2) Если письмо, упомянутое в стихе 7-м, было написано между 141-м и 148-м г.г., как мы только что доказали, то сообщение „βαδιλευοντος Δημητριου ετους 169“ не могло относиться к этому письму, как всегда думали до сих пор. Итак, эта хронологическая дата должна быть отнесена к предыдущему „και νιν ω δε εσμεν προδευχομενοι περι υμων“. Следовательно, слова „βαδιλευοντος Δημητριου ετους 169“ заканчивают особое письмо, появившееся в 169 г. эры Селевк. К нему присоединяется второе (с 7–10 ст.), написанное в 188 г. Селевк. Наконец, с 10-го стиха I-oй главы до 18-го ст. II-oй главы следует большое письмо, которое, по всем признакам, написано незадолго до Хаслева 148-го года. Таким образом, заключает Лякер, введение ко 2-ой Маккавейской книге состоит не из двух, а из трех писем. Мнимою наличностью трех писем Лякер думает устранить следующие два факта, которые до сих пор должны были оставаться необъяснимыми, именно: зачем составитель писем добавляет в стихе 7-м „Ιουδαοι”, как приложение после „ημεις”, если это „ημεις” стоит в средине письма. До сих пор, говорит Лякер, этому не могли подыскать причины. Теперь же, по его мнению, все ясно, раз мы знаем, что стих 7-й начинает новое письмо. Замечание в конце письма „ετους 188 εν Ιεροδολυμοις“ говорит, какие, именно, иудеи писали письмо. Эти слова были бы бесцельны и бессмысленны, если бы письмо начиналось в 1-м стихе (οι εν Ιεροδολυμοις Ιουδαιοι), но в письме, начатом с 7-го стиха, они необходимы. Таким образом, приложение в 7-м стихе и указание места „εν Ιεροδολυμοις“ в стихе 10-м заменяют имена авторов письма. Что касается мнимого первого письма, то это письмо, по Лякеру, написанное в 169 г. Селевк. (=144 г. до Р. Хр.). представляет ободряющее послание иерусалимских и иудейских евреев к их египетским братьям, которые терпят жестокие гонения. От них требовали отречения от закона Божия, но до сих пор они показали себя храбрыми. Пусть Господь услышит их молитвы и укрепит их сердце к продолжению дальнейшего существования „εν τω νομω αυτοι και εν τοις προδταιγμαδιν” (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Желая положить конец взаимным распрям между Египтом и Сирией и «установить правильные отношения между ними», Птоломей Филадельф выдал за Антиоха дочь свою Веренику, отдав в приданое за нею, между прочим, Палестину. Антиох в то время был уже женат на Лаодике и имел от нее двух сывовей – Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя пред свадьбой Антиох Феос и удалил от себя прежнюю жену, но после смерти тестя своего Птоломея Филадельфа удалил Веренику и возвратил Лаодику, которая, опасаясь своей соперницы, отравила своего мужа, велела убить Веренику с родившимся у нее сыном и всеми друзьями её, а на престол сирийский возвела своего сына от Феоса – Селевка Каллиника. Так «дочь южного царя не удержала силы в руках своих, не устоял и род её»; попытка сближения обоих царей кончилась ничем ( Дан. 11:6 . – Прекрасное изложение истории возвещаемых в пророчестве событий находим у блаж. Иеронима: Библ. твор. св. отц. и учит. ц. зап., кн. 21, твор. блаж. Иеронима, ч. 12, стр. 106–115). Мстителем за насильственную смерть Вереники и её сына явился «отрасль от корня её», брат Вереники, сын и преемник Птоломея Филадельфа – Птоломей Евергет I, который с сильным войском двинулся против Селевка Каллиника в Сирию, взял у него Сирию, Киликию и, между прочим, Палестину, которая таким путем перешла назад к Египту. Грозное нашествие «южного» царя кончилось только благодаря поднявшемуся в Египте восстанию, узнав о котором, Евергет взял с Селевка 40 000 талантов серебра и 2 500 драгоценных сосудов и идолов и с этою добычею возвратился в Египет ( Дан. 11:7–8 ). Селевк пытался было отнять у Евергета прежние свои владения, но его попытки не увенчались успехом ( Дан. 11:9 ). По смерти Каллиника два сына его Селевк Керавн и Антиох Великий, разделившие между собою царство отца, желая отомстить за него царю египетскому, с многочисленным войском двинулись против Птолемея Филопатора, сына и преемника Птоломея Евергета. В самом начале этого похода Селевк Керавн был убит во Фригии рукою изменника, и войско и царство его перешло к Антиоху, который в пределах сирийских владений, завоеванных некогда Евергетом, и начал войну с сыном его, – сначала довольно успешно для себя; но потом Филопатор с сильным войском сам выступил против Антиоха Великого и при Рафии (217 г.) нанес ему окончательное поражение: Антиох потерял свое войско, сам спасся только бегством; война, впрочем, кончилась миром ( Дан. 11:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Нуждаясь в деньгах, Антиох III ограбил храм Ваала в Елимаиде, и за это был убит ее жителями в 187 г. Селевк IV Филопатор, сын Антиоха III Великого (187–176=11 л.) Птоломей VI ТИ Филометор, старший сын Птоломея V Епифана (181–146=36 л.) Ония III, сын Симона II (177–176–1 г.) Некто Симон, оспаривавший начальство в Иерусалиме у Онии III, донес, чрез Аполлония , правителя Келе-Сирии, Селевку IV Филопатору, постоянно нуждавшемуся в деньгах, для уплаты контрибуции римлянам, что в Иерусалимском храме находятся несметные сокровища, которые могут быть взяты в казну. Селевк IV отправил туда казначея Илиодора, который хотя и вошел с воинами в сокровищницу, но был поражен внезапно явившимся всадником. Селевк IV вызвал из Рима бывшего там заложником брата своего Антиоха IV и послал на его место своего сына Дмитрия I Сотера, сам был отравлен Илиодором в 176 г. Антиох IV Епифан, т.е. блистательный, знаменитый, а за характер свой прозванный Епиманом, т.е. неистовым, безумным, брат Селевка IV Филопатора, правит Сирией в качестве опекуна племянника своего Дмитрия I Сотера. Брат Онии III Иисус, переименовавший себя в Иасона, явился к Антиоху IV Епифану, купил у него первосвященство и низложил брата Онию III. Первосвященник Иасон правит 3 г. (176–173=3 г.) Иасон, чтитель греческой образованности, заботился о сближении с язычниками; для этого он выстроил в Иерусалиме палестру или гимназию, где священники охотнее проводили время, чем при жертвеннике, начал называть Иудеев – Антиохиянами и даже посылал зрителей в г. Тир на игры в честь Геркулеса. Некто Менелай, по одним – брат Онии III, а по другим – брат Симона, оспаривавшего первосвященство у Онии III, был послан Иасоном к царю с деньгами. По прибытии в Антиохию, он обещал Антиоху IV давать 300-ми талантами более, чем давал ему Иасон, получил за это сан первосвященства и изгнал из Иудеи Иасона в 173 г. Первосвященник Менелай (173–163=10 л.) Во время второго похода Антиоха IV в Египет, над Иерусалимом являются в воздухе сражающиеся войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Между тем Селевк нес потери по всем границам своих владений. Его сторонниками была убита мачеха царя Береника. В ответ на это злодеяние ее брат Птолемей III Эвергет начал военные действия против Селевка, которые получили название Третьей Сирийской войны, или войны Лаодики. В ходе этой войны Египет овладел всей Сирией, включая столицу Антиохию. Заключив союз с правителями Понта и Каппадокии, Антиох сумел вернуть себе большую часть Сирии, однако у противника осталась Селевкия Пиерийская, важнейший порт, через который столица имела выход к морю. Поражением и территориальными утратами в Малой Азии закончилась и его война с Пергамом. Селевк долго воевал со своим единокровным братом Антиохом Иераксом (коршуном), родившимся от Береники. Междоусобица закончилась убийством претендента на престол Иеракса его собственными наемниками. За этим последовала смерть Селевка II, который передал своему сыну Селевку III Сотиру, или Керавну, государство, понесшее значительные территориальные потери – утрачены были земли, лежащие к востоку от Мидии и Персиды; в Малой Азии во владениях Селевкидов остались лишь Киликия и Лаодикия Приморская, но Селевк III за короткое время своего правления (с 226 по 223 г.) отвоевал у Пергама с помощью своего дальнего родственника Ахея большую часть Малой Азии. Настоящий реванш и восстановление былого могущества державы Селевкидов приходится на царствование младшего брата Селевка Антиоха III Великого, продолжавшееся с 223 по 187 г. до Р. Х. Через несколько лет после поражения от египтян в 217 г. в битве у Рафии Антиох отнял у Египта Келесирию, Палестину и Финикию. Он отстранил от власти наместника Малой Азии Ахея, заподозренного в стремлении отложиться и оказавшего сопротивление царю. Захваченный в плен в Сардах, Ахей был предан мучительной казни. Укрепив свою власть в Азии, Антиох переправился через проливы на Балканы и присоединил к своей империи Фракию. Затем он подавил мятеж сатрапов Мидии и Персиды Молона и его брата Александра, после чего отправился в поход на восток, вновь покорив Парфию и Бактрию, цари которых однако сохранили свою власть, признав себя вассалами Антиоха. Повторяя деяния Александра Македонского, Антиох совершил поход через горный хребет Гиндукуш в Индию. Там он заключил договор с местным раджой Софагесеном, получив от него в дар боевых слонов. Антиох совершил также разведывательный поход в Аравию, которому придавал столь важное значение, что именование Великий он принял как раз после этой экспедиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

§ 38. А для изложения этого пророчества достаточно сообщить историю тех событий, что были предсказаны, и пророчество разумеется само собой. События же эти заключают в себе следующее. После трех знаменитых Персидских Царей, Кира, сына Кира Камбиза и Дария Гистаспа, наиболее блестящего положения достиг Ксеркс, воспетый в Греческих историях, обладавший могуществом и известный тем, что потерпел поражение при Фермопилах. Когда он был побежден, дела Греков начали прославляться, а Персов – приходить в расстройство, пока, наконец, Александр Великий, победив последнего Дария, не сокрушил Персидскую империю и не основал свою. Когда Александр вскоре умер, его империя разделилась на четыре части. Селевк Никанор овладел Вавилоном на востоке, Кассандр – Македонией на западе, Антигон – Сирией на севере, Антигон, сын Лага – Египтом на юге. Однако позднее Селевк, победив Антигона, отнял Сирию. Уже после этого происходили многие, а вернее, непрерывные злосчастные войны между царями Египта и Селевкидами, царями Сирии, которые причиняли бедствия находящейся посередине Иудее. Поэтому Пророк, продолжает вести речь о войнах этих Царей, называя Египетских Царей – южными Царями, а Селевкидов – северными 35 , ибо Египет был расположен к югу от Иудеи, а Сирия – к северу. Птолемею Лагу наследовал Египетское царство его сын Птолемей Филадельф 36 . Он обладал могуществом, но могущественнее был Царь Сирии Антиох Теос 37 , сын Антиоха Сотера 38 и внук первого Царя Сирии Селевка Никанора, который развязал войну с Филадельфом по внушению своего зятя Магаса, брата Филадельфа. Филадельф же, видя, что он слабее, заключил союз с Антиохом, для упрочения которого посватал ему свою дочь Беренику. Антиох взял в жены Беренику и развелся с прежней женой, Лаодикой, из-за чего этот мир продержался недолго, ибо Лаодика вместе с единомышленниками умертвила ядом Беренику и ее сына, а одновременно и своего супруга, и сделала Царем Сирии своего сына от Антиоха Селевка Каллиника. Вследствие этого Птолемей Эвергет, сын Филадельфа, гневаясь на убийство сестры, развязал войну с Каллиником, захватил и ограбил Сирию и вернулся домой нагруженный множеством военной добычи, а также возвратив идолы, которые прежде увез Камбиз, Царь Персов, когда взял Египет. По таковой-то причине этот Птоломей и был назван Египтянами Эвергет, то есть, Благодетель. Во время этого набега Царь Селевк Каллиник погиб, упав с лошади.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Объединивший, таким образом, большую часть монархии Александра, Селевк открывает собою могущественную эру Селевкидов, с судьбами которой надолго связались судьбы иудейства, в продолжение, между прочим, всего периода Маккавеев. Время владычества Селевкидов над Сириею и Палестиною дало одну из наиболее оживленных и плодотворных эпох иудейства, когда борьба с увлечением обычаями эллинскими, возгоравшаяся в лучшей части иудейского народа, не только выдержала блестяще множество нахлынувших бедствий, но и успела на время воскресить счастливые времена лучших царей иудейских. Первые Селевкиды не только не были в большую тягость для Иудеев, но и ознаменовали себя многими по отношению к ним милостями. Так, Селевк Никатор пожаловал права гражданства многим иудеям в построенных им в Азии и нижней Сирии городах, и даже в самой столице своей – Антиохии. Это право поддерживали за иудеями и ближайшие преемники Селевка – Антиох I Сотер (282–262) и особенно Антиох II Феос (262–246). При Селевке Каллинике, преемнике Антиоха II (246–226), Иудея начала переживать много бедствий, сделавшись ареною борьбы Селевкидов с Птолемеями (царями египетскими), вынужденная угождать двум сторонам и расплачиваться одинаково как в победах одной, так и в поражениях другой стороны. Особенной силы достигли эти бедствия Иудеи с выступлением Антиоха III Великого (после Селевка III Керавна, 226–223 г.), увлекшегося в борьбу не только с Египтом, но и Римом (223–187 г.). Сражение с римлянами (при Магнезии, в 189 г.), очень неудачное для Антиоха, вынудило его на постыдный мир с Римом, одним из условий которого было, между прочим, и владычество Антиоха Епифана. Для самого Антиоха Епифана это имело ту добрую сторону, что помогло ему получить надлежащее, хотя и в Римском духе, воспитание, соответствовавшее его будущему предназначению, и завести связи с молодою знатью мощно расцветавшего мирового города. Когда Антиох III умер, и на престол вступил Селевк IV Филопатор, старший брат Антиоха Епифана, последний тотчас же был вызван к сирийскому двору.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 282 г. до н.э. Селевк I Никатор начал войну с Лисимахом, а Филитер, опасаясь интриг жены Лисимаха Арсинои, захватил Пергам и перешел на сторону Селевка (Павсаний: 1; 10). В последней войне между соратниками Александра (Лисимаху было 74 года, Селевку – 77) Лисимах был разбит и погиб в битве при Курупедии (Корупедионе). Филитер стал основателем династии Атталидов, правившей в Пергаме. Селевк I Никатор – основатель династии и первый царь (312–281 гг. до н.э.) империи Селевкидов. Вскоре после смерти Александра Македонского получил в управление сатрапию Вавилонию. Ведя борьбу за власть с другими диадохами, присоединил к своим владениям Мидию, Сузиану, Перейду, а затем Бактрию; в 305 г. объявил себя царём. В 301 г. при разделе земель между диадохами получил Месопотамию и Сирию; разбив в 281 г. Лисимаха при Курупедии (Корупедион), захватил почти всю Малую Азию. Для завоевания Фракии и Македонии Селевк переправился с войском через Геллеспонт, но был убит Птолемеем Керавном, не желавшим уступать ему Македонию. Антиох III Великий – один из выдающихся правителей (223–187 гг. до н.э.) империи Селевкидов. В возрасте 18 лет стал царём. В 212–205 гг. до н.э. подчинил парфян и Бактрию, в 203 до н.э. отвоевал у Египта Палестину. В 192 г. до н.э. Антиох начал войну с Римом, но в 191 г. потерпел поражение в битве при Фермопилах и был вынужден отступить в Азию. В 190 г. до н.э. Антиох вновь собрал большую армию и выступил по направлению к Пергаму – столице Пергамского царства, царь которого Евмен II был союзником Рима. Опустошив окрестности Пергама, Антиох захватил большую добычу. Осенью 190 г. до н.э. состоялось решающее сражение Сирийской войны – битва при Магнезии. В упорной битве войска Антиоха были полностью разгромлены римлянами. В 188 г. до н.э. был подписан Апамейский мир, по которому Антиох должен был оставить все земли к западу от Таврских гор, а также выплатить Риму контрибуцию в размере 15000 талантов. Атталиды (282–133 гг. до н.э.) – греческая династия, правившая в Пергамском царстве (Западная Анатолия): Филитер (283–263 гг. до н.э.); Эвмен I (263–241 гг. до н.э.); Аттал I Сотер (241–197 гг. до н.э.); Эвмен II (197– 160 гг. до н.э.); Аттал II (160–137 гг. до н.э.); Аттал III (137–133 гг. до н.э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

После многолетних приготовлений, дело наконец дошло до решительной битвы между Димитрием и Птоломеем, и эта битва оказалась несчастною для первого. Битва при Газе (весной 312 года) увековечилась в воспоминании, так как с этого именно времени сражавшийся с Птоломеем в качестве перебежчика полководец Селевк начал счисление лет своего могущества и ввел даже новое вообще летосчисление, так-называемое Селевкидово или Греческое, которое вошло в употребление и у иудеев, и дольше всего держалось у них 412 . Димитрий, вследствие нанесенного ему поражения при Газе, должен был отступить к северу и предоставил всю страну завоевателю. Но так как вскоре затем Антигон и его сын соединили свои войска и выступили на новую войну, то друзья Птоломея, опять завладевшего всей Килисирией и Финикией, посоветовали ему опять отказаться от них и возвратиться в Египет. Он действительно и совершил это отступление, и приказал срыть укрепления городов по берегу моря и на материке, именно Акко, Иоппии, Газы, Самарии, а также и Иерусалима, чтобы они не сделались опорными пунктами для его врага. Это неуверенное состояние Иудеи и земель, принадлежащих к Килисирии, продолжалось еще нисколько лет, пока Антигон, дотоле остававшийся непобежденным, не потерял своей жизни и своей военной славы в битве при Ипсе в Малой Азии (летом 301 года), где ему нанесено было поражение соединенными силами четырех полководцев: Птоломея, Лизимаха, Кассандра и Селевка. Эти четыре полководца, которые уже и раньше, по примеру Антигона, сделались совершенно независимыми от монархии и приняли царские титулы, поделили ее между собою. Птоломей получил Египет и близлежащая страны, а Селевк почти всю Азию, представлявшую, однако же, вследствие самой своей обширности, весьма трудную задачу для правителя, между тем как Птоломеевы владения представляли совершенно округленную и законченную в себе береговую область. Вследствие этого Селевк постоянно зарился на Килисирии и Фининию, с целью присоединить их к своему государству, а также и вообще войти в связь с морем и Европой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ст. 1. Когда в святом граде жили еще в полном мире,... т. е. при великом священнике Онии III-м. Время этого первосвященника простиралось от 195 до 175 г. до Р. X. Палестина находилась тогда под владычеством Сирийцев, которому начало положил Антиох Великий. Сей государь, отвоевав Палестину от Египта, присоединил ее вместе с Финикией и Келе-Сирией к своему государству (205–198) и дал Иудеям свободу жить беспрепятственно, по их обычаям и законам религиозным. Ст. 2. …Бывало, и сами цари чтили это место (т. е. храм Иерусалимский)... У Иосифа Флавия есть известие, что Антиох Великий узаконил некоторые ежегодные дары в пользу храма Иерусалимского, а также и освободил от податей всех, служивших при храме 1161 . Ст. 3. …Так что и Селевк, царь Азии, давал от своих доходов… на жертвенные потребности храма. Здесь разумеется Селевк Филопатор, преемник Антиоха Великого. Он-то и задумал, было, впоследствии ограбить храм Иерусалимский, по наущению Симона, врага Онии, – о чем и рассказывается далее. Глава 4 1162 . Борьба и изменничество недостойных первосвященников Иасона, Менелая и Лизимаха а) Личное объяснение первосвященника Онии перед царем Селевком Филопатором по поводу клевет Симона и неистовств Аполлония, военачальника Келе-Сирии (ст. 1–6). б) Покупка Иасоном (бр. Онии) у Антиоха Епифана первосвященнического достоинства, построение им греческой гимназии и введение непотребств языческих (ст. 7–17). в) Посольство Иасоном в Тир 300 драхм на жертву Геркулесу (ст. 18–20). г) Антиох в Иерусалиме, великолепно принятый Иасоном (ст. 21–22). д) Менелай, брат вышеупомянутого Симона, деньгами восхищает себе от Иасона первосвященство (ст. 23–26). е) За неуплату обещанных денег, Менелай вызывается к Антиоху, вместе с начальником городской крепости Состратом, а первосвященствовать оставляет, в свое отсутствие, брата – Лизимаха (ст. 27–29). ж) В отсутствие Антиоха, удалившегося для усмирения взбунтовавшихся Тарсян и Миллотов, Менелай дарит Андронику, наместнику царскому, несколько золотых сосудов, украденных из храма, в чем и обличается Онией (ст. 30–33). з) Убиение Онии клятвопреступным Андроником, по наущению Менелая, и казнь Андроника по повелению царя Антиоха (ст. 34–38). и) Убиение Лизимаха, брата Менелаева, народом, раздраженным его святотатствами (ст. 39–42). к) Жалоба старейшин иудейских перед Антиохом на Менелая, и спасение его от суда, по хитрости Птоломея, сына Дорименова, подкупленного Менелаем (ст. 43–50).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Документы частного права на клинописных табличках, контрактах и т. п. идут во все время персидского, селевкидского и отчасти даже арсакидского господства, сохраняя древние формы, свидетельствуя о живучести древнего языка. Они датируются по селевкидовской, а потом по селевкидовской и арсакидской эрам, наконец и по одной арсакидской аре (248 г.). Последний известный нам клинописный документ датирован пятым годом «Пиха-ри-шу, царя Персии», как думают, Пакора, царя парфян, следовательно, относится к 81 году н. э. Среди этих документов обращают на себя внимание два, выделяющиеся своими контрагентами и датами. Леман сообщил перевод одного из них, находящегося в Нью-Иорке, в частной коллекции: «8 адара 75 г. (237 до н. э.) при царе Силуксу (Селевке III). Нергал... шатам (эконом) Эсагилы, сын Бельбани вавилонянина... сказал: «царь Антиох издал милостивый указ. Все, что... его отец Антиох и Селевк, его дед, поля его собственного дворца... и все, что драгоценно, отдал он Лаодике, своей супруге, и Селевку и Антиоху, своим сыновьям. Лаодика, его супруга, и Селевк и Антиох, его сыновья, отдали и отказали это вавилонянам, борсиппянам и кутеям». Итак, новое доказательство благоволения царей к туземцам; явление это аналогично замечаемому в Египте во вторую половину птолемеевского господства. Второй документ еще интереснее. Он заключает в себе почетное постановление «совета храма Эсагилы» в пользу своего заслуженного сочлена, халдея Итти-Мардук-балату, занимавшего какой-то выгодный пост на службе у царя Аспасина. Текст датирован этим царем и 185-м годом селевкид. эры, т. е. 127 г. до н. э., что дает право отожествить этого царя с. основателем Харака Испаосином и заключить о временном господстве его в Вавилоне. Итак, вавилонское право продолжало существовать при греках и парфянах; документы, хотя и не в таком количестве, как демотические папирусы, не оставляют в этом сомнения. Конечно, в это же время вавилонская письменность не покидала области религии и науки. До нас дошли между прочим комментарии к древним текстам, гимны и ритуалы (между прочим Таммуза), датированные по арсакидской эре.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010