив по регулярному плану большой город в сердце Сирии, он назвал его по имени своего отца, знатного македонянина Антиоха, и заселил жителями разрушенной им Антигонии 12 . Вскоре Антиохия, ставшая одной из столиц державы Селевкидов, вступила в соперничество с крупнейшим городом на греческом Востоке – Александрией Египетской, которая была основана самим Александром Македонским, намеревавшимся сделать ее своей резиденцией в 332 г., и была главным городом империи Птолемеев. Египетские цари также происходили от могущественного диадоха. Владея древнейшим централизованным государством мира, они смогли воспользоваться всеми преимуществами устоявшегося в течение тысячелетий государственного аппарата: например, сборы налогов производились по системе, созданной еще фараонами. Александрия процветала, имея удобную гавань и хлебородные провинции, а уровень культуры в ней достиг такой образцовой высоты, что новая эпоха, называемая «эллинистической», носит также неоспоримое название «александрийской». Две мировые монархии постоянно вели между собой войны за обладание восточным побережьем Средиземного моря и Палестиной. Впоследствии обе они вошли в состав Римской империи, но прежде историческое противостояние разрешилось в пользу сирийских владык, проявивших больше упорства и энергии в достижении своих целей. Как представляется, это существенно для понимания сходства и различий в менталитете обеих эллинистических культур. В отличие от своей могущественной соперницы, Антиохия Сирийская не имела морского порта, Мусейона 13 , равного александрийскому, и величайшего в мире собрания рукописей, которым славилась Александрийская библиотека (в свои лучшие времена хранившая до 600 тыс. свитков). Столица Селевкидов, «будучи большим и славившимся своей красотой городом, не стала сколько-нибудь заметным научным центром. В первую очередь этот факт следует, видимо, объяснять личными качествами правителей этого царства, которые, в отличие от первых Птолемеев, не проявляли большого интереса к науке» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

10. И вышел от них корень греха – Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в 137 году царства Эллинского» и т.д. В добавление к этому, слишком конспективному и быстрому переходу к судьбам Палестинского Иудейства после Неемии, отчасти на основании Иосифа, отчасти из других источников, есть возможности представить дело в следующем более обстоятельном виде, впрочем, так же лишь со времени смерти Александра. Упомянутый Селевк Никанор ( Νικνωρ), один из замечательнейших полководцев великого Александра, был, между прочим, основателем особого Сиро-Македонского царства, в состав которого в 312 году вошел (после 10-летней войны) Вавилон, а также многие страны по прибрежьям Средиземного моря. Объединивший, таким образом, большую часть всемирной монархии Александра, Селевк открывает собою могущественную эру Селевкидов, с судьбами которой долго связывались судьбы Иудейства, в продолжение, между прочим, всего периода Маккавеев. Время владычества Селевкидов Сирией и Палестиной дало одну из наиболее оживленных и плодотворных эпох Иудейства, когда реакция обезличению «инославием», возбужденная достаточно осмыслившимся и окрепшим ново-Иудейством, не только выдержала блестяще множество нахлынувших бедствий, но и успела на время воскресить счастливые времена благочестивых царей Иудейских. Так как история Иудеиства за весь этот период не может быть совершенно изолирована от истории Селевкидов, тесно переплетаясь с нею, то мы должны в дальнейшем уступить невозможности достаточно обстоятельно и полно представить первую так, чтобы не вдаваться в тоже время и во вторую. А так как, далее, и история Селевкидов есть в значительной степени история соперничества с Птоломеями, то и судьбы последних должны давать нам материал для представления судеб Иудеи. Наряду с Ι и II книгами Маккавейскими незаменимую услугу в данном случае оказывает Иосиф, без сообщений которого источники для истории Селевкидов оказываются крайне неполными и разбитыми. 497 Впрочем, нельзя сказать, чтобы и Иосиф оказывался здесь достаточно удовлетворяющим желательной полноте и обстоятельности исследования этого периода. По своей некритичности он заслуживает менее веры, чем даже II Маккавейская книга, а тем более I, которая по относительной достоверности и обстоятельности должна занять 1-е место, в представлении истории всего этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

с точки зрения Варрона — 1001–летие. Летосчисление от основания Рима опирается, собственно, как на основание, на греческое летосчисление по олимпиадам. Греки в каждый 4–й год праздновали олимпийские игры: интерес к героям игр был так велик, что они чтили их и посему вели точные и последовательные списки их (начиная с Корива). Это летосчисление проверено по показаниям Эратосфена и по данным астрономии, ибо Фукидид сохранил указания на затмения в известные олимпиады. Летосчисление по олимпиадам ведется с летнего солнцестояния 776 года до Р. X., 4733 г. после сотворения мира. Перевод дат олимпиад представляет некоторые трудности. Сообщим формулу этого перевода. Олимпиада обозначается λ, год олимпиады ε. При переводе следует из λ вычесть 1, остаток умножить на 4 и к произведению прибавить ε, т. е. год, обозначенный при олимпиаде; получится, положим, ζЕсли вычесть это число из 777 или из него вычесть 776, то получится соответствующий данной олимпиаде год до Р. X. или после Р. X. Восточное (сирийское) летосчисление С греческим счислением по олимпиадам церковному историку дела иметь не приходится. Древнейшая эра, с которой ему приходится встречаться, — эра Селевкидов, встречающаяся в сирийских памятниках и в греческих, взятых с востока: 1 октября К]2 г. до Р. X· Называется она различно: «годы Александра царя», «годы ионийцев» (греков). Происхождение ее является «x» — ом. Если сирийцы думали, что это счисление идет от Александра Македонского, то это была грубая ошибка. Обыкновенно считают началом этой эры победу Селевка Никатора над Димитрием Полиоркетом при Газе осенью 312 года до Р. X. Но Унгер сомневается в точности этой датировки и дает свое объяснение. Трудно объяснить, как считать годы царствования Селевка Никатора. Селевк Никатор носил ι титул βασιλως («царь») еще ранее, а Вавилон был взят им летом ι 312 года, и это событие потому не может быть началом эры. Вернее поэтому считать, думает Унгер, за начало этой эры год смерти Александра IV Македонского, т. е. 311 год, после чего Селевк Никатор мог по праву назваться царем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Он, между прочим, построил себе укрепленный замок, весь из белого камня вплоть до крыши, и украсил его огромными рельефными изображениями животных. Вокруг этого здания он соорудил широкий и глубокий ров. Со скал находившегося против дворца горного хребта он велел отбить все выступы, затем соорудил множество пещер длиною в несколько стадий и устроил тут в горе ряд комнат, предназначавшихся либо для пиршеств, либо для спален, либо просто для жилья; кроме того, он провел внутрь пещер множество ключей, которые служили одновременно для пользы и украшения всего этого [подземного] дворца. Входы в пещеры он сделал настолько узкими, что можно было входить не иначе как поодиночке. Все это он сделал преднамеренно, в видах личной безопасности, чтобы не попасться в руки братьям в случае осады с их стороны. Кроме того, он построил также целый ряд поселений различной величины и украсил их обширными садами. Всю эту созданную колонию он назвал Тиром. Местность эта лежит между Аравией и Иудеей, по ту сторону Иордана, недалеко от Ессевонитиды 768 . В этих местах Гиркан правил в течение семи лет, именно все то время, в продолжение которого Селевк царствовал над Сириею. Когда же Селевк умер, то власть перешла к его брату Антиоху, прозванному Эпифаном 769 . Между тем умер и египетский царь Птолемей, также известный под именем Эпифана 770 , и оставил после себя двух еще малолетних сыновей, из которых старшего звали Филометором, младшего же Фисконом. Когда Гиркан увидел, что Антиох располагает значительной ратью, то он, испугавшись, как бы царь не схватил его и не наказал за его войны с арабами, окончил жизнь свою самоубийством. Всем имуществом же его завладел Антиох. Глава 5 1. Так как около этого времени умер также и первосвященник Хоний, то Антиох предоставил сан его, ввиду малолетства сына Хония, брату его. Историю этого малолетнего сына мы в свое время расскажем. Иисус, однако (так звали брата Хония), вскоре был лишен первосвященнического сана, потому что царь рассердился на него и передал этот сан его младшему брату, носившему имя Хоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И тогда как разогнанные козы и как овцы, которых никто не загоняет, всяк обратится к своему народу, и всяк побежит в свою землю». Вавилон обратил Иерусалим в груду развалин, и Вавилон лежит по настояний день в развалинах. 2) Земля халдейская Сходственные проговоры – последствие общих преступлений – тяготели столько же над землей халдейской, сколько и над осужденной её столицей, и изображение их исполнения может нам лучше всего представить картину крайнего опустошения падшего Вавилона. «Пришли из отдаленной страны, от конца неба Иегова и орудия гнева Его, чтобы погубить всю землю. Ибо и их поработят многочисленные народы и цари великие; и воздам им по их поступкам и по делам рук их». Персы, македоняне, парфяне, римляне, сарацины и турки суть главнейшие из многих народов, которые без зазрения совести и нещадно извлекали для себя пользу из земли халдейской: Кир и Дарий, цари персидские; Александр Великий и Селевк, царь ассирийский; Димитрий и Антиох Великий; Траян, Север, Юлиан и Гераклий, императоры римские; победоносный Омар, наследник Магомета; Голагу и Тамерлан, суть великие государи, которые последовательно покоряли или опустошали Халдею, или взыскивали с неё дань в таком размере, как едва ли когда-либо другая страна платила завоевателям. Хотя имена некоторых из этих народов и были неизвестны вавилонянам во времена пророчеств, однако теперь достаточно произнести только их имя, чтобы показать, что они пришли с «крайних пределов, с морских берегов земли». «Се, наступает день Иеговы, лютый и исполненный ярости и гнева пылающего, чтобы сделать землю пустыней» и пр. Персы соперничали с парфянами в жестокости и лютости к своим неприятелям. Три тысячи вавилонян были однажды посажены на кол по приказанию Дария. Вся цель состояла в завоевании, а кротость была не в духе македонских завоевателей Вавилона. Обладание Халдеей оспаривали друг у друга Антигон и Селевк, и «правитель восставал на правителя». После продолжительной зависимости от власти селевкидов, Вавилония принадлежала парфянам, коих жестокость обратилась в пословицу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Чтобы принудить исповедника сообщить ему требуемые сведения, Фирмилиан подвергнул его пыткам в новоизобретенных им машинах. Мужественный христианин, нисколько не возмутившись, продолжал говорить таинственно о граде избранных. Фирмилиан же подумал, что напал на след важного открытия и вообразил себе, что у христиан есть город, враждебно соперничествующий Риму, а потому употреблял неимоверные усилия добиться точных показаний о столице христиан; но видя, что не может ничего более выведать, осудил мученика на отсечение головы. Утомившись допросами остальных Египтян и видя, что ничего не может узнать о знаменитом городе, он осудил их всех на отсечение голов. Затем начал расспрашивать Памфила и его сотоварищей. Зная, что пытками не может заставить их отречься веры, он только спросил, хотят ли повиноваться повелениям императоров, и не получив в ответ ничего, кроме исповедания веры, приговорил их в отсечении голов. Выслушав этот приговор, молодой человек, именем Порфирий, принадлежавши к семейству Памфила и слушавший преподавания великого мужа, отважно вышел из толпы просить дозволения погребсти тела осужденных. При этих словах правитель пришел в неистовство, как дикий зверь, и спросил у мужественного юноши, христианин ли он? После утвердительного ответа приказал палачам подвергнуть его самым жестоким пыткам, не обращая внимания на лета. Юный христианин постоянно отказывался от жертвоприношений до того, что все тело его было разорвано, видны были кости и внутренности; а когда все мучения оказались тщетными, то Порфирий был осужден на немедленное сожжение. Улыбаясь выслушал он приговор, надел на плечи философскую мантию и направился к костру. Увидев возгоревшееся пламя, он призвал Иисуса Христа и претерпел смерть с геройским спокойствием, не сказав более ни слова. Прежний воинский сановник, именем Селевк, пришел возвестить Памфилу о мученичестве его юного родственника. Едва он сообщил новость и обнял одного из мучеников, как был схвачен воинами и приведен к правителю, приговорившему его на отсечение головы. Селевк был родом из Каппадокии. Мужественный вид его и искусство в воинских упражнениях доставили ему довольно возвышенное звание. Он оставлял войско в начале гонения, исповедал веру и претерпел за то сечение розгами. Освободившись от воинской службы, посвятил себя на воспомоществование слабым и несчастным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

4Мак.4:8. Но Аполлоний с угрозою вошел в святилище. 4Мак.4:9. Когда же жрецы, жены и дети в святилище умоляли Бога защитить попираемое священное место, 4Мак.4:10. И когда Аполлоний с вооруженными воинами уже приступал к расхищению денег; тогда с неба явились на конях ангелы с блистающими оружиями, и произвели в них великий страх и трепет. 4Мак.4:11. Аполлоний, полумертвый, упал на всенародный помост святилища, распростер руки в небу, и со слезами просил евреев, чтобы они, помолились о нем и умилостивили небесное воинство. 4Мак.4:12. Притом говорил, что он, как погрешивший, достоин смерти, а как помилованный прославит пред всеми людьми достоублажаемость священнаго места. 4Мак.4:13. Тронувшись сими словами Ония первосвященник, и при том опасаясь, как бы не подумал царь Селевк, что Аполлоний погиб по человеческому навету, а не по божескому суду, помолился о нем. 4Мак.4:14. И он, необычайно спасенный, отправился возвестить царю случившееся с ним. 4Мак.4:15. Когда же скончался Селевк царь; власть его принял сын его Антиох Епифан, муж гордый и грозный. 4Мак.4:16. Он, отрешив Онию от первосвященства, поставил архиереем брата его Иасона, 4Мак.4:17. условившагося давать ему ежегодно три тысячи шестьсот шестьдесят талантов, когда бы он вручил ему священноначалие. 4Мак.4:18. Он же поручил ему не только первосвященство, но и управление народом. 4Мак.4:19. А сей переобразил народ иудейский и приучил его ко всякому беззаконию, 4Мак.4:20. так что не только построил гимнасион у самой Акры, этой родины нашей, но и прекратил попечение о святилище. 4Мак.4:21. За это вознегодовала божеская правда, и вооружила самого Антиоха. 4Мак.4:22. Ибо, когда он в Египте воевал с Птоломеем и услышал, что иерусалимляне весьма радовались по случаю раздавшейся молвы о смерти его, поспешно пошел на них. 4Мак.4:23. и раззорив их, издал повеление умерщвлять тех, которые между ними оказались бы живущими по отечественному закону. 4Мак.4:24. Но когда никоим образом не смог повелениями своими ослабить благочестие народа, напротив увидел, что его-то все угрозы и приказания тщетны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эти египтяне провожали исповедников на рудники в Киликию. На обратном пути они подошли к воротам Кесарии и были схвачены стражниками за то, что исповедовали себя христианами. Через неск. дней новый префект Фирмилиан приказал привести на суд П. и др. заключенных с ним. Сначала правитель допросил египтян. Фирмилиан попытался узнать имена египтян, но вместо своих настоящих имен те назвались именами ветхозаветных пророков: Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия. Когда правитель хотел узнать у одного из египтян, откуда он родом, тот ответил, что его отечество - Иерусалим, куда могут войти только христиане. Тогда Фирмилиан заподозрил, что христиане собрались в каком-то городе, чтобы организовать заговор против рим. властей. Поэтому он приказал пытать египтян, а затем отрубить им головы. П., Валента и Павла Фирмилиан также приговорил к усечению головы. Отрок Порфирий, слуга П., получивший от него воспитание и образование, узнав о приговоре, выкрикнул из толпы просьбу позволить похоронить своего господина и его товарищей. После этого Порфирия привели на допрос, где он исповедал себя христианином. Несмотря на юный возраст Порфирия, Фирмилиан подверг его жесточайшим пыткам, а затем приказал сжечь заживо. И т. о. Порфирий раньше П. принял мученический венец. Воин Селевк происходил из Каппадокии, отличался здоровьем и физической силой, за что снискал почет в рим. войске. Он принял подвиг исповедничества, оставил военную службу, окормлял сирот, вдов, нищих и больных. Когда Селевк как христианин пришел в темницу к П. и рассказал о смерти слуги, воины схватили его и отвели к префекту, который тотчас повелел отсечь Селевку голову. Затем на допрос был доставлен Феодул, который принадлежал к семейству префекта и был уважаем им за старческий возраст. Фирмилиан, узнав, что Феодул исповедует Христа, приказал распять его. Последним пострадал Иулиан. Он был родом из Каппадокии, отличался набожностью. По дороге в Кесарию он увидел тела мучеников, брошенные на съедение зверям, и облобызал их. Слуги Фирмилиана схватили Иулиана, привели к префекту, который приговорил его к сожжению заживо.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010