11:17–19. Антиох III терпит поражение от римского полководца Сципиона (191–190 гг. до н. э.). Господство Рима над Грецией было установлено мирным договором в 196 г. до н. э. Греки, которых не устраивало такое положение дел, провели переговоры с Антиохом, призывая его прийти к ним на помощь. В это время Антиох, понимая, что ему необходимо нейтрализовать Египет, предпринял шаг к установлению союза с ним, послав свою дочь Клеопатру в качестве невесты для Птолемея V. Он рассчитывал на то, что она будет сообщать ему ценные сведения, но был неприятно разочарован, когда понял, что она стала на сторону своего мужа. Тем не менее он выступил против Греции в 192 г. до н. э. Постоянная смена союзников в итоге сработала против него, и он потерял значительную часть своего десятитысячного войска при Фермопилах в 191 г. до н. э. После этого Антиох предпринял попытку провести сражение на море, чтобы оттеснить римлян от берегов Малой Азии. В 190 г. до н. э. крупные соединения селевкидской армии численностью в 70 тыс. человек прибыли на подмогу Антиоху. Римских войск под командованием Сципиона было вдвое меньше, когда они встретились при Магнезии (в 50 милях к северу от Эфеса). Но плохо обученные и допустившие тактические ошибки войска Антиоха потерпели поражение, и его армия понесла существенные потери. Унизительные и грабительские условия капитуляции были приняты безоговорочно. 11:20. Селевк IV Филопатор (187–175 гг. до н. э.) . Этот сын Антиоха III был довольно миролюбивым царем и, по-видимому, поддерживал добрые отношения с Иерусалимом. Эпизод, который описывается в тексте, вероятно, был исключением, и характеризует одного из его должностных лиц (Илиодора), посланного собирать налоги. Вероятно, он взял сверх того, что требовалось, или посягал на припрятанные противниками Селевкидов средства. Прежде чем первосвященник Ония III смог добраться до Антиоха и разъяснить ему ситуацию, Селевк был убит в результате заговора, который возглавил Илиодор, причем историки подозревают Антиоха IV в соучастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:20. Персия, Греция. Как и в гл. 8, здесь подразумевается последовательность империй, в которой Греческая империя Александра Македонского пришла на смену Персии. 10:21. Истинное писание. Эту книгу сравнивают с вавилонскими «Таблицами судеб», которые, как считалось, содержали в себе и направляли ход истории земли и вселенной (см. коммент. к 7:25). Характер этих «Таблиц» не только согласуется с материалом, изложенным в гл. 11, но и отвечает введению к этому материалу в 11:2, где представленная информация определяется как «истина». 11:1–45 Цари с севера и юга 11:2. Четыре персидских царя. Кир уже был царем во время этих событий, поэтому его не следует рассматривать среди этих четырех. Его непосредственными преемниками были Камбиз, Смердис (Бардия/Гаумата), Дарий, Ксеркс и Артаксеркс. Семь других царей, которые взошли на царский престол после Александра Македонского, правили в самом конце существования империи. Последним был Дарий III. Бесспорно, Ксеркс превосходил всех этих царей богатствами и наиболее активно воевал с греками. Этот отрезок персидской истории продолжался около семидесяти лет. 11:3. Могущественный царь. Могущественный царь – это не кто иной, как Александр Македонский. Этот текст был написан спустя почти 130 лет после окончания правления Ксеркса, в 336 г. до н. э., когда Александр Македонский занял царский престол в Македонии. Спустя пять лет его воинская доблесть опрокинула Персидскую империю и положила начало господству Греции. 11:4. Четыре ветра небесные. Александр Македонский умер в 323 г. до н. э., и двадцатилетняя борьба за власть закончилась разделением империи на четыре части (см. коммент. к 8:22). Два государства образовались в районе Эгейского моря (Кассандр стал правителем Греции и Македонии, Лисимах – Фракии) и два на Ближнем Востоке (Птолемей стал правителем Египта и Палестины, а Селевк – Сирии, Месопотамии и Персии). Династия Птолемеев далее представляет «южного царя», а династия Селевкидов – «царя северного». 11:5. Птолемей I Сотер (305–285 гг. до н. э.). Далее в центре рассмотрения находятся два царства (Египет Птолемеев и Селевкия), которые граничат с Палестиной. Птолемей на протяжении почти двадцати лет выступал в роли (уже с 312 г. до н. э.) влиятельного посредника и зачинщика в борьбе разных сил, но Селевк представлял в этом противостоянии более сильную сторону и обладал более обширным царством. Предпринятая Птолемеем в 321 г. до н. э. военная акция привела к разгрому первоначально сложившейся группировки, захватившей власть после смерти Александра Македонского. Одно из своих немногих поражений он потерпел в 309 г. до н. э. при попытке выступить против Антигона (предшественника Селевка). К 306 г. до н. э. стало ясно, что он переоценил свои возможности, и ему пришлось вернуться на прежние позиции и пере группировать силы. Тем не менее в 306 г. до н. э. он провозгласил себя царем Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4. Около того же времени умер и Антиох Грип, коварно убитый неким злоумышленником Гераклеоном; прожил он всего сорок пять лет и был царем двадцать девять. Преемником его стал сын его, Селевк 863 , который начал войну с дядей своим, Антиохом Кизикийским, победил его, захватил в плен и велел казнить. Немного спустя сын последнего, Антиох, прозванный Благочестивым 864 , прибыл в Арад, провозгласил себя царем и пошел войной на Селевка, которого ему наконец удалось победить и совершенно изгнать из Сирии. Тогда Селевк бежал в Киликию и, прибыв в город Мопсуэсту, вновь стал требовать от жителей денег. За это чернь города рассердилась на него, подожгла его дворец и умертвила его и приверженцев его. Пока сын Антиоха Кизикийского правил в Сирии, брат Селевка, Антиох, пошел на него войной, но был побежден и погиб со своим войском. После него брат его, Филипп, возложил на себя корону и стал править одной частью Сирии. В то же время Птолемей Лафур послал в Книд за четвертым его братом Деметрием, носившим прозвище Эвкера 865 , и провозгласил его царем в Дамаске. Антиох оказывал этим двум братьям сильное сопротивление, но вскоре умер, потому что нашел геройскую смерть в бою с парфянами, оказывая поддержку самийской царице Лаодике. Тогда Сирией стали владеть оба брата Деметрий и Филипп, как об этом сказано нами в другом месте 866 . 5. Между тем на Александра восстали его подчиненные (так как народ был возбужден против него): когда наступил праздник и Александр приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, они стали кидать в него лимонами; дело в том, что, как нам пришлось уже упоминать в другом месте 867 , у иудеев был обычай держать в руках в праздник Кущей ветки финиковых пальм и лимонных деревьев. Кроме того, народ стал поносить его, что он родился от военнопленных родителей и потому не может быть признан достойным чести совершать жертвоприношения. Рассердившись на это, Александр велел перебить до шести тысяч человек и, кроме того, распорядился отделить деревянной перегородкой алтарь и часть храма вплоть до того места, куда имели право доступа одни лишь священнослужители. Этим он оградил себя от оскорблений черни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селевк Никанор, родоначальник новой сей фамилии, поселил их в Антиохии, а когда Антиох Феос, внук его, принял их во все города Малой Азии, то они рассеялись по всей Греции, жили там по своим законам, и пользовались там теми же преимуществами, как и прочие граждане. Около сего времени семьдесят Иудеев, отличных своими познаниями, перевели на Греческой язык Священные книги с согласия народа и по просьбе Царя Египетского Птоломея Филадельфа. С сего времени Вера Иудейская начала быть известною между Язычниками; Храм Иерусалимский обогатился дарами Царей и народов; Иудеи были почитаемы всеми нациями: они едва ли и в царствование собственных своих Государей наслаждались таким спокойствием и столь великим уважением. Спокойствие сие, казалось, долженствовало быть вечным, если б они сами не нарушили оное своими раздорами. Некоторые из самых могущественнейших предали народ свой из ласкательства Царям: они хотели прославиться подобно Грекам, и предпочли сие суетное величие твердой славе, которую они приобрели между своими согражданами наблюдением законов предков своих. Они торжествовали игры подобно Язычникам. Новость сия ослепила глаза народа, и идолопоклонство, облеченное сим великолепием, показалось прекрасным многим Иудеям. В сии перемены вмешались споры о верховном священстве, которое было главным достоинством в народе. Честолюбцы пристали к Царям Сирийским; и сие священное достоинство было наградою ласкательства или денег. Но сия зависть и раздоры не замедлили причинить, как обыкновенно случалось, великие несчастия всему народу. Селевк Филопатор предпринял похитить сокровище Храма Иерусалимского, посвященное на содержание вдов и сирот. Исполнение жестокого сего дела возложено было на Илиодора. При приближении сего Министра весь город пришел в страх, и прибегнул к Богу с молитвою и покаянием. Тщетно Первосвященник Ония представлял посланнику Цареву несправедливость сего предприятия; Илиодор со стражами своими готовился отнять силою сокровище, но внезапно все окружающие его были повержены на землю: явился муж страшного вида, которого оружие было золотое, и который сидел на богато убранном коне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Лисий хотел голодом выморить засевших в храме и потому уже никак не мог бы милостиво отпустить осажденных, а еще менее дать им 14-ти дневный срок на раздумье: выходить ли им, или нет, a наименее всего послал бы к ним уполномоченным Менелая. Если бы последний попал в руки иудеям, наверно они его не выпустили бы живым. Но против такого понимания говорит также точный перевод греческих выражений: ,,κατελθοντας“ и „κατατορευομενοις” (XI, 29 и 30), означающих: сходить сверху вниз, с верхней страны в страны, ниже лежащия; очевидно, что отсюда нельзя выводить, что Иерусалим находился в осаде. Прямой смысл этих выражений тот, что некоторые иудеи желали приходить из Иерусалима в Сирию по своим житейским делам (προς τοις ιδιοις) 191 и при этом просили у Антиоха гарантии в своей безопасности 192 . Такой смысл подтверждается и самым ответом иа изложенную просьбу иудеев: им обещается свободное исполнение ими своих религиозных и обрядовых предписаний, а вовсе не свободное отступление от Иерусалима (XT. 31). Что Иерусалим не был в осаде, на это указывает самое место переговоров, которое, как видно из рассказа, ведутся издалека, в противном же случае местом переговоров была бы главная квартира сирийцев возле Иерусалима 193 . Исходным пунктом отрицания исторической достоверности главы 2-ой Макк. книги Лякер полагает хронологическую дату смерти Антиоха Епифана, которая, по второму письму этой главы, произошла в 148-м году эры Селевкидов 195 . В первой главе своего сочинения (стр. 2–29) Лякер на основании известия хроники Евсевия, Грания Лициния и 1-ой Макк. VI, 16, а по последней и на основании известия Иосифа Флавия (Antiquit. XII, 861) устанавливает год смерти Антиоха Епифана в 149-м г. эры Селевк. (=154, 1 Олимпиады=164/63 г. до Рожд. Хр.). Исходя отсюда, Лякер во второй главе своего сочинения доказывает, что приведенные в гл. 2-ой Макк. книги письма, не могут быть подлинными в их настоящем виде, так как они упоминают о смерти Епифана уже в 148-м г. эры Селевк., тогда как известно, что 1-ая Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В 305–303 гг. до н. э. сирийский царь Селевк I Никатор (см.), держава которого на востоке граничила с империей Маурьев, предпринял поход против Чандрагупты, который отказался признать себя вассалом Селевка. Этот поход, по-видимому, окончился не очень удачно. Селевк заключил договор с Чандрагуптой, уступил ему области к западу от Инда, выдал за него свою дочь, а взамен получил 500 слонов. Дружественные и дипломатические отношения между ними продолжались и при их преемниках (см. Мегасфен). Сыном и преемником Чандрагупты был Биндусара (см. Амитрохат), а внуком – знаменитый царь Ашока. При внуке Ашоки (Сампади) империя Маурьев распалась на восточную, со столицей в Паталипутре, и западную, со столицей в Таксиле. Около 180 г. до н. э. последний Маурья был убит, воцарилась новая династия Шунгов. Саннаба – 23. VII, 1, 52 (Σαννβα) – город в области нанихов (см.), к западу от Ганга; не идентифицируется. Сапара – см. Сапаранк. Сапаранк – 23. VII, 1, 2; 28 (Р: Σαπαργον; H: Σπαρα, Сапара) – пятое (с запада) из семи устьев (рукавов) Инда, 1 (см. по поводу рукавов); предположительно идентифицируется как нын. Каха (Kah=Kahr), крик (пересыхающая река); устье – 23°53», 67°38», на юго-востоке Пакистана. Сапарн – 17б. 4, 12 (Σπαρνος) – западный приток Инда, к северу от реки Кофен (нын. Кабул, впадает в Инд – 33°55», 72°20»); предположительно идентифицируется как нын. Abbasin (?) (Аббасин; может быть, сейчас другое название). Сапол – 23. VII, 2, 13 (Σπολος) – город в области ганганов, в Индии по ту сторону Ганга, на самом севере, где течет река Сараб(нын. Гхагхра, левый приток Ганга), т. е. в предгорьях Гималаев; локализуется в области верховьев Гхагхры, где сейчас находится лежащая в развалинах местность Sabal (Sabalgar; Sobalu – Сабал, Собалу, Сабалгарх), 29°44», 78°15», на северо-западе штата Уттар-Прадеш, к юго-востоку от города Хардвар (есть еще в этом ареале местность Sobala, 30°04», 80°35», на самом северо-западе этого же штата). Сапфар – 11. VI, 104 (Sapphar или Saphar) – столица (regia) гомеритов (см.), с I в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дан.11:5 . И усилит­ся южный царь и один из князей его пере­силит его и будет владыче­с­т­во­вать, и велико будет владыче­с­т­во его. Дан.11:6 . Но через несколько лет они сблизят­ся, и дочь южного царя при­дет к царю северному, чтобы установить правильные отноше­ния между ними; но она не удержит силы в руках сво­их, не усто­ит и род ее, но пред­аны будут как она, так и сопровождав­шие ее, и рожден­ный ею, и по­могав­шие ей в те времена. Из четырех царств, образовавшихся из монархии Александра Македонского, усилились с течением времени северное (сирийское) и южное (египетское), находившиеся между собою в постоянной борьбе. Расположенная между ними Палестина также была вовлечена в их распри и, как подвластная прежде Александру Македонскому, неоднократно переходила из одних рук в другие: от Сирии к Египту и наоборот. Этих только двух царств, как имевших соприкосновение с народом Божиим, и касается откровение; история двух других – фракийского и македонского оставляется им в стороне. Преемниками Александра Македонского на престолах египетском и сирийском были Птоломей Лагов (323 – 285 г.) и Селевк Никатор. Первый из них, «южный царь», в скором времени стал сильным и богатым государем; впрочем, и Селевк Никатор, владычествовавший от Фригии до Инда, не уступал своему противнику, с которым принужден был вести борьбу, делая попытки привлечь к себе подчиненный Птоломею еврейский народ. Попытка более или менее прочного сближения двух царей, «северного» и «южного», была сделана при преемнике Птоломея Лагова – Птоломее II Филадельфе и втором преемнике Селевка – Антиохе Феосе. Желая положить конец распрям, Птоломей Филадельф выдал за Антиоха свою дочь Веренику, отдав в приданое за нее, между прочим, и Палестину. Антиох в то время был уже женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей – Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя пред женитьбой на Веренике Лаодика с детьми и была удалена, но после смерти Птоломея Филадельфа вновь возвратилась ко двору и, опасаясь своей соперницы, отравила мужа, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на престол сирийский возвела своего сына от Феоса Селевка Каллиника. Так «дочь южного царя... не удержала силы в руках своих, не устоял и род ее». Попытка сближения царств кончилась ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

760 Это, вероятно, ошибка. Антиох не имел решительно никакого повода посылать такое письмо Птолемею, своему врагу, войска которого были им разбиты. Кроме того, выше ясно говорится, что письма царя были адресованы его военачальникам и приближенным. (Перев.) 761 Персидская мера емкости (около 10 литров). 762 Здесь, видимо, вкралась неточность. Антиох заключил союз с Птолемеем Филопатором раньше, а именно в 217 г. (Перев.) 763 С первосвященниками этого имени мы имели случай встречаться уже выше. Их было всего четыре. Хоний I, сын и преемник Иаддуя (XI, 8, 7), вероятно, тот, которого Флавий ниже (XII, 4, 10) ошибочно смешивает с Хонием III; к нему-то, по Первой книге Маккавейской (12.7,8,20), спартанский царь и обратился с посланием. Внуком этого Хония был Хоний II при Птолемее Эвергете (247—222 гг. до н.э.). Хоний III, внук Хония II, был первосвященником при сирийском царе Селевке IV Филопаторе (187—175 гг.) и отличался большим благочестием. Его сын Хоний IV основал около 160 года храм в египетском городе Леонтополе. (Перев.) 764 См. XII, 2, 5. (Перев.) 765 Селевк IV Филопатор правил со 187 по 175 г. до н.э. 766 Ср.: 1Мак 12.7:19—20. Здесь может быть указание на Арея I, который царствовал в Спарте с 309 до 265 г. до н.э. Поэтому и первосвященником тут может быть только Хоний I, а не Хоний III. Впрочем, имя Арея встречается в этой форме лишь в латинском переводе Первой книги Маккавейской и здесь, у Флавия (также ниже, XIII, 5, 8); в греческом и сирийском тексте оно переделано в «Дария». (Перев.) 767 Т.е. Хония. 768 Кроме приведенных здесь Флавием данных, об этом Тире ничего более неизвестно. (Перев.) 769 Антиох IV Эпифан — правитель Селевкидской державы в 175—163 гг. до н.э. 770 Птолемей V Эпифан правил с 204 по 180 г. до н.э. 771 Птолемей VI Филометор царь из династии Птолемеев (180—145 гг. до н.э.). 772 См. X, 11, 7. 773 Селевкидская эра считается с 312 г. до н.э., когда Селевк I вступил в Вавилон. Следовательно, Антнох Эпифан овладел Иерусалимом в 170 г. до н.э. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

В позднейшей литературе мы находим многочисленные следы эллинистических новелл. Одна из самых известных – новелла об Антиохе, сыне царя Селевка. Царевич был влюблен в свою мачеху Стратонику. Сознавая преступность своей любви, он старался превозмочь ее и начал чахнуть. Знаменитый врач Эрасистрат догадался о скрытой причине недуга. Чтобы определить, в кого царевич был влюблен, он заставил всех домашних по очереди заходить в комнату больного, и, когда зашла Стратоника, волнение Антиоха обнаружило предмет его страсти. Эрасистрат сообщил царю, «что сын его безнадежно влюблен в замужнюю женщину, и назвал при этом свою собственную жену. Селевк стал просить его не губить юношу, уступить ему жену, и прибавил, что он сам охотно отказался .бы от своей жены для спасения сына. Тогда врач открыл ему истину, и Селевк отдал сыну жену и царство. Эта новелла о «благородных» чувствах оформлена как исторический рассказ; бытовые персонажи предпочитались для комической новеллы, в которой действовали глупые мужья, сварливые или неверные жены, хитрые любовники, плуты и т. п. Огромный успех выпал на долю сборника любовных новелл, составленного Аристидом из Милета (вероятно, в конце II в. до н. э.); название этого, до нас не дошедшего, сборника «Милетские рассказы» стало нарицательным именем для всего жанра. Новелла, короткая и динамичная, не давала достаточного простора для описания субъективных переживаний героев. Очень знаменательно поэтому, что около 100г. до н. э. античная художественная теория начинает фиксировать наличие нового вида повествования, в котором «вместе с событиями познаются речи и настроения действующих лиц». Специального названия жанр не получает, но противополагается прочим как «повествование («история») о лицах», в отличие от «повествования о вещах». По словам Цицерона, этому виду повествования свойственна «развлекательность», что и достигается «переменчивостью событий и разнообразием настроений, серьезностью и легкомыслием, надеждой и страхом, подозрением и тоской, лицемерием, заблуждением и состраданием, поворотами судьбы неожиданными несчастьями и внезапной радостью, благополучным исходом дела».

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Поэтому Антиох показал особое благоволение к сему народу и его храму 809 . Впрочем, по причине опасности со стороны римлян Антиох заключил с Епифаном мир, обещав ему в супружество дочь свою Клеопатру, и, вместо вена (приданое, выкуп), Сирию, Финикию и Палестину. По прошествии семи лет он действительно выдал ее в намерении через нее погубить Епифана, но Клеопатра предпочла любовь супруга беззаконным умыслам отца своего. Наконец Антиох, после того как взял Родос, Самос и некоторые другие места, принадлежавшие к Римскому союзу, побежден римлянами, принужден платить им тяжкую дань и, по сей ли нужде или по сребролюбию ограбив храм Вила в Елимаиде, погиб с войском от местных жителей 810 . Его сын, Селевк Филопатор, по Иосифу – Сотер, казалось, уважал Иерусалимский храм, ибо из своих доходов давал все нужное для совершающихся в нем священнодействий. Но когда некто Симон, оспаривавший у Ония третьего начальство, донес о находящихся в нем сокровищах Аполлонию, областному правителю, и Аполлоний – Селевку, то царь послал Илиодора, дабы похитить оные. Напрасно Ония представлял сему последнему, что хранящееся в храме сокровище принадлежит частным людям и большею частью бедным, однако Бог сохранил то, что вверено было Его святилищу. Чудесное нападение страшного всадника и удары двух юношей, явившихся Илиодору при самой сокровищнице, повергли его в изнеможение и бесчувствие, которое не прежде окончилось, как Ония принес за него жертву. И так Илиодор не принес царю ничего, кроме уверения в силе Божьей. Несмотря на то, Симон, выставляя Онию виновником случившегося, и, под покровительством Аполлонния простерши свой мятеж до убийств, принудил первосвященника отправиться к царю для требования от него справедливости. Вскоре Селевк отравлен Илиодором, неосторожно вызвав брата своего Антиоха, бывшего заложником в Риме, и отправив на его место сына своего Димитрия 811 . В первое лето Антиоха Епифана, Иисус, переименовавший себя для греков Иасоном, брат Онии, купил у царя первосвященство и низложил своего брата 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010