Илиодор, не принимая в уважение представления Онии, решился войти в храм силою и захватить все серебро и золото. Слух об этом распространился по всему городу и произвел всеобщее смятение. Священникн и народ обратились на молитву, чтобы Господь Сам охранил неприкосновенность Своего святилища. Между тем Илиодор, в сопровождении воинов, уже проник в самую сокровищехранительницу. Но здесь внезапно явился им какой-то страшный всадник, весь в золотом вооружении, которого конь вонзил передние копыта в Илиодора. В то же время явились двое светлых юношей, воторые, ставши по обе стороны, начали без пощады сечь Илиодора. От их ударов Илиодор пал без чувств и замертво был вынесен своими воинами. Тогда Ония о спасении его принес жертву, и по молитве первосвященника Бог возвратил ему жизнь. После этого Илиодор перед всеми свидетельствовал о величии и могуществе Бога Израилева. И когда царь, которого все еще прельщали сокровища храма, спрашивал: «нельзя ли кого-нибудь еще послать в Иерусалим?» тогда Илиодор сказал царю: «если есть у тебя, государь, какой-нибудь враг или нзменник, пошли его туда; и он непременно воротится иссеченный, если еще только воротится, потому что в том месте действительно есть какая-то сила Божия». Но Симон распустил слух, что все это приключение было делом Онии и, под покровительством Аполлония , производил мятежи и убийства. Первосвященник нашелся вынужденным отправиться к царю, чтоб искать у иего себе защиты и суда на Симона. В это время Селевк был отравлен Илиодором, который, в отсутствие наследника престола, надеялся захватить верховную власть в свои руки, потому что Селевк, желая вызвать к себе брата своего Антиоха, который, после несчастной битвы при Магнезии, отослан был заложником в Рим,– сына своего Димитрия послал на смену ему. 2 Макк. 4:7–50; 1Макк. 1:10–15 Антиох поспел вовремя, чтобы остановить покушения Илиодора и предотвратить происки со стороны Египетского двора, где сестра его, Клеопатра, правила государством за малолетнего сына своего, Птоломея VI Филометора.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

11,10. Войну против Египта продолжили сыновья Селевка II: Селевк III (227–223) и Антиох III Великий (223–187). Им удалось почти на сорок лет закрепить Иудею за Селевкидами. 11,11. Птолемей IV Филопатор (221–203) одержал временную победу над Антиохом Великим в 217 году. 11,23. Антиох III Великий вновь захватил Иудею. 11,18. В этом стихе содержится указание на победы Антиоха Великого в Малой Азии. 11,19–20. Сын Антиоха Великого Селевк IV наложил на Иудею непосильную дань. При нем Илиодор пытался похитить сокровища Храма (2 Макк 3,7–34). 11,21–24. Речь идет об угнетении иудеев Антиохом IV Епифаном. «Вождь завета» – законный первосвященник Ония III, убитый в 171 году. 11,26. Поход Антиоха Епифана против Египта в 170 году. 11,28–30. Поражение Египта было предотвращено римлянами. «Корабли киттимские» – флотилия римского адмирала Г. Поппилия Лената, который принудил Антиоха Епифана покинуть Дельту. «Отступники завета» – иудеи, которые принимали языческие обычаи и верования (ср. 1 Макк 1,11–15). 11,31. Подразумевается осквернение Храма (ср. 1 Макк 1,54 сл.). 11,33–38. Речь идет об Антиохе Епифане, мучениках за веру и повстанцах, вдохновленных Маттафией (1 Макк 2). § 29. Хасмонеи. Апокрифы и неканонические книги (II-I века) 1. Начало восстания (1 Макк 2). В 166 году народному терпению пришел конец. Пророчество Даниила и другие предсказания укрепили людей в вере, что власть гонителя не устоит. Начало вооруженному сопротивлению язычникам положил престарелый священник Маттафия Хасмоней. Когда царский чиновник явился в его родной город Модин и потребовал, чтобы жители принесли жертву богам, Маттафия публично отказался совершить акт отступничества и призвал сограждан последовать его примеру. «Если и все народы в области царства царя послушают его, – сказал он, – и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его, то я и сыновья мои и братья мои будем поступать по завету отцов наших» (1 Макк 2,19–20). Едва первый изменник подошел к алтарю, чтобы воздать честь идолу, Маттафия нанес ему смертельный удар, сразил воина, охранявшего жертвенник, и опрокинул алтарь. Вслед за тем окруженный толпой священник обошел город с кличем: «Всякий, кто ревнует по Законе и стоит в Завете, да идет вслед за мной!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

145 Упоминание об «истинном писании» напоминает сектантские воззрения кумранитов, будто бы наряду с известным Законом Моисея (Торой), существует некая тайная «запечатанная книга Торы», «истинная книга», доступная лишь избранным. Автор Книги Даниила, видимо, отчасти разделял эти взгляды. 146 Первым из этих трёх царей автор несомненно считает Кира II (558–530 до н. э.), затем известных ему по Святому Писанию Дария I (522–486 до н. э.), либо Артаксеркса I (465–445 до н. э.) ( 1Езд. 4:6,24; 7:1 ), а также, возможно, Ксеркса I (486–465 до н. э.), совершившего в 480 г. поход в Элладу, о чём говорится далее. Всего, начиная с Кира II, в Персии сменилось 12 царей, но автор Книги Даниила, похоже, знает только четверых (ср. с четырьмя головами барса в 7:6). 149 Птолемей II Филадельф, царь Египта 285–246 гг. до н. э., воевавший в 260–253 гг. до. н. э. с Антиохом II Теосом. В Септуагинте «южный царь» везде переводится как «царь Египта», в то время как для Селевкидов сохранено обозначение: «царь северный» (PaoUtiit; TF ; poppa). 150 Антиох II Теос, царь Сирии 261–246 гг. до н. э. из династии Селевкидов, названный почему-то «князем» Птолемея II. По Дж. Коллинзу, «южный царь» – Птолемей I Сотер (305–285 до н. э.), а «один из князей» – Селевк I Никатор, овладевший в 312 г. до н. э. Вавилонией при поддержке Птолемея I u b 305 г. также провозгласивший себя царем. См.: Collins, 1984. Р. 378. Это предположение приемлемо, поскольку отчасти объясняет слово «князь», а также восстанавливает перечень царей, начиная с первого Птолемея и первого Селевкида. Однако, с другой стороны, судя по тексту, в стихах 5–6 речь идет об одном и том же южном и одном и том же северном царе, и в 6-м стихе это определенно Птолемей II u Ahmuox II. Разногласия, впрочем, устраняются, если допустить, что двух первых Птолемеев и трёх первых Селевкидов смешал сам автор Книги Даниила. 151 Вереника, дочь Птолемея II, с 252 г. до н. э. жена Антиоха II. В их брачном договоре предусматривалось, что дети, рожденные Береникой, станут наследниками престола. Однако вскоре после смерти Антиоха II Береника и её сын были убиты, а к власти пришел старший сын Антиоха II (от первой жены) Селевк II Калинник, царь Сирии 246–226 гг. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Поэтому народ египетский, преданный идолослужению, назвал его Евергетом [благодетелем] за то, что он после многих лет возвратил их богов. Сирию он удержал за собою, но Киликию отдал в управление своему другу Антюху, а области за Евфратом другому вождю, Ксантиппу.    Ст. 10. И будут вызваны (provocabunmur) сыновья его, и соберут множество многочисленных войск, и [один из них] пойдет спеша и наводняя, потом, возвращаясь назад, он раздражится и сразится с силою его.    После бегства и смерти Селевка Каллиника, два сына его: Селевк, называвшийся Керавном, и Антиох, именовавшийся Великим, побуждаемые надеждою на победу и желанием отмстить за отца, собрали войско и подняли оружие против Птоломея Филопатора. Но когда Селевк, старший брать, в третий год своего правления был убит в Фригии вследствие коварства Никанора и Апатурия, то войско, бывшее в Сирии, призвало из Вавилона на царство брата его Антиоха, называемого Великим. Поэтому теперь и добавляется, что два сына были вызваны и собрали множество многочисленных войск, и один [из них], Антиох Великий, пришел из Вавилона в Сирию, принадлежавшую в то время Птоломею Филопатору, сыну Евергетову, который четвертым воцарился в Египте, и после битвы с вождями его или, скорее, по завладении, вследствие измены Феодотия, Сириею, которою уже по преемству владели египетские цари, дошел до такой смелости, что, презирая сладострастие Филопатора и магические искусства, которым он, как говорят, предавался, решился сам начать войну с египтянами.    Ст. 11—12. И раздраженный [этим] южный царь выступит, и сразится с царем северным, и выставит огромное войско, и предано будет войско в руку его, и возьмет множество пленников, и вознесется сердце его вследствие того, что он низложит многие тысячи, но не будет сильнее.    Ибо Птоломей, именуемый Филопатором, потеряв, вследствие измены Феодотия, Сирию, собрал многочисленное войско и выступил против Антиоха Великого, который теперь называется северным царем соответственно положению Египта и иудейской страны; потому что одна и та же местность в отношении к одной стране, смотря по ея положению, находится на юге, а в отношении к другой на севере.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Антиох IV Сирийский, по прозванию Благородный (Эпифан), был сыном Антиоха III Великого. После заключения его отцом постыдного мира с римлянами в 189 г. до P. X., молодой Антиох вместе с 19 другими знатными юношами из эллинско-сириийской аристократии прибыл в качестве заложника в Рим. Он получил там воспитание, вполне соответствовавшее его высокому происхождению, и связан был дружественными отношениями с молодою знатью мощно расцветавшего мирового города. Но в 176 г. до P. X. его старший брат Селевк IV Филопатор, вступивший на престол после смерти Антиоха III (187 г. до Р.Х.),вызвал его обратно в Сирию и вместо него послал в Рим своего собственного одиннадцатилетнего сына Деметрия. Антиох Эпифан находился еще на пути в Сирию, когда до него дошло известие о смерти его царственного брата. Селевк IV был убит в Сирийской Антиохии. Его убийца, придворный, по имени Гелиодор, – быть может, тот самый, который тщетно пытался увезти по повелению царя храмовую сокровищницу из Иерусалима, – был низвергнут с престола Пергамским царем Эвменом и его братом Атталом, восстановившими, таким образом, права только что прибывшего Антиоха. Мы не будем слишком далеки от правды, если все эти перемены припишем сложному плану римлян. Как бы то ни было, новый царь, в противоположность своему брату, скоро выказал себя деятельным и потому не недостойным своего высокого сана. Сам он, правда, довольно часто предавался неразумным забавам; например, он велел облить кого-то в ванне необыкновенно дорогим бальзамом, в обладании которым тот завидовал ему, и сам присутствовал при этом зрелище; или же он неожиданно присоединялся к незнакомой веселой компании, чтобы, к ее величайшему изумлению, принять участие в ее пиршестве; подобные выходки следует, впрочем, приписать той легкости и игривости греческих нравов, которую вообще усвоил себе тогдашний образованный мир, и если этот самый человек, с другой стороны, требовал, чтобы его восточные подданные признавали и чтили в нем бога, то вина этого странного противоречия лежит менее в нем самом, чем в обстоятельствах, которые существовали до него. Тоже самое противоречие встречается нам почти на каждой странице и тогдашней египетской истории. Но как правитель, Антиох, за время своего пребывания в Риме, очевидно, научился многому. Мы уже видели, как он в области восточного Иордана положил конец деятельности Гиркана. Свои походы вел он искусно и победоносно, и даже в своем победном шествии он умел благоразумно подчиняться более могучей силе. Римлянин, который не мог, конечно, понимать политические планы этого Антиоха, все-таки назвал поистине царскими его подарки городам и его высокое уважение к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селевк I Никатор – 8. XV, 1, 3; 2, 9. 11. VI, 58; XVI, 135. 18б. 24. I, 15, 72. 26. I, 18е. 33. XV, 4, 11–21 – македонянин (ок. 358–281 гг. до н. э.), участник походов Александра Македонского в Азию и в Индию, один из «диадохов» (преемников) Александра, после смерти которого (323 г.), при разделе державы Александра, получил в управление Вавилонию, затем в результате завоеваний расширил основанную им Селевкидскую державу до границ с Индией (с 312 г.), официально принял титул царя в 304 г. (или раньше, в 312 г.). Пытаясь вернуть завоеванные Александром области в западной части Индии, Селевк предпринял поход в Индию (ок. 305 г.) против Сандракотта (см.), но (в 304 г.) заключил с ним договор, уступив ему еще области к западу от Инда (получив за это 500 слонов). Дружественные отношения между ними продолжались еще и при их преемниках (см. также Мегасфен, Даимах, Амитрохат). Сыном, позднее соправителем и преемником Селевка был Антиох I Сотер. См. также Патрокл. Селевкия – 42. К 103 г. н. э. – здесь (известно 12–14 городов с этим названием) город, основанный Селевком I Никатором, в 311 г. до н. э. у правого берега Тигра, на месте прежнего поселения (ок. 60 км к северо-востоку от Вавилона) в качестве столицы его царства (но вскоре, ок. 300 г., столица была перенесена в Антиохию, 2, на Оронте). Траян захватил Селевкию, Ктесифонт (напротив Селевкии) и Вавилон в 116 г. н. э. В древности – важный пункт на торговом караванном пути. Развалины Селевкии находятся в 20 милях к юго-востоку от Багдада (33°18», 44°22») на востоке Ирака, напротив развалин Ктесифонта (33°07», 44°42»). Селедиба – см. Тапробана. Селур – 23. VII, 1, 11 (Р: Σλουρ; Η: Σαλορ – Салур) – эмпорий на побережье в области Пандиона в восточной части южной оконечности Индии (к востоку от области кареев, в которой был внутренний город Делур или Селур?), в области нын. города Мадурай (09°55», 78°07», шт. Тамилнад); идентифицируется как нын. Singavanam (?) (может быть, сейчас другое название?). Кроме того, высказывается сомнение, не следует ли исключить это название из текста Птолемея, поскольку в соседней области кареев назван город Селур (по чтению Рену – Делур), т. е. что Птолемей ошибочно указал два города в разных местах вместо одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до Р.Х. последовало основание северного Сирийского Царства через Селевка I Никатора, полководца птоломеева. Селевк, сделавшись царём, распространил своё владычество от Фригии до Инда и таким образом своей силой и обширностью владений превзошёл своего бывшего повелителя. Затем в 249 г. между сирийском царём Антиохом Феосом, сыном и преемником в откровении не предуказанного Антиоха Сотера (281–261 г. до Р.Х.), с одной стороны и вторым Птоломеем, а именно Птоломеем Филадельфом (280–247 г. до Р.Х.) с другой был заключён родственный союз. Он состоял в том, что дочь Птоломея Филадельфа Вероника вступила в брак с Антиохом Феосом, который при этом обязался удалить от себя свою прежнюю супругу и вместе сводную сестру – Лаодику (Laodice), а с нею прижитых детей лишить прав наследства. Но союз не удался. Лишь только Птолемей Филадельф умер в 247 г., как Антиох Феос прогнал от себя Веронику и снова принял к себе Лаодику. Но эта последняя, мстя за себя, отравила царя, заставила провозгласить себя и сына своего Каллиника наследниками умершего царя и послала против Вереники, убежавшей в Дафну, убийц, которые и убили её вместе с её маленьким сыном и таким образом окончательно рассеяли надежды Птоломеев иметь кого-либо от своей крови на престоле Селевкидов. Из-за того, что дочь царя южного, вступившая в брак с царём северным, погибнет вместе со всеми пособниками её дела, возгорится между царём северным и южным война, перевес в которой будет на стороне южного царя: «и один из отпрысков корней её (т. е. дочери царя южного. Корни – это ближайшие предки её. Один из отпрысков – это сын этих родителей, а в отношении к упоминаемой дочери – брат) станет на месте своём (сделается царём), придёт к войску» (или иначе: пойдёт войной против северного царя, чтобы отомстить за сестру свою). Следствием этого нападения будет то, что он «войдёт в укрепления царя северного и будет действовать в них (по своей воле) и усилится», или восторжествует над противником своим. Для полного торжества своего над покорённым царством, он, держась древнего обычая завоевателей (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Эта колония во время военных бурь, произведенных Антигоном и Димитрием, привлекла к себе еще большее число переселенцев из Иудеи, которые получили от Птоломея те же самые права. Так-то и произошла египто-иудейская община, которой суждено было играть весьма важную роль в истории. Иудейские колонии образовались также и в других местах. Птоломей, убедившись в преданности иудеев, переселил их и в другие укрепленные города Египта, а также в Кирену 413 . Селевк, основатель Селевкидова государства, центр тяжести которого лежал в Персии, получил также и верхнюю часть Сиры, к северу от Ливана, и там он построил новый город (около 300 г.) Антиохию, сделавшуюся впоследствии резиденцией царей. Чтобы населить эти и другие новопостроенные им города, он должен был равным образом привлекать поселенцев, и также поселял в них иудеев из Вавилонии и Персии, переходивших сюда частью добровольно, частью полувынужденно. Он также давал иудейским поселенцам полные права македонского гражданства. Но подобно тому, как в греческо-македонских землях возникали иудейские колонии, так и в иудейских землях возникали в свою очередь греческие колонии. Вдоль берега Средиземного моря были заложены новые порты, или расширены и улучшены старые, с придачей им греческих названий. Старый порт Акко был переименован в Птолемаиду. Далее, к югу у горы Кармила, на берегу моря лежал Сикоменот (названный так вследствие множества окружающих его сикоморов), и недалеко от него, вдали от Кармила, «Крокодилов город», впоследствии переименованный в Гаву или Кайфу. Еще далее к югу, по берегу моря, старый, некогда ханаанский и позднее израильский город Дор был заново обстроен и укреплен в качестве порта, и в соответствие греческому произношению переименован был в Дору. На западе от Тивириадского озера возник греческий город Филотерия, а у Меромского озера – названный по имени Селевка, город Селевкия. Прелестную долину у южного склона горы Ермона, близ истоков Иордана, по близости к прежнему городу Дану, некогда посвященному Ваалу, греки теперь посвятили своему распутному лесному богу Пану, и на южной вершине горы Ермона построили храм Панион (еще и теперь называемый вследствие этого Баньей).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но Птоломей твердо настаивал на том, чтобы эти земли оставались за ним, так как он в течение значительного времени был действительным их обладателем, и чтобы не разрушить союза этих четырех царей, бывшего не излишним и после смерти Антигона, Селевк на мгновение уступил, хотя и не вполне отказался от своих притязаний на них. Так Иудея вошла в пределы Птолемеева или Лагидова государства, и судьба ее в течение долгого времени была тесно связана с ним. Положение иудеев вследствие этого не изменилось много. То, что они обязаны были раньше платить персидскому двору, именно двадцать талантов ежегодной подати, платили они теперь египетско-македонскому двору. Свобода и самостоятельность их ограничивались также не более, чем это было и раньше. Скорее даже можно сказать, что в положении их наступило улучшение, именно вследствие того, что уменьшилось число посреднических должностей. Персидские цари, имевшие свой центр на востоке, должны были иметь в своих западных провинциях сатрапов, которые в свою очередь поставляли над отдельными землями, входившими в область их управления, соподчиненных чиновников. Птоломей, напротив, так как Килисирия лежала весьма близко к его главной стране, не нуждался в таком большом числе посредствующих чиновников для этих областей. В Иудее первосвященники, который был ответствен за сбор подати, в то же время считался и политическим главою; он занимал именно должность областного правителя и считался духовным князем. Птоломей I, по прозванию «спаситель» (Сотир), был, как уже сказано, человек весьма кроткого характера и заботился о благосостоянии своих подданных. Угнетать иудеев у него не было ни повода, ни предлога. Основанный Александром приморский город Александрия, который первый египто-македонский царь возвысил на степень столицы, нуждался в многочисленном населении, и ему могло быть только приятным и выгодными, если в нем поселялись и иудеи из соседней страны. Уже при Александре там поселено было нисколько иудеев, и так как этот проницательный герой, в силу своей обычной системы, давал одинаковые с македонянами права всем поселенцам, то и первая иудейская колония в Александрии получила ту же самую равноправность и чувствовала себя хорошо в этом новом отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вместо мира, для иудейского народа скоро наступили времена смятения и гнета, и, вследствие козней и развращенности различных поклонников греческого культа, народ одно время стоял даже на краю полной гибели. Глава 63. Гонение на иудеев со стороны Антиоха Епифана Пока Иудея находилась под властью Египта, народ иудейский пользовался полною свободой своей религиозной совести, и мог преуспевать на поприще просвещения и религиозно-нравственного развития, если бы только он, в некоторых своих классах, не слишком поддавался греческому влиянию, в его худших сторонах. Но вот, как бы в наказание за это последнее подобострастие к грекам, в судьбе иудеи совершился новый поворот, поведший к весьма важным последствиям. Она отошла под владычество сирийских царей, и с этого времени началось тяжелое время для иудейского народа. Сирийские цари, встречая в преданных своей вере и закону иудеях сопротивление для своих замыслов о введении греческой религии и культуры в своем государстве, стали всячески угнетать их; первым угнетателем их явился царь Селевк Филопатор, который велел ограбить сокровищницу храма, с сохранявшимися в ней денежными, общественными и частными вкладами, в пользу своей государственной казны, а преемник его, Антиох Епифан, пошел еще дальше, и решился окончательно уничтожить религию Иеговы, и на место ее водворить греческое язычество. Это быль один из тех характеров, в которых эксцентричность, граничащая с безумием, и гений, сочетающийся с неограниченною властью и беззаконною страстью, производят чудовищный результат, благодаря которому в истории за ним утвердились два имени: Епифан «славный» и Епифан «безумный». С одной стороны, даже страшная картина, нарисованная иудейскими историками, выдает в нем некоторые черты благородства и даже доброты. В его великолепных зданиях, в расширении и почти новом создании им Антюхии в качестве великолепной столицы, в его планах соединить столицу с заливом Скандеронским и таким образом сделать ее морским портом, в его славе по всему греческому миру, в его решимости, хотя и столь несчастной по своим последствиям, сплотить Восточную монархию против наступательного движения нововозникавшей империи Запада, – во всем этом есть своего рода величие, соответствующее древним пророческим изображениям царя, «который будет поступать по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010