VII. Владычество Египтян (312–198=114 л.) Год до начала Эры Дионисия Птоломей I Лаг, под предлогом приинесения жертвы в храме, входит в субботу в Иерусалим, овладевает городом, а потом всею Иудеей и Самарией и переселяет многих Иудеев в Египет в 312 г. Селевк I Никатор основывает царство Селевкидов (312–281=31 г.) Первосвященник Симон I, за благочестие и благотворительность прозванный праведным, сын Онии I (ЗОО–287=13 л.) Симон возобновил укрепления Иерусалима и украсил храм Елеазар II, брат Симона I праведного (287–265=22 г.) Селевк I Никатор воевал с Птоломеем I Лагом за Сирию, и Иудеи должны были попеременно платить дань обоим спорящим царям Птоломий II Филадельф, т.е. сестролюбивый, сын Птоломея I (284–246=38 л.) Антиох I Сотер, сын Селевка I (281–262=19 л.) Отправка, по просьбе Птоломея II Филадельфа, первосвященником Елеазаром II семидесяти двух толковников, или переводчиков в Александрию, где они, в особо отведенном для них на острове Фаросе доме, в 70 дней перевели Библию на греческий язык в 271 г. Первосвященник Манассия, дядя Симона I и сын Адуя (265–242=23 г.) Антиох II Феос, прозванный Греками из лести богом, сын Антиоха I-ro (262–247=15 л.) Птоломей II борется с Антиохом II. – Чтобы прекратить войну, Египетский царь отдает в супружество за Сирийского царя дочь свою Веренику. Но чрез несколько времени первая супруга Антиоха II умертвила и его самого и Веренику свою соперницу, с ее сыном, и возвела на Сирийский престол сына своего Селевка II Калиника. Селевк II Каллиник, т.е. хитрый, сын Антиоха II Феоса (247–227=20 л.) Птоломей III Евергет, т.е. благодетель, сын Птолемея II Филадельфа и брат Вереники (246–221=25 л.). Первосвященник Ония II, сын Симона I праведного (242–233=9 л.) Птоломей III, мстя за смерть сестры своей Вереники, отнял Сирию у Селевка II Каллиника, и возвращаясь в Египет чрез Иерусалим, почтил храм жертвами и дарами. Тем не менее он взял с Ония II 20 талантов серебра. Первосвященник Симон II, сын Онии II (233–177=56 л.) Селевк III Керавн,т. е. молниеносный, сын Селевка II Каллиника (227–224=З г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

По мысли Дройзена, переход к монархической форме правления в эллинском мире был исторически неизбежным. Он писал, что городские республики Эллады «были слишком бедны для того, чтобы содержать значительные войска, слишком завистливы и враждебны друг другу, чтобы соединяться между собой честно и открыто, и состав граждан в них был слишком испорчен для того, чтобы можно было надеяться на радикальное улучшение положения вещей. Пора их миновала, чтобы сдерживать эту слишком подвижную силу, разрушающую саму себя жизнь, необходимы были прочные монархические формы, но все предпринимаемые в этом смысле попытки не могли пустить корней в Греции с ее партикуляристическим строем» (Дройзен, цит. изд., т. 2, с. 81–82). Эти формы пришли в Элладу со стороны, от ее северного соседа, монархическое правление в эллинистических державах получило к тому же крепкую закваску восточных деспотий. Между тем война между облекшимися в царскую порфиру диадохами продолжалась. Чтобы задушить главного своего противника Птолемея в его собственном логове, Египте, Антигон предпринял поход в эту страну, который кончился неудачей. После этого он попытался отнять у Птолемея его главного союзника из числа островных полисов – Родос, который занимал ключевое стратегическое положение в Восточном Средиземноморье. В 305 г. сын Антигона Димитрий осадил Родос, и после двухлетней осады, за успех которой полководец получил прозвище Полиоркета, Родос заключил мир с Антигоном, признав свою зависимость от него. После этой победы Димитрий высадился в Пелопоннесе, изгнал оттуда гарнизоны Кассандра, объявил всю Элладу свободной и ввел свои войска в Фессалию. Пока Антигон и Димитрий заняты были военными действиями в Европе и на Архипелаге, Селевк из Вавилона совершил поход на восток до самой Индии, где тогда правил могущественный царь Чандрагупта, подчинивший себе раджей западной Индии. Одержав несколько побед над ним, за что удостоился прозвища Никатор, Селевк заключил с ним мирный договор, которым закреплена была граница между владениями двух царей. Селевк признал власть Чандрагупты в Пенджабе, а также на востоке Гедрозии и Арахозии, получив в благодарность богатые дары, в том числе 500 боевых слонов, роль которых в бою можно сравнить со значением танков в войнах XX века. Укрепив чрез договор свою власть над Бактрией, Парфией, Гирканией и другими восточными сатрапиями, заодно обогатив свою казну, Селевк Никатор теперь решил включиться в борьбу против Антигона и его сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

11:5. Селевк I Никатор (312–280 гг. до н. э.). После смерти Александра Македонского Пердикка занял пост главнокомандующего, а Селевк стал одним из его генералов. Он участвовал в заговоре против Пердикки, в результате которого тот был убит. Селевк быстро захватил контроль над Вавилоном, но был вынужден отступить, когда преемник Пердикки Антигон выступил против него в 316 г. до н. э. Затем с 316-го по 312 г. до н. э. он был генералом у Птолемея. Они вместе сражались с Антигоном в битве при Газе. После того как Антигон потерпел поражение при Газе, Селевк вернул себе власть над Вавилоном, который стал центром его государства. Ст. 4 и 5 охватывают отрезок времени после смерти Александра Македонского до царствования первых царей двух империй на протяжении около сорока лет. 11:6. Неудавшийся союз Птолемеев с Селевкидами (246 г. до н. э.). Здесь повествование перемещается на сорок лет вперед. За это время произошли Первая и Вторая сирийские войны (274–271; 260–253 гг. до н. э.), главным образом, за контроль над торговыми путями, портами и природными ресурсами Сирии. После второй войны стороны проявили стремление к миру, и далее в тексте рассматривается этот стержневой момент в истории их отношений. Около 252 г. до н. э. Птоломей II Филадельф (285–246 гг. до н. э.) послал свою дочь Веренику к селевкидскому царю Антиоху II Теосу (261–246 гг. до н. э.) с намерением устроить брак между ними и тем самым заключить союз между двумя царствами. Этот союз мог обеспечить Птолемею контроль над Сирией, а Антиоху – контроль над Малой Азией. Хрупкие отношения между ними продолжались в течение двух лет, и у Вереники родился ребенок, но бывшая жена Антиоха Лаодикия, чьи сыновья были исключены из числа престолонаследников, как утверждает молва, отравила Антиоха, а потом убила Веренику и ее сына (вместе со многими ее сторонниками). Птолемей II умер в том же году. Вряд ли нужно говорить, что союз этот развалился; на протяжении последующих пятидесяти лет между двумя царствами происходили многочисленные военные столкновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Религиозная политика царей в эпоху эллинизма шла по двум направлениям: они либо распространяли какой-нибудь один культ, либо пытались унифицировать несколько — путем синкретизма, слияния религий. О деятельности миссионеров Ашоки на Западе мы почти ничего не знаем, по-видимому, она оказалась безрезультатной. Но в странах, соседних с Индией, буддизм, как мы уже видели, прочно утвердился. Селевк Никатор тоже был на свой лад миссионером. Он, вероятно, следовал старинному правилу: боги победителей должны стать и богами побежденных. Завет Александра молиться во всех храмах он отверг и планомерно осуществлял эллинизацию Востока. Вместе с ней шло наступление греческой религии на Азию. Селевк достаточно ясно сознавал, что у самих эллинов вера в Олимпийцев ослабела. Поэтому из круга богов он решил избрать главного, наименее поблекшего, чтобы сделать его покровителем короны и империи. Выбор царя пал на Аполлона, ибо не погас еще ореол таинственности, который издавна окружал святилище в Дельфах. В годы войн и неурядиц к Пифийскому оракулу все чаще стали обращаться опасавшиеся за свою участь люди. К тому же жрецы Аполлона всегда были сторонниками крепкой власти. Это сделало их союзниками Ахменидов и Македонии, что Селевк, естественно, должен был оценить. И еще одна причина определила выбор царя. К тому времени греки окончательно отождествили Аполлона с Гелиосом, богом Солнца, а среди подданных Селевка солнечный культ был самым древним и популярным. Весь Восток поклонялся дневному светилу: вавилонский Мардук, сирийский Шемеш, иранский Митра считались его олицетворениями. Народам, которые привыкли видеть в Солнце зримый лик божества, было легче принять Аполлона, чем кого-либо другого из Олимпийцев. Тем не менее, Селевк Никатор не желал идти на поводу у «варваров». По его мнению, Аполлон должен был остаться греческим богом. Поэтому он противился любым попыткам придать Аполлону восточную окраску. Храмы, которые строил царь, обычаи, которые он поощрял, статуи, которые он воздвигал, ничем не отличались от того, что было принято в Элладе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Дальнейшие основания в пользу понимания под четвёртым страшным зверем царства Сиро-египетского находят в том, что боговраждебная деятельность и рога, вышедшего из страшного зверя, изображается сходно с деятельностью хульного рога 8 гл. и деятельностью царя из северного царства II гл. (ст. 31–32) и ещё в том, что десять рогов страшного зверя параллельны десяти Сиро-египетским царям, о взаимных раздорах которых говорится во II гл. (Бухар. 37–39). Но нами, при разборе третьего мнения, было уже сказано, что между врагом Церкви, изображаемым в 8 гл. под образом малого рога, выросшего из одного из четырёх рогов козла 41 , и между врагом, представленным под образом и рога, выросшего между 10-ю рогов на лбу страшного зверя 7 гл., далеко нет такого сходства, на основании которого можно бы было признать их за одно лицо, что гораздо скорее следует признать их за лица, отличные друг от друга, имеющие выйти из разных царств, при разных обстоятельствах. Мы выше раскрыли и то, что между видениями 2 и 7 гл. и содержанием II гл. нет параллельного сходства, что десять железно-глиняных пальцев человеческого тела 2 гл. и десять рогов страшного зверя 7 гл. не могут быть приравнены к упоминаемым в II гл. царям северного (Сирийского) царства. Чтобы восполнить недостающее число царей Сирийского царства, Бухарев 42 к царям сим присоединяет упоминаемых в II же гл. царей южных (египетских) и действительно набирает всего десять царей до Антиоха Епифана: 1 . Птоломей Лаг., 2 . Селевк Никатор, 3 . Птоломей Филадельф, 4 . Антиох Теос, 5 . Птоломей Евергет, 6 . Селевк Калинник, 7 . Птоломей Филопатор, 8 . Антиох Вел., 9 . Птоломей Епифан, 10 . Селевк Филопатор, но и при этом находит в видении 7 гл. своё опровержение, опровержение, выше также указанное. По смыслу видения 7 гл. 11-й хульный рог при устроении своей царской власти уничтожит три рога из прежних десяти рогов. А этого относительно Антиоха Епифана доказать нельзя – исторически, хотя бы число 10 и было набрано из царей двух царств. Далее, по видению той же 7 гл., рога, за исключением последнего 11-го рога, являются не преемственно, а все вдруг и потому под ними нельзя разуметь преемственно следовавших царей Сиро-египетского царства, тех царей, о борьба которых предсказывается в II гл. Самые браки, о которых говорится в II гл. и на которые Бухарев 43 указывает как на браки, предсказанные в объяснительных на сновидение Навуходоносора словах Даниила (2:43: что ты видел железо, смешанное с глиной болотной, – это значит, они будут соединены связями человеческими), на самом деле, как опять-таки выше было указано, вовсе не подходят к характеру тех связей человеческих, о которых говорит св. Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

пер. Г.А. Тароняна 33. Юстин (II или III вв. н. э.) о нем ничего не известно. Сохранилось его сокращенное изложение (эпитома), на латинском языке, сочинения римского историка Помпея Трога (I в. до. н. э.–I в. н. э.) «Филиппова история», в 44 книгах, – всемирная история (история Македонской монархии, начиная с царя Филиппа I, и других государств и народов до их включения в состав Римской державы, с эпизодическими отступлениями об отдельных народах и местностях). Сокращение (эпитома) «Филипповой истории» Трога Помпея XIII, 7, 9–11 (Александр Македонский прибыл в город Нису в Индии) (9) Оттуда он отправляется к горам Дедалы, в царство царицы Клеофиды. Хотя она сдалась ему, но получила обратно от него свое царство ценой сожительства с ним, обольщениями добившись того, чего не могла оружием; (10) и сына, родившегося от него, она назвала Александром, который потом овладел царством индов. (11) Царица Клеофида за опозоренную честь была индами названа царской шлюхой. (...) XIII, 4, 19–21 и 23 (После смерти Александра в Вавилоне, в 323 г. до н. э., раздел властей диадохами590) (19) В дальней Бактриане и областях Индии были оставлены прежние управители 591 . (20) Земли между реками Гидасп и Инд имел Таксил. (21) В колонии, основанные в земле индов, посылается Питон, сын Агенора. Паропамисцев и пределы горы Кавказ 592 получил Оксиарт. (...) (23) Бактрийцев получает по жребию Аминт. (...) XV, 4, 11–21 (Войны диадохов. Селевк) (11) Сначала он 593 захватил Вавилонию; затем, увеличив благодаря победе свои силы, завоевал бактрийцев. (12) Потом он совершил переход в Индию, которая после смерти Александра, словно это было сброшено с шеи иго рабства, убила его управителей. (13) Учинителем свободы был Сандрокотт, но свободу, бывшую для него благовидным предлогом, он после победы обратил в рабство, (14) поскольку, захватив царство, он сам угнетал рабством народ, который освободил от иноземного господства. (15) Хотя был он низкого происхождения, однако к царской власти побужден он был божественной волей. (16) Оскорбив царя Нандра своей дерзостью, за что царь повелел убить его, он нашел спасение благодаря быстроте ног. (17) Когда он в изнеможении от этого лежал, объятый сном, к нему, спавшему, подошел огромный лев и стер у него языком струившийся пот, а когда он проснулся, дружелюбно оставил его. (18) Сначала побужденный этим чудом к надежде на царскую власть, собрав разбойников, он стал подстрекать индов к смене царской власти. (19) Затем, когда он готовил войну против управителей Александра, дикий слон громадной величины сам явился к нему и, словно прирученный, принял его на спину и стал предводителем войны и замечательным бойцом. (20) Так стяжав царскую власть, Сандрокотт в то время, когда Селевк закладывал основы своего будущего могущества, владел Индией. (21) Заключив с ним договор и уладив дела на востоке, Селевк вступил в войну с Антигоном. (...)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сын Антиоха I Антиох II, который был прозван Феосом (богом), возобновил войну с Египтом, названную Второй Сирийской. Она закончилась заключением мира, гарантией которого стал брак Антиоха с дочерью Птолемея Береникой. Чтобы жениться на Беренике, Антиох развелся со своей первой женой Лаодикой, от которой он уже имел двоих сыновей. В царствование Антиоха Феоса, продолжавшееся до 247 г., держава Селевкидов понесла большие территориальные потери. От нее отпали Парфия и Бактрия. В 256 г. царю изменил правитель Парфии Андрагор, его примеру последовал сатрап Бактрии Диодох, провозгласивший себя царем. При сыне и преемнике Антиоха II Селевке II Каллинике Бородатом (247–226 гг.), родившемся от первой жены Антиоха Лаодики, иранское племя парнов, кочевавшее в Закаспии, южнее Кара-Бугаза, во главе со своим вождем Аршаком вторглось в Парфию и овладело ею, после чего парнов стали называть парфянами. В 247 г. Аршак был провозглашен царем Парфии. Его преемники носили имя основателя династии в качестве титула, подобно позднейшим цезарям или августам. Хотя Парфия, распространившая впоследствии свою власть на значительную часть империи Селевкидов, принадлежала по преимуществу иранской цивилизации, она не выпала до конца из эллинистического мира. Во всяком случае парфянские монеты чеканились с греческими надписями и большая часть сохранившихся парфянских документов составлена на греческом языке. Селевк Каллиник разбил конницу Аршака, но, потерпев поражение, тот сумел восстановить свое войско и, заключив союз с Диодохом II Бактрийским, одержал затем победу над Селевком, заставив его уйти в Месопотамию. Продолжая экспансию, Аршак овладел Гирканией. Он погиб в одной из стычек, воюя с местными племенами Гиркании, и его погребли в Нисе, расположенной поблизости от современной столицы Туркмении. Наследником основателя династии стал его брат Тиридат, принявший имя погибшего – Аршак II. Тиридат расширил территорию подвластной ему Парфии, но в 228 г. Селевк II во главе многочисленного войска пришел в Парфию, и Тиридат отступил в Среднюю Азию, в страну саков, но когда из-за династических конфликтов Селевк вынужден был вернуться в Антиохию, Аршак II снова покорил Парфию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Поэтому его сыновья Селевк Керавн и Антиох Великий подняли оружие против Эвергета, однако Селевк по коварству своих приближенных был убит. Антиох же, преуспев в войне, освободил Сирию; вместе с тем Эвергет был убит своим сыном Птолемеем Филопатором, откуда, как передают историки, этого Фиопатора и назвали так по антифразе 39 . При этом раздраженный Птолемей Филопатор собрал величайшие войска и сразился с Антиохом Епифаном при городе Рафия, который был при входе в Египет, и победил Антиоха. Однако из-за своей нерешительности Филопатор не сумел воспользоваться этой победой. Ибо Антиох Великий пришел в себя и собрал войско намного большее, нежели прежде. Но тогда уже мертв был Филопатор, у которого остался малолетний сын Птолемей Епифан 40 . Также Антиох попросил и получил от Филиппа, Царя Македонского, вспомогательные войска. Однако в то время и сами Иудеи были в брожении и одни склонились к Антиоху, другие – к Птолемею на великую свою беду. Когда при истоках Иордана состоялось сражение, Антиох рассеял Египетское войско и принудил к сдаче Сидон, где искал прибежища Скопас, побежденный полководец Птолемея. Занял он и саму Иудею. А чтобы захватить также Египет, он заключил, а лучше сказать, коварно притворился, что заключает союз с Птолемеем Епифаном и выдал ему свою дочь Клеопатру, которую вместе с тем подговорил, чтобы она обманула или погубила мужа. Но она была более расположена к мужу, нежели к отцу, и таким образом коварство не имело успеха. Итак, когда этот его замысел не удался, Антиох обратился к другому и захватил многие дружественные Римскому народу острова, однако был побежден Римлянами под предводительством Люция Сципиона, брата Сципиона Африканского, и вынужден был уступить им Малую Азию и каждый год выплачивать дань в тысячу талантов. А сверх того, он отдал в заложники и своего младшего сына Антиоха Епифана (старшего же по рождению звали Селевк Филопатор). И будучи так стеснен, он впредь был принужден оставаться в пределах своего царства, но немного позже, воюя против Идумеев, был уничтожен вместе со своим войском в сражении, или, как сообщают другие, он погиб, когда пытался разграбить богатейший храм Юпитера Додонского 41 , будучи поражен сбежавшимися окрестными жителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Весть о его кончине принес Памфилу Селевк, некто исповедник из воинов, и как доставитель столь важной вести, немедленно удостоился одинакового с ними жребия; ибо едва лишь начал он рассказывать о кончине Порфирия и облобызал одного из мучеников, какие-то воины тотчас схватили его и привели к префекту, а префект, как бы поспешая приготовить его в сопутники первому для переселения на небо, повелел немедленно отсечь ему голову. Селевк был родом из земли каппадокийской, но в войске принадлежал к отборному юношеству и в римской службе получил не мало чести; ибо здоровьем и телесной крепостью, ростом и силою далеко превосходил своих соратников; так что, при первом на него взгляде, все начинали говорить о нем, все восхищались высотой его роста и стройностью тела. Перенесши удары бичей еще тогда, как гонение только началось, он уже прославился на поприще исповедания и, оставив военную службу, решился соревновать подвижникам благочестия, сделался, подобно отцу и попечителю, как бы надзирателем и охранителем круглых сирот, и беспомощных вдов, людей поверженных в бедность и немощи, а посему от Бога, приемлющего это гораздо приятнее курений и жертвенной крови, справедливо удостоился дивного призвания к мученичеству. После упомянутых подвижников, Селевк, в один и тот же день, скончался десятым - конечно для того, чтобы Памфилу, сообразно достоинству этого мужа, шире отверзлись двери мученичества, и чтобы как ему, так и прочим легко было вступить в царство небесное. Таким образом, по следам Селевка, пред судьей явился Феодул, почтенный и богобоязненный старец, принадлежавший к семейству префекта и уважаемый Фирмилианом, более всех домашних - частью за старческий его возраст, частью за то, что он был уже родоначальником трех поколений, а частью и за его благорасположение и верную преданность своему дому. Так-как вина Феодула походила на вину Селевка; то, в след за последним приведенный к господину и раздражив его более, чем прежние, он был распят на кресте и принял одинаковую со Спасителем мученическую кончину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/741/...

Иудеи, которые все это время находились между жизнью и смертию, когда увидали тучу пыли от страшного стада и услыхали яростные крики погонщиков, стали испускать отчаянные вопли; но, вспоминая, как Бог издревле чудесно спасал народ Свой, не переставали взывать к Нему о помощи. И Всемогущий и Всеблагий Бог послал им знамение Своего спасения. Вся страшная сила, которая неслась на погубление Иудеев, внезапно остановлена была явлением двух грозных Ангелов; слоны двинулись назад и произвели расстройство в войске и смятение в народе. Сам царь, услышавши отчаянные вопли обреченных им на смерть, пришел в жалость; он прослезился и укорял приближенных к себе слуг, зачем они не предохранили его от такого жестокого предприятия? Тотчас повелел разрешить Иудеев; назначил им пир в продолжение семи дней и отпустил их, каждого в свое место, снабдивши грамотами к местным властям, в которых признана была невинность Иудеев и засвидетельствовано было, что делающий им зло оскорбляет Бога Всевышняго. V. Иго сирийское Сын и преемник Антиоха Великого, Селевк IV Филопатор, продолжал присылать из своих доходов все нужное для священнослужения в Иерусалимском храме, но он сам находился в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. Его тяготила огромная подать, которую отец его обещался выплачивать Римлянам после поражения своего при Магнезии; и потому Селевк почти все свое царствование провел в собирании денег. В это время некто Симон, из колена Вениаминова, бывший попечителем храма, оспаривал начальство в Иерусалиме у Онии, который сделался первосвященником после отца своего Симона. Не успевши в своем домогательстве, Симон отправился к Аполлонию, правителю Киле-Сирии и Финикии, и донес ему, что в Иерусалимском храме находятся безчисленные сокровища, которые вовсе не нужны для жертв, и могут быть отобраны в царскую казну. Когда Селевк узнал об этом от Аполлония , тотчас же послал государственного казначея Илиодора взять и принести эти сокровища. Ония объявил Илиодору, что действительно в сокровищнице храма есть 400 талантов серебра и 200 талантов золота 202 , но они принадлежат частным людям, и самая большая часть положена на сохранение вдовами и сиротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010