В совместничество с ним входит другой царь, Селевк 1-й Никатор, царь Сирийский (312–280 г. до Р. X.) Иос. Флав. Иуд. др. кн. 12 гл. 3, § 1). Соревнуя царям Египетским, которые усмотрели в иудеях особенную верность в подданстве, он также дал иудеям право гражданства в самой столице своей, Антиохии, и в других городах (Иос. Флав. Др. 12. 3, 1. К этому, конечно, государю относится пророчество Даниила 11:5, ср. Keil и Del на Дан.р. 370). Ввиду такого положения дел иудеи должны были попеременно платить дань обеим спорящим сторонам. При дальнейших внутренних неустройствах в царстве Сирийском обладал иудеями, сначала спокойно, третий царь, Птолемей Филадельф (285–247 г. до Р. X.). Государь этот был одним из величайших государей Египетских. Он особенно известен просвещенною любовью к наукам. Его старанием основана знаменитая Александрийская библиотека. Услышав, что закон иудейский получил свое начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые заповеди, он пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть, надеялся оказать услугу и иудеям, из которых многие от долговременного пребывания своего в Александрии стали забывать свой природный язык (этот перевод св. книг, сделанный за 271 г. до Р. X. на острове Фаросе, в продолжение 70-ти дней, 72 старцами, из каждого колена по 6, присланными, по желанию царя и совету библиотекаря Димитрия Фалерийского, первосвященником иерусалимским Елеазаром, внуком первосвященника Адуя, известен под именем греческого перевода LXX или, точнее, LXXII толковников). В Священном Писании Птолемей Филадельф не называется по имени, но к нему относятся указания пророка Даниила ( Дан.11:6–7 ), ибо дочь его, Вереника, выдана была замуж за Антиоха Теоса, царя Сирийского, и впоследствии убита была своей соперницей, женою Теоса, Лаодикой, и с сыном своим, и с мужем. С этим-то Птолемеем Филадельфом опять совместничает Сирийский царь Антиох Теос – четвертый царь в числе преобладающих над Иудеей, Антиох 11-й, по прозванию Теос, сын Антиоха 1-го Сотера. Он не называется в Священных Книгах по имени, но к нему относится пророчество Даниила: «Через несколько лет они (цари северный и южный, т. е. Сирийский и Египетский) сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена. Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного и будет действовать в них, и усилится. Даже и богов их, истуканы их, с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше северного царя. Хотя этот и сделает нашествие на южного царя, но возвратится в свою землю» ( Дан.11:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Глава XIV Поход Димитрия в Мидию и его пленение там (Antt. XIII, 5, 11) ( 1Мак.14:1–3 ). Благополучие Иудеи под правлением Симона и его заслуги перед своим народом ( 1Мак.14:4–15 ). Возобновление дружбы и союза с римлянами и спартанцами ( 1Мак.14:16–24 ). Увековечение заслуг Симона и Маккавейской фамилии иудейскому народу на медных досках-памятниках ( 1Мак.14:25–49 ). 1Мак.14:1 В сто семьдесят втором году царь Димитрий собрал войска свои и отправился в Мидию, чтобы получить помощь себе для войны против Трифона. «В 172 году» э. Селевк. – 141–140 г. до Р. Х. Димитрий «отправился в Мидию, чтобы получить помощь себе для войны против Трифона…» Это показание надо понимать не иначе, как так, что Димитрий хотел, прежде всего, покорить Мидию, чтобы затем из этой покоренной страны собрать вспомогательное войско для борьбы с Трифоном. 1Мак.14:2 Но Арсак, царь Персидский и Мидийский, услышав, что Димитрий пришел в пределы его, послал одного из военачальников своих взять его живого. " Арсак», Αρσχης – имя общее всех парфянских царей, по имени основателя Парфянского царства. Здесь – полагают – был Арсак VI-й, собственное имя которого – Митридат (I). Этот царь присоединил к своему царству все селевкидские провинции по ту сторону Евфрата, которые со времен Антиоха III старались сделаться независимыми, и распространил таким образом свое царство от Евфрата до Индии. В данном месте он носит титул царя персидского и мидийского по двум важнейшим провинциям, употреблявшимся для обозначения всего царства (ср. VI:56). Арсак посылает военачальника захватить Димитрия «живым». Догадываются, что этим Арсак хотел легче осуществить свое намерение – сделаться самому сирийским царем. Возможно и то, что повеление «захватить живьем» выражало просто презрение к силе противника. 1Мак.14:3 Тот отправился и разбил войско Димитрия, взял его и привел к Арсаку, который заключил его в темницу. Пленение Димитрия, по другим сведениям, состоялось не столь легко. По Иустину (XXXVI, 1 и XXXVIII, 9), он имел несколько («много») битв с парфянами, – наконец, был взят в плен лишь хитростью (под предлогом мирных переговоров и путем засады). Пленником он проведен был напоказ по всем отпавшим от него провинциям для окончательного посрамления его и его приверженцев, но впоследствии расположение Митридата настолько вернулось к нему, что он был даже удостоен брака с дочерью Митридата Rhodoguna, после чего сделал несколько неудачных попыток к бегству, а по Ios. Antt. VIII, 4 – отпущен на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.11:20 . На место его восстанет некий, который по­шлет сборщика податей, прой­ти по цар­с­т­ву славы; но и он по­сле немногих дней по­гибнет, и не от воз­муще­ния и не в сраже­нии. Преемником Антиоха был его сын Селевк IV Филопатор, процарствовавший 12 лет и не совершивший ничего выдающегося. Он успел только опозорить себя попыткой ограбить сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал в Палестину своего сановника Илиодора. Но Господь чудесным образом спас Свое святилище от нечестивца ( 2Мак.3:7–29 ). Дан.11:21 . И восстанет на место его пре­зрен­ный, и не воз­дадут ему царских по­честей, но он при­дет без шума и лестью овладеет цар­с­т­во­м. Дан.11:22 . И всепотопля­ю­щие по­лчища будут по­топлены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Дан.11:23 . Ибо по­сле того, как он вступит в союз с ним, он будет дей­с­т­во­­вать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Дан.11:24 . Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награблен­ное имуще­с­т­во и богат­с­т­во будет расточать сво­им и на крепости будет иметь замыслы­ свои, но только до време­ни. Преемником Селевка Филопатора был брат его; сын Антиоха, Антиох Епифан (175–164 г.). Он характеризуется, как человек «презренный», т. е. ничтожный по нравственному достоинству и недостойный по своим правам престола, почему «и не воздадут ему царских почестей», а он «завладеет царством лестью». И действительно, Антиох Епифан хитро устранил законного наследника престола – сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, и предотвратил происки на тот же престол государственного казначея Илиодора и своей сестры, египетской царицы Клеопатры, в пользу ее малолетнего сына, египетского царя Птоломея Филометора. С этим последним Антиох Епифан начал было войну, в которой «всепотопляющие полчища» египетские были им разбиты ( 1Мак.1:17–19 ). Заключив затем с Филометором временный союз, Антиох, прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться Египетским царством: вступил «в мирные и плодоносные страны» Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну и затем окончательно овладеть южным царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Димитрий отдает Иерусалиму Птолемаиду, которая уже была в руках царя Александра. Лукавый подарок – дарить отнятое, чтобы отнять его снова – сначала чужими руками, а потом и своими. Расчет был здесь во всяком случае тот, чтобы приохотить иудеев поднять оружие против Александра. 1Мак.10:40–42 я же даю ежегодно пятнадцать тысяч сиклей серебра из царских сборов с подлежащих мест. И все остальное, чего не отдали заведующие сборами, как в прежние годы, отныне будут отдавать на работы храма. Сверх того, пять тысяч сиклей серебра, которые брали от доходов святилища из ежегодного сбора, и те уступаются, как принадлежащие служащим священникам. Отчисления на нужды храма делали и ранее персидские цари – Дарий Гистасп и Артаксеркс I ( Eзд VI:9, VII:21 и д.; Eзд. VIII:25 ), а также Птоломей Филадельф и Антиох Великий (Иос. Antt. XII, 2, 7; III, 3) и Селевк Филопатор – по 2Mak III, 3 . – «И все остальное, чего не отдали заведующие сборами, как в прежние годы…», т. е. и то большее ( τ πλεονζον), что постановлено было давать храму во времена персов, Птоломеев и сирийцев до Антиоха Епифана, и что со времени этого Антиоха заведующие сборами ( οι απ των χρειν, ср. XII, 45 и XIII, 37) перестали давать, как давалось в прежние годы… – «На работы храма…» – τα ργα το οχου – в смысле 2Nap XXXV:2 ; Неем Х:33 и д. 1Мак.10:43 И все, которые убегут в храм Иерусалимский и во все пределы его по причине повинностей царских и всех других, пусть будут свободны со всем, что принадлежит им в царстве моем. Здесь обещается храму Иерусалимскому со всеми пределами его право убежища для несостоятельных должников. По Моисееву закону, право убежища давалось только для невольных убийц и в свободных городах, и по древнему обычаю – у алтаря скинии или храма ( Ucx XXVII:2 ; 3Цap I:50 ), но не вообще в храме и его пределах, и не для несостоятельных должников. Это распространение права убежища греческого происхождения (Plutarch. de vilando aere al. с. 3). – «Пусть будут свободны со всем, что принадлежит им в царстве моем…», т. е. ничего из имения их не должно быть при этом ни конфисковано, ни обложено налогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дорога в очах Господних смерть святых Его! О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей. Мученики Марцеллин и Маркелл были пригвождены с разных сторон к одному и тому же кресту и радостно пели 132-й псалом: Как хорошо и как приятно Жить братьям вместе! Неважно, были они монахами или нет, но судьба, соединив их, одновременно привела в вечную обитель, и они приготовились войти в нее с песнопением. Во времена императора Максимиана в Кизике приняли мученичество Стратоник и Селевк. Когда их жарили на раскаленных досках, они пели 26-й псалом: Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Можно сколько угодно сомневаться в подлинности таких сообщений, но было бы заблуждением отвергать сам дух «житийных преданий», свидетельствующих о том, что последние дни и часы мучеников не были скованы страхом, не сопровождались безнадежностью. Несмотря на весь трагизм их положения, они, благодаря своей непоколебимой вере, были убеждены, что их смерть – только переход в иную, вечную жизнь. Они не сомневались в том, что кончаются их земные невзгоды и для тех, кто искренне верует, кто не омрачил свое пребывание на земле преступлениями, наступает новое время. В среде ранних христиан существовало глубокое убеждение в том, что на муки за веру нужно идти с радостью. Когда апостолов избили, они радовались, что «за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5:11 ). Апостол Павел был «готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). Святой Игнатий считал великим благом «быть поднятым из мира к Богу» ( Рим.2:2 ). Евсевий Кесарийский рассказывает о мучениках в Фиваиде, которые с таким «ликованием, смехом и радостью принимали последний смертный приговор, что [даже] пели и возносили гимны и благодарения Богу до самого последнего дыхания» (Церковная история VIII 9, 5). Некоторые ученые считают, что в тексте «Второго послания к Тимофею» ( 2Тим.2:11–13 ), написанного апостолом Павлом в 67 году в римской тюрьме в ожидании казни, вставлен известный современникам гимн о мученичестве:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из военачальников Эллинского царя южный властитель (египетский) будет силен; но другой, северный 108 (сирийский), будет еще сильнее ( Дан.11:5 ). С течением времени они попытаются заключить союз: дочь Южного Царя Береника, дочь Птолемея Филадельфа, выдана будет в замужество за Царя Северного – сирийского царя Антиоха Феоса. Береника принесет Сирии в приданое Палестину, но это не поведет к миру: она не удержит силы в руках своих, да и он с потомством своим не устоит ( Дан.11:6 ). По отвержении Береники, Южный Царь Птолемей Эвергет, ее брат, мстя за свою сестру, снова начнет войну против Царя Северного и подступит к укреплениям его; на некоторое время одержит победу, даже и богов их с истуканами их уведет в плен в Египет, так что попытка Северного Царя идти войною на южного будет неуспешна, но это будет только временно ( Дан.11:7–9 ). После сего Северный Царь – сын Селевка, Антиох Великий, возобновил войну против царя Египетского, Птолемея Филонатора, преемника Эверитова ( Дан.11:10 ). Тогда озлобится Южный Царь, сразится с Царем Северным и победит его (разумеется победа Филопатора в 217 г. при Рафии), хотя, с приобретением полчищ Северного Царя, южный не станет сильнее ( Дан.11:11–12 ). Но потом Северный Царь, с помощью других народов, одержит победу над преемником Филопатора, Птолемеем Епифаном; Иудеи, также вместе с сириянами, будут против египтян ( Дан.11:13–16 ). Он будет стараться хитростью овладеть Египтом (выдаст дочь свою за Епифана, чтобы погубить его), но напрасно ( Дан.11:17 ); он будет стараться удержать свою власть над островами Родосом и Самосом, но некий вождь (римский полководец Луций Сципион Азиатский – брат Сципиона Африканского) победит его (это было при Магнезии в Лидии в 190 г.) ( Дан.11:18 ), и он преткнется, падет, и не станет его ( Дан.11:19 ) (во время народного возмущения народ убивает его за разграбление храма Вила в Елимаиде). После него восстанет такой царь, который пошлет сборщика податей в царском великолепии; но и он чрез несколько дней погибнет, хотя и не от гнева народного и не в сражении ( Дан.11:20 ) (здесь разумеется Селевк Филопатор – брат Антиоха Епифана).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Из горного укрытия Маттафия вместе со своими сторонниками стал совершать набеги на македонские гарнизоны и разрушать языческие алтари. После наступившей вскоре смерти исповедника дело отца продолжил его сын Иуда, который за свое мужество и полководческий талант получил прозвище Маккавея, «молота на врагов». Потерпев ряд чувствительных поражений, которые Иуда Маккавей нанес войскам Антиоха Епифана, тот пошел на заключение мира. Царь разрешил возобновить богослужения в Иерусалимском Храме, но вскоре после этого гонения и война возобновились. Иуда погиб в сражении, его борьбу продолжили его братья Ионафан и Симон. Совершивший святотатство Антиох Епифан умер от мучительной болезни – «он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела. И тот, который только что мнил по гордости, более нежели человеческой, повелевать волнам моря и думал на весах взвесить высоты гор, повержен был на землю, и несен был на носилках, показуя всем явную силу Божию, так что из тела нечестивца во множестве выползали черви, и еще у живого выпадали части тела от болезней и страданий, смрад же зловония от него невыносим был в целом войске» ( 2Мак. 9:7–9 ). После смерти Антиоха Епифана в 163 г. до Р. Х. Маккавеи воевали с войсками его преемников Антиоха V Евпатора (163– 162 гг.), Димитрия Сотира (162–150 гг.), Александра Вааса (150– 145 гг.) и Антиоха VI Епифана (145–142 гг.). В 142 г. Иудея совершенно отпала от империи Селевкидов, и брат Иуды Симон стал основателем правившей в Иудее династии, названной по имени их отца Асмонейской. Распад империи продолжался при преемниках Антиоха VI, носивших имена Антиох, Селевк, Филипп и Димитрий, враждовавших между собой и ведших нескончаемые династические войны – все 19 Селевкидов, правивших после Антиоха VI, погибли насильственной смертью. Помимо внутренних распрей, самой серьезной угрозой для Селевкидов оставалась экспансия парфян. На рубеже II и I столетий до Р. Х. парфяне отняли у них Мидию и Месопотамию. Парфянское завоевание восточных пределов империи Селевкидов лишило расположенные там греческие полисы их привилегий; македонцы и греки поднимали восстания против парфянских властей и звали на помощь Селевкидов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– «Изменилась красота женская…», т. е. от скорби и горя исхудала, поблекла. 1Мак.1:27–28 . Всякий жених предавался плачу, и сидящая в брачном чертоге была в скорби. Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом. «Вострепетала земля за обитающих на ней…», т. е. ради своих обитателей, как бы разделяя участие в их страданиях и позоре. Все другие переводы греч. π с вин., как-то: против обитателей, под обитателями, через обитателей и т. п. – менее точны и подходящи. – «Весь дом Иакова облекся стыдом…», собств., « каждый дом Иакова…», «каждое семейство», что в общем давало и «весь дом Иакова…». – «Облекся стыдом» – за позорное осквернение своего святилища и поношение своей религии. 1Мак.1:29 . По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большою толпою; «По прошествии двух лет…» – μετ δο ετη ημερων – буквально: «через два года дней, или времени» – гебраизм, обычный в Библии при обозначении времени (Быт.; ср. 2Цар.13:23,14:28 ; Иер.18:3,11 ). Так как первое разграбление Иерусалима и храма было в 143 г. э. Селевк., то это второе было, следовательно, в 145 г. (той же эры), или в 168 г. до Р. Х. (54 ст. «в 15-й день Хаслева»). Это был как раз тот год, когда успехи Антиоха в Египте были неожиданно остановлены властным римским veto, и он вынужден был оставить пределы Египта. Тогда-то он, озлобленный столь досадною неудачею, и, вместе, мстя за обиду (содействие, оказанное иудеями в попытке Иасона вытеснить Менелая и сочтенное за дерзкое возмущение против царской особы, см. 2Мак.5:5 и д.), обрушился на Иерусалим, где мог хозяйничать сколько угодно, не встречая отпора. С другой стороны, он преследовал здесь и ту положительную цель, чтобы провести решительнее свои намерения – оязычить иудейство, с понятным злорадством приветствовавшее позор царя-разбойника и грабителя храма, как начало Божьей кары над ним, и давно уже бывшее на виду царя, как главное препятствие создать единую эллинистическую силу, способную противостоять напорам такой силы, как римская.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

комм. Harnack " a у Hatch " s (S. 323. Anm. 8)). Евсевий. О палестинских мучениках. I, 11, 22: мученик Селевк был ранее солдатом, затем всецело предался попечению о делах любви, – «круглых сирот и беспомощных вдов, людей, поверженных в бедность и немощи, как бы епископом (episcopos osper) и охранителем (epikouros) сделался». Мученичество св. Феодота Анкирского (t в 303 г.), cap. 3 (Ruinart. P. 290): Феодот –харчевник, но «харчевничество, сверх обычая, было для него в презренном положении вместо епископского звания (pro munere episcopali), так как он посильно помогал пострадавшим, пособлял немощным, сострадал огорченным, – сам участник чужих страданий и полный любовью». Три напоследок приведенные места подтверждают значение слова «епископ» как «блюститель», «снабдитель других» и ставят в то же время вне сомнения, что слово «епископ» прежде всего обозначает деятельность, функцию, – не должность, ср. Harnack. Loc. cit.; Loofs. Stud. u. Krit. 1890. S. 628–629. Об этом – ниже. Короче всего Первое послание Климента, когда оно (44:2) только говорит, что «испытанные мужи» (dedokimasmenoi andres) должны быть определены во епископы и диаконы (ср. 42:4: апостолы поставили первенцев во епископы и диаконы, «по духовном испытании» (dokimasantes töi pneumati). Нечто более пространное в Учение 12-и апостолов. XVI, 1: во епископы и диаконы должны быть поставляемы «Господа достойные, ласковые и некорыстолюбивые, правдивые и испытанные мужи» (см. выше, прим. 184). Подробнее всего 1Тим.3:2–7 : «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, но тих. Миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий собственным домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо кто не умеет управлять (prostenai) собственным домом, тот будет ли пешись о Церкви Божией? Не должен быть из числа новообращенных (неофитов), чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

комм. на 16, 16 и 19, 19). Также можно предположить, что именно этот конфликт будет способствовать отвращению евреев от зверя и обращению их, согласно Рим. 11, ко Христу.  «потому что Бог положил им на сердце» – даже и силы зла, при всем своем безумном бунте против Бога, исполняют то, чему предопределил быть Бог. 18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями. «великий город» – мировая языческая столица на протяжении истории многократно перемещалась, и в каждую эпоху эта роль принадлежала разным городам. Во время написания Апокалипсиса такой столицей, несомненно, был город Рим, аналог Вавилона месопотамского. 164 164 Месопотамский Вавилон к этому времени давно уже пришел в упадок и никак не мог претендовать на роль мировой столицы. Закат Вавилона начался еще при Ксерксе I, который около 481 года до Р. Х. подавил мятеж вавилонян и причинил городу большие разрушения. После этого значение Вавилона начинает быстро снижаться, и город  уходит на второй план. В 312 году до Р. Х. основатель государства Селевкидов, Селевк Никатор, строит на реке Тигр новую столицу – Селевкию, Вавилон же окончательно приходит в забвение. Страбон в начале I века по Р. Х. говорит о Вавилоне, что великий город теперь стал великой пустыней (География, 16, 1 , 5).  В конце же истории таким аналогом станет некоторая мировая столица, которая объединит под своей властью все народы земли.  См. также комм. на 17, 1.  Глава 18  В 18-й главе описывается ниспровержение эсхатологического Вавилона. У ветхозаветных пророков можно найти похожие пророчества о разрушении древних языческих городов, в том числе Вавилона месопотамского (см. Ис. 13–14; Ис. 21, 9; Иер. 50–51 и др.). Эти последние во многих своих чертах могут относиться не только к Древнему Вавилону, но и к эсхатологическому. 1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Природа Ангельская невыразимо светла и сияет небесными совершенствами. Ср. 10, 1 и комм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010