настенных минологиях (напр., вместе с Иоанном Спостником на вост. стене притвора в люнете в соборе мон-ря Дечаны, до 1350 (Зидно сликарство 1995. С. 378, 2.IX); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1318). В Греции сцена мучения М. представлена: в мон-ре Филантропинон на острове оз. Памвотида (Янина) (1542) вместе со сценой мучения св. Иоанна Спостника; в мон-ре Преображения в Метеорах (1552); в мон-ре Варлаама в Метеорах (1566); в парекклисионе св. Димитрия в мон-ре Ватопед на Афоне, 1721 (The Veneration. 2013. P. 121. Il. 5; P. 122, Il. 6; P. 122, Il. 7). Самое раннее изображение житийного цикла М. сохранилось в западноевроп. искусстве в серии из 18 витражных композиций XIII в. в соборе Сент-Этьен в г. Осер, Франция (The Veneration. 2013. P. 30-31), в основе сюжетов - Житие М. (по Симеону Метафрасту). Серия шпалер по рисункам (1544-1545) Жана Кузена Старшего, заказанных художнику епископом г. Лангра Клодом де Лонги, имеет ту же лит. основу. Сохранились 3 шпалеры («Св. Мамант проповедует диким зверям и птицам» и «Св. Мамант в печи» - в Лангре; «Св. Мамант перед правителем Каппадокии» - Лувр, Париж) и 2 рисунка («Св. Мамант спасается от утопления» - Национальная б-ка Франции; «Аммия просит Фавста разрешить ей взять св. Маманта под опеку» -Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ross. 1978. P. 29, 32; Stein. 2002. P. 63-76; The Veneration. 2013. P. 136). В искусстве итал. Ренессанса к Житию М. обращались в XV в. Вышеупомянутый полиптих (1445-1456, худож. Франческо деи Франчески) включает 4 сцены Жития мученика. Отдельные его части хранятся в неск. различных собраниях: в музее Коррер в Венеции («Мученичество св. Маманта»), в музее Кастельвеккьо в Вероне («Св. Мамант перед Аврелианом» (?); «Молитва св. Маманта») и в галерее Йельского ун-та («Бегство воинов, присланных арестовать св. Маманта»). На пределле алтаря ц. Св. Троицы в Пистое (1455-1460) представлена редкая сцена «Св. Мамант в темнице со львами» (The Veneration. 2013. P. 136). В восточнохрист. искусстве первый известный житийной цикл датируется ранним XIV в.; он представлен на раме иконы М.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

О Сыне Божий, совечный Отцу и Духу, просвети нас и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 2 сентября 1. Св. мученик Мамант . Родом из Пафлагонии, из семьи знатных христиан, Феодота и Руфины. Его родители были ввержены в темницу за имя Христово. В каземате сначала умер его отец, а затем, родив Маманта, скончалась и мать. Итак, новорожденный младенец остался один в подземелье среди мертвых тел своих родителей. Однако Промыслитель Бог послал Своего Ангела некой благородной вдовице Аммии, явившегося ей во сне и повелевшего пойти в темницу и взять дитя к себе. Аммия вытребовала от градоначальника разрешение погрести умерших, а ребенка взять в свой дом. Говорить сие дитя начало лишь в 5 лет, и первым его словом было «Мама!» – за что и получило оно имя Мамант. В школе Мамант проявил немалую сообразительность, а так как Аммия воспитала его в христианском духе, то не скрывал он свою веру, но исповедовал ее перед сверстниками, высмеивая идолов. В правление императора Аврелиана началось жестокое гонение на христиан. Язычники не щадили даже христианских детей. Маманту было 15 лет, когда предстал он на суд царю. Император посоветовал ему отречься от Христа – хотя бы только устами, – на что Мамант ему ответил: «Ни сердцем, ни устами не отрекусь я от Бога и Царя моего Иисуса Христа». Царь приказал [мучить] святого Маманта, [и потому] били его, жгли свечами и затем бросили в море. Но Ангел Божий спас его и возвел на высокую гору близ Кесарии. Там святой Мамант жил в уединении и молитве. Его святостью были укрощены дикие звери. В конце концов и на сей горе гонители отыскали его и снова подвергли истязаниям. Победил он и силу огня, и [ярость] кровожадных зверей. Но некий идольский жрец пронзил его трезубцем, и так святой Мамант предал свою чистую душу Богу, Которому остался верен во всех мучениях. От его мощей источились многие исцеления болящим. Мамант благочестный, в темнице рожденный, С первого же дня – с Богом породненный; И отец и мать Маманта пострадали за Христа: Сей младенец родился в подземелье неспроста;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Аммия с честью погребла в своем винограднике тела Феодота и Руфины, которых нашла в темнице, лежащих рядом. Она взяла с собой только что родившегося младенца, который спокойно лежал рядом с родителями. Младенец не говорил в течение пяти лет и сказал первое слово, обратившись к своей второй матери: «Мама…» Поэтому и получил прозвище Мамант. Юный отрок обнаружил необыкновенные способности в учении. Сам ревностный христианин, он проповедовал христианство среди своих школьных товарищей, учил их поклоняться Единому Богу Христу. Когда в Кесарии новым игемоном было начато гонение на христиан, ему было донесено, что знатный отрок Мамант развращает своих товарищей — учит их христианской вере. Маманту шел тогда пятнадцатый год, и он только что схоронил свою вторую мать Аммию, которая умерла, оставив его богатым наследником. Призванный к игемону, Мамант бесстрашно исповедовал себя христианином и смело заявил игемону, что тот не имеет права прикоснуться к нему, так как Мамант происходит из знатного сенаторского рода. Игемон убедился в том, что действительно Мамант — потомок римского вельможи и что его воспитала знаменитая Аммия, сделавшая его наследником своих богатств. Тогда игемон заковал отрока в цепи и послал его к императору Аврелиану. И вот отрок — исповедник имени Христова — перед императором. Тщетно император уговаривал юношу, обещая взять его в свой дворец и осыпать почестями. Предложения поклониться идолам были отвергнуты, и начались пытки. Тело Маманта опаляют кипящей смолой, но пламя перекидывается на лица палачей. В него бросают град камней, но камни падают на тело, как нежные лепестки цветов. С грузом на шее его бросают в море, но Ангел Господень, блистая, как молния, является палачам, готовым совершить казнь, и палачи разбегаются. Ангел на руках возносит святого отрока на высокую безлюдную гору и приказывает ему там жить. Начинаются чудные дни, и открываются дивные вещи. Сорок дней и сорок ночей Мамант постится на этой горе, и, как новому Моисею, ему дается в руки новый закон, ибо с неба сходит к нему глас Божий и жезл. Взяв в руки жезл, он, по повелению гласа, ударяет жезлом в землю и получает в руки из недр земли Евангелие. Создав малую часовню, отрок в ней молится и читает чудесным образом полученное Евангелие.

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

1473 Из четырех царств, образовавшихся после распадения громадной монархии Александра Великого, особенно усилились с течением времени два царства – северное, сирийское, и южное, египетское, бывшие в постоянной борьбе между собою. Палестина была расположена как раз между ними, почему нередко бывала даже театром военных действий и сама была вовлечена в частые междоусобия и распри обоих царств, а как подвластная прежде Александру В., а теперь одному из преемников его в пределах тех или иных владений, переходила из одних рук в другие, – от Сирии к Египту и наоборот. Этих только двух царств (оставляя в стороне два другие – фракийское и македонское), как имевших ближайшее соприкосновение с народом Божиим, и касается дальнейшее откровение ангела пророку, которое, нельзя не заметить, отличается чрезвычайною точностью и обстоятельностью: стоит только поставить в нем собственные имена, чтобы придать пророчеству характер исторического повествования. Для большей ясности самого пророчества, представим в хронологической последовательности ряд царей сирийских и египетских, времени которых касается оно. Цари сирийские: (Селевк Никатор (310–281), Аниох Сотер (281–261), Антиох Феос (261–246), Селевк Каллиник (246–226), Селевк Керавн (226–222), Антиох Великий (222–187), Селевк Филопатор (187–175). Цари египетские: Птоломей Лагов (323–285), Птоломей Филадельф (283–247), Птоломей Евергет I (247–221), Птоломей Филопатор (221–205), Птоломей Епифан (205–181), Птоломей Филометор (181 – 171), Птоломей Евервет II (171–167). Приемниками Александра Великого на престолах египетском и сирийском были Птоломей Лагов и Селевк Никатор. Первый из них, «южный» царь в скором времени стал сильным и богатым государем; впрочем, и Селевк Никатор не уступал своему противнику, с которым принужден был вести борьбу, делая попытки привлечь к себе в тоже время подчиненный Птоломею иудейский народ ( Дан. 11:5 ). Опыт более или менее прочного сближения двух царей – «южного» и «северного» – был сделан при преемнике Птолемея Лагова – Птоломее Филадельфе и втором преемнике Селевка – Антиохе Феосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Итак, от Адама до последнего пленения Иерусалима прошло 5 тысяч 262 года; от первого сооружения Соломоновой церкви и города – тысяча и 88 лет, от второго же/181а сооружения – 596, от Антиоховой осады – 248, от вознесения же Христова – 42. Б434 Как многоученый Евсевий пишет во «Временных правилах», вкратце об Селевке, и и об архиереях, после возвращения из Вавилона, говорит так: Итак, Александр, македонский царь, на шестой год своего царствования Дария Арсамского, разрушил персидское царство, И299 пребывавшее, от Кира до Дария, 230 лет. Македонское царство держалось, от Краная и до Александра, 518 лет. Когда он умер в Вавилоне, власть приняли: в Македонии – Филипп, в Асии же – Антигон, в Египте – Птолемей Заячич, в Сирии же Селевк. 3 . Е- А/181б в Сирии после Александра царствовали следующие: Селевк Никатор, Антиох по прозванию Антиох Селевк Каллиник, Селевк Антиох Видный. Этот Онию (III), архиерея иудейского, отставив от святительства, хотел весь народ от веры прадедов отставить: церковь осквернив, Олимпийской церковью назвал, многими муками принуждая народ принять эллинскую веру. При нем и Маккавеи мучены были. И Иуда по прозвищу Маккавейский, церковь , три года бывшую в запустении, от нечестивого очистив, Б435 страну обновил (1Макк. 4:42–60). Затем царствовали Антиох Евпатор, Деметрий Селевк, Александр Валович, Деметрий Никанор, Антиох, Трифон, Птолемей,/181в Антиох Сидетянин, Деметрий, Антиох Грипийский, Антиох Кизикский, Селевк при котором Антиохия захвачена была и сирийская власть разрушилась, бывшая 250 лет. -Е 4 . Е- А в Египте царствовали: Птолемей Заячич, при котором Менандр, творец известен был и Теофраст философ; Птолемей при котором 70 еврейских мудрецов Закон истолковали; Птолемей при котором Иисус Сирахович, научивший евреев премудрости всех добродетелей, известен был; Птолемей при котором еврейский народ плененный ушел в Египет. Случилось же вот что. Он повелел своим вельможам приготовить 500 слонов и напоить их/181г вином с ладаном, чтобы они, упившись, перебили иудеев. А те помолились, и слоны устремились на своих воинов и на толпу народа и, охваченные яростью, многих из них погубили. И так иудеи, чудесным образом Б436 спасенные, невредимые ушли восвояси, благодарствуя Благодетеля Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селевк II Каллиник 246-225 Селевк III Сотер 225-223 Ahmuox III (Великий) 222-187, начало лета Селевк IV Филопатор 187-175, 3 сент. Ahmuox IV Эпифан 175-163 Антиох V Эвпатор 163-162 Деметрий I Сотер 162-150 Александр Балас 150-145 Деметрий II Никатор 145-140 Антиох VI Эпифан 145-142 Антиох VII (Сидет) 138-129 Деметрий II Никатор (вторично) 129-125 Клеопатра Тея 126 Клеопатра Тея и Антиох VIII (Грип) 125-121 Селевк V 125 Антиох VIII (Грип) 121-96 Ahmuox IX (Кизикский) 115-95 Селевк VI Эпифан 96-95 Деметрий III Филопатор 95-88 Антиох Х Благочестивый 95-83 Антиох XI Филадельф 94 Филипп I Филадельф 94-83 Антиох XII Дионис 87-84 (Тигран Армянский) 83-69 Антиох XIII Азиатский 69-64 Филипп II 65-64   5. ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ (до Хасмонеев) Иошуа 538-510(ок.) Иоаким 500(ок.) Элиашив 450(ок.) Иояда 400(ок.) Иоханан 350(ок.) Яддуа 330(ок.) Оний I 320(ок.) Симон I 310-291(ок.) Элеазар 291-280(ок.) Менаше 250(ок.) Оний II 230-219(ок.) Симон II Праведный 219-199 Оний III 1 99-174, ум. в 171 Иешуа II Ясон 174-171 Менелай 171-168, ум. ок. 161 Алким 160   6. ХАСМОНЕИ, ИУДЕЙСКИЕ ЦАРИ-ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ Ионатан 160-143 Симон 143-134 Иоханан Гиркан I 134-104 Аристобул I 104-103 Александр Яннай 103-76 с 76 по 69 правит его жена Саломея-Александра Гиркан II 76-69 Аристобул II 69-63 Гupkah II-nepbocbящehhuk 47-41 Антигон (Маттафия), сын Apucmoбyлa II 40-37 Гupkah II ум. в 30 г. Ирод I Великий женится на внучке Гupkaha II, последней представительнице Хасмонеев   7. ДИНАСТИЯ ИРОДОВ Ирод I Великий 40/37-4 Архелай, правитель Иудеи и Самарии 4 г. до н. э. — 6 г. н. э. Ирод Антипа, правитель Галилеи 4 г. до н. э. — 39 г. н. э. Филипп, правитель Заиорданья 4 г. до н. э. — 34 г. н. э.   8. ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ Хананиэль 37, 35 Аристобул III 36 Иощуа бен-Фаби 23 Симон бен-Боэт 23-6 Маттиас бен-Теофил 6-5 Иосиф бен-Эллемус правит 1 день Иоазар бен-Боэт 5-4 до н. э.; 3 до н. э. — 6 н. э. Элеазар 4 г. до н. э. Иошуа бен-Зее 4 г. до н. э. Ханан (Анна) бен-Шет 6-15 г. н. э. Измаил бен-Фаби 15 г. н. э.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Но так как здесь имен оказалось больше, чем было нужно, то ему пришлось некоторых выбросить. Во всех подобных случаях он опирается на перечни сирских царей, даваемые различными историками. Селевкиды перечисляются им в таком порядке: 1) Александр Македонский (336–323), 2) Селевк I Никатор (323–280), 3) Антиох I Сотер (280–261), 4) Антиох II Феос (261–246), 5) Селевк II Каллиник (246–229), 6) Селевк III Керавн (227–224), 7) Антиох III Великий (234–187), 8) Селевк IV Филопатр (187–175), 9) Антиох IV Епифан (175–163), 10) Димитрий I Сотер (162–150), 11) Димитрий II Никатор (146–138, 128–125) и 12) Антиох VII Сидет (137–128) соответствуют 12 большим крыльям. К ним примыкают два малых крыла – Антиох VIII Грип (125–96) и Антиох IX Кизический (113–95), непрестанно воевавшие между собою. На среднее время (tempos medium, XII:21) между исчезновением больших и двух малых крыльев и пробуждением голов падает царствование сына Грипа, Селевка VI (95–93), сына Антиоха IX Кизического, Антиоха X Евсевия (93), другого сына Грипа, Димитрия Евхера и, наконец, сына Евсевия, Антиоха XIII Асийского или сына Грипа, Филиппа. В 64 году до Р. X. Селевкиды навсегда потеряли престол. В этом смысле следует понимать слова книги о съедении двух малых крыльев средней головой. Два малых крыла, отделившиеся от остальных, обозначают побочную линию Селевкидов, пережившую гибель Антония; это сын Грипа, Филипп, которому в 57 г. предлагали занять египетский престол, муж Вероники, Селевк Кивиозакт, принимавший участие в правлении или брат Антиоха XIII Асийского. Можно еще видеть здесь указание на царей Коммагены Антиоха и Митридата, причисливших себя к Селевкидам. Сама сложность приемов, к каким вынужден прибегать Гильгенфельд, говорит против его мнения. Трудно признать автора таким знатоком истории, каким представляет его Гильгенфельд. Непонятно и то, почему автор, живший по его мнению в Египте, берется за историю сирской монархии. В обеих теориях Гильгенфельда не выдержаны: единство монархии, изображаемой под символом орла, долголетие второго крыла, более чем вдвое превышающее время правления его преемников, и точные сведения книги о смерти первой и второй головы, ни в каком случае не допускающие аллегорического толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Черниговская-Гефсиманская икона Богородицы прославилась в 1860 г. в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, Московской епархии. Она представляет точный список с Черниговской-Ильинской (празд. 16 апр.). Богато украшена 2-е число Мученик Мамант был сын богатых и знатных родителей Феодота и Руффины, живших в Риме. Феодот и Руффина жили в III веке, во время гонений на христиан, и скрывали, что содержат христианскую веру. Язычники узнали это и донесли правителю Фавсту. Тот заключил Феодота в темницу. Туда последовала за ним и Руффина. Чувствуя свою телесную нежность и слабость, Феодот молил Бога, чтобы Он не допустил его изменить христианству во время мучений, а лучше взял бы его к Себе прежде мучений. Господь услышал молитву святого, и он умер в темнице. Руффина в темнице преждевременно родила сына и тоже умерла. Одна благородная и благочестивая бездетная вдова Аммия взяла на воспитание младенца и назвала Мамантом. Мамант учился отлично, любил беседовать с товарищами о христианской вере и тем приводил многих из них ко Христу. Донесли об этом правителю Демокриту. Демокрит, призвав Маманта, спросил: «Ты развращаешь юношей, убеждая их не кланяться идолам?» – «Я христианин, стараюсь и других приводить к познанию истинного Бога», – отвечал Мамант. Сначала хотели отвлечь его от Христа ласками и обещаниями почестей, но не могли. Тогда подвергли жестоким мучениям, но он терпел мучения молча. Хотели утопить, но ангел спас святого и велел жить на одной горе. Здесь мученик жил со зверями. Посланные за ним воины, видя его обращение со зверями, не решались взять его; но он, угостив воинов, сам пошел за ними к правителю. «Каким волхвованием ты укрощаешь зверей?» – спросил правитель Маманта. «Я не волхв, – отвечал Мамант, – а раб Господа Иисуса Христа. Я лучше предпочел жить со зверями, чем с идолопоклонниками. Звери боятся Бога и почитают служителей Божиих, а вы не знаете Бога и безжалостно убиваете рабов Его». Раздраженный правитель подверг Маманта разным мучениям, но ничто не вредило ему. Наконец, идольский жрец пронзил его в живот трезубцем, и он скончался. Это было в 275 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Аврелиан, видя, что Мамант нимало не страшится страданий, приказал опалить тело его свечами. Но огонь, как бы устыдясь тела мученика, не прикоснулся к нему, а обратился на лица мучителей. И возгорел царь гневом и воспламенел яростью сильнее, чем мученик Христов огнем вещественным: ибо насколько тот не обращал внимания на огонь, настолько сердце мучителя воспламенялось. И приказал царь побить св. Маманта камнями. Но сие страдание для мученика, объятого любовью ко Христу, было так приятно, как будто бы кто осыпал его благовонными цветами. Тогда царь, видя, что ничем не может добиться успеха, осудил мученика на смерть и повелел бросить его в море. Привязав на шею его тяжелый свинец, слуги царские повели его к морю. Но и здесь не оставил Господь раба Своего, «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя» (Пс.90:11). На пути к морю явился Ангел Господень, блестящий как молния. Увидев его, слуги оставили св. Маманта и со страхом бежали назад. Ангел же, взяв мученика, отвязал свинец и, приведя на высокую гору в пустыне, близ Кесарии, повелел ему жить там. Житие в пустыне св. Мамант начал постом. На горе той он постился сорок дней и сорок ночей и явился как бы второй Моисей (Исх.24:18), коему в руки дан был новый закон: ибо сошел к нему с неба голос и жезл. Приняв сей жезл, Мамант, по повелению свыше, ударил им в землю, и тотчас из глубины земли явилось Евангелие. После сего построил он небольшую церковь и молился в ней, читая святое Евангелие. По повелению Божию, к св. Маманту собирались из той пустыни звери, как овцы к пастырю, и как будто существа разумные слушали его и повиновались ему. Пищею ему служило молоко диких зверей, из коего он изготовлял сыр, — и не только для себя, но и для бедных: ибо, наготовив много сыру, он носил его в город Кесарию и раздавал бедным. Вскоре по всей Кесарии распространился слух о Маманте. Тогда Александр, — не тот, о коем было упомянуто выше, но другой, — поставленный в то время наместником в Каппадокии, человек жестокий и очень злой, узнав всё о Маманте, счел его за чародея и послал воинов на конях в пустыню разыскать его и привести к себе. Сойдя с горы, св. Мамант сам встретил всадников и спросил, кого они ищут. Те, думая, что это пастух, пасущий на горе своих овец, отвечали:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ст. 10. …И вышел от них корень греха – Антиох Епифан…, т. е., от одного из военачальников Александровых произошел Антиох Епифан. Здесь, очевидно, разумеется Селевк Никатор, объявивший себя властителем Сирии, по смерти Александра, и положивший начало фамилии Селевкидов (около 312 г. до Р. X.). От него-то, в пятом поколении 1093 и произошел Антиох, прозванный Епифаном, т. е. знаменитым, за некоторые свои деяния. Но за характер его – подозрительный и жестокий – историки дали ему подобнозвучное прозвание Епимана, т.е. яростного или бешеного. Библейское название «корень греха» вполне обрисовывает свирепый нрав Антиоха. Он был сын …царя Антиоха и был заложником в Риме... Антиох IV Епифан был младшим сыном Антиоха III-ro, прознанного великим. По смерти этого государя (в 187 г. до Р. X.), парствовал сначала старший сын его, Селевк IV-й Филопатор (187–176 до Р. X.), Антиох же Епифан отправлен был заложником в Рим, после несчастной битвы при Магнезии. Впоследствии же, Селевк, желая вызвать к себе брата, послал к нему в Рим на смену сына своего Димитрия, но сам был вскоре отравлен. Тогда-то и воцарился Антиох Епифан (176 г. до Р. X), отняв царство у законного наследника, т. е. у племянника своего, Димитрия. ... и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского... Эти 137 лет считаются от того года, когда Селевк Никатор, поразив Антигона, полководца Александрова, овладел Сузианой и Мидией, и возвысил царство сирийское на высшую степень могущества. Это случилось в 312-м году до Р. X. Таким образом, 137-й год греческого владычества в Сирии, т. е. год воцарения Антиоха Епифана, падает на 176-й год пред Р. X. Ст. 14. …Они (т. е. иудеи, изменившие вере отцов), построили в Иерусалиме училище, по обычаю языческому... Это была, так называемая, гимназия в греческом вкусе, т. е. место, где молодые люди занимались в обнаженном виде телесными упражнениями, как то: борьбой, бегом, прыжками и т. п. Здесь же устраивались игры в честь богов языческих. Ст. 20. …После поражения Египта, Антиох возвратился о сто сорок третьем году (т. е. в 169 г. до Р. X.); и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением… Побуждением к сему нападению, грабежу и убийствам, было то, что Иудеи обнаружили сильнейшую радость, по случаю распространившейся вести о смерти Антиоха. Весть оказалась ложной, – между тем, Антиоху стало известно, какие чувства имеют к нему Иудеи 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010