165-й г. э. Селевк. – 147 г. до Р. Х. – Упоминаемый здесь Димитрий есть Димитрий II, по прозванию Никатор (Арр. Syr. с 67), старший из двух сыновей Димитрия Сотера. Последний в начале войны с Александром отослал их к одному из своих друзей – в город Книд в Карии с большой казной, ut belli periculis eximerentur et, si ita fors tulisset, paternae ultioni servarentur (Just). Получив известие о большом ослаблении Сирии, благодаря чрезмерной роскоши и нерадивости Александра, Димитрий II нашел это время благоприятным для предъявления своих прав на «землю отцов своих» и с войском, собранным для него критянином Ласфеном, высадился в Киликии (Liv. I. с, lust. I с, Ios. Antt. XlII, 4, 3). 1Мак.10:68 Услышав о том, царь Александр весьма огорчился и возвратился в Антиохию. «Возвратился в Антиохию…». по-видимому, из Птолемаиды (ср. 57 ст.). 1Мак.10:69 И поставил Димитрий военачальником Аполлония , правителя Келе-Сирии, – и он собрал большое войско и расположился станом при Иамнии и послал к первосвященнику Ионафану сказать: Келе-Сирия – Κολη Συρα… – ближайшим образом так называлась низменная равнина между Ливаном и Антиливаном, но иногда это имя употреблялось так, что в нем мыслилась Финикия и Палестина до Рафии (у Поливия). В этом широком значении «Келе-Сирия» понимается и здесь. – Аполлоний – по-видимому, тот самый, который у Polyb. XXXI, 19, 6 и 21, 2 – упоминается как σντροφος и друг Димитрия I, во время его пребывания в Риме (вероятно, сын упоминаемого 2Mak III, 5–7 – Аполлония). Отсюда понятно, почему он так охотно объявил себя за нового претендента, сына своего друга Димитрия. 1Мак.10:70 ты только один превозносишься над нами, я же подвергся осмеянию и посрамлению через тебя. Зачем ты противостоишь нам в горах? «Я же подвергся осмеянию и посрамлению через тебя…», т. е. тем, что до сих пор позволил тебе оставаться на стороне Александра, между тем как давным-давно должен был тебя или подчинить законному царю (Димитрию II), или уничтожить. 1Мак.10:71–72 Если ты надеешься на твои военные силы, то сойди к нам на равнину, и там мы померяемся, ибо со мною войско городов. Спроси и узнай, кто я и прочие помогающие нам, и скажут тебе: невозможно вам устоять пред лицем нашим, ибо дважды обращены были в бегство отцы твои в земле своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.6:15 и дал ему венец и царскую одежду свою и перстень, чтобы он руководил Антиоха, сына его, и воспитывал его для царствования. «Дал ему… и перстень…» – τ δακτλιον, которым запечатывались все письменные распоряжения и указы царя. 1Мак.6:16 И умер царь Антиох в сто сорок девятом году. «Умер царь Антиох в 149 году…» э. Селевк. – 164 г. до Р. Х. Через вручение царских регалий Филиппу, Антиох объявлял его и узаконил правителем царства и опекуном своего сына на время его несовершеннолетия. Сопоставляя это с III: 32–34 находим странным, что эти полномочия царь передал не Лисию, а Филиппу. – Как кажется, Филипп постарался и успел войти в доверие упавшего духом царя насчет далекого Лисия, против которого Антиох и без того был настроен после понесенных им в Иудее поражений. Впрочем, если принять во внимание то, что Филипп был совоспитанником Антиоха, и, следов., стоял в отношении к царю едва ли не столь же близко, если не ближе, происходившего из царского рода Лисия, то можно будет допустить, что – назначением Филиппа правителем царства и воспитателем своего сына – Антиох вовсе и не имел в виду оскорбить Лисия. И если это назначение повело, однако, к междоусобной войне, то виновато в этом было более честолюбие Лисия, который не подчинился последней воле царя и не ограничился властью над одною половиною царства, а захотел захватить теперь и все царство. – Местом смерти Антиоха Поливий называет Tabae в Персии; блаж. Иероним – и Дah XI – Tabes oppidum Persidos. По Курцию V, 13 – этот город лежал in Paraetacene ultima, т. е. в местности, которая простиралась на север от Персии и восточнее от Сузианской провинции к Мидийской. 1Мак.6:17 Когда Лисий узнал, что царь умер, то поставил вместо него на царство сына его, Антиоха, которого воспитывал в юности его, и назвал его именем Евпатора. По Аппиану (46 и 66) – новый царь, Антиох Евпатор, имел при вступлении на престол всего 9 лет, по Евсевию (chron. armen. р. 187) – 14 лет; первое показание представляется более правильным. 1Мак.6:18–20 Между тем находившиеся в крепости теснили Израиля вокруг святилища и всегда старались делать ему зло, а язычникам служить опорою; тогда Иуда решил выгнать их и созвал весь народ, чтобы осадить их. Все собрались и осадили их в сто пятидесятом году, и устроил он против них стрелометательные орудия и машины.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Мак.2:24 . Ибо имея в виду множество числ и трудность от обильнаго содержания истории для хотящих округлиться повествованиями ея, 2Мак.2:25 . мы позаботились о том, чтобы любящим чтение доставить руководство душевное, а любомудрствующим облегчение восприятия памятью, и всем, кому случится читать, пользу. 2Мак.2:26 . Если же это дело не легко для нас, принявших на себя труд сокращения, напротив требует кропотливости и бдения, 2Мак.2:27 . подобно тому, как не легко тому, кто готовит пиршество и старается удовлетворить изысканности других, однако мы, ради благодарности многих, охотно понесем труд сей, 2Мак.2:28 . предоставляя самому писателю точное изложение подробностей, и сами стараясь поступать по правилам сокращения. 2Мак.2:29 . Ибо, как архитектону новаго дома надобно заботиться о постройке во всем объеме его тому же, кто станет живописать его посредством нагревания [Восковыми красками на нагретом дереве], надлежит приискать только то, что нужно для украшения; так я думаю и о себе. 2Мак.2:30 . Вникать и говорить о всем, и тщательно изследовать каждую частность подобает начальнику истории: 2Мак.2:31 . А тому, кто делает извлечение, позволительно лишь гоняться за краткостию речи, и устраняться от отделки сочинения. 2Мак.2:32 . Итак отселе начнем повествование, присовокупив к вышесказанному только вот что: «неразумно увеличивать предисловие к истории, самую же историю укорочивать». Глава 3 2Мак.3:1 . Итак, когда святый град обитаем был обитаем весьма мирно, и законы еще очень хорошо соблюдались по причине благочестия и отвращения от лукавства Онии первосвященника, 2Мак.3:2 . случалось, и сами цари чтили сие место, и прославляли державными вкладами; 2Мак.3:3 . так что и Селевк царь Азии из своих доходов делал все издержки, потребныя для жертвенных служений, 2Мак.3:4 . Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем святилища, заспорил с первосвященником при смотре за торжищами в городе; 2Мак.3:5 .И не могши превозмочь Онию, пошел к Аполлонию фрасею, который в то время был воеводою Килисирии и Финикии

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.3:34 . Ты же небожителями биенный поведай всем величие и державу Бога. И сказав сие, они стали невидимы. 2Мак.3:35 . Илиодор же, принесши жертву Богу, и обеты величайшие обещав Удостоившему его жить, и обласкав Онию, возвратился с воинами к царю, 2Мак.3:36 . и всем засвидетельствовал дела величайшаго Бога, кои видел во очию. 2Мак.3:37 . Когда же царь спросил Илиодора: кто был бы способен, чтоб еще раз послать его в Иерусалим; он ответил: 2Мак.3:38 . если ты имеешь какого нибудь врага или противника действиям твоим, то пошли его туда; но избитаго примешь, если только он уцелеет. Ибо на месте том истинно есть некая сила Божия. 2Мак.3:39 . Ибо Сам Он, обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих озлобить оное отпускает битых. 2Мак.3:40 . Вот что было с Илиодором, и так способствовал он сохранению казнохранилища. Глава 4 2Мак.4:1 . А вышеупомянутый Симон, став доносителем о деньгах и отечестве, злословил Онию, будто он сам поощрял к сему Илиодора, и был виновником зол. 2Мак.4:2 . И благодетеля города и попечителя единоплеменников и ревнителя законов дерзал он называть противником дел (царских). 2Мак.4:3 . Когда же вражда дошла до того, что посредством одного из доверенных людей Симона стали совершаться убийства; 2Мак.4:4 . тогда Ония, видя, что борьба опасна, и что неистовствует Аполлоний, как военачальник Килисирии и Финикии, усиливающий злобу Симона, отправился к царю. 2Мак.4:5 . не как клеветник граждан, но как блюститель пользы всего народа, общественной и частной. 2Мак.4:6 . Ибо он видел, что без царскаго промышления невозможно делам быть мирным, и что Симон не перестанет безумствовать. 2Мак.4:7 . Но когда скончал жизнь свою Селевк, и принял царство Антиох, прозванный Епифан; тогда купил первосвященство Иасон, брат Онии, 2Мак.4:8 . обещав царю с торговли триста шестьдесят талантов серебра, и со всякаго другаго дохода восемьдесят талантов. 2Мак.4:9 . Сверх того обещал приписать и еще сто пятьдесят талантов, если будет дозволено ему, властию его устроить гимнасию и эфивию [Гимнасию для телесных упражнений и игрищ, а эфивию для обучения юношей], и иерусалимлян писать антиохианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

327 Фракия – земля к северо-востоку от Македонии. Древние жители Фракии ведут свое начало от Фираса, сына Иафета. 329 Селевк IV, Филопатр ( 2Мак. 3, 3; 4, 7; 5, 18 ) – сын и преемник Антиоха Великого, царь Сирийский. Нуждаясь в деньгах для уплаты Римлянам, и узнав о великих сокровищах в храме Иерусалимском, он посылал Илиодора похитить сии сокровища из Храма; но Бог особенным чудом защитил сокровищницу Храма. Илиодор был уже в сокровищнице; в это время он и все бывшие с ним были поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь с страшным всадником, он поразил Илиодора передними копытами; явились еще два юноши, которые непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны, так что Илиодор потом был при смерти и только по молитвам первосвященника Онии спасся от смерти. По возвращении Илиодор сказал царю: “На месте сем (в храме) истинно пребывает сила Божия; Он Сам обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих с злым намерением поражает и умерщвляет” ( 2Мак. 3 ). 330 Соломония – мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Ее имя мы знаем из предания. Страдания ее и сыновей, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей Сирийских. 331 Имя Маттафия означает “дар Господень”. Иудейский священник из чреды Иарива. У него было 5 сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. Погребен в отечественном городе Моде. 332 Слово Маккавей означает в переводе с арамейского “молот”, “молоток”. Маккавеи, дети священника Маттафии, восстали на защиту истинной веры и отечества (106 г. до Р.Х.). Впоследствии Иудейский царь Ирод, сын Антипатра, совершенно истребил племя Маккавеев. Память их празднуется Церковью 1/14 августа. 333 Рим – столица Римской империи. Город расположен на берегах реки Тибра. По преданию, Рим был основан Ромулом в 750 г. до Р.Х. Город занимал территорию в 32 километра в окружности с народонаселением в 1.250.000 человек. В нем насчитывалось 420 языческих храмов. Вся Римская империя заключала в себе весь тогдашний цивилизованный мир с народонаселением более чем в 80 млн. человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   Ст. 20. И восстанет на место его ничтожнейший и недостойный царской славы (decore), но после немногих дней он погибнет, и не от раздражения [народного] и не от гнева.    Говорит о Селевке, по прозванию Филопаторе, сыне Антиоха Великого, который не сделал ничего достойного Сирии и властительства отца [своего], и погиб бесславно, без всяких войн. Порфирий утверждает, что это не Селевк, но Птоломей Епифан, который замышлял козни против Селевка и приготовил против него войско, а потому был отравлен вождями своими. Ибо когда один [из них] спросил его, где он возьмет денег для осуществления таких замыслов, то он ответил, что друзья составляют для него богатство. Когда это разгласилось в народе, то в вождях возникло опасение, чтобы он не отнял у них состояние их, а потому они умертвили его коварным образом. По каким образом на место Антиоха Великого может восстать Птоломей, который совсем не делал этого, тем более, что LXX толковников перевели: и восстанет от корня его отпрыск, то есть от отрасли и семени его, наносящий удар достоинству царства, и после немногих дней погибнет без раздражения и без войны? Евреи полагают, что под ничтожнейшим и недостойным царской славы царем разумеется Трифон, который, будучи опекуном отрока , присвоил себе тираническую власть.    Ст. 21—24. И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царской почести, но он придет незаметно и чрез лукавство овладеет царством. И мышцы ведущаго войну будут побеждены им и сокрушены, и сверх того вождь союза. И после дружбы с ним, он будет действовать обманом, и одержит верх с малым народом. Он войдет в богатые и большие города и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его: расточит награбленное имущество, добычу и богатство их и направит замыслы против самых твердых помышлений, но [только] до времени.    До сего места идет порядок исторический, и между Порфирием и нашими (или нами) не возникает никакого разногласия. Прочее, что далее следует, до конца книги, он объясняет в отношении к лицу Антиоха, именовавшегося Епифаном, брата Селевкова, сына Антиоха Великого, который после Селевка одиннадцать лет царствовал в Сирии, и овладел Иудеею, и при котором происходило, как повествуется, преследование закона Божия и Маккавейские войны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   СТАВРОФИЛА. Охотно верю, что в самом кресте есть причина для радости, если кто внимательно размышляет о будущих воздаяниях; но радоваться в минуты самых испытаний Божиих это очень трудно; и я думаю, что немного таких, которые бы в страданиях веселились.    АНГЕЛ. Напротив, я многих представлю тебе. Апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Какой радости быль исполнен Апостол Павел, сказавший: «исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (2Кор.7:4). «Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Фил.2:17—18). Также и прочие Святые «другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр.11:36—37). И что иное были они, как не Псалмопевцы, бряцавшие на гуслях своих, и воспевавшие свидетельство Божьей Истины? Каким весельем исполнялись никогда эти мученики среди мучений! Много подобных примеров есть и в немощнейшем женском поле. Св. мученица Агафия в великой радости, как бы на пире и веселие, шла в темницу, вручая себя Господу своему (Память ее 5 февр.). Агния, тринадцатилетняя девица, еще слишком юная для страданий, созрела для победы, и превосходя свой возраст ревностью к добродетели, спешила на место казни с большею радостью, нежели шла бы в чертог брачный (Св. Амврос., кн.1 о деве. Память ее 21 янв.). Св. Фекла, восторжествовавши над зверями, огнем и узами говорила так: „если бы мне и всякий день должно было страдать в огне, от зверей, в узах и темнице, все страдания, и самая смерть ради веры во Христа казались бы мне приятнее самых изысканных наслаждений в жизни, лишь бы мне сподобиться ради Тебя за святое имя Твое, Господи, достойно понести мучения (Василия Селевк. Житие св. Феклы). Видишь ли Ставрофила, с какою радостью, с каким веселием сердца Святые претерпели страдания свои!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   Чтобы кто-либо не подумал, что я излагаю свою собственную мысль, скажем словами Гавриила, изъясняющего видение пророка: овен, говорит он, которого ты видел с двумя рогами, это царь мидийский и персидский (ниже ст. 20). Это именно Дарий, сын Арзама, при котором было разрушено царство мидян и персов. Далее, козел от коз, шедший с запада и по причине необычайной быстроты казавшийся не касающимся земли, это Александр, царь греческий, который, по разрушении Фив, обратил оружие против персов и, вступив в битву при реке Гранике, победил вождей Дария, и наконец поразил самого овна и сломил два его рога, мидян и персов, и бросил его под ноги свои и оба рога подчинил своей власти. Рог же большой есть сам Александр, первый царь, и когда он, на тридцать втором году своей жизни, умер в Вавилоне, то восстали вместо него четыре вождя его, которые разделили между собою царство его. Ибо Египтом овладел Птоломей, сын Лага, Македонией Филипп, он же и Аридей (или Арий), брат Александра, Сириею и Вавилоном и всеми царствами Востока Селевк Никатор; в Азии воцарился Антигон. Но, говорит, не с его силою. Ибо никто не мог сравняться по величию с Александром. И после многих времен восстанет царь Сирии, с бесстыдным лицом и понимающий предлагаемое (proposimiones), — восстанет Антиох Епифан (Επιφανς), сын Селевка, называвшегося также Филопатором. Когда он был заложником в Риме и, без ведома сената, овладел посредством обмана царством, то вел войну против Птоломея Филометора, то есть против юга и против египтян, затем на востоке, и против тех, кои замышляли новые порядки в Персии, и наконец, начав войну против иудеев, он, по завоевании Иудеи, вступил в Иерусалим и поставил в храме Божием статую Юпитера Олимпийского. И даже до силы небесной, то есть он стал величаться пред сынами иудейскими, которые были ограждены помощию ангелов, так что принуждал многих святых к идолослужению и как бы звезды небесные попирал ногами своими. Таким образом он овладел востоком и югом, то есть Египтом и Персиею. Слова же: вознесся даже на князя силы означают то, что он восстал против Бога, и преследовал святых Его и принес νδελεχισμν, то есть постоянную жертву, приносившуюся утром и вечером, и осквернил и разрушил место освящения Его. И это [он сделал] не своею силою, но за грехи народа. Таким образом истина была повержена на землю и одновременно с господством идолослужения приостановилось служение Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Антиох рассчитывал отыграться на своих подданных, которые восстали против него, но он падет внезапно, когда будет казаться, что сейчас как раз сможет добиться всего. Это обычная картина, человек в гордыне поднимается и в момент взлета его крылышки подрезают, и он очень больно падает. Антиох погиб во время народного бунта. Описываемые здесь события происходили, начиная с 280 года и до 145 года до Рождества Христова. Деятельность Антиоха Епифана «На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении» ( Дан.11:20 ). После Антиоха стал царем Селевк Филопатор IV, u oh прислал сборщика (этого сборщика звали Леодор), который решил ограбить Иерусалимский Храм. Он вошел в Святое Святых, чтобы вынести оттуда золото, но кончилось для него это печально, потому что он увидел сияющего светом юношу (Ангела-хранителя Святыни), который избивал его огненными кнутами. Он выбежал из Храма в ужасе, весь избитый, и вскоре умер, и пославший его царь вскоре тоже погиб. Как и предсказывал Даниил. «И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета» ( Дан. 11:21–22 ). Это описание, которое дает здесь пророк Даниил, относится к Антиоху Епифану, правившему с 175 года по 164 год до Рождества Христова. «Презренный», потому что он отличался крайне низким нравственным уровнем: развратник, убийца и т.д. И при этом ему не воздавали царские почести, потому что он был незаконным царем. Законным царем был его старший сын – Дмитрий, находящийся заложником в Риме. А он сначала приобрел временную власть, а потом ее полностью узурпировал. Антиох Епифан разгромил всех египтян и даже разгромил вождя Завета, т.е. первосвященника Иерусалима. «Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени. Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство. Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых. У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени» ( Дан. 11:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В Древнем Риме печатью (σφραγις) обозначался тот предмет, которым делали печать и тот отпечаток, который был этой печатью сделан. Печать обозначала подлинник предмета, вещи, договора. Саму печать (печатку) часто делали из драгоценных камней, оправляли благородными металлами и носили на руке как перстень. Документы могли скреплять печатью из воска. В целом носитель печати являл собой представителя лица, давшего ему эту печать. Печать была знаком принадлежности. Так, Климент Александрийский рекомендовал христианам следующие печати (σφραγιδες): «Для печати же мы должны пользоваться изображением голубя или рыбы, или корабля с надутыми парусами, или же музыкальной лиры, какая изображена была на перстне Поликрата, или же корабельного якоря, какой на своем перстне приказал вырезать Селевк. Если кто рыбак, то перстень должен тому напоминать об апостолах или же о детях, воспринятых от вод крещения. Идольских же изображений на своих перстнях мы не должны гравировать; не должно и с каким-то почтением относиться к таким перстням; и перстней с изображением меча или лука не должны мы носить» . Хотя все эти символы и употреблялись христианами Древней Церкви, однако, ни один из указанных Климентом не стал главным в христианской религии. Это место (печати Христа - Мессии) прочно занял крест - знак Иезекииля и Апокалипсиса. В крещальной практике христиан печать (крест) стал обозначать собственность Христа (Мессии). Для христиан из язычников образ принадлежности стал формироваться из практики пастухов клеймить своих животных или военных отличать своих солдат . Клеймение как знак посвящения В послании к Галатам апостол Павел, заканчивая тему об обрезании, пишет: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (...). Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.(...) Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы (stigmata - лат.) Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6.14,15,17). Для апостола последователи Христа - это совершенно новые люди, новая тварь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010