На место его восстанет некий [Селевк Филопатор, или Сотер, сын Антиоха Великого], который пошлет сборщика податей пройти по царству славы [то есть по владениям этого народа], но и он после немногих дней погибнет, и не от -возмущения и не в сражении. И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей; но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом и взойдет, ибо держит верх с малым народом. Он войдет в мирные и плодоносные страны и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство, будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени”. 4. Пророчества, подтвержденные пришествием Мессии, Иисуса Христа, положившего начало внутреннему духовному царству 535 . Предсказания. – Что во время четвертой монархии, еще до разрушения второго храма, на семидесятой неделе, по пророку Даниилу, когда иудеи не были еще лишены верховенства и нерушим второй храм, – что в эти времена просветятся язычники и познают Бога, которому поклоняются иудеи, и что возлюбившие Его будут избавлены от своих врагов и преисполнятся трепета перед Ним и любви к Нему. И было так, что при четвертой монархии, еще до разрушения второго храма и т. д., язычники во множестве преклоняются перед Господом и ведут ангельски безгрешную жизнь: юницы посвящают Господу свое девство и свою жизнь, мужчины отказываются от всех услад. То, что Платону не удается внушить избраннейшим и образованнейшим из людей, некая тайная сила немногими словами внушает сотне миллионов людей глубоко невежественных. Богачи расстаются со своим богатством, дети расстаются с негою отчего дома ради полной лишений жизни в пустыне и т. д. (Об этом можно прочесть у Филона Иудея.) Что все это означает? Это означает именно то, что было уже так давно предсказано. В течение двух тысяч лет ни один язычник не преклонился перед Господом иудеев, и вот, в предсказанные времена, язычники во множестве преклоняются перед этим единым Господом. Они разрушают капища, и даже цари покоряются Кресту. Что все это означает? Это Дух Господень снизошел на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

Неудачу отца будут стараться поправить дети его, они «вооружатся и соберут многочисленное войско, и один из них быстро (или точнее: бурно, стремительно и порывисто, как бурный, всё потопляющий потоп) пойдёт, наводнит и пройдёт (по всей земле, затопляя её своими полчищами, как волнами), и потом, возвращаясь (т. е. после первого опустошительного нападения на области врага совершая вторичный поход на них), будет сражаться с ним до укреплений его». Такое бурно-стремительное и всесокрушительное нападение северного царя на владения южного царя приведйт последнего в сильное раздражение так, что он «выступит и сразится с ним, с царём северным: и выставит (царь северный) большое войско (или точнее: великое множество) и предано будет войско в руки его» (т. е. царя южного). Каким же образом будет предано? Это далее и раскрывается. «И поднимется войско, – говорится, – и сердце (дух, мужество) царя вознесётся», т. е. по той мере, как возвысится, сделается грозным и страшным и по своей многочисленности, и по своему воодушевлению множество врагов, возрастёт и высокомерный дух мужества в царе южном. Под влиянием этого возбуждённого и возросшего духа мужества «он низложит многие тысячи (из враждебного войска), но от этого не будет сильнее», не достигнет того преобладания и владычества над северным царём и царством его, к которому будет стремиться (10–12). Эти слова откровения нашли своё осуществление в следующих исторических фактах. После смерти Селевка Каллиника, умершего в плену у парфян, на престол вступил сын его Селевк Керавн, человек весьма слабый. Он, через два года по вступлении на престол, был отравлен в 224 г. своими полководцами во время войны с Антиохом, царём пергамским, и не успел ничего предпринять против Египта. Керавну наследовал брат его, Антиох, который, желая присоединить снова к своему царству Келе-Сирию и Финикию, предпринял войну против египетского царя Птолемея Филопатора или Трифона (т. е. гуляки, царствовавшего от 221–203 до Р.Х.). Во время этой войны он завладел Селевкией при реке Оронте, Тиром и Птолемаидой, двукратно доходил до укреплённого города по имени Дора, лежавшего в 2 милях к северу от Кесарии, подверг его продолжительной осаде и затем заключил четырёхмесячное перемирие. По возобновлении военных действий, он предпринял новый поход против Египта в 218 г. Во время этого похода он запер египетские войска в Сидоне и завладел Голаадом, Самарией и Финикией. Но в начале следующего 217 г. вышел против него с войском в 70.000 пехоты, 5.000 конницы и с 73 слонами. Птоломей Филопатор и нанёс ему страшное поражение при Рафии, недалеко от Газы, при чём Антиох потерял 10.000 пехоты, 300 конницы и 5 слонов убитыми и принуждён был возвратиться в Антиохию, оставив во владении египтян завоёванные было им Келе-Сирию, Финикию и Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Однако, чудо – не единственный критерий. Второй – пророчества. Об истинности этого критерия ( Втор 18:17–22 ) и соответствия его здравому смыслу уже было сказано в предыдущей главе. Он очевиден, потому что будущего не знает никто, кроме Бога. И тех, кому Он открывает. В предыдущей главе мы уже приводили пример пророчества, сбывшегося спустя столетия после произнесения – слова Иисуса Христа о женщине с алавастровым сосудом. Это далеко не единственный пример. Можно привести и другие. На протяжении многих веков одним из крупнейших центров древнего мира являлся город Вавилон. В дни своего расцвета Вавилон мог похвастаться и древностью, и динамикой развития. По всем человеческим меркам он был несокрушимой твердыней. Но пророки сообщают решение Бога о Вавилоне: И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нём... Но будут обитать в нём звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах ( Ис 13:19–22 ). И не возьмут из тебя камня для углов, и камня для основания. Но вечно будешь запустением, говорит Господь ( Иер 51:26 ). Согласитесь, весьма определённое пророчество. Оно касается конкретного города, и предсказывает ему не просто потерю столичного значения, но полное исчезновение, и не какой-то период запустения, но на веки вечные отсутствие здесь людских поселений, и даже конкретно указывает животных, которые будут обитать на развалинах. Во время произнесения пророчества в VIII веке до Рождества Христова эти слова казались невероятными – к тому времени Вавилон стоял уже полторы тысячи лет, и находился в расцвете. Но в VI веке до Р.Х. город был захвачен и частично разрушен войсками персидского царя Кира. В IV веке до Р.Х. Вавилоном овладел Александр Македонский, который решил возродить хиреющее поселение, восстановить главный языческий храм и сделать Вавилон столицей своего царства. Однако сразу после этого решения великий полководец заболел и умер – раньше, чем даже были разобраны развалины. Один из его преемников – Селевк, не только не продолжил замысла Александра, но и вовсе переселил большую часть жителей Вавилона в другой город.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

– «Училище по обычаю языческому» – γυμνσιον, гимназия, т. е. плац для гимнастических упражнений, состязаний и игр юношей, – украшенный портиками и с местами для зрителей. Устройством такого училища надеялись нанести вернейший удар Моисеевой религии, воспитав совершенно новое поколение юношей в духе языческом. 1Мак.1:15 . и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло. «Установили у себя необрезание…» Мысль подлинника несколько иная: «сделали себе крайние плоти», частью – новой хирургической операцией, частью – другими более простыми средствами замаскировали знак обрезания, чтобы при обнажении на гимнастических играх не вызывать насмешек необрезанных. – «Отступили от Святаго завета…» Обрезание было знаком этого завета, поэтому – его прекращение, и тем более уничтожение знаков его на теле являлось открытым разрушением завета, совершенным отказом от него, отступничеством. – «Соединились с язычниками …» – ζεχθησαν τ. εθ. – точнее: «впряглись в ярмо язычников» – восприняв языческие убеждения и обычаи. – «Продались, чтобы делать зло…», – т. е. стали невольными рабами греха – выражение, буквально повторяющее 3Цар.21:20 , где Илия говорит Ахаву: «ты продался тому, чтобы делать зло…» – ππρασαι ποισαι τ πονηρν… (ср. Рим.7:14 и д.). Насколько все это находило себе сочувствия в народе, видно из 2Мак.4:13–17 . 1Мак.1:16 . Когда Антиох увидел, что царство укрепилось, предпринял воцариться над Египтом, чтобы царствовать над двумя царствами, 1Мак.1:16–28 : Разграбление храма и кровопролитие, произведенное в Иерусалиме Антиохом, подробнее описывается во 2Мак.5:1–23 . Это злое дело учинил он при возвращении с удачного для него похода на Египет ( 1Мак.1:19 ). Это был второй его поход ( 2Мак.5:1 ) туда, состоявшийся ( 1Мак.1:20 ) в 143 году эры Селевк., т. е. осенью 170 г. до Р. Х. – «Когда Антиох увидел, что царство укрепилось…» Это укрепление состояло в том, что был устранен Илиодор, узурпировавший трон после умерщвления Селевка, – затем, Антиох получил от Рима официальное признание царем, хотя прямым наследником престола приходился, собственно, сын Селевка Димитрий, только что отправившийся заложником в Рим, вместо Антиоха; – наконец, на основании одной заметки у блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Царь, Селевк IV, поручил Плиодеру проверить слова Симона, но храм был спасен от ограбления благодаря сверхъестественной помощи: Илиодор был поражен расслаблением. Тем не менее происки Товиадов-эллинистов против Онии увенчались успехом в том отношении, что он (Ония), по поводу смут, произведенных в Иерусалиме Симоном, вынужден был отправиться в Антиохию, где оставался до вступления на сирийский престол Антиоха IV Епифана и откуда более уже не возвращался в Иерусалим. Развязавши себе руки, эллинисты тотчас же ревностно принялись за уничтожение своих противников, находя себе поддержку со стороны сирийских чиновников 1254 , так что уже в это время об Иерусалиме, перешедшем в руки эллинистов, можно было сказать, что он стал «чужим для своих» 1255 ; но полное торжество эллинизма в нем наступило после вступления на престол Антиоха IV, известного под именем Епифана. «В те дни (в царствование Антиоха), читаем мы в первой книге Маккавейской, вышли из Израиля сыны беззаконные, и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие» 1256 . Во главе этих «сынов беззакония» стояли Товиады, в лице которых Антиох нашел едва ли не самых ревностных эллинизаторов, какие только были в его царстве. Товиады не замедлили явиться к Антиоху, выставили себя перед ним приверженцами сирийского правительства и его стремлений, открыто заявив о своем желании усвоить религию и обычаи греков и эллинизировать иудейство, и, наконец, поднесли ему значительный денежный подарок в 440 талантов, обещая кроме того еще 150 талантов за право устроить гимназию в Иерусалиме и за звание антиохийского гражданства. Это как нельзя более соответствовало видам Антиоха, и потому он с готовностью удовлетворил всем просьбам эллинистов-Товиадов и даже назначил первосвященником представленного ими кандидата Иисуса, или Иасона, несмотря на то, что был еще жив Ония III 1257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Этот метод часто позволяет датировать апокалипсисы: момент, в который описание истории теряет точность и аккуратность, и есть момент написания» . Откр. написано около 95–100-го года (в эпоху гонений при Домициане), но как бы из ситуации 60-х годов (в эпоху гонений при Нероне) . Псевдонимия Многие апокалипсисы являются псевдонимными произведениями — они надписаны великими именами древних праведников: Еноха, Даниила, Моисея, Варуха, Ездры, Авраама и др. (в том числе по только что указанным причинам). «Все было открыто особым мудрецам, но они молчали... И сами они долго не понимали (см. Дан. 8, 27), так как все должно было произойти намного позже» . В этом отношении Откр. является исключением. Автор не скрывается под псевдонимом — он именует себя Иоанном и представляется как свидетель живого Христа. Другой вопрос, что не все библеисты соглашаются с отождествлением Иоанна — автора Откр. с ап. Иоанном Богословом. Однако не только церковное Предание, но и последние открытия в области литературной структуры Откр. говорят о том, что автор Четвертого Евангелия, трех Соборных посланий и книги Откровения — одно и то же лицо. Видения и символизм их описаний Апокалиптический язык — загадочный и сложный язык, с помощью которого пересказываются странные, «неописуемые» видения. Это язык символов, которые нужно правильно понять и истолковать. Многие символы получили общепринятое специально-апокалиптическое значение, выработанное в процессе развития традиции. Например, четвертый, самый страшный зверь в Дан. 7, 7-8 описан так: 7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. 8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Этот зверь символизирует греческую империю, образовавшуюся после завоеваний Александра Македонского. Десять рогов — десять правителей греческой династии на Востоке ко временам написания Дан. (первый рог — сам Александр; второй — Александр Эгус или Филипп Архидеус; третий — Селевк I Никатор и т. д.; десятый рог — Антиох IV Епифан). В 8-м стихе на эту символику накладывается несколько иная: небольшой рог, исторгнувший первые три — это все тот же Антиох IV Епифан, трое предшественников которого умерли насильственной смертью, хотя он и не был причастен к этому .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

11:7. Птолемей III Эвергет (246–221 гг. до н. э.). Узнав о смерти Антиоха, Вереника обратилась к своему брату (который вступил на египетский престол) с просьбой вторгнуться в пределы Сирии, чтобы поддержать притязания своего сына на престол. Но ему не удалось удержать контроль над Сирией до убийства своей сестры и племянника. В 245 г. до н. э. (Третья сирийская война) он вторгся в Селевкию и успешно атаковал сирийские столицы Антиохию (на реке Оронт) и Селевкию (это Селевкия-Пиэрия в Сирии) и произвел в них серьезные опустошения. Эти города были быстро восстановлены Селевком II после возвращения Птолемея в Египет. 11:9. Селевк II Каллиник (246–226 гг. до н. э .). Сын Лаодикии, Селевк II, обязан своим появлением на исторической сцене предательству и интригам собственной матери. В 243 г. до н. э. он попытался захватить контроль над Южной Сирией и Палестиной. Это окончилось для него не просто неудачей, но обернулось против него и завершилось потерей территории. 11:10. Селевк III (226–223 гг. до н. э.). В течение последних пятнадцати лет своего правления Селевк II вступил на путь борьбы со своим братом, Антиохом Иераксом. Оба умерли примерно в одно время, и на престол вступил Селевк III. В ст. 10 дается обзор последовавших в течение десяти лет событий. Селевк III пал на войне с Пергамом в Малой Азии. Его преемником стал Антиох III, который начал собирать силы, готовясь к Четвертой сирийской войне (221–217 гг. до н. э.) против Птолемея IV. 11:10. Антиох III Великий (223–187 гг. до н. э.). В следующих девяти стихах рассматривается деятельность Антиоха III, которая охватывает около тридцати лет. Полагают, что его правление заслуживает самого пристального внимания при изучении текста книги Даниила, поскольку он сыграл главную роль в выведении Палестины из-под контроля Птолемеев и присоединении ее к царству Селевкидов, положившему конец столетнему господству Птолемеев над Израилем. Это событие произошло в 218 г. до н. э., когда ему удалось вторгнуться в пределы Галилеи и Самарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1) Селевк Никатор. 2) Антиох Сотер. 3) Антиох Теос. 4) Селевк Каллиник. 5) Селевк Керавн. 6) Антиох Вел. 7) Селевк Филопатор, брат и предшественник Антиоха Епифана, который взошёл на престол после Фолопатора, устранив других законных наследников, и, по объяснению указанных толковников, должен быть признан малым рогом, имеющим достигнуть царства путём уничтожения трёх царей (ср. ст. 8:20:24). Этими подлежащими уничтожению царями могут быть Илиодор, убийца Селевка Филопатора, Димитрий, сын Селевка Филопатора, во время смерти отца бывший заложником в Риме, и Птоломей Филометор египетский, сирийского престола для которого домогалась мать его Клеопатра, сестра Селевка Филопатора и Антиоха Епифана. Но из упомянутых всех трёх лиц никто не достиг царской власти и никто из них поэтому не был свергнут или погублен Антиохом Епифаном. Сирийский государственный казначей Илиодор, правда, стремился к царской власти, но его стремления не достигли цели и притом благодаря не Антиоху Епифану, а Атталу и Евмену 40 . Димитрий, в свою очередь, хотя по смерти отца имел все права на царскую власть, как законный преемник, но так как во время этой смерти оставался заложником в Риме, то и не в состоянии был достигнуть по праву принадлежащей ему власти и так как, значит, на престол не восходил по смерти отца, то и не был свергнут с него дядей своим Антиохом Епифаном, при достижении последним царской власти. Наконец Птоломей египетский, правда, по смерти Антиоха Епифана, успел на короткое время соединить в своих руках царскую власть сирийскую и египетскую (1Макк.11:13); но при жизни Антиоха и пред вступлением его на престол ни по праву, ни фактически не был царём сирийским. Некоторые, впрочем, толковники устраняют лицо Птоломея, заменяя его Селевком Филопатором и, чтобы заполучить нужное число 10, причисляют к царям сирийским самого Александра Македонского (Гитциг, Гилгенфольд). Но Селевк Филопатор был убит не Антиохом Епифаном, а Илиодором, совершившим это злодеяние из-за своих личных честолюбивых замыслов относительно царской власти, ибо сам хотел сделаться царём. Что же касается Александра Македонского, то он ни по свидетельству истории, ни по сказанию кн. пр. Дан. никоим образом не может быть причислен к ряду царей именно сирийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Итак, если Низе обходил трудности писем, приписывая их «болтливости» автора, то Слуис считает трудные места просто позднейшею вставкою. Итак, мы положительно не видим основания два вступительных письма соединять в одно. Совершенно противоположное мнение относительно количества писем высказывает Брюстон 19 и следом за ним Вилльрих 20 . Они находят в отделе с I. 1–II, 18 ст. 2-ой Макк. книги целых три письма, причем первое письмо разделяют на два: с 1–7-ой ст. 1-ой главы одно письмо – первое с датою 169 год эры Селевк.; I, 7 до 10 стиха, 2-е письмо от 148 г. эры Селевк. (=164 г. до Рожд. Хр.). Последнее письмо (7–10 ст.) есть образец тех кратких воззваний, которые иудеи могли рассылать тогда из Палестины к своим иноземным соплеменникам при установлении торжества освящения храма (I Макк. IV, 59; 2-ая Макк. X, 8) с целью вызвать их на празднование великого дня. (В стихе 10-м будто бы по кодексам 55 и 62 нужно читать не 188, а 148). Во всей этой теории Брюстона одно верно, что хронологическую дату 188 стиха 10-го он отнес к предшествующему письму, а не последующему, хотя самую хронологическую дату – 188 г. эры Селевк. Брюстон переменил на 148 г. той же эры, в остальном же, относительно деления первого письма – одного на два, теория Брюстона не выдерживает критики. В первых шести стихах первой главы нет ни одного твердого намека на политические притеснения египетских иудеев и все выражения, не исключая и “εν καιρ πονηρω” ( I, 5), настолько общие, что все сказанное одинаково подходит и к 188 и к 169 г. эры Селевк. Стихи же 7–10– ый I-oй главы, представляющие по теории Брюстона отдельное письмо, выглядят так странно, что сам Брюстон был в затруднении и пытался выдать их за поддельные и вымышленные. (Bruston in Stades Zeitschrift fur d. Almesmamenm. Wissen. 1890. X. S. 117). Вилльрих 21 говорит: «Ничего нет невозможного в том, что автор письма вспомнил про легенду, известную нам по Иосифу (с. Ар. II. 5.), но текст изложен в таких выражениях, что скорее следует вовсе отказаться от желания отнести рассказ к какому-нибудь определенному факту. Оносительно второго письма мы тоже не можем сказать, к какому обстоятельству относится приглашение иерусалимских иудеев.... Какой-нибудь переписчик, но едва ли сам компилятор, нашел, Бог весть где, эти два послания и, чтобы спасти их от уничтожения, поставил впереди вступительного послания Иуды Маккавея, т. к. по содержанию они имеют с ним тесную связь».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если, таким образом, поселение евреев в Египте уже ко времени первого Птоломея стоит на совершенно твердой почве, то, наоборот, обладание Палестиной, даже спустя некоторое время после битвы при Ипсе, по-видимому, не оставалось для Птоломеев неоспоримым. По крайней мере, один из позднейших Селевкидов, Антиох IV, мог ссылаться на то, что Селевк после битвы при Ипсе владел Палестиной. Во всяком случае, Селевк (первый, с прозвищем Никатор) стремился приобрести благоволение евреев. Если первый Птоломей поставил их в Александр и наравне с македонянами, то Селевк Никатор дал им права гражданства в Малой Азии, северной Сирии и в городе Антиохии и, следовательно, тоже уравнял их с греками-победителями. При этом случае он проявил свою благосклонность к ним совершенно особенным способом. Дело в том, что новое право, действовавшее в этих городах, было правом победителей над побежденными и влекло за собою известные выгоды в пользу первых. Обыкновенная подать этих городов,.уплачивавшаяся их гражданами, по-видимому, состояла во взносах маслом. То, что евреи, которые, конечно, также мало общего имели с греко-македонскими победителями, как и остальные жители указанных областей, все-таки сумели извлечь для себя выгоду из этого права, – несомненно, поразительно. Они, очевидно, были обязаны этим той самой услужливости, благодаря которой они после уничтожения вавилонского царства добились от победителя Кира позволения вернуться в Палестину. Их не приковывала патриотическая любовь ни к какому из распадавшихся мировых царств, и, таким образом, они умели извлекать для себя пользу из всякого изменения, существующего политического строя. Но, по меньшей мере, столь же удивительным, как и это предоставленное Селевком I право евреям, является то особенное внимание, которое было оказано их своеобразным установлениям при пользовании этим правом. Именно, Селевк разрешил евреям взимать упомянутую подать масла деньгами, потому что евреям запрещено было пользоваться чужеземным маслом. И этой привилегии евреи не были лишены даже в римский период после кровавого исхода Иудейской войны, когда общины роптали на тяжесть подати. 2. Семьдесят толковников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010